Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Сегодня, в последнее воскресение перед Адвентом, евангельские чтения посвящены чуду, которое Господь совершил в пустынном месте, близ Вифсаиды, накормив пятью хлебами и двумя маленькими рыбками, пять тысяч человек. Все четыре евангелиста рассказывают эту историю, что говорит об особом духовном значении произошедшего для всех нас.
Когда мы читаем об этом евангельском событии, на память приходят чудеса о приумножении пищи, описанные в Ветхом Завете. Сразу вспоминается чудо, совершенное пророком Илией, в отношении бедной вдовы в Сарепте. Это чудо описано в 17 главе 3 Книги Царств. Там бедная вдова приготовила Божьему человеку трапезу из последних запасов муки и масла, которые имела в доме. За это Бог через Илию благословил эту женщину тем, что после ухода пророка мука в ее кадке не убывала, и масло в кувшине не истощалось, пока не кончилась засуха.
Вспоминается другое подобное чудо, о котором рассказывается в 4 главе 4 Книги Царств, где пророк Елисей преумножил масло в сосуде бедной вдовы, и тем самым спас вдову от заимодавца.
Несомненно, эти два события находятся в преемственной духовной связи с тем событием, о котором мы слышали сегодня во время литургических чтений.
Как пишет Иоанн, когда Спаситель с учениками удалился в пустынное место, чтобы отдохнуть после тяжелых дневных трудов, за Ним последовало множество народа из окрестных городов и селений. Близ Вифсаиды собралось более пяти тысяч человек.
А далее апостол на первый взгляд не к месту уточняет: «приближалась же Пасха, праздник Иудейский» (Ин.6:4). Это уточнение предшествующее чуду преумножения хлебов, здесь не случайно. Пасха была неразрывно связана с жертвоприношением и трапезой пасхального агнца, который для иудеев был прообразом ожидаемого ими Спасителя, Агнца Божьего.
Тем самым апостол Иоанн обращает внимание на то, что чудо умножения хлебов, которое Христос совершит спустя несколько минут, имеет связь с Ним Самим, пасхальным Агнцем и Живым Хлебом, дарующим вечную жизнь.
На следующий день, после чуда с хлебами, Христос скажет тем же самым людям: «Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира» (Иоан.6:51). «Иисус же сказал им: истинно, истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие» (Иоан.6:53-55).
Несомненно, чудо, о котором мы сегодня говорим, имеет для всех христиан особый духовный смысл. Недаром его описывают все четыре Евангелиста. Ведь преумножение пяти хлебов и двух рыбок является прообразом еще большего чуда – Святой Евхаристии, в которой мы вкушаем Хлеб Вечной Жизни - Самого Христа. На эту очевидную связь между чудом насыщения пятью хлебами пяти тысяч человек и Святым Причастием указывают единодушно Отцы Церкви.
Конечно, в отличие от тех пяти тысяч иудеев, удовлетворивших хлебами голод, мы вкушаем не просто хлеб и вино Евхаристии, а, как мы веруем, истинное Тело и Кровь Христовы. А делаем это не для того, чтобы насытить тела, а чтобы насытить души, потому что сам Христос сказал: «Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь пребывает во Мне, и Я в нем» (Иоан.6:56)
Итак, вновь обратимся к евангельскому тексту. Когда Господь, возведя очи, увидел, что в столь поздний час множество народа идет к Нему, и этот народ измучен и голоден, Он говорит Филиппу: где нам купить хлебов, чтобы их накормить? «А говорил же потому, что испытывал Филиппа, потому что знал, что хотел сделать» - поясняет евангелист Иоанн.
Филипп растерянно отвечает: у нас только 200 динариев. Но в разговор вступает апостол Андрей и говорит: «У одного мальчика есть пять хлебов и две рыбки. Но что это для пяти тысяч человек?!».
И вот тогда происходит самое удивительное. Апостол Матфей пишет: «Он воззрел на небо, благословил и преломил хлеба, и дал их апостолам, а те в свою очередь – народу».
Когда люди по тогдашнему восточному обычаю возлегли для вкушения пищи, Спаситель воззрел на небо, благословил и, преломив, дал хлебы (Мф.14:19).
Какими же словами благословил Господь хлеб? Формула благословения, основывалась на Лев.19:24 и Втор.8:10. Ее произносили с древности иудеи, благословляя трапезу: «Благословен Ты, Господи Боже вселенной, Царь вселенной, по милости Твоей Ты дал нам хлеб, плод земли и трудов человеческих…».
Именно эти слова древнего иудейского благословения хлеба произносил в тот момент Иисус. И этими же словами во время литургии священник благословляет принесенный к алтарю хлеб и вино сегодня, спустя две тысячи лет.
И вот, на глазах у изумленного народа совершается чудо преломления. Благословив, Он преломляет пять хлебов и раздает куски ученикам, а те прочим людям, а хлеб все не кончается и не кончается, пока кусок не оказывается у каждого из пяти тысяч.
Пяти хлебов хватило на всех, так что ели все и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных. (Мф. 14, 20).
Желая насытиться Небесным Хлебом, мы тоже приносим в церковь то, что у нас есть: хлеб земной, облатку, или «просфору» (что значит «приношение»). Священник, возложив этот хлеб на жертвенник, молится обо всех нас.
И затем, молитвенно вспомнив Господни обетования быть для нас Хлебом Жизни, мы просим, чтобы Он в ответ на нашу молитву в этом хлебе и вине отдал нам Свое Пречистое Тело, и Свою Пресвятую Кровь.
А потом мы благоговейно вкушаем этот дар «во оставление грехов и в жизнь вечную».
В насыщении ли нашей плоти пшеничными хлебами, или в насыщении наших душ своим животворящим Телом и Кровью проявляется только одно – бесконечная любовь Божья к нам.
Сама Божественная любовь превращается в пищу. Сама любовь Бога к нам становится для нас пищей.
Можно было бы прибавить, что и воздух, которым мы дышим, и здоровье, которое у нас есть, и наши дети, и наши друзья, и самая наша жизнь — это Божественная любовь воплощенная, вещественно выраженная, зримо нам преподаваемая.
Но мы так мало чувствуем в себе благодарности…
Господи, спасибо за Твою безмерную любовь, которую Ты являешь нам во всем, что мы имеем, и прости, что мы часто слепы, и не хотим замечать Твоей воплощенной любви в нашей жизни.
священник Воронежской англиканской церкви "Рождества Христова"
о. Сергей Смирных
Сайт англиканской церкви в Воронеже http://anglican-rus.webnode.ru/
smyrna@yandex.ru
Сергей Смирных,
Воронеж, Россия
Сергей Вячеславович Смирных - христианский публицист, прозаик, поэт. Родился 18 сентября 1964 года в семье учителей. Окончил медицинский институт, магистратуру по православной теологии. Работал врачом хирургического стационара, преподавателем университета, был главным редактором христианской газеты. Автор трех книг, сборника стихов, рассказов и эссе, дипломант нескольких литературных конкурсов. Член Союза Писателей Северной Америки. Живет и работает в Воронеже.
Прочитано 2769 раз. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
непонятно нам с моментом...
кто воскрес перед Адвентом?
не понятно нам, а ведь
пред адвентом проповЕдь. Комментарий автора: Дорогой Павел! Время, потраченное на сочинение стишка лучше было бы Вам потратить на молитву или чтение Писания. А еще, поверьте, Вас ждут в детских интернатах, домах инвалидов и хосписах.
Драматургия : Халва - Николай Агапьев Эта сценка была придумана мной на один праздник. Все чем я располагал тогда: это один хороший брат во Христе сыгравший роль папы (я соответственно играл сына) и моя фантазия. Сценка веселая и наивная, на вид молодежная, но показывали ее мы тем, кому далеко за пятьдесят, так, что возрастых ограничений не имеет. Подготовка к ней, может занять пол часа, декораций не требует. Желаю вам всех благословений! Сценка была немного дополнена благодаря отзыву НАДИ