«Мы знаем о литературе всё, кроме одного: как ею наслаждаться»- /Дж.Хеллер/. Наслаждаться испытывать сильнейшее удовольствие. Лучше с точки зрения духовного наслаждения: расширять духовный кругозор и находить ответы на свои вопросы или вести к подъему других. И то, и другое необходимо. Духовное наслаждение – это все то, что ощущаю во взаимосвязи и раскрытие высшей силы, когда я хоть немного близок к ней, даже если и не различаю её ясно.
Выясним, что такое литература. Определение значения этого слова начнем с корня «Littera» в переводе с латыни значит буквально «буква», «написанное». Таким образом, литературу можно определить, как массив написанных текстов произвольного содержания, один из основных видов искусства — искусство слова, в широком смысле слова: совокупность любых письменных текстов. Литература имеет огромное значение в истории развития общества. Человек всегда стремился к тому, чтобы передавать знания и делиться своими чувствами с другими людьми. Появление письменности можно считать первым шагом на пути к литературе. Как говорится в Библии: «Сие же написано»-/Ин.20.31/.«Литература - это храм, говорит С. Г. Шаумян, - куда можно входить лишь с чистой совестью и благородными стремлениями. Когда же люди подходят к этому храму с мелкими честолюбивыми стремлениями, корыстолюбивыми целями и со склонностью ко лжи - это величайшее преступление, совершаемое против народа». Говорит Н.Рерих: «Против культуры может быть лишь невежество и, если мы как таковое где обнаруживалось, мы можем лишь сожалеть об этом тёмном начале». М.Горький продолжает: «...цель литературы – помогать, человеку понимать самого себя. Поднять его веру в себя и развить в нем стремление к истине. Бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество, делать все для того, чтоб люди стали благородно сильными и могли одухотворить свою жизнь святым духом красоты...». «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа…» - /1Кор.6.19/. «Это как нельзя более точное определение храма – места, где пребывает Бог и которое посвящено для служения Ему»-/Мэтью Генри/.«Литература необходима для развития благородных чувств и правильной речи» – /Борис Акунин/. Но ведь литература не может иметь претензии на прямое административное значение: довольно с неё и того, если она старалась вообще внушать гуманные идеи и благородные чувствования.Итак, во-первых, литература — это «учебник жизни», как называл её Чернышевский. Литература обогащает наши знания о жизни. Конечно, дает глубокие представления о жизни людей, оказывает воздействие на мировоззрение, воспитывает высокие нравственные качества, заставляет задумываться над сложнейшими вопросами бытия. Во-вторых, она воспитывает людей, является руководителем человека в жизни, Что говорит ап.Павел Тимофею: «Всё Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности» - /2Тим.3.16/, прививая ему высокие и благородные понятия, чувства, стремление к труду, к борьбе за свободу и счастье народа. В то же время, являясь одним из видов искусства,— искусством слова, литература развивает в человеке чувство прекрасного, учит его видеть и понимать красоту самой жизни и красоту художественного слова, литературных образов, картин жизни, которые создаёт писатель». Роль литературы в жизни человека трудно оценить. Книги воспитали не одно поколение людей. К сожалению, в современном обществе роль литературы недооценивается. В церквях христиане мало обращаются к христианской и другой литературе; слушая проповедников можно понять что, он не читает, а делает «плывучий» взгляд на тему. Есть категория людей, которая заявляет о том, что литература «выжила себя» как вид искусство, ее заменило кино и телевидение. Но остается та категория людей, которая признает и ценит значение литературы в нашей жизни. Кино про Иисуса Христа как вид игры артиста не даст того, что даст духовная литература для человека. Сам Христос сказал: «Блаженны не видевшие и уверовавшие» - /Ин.20.29/. В Писание можно вникать и исследовать - /Ин.8.39/, кино такой возможности не даёт.rn Как известно, книги выполняют две основные функции: информационную и эстетическую. Из поколения в поколения именно при помощи книг передавался опыт, накопленный веками, в книгах хранились знания, запечатлевались открытия. Книги являли собой трибуну для провозглашения новых идей и мировоззрений. В трудных жизненных ситуациях человек прибегает к книге и черпает из нее мудрость, силы и вдохновение. Ведь книга универсальна, в ней человек может найти ответ на любой интересующий вопрос.Реализуя свою эстетическую функцию, литература учит прекрасному, доброму, формирует нравственные принципы. Книги формируют не только нравственные идеалы, но и идеалы внешности и поведения. Героини и герои книг становятся образцами для подражания. Их образы и мысли берут за основу своего собственного поведения. Поэтому так важно, в период становления личности обращаться к правильным книгам, которые дадут верные ориентиры. rn К примеру, образы самых прекрасных мужей, как ап.Павел, которому сказали: «большая учёность» - /Деян.26.24/, являют собой воплощение мужественности, спокойствия и естественной красоты поведения. Таких результатов поможет добиться качественное исследование литературы Библии, «мазь для глаз, чтобы видеть и белая одежда, чтобы одеться» - /Отк.3.18/. Образцом мужественности во все времена были сильные герои-борцы, которые руководствовались светлыми идеями во имя справедливости и любви. Таким образом, роль литературы во все времена и в современности - помочь человеку постичь самого себя и окружающий мир, разбудить в нем стремление к истине, счастью, научить уважению к прошлому, к знаниям и принципам морали, передающимся из поколения в поколение. Воспользоваться этой возможностью» - /Михаил Булгаков/«Всякое значение литературы для общества. Книжные приверженцы литературы очень горячатся за неё, считая прекрасные литературные произведения началом всякого добра. Они готовы думать, что литература заправляет историей, что она изменяет государства, волнует или укрощает народ, переделывает даже нравы и характер народный; особенно поэзия, - о, поэзия, вносит в жизнь новые элементы, творит всё из ничего. В подтверждение своих взглядов указывается на великие поэмы первых веков человечества: «Поэзия Притч Соломона», «Екклесиаста» на поэзию индийскую, еврейскую, греческую, и на продолжение их в творениях величайших гениев новых времён. Сколько великих тайн, они поведали миру в великолепных созданиях фантазии человечества. Без индийской и персидской поэзии не было бы в человечестве сознания о борении двух начал, добра и зла, во всём мире; без Гомера не было бы Троянской войны, без Вергилия Эней не странствовал бы в Италию, без Мильтона не было бы «Потерянного рая», без Данте – живых представлений ада, и рая. Не было бы – это в высшей степени справедливо: все эти прекрасные создания принадлежат творческой мудрости народа или вдохновением поэта. Но знаете ли что? Создания мудрости так ведь и остаются в области фантастических призраков и не переходят в действительность, если мы не признаем эту литературу необходимую для жизни.«Многие литераторы, едва уверовав, берутся писать о христианстве, но знания их большей частью книжные, почерпнутые из Библии да популярных брошюрок соответствующего содержания, посему они пишут не о том, что растворили в самих себе, а о том, каким, по их мнению, должно быть христианство. Но христианство – это жизнь, а не идеология, и только «просолившись» сам, «жертва солью осолится» - /Мр.9.49/, автор будет в состоянии «осоливать» других, в ином случае его произведения не вызовут ничего, кроме неприятия изрядно поднадоевшей морали» - /Светлана Капинос/. Петр Евгеньевич Бухаркин: «Отношение к литературе формируется отношением к жизни. Христианский смысл читатель обнаруживает, если он сам — христианин. Не литература делает нас христианами. Не культура открывает нам Бога, а наше христианское сознание позволяет нам увидеть огромную глубину культуры, связанную с грозным присутствием в ней Духа Святого, о чем прекрасно написал Георгий Федотов. Прежде надо воспитать в себе христианина, тогда можно увидеть глубинные христианские смыслы в каком-либо литературном произведении».Мы вовсе не хотели ставить нашу литературу выше всех, вовсе не думали приписывать ей небывалого пристрастия и широты взглядов, отрешения от частных интересов в пользу общих, высшее сознание человеческого достоинства и т.п. Совсем нет. Мы хотели только сказать, что, т.к. у нас до сих пор литература не считалась важной и существенной принадлежностью жизни. То по большей части никто и не думал делать её орудием своих планов, никто не обращал внимания на то, служит ли литература каким-нибудь церквям и каким именно, к чему она расположена, против чего восстаёт. Всё очень хорошо понимали, что мало кто может у нас соображаться с тем, что говорится в книгах, и что ход нашей жизни зависит не от писаных убеждений, до которых никому нет дела, а от вещей гораздо более существенных, имеющих непосредственное отношение, по пословице, к своей рубашке каждого. «А между тем, кто не видит, что литература, при всех своих утратах и неудачах, осталась верною своим благородным преданиям, не изменила чистому знамени правды и гуманности, за которым она шла в то время, когда оно было в сильных руках могучих вождей. Теперь никого нет во главе дела, но все дружно и ровно идут к одной цели; каждый писатель проникнут теми идеями, за которые лет десять тому назад ратовали немногие, лучшие люди; каждый, по мере сил, преследует то зло, против которого прежде возвышалось два-три энергических голоса. То, что было тогда достоянием немногих передовых людей, перешло теперь во всю массу людей образованных и пишущих. Кто не умел или не хотел усвоить себе этих живых уроков недавнего прошедшего, тот уже считался отсталым, отчуждённым от общего дела, мертвецом между живыми, и его хоронят заживо, несмотря ни на учёность, ни на талант. Да что же иначе и делать с человеком, который сам зарывает талант свой в землю и мёртвой буквой убивает жизнь духа? Бог с ними; пусть сочиняют себе надгробные надписи, долженствующие некогда напоминать об их бессмертии. Живой человек о живом думает. И нынешняя литература стремится изведать жизнь и на практике приложить и проверить истины, привитые общему сознанию достопамятными деятелями прежних лет. Всё проникнуто этим духом, и – повторим ещё раз – хотя во внутреннем содержании литература не подвинулась вперёд, круг идей её не расширился, но круг приверженцев этих идей значительно увеличился; усвоение их стало твёрже и полнее. В этом видим мы внешнее развитие литературы, составляющее прогресс её в последние годы и несомненную, действительную её заслугу. Она собственною силою сохранила ещё своё достоинство от мелких проделок и жалких поползновений, унижавших в другие времена звание человека. Она собственною силою завоевала себе этот кружок людей, со всей энергией правды. И в ней выразился общий закон распространения образованности, постепенно расширяющей свой круг, несмотря ни на какие препятствия. Литература – вообще всегдашний спутник образованности: развития её идёт параллельно с развитием потребности образованных церквей.«Литература, - убеждённо писал Жуковский, - есть одна из сильнейших средств в руках правительства церкви, - действовать на умы и на образования, должно давать литературе жизнь и быть ей другом, а не притеснять подозрительностью враждебной». «Литература служит вам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей - одним словом, делает вас мудрым»- /Д. Лихачев/ Мир литературы огромен и необозрим. Он такой разный, что часто, кажется, его невозможно не только узнать и понять, но даже приблизиться к пониманию. Но это не так. Потому что весь этот мир, как мы уже начали выяснять, построен по общим законам. У всего на свете есть фундамент, основа. Такой основой мира литературы является устное народное творчество и духовная или религиозная литература. Эта литература вобрала в себя все духовные знания о Боге, мире и человеке, собранные церковью за всю ее историю. Вся духовная литература опирается на Священное Писание и Священное Предание.Фредерик Старрисон как-то выразился в Оксфордском университете относительно английского издания Библии: «Это лучшее, что может предложить наша литература в благородной прозе».А Томас Карлейл написал о содержании Библии: «Это драгоценнейшее литературное сокровище, когда-либо выходившее из-под пера человека». Сам, будучи мастером пера, он имел полное право подобным образом судить о литературе.Порою люди уклоняются от чтения Библии, «опасаясь» ее толщины. Поскольку Библия является вершиной мировой литературы, самой известной и цитируемой книгой, любой образованный человек должен быть знаком с её содержанием. Не будучи христианином, великий английский историк Фрейд тем не менее сказал: «Основательно проштудированная Библия - это уже целый курс литературы, редкостнейший и богатейший во всех сферах человеческого мышления».«Понятие культуры, - говорит Н.Рерих, - по значению самого корня своего, устремляет к самоотверженному изучению, познанию и наслоению всех исканий, возвышающих сознание. Культура сокровищница всего возвышающего, путевого столба истинного пути».
Источники: Библия. Борис Акунин 1956 г.р. Грузия - русский писатель, учёный-японист. Н.Добролюбов – литературный критик/.
Прочитано 18648 раз. Голосов 12. Средняя оценка: 4.17
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности