Духовный смысл сказки о Попе и его работнике Балде.
Духовный смысл сказки о Попе и о его работнике Балде.
Сказка Пушкина О попе и его работнике Балде обычно воспринимается как злая сатира на жадных и глупых священников или просто как кощунство. В советское время атеистическая пропаганда активно использовало это стихотворенье в своих целях, по нему ставились спектакли, снимались мультфильмы, его изучали в школе. Однако внимательному читателю, знакомому с основами православного богословия, открывается глубокий духовный смысл, который совсем не кощунственный и сатирический, а назидательный и душеполезный.
Не так плох поп.
Принято приписывать Попу чрезмерную скупость и жадность, а иногда и другие качества, например, лень и обжорство. Вот пример – аннотация к одноименному мультфильму студии Союзмультфильм 1973г: … один поп, будучи очень алчным и ленивым, пошел на базар с целью найти там себе такого работника, который работал бы на него исправно и много, а денег бы за это брал всего ничего.
Обратимся к оригинальному тексту:
_ Поп ему в ответ: „Нужен мне работник:
_ Повар, конюх и плотник.
_ А где найти мне такого
_ Служителя не слишком дорогого?“
Ни какой жадности, лени и обжорства! Вполне разумное требование рачительного хозяина к работнику! На любом приходе до сих пор требуется повар, водитель и рабочий строительной специальности. Заметьте, поп не просит излишеств (еще быть нянькой к малышу). Так же поп не просит работать бесплатно, или как сейчас модно говорить «во славу Божью». Это Балда предлагает совою плату:
_ Балда говорит: „Буду служить тебе славно,
_ Усердно и очень исправно,
_ В год за три щелка тебе по лбу,
_ Есть же мне давай вареную полбу“.
Надо сказать, что у Попа есть единственный недостаток – недостаток ума:
_ Жил-был поп,
_ Толоконный лоб.
Выражение толоконный лоб означает, что в голове толокно – т.е. мука из толченых зерен. Вероятно, одной этой фразы было достаточно, чтобы православный цензор наложил на это стихотворенье свое вето, так как глупых попов не бывает, ибо если бы они были, то все священнические просьбы, советы и благословения надо было бы анализировать на предмет разумности, а это, не удобно. В то же время атеистическая пропаганда с радостью ухватилась за эту фразу, вероятно думая, что если есть один глупый поп, то все попы дураки и все чему они учат (христианское учение) – глупость.
Так зачем автор упомянул про толоконный лоб? А затем, что Поп именно по глупости совершил ошибки, которые стоили ему здоровья, а не по причине греховных страстей!
Не так хорош Балда.
Принято считать Балду положительным героем – простой, скромный, трудолюбивый мужик удобно противопоставляется жадному и глупому Попу. Атеистическая пропаганда отметила и это. Однако, пропаганда почему то не обратила внимание на имя этого положительного героя. Слово «балда» значит: «глупый человек, дурак» и происходит из тюркских языков, где обозначает «топор», «колун», «рукоятка сабли». Таким образом, по сюжету получается, что встретились два дурака.
Признаки бесовского одержания у Балды.
Обычно у современного человека беснование ассоциируется с тем, что одержимый кричит в храме или болен или безумен. Однако на то и одержимость это когда воля беса подчиняет себе волю человека. Так как бесы – «сыны погибели» то бесовская воля заключается в том, чтобы вредить человеку. Вредить бесы могут следующим образом:
- физически вредить здоровью человека;
- физически вредить церкви;
- обманом навязывать вредные мысли.
Балда, как модно сейчас это называть, человек «ищущий» т.е. ищет свой путь в жизни в том числе и духовный путь.
Автор упомянул прямо:
_ На встречу ему Балда
_ Идет, сам не зная куда.
Однако, из последующего развития сюжета, что Балда нанялся в работники именно к Попу (думаю, многим из тех, кто был на базаре, нужны были работники, тем более дешевые, но Балда целенаправленно идет к Попу.) В те времена было принято, чтобы ученик нанимался в работники к мастеру, чтобы учиться ремеслу. И то, что Балда выбирает Попа свидетельствует, что его интересует именно «что-то духовное». Из дальнейшего развития сюжета видно, что совсем не православное христианство. В наше время среди обывателей существует мода на паломнические и труднические поездки в монастыри. Таким образом, кажется, что Балда нанимается в подобные трудники.
Однако условие:
_ В год за три щелка тебе по лбу –
Однозначно оскорбительно для Попа. Каким бы ни был недостойным священник и как бы ни смирял он свою гордыню аскетикой – публично соглашаться на такой договор – было бы оскорблением священного сана (особенно во времена Пушкина). Но откуда такие мысли у Балды? Хочешь трудиться во славу Божью – трудись! Хочешь трудиться за деньги так предложи сумму! Хочешь символическую плату – так попроси за труд какую ни будь мелочь, например, просфору. Но Балда просит именно щелчки по лбу, то есть готов трудиться за возможность на законных основаниях оскорбить священника. Это мысль однозначно бесовская!
Поп не пытается вразумить Балду, не торгуется, вероятно, по причине недостатка ума не знает как повести себя в сложившейся ситуации. Он понимает, что так поступать нельзя, но и работника потерять боится. И соглашается.
_ Призадумался поп,
_ Стал себе почесывать лоб.
_ Щелк щелку ведь розь.
_ Да понадеялся он на русской авось.
Подобная ситуация с работой за щелчки может случиться и у современного священника. Например, когда кто то богатый и влиятельный предлагает деньги на ремонт храма, а взамен просит малость, сравнимую со щелчком по лбу: освятить то, что нельзя освящать, обвенчать тех кого нельзя венчать, сфотографироваться для рекламы, призвать прихожан проголосовать на выборах за «нужного» кандидата. Подобные дела могут быть наказаны не только Богом в будущем, но и правящим архиереем. Поэтому поп и призадумался.
Есть и еще один признак одержимости бесом.
_ Балда, с попом понапрасну не споря,
_ Пошел, сел у берега моря;
_ Там он стал веревку крутить
_ Да конец ее в море мочить.
Бесов вызывают жрецы посредством магических обрядов, или же назвав имя нечистого. Но Балда ни чего этого не делает. Он сам не понимает, как выполнить порученное ему задание. Читать мысли бесы не умеют, только Бог видит помыслы людей. Следовательно, можно предположить, что у Балды уже есть тонкая связь с бесами. Как он ее приобрел – не известно. Может быть это врожденное (как у многих современных экстрасенсов), а может быть в прошлом сезоне он нанимался в работники к колдуну и получил инициацию (причем, возможно даже и не понял, что получил инициацию – просто сказал и сделал что велел Мастер и забыл об этом).
Но главный признак одержимости это все таки жизнь Балды в доме у Попа.
_ Живет Балда в поповом доме,
_ Спит себе на соломе,
_ Ест за четверых,
_ Работает за семерых
….
_ Только поп один Балду не любит,
_ Никогда его не приголубит,
_ О расплате думает частенько;
_ Время идет, и срок уж близенько.
Балда не молится, храм не посещает, книг церковных не читает. И это весьма странно: работает не за деньги, а к церкви интерес не проявляет. Так не за это ли поп Балду не любит? Поп понимает (даже при том, что у него толоконный лоб) что поселил у себя амбициозного нехристя, от которого вполне можно ждать беды. И чем дальше – тем больше он в этом убеждается. И такое христианское понимание нелюбви Попа к Балде можно противопоставить атеистическому в котором поп как представитель класса эксплуататоров ненавидит простых тружеников. У Пушкина нет ни каких поводов видеть здесь классовую борьбу или какое либо иное противоречие производительных сил и производственных отношений. Здесь вполне очевиден конфликт на религиозной почве – конфликт убежденного христианина и воинствующего безбожника. А Балда ведет себя с самого начала как воинствующий безбожник – готов трудиться за то, чтобы унизить священника и ведет в его доме демонстративно безбожную жизнь. Главный признак безбожника это не блуд или пьянство, а то, что для него Христос не спаситель и церковь все что угодно, но не источник спасения души. В течении всего стихотворения Балда ни разу не вспоминает ни о Боге, ни о молитве, ни о храме. То есть он безбожник, а тот, кто не с Богом – тот с противником Бога!
Признаки антихриста у Балды.
Обычно, говоря про антихриста православные имеют ввиду того антихриста который будет незадолго до Второго Пришествия Иисуса Христа. Однако, в апостольских посланиях есть предупреждения об антихристах:
Дети! Последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время. (1Иоан.2:18)
Воинствующий безбожник Балда, вполне может считаться таковым.
Но более подробно об антихристе говорится в Откровении.
(Откр.13:12) Он действует перед ним со всею властью первого зверя…
По толкованию св. Андрея Кессарийского здесь говорится об Антихристе.
Балда выполняет волю бесов – калечит попа, который по благодати своего священного сана имеет власть над бесами. Причем так калечит, что тот становится неспособным к совершению богослужений. Бесы выигрывают однозначно. Сам же Балда ни чего с этого не имеет! Если у Гете Фауст от договора с бесом получает материальные блага, то у Пушкина Балда не получает ни чего! Он даже не продает душу дьяволу, а бесплатно отдает! Вот к чему приводит глупость, впрочем, Балда дураком себя не считает, но об этом еще будет упомянуто когда речь пойдет о соревновании балды и бесенка.
И чудесами, которые дано было ему творить перед зверем, он обольщает живущих на земле, говоря живущим на земле, чтобы они сделали образ зверя, который имеет рану от меча и жив. (Откр.13:14)
Балда, действительно, обольщает людей своим неестественным трудолюбием и работоспособностью. Этими же качествами он обольстил и советскую пропаганду, которая гордого самодовольного дурака возвела в ранг положительного героя.
_ Ест за четверых,
_ Работает за семерых;
…
_ Попадья Балдой не нахвалится,
_ Поповна о Балде лишь и печалится,
_ Попенок зовет его тятей;
Нередко подобными положительными качествами может прельстить обывателя и современный сектант, экстрасенс, колдун. Но не может худое древо приносить добрый плод. У такого грешника часто обнаруживаются аморальные качества (например, гордость и властолюбие) настолько сильные, что затмевают немногие показные добродетели.
Соревнование Балды с бесенком.
Принято считать, что здесь автор показывает ум и находчивость (хотя скорее хитрость) простого русского деревенского мужика. Но возможно ли человеку, каким бы хитрым и умным он ни был победить беса, который имеет ангельскую силу и многотысячелетний опыт обольщения людей? Православное учение однозначно учит, что бесов мог победить только Иисус Христос. Еще бесы изгоняются постом и молитвой (чем Балда не занимается). Поэтому когда Балда только задумал соревноваться с бесами в хитрости - он обречен на поражение. Может показаться, что Балда выигрывает, так как перехитрил бесенка и за это получил оброк с бесов. Но что такое жалкий оброк для Князя Мира сего? Это мелочь. Отдав Балде просимое, бесы достигли гораздо более важные для себя цели.
1) Укрепили самоуверенность Балды
2) Укрепили мнение в народе об умственных способностях Балды
3) Искалечили попа лишив его возможности совершить Богослужение
4) Позволили Балде надавать щелчков Попу оскорбляя его священный сан.
В шахматах есть термин «гамбит» т.е. когда один из игроков жертвует пешкой ради стратегического успеха. Вот такой гамбит как раз очень успешно и разыграли бесы. Наверное, Балда во время соревнования с бесенком чувствовал себя как начинающий шахматист, который, играя с гроссмейстером, выигрывает у него пешку. Он радуется, думает, что гроссмейстер зевнул. Но гроссмейстер не зевнул, он видит глубже дальнейшую игру.
Таким образом у Балды – пиррова победа, то есть победа равносильная поражению. Балда укрепляется в своих греховных страстях и является орудием бесов при нейтрализации священника. Вероятно Поп единственный священнослужитель в храме, следовательно, село останется без Богослужений до тех пор, пока не пришлют нового священника – бесам обеспечена полная власть.
Бросается в глаза и самонадеянность Балды. Любой русский мужик при встрече с бесом вспомнил бы верное средство – крестное знамение. Подобных примеров много в русском народном фольклоре, и Балда не мог не знать об этом. Тогда почему же он не угрожает бесенку тем что закрестит его или позовет Попа и тот освятит море где живут бесы? Ответ прост – безумная самонадеянность воинствующего атеиста!
Но в эту игру втянут и Поп и опять же из за своего толоконного лба.
_ Закажи Балде службу, чтоб стало ему невмочь;
_ А требуй, чтоб он ее исполнил точь-в-точь.
_ Тем ты и лоб от расправы избавишь
_ И Балду-то без расплаты отправишь".
Идея дать задание с которым Балда не справится может показаться вполне разумной. И бесов перехитирить человеку не под силу. Но хитрость бесов выше человеческой хитрости и бесы пользуются ей в свою выгоду. Поэтому при крещении христианин отрекается от дьявола и всех дел его с целью больше не иметь с ним ни каких дел. Здесь же мы видим, что Поп первым задумал связаться с лукавым, попадья только придсказала идею дать невыполнимое задание.
Просить оброк у бесов надумал именно Поп и за это получил наказание.
Преступлеия и наказания Попа.
Поп сделал ряд действий, которые привели к тому, что он онемел и лишился разума.
_ С первого щелка
_ Прыгнул поп до потолка;
_ Со второго щелка
_ Лишился поп языка;
_ А с третьего щелка
_ Вышибло ум у старика.
Подобное наказание случилось с Вавилонским царем Навуходоносором:
… и отлучен он был от людей, ел траву, как вол, и орошалось тело его росою небесною, так что волосы у него выросли как у льва, и ногти у него - как у птицы. 31 По окончании же дней тех, я, Навуходоносор, возвел глаза мои к небу, и разум мой возвратился ко мне; и благословил я Всевышнего, восхвалил и прославил Присносущего, Которого владычество - владычество вечное, и Которого царство - в роды и роды. (Дан.4:30,31)
Причина такого наказания связь с бесами. И Вавилонский царь для устроения своего города обращался к языческим богам которые суть бесы и Поп через Балду обратился к бесам, чтобы получить с них оброк. Но для священника этот грех больше, чем для царя-язычника, поэтому и наказание последовало неотвратимо. Кстати, вполне возможно, что к Попу так же вернется здоровье после покаяния.
Но что же привело Попа к этому страшному греху, ведь он по словам Пушкина не был ни пьяницей, ни блудником, ни обжорой ни даже сребролюбивцем. Просто у него нехватало ума.
Во-первых он даже не пытался катехизировать Балду, поговорить с ним о правильной вере и попытаться через этот разговор и переменить оплату услуг Балды. Возможно, даже Балда ждал такого разговора, ведь он был «ищущий». Если же Поп не силен как катехизатор, то не надо было брать к себе Балду или настаивать на другой плате без объяснения причин.
Во-вторых, наблюдая за Балдой, Поп хоть и боится расплаты, но ни чего не предпринимает. В первую очередь не молится Богу о разрешении проблемы.
В-третьих, советуется о том как лоб от расправы избавить и Балду без расплаты оставить не с мудрым аскетом, архиереем, а со своей попадьей. Она предложила решение разумное, но не благочестивое. Нельзя творить добро злыми средствами! Нельзя бороться против беса бесовским средством - хитростью.
В-четвертых, получив совет задать службу которая ему не в мочь, Поп отправляет Балду к бесам за оброком. Неужели нельзя было ничего другого придумать, например тех же бесов прогнать. Тогда Поп не был бы причастен к привлечению в приходское хозяйство бесовских капиталлов.
Не гонялся бы ты поп за дешевизной?
Как уже было отмечено, Поп за особой дешевизной и не гнался. Надо учесть, что эту фразу говорит одержимый бесами Балда.
_ А Балда приговаривал с укоризной:
_ „Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной“.
Бесы действуют через Балду в своих интересах, и дают благообразный, но лукавое оправдание действиям Балды. Поп яко бы наказан за жадность! Но это не так. Поп просто искал не очень дорогого работника, а именно бесы через Балду подсунули ему идею о трех щелчках по лбу с которой все и началось.
Нельзя ли заменить попа кем ни будь другим?
То, что в стихотворении фигурирует не очень умный поп – вводило в соблазн благочестивых христиан. В православной среде были попытки откорректировать данный текст и заменить Попа на другого персонажа, например на «купца» или «богача». Но в этом случае полностью потерялся бы духовный смысл. Убрать попа – и получится обычная сказка как один дурах пререхитрил другого дурака.
Поп и Балда с точки зрения идеологии Марксизма-Ленинизма.
Раз уж было упомянуто, что данное произведение Пушкина использовалось в атеистической пропаганде, то неплохо было бы его рассмотреть с точки зрения той идеологии. Поп – представитель старой власти, представитель класса эксплуататоров и должен быть свергнут трудовым народом. Эта сюжетная линия полностью присутствует. Балда так же хорошо подходит на роль революционного пролетария: трудолюбивый, смелый, находчивый. Однако, Марксизм-Ленинизм приобрел в свое время популярность из за обещания дать власть народу. Но занял ли Балда место Попа? Нет! Получил ли он от устранения Попа от власти какие то блага кроме морального удовлетворения? Нет! Зато получили власть (из за отсутствия действующего священника) совсем другие силы – бесы! С историко-политической точки зрения, получается, что существующую власть свергли «третьи силы» используя пролетариев как глупую толпу и ни чего не дав ей взамен кроме пустых лозунгов. Правдоподобно, если учесть, что от революции 1917 года в России выиграла иностранная буржуазия больше, чем сами пролетарии-победители.
Таким образом, по духовному смыслу, Сказка о Попе и его работнике Балде может быть поставлена в один ряд с монастырскими патерикакми, в которых встречаются сюжеты бесовского искушения.
Колян Платков
Ноябрь 2013
Комментарий автора: Анализ стихотворения А.С. Пушкина Сказка о Попе и о его работнике Балде с точки зрения христианского богословия. Разве гнался Поп за дешевизной? Разве может человек перехитрить беса? Кто победил в соревновании Балда или Бесенок, если Балда не получил ни чего кроме морального удовлетворения, а бесы избавились от мешающих им христианских Богослужений?
Николай Морозов,
Москва
Православный христианин (РПЦ). Родился в 1974г, в 2005г окончил богословские курсы при семинарии, увлекаюсь фото, паломническими поездками, крестными ходами.
В литературном творчестве пытаюсь использовать православные идеи в несвойственных для православия жанрах: фантастика, фэнтэзи, юмор, сатира, виртуальная личность. Являюсь автором двух виртуальных личностей: Девицы Платочковицы platochkovica.narod.ru и Скромного Платочка. platochek.nm.ru
Вместе с виртуальными детьми любим общаться о вере с представителями других религий. Настоящее имя Морозов Николай. Иногда пишу под псевдонимом: Колян Платков e-mail автора:n3@nm.ru сайт автора:личная страница
Прочитано 55582 раза. Голосов 8. Средняя оценка: 3.88
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Неплохой анализ. Стих Пушкина не для патерика, конечно, но смысл статьи понятен. Спасибо автору Комментарий автора: Спасибо за отзыв.
Владимир Славгородский
2013-11-10 11:10:10
Спасибо брат за ваш духовный труд. Практически вы весьма совершенно исследовали эту сказку-притчу нашего великого поэта, духовно предсказавшего приход к власти сил антихриста через простого, недалекого Балду(трудового народа), по самонадеянности, а также ленности и дремоты ума основного носителя истины - Православной Церкви Христовой. Осталось только понять, что царство зверя, антихриста уже пришло.
Еще мне нравится сказка "У Локоморья". Но в ней с духовной позиции, я понял только то, кот, ходящий по цепи кругом - это сатана, сидящий на цепи. Комментарий автора: Спасибо за отзыв.
павлик морозов
2013-11-14 10:28:54
запор сегодня.
а завтра - понос.
духовный смысл сего?
вот в чём вопрос!
творится что то видно и со мной
балда балдой быть перестал - стал сатаной. Комментарий автора: :)
Маша
2013-11-20 13:38:55
эта сказка Пушкина - аллегория, известная нашему народу до христианизации. порадовало, что у человека бурная фантазия. Комментарий автора: возможно алегория, а возможно и не только аллегория
Таволга
2014-01-08 13:45:34
Статью прочла с интересом. Если оценивать сказку в том виде, в каком ее написал Пушкин, то согласна с автором. Но я полагаю, что сказка эта возникла еще в языческие времена, и в древнем варианте речь шла о поединке двух вохвов: старый волхв приносит своих работников в жертву бесам, взамен получая для себя какие-то выгоды (оброк), но однажды ему попался вместо работника сильный молодой волхв, который подчинил себе духов, ранее служивших старику, и принес в жертву его самого. В прозаических вариантах народной сказки о попе и работнике волшебство прет из всех щелей, и эти мотивы проглядывают яснее. В сознании неграмотного народа попы частично заменили языческих жрецов, порой попы участвовали в невинных обрядах явно языческого происхождения. Так что никакой сатиры на попов в сказке нет. Комментарий автора: Любой текст включает в себя знания и жизненный опыт автора осмысленный и переработанный. Пушкин знаком с русскими народными сказками поэтому мог использовать отдельные сюжеты в своих стихах.
Владислав Масюк
2014-07-04 16:48:15
Очень понравилась подобная интерпретация этой сказки. Имея в запасе такое толкование, можно смело читать ребенку эту сказку. Жаль только что понять правильно рассуждения автора можно только наверное не раньше подросткового возраста. Комментарий автора: Чтобы понять - надо изучать догматическое (основное) Богословие т.е. христианское вероучение. Если ребенок с детства приучен к изучению Библии тогда он любой текст поймет правильно по-христиански. А если ребенок воспитывался как молиться-поститься-слушатьрадиорадонеж то у него может шаблоное мышление не сработать и дым из ушей пойти как в одном из старых Н/Ф фильмов где роботам задавали нестандартные вопросы.
Альк
2015-01-29 20:54:11
Для того чтоб судить о чьём либо произведении и искать смысл вложенный автором, нужно изучить автора ,а не пытаться натянуть произведение как тебе хочется...гнусно что из сказки пушкина пытаются зделать опиум для народа Комментарий автора: Не согласен. Автор хотел показать одно, читатель увидел другое. Это нормально.
Тойгильдина
2015-02-07 11:24:30
Спасибо за анализ сказки. Давно желала понять её. Пушкин как гений просто и доступно, в сказочной форме показал причины и следствия, знание и безграмотность духовного мира. Комментарий автора: Гениальные авторы часто "превосходят себя" то есть сам не понял какую проблему/тему сформулировал/описал.
Сергей
2015-05-20 20:49:40
Из тех, кто написал комменты, никто так смысл этой сказки и не понял. У Пушкина есть второй смысловой ряд. Здесь скрытая информация о библейском проекте. Учите КОБ. Комментарий автора: Возможно
Евгений
2015-10-07 08:49:14
Не согласен.
Сказка на том уровне мышления (догматического, не абстрактного) отражала реальную действительность в буквальном смысле. В народе она ходила ещё до христианизации общества, когда попы (папы) были административными наместниками в сёлах (в деревнях администрации (церкви) не было => было местное самоуправление). Основная функция попа=папы – взыскание налогов с подотчётного населения (крещёных – кого покрестили (отметили) на переписи населения) – паствы. Вторая исходит из родословной пап (попов), которые были царского рода (иваны=первые), и сводится к осеменению подданных женского пола (создание чистой кроманьонской расы). В том числе отсюда и право первой ночи (из-за феномена телегонии). Это была не обязанность женщины, а обязанность попа. От него требовалось оплодотворять подданных (отсюда в архитектурном смысле церкви содержат фаллические символы). Сбор податей психологически – это, в том числе, и дань за этот «тяжкий труд» попа. Не случайно имя работника – Балда. Это в грубой и ироничной форме – мужской половой член («болт»). Отсюда – «болтать» (говорить впустую – болт мотать). Обе эти основные функции попа недвусмысленно отражены в сказке: поп послал Балду для сбора оброка (налогов) с чёртов (населения в унизительной форме). По поводу аллегории относительно функции осеменителя, следующие строки (о члене попа): Балда: «Буду служить тебе славно, Усердно и очень исправно», «До светла всё у него пляшет, Лошадь запряжет, полосу вспашет, Печь затопит, всё заготовит, закупит, Яичко испечет да сам и облупит (культ фаллоса). Попадья Балдой не нахвалится, Поповна о Балде лишь и печалится (тут всё понятно почему)», «Только поп один Балду не любит, Никогда его не приголубит (свидетельствует о том, что эта функция попа была, по меньшей мере, утомительна)», «Там он стал веревку крутить Да конец ее в море мочить», «Где тебе тягаться со мною, Со мною, с самим Балдою?», «Да жду вон этой тучки; Зашвырну туда твою палку», «А Балда ему: «Глупый ты бес, Куда ж ты за нами полез? И руками-то снести не смог, А я, смотри, снесу промеж ног». Сел Балда на кобылку верхом» – здесь просматривается поучительная ирония над молодым чертом, мол, не умеешь ты ещё пользоваться болтом, не под кобылой надо, а промеж ног, сверху.
Таким образом, никакой борьбы христианства и атеизма здесь, конечно, в помине нет, и уж тем более – борьбы классов. Пушкин довольно понятно для своего времени, предметно и с определённой долей иронии облачил народную шутку в стихотворную форму. Именно такие шутки-прибаутки и должны были ходить в то время в народе. Ничего в анализе этой сказки сложного нет, если понимать реальную историческую эпоху и уклад того времени.
Комментарий автора: В каждом тексте каждый находит то, что ищет. Что имел ввиду автор - знает только Пушкин.
Катерина
2016-09-11 19:04:11
Поп лишился ума, а не разума. И что это были за щелки? Понять это можно когда перестанем бояться себя и видеть " бесов" в окружающих. Всем чистоты мыслей своих).