« Тогда Петр приступил к Нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз? Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи раз, но до седмижды семидесяти раз. Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и все, что он имел, и заплатить; тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и все тебе заплачу. Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен. Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и все отдам тебе. Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему все бывшее. Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его» (Матф.18:21-35).
Во имя Отца и Сына и Святого Духа.
Однажды Петр спросил Господа: Господи, сколько раз прощать брату моему? До семи ли раз? (Мф. 18:21-35). На что Господь Иисус ответил Петру: «не говорю тебе: до семи раз, но до семижды семидесяти раз». Что значат эти слова Христа? Они означают то, что мы должны прощать ближнему своему бесконечное количество раз. В пояснении Своих слов, Господь рассказал ученикам притчу о неком человеке, который задолжал царю огромную сумму – 10 000 талантов, и за это попал в тюрьму.
Тому человеку была уготована горькая судьба: провести все свои оставшиеся дни в темнице. Но должник умалил доброго царя, простить долг. Царь сжалившись, отпустил того человека на волю. Что ожидал царь от этого человека? Наверное, что этот помилованный узник теперь изменится, и, как царь простил его, также будет прощать всех своих должников. Но, к сожалению этого не случилось. Человек этот ни чему не научился, и остался прежним. Выйдя на свободу, он повстречал своего товарища, который задолжал ему небольшую сумму – всего сто динариев. Он схватил товарища, и стал требовать от него долг. А когда тот стал умолять подождать немного в выплате долга, кредитор не колеблясь, поволок его в тюрьму.
Как вы оцениваете поступок этого человека? Совсем недавно он был сам точно в такой же ситуации, но, выйдя на свободу, сразу забыл об этом, и не проявил никакого сочувствия к задолжавшему товарищу. Узнав об этом случае, царь приказал слугам привести к себе этого жестокосердного человека, и сказал: Почему ты отправил в тюрьму своего товарища? Разве недавно ты не был сам в подобном положении? Однако я помиловал тебя, простил весь твой долг и отпустил на свободу. Не стоило ли тебе проявить также милость к своему товарищу, и простить дог, как я простил тебя? Очень разгневался Государь на этого человека, разгневался на столько, что вновь вверг его в темницу.
О чем эта притча, братья и сестры? Эта притча о нас с вами, о тех, которые были однажды помилованы Богом ради Христа, тем не менее, продолжают судить людей, и отказываются прощать своих должников. Как и всякая притча, эта притча Христа является метафорой, и имеет глубокий духовный смысл. Кто такой добрый Царь, который помиловал человека, задолжавшего ему огромную сумму - 10 000 талантов? Этот милосердный Царь есть прообраз нашего Господа Бога нашего, небесного Царя, который простил нам все наши бесчисленные грехи, все наши долги перед Ним. Более того, наш Небесный Царь, как нам известно, сделал большее. Он сам заплатил за нас наши долги искупительными страданиями Своего Сына на Голгофском Кресте.
А что же мы? Уже помилованные, уже прощенные, подобно человеку из притчи, мы по-прежнему не желаем прощать и миловать наших должников и обидчиков, которые задолжали нам тем, что обидели, или ранили, или унизили нас. Все, о чем я говорю, вполне понятно всем присутствующим. Давайте согласимся, если нас оскорбили, например, где-то в автобусе, или унизили не работе, или обманули на рынке, мы исполняемся таким страшным гневом, что целый день, а может быть и неделю, носим этот гнев в своем сердце, и желаем обидчику всяческих бед. Мы, христиане, не только не можем простить, но и посылаем мысленно проклятия нашему обидчику. И еще при этом мы говорим: я бы так никогда не поступил, как поступил этот человек со мной!
Братья и сестры! Мы забываем о том, что являемся такими же грешниками, а, скорее всего, еще худшими, чем наши враги, и что в других случаях, в иных обстоятельствах, мы поступаем не лучше. А как мы любим себя, свою плоть! Мы в повседневной жизни не можем вынести даже маленькой колкости от людей, и забываем, что на кресте Господь Иисус терпел от злодеев в тысячу раз больше, но при этом, превозмогая мучения, молился за них Своему Отцу: «Отче, не вмени им греха их, ибо не ведают, что творят». По сравнению с тем злом и страданиями, которые причиняли Иисусу Христу Его враги, то зло, которое причиняют нам люди, ничто, мизер. Об это даже говорить стыдно. Но мы не в силах простить людям даже малейшую обиду, малейшую боль, так мы любим самих себя. А ведь знаете, Писание говорит, что если мы не желаем прощать своих врагов, это очень большой грех. Мы должны покаяться в этом грехе, простить всех своих врагов и примириться с ними. Потому что Сам пострадавший за нас Господь учит: «Не судите, и не судимы будете. Прощайте, и прощены будете». А если будем судить, то и сами будем без милости судимы Христом на последнем Суде. Если не будем прощать людей, то и Бог не простит нас в Судный День. Если не будем прощать, то подобно человеку из притчи, будем ввергнуты туда же, куда и он - в темницу ада.
Что же нам делать? Прежде всего нам необходимо покаяться перед Богом в грехе непрощения, и простить всех тех, на кого мы гневались, имели обиду. И, конечно, после этого, примериться со своими обидчиками лично, если есть такая возможность.
Во-вторых, после этого, каждый день мы должны просить Бога дать нам милосердное сердце, такое же, как у Иисуса Христа. А чтобы укрепиться в этом желании, нам нужно читать Евангелие, чтобы подражать Христову милосердию и прощению к людям.
В-третьих, мы должны всегда помнить, и говорить себе всегда в сердце: «я самый последний грешник, великий должник перед Богом, незаслуженно помилованный ради Христа, в тысячу раз больший грешник, чем те, которые меня обидели». Если мы будем всегда памятовать об этом, нам легко будет прощать всех людей.
В-четвертых, нам надобно молиться за тех, кто нас обидел. А чтобы такая молитва стала возможной, будем держать в памяти слова Иисуса Христа: «Отче, не вмени им греха их, ибо не ведают, что творят».
Братья и сестры, мы называемся чадами Божьими и учениками Иисуса Христа. Если это так, то мы должны иметь то же сердце, что имел Иисус Христос.
Спаси нас, Господи.
Сергей Смирных, священник Воронежской англиканской общины "Рождества Христова"
Сергей Смирных,
Воронеж, Россия
Сергей Вячеславович Смирных - христианский публицист, прозаик, поэт. Родился 18 сентября 1964 года в семье учителей. Окончил медицинский институт, магистратуру по православной теологии. Работал врачом хирургического стационара, преподавателем университета, был главным редактором христианской газеты. Автор трех книг, сборника стихов, рассказов и эссе, дипломант нескольких литературных конкурсов. Член Союза Писателей Северной Америки. Живет и работает в Воронеже.
Прочитано 5486 раз. Голосов 1. Средняя оценка: 5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности