Для ТЕБЯ - христианская газета

Пустословие
Публицистика

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Пустословие




«От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб» - /Прит.14.23/.
Уберегайте весь быт от всякого пустословия. Не совсем вижу, именно как переведете на разные языки это очень точное и многозначительное выражение — пустословие. На некоторых языках оно имеет равнозначащее слово, но на других пришлось бы выразить его описательно, а это всегда нежелательно.
Греческое слово эутра-пелт, переведёно, как «пустословие», означает искушенность в «праздное времяпрепровождение». Глоссолалия в Энциклопедическом словаре: Глоссолалия - (от греч. glossa - язык и lalia - болтовня - пустословие), особый вид расстройства речи: произнесение бессмысленных сочетаний звуков, сохраняющих некоторые признаки связной речи (темп, ритм, структура слога и т. п.).
Например, когда попугай повторяет человеческие слова, в этом нет никакой мысли. Тот же эффект возникает, когда человек при говорении слов не вкладывает в них никакого содержания.
Пустословие – пустые, бесплодные разговоры. Еще один общий недостаток говорения (и монологического, и диалогического) – это малая информативность речи, незначительность ее содержания. Устная речь не должна быть пустопорожней болтовней. Это понятие имеет множество синонимов – праздная болтовня, пустопорожние речи, пустые разговоры. Начиная со времён седой древности, люди видели и чувствовали их неуместность и тот вред, которые они наносят нашей ментальной и эмоциональной сферам. О вреде пустословия говорили мудрые мужи и жёны всех времён и народов – и эллинские мыслители, и учителя буддизма, индуизма, ислама, христианства, иудаизма и других мировых и локальных религий.
Пустословие можно считать одним из серьезнейших недостатков человека. Можно бы записать это явление даже восьмым (или сколько их там) смертным грехом, наряду с: «не убий» и «не укради». Пустословие настолько гнусно-внушающий отвращение, настолько низменно, что ассоциируется с людьми ограниченными и недалекими. Пустословие отнимает массу полезного времени, сил и нервов у людей им не страдающих. Пустословие обрекает нормального вменяемого и мыслящего человека опускаться на самое дно примитивных бытовых проблем в духе низости.
Пустословие является, как и гыйба-сплетня - по-мусульмански, Зловонный запах гыйба - сплетни распространился в местах скопления людей, и также в частных местах. Его запах ты можешь почувствовать, идя по дороге, находясь в учреждениях, передвигаясь в общественном транспорте. И даже в комнате с семейным ложем исходит зловонный запах сплетни - гыйба. Одной из наиболее распространенных болезней языка. Человек болтает о ненужных вещах, попусту тратя свое и чужое время. Иногда «безобидная» болтовня становится причиной многих конфликтов, споров, к которым приводят недопонятые или выдуманные разговоры. Любовь к болтовне отдаляет человека от Посланника Бога.
И последний вид преступления словом — пустословие и многословие. Пустословие — это желание, переходящее в привычку, говорить о ненужном и пустом. Пустослов — враг своей души и вор чужого времени. Если пустослов не выговорится, то чувствует себя больным и несчастным. А вот для окружающих пустослов является бременем, потому что если его выслушаешь, то заболеешь сам. Поэтому нам надо учиться великой науке — молчанию. Многословие примыкает к пустословию, но все-таки отличается от него. Многословный человек может говорить о нужном и полезном, но при этом он не может отделить главного от второстепенного и употребляет много лишних слов. Во время беседы с таким человеком внимание притупляется, и постепенно перестаёшь даже понимать, о чём он тебе говорит. Появляется чувство утомления. У многословного человека, как правило, отсутствуют культура мышления, чувство меры и уважение собеседнику. С кем особенно надо стараться не быть многословным? С человеком старше тебя по возрасту. С тем, кто лучше тебя знает предмет разговора; с человеком, который хочет поймать тебя на слове, чтобы очернить; с больным, которого ты пришел проведать. С человеком, у которого расписана каждая минута; с тем, кто перебивает тебя, смотрит во время разговора по сторонам и на часы, кто отвечает невпопад и слушает тебя, закрыв глаза (ты наскучил собеседнику), кто в твоем присутствии сердится на что-то без причины. Не следует говорить о том, чего ты не знаешь и в чем ты не уверен. Пусть лучше у твоего собеседника появится желание, чтобы ты говорил еще, чем желание, чтобы ты скорее замолчал.
Пустословие с нами везде и всюду и сопровождает нас на протяжении всей жизни. Можно ли терпеть семейные посиделки, когда собирается толпа родственников и начинается треп о том, как кто-то сильно постарел или соседский придурок в сорок пятый раз женился. Может многих бесит, когда встречаются две клуши посередине и без них узкого прохода и обсуждают какие затычки лучше и что «мой-то козлина-мужинёк». Можно ли терпеть, когда на наивный детский вопрос мамаша несет полную ахинею, тем самым, воспитывая в своем чаде, очередного пустослова.
Но особенно убивают сообщения в твиттерах (англ. Twitter — «чирикать», «щебетать», «болтать») и прочих социалках - много слов вроде есть, а смысла почему-то не видно. в духе «посмотрел телевизор». Для чего это? Кому это интересно? публике. Подтерся пальцем – напиши о том, как не допустить подобной ошибки. Посмотрел телик? Сам дурак. Или, если увидел что-либо полезное, поделись с аудиторией. А пока – это пустословие, на которое ты потратил 2 минуты своей жизни, не принеся никому, а тем более себе, никакой пользы. «И для чего вы столько пустословите?» - /Иов. 27.12/.
Но пусть тот, не вдумавшийся в сказанное им, раскинет умом, сколько подлинного вреда было нанесено ничем другим, как пустословием. Произносится это пустословие — «просто так», «просто сказалось», «просто зря». А выходит оно совсем не просто. Ведь «просто» есть хорошее слово, ибо всякая простота во всех приложениях уже хороша. Но то-то и есть, что произносящий эту ставшая обычно формула «просто так» — не имеет ничего общего с подлинною простотою, а ближе всего и чаще всего имеет отношение к невежеству.
Подобно Пустоцвету, однополый тычиночный (мужской) цветок. Нередко называют обоеполые цветки, оставшиеся бесплодными из-за недоразвития или уродства, а также цветки, у которых по каким-либо причинам не произошло опыление и оплодотворение. Подобно христианам - пустословам, у которых не произошло опыление Святым Духом и стали пусты духовно. Человек, не сделавший в жизни ничего полезного. Всю жизнь прожил пустоцветом.
«Будь красноречивым, но не пустословом, ибо пустословие - то же безумие»-/Унсур аль Мали/.
«Некоторые же, выдающие себя за учителей закона, отклоняются от самой цели закона: они принимаются рассуждать, но их рассуждения превращаются в пустословие; они выдают себя за учителей, но берутся учить других тому, чего сами не понимают. Если церковь развращается такими учителями-пустословами, то этому не следует удивляться, ибо, как мы видим, так было от начала. Заметьте: когда люди, особенно служители, уклоняются от великого закона любви, то они обращаются к пустословию; когда человек теряет из виду цель, то неудивительно, то с каждым шагом он удаляется от правильного пути к пустословию. Споры, и особенно религиозные, являются пустословием; они бесполезны, ни к чему доброму не приводят и крайне вредны и пагубны; и, тем не менее, в религии многих людей нет почти ничего, кроме пустословия. Те, что много пустословят, любят учить других и рвутся быть учителями» - /Мэтью Генри/
Любое говорение должно нести полезный для слушателей смысл, нужную информацию – новую, поучительную, может быть, увлекательную – и в то же время верную, перспективную для них.
Когда говорим о всяких многозначительных понятиях как добрых, так и темных, то подчас, наряду со словами страшными, вроде предательства, присоседится и такое, как бы малозначительное слово, как пустословие. Кто-то скажет: «Странно, если понятие пустоты может иметь значение, а тем более — вредительское».
Нередко бывает, что человек вспоминает самые грубо примитивные действия и помыслы и уверяет, что в них он чувствовал себя проще. Но ведь это не была простота, — просто была одичалость. Таким порядком хулится прекрасное понятие просвещенной простоты.
Особенно же часто всякие хуления произносятся среди бессмысленного пустословия. Из него же вытекает и сквернословие, вредительское попустительство и вообще всякое небрежение. Когда весь мир содрогается в смущениях и в судорогах, тогда особенно невыносимо всякое пустословие. Времени так мало. Не хватает мгновений на выражение самого нужного, самого значительного и неотложного. И эти драгоценные, неповторимые часы безумно растрачиваются на загромождающее пространство пустословие. Нередко так любят позорное пустословие, что называют его отдыхом. При этом говорится: «Не все же толковать о серьезном, просто поболтаем». А вдумайтесь в это поверхностное выражение «поболтать» и вы увидите, что оно не может, в существе своем, успокаивать, а будет вести к раздражению. Хорошо возмущать воду, если это имеет какой-то значительный, благой смысл.
Болтание почти противоположно смыслу, а все бессмысленное, не будем доказывать, непристойно. Кто может сказать, когда из несерьезного произрастает серьезное? Кто возьмется судить, какое именно сорное семя быстрее всего заглушит бережливые посадки? Вряд ли имеется садовник, который, наряду с бережливыми, полезными посадками, будет так же неразборчиво рассеивать семена сорняков. Такой пример, казалось бы, совершенно ясен, но в том-то и дело, что пустословие не считается сорняком. Сорные травы, сорняки, растут при грязных дорогах или около заброшенного жилья и всяких развалин, и навозных куч.
Если пустословие подобно сорняку, то и места произрастания его этим определяются совершенно точно. Пустословят на грязных дорогах, в обветшалом, пыльном обиходе. Пустословят от безделья, от невежества, от отупения. А ведь всякое отупение поведет к огрубению — к той самой ужасной грубости нравов, которая противоположна не только всякой культуре, но и цивилизации.
В огрубении человек теряет и чувство справедливости, и соизмеримости, и терпимости. Начинается огрубение от очень малого, от почти неприметной распущенности, бравады, от допущения множества маленьких знаков, которые при зоркости и заботливости не могли бы вообще произрасти. На произрастании злаков можно учиться многим знакам жизни. Посмотрите, как изумительно настойчиво вторгаются всякие сорняки, а там, где сорняки, значит, там место было уже чем-то опоганено. В этом обиходном примере можно запомнить всю психологию, а может быть, вернее, сказать, физиологию пустословия. Коротко говоря, пустословие мерзкое бытие, не употребляющая в пищу души, предназначенный для отбросов. Один из героев «Драмы на охоте» блестящего Антона Павловича Чехова констатирует: «Был я того убеждения, что нельзя требовать от грязи, чтобы она не была грязью».
Во многих формах проистекает такое мерзкое пустословие. Оно засоряет семейный быт, оно ожесточает сердца, наконец, оно загрязняет само пространство, ибо всякий звук не только не умирает, но претворяется и далеко, и высоко. Бывает, что в семейном обиходе добровольно полагается штраф за произнесение бранного слова. Это хороший обычай. Не мешало бы так же добровольно установить пеню и за всякое пустословие. Чем же можно обусловить пределы пустословий? Определить это совсем не так трудно. Если человек может формулировать, с какою именно значительною целью он нечто сказал, то это уже не будет пустословием. Но если опять произойдет сакраментальное «просто так», или «я не подумал» — то это и будет в пределах пустословий, соринка бытия.
Не молчальниками ли сделаться? Так, может быть, скажет человек, избегающий ответственности за говоримое им. Это было бы, прежде всего, трусливо, а всякая трусость уже будет невежеством. Казалось бы, насколько много дано всем, настолько богато и щедро все земное и надземное, что не хватит времени взаимно утвердиться в этих прекрасных дарах. От привычки будет зависеть, чтобы время не тратилось на пустую болтовню и на состояние отупения.
Возможно ли вообще состояние отупения? Поистине, заставить себя не мыслить еще труднее, нежели заставить себя думать. Мысль есть такое неотъемлемое, постоянное условие бытия, что нужно какое-то неестественное опьянение, чтобы организм пришел в состояние комы.
Когда люди с малых лет приучаются к значительному собеседованию и постоянному мышлению, то в этом естественном состоянии они получают истинную радость. Жизнь их наполняется значительностью. Каждый день и каждый час они могут дать себе отчет, что нечто созидательное исполнено.
Не раз говорилось, что, и само сонное состояние не есть состояние отупения. Во сне соприкасаются с тонким миром, во сне многому научаются и пробуждаются не только обновленными физически, как полагают, но и обогащенными духовно. Вероятно, многие замечали, что, засыпая с какою-то благою мыслью, они просыпались утром, мысленно твердя разрешение этой же мысли, очень часто в форме четкой и новой для них самих. Работа мысли безгранична.
Если эта область мысленной энергии так возвышенна и благородна, то, имеем ли право, засорять, ее состояние отупения и сорняком пустословия? Это само собою, казалось бы, понятно, но все же должно быть начертано на скрижалях каждого просветительного учреждения и во всем быту государственном, общественном и семейном. Сейчас время трудное. Тем более, нужно осознавать, где притаилось все сорное и вредительское.
Маски притворства и лицемерия многолики. Подлинность и простота должны быть применяемы во всем их настоящем, ответственном значении. Это вовсе не отвлеченность, но та простая ответственность перед бытием, которая составляет долг каждого человека. И совсем нетрудно при исполнении этого высокого долга, прежде всего, отказаться от пустословия, от этого сорняка, от этого пожирателя ценностей времени. Один такой отказ уже внесет в жизнь ту значительность, которая обычно гармоническое - приятное со всем прекрасным, надземным и Вечным.
И когда Писание говорит, что: «При многословии не миновать греха» - /Прит.10.19/, то оно говорит, конечно, вовсе не о том, что нельзя много говорить. Как это часто понимается христианами, а о том, что нельзя много говорить бессмысленных вещей, пустых слов. «А непотребного пустословия удаляйся» - /2Тим.2.16/.
Источник: Библия. Н.Рерих – «Врата в будущее». Н.Романова, А.Филиппов «Словарь. Культура речевого общения».

Об авторе все произведения автора >>>

Буравец Валерий, Златоуст, Россия

 
Прочитано 11226 раз. Голосов 5. Средняя оценка: 4.2
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Габор 2012-12-14 13:12:15
Уважаемый Валерий!
Прочитывая вашу статью, мне пришло на память некоторые высказывания и один пример из жизни.
Мой дядя, любил напоминать тем, кто просто болтал языком, что ; " зачем говорить, если мозги отдыхают и сердце не побуждает", немного иронично сказано.
Второй случай, когда я был в гостях у моего брата в Будапеште, мы сидели у него в роскошном офисе, и тут заходит делегация из разных стран " бизнесмены большого бизнеса, магнаты кофейные из Бразилии и.т.д). Мой брат дал знак рукой мне, чтобы я остался. Они совещались между собой, договаривались о очередной транзакции большого калибра. Всю дорогу я молчал, и мало меня интересовало их разговор. Но когда брат выпроводил их, и вернулся назад, то смеялся до слез. Он рассказал мне, что эти люди приняли меня за кого-то большого человека из правительства. Не знаю, что это дал какой-то эффект для заключения договоров, но мне и сегодня смешно, или поучительно, как иногда молчания дороже золота. Ибо я тупой в бизнесе, и если бы я открыл свой рот, то они бы обнаружили мою тупость.
Так это было.
 
читайте в разделе Публицистика обратите внимание

Христианские афоризмы-93 - Владимир Кодебский

Многие ли знали о мощных кибератаках Ирака перед вторжением туда США - Тата Петренко

Молитва. - Josef Piel

>>> Все произведения раздела Публицистика >>>

Поэзия :
Прилепиться к Тебе, насладиться - Нина Матэф

Поэзия :
Сердцеведец! Мне сердце моё покажи - Анна Лукс

Проза :
Игрок - александр быканов

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Публицистика
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100