В еврейской Каббале говорится об «Ангеле Лика», который включает в себя значения стража, господина, посланника, посредника: Он – «причина Богоявления в земном мире», имя его – Микаэль (Машиах). Во всех местах Писания, где упоминается Микаэль (Машиах), речь идет о Славе Шехины: Он не только «Великий Священник» (Кохен ха-гадол), но и Архистратиг – «вождь небесных ратей». «Малеак ха-элохим» – это анаграмма имени Микаэль: «Мелек» – царь; «Малеак» – «ангел» или «посланник»; это всего лишь разные огласовки одного и того же слова. Более того… «Малакки» – означает «мой посланник», т. е. посланник Бога, или «ангел, в коем пребывает Бог».
В тех местах Писания, где упоминается Шехина, чаще всего говорится о созидании «Божественного присутствия»: сооружении Ковчега Завета, построение храмов. Такой «центр», устрояемый в соответствии со строго определенными правилами должен являться местом проявления Бога в своем светоносном обличье.
Следует заметить, что в древности существовала особая отрасль знания, которую можно назвать священной или жреческой географией: расположение городов и храмов было отнюдь не произвольным, а определялось в соответствии с точными законами. При основании города, который должен был стать, требовалось соблюдение особых предосторожностей – как в названии такого города, так и обстоятельстве его закладки. Более того: должно было сохранятся соотношение между основанием того или иного города и той или иной религии приспособленной к определенным условиям эпохи и местности.
Древнее название Иерусалима – «Йевус»: город стал именоваться Иерусалимом с тех пор, как евреи образовали там свой «центр Божественного присутствия», и он сделался зримым символом подлинного Салема, резиденции Мелхиседека. Иерусалимский храм был основан Соломоном, чье имя Шломон, производное от Салем, означает – «Миротворец». Евреи отождествляли свой «центр» с холмом Сиона, к которому прилагалось название «Сердце Мира»: «Это Скиния святости Иеговы, обиталище Шехины, Святая святых храма, расположенного в сердцевине Сиона (Иерусалима), который, в свою очередь знаменует собой средоточие земли израильской, а та является «центром всего мира». Можно продолжить это перечисление, расположив его элементы в обратном порядке: Скиния во Храме, Ковчег Завета в Скинии, Шехина (меж двух херувимов) в Ковчеге – все это ступени, приближающие нас к «Духовному полюсу» мира.
Тот же корень содержится в слове Ислам, и муслим (мусульманин) – «покорность воле Господней» (именно таков смысл слова «Ислам») – необходимое условие для достижения «Мира». Сходная мысль выражена и в слове «Дхарма».
Арабский термин «Шакина», соответствующий еврейскому, – «Шехина», переводится как «Великое миролюбие» и, таким образом, полностью совпадает с розенкрейцерским понятием – «Глубокое умиротворение». Эта параллель позволяет объяснить, что именно розенкрейцеры понимали под выражением «Храм Святого Духа», а также уразуметь точный смысл евангельских текстов, в которых говорится о Мире, в которых сближаются Справедливость и Миролюбие: «Правда и мир лобызаются» (Пс. 84, 11).Тем более что тайная традиция, касающаяся Шехины, имеет отношение к Свету Мессии.
В христианской традиции Шехина, это – София, Премудрость Божия. Именно поэтому в Православной традиции почитается образ Софии, Премудрости Божией, так же, как и образ Пресвятой Богородицы и представляется как «Слава в вышних Богу, и на земле мир». И понятно, почему эти слова произнесены ангелами (Малаким), чтобы возвестить рождение «Бога с нами» или «в нас» (Эммануил). В «свете славы» осуществляется «блаженное видение».
У Софии, Премудрости Божией (Шехины), две стороны: правая и левая. Правая сторона относится к Милосердию, а левая – к Строгости. Строгость соответствует Справедливости, а Милосердие – Миру.
Согласно Талмуду, у Бога есть два престола, престол Справедливости и престол Милосердия: «Когда человек согрешает и удаляется от Премудрости Божией (Шехины), он подпадает под власть сил, зависящих от Строгости», и тогда Премудрость Божия зовется «рукой строгости», что напоминает всем известный символ «руки правосудия». Если же, напротив… «человек приближается к Премудрости Божией, он обретает свободу», а Шехина в таком случае предстает как «десница божия», т. е. становится «рукой благословляющей». Согласно св. Августину и другим Отцам Церкви, десница олицетворяет Милосердие или Доброту, тогда как шуйца Господня является символом его Справедливости. «Рука правосудия» – один из обычных атрибутов царской власти. «Рука благословляющая» – знак Духовного владычества, и рассматривается как символ Христа.
Вряд ли стоит говорить, что обе стороны Шехины, или Премудрости Божией, которые мы только что рассмотрели, соответствуют тому уделу, который в христианской иконографии Страшного суда уготован праведникам и грешникам – связь с двумя путями между Добродетелью и Пороком, с двумя вратами – небесными и адскими. Учитывая все это, легко понять истинный смысл таких выражений, как «правые намерения» и «добрая воля» – «Мир людям доброй воли». Таковы тайны «Дома справедливости».
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности