Для чего нужен духовный руководитель? руководитель - буквально означает, «водить за руку». Так раньше называли воспитателей, которые брали детей «за руку» и вели - руководили. Даже есть ещё устаревшее слово из старо-русского языка, «детоводитель». Это слово, например, использовалось в Библии, когда говорилось, что весь Закон Моисея был «детоводителем ко Христу» - /Гал.3.24/. Слово «руководитель» образуется от двух простых слов: водить и руки. Это первая ассоциация, которая возникает у нас, когда мы пытаемся разобраться в том, что он должен делать. Может быть назван «детоводителем» или педагогом, который вел постепенно евреев к тому, чтобы они получили оправдание через Христа, благодаря своей вере в Него. Педагогом назывался раб, который в греческом приличном доме, а также и в римском, наблюдал за сыном хозяина, когда первый находился в возрасте от 7 до - совершеннолетие. Но как педагог не был призван к тому, чтобы оставаться руководителем сына хозяина и после того, когда этот сын достиг совершеннолетия. А в церкви пастыря ведут духовных младенцев и не дают им расти – оставляя до старости под детоводителем, чтобы он был в подчинении.
Например, если мы посмотрим на регулировщика движения, то увидим, что он постоянно показывает направление, куда кому ехать, а кому остановиться.
Многие миряне (да, и не только они) не имеют духовного руководителя, кто-то и вовсе не знает, для чего он, то есть духовный руководитель, нужен (да и нужен ли?). Понимание духовной пользы, обретаемой при условии контакта с адекватным духовным руководителем, а также – понимание, что контакта с таковым многие лишены.
«Церковь спешно нуждается в руководителях», - жаловался Уильям Сенгстер - я жажду услышать голос, - но он не раздаётся. Я сижу в синодах и на совещаниях, - но не слышу, ни какого ломающего преграды голоса, к которому можно было бы прислушаться».
Если церковь хочет выполнить свое обязательство перед подрастающей молодежью, то тогда самой настоятельной необходимостью является сильное, духовное и готовое на жертвы руководство. Сильное, потому что люди нуждаются в человеке, знающем, куда он идет, и заслуживающем доверия. Они вырастают под руководством человека проявляющего себя мудрым и сильным, и держащимся того, во что он верит. Духовное, потому что не духовное руководство, основывающееся на естественных предпосылках, хотя и может быть привлекательным и способным, но кончается бесплодием, духовным и моральным банкротством. Готовое на жертвы. ибо оно запечатлено жизнью Того, Кто пожертвовал Собой для всего мира и оставил нам пример, чтобы мы могли следовать по Его стопам.
Церковь вырастала больше всего тогда, когда ей были дарованы сильные духовные руководители, считавшиеся с Богом и беспрерывно находившиеся в общении с Ним во время своего служения. Недостаток таких людей - симптом болезни, поразившей нас. Из тех сильных голосов, которые раздавались с кафедры, распространяя глубокое влияние на всю страну, теперь осталось ужасающе немного. В мире, охваченном пожаром, голос церкви слышится лишь только патетическим шепотом. Где те люди, в которых молодое поколение может увидеть силу подлинного духовного руководства?
Дар руководства часто считается естественным дарованием или чертой характера - интеллектуальная способность, сила воли и энтузиазм. Без сомнения, подобные таланты и железная воля сильно способствуют служению. Но они не те факторы, которые по существу создают руководителя. Настоящие качества руководителя находятся у тех людей, кто готов жертвовать ради цели, кто достаточно велик для того, чтобы полностью поставить все на одну карту.
Духовные руководители создаются не путем выборов или назначения, посредством других людей или избранием их на конференциях и синодах. Руководителями их делает Бог. Если человек занимает важный пост, то это не значит, что у него есть дар руководства; руководителями не становятся, пройдя какой-нибудь курс или решив стать руководителем. Единственный путь стать им - это квалификация. Посты могут раздаваться епископами и комитетами. Но не духовный авторитет, ядро христианского служения. Этот авторитет даруется часто - хотя его не стараются снискать - тем, кто раньше отличился в своей жизни духовностью, дисциплиной, способностью и прилежанием. Это те люди, которые последовали повелению: «Ты, просишь великого для себя? Не проси! - и вместо этого прежде стремились к Царству Божьему. Дар руководства — это духовное качество и даётся только Богом. Если Его ищущий взгляд упадет на человека, доказавшего свою способность, то Он дает ему помазание Своим духом и выделяет его для Своего особого служения /Деян.9.17; 22.21/.
Сэмюзль Логан Брингл был одним из действительно великих руководителей. Будучи образованным человеком и вместе с тем чрезвычайно духовной силы, он обрисовал путь к духовному полномочию следующими словами: «Оно достигается не повышением по службе, но молитвой и слезами. Оно достигается только признанием в грехах и тем, что душа испытывается Богом и смиряется; путем отдачи самого себя, мужественным принесением в жертву всех божков, путем мужественного, долгого, бескомпромиссного и терпеливого и решительного беспрерывного взирания на распятого Христа. Его нельзя достичь, если искать для себя великого, но только если мы, как Ап.Павел, считаем презренной потерей Христа ради то, что приносит нам выходу. Это высокая цена, но она должна быть без колебания заплачена тем, кто не только по названию, но и в действительности был бы духовным руководителем людей, человеком, полномочия которого на Небе, на земле и аду признаются».
Это те люди, которых Бог ищет, в которых Он хочет проявить Свою силу /2Пар.16.9/. Правда, не все, стремящиеся к заданиям руководства, готовы заплатить такую высокую цену. Но Божьи условия надо принимать в тишине, наедине с собой, прежде чем Он открыто даст задание. Господь ясно дал понять Иакову и Иоанну, что в Его Царстве дается полномочие для духовного служения. Высшие посты предназначаются тем, кто оправдал себя в тиши. А именно из такого рода полномочий и возникает благоговение и смирение в тех, кому поручено служение руководством.
Бог и люди постоянно находятся в поисках руководящих сил для различных отраслей христианских заданий. В Священном Писании часто показывается, как Бог ищет людей совершенно определенного рода. Не людей, а человека; не группу, а одного.
Нужно еще сказать, что может быть и отрицательное руководство. Если люди, находящиеся‚ власти и имеющие большое влияние, не могут достичь того, чтобы вести за собой людей на духовные высоты, то они, хотя и бессознательно, но совершенно определенно ведут их вниз; ибо никто не может жить самим собой.
Как Священное Писание, так и история церкви подтверждают, что если Бог находит человека, отвечающего Его духовным требованиям и готового заплатить полную цену за свое ученичество, то Он воспользуется этим человеком до крайнего предела, несмотря на его явные слабости. Такими людьми были Моисей, Гедеон, Давид, Мартин Лютер, Джон Уэсли и многие другие.
Сверхъестественная сущность церкви требует руководителей, духовные качества которых далеко превосходят чисто человеческие. Но был ли когда-нибудь больший недостаток посвященных Богом и предназначенных Богом людей, которые могли бы смягчить жгучую нужду, чем теперь? до некоторой степени этот недостаток ощущался всегда, - уже по той простой причине, что эти требования являются слишком обязующими.
Без ближайших руководителей нельзя свято прожить на земле. Ты найдешь их в Церкви, где Дух Святой поставляет их пасти стадо Христово.
«Кто руководится правилами чести, тот редко сожалеет о том, что он делает» - /Чернышевский/.
«Искусство руководителя - найти человека, который будет делать за него его работу; искусство руководителя - найти человека, на которого можно свалить вину за не сделанную работу. Высшее искусство руководителя - и за то, и за другое получить награду» - /Юмор/.
Все в Творении взаимодействует друг с другом. Предназначенное для вас Руководство также определяется по Закону взаимодействия, и в этом сокрыта Великая Тайна. Вы не найдете ни единого пробела, ни одного пустого места, куда можно было бы вставить нечто такое, что хоть в какой-то мере не подходит туда по Закону.
Из этого вам надлежит сделать вывод, что вашим руководителем никак не может быть «Высший Дух». Ибо только Тот, Кто еще пребывает поблизости от этой Земли, может руководить земным человеком. В противном случае Дух уже слишком отчужден от всего земного. Руководить через пропасть не имеет смысла, и подобное руководство не принесло бы вам существенной пользы. В этом случае обе стороны не поняли бы друг друга - ни подопечного, ни подопечный Руководителя.
Итак, между Руководителем и руководимым происходит четкое взаимодействие, обусловленное Законом притяжения подобного.
Гарри С. Трумэн, в 1945–1953 гг. занимавший пост президента США, не без основания заявлял: «Руководитель – это тот, кто умеет заставлять других с удовольствием делать то, чего они не хотят». Мы можем вести других лишь той дорогой, которой прошли сами. Недостаточно просто указывать, куда идти. Если мы сами стоим, то никто за нами не пойдет, и никуда мы никого не приведем.
Руководитель — это человек, который сначала по собственному желанию подчинился и научился подчиняться внешне установленному для него порядку, но который впоследствии наложил на себя изнутри еще более строгие правила. Кто противится авторитетам и презирает самодисциплину, редко годится для высоких водительских заданий. Он страшится трудностей и жертв, которые требуются, и отвергает божественную дисциплину, неотъемлемую от этого. Многие, бросающие миссионерскую работу, делают это не потому, что они не были достаточно одаренными, а потому, что в их жизни есть пределы, которые никогда не были подчинены Духу Святому.
Многие, посещавшие курсы для руководителей, в надежде войти в задачи руководства, не сумели этого сделать, потому что никогда не смогли научиться послушанию. Они как те мальчишки, которые играли на улице в войну. Когда проходивший мимо человек спросил, почему они стоят кругом и ничего не делают, они ответили: «Мы все — генералы. Мы не можем никого из нас заставить сражаться за нас».
Молодой чело¬век, годный для руководства, работает, в то время как другие бездельничают; он занимается, когда другие спят; молится, когда другие развлекаются. У него нет никакого места для вольных или неряшливых привычек в словах и в мыслях, в поступках или одежде. Он соблюдает строгую дисциплину в пище и поведении, что¬бы быть в состоянии хорошо вести борьбу пациентов и использует целебные средства для их болезней!
Одухотворенный руководитель не страшится того, чтобы встретиться лицом к лицу с трудными людьми или затруднительными положениями или даже не боится неприятностей, если понадобится. Он благожелательно и сердечно делает порицания, если это требуется, или налагает нужные наказания, если они нужны в интересах Божьей работы. Он не колеблется на¬писать неприятное письмо. Стопка его почты свидетельствует о том, что он берется за настоятельные работы.
Немного найдется людей мужественнее и вернее, чем Фред Митчел, британский руководитель Внутренней Китайской Миссии. Хотя у него был необычайно чувствительный и любвеобильный характер, он не останавливался перед неприятным разговором, если дело шло о том, что-бы открыто говорить, с чело¬веком о его неумении справиться. Если ему нужно было сказать что-либо в этом роде, то он всегда делал это с молитвой и большой любовью. Но не каждому удавалось воспринять увещевания в таком же духе. Он признавался, что сильно страдал оттого, что в некоторых случаях его честная откровенность приводила к отчуждению друга. Когда он приближался к концу своей жизни, то один его друг заметил, что перед тем как взяться за неприятную задачу, он проводил еще больше времени в молитве. Если же ему надо было иметь дело с дисциплинарным взысканием или не считаться с желаниями других, то он писал соответствующее письмо, но оставлял его не отосланным не-сколько дней. Затем он прочитывал его еще раз и если был уверен, что оно написано правильно, то отсылал на по¬чту. Иногда он уничтожал на-писанное и писал сызнова.
От духовного руководителя всегда требуется в высшей степени мужество, - этическое мужество, а нередко и физическое. Мужество — это качество духа, дающее чело¬веку способность встречать опасность и затруднения с твердой решимостью, без страха и колеблющейся нерешительности.
Иисус называет руководство служением, и это от¬носится как к мирской, так и к духовной области. Лор¬да Монтгомери его военный опыт привел к сознанию того, что штаб должен быть слугой войск и что хороший штабной офицер должен служить своему командиру и войскам, оставаясь при этом анонимным.
Когда Ларе Ольсен Скрефсруд, одаренный чрезвычайными способностями к руководству миссионерской работой среди санталов норвежец, встретил восторжен¬ный прием в Европе и Америке, он сложил руки под сто¬лом и стал молиться: «Господи! Защити меня!». И тогда Господь напомнил ему о том времени, когда он отбывал тюремное наказание, и Скрефсруд возблагодарил Его за это унижение.
Моисей мог стать руководителем Израиля только тогда, когда он, «составив смету», принял решение: отказался от сокровищ и развлечений Египта и отождествил себя с израильтянами и их бедами. Его вера укрепила его в таком далеко идущем решении» - /Евр. 11.24-27/.
Если духовный руководитель уверен в воле Божьей, то он переходит сразу же к делу, не заботясь о последствиях. Имея перед глазами только свою цель, он обладает мужеством сжечь за собой мосты. Он должен быть готов к тому, чтобы взять на себя полную ответственность за успех или неудачу предпринятого и не может взваливать возможную вину на своих подчиненных.
О Л.И.Номменсене. который вопреки предостережению руководства миссией и вопреки запрещению колониального правительства решается на экспедицию вглубь Суматры, говорили, что он соединял в себе безрассудную храбрость веры с умной осторожностью и рассудительностью полководца. Его глаза смотрели вдаль: он видел весь народ батака. Когда он умер, церковь насчитывала триста тысяч христиан - батаков. Этот беспримерный успех зародился уже тогда, когда четырнадцатилетний умирающий Номменсен читал Библию и спрашивал свою мать: «Это правда?». Тогда этот мальчик принимает решение, молится, верит, предает себя Богу - и действует. С выдержкой, покоящейся на уверенности в своем призвании, он преодолел все препятствия, стоявшие на его пути.
«К руководству пришли люди, которые на словах прокламируя самое революционное и передовое, на деле тащили науку к застою. Их многолетние попытки создать на основе «лысенковской генетики» высокопродуктивные сорта сельскохозяйственных культур и породы животных оказались безуспешными. Это лишь отбросило назад наших селекционеров, причинило немалый урон сельскому хозяйству. В те времена многие выдающиеся учёные нашей страны были оклеветаны, отстранены от работы, заключены в тюрьмы, отправлены в ссылку».
Руководитель должен видеть окончательное следствие руководящих линий и методов, которые он проводит. Сознающие свою ответственность руководители всегда смотрят вперед, чтобы видеть, как предложенное направление руководства повлияет не только на современные, но и на грядущие поколения.
Когда Бог подготовляет человека к руководящему служению, перед Его взором расстилается вся та область, к служению в которой Он за-мыслил его призвать. Поэтому Ему, возможно, приспособить средства к цели и снабдить человека дарами — природными и по благодати, - которые сделают его наиболее пригодным для выполнения его задания. Без выдающихся способностей апостола Павла и особого его образования, он никогда бы не смог добиться в течение своей короткой жизни тех успехов, которые он имел.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности