Промыслом Божьим получилось так, что в последние десять лет я довольно много общался с христианами из разных деноминаций. Причем, встретившись с человеком, искренне любящим Иисуса Христа, мы могли часами, с великой радостью в духе, разговаривать о Господе нашем, и при этом, как правило, не было никаких конфликтов, несмотря на то, что мы из разных церквей.
В таком общении я искренне старался все более и более умудряться в истине и готов был поменять свое мнение по обсуждаемому вопросу, если аргументы собеседника были обоснованными и не противоречили Священному Писанию. Из поучительных бесед и последующих исследований Священного Писания и богословских трудов по различным вопросам, родился ряд статей и монографий, – они, а также некоторые письма вошли в книгу. По сути, главы книги – это сконцентрированный плод более чем десятилетних размышлений и исследований, плод почти двадцатилетнего опыта реального хождения верой во Христа Иисуса.
Предлагаю вам, уважаемые читатели, главу, в которой идет речь о Церковных таинствах, и в первую очередь о тайне пресуществления. Ибо, как я заметил из общения, верующие из Протестантских церквей совсем не знают, что под этим подразумевает учение Православной Церкви, и наоборот, православные верующие не знают истинного учения основных Протестантских церквей: только свои фантазии, сплетни, да предвзятые комментарии своих богословов.
-----
"И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое (Мф.26:26)" – в христианском мире приняты две формы истолкования этих слов Иисуса Христа: дословная и смысловая.
Пословный перевод этого места Писания с древнегреческого: "Этот хлеб ЯВЛЯЕТСЯ Моим Телом" [1] – это очень сильный аргумент в пользу дословной формы истолкования этого места Писания. Вторым аргументом в пользу дословного истолкования слов Господа является то, что когда происходит таинство пресуществления, мы причащаемся Спасителя не только духом и душой, но и нашими телами. Хотя, с другой стороны, в Писании также сказано: "Но то скажу [вам], братия, что плоть и кровь не могут наследовать Царствия Божия, и тление не наследует нетления (1Кор.15:50)". В пользу образного или косвенного истолкования слов: "Сие есть Тело Мое" также есть сильные аргументы. Если слова Иисуса Христа принять дословно, по логике тогда получается, что тело Его (или часть тела) не было распято на следующий день, а было съедено учениками накануне. А это, как понимаете, уже полный абсурд.
Поэтому, если рассматривать слова Иисуса Христа в контексте к тому, что Он говорит далее: "Сие творите в Мое воспоминание (Лк.22:19, 1Кор.11:23)", если помнить, что Он называет хлеб Своей Плотью, находясь среди учеников в обычном теле (еще до распятия и воскресения в прославленном Теле), то напрашивается вывод, что более верным является смысловое, подспудное, иносказательное истолкование Его слов: "Этот хлеб ОБОЗНАЧАЕТ Мое Тело".
В Священном Писании есть множество примеров, где слова Господни нужно истолковывать не прямо, а косвенно, образно. Например: "Я есмь хлеб жизни (Иоан.6:48)", или: "Я есмь дверь (Иоан.10:9)", или: "Я есмь лоза, а вы ветви (Иоан.15:5)". Как видите, во всех этих случаях Иисус Христос не отождествляет Себя ни с какими конкретными хлебами, дверьми или лозой.
И еще один, думаю, немаловажный аргумент в пользу иносказательного понимания слов Иисуса Христа на Вечере: читая Апостольских отцов 1-2 веков, я нигде не встречал учения, что Иисус Христос при Евхаристии, через пресуществление превращается в хлеб и вино.
Вот если бы Христос после Своего воскресения, когда предстал перед учениками в прославленном Теле, дал эту заповедь: "Сие есть Тело Мое" и при этом сотворил хлеб, отделив его от Плоти Своей, или сказав, хотя бы взял и разломил хлеб учеников, тогда Его слова однозначно, имели бы только одно истолкование: "Этот хлеб является Моим Телом". Тогда и споров никаких не было бы насчет пресуществления – тайного (от слова таинство), духовного преображения хлеба в Плоть. Но в Писании сказано так, как сказано.
Поэтому я согласен с тем, что слова Христа на Вечере: "И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое (Матф.26:26)" – должно понимать образно, а не дословно, не прямолинейно.
Ну а с другой стороны, если даже дословно понимать слова Иисуса Христа: "Приимите, ядите: сие есть Тело Мое" – ЧТО ОТ ЭТОГО ПРИНЦИПИАЛЬНО МЕНЯЕТСЯ?
Означает ли дословный вариант истолкования, что Иисус Христос реально, лично присутствует на Евхаристии в церкви? Да, дословное истолкование утверждает, что Иисус Христос лично присутствует при причастии, ведь Он сказал: "Приимите, ядите: сие есть Тело Мое". Так же и образное истолкование утверждает, что Иисус Христос лично присутствует на Евхаристии; просто образное истолкование снимает ограничения прямого истолкования: что Христос может реально присутствовать при причастии только в виде пресуществленного хлеба и вина, и никак иначе.
Как видите, уважаемые читатели, получается, что спор идет о деталях, а не о самом главном, ибо в обоих случаях главное выражается словами Господними: "Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них (Матф.18:20)".
И при прямом, и при образном истолковании слов: "Приимите, ядите: сие есть Тело Мое (Матф.26:26)" утверждается, что Иисус Христос, хотя и невидимо, но реально присутствует на святой Вечере в церкви, если верующие собрались во имя Его.
Согласитесь, то, каким образом Господь пребывает и каким образом воздействует на нас, то ли через пресуществление совершаемое Духом Святым, то ли напрямую воздействуя Духом Святым – это уже не принципиально. Важно, что Иисус Христос хотя и невидимо, но духовно пребывает на Святой Вечере – присутствует, как Он был тогда, с Апостолами. Тем более, подчеркиваю, что и православное и протестантское учение о причастии соглашаются в этих двух важнейших пунктах: в совершении действа Духа Святого, и в духовном явлении Иисуса Христа в церкви.
Кстати, разговаривая и с протестантами и с православными, я заметил, что мало кто знает православную концепцию пресуществления (чаще, всего лишь смутные догадки, больше похожие на католическое учение). Поэтому, думаю, вам, уважаемые читатели, будет интересно узнать учение Православной Церкви о пресуществлении: "Святоотеческое богословие никогда и не пыталось объяснить евхаристическое преложение с помощью каких-либо рассудочных философских категорий. Любые попытки исследовать "механизм" таинства признавались Святыми Отцами совершенно бессмысленными за полным отсутствием самого этого "механизма". На вопрос, каким образом хлеб и вино становятся Телом и Кровью Христовыми, систематизатор православного учения преп. Иоанн Дамаскин (VIII в.) отвечал следующими характерными словами: "Если же ты отыскиваешь способ, которым это происходит, то тебе достаточно услышать, что с помощью Святого Духа, так же как Святым Духом Господь для Себя и в Себе осуществил плоть от святой Богородицы; и больше мы ничего не знаем, за исключением того, что слово Божие – истинно, и действенно, и всемогуще, а способ – неисследим [2] Лишь позднее, начиная с середины IX в., будучи сильно утрированы, эти тенденции стали ассоциироваться соответственно с двумя уже соперничающими концепциями – transsubstantiatio (пресуществление, изменение одной субстанции в другую) и consubstantiatio (соприсутствие, сопребывание, сосуществование двух субстанций). Противостояние это продолжалось в течение столетий. При этом официальная позиция Римской Церкви неизменно склонялась в сторону концепции пресуществления, которая и была окончательно догматизирована на Тридентском соборе (1545-1563 гг.). Идея же консубстанциации, то есть соприсутствия земного хлеба и небесного Тела, утвердилась в евхаристическом учении Реформации, точнее в лютеранстве, получив название импанации (лат. impanatio – проницание хлеба, вселение в хлеб; иногда переводят как "вхлебение")".[3]
Как видите, православное учение о пресуществлении, совсем не такое, каким его представляют в своем воображении оппоненты дословного понимания слов Иисуса Христа. По сути, спор идет о деталях действа Духа Святого. Спор идет о том, о чем мы можем разуметь лишь гадательно. Более того, то, о чем спорят, не отрицает воздействия Духа Божьего на верующих при Евхаристии.
Очень мудро сказал о причастии Иоанн Златоуст: он своим ответом не только как бы примирил спорящие стороны, а выявил самое важное в причастии – самое важное для каждого христианина, к какой бы деноминации он ни принадлежал: "Ибо с каждым верующим Он соединяется посредством Тайн и Сам питает тех, которых родил, а не поручает кому-либо другому, и этим опять уверяет тебя в том, что Он принял ТВОЮ плоть". [4] То есть самое важное в Евхаристии то, что Господь Духом Святым входит в причащающегося.
Братья и сестры во Христе, конечно же, вы должны понимать, что слова, сказанные ученикам на Вечере, совсем не означают, что Иисус Христос будет присутствовать на обряде (уточняю, обряде) причастия если на него соберутся бездуховные религиозники, а церковносвященник формально выполнит этапы (слова и движения) Евхаристии. Мы должны помнить, что Христос пребывает только там, где собираются во Имя Его ученики Его. Господь пребывает только там, где искренне, всем сердцем ищут Его и жаждут слова и воли Его.
А споры – у кого есть желание, тот всегда найдет, о чем поспорить (даже о пресуществлении появляются все новые теории), вот только Духа Божьего, когда споришь, не услышишь и не познаешь.
А нужны ли споры о таинствах?
Просматривая материалы по богословским спорам о таинствах, которые происходят между различными христианскими деноминациями, я все более и более прихожу к выводу, что они похожи на спор двух глухих. Когда оба с ожесточением орут и при этом о том, что говорит другой, никакого представления не имеют – только свои домыслы, а то и вымыслы о словах оппонента.
И католики, и православные, и протестанты признают, что Сам Господь Бог установил в Церкви таинства. Снисходя к нашей слабости в познании Бога и понимании Его слова, Иисус Христос установил таинства, то есть снабдил Свои слова видимыми и осязательными знаками. Подобно тому, как ранее Бог снабдил закон религиозными обрядами. Подобно тому, как ранее Иисус Христос проповедовал в притчах, используя всем известные физические образы и явления.
ВСЕ ХРИСТИАНСКИЕ ДЕНОМИНАЦИИ ПРИЗНАЮТ ТАИНСТВА, как знак благодати Божьей, выраженный и утвержденный Богом. Различие же между православными и протестантами во второстепенном: первые делают акцент на способности таинств передавать благодать, а вторые – на способности таинств подтверждать и передавать духовные обещания Божьи. Хотя при этом, и православные, и протестанты признают и принимают все аспекты таинств: и передачу благодати, и разъяснение, и подтверждение Божьих обетов верующим. И тогда спрашивается, ради чего весь сыр бор?
Ведь важно то, что Господь Иисус Христос реально присутствует и реально действует!
И второе, из-за чего идут нескончаемые споры – это сколько таинств установил Господь. Что крещение и Евхаристию (мессу, причастие, вечерю Господню) установил Иисус Христос – об этом никто не спорит. А о покаянии, миропомазании, рукоположении, соборовании больных и о бракосочетании идут споры. Но при этом, собственно, о чем спорят? Спорят о том, признавать ли эти обряды таинствами или считать ли эти таинства обрядами. Спорят, но во всех церковных деноминациях исполняют установившимся образом все эти таинства (или обряды): и покаяние, и миропомазание, и рукоположение, и соборование, и бракосочетание.
Не пойму, если Господь Бог отвечает и православному церковнослужителю, и протестантскому церковнослужителю на их молитву и помазание елеем больного – чего спорить и угрызать друг друга? Ведь, получается, что Самому Господу не важно, как мы называем (таинством или обрядом) то, что делаем по слову Его: лишь бы было по вере и по любви.
А вам, братья и сестры во Христе, я желаю, от всего сердца желаю, чтобы Господь пребыл среди вас. Чтобы Он пребывал среди всех нас, и не только во время причастия.
И молю Духа Святого совершать в вас работу освящения, дабы не по одеяниям, не по религиозным словам, а по сердечной теплоте, по любви, по дарам Духовным люди видели, что в вас действительно пребывает Иисус Христос. Мир Вам!
-----
Мы вели речь на очень важную для каждого христианина тему: причастие Господне. Что еще сказать? Вспомните о благословении Авраама Мелхиседеком.
Мелхиседек, царь Салимский, вынес хлеб и вино, – он был священник Бога Всевышнего, – и благословил его, и сказал: благословен Аврам от Бога Всевышнего, Владыки неба и земли; и благословен Бог Всевышний, Который предал врагов твоих в руки твои. [Аврам] дал ему десятую часть из всего. (Быт.14:18-20) Авраам отделил Мелхиседеку десятину не по закону (ибо сам закон будет дан Моисею лишь шесть с половиной веков спустя), а потому, что Авраам почувствовал благодать и силу Божию, нисшедшие при этом благословении.
Почему мы приходим, вкушаем благость Божию в причастии, несем в церковь десятины и пожертвования и при этом, не переживаем того благословения, которое почувствовал Авраам? Американский проповедник и писатель Артур Кац, цитируя Бесели Ишлинг, пишет: "Многие посвященые люди могут сказать: "Да благословит тебя Господь!", но можно почувствовать, что эти слова выражают всего лишь хорошее, набожное пожелание, и не более того. Что за этими словами не стоит никакой духовной силы … и в сердца других людей не входит мир Божий через его провозглашение благословения". [5]
Да, к сожалению, наши благословения (у подавляющего большинства нас, христиан) являются лишь добрыми пожеланиями. А у некоторых … даже скрытыми проклятиями.
Господи! Очисти наши сердца и наши уста от суетного приближения к Твоим духовным таинствам, будь то крещение, причастие, молитва за больного или благословение ближнего своего. Даруй нам слышать Твое слово, Дух Божий, и являть Твои дары!
СНОСКИ
[1] Ключевые понятия Библии в тексте Нового Завета: Словарь-справочник. с.388.
[2] Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры. П. IV.13.
[3] Древо: открытая православная энициклопедия/ Зайцев А. Евхаристическое преложение.
[4] Иоанн Златоуст. Таинство чаши Христовой. с.5.
[5] А. Кац. Тайна священства: Ключ до явления славы Божьей. Гл.16.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Библия: книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: Канонические; Синодальный перевод. – М.: Российское Библейское общество, 1998. – 1244с.
2. Древо: открытая православная энциклопедия/ Зайцев А. Евхаристическое преложение [Электронный ресурс]/ А. Зайцев, 2010. – Режим доступа http://drevo-info.ru/articles/860.html#b2 свободный.
3. Иоанн Златоуст. Таинство чаши Христовой: Духовная библиотека/ Православное братство святого апостола Иоанна Богослова. – М., 2009. – 64 с.
4. Кац А. Тайна священства: Ключ до явления славы Божьей [Электронный ресурс]/ Артур Кац. Библиотека Христианские ресурсы. – Электронные текстовые данные. – Режим доступа http://www.wallout.narod.ru/Books/Priests.htm свободный.
5. Ключевые понятия Библии в тексте Нового Завета: Словарь-справочник/ К.Барнуэлл, П.Дэнси, Т.Поп. СПб.: ХО "Библия для всех", 1996. – 495 с.
6. Погребняк Н.И. О чем спорят христиане/ AV Akademikerverlag GmbH & Co. KG Alle Rechte vorbehalten. – Saarbrucken, Deutschland/ Германия: Sanktum, 2013. – 240 с.: ил.
Комментарий автора: Предлагаю главу из книги "О чем спорят христиане", изданной в 2013 году издательством Sanktum (Германия). В ней речь идет о Церковных таинствах, и в первую очередь о тайне пресуществления. Как я заметил из общения, верующие из Протестантских церквей совсем не знают, что под этим подразумевает учение Православной Церкви, и наоборот, православные верующие не знают истинного учения основных Протестантских церквей: только свои фантазии, сплетни, да предвзятые комментарии своих богословов.
Итак, познайте истину!
Николай Погребняк,
Россия
Родился в 1961 г. в Кокчетавской области Казахской ССР. После окончания Омского политехнического института работал инженером-конструктором. В 1995 г. по вере принял водное крещение в РПЦ. Позже работал в Центре реабилитации, исполнял диаконское служение и читал лекции. Писатель, популяризатор христианских ценностей и христианского учения.
Прочитано 2901 раз. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности