В отрогах Гиссарского хребта есть угольная гора Рават, которая горит вот уже две тысячи лет. Причина, вызвавшая пожар давно забыта под пеплом столетий, но огненный кратер становится все шире. Говорят, что сейчас он имеет площадь свыше 25 квадратных километров. Огонь не затухает потому, что дожди постепенно размывают породу и отрывают доступ воздуха к новым слоям угля.
Эта иллюстрация обратила мое внимание на другой пожар, бушующий в человеческих душах - пожар осуждения. Пожар уничтожающий хорошую репутацию, искренние отношения, добрые намерения. Посредством словесных потоков, недоброе отношение к кому-то, передается от человека к человеку, зажигая огнем предвзятости все новые и новые территории в людских сердцах. И масштабы этого бедствия на много превосходят, то что происходит на горе Рават. Для стран СНГ и Украины в частности осуждение стало национальной проблемой.
Мы привыкли, и это правильно, рассматривать грех применительно к конкретной личности. Обычно мы говорим: этот человек согрешил таким-то и таким-то грехом. Например, сквернословием. Но есть такие грехи, которыми согрешают практически все и тогда это может вылиться в национальную катастрофу. Библия очень много говорит о народе Израильском и часто осуждает его за идолопоклонство. Этот грех в определенные периоды истории вырастал до масштабов национально бедствия. За это Бог наказывал свой народ междоусобными войнами, бедностью, пленом и даже рассеянием на многие годы.
Подобные грехи, которыми согрешает весь народ, и за которые Бог наказывает весь народ, можно найти во многих странах. На мой взгляд, в нашей стране такими грехами является пьянство, оккультизм и осуждение. На этом последнем мы и остановимся сегодня более подробно.
Любой грех: как личный, так и всенародный, как малый, в наших глазах, так и великий, крайне опасен хотя бы по двум причинам.
Во-первых, согрешающий - подлежит справедливому осуждению и наказанию со стороны Бога.
Во-вторых, человек совершающий грех становится рабом греха и уже не в силах - освободиться от него, даже если он того и захочет. Иисус Христос сказал по этому поводу: «всякий, делающий грех, есть раб греха».
Но кроме двух названных, национальный грех, опасен еще, по крайней мере, по двум причинам. Во-первых, от него страдает вся нация. То есть все общество несет на себе бремя последствий такого греха и Божье наказание за него. Возьмем, к примеру, грех пьянства. Не страдают ли от него семьи алкоголиков, сотрудники на работе, люди, оказавшиеся инвалидами по вине пьяных водителей. И это ведь не единичное явление. Мы встречаем все это на каждом шагу.
Вторая, и еще более опасная, причина в том, что со временем люди привыкают к последствиям этого греха и перестают их замечать. Грех есть, но он как бы и не грех, ведь все его делают. И так как все от него страдают, складывается впечатление, что так и должно быть. Ведь не с чем сравнивать, все так живут, все с этим мирятся. Грех узаконивается и становится нормой жизни. И только кто-то извне может открыть нам глаза на эту проблему, так как мы ее больше не видим.
Сейчас я хочу обратить внимание, по крайней мере, на пять самых тяжелых последствий, к которым приводит грех осуждения.
Первое - это комплексы. Они есть практически у каждого человека, который подвергался критике, оскорблениям, унижению и другим проявлениям острого языка. Здесь следует заметить, что каждый человек имеет недостатки и придраться, при желании, можно к каждому. Такие придирки и вырабатывают у человека болезненное отношение к своим недостаткам, которое психологи называют комплексом.
Комплекс является полной противоположностью чувству собственного достоинства, которое, в свою очередь, является уважением в себе положительных качеств и развитием их.
Вторым тяжким последствием греха осуждения является неумение правильно выразить себя. Большинство людей бояться быть самими собой. Многое, делается только за компанию или в компании, из-за страха проявить свою индивидуальность. Я думаю, что такое явление как мода, только и зиждется на страхе человека быть не таким как все. Откровенность и индивидуальность проявляются теперь в большинстве случаев только на пьяную голову.
Третье следствие осуждения - это отсутствие инициативы. Многие хорошие идеи так и не стали реальностью из-за страха высказать свое мнение в присутствии других людей. С другой стороны, часто бывает так, что все знают, как надо сделать то или другое дело, но никто не берется за него. Опять таки действует страх проявить инициативу, привитый грехом осуждения. «А вдруг скажут, что я выскочка или что лезу не в свое дело».
В четвертых, недружелюбие так же часто бывает следствием осуждения со стороны других. Человек замыкается, носит строгое выражение лица и никого не подпускает к себе ближе определенной «безопасной» дистанции. Не от того ли мы так редко видим улыбку от незнакомых людей.
И последнее, на мой взгляд, последствие осуждения. Это страх делиться своими проблемами с другими и как следствие невозможность получить своевременную помощь. Так и ходят многие из нас с невысказанной сердечной болью долгие годы. И возможно уже десятки раз прошли мимо тех, кто мог бы помочь решить существующие проблемы, но страх перед осуждением или насмешкой так и не дал нам поговорить с этим человеком.
Следует добавить, что последствия греха осуждения проявляются практически у всех независимо от возраста, пола или образования. Если человек подвергался недоброжелательному отношению в семье, школе, на улице или в обществе - не важно где, последствия эти будут проявляться. И чем больше было осуждение со стороны других, тем ярче выражены его последствия.
Опасность греха осуждения еще и в том, что им запросто могут согрешать и верующие люди. К тому же страдает от этого не тот, кто грешит, а наш ближний. И здесь мы еще раз должны заявить: осуждение - это тягчайший грех против наших ближних и общества в целом.
Далее давайте постараемся найти ответы на такие вопросы:
1. Как общаться не осуждая?
2. Как сказать человеку о грехе, не осуждая его?
3. Как преодолеть в себе последствия греха осуждения?
Итак, первый вопрос: Как общаться не осуждая?
Давайте прочитаем известный отрывок из 6 главы Евангелия от Луки.
«Итак, будьте милосердны, как милосерд Отец ваш Небесный. Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете; давайте, и дастся вам: мерою доброю, утрясенною, нагнетенною и переполненною отсыплют вам в лоно ваше; ибо, какою мерою мерите, такою же отмерится и вам. Сказал также им притчу: может ли слепой водить слепого? не оба ли упадут в яму? Ученик не бывает выше своего учителя; но, и усовершенствовавшись, будет всякий, как учитель его. Что ты смотришь па сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или, как можешь сказать брату твоему: брат! дай, я выну сучок из глаза твоего, когда сам не видишь бревна в твоем глазе? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Лук.6:37-42)
Суд, судья, осужденный, осуждать, обсуждать, пересуживать - это однокоренные слова, корень которых слово суд. Прочитанный текст писания учит нескольким важным вещам.
Во-первых, мы не имеем права судить и осуждать (т.е. выносить приговор) другим людям. Мы не знаем всех обстоятельств и мотивов происходящего. Поэтому наши суждения, как правило, окажутся неверными. Зная это, Бог предлагает нам совершенно иной подход - милосердие. И учиться этому мы можем у Него. Каждый человек ежедневно получает множество милостей от Творца. Осознав это, пророк Иеремия воскликнул: «по милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось. Оно обновляется каждое утро; велика верность Твоя!»
Во-вторых, Писание учит, здесь работает незыблемый закон СЕЯНИЯ И ЖАТВЫ. «какою мерою мерите, такою же отмерится и вам». Как мы относимся к окружающим людям, так будут относиться и к нам.
И еще одно. Если нам кажется, что у кого-то есть недостаток, нам следует сразу же проверить себя самого. «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?». Сучек и бревно, как известно, из одного и того же материала. Часто недостатки, которые мы замечаем в окружающих, есть и в нас, только еще в большей мере. Поэтому Библия советует: «вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего». Иными словами помочь человеку исправить недостаток может лишь тот, кто сам был в таком положении и решил эту проблему в своей жизни. Если же подобные трудности вам на пути не встречались, благодарите за это Бога и молитесь за того, кто переживает, но не спешите давать советы.
Есть еще несколько важных моментов, которые помогут нам общаться не осуждая. - Никогда не говорите об отрицательных сторонах человека вне его присутствия.
- Учитесь замечать положительные качества в людях.
- Ободряйте людей за то хорошее, что они делают. Заметив какую-то проблему в человеке, не обсуждайте ее с другими людьми, но попробуйте лично поговорить с этим человеком. Если не получится, просто молитесь за него.
- Не следует делиться молитвенной нуждой о проблемах человека, без его на то согласия.
- Всегда отделяйте грех от грешника, действия человека от его личности. Поступки
человека могут подлежать осуждению, но его личность неприкосновенна. Так
поступает наш Господь Иисус. Он ненавидит грех, но ради спасения человеческой
души, пожертвовал Своей жизнью.
А как же быть с обличением? - спросит кто-то. Должны ли мы указывать людям на их грехи? И да и нет. Словарь определяет слово «обличать» - следующим образом: разоблачать, вскрывая неблаговидное, вредное, преступное, сурово порицая. В широком смысле обличить мир во грехе, это работа Духа Святого. Он может делать это лично, в сердце человека, может использовать для этого Писание и в отдельных особых случая нас верующих людей. Случаи эти четко оговорены в Библии. Их три.
Первый, когда наш ближний согрешит лично против нас, тогда мы имеем право обличить его. Об этом говорит Иисус в Евангелии от Матфея 18:5 «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним».
Второй случай - это особые полномочия, данные пасторам, обличать верующих, которые нарушают принципы Слова Божьего и тем самым грешат. Библия много говорит об этом, а мы приведем лишь одну цитату из 1 Послания к Тимофею 5:20 «Согрешающих обличай перед всеми, чтобы и прочие страх имели».
Третий случай имеет отношение к проповеди Евангелия и обличению неверующих, с целью призвать их к покаянию. Здесь следует вспомнить хотя бы проповедь Петра в день Пятидесятницы. Он обличил иудеев в распятии мессии. В результате многие из них пришли к вере во Христа и покаялись.
Как сказать человеку о грехе, не осуждая его?
Давайте обратимся к Писанию и рассмотрим два отрывка. Первый из Евангелия от Луки 17 главы с 1 по 5 стих. «Сказал также Иисус ученикам: невозможно не придти соблазним, но горе тому, через кого они приходят; лучше было бы ему, если бы мельничный жернов повесили ему на шею и бросили его в море, нежели чтобы он соблазнил одного из малых сих. Наблюдайте за собою. Если же согрешит против тебя брат твой, выговори ему; и если покается, прости ему; и если семь раз в день согрешит против тебя и семь раз в день обратится, и скажет: каюсь, — прости ему. И сказали Апостолы Господу: умножь в нас веру».
Здесь важно отметить несколько моментов. Во-первых, «соблазны» непременно придут. Их нельзя избежать. Всегда будет то, что нам будет казаться странным и достойным осуждения в других людях. И в этот самый момент Библия призывает нас наблюдать за собой. Здесь мы попадаем на скользкую почву и подвергаемся опасности осудить ближнего. Поэтому Иисус предлагает нам вооружиться прощением и быть готовыми на это бесконечное количество раз. А вот говорить человеку о его грехе следует в том случае, если он согрешил лично против нас.
Каким должен быть этот разговор мы узнаем из следующего отрывка. Он записан в Евангелии от Матфея в 18 главе с 15 по 18 стихи. «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь»
Итак, мы видим, что в начале разговор должен быть конфиденциальным, т.е. один на один. Если виновный покается, этим следует и закончить. Если нет, пригласите свидетеля. Хорошо если это будет ваш пастор. Если виновный и тогда будет упорствовать, тогда вопрос следует обсудить на членском собрании вашей церкви. Как правило, этого будет достаточно.
Если же человек согрешает, но это не имеет к вам никакого отношения, не пытайтесь его обличить. Такого права вам Библия не дает. Лучше молитесь об этом человеке и попросите своего пастора побеседовать с ним об этом. Потому что именно его Бог поставил на это служение.
Известна история из жизни короля Фридриха Великого. Однажды придворная дама пожаловалась ему на своего мужа.
«Ваше величество, мой муж очень плохо обращается со мной»!
«Это не мое дело!» - ответил король».
«Да, но он так же плохо о вас отзывается, ваше величество» - продолжала обиженная.
«Что? Ну, это, пожалуй, не твое дело» - спокойно ответил король.
«Да, ваше величество, но ведь подумайте, этим он может повредить себе, своей собственной карьере!» - не унималась просительница.
«А это уже его личное дело», - спокойно ответил Фридрих. На этом аудиенция закончилась.
И последний вопрос: Как преодолеть в себе последствия греха осуждения?
Как мы уже говорили, грех осуждения сильно ранит человеческую душу. Если вы чувствуете на себе его последствия: такие как комплексы, отсутствие инициативы, недружелюбие, страх делиться своими чувствами и мыслями - хочется сказать следующее.
- Вы не единственные, кому это пришлось перенести. Большинство людей постоянно сталкиваются с этим. Чувство ущербности и неполноценности перед другими приходит от диавола. Поэтому ему следует противостоять как и всему, что предлагает диавол.
- Основывайте свою значимость не на своем впечатлении о себе и не на мнении других, но на Слове Божьем. Помните, вы важны для Бога. Его Сын - Иисус умирал на кресте и за вас. Вы бесконечно дороги Ему.
- Не забывайте также, что кроме ваших слабостей у вас есть много сильных сторон. Сосредоточьте на них ваше внимание. Развивайте свои сильные качества и служите ими вашим ближним. Это и будет вашим достоинством.
- Примите сегодня решение строить новые отношение с вашими ближними в семье и в церкви. Не ждите к себе особого отношения: ни жалости, ни грубости. Оставайтесь всегда
самими собой. Таким как вы есть, вы достойны уважения. Помните, всегда есть люди, которым трудней чем вам. Проявите к ним внимание и заботу. Это поможет вам вернуть утраченное достоинство.
- Если же вы не в силах сами победить последствия греха осуждения, примите сегодня решение поделиться своими чувствами с пастором вашей церкви или опытным христианином.
Итак, альтернатива суду - милосердие и служение человеку, которому вы желает помочь. Если вы не готовы служить, не беритесь исправлять и обличать. Не берите на себя роль судьи. Один у нас Судья – Бог.
Закончить хочу словами апостола Павла из послания к Римлянам 14 глава, 13 стих. «Поэтому не будем судить друг друга. Наоборот, смотрите, чтобы ваш брат не споткнулся и не упал на пути».
Вячеслав Шевелев,
директор Харьковской студии ТрансМирового Радио.
Ольга Шевелева,
Харьков
Журналист. Вместе с мужем Вячеславом 11 лет работаем в Харьковской студии ТрансМирового Радио. У нас двое детей. Алина - 5 лет и Андрюшка - 1 годик e-mail автора:twr@.bk.ru
Прочитано 6607 раз. Голосов 4. Средняя оценка: 5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Печатных материалов о суде и прощении очень много. Но такие скрупулезно продуманные и обоснованные Словом рекомендации "к а к это делать" встречаются не часто. Видна позиция рассуждающего человека, охватывающего проблемы обеих сторон- и обиженных и обидчиков. Обычно пишут всем известную истину в пользу обижающих: "прощайте" и все тут, хоть человеку важней механизм "как?"
Беляк Виталий
2008-04-07 21:39:24
Благодарю вас за благословенное откровение Слова Божия. Верю, что оно заронившись в моё сердце принесёт плод. Будьте благословенны!
Елена
2010-05-15 20:13:54
Очень Хорошая тема ,а самое главное она вне врамени,как 2000 лет назад,так и сейчас.Спасибо за назидание и вдохновение.Божьих блпгословений Вам!