«Если нет драгоценного дара любви
Если холодно сердце, как лёд
И живёшь для себя, и лишь занят собой,
И на любовь душа к ближнему не влечёт
То, напрасно живёшь на земле ты
Мой друг, бесполезно проходят года» - /Сборник песен «Юность Иисусу».
«Тот, кому безразлично, как обстоят дела у других, лишь бы у него самого было все в порядке, - эгоист» - /И. Кант/.
Притча: Пастырь-волк и лиса-плутовка. « – Эй, плутовка лиса-сестра, давно я мечтаю с тобой повидаться. Хорошо, что сама пришла, ну раскаивайся в своих плутовских делах!».
«- О, и я тоже мечтала встретиться с вами, пастырь-брат со мной в одном деле повязанный богатырь – эгоист!» - улыбаясь, сказала лиса. – «Но всё не было подходящего случая. Я собиралась, - говорит лиса, - пригласить вас в гости в мой наш сад – церкви. Это не простой сад, а «чудесный». С одной стороны в нём растут яблоки и виноград, с другой – груши, инжир спелые-преспелые с винным соком. Кругом в саду проточная вода, всевозможные цветы – одним словом, там земной церковный рай. Кроме этого, я приготовила для вас бараний курдюк, покушайте с наслаждением…бесплатно». Всё то, что своё не отдаёшь.
- «Хитришь лиса-сестра!» - сказал волк, - но если тебе удавалось, обманывать, всю паству руководя, мною, я голова, а ты шея вертя, мною как хочешь, меня то обмануть не сумеешь!»
Лиса рассмеялась и сказала: - «О, какой вы недоверчивый! Недоверие всегда вредит, оно сжигает дружбу. Лучше пойдем-ка со мной, поедите сала, доставите себе удовольствие!». Новое упоминание о курдюке поколебало жадность волка-пастыря, и он пошёл за лисой-сестрой. Лиса шла впереди, всегда впереди ведущей, а волк за ней ведомый. Так они пришли в сад. Увидев цветущий сад, волк, пришёл в восторг. Хороши цветы в чужом саду, которыми можно воспользоваться. Наглости хватает. Ещё более радостная, чем волк ожидал, лиса шныряла из стороны в сторону. Насытив волка гулянием по саду и фруктами, лиса повела его к курдюку и сказала: - «Ну, посмотри, разве я сказала неправду? Вот курдюк, ешь его, пока не надоест».
Не в силах сдерживать себя при виде сала волк-пастырь жадно набросился на курдюк. Жадность одолела. Остановись, подумай, поделись с сестрой-лисой и другими. Нет! Себе и для себя. Торопливости и жадности итог: и сразу же его передние лапы были зажаты капканом. Как волк не вырывался, не мог освободиться, тогда он повернулся к лисе-сестре и взмолился: «Эй, лиса-сестра, чем-то прижало мои ноги, посоветуй, как мне освободиться».
- «Ты же пастырь – богатырь для себя живёшь, ты же сильный всё решаешь сам, поднатужься и высвободи свои ноги» - сказала лиса-сестра. Изо всех силы волк отпрянул назад, но лишь переломал кости лап и свалился без чувств. Лиса – сестра с наслаждением досыта наелась сама и, смеясь над пастырем – волком, головой стада, - не знал волк, шея поворачивает голову, хотя и прикрыта в тени.
Суть – притчи такова, думая, что другие эгоисты, сёстры – шеи головой вертя сами, становятся эгоистами себе для себя». /На основе таджикских притч/.
«Я ненавижу всех святых, -
Они заботятся мучительно
О жалких помыслах своих,
Себя спасают исключительно»- /К. Бальмонт, «Голос дьявола»/
«Ибо сами обрезывающиеся не соблюдают закона, но хотят, чтобы вы обрезывались, дабы похвалиться в вашей плоти» – /Гал.6.13/. «Это были люди, отличавшиеся духом партийности, ревновавшие о законе ровно настолько, насколько это содействовало их эгоистическим и плотским целям» - /Мэтью Генри – Англия/.
Эгоизм (от лат. ego «я») – жизненная позиция, в соответствии с которой удовлетворение человеком личного интереса забота об одном самом себе, без внимания к другим. Рассматривается в качестве высшего блага и, соответственно, каждому следует стремиться только к максимальному удовлетворению своего личного интереса, возможно, даже игнорируя и нарушая интересы других людей или общий интерес. Эгоизм — это забота о себе даже за счет блага других. По самой своей природе человеческая воля направляется не на всеобщее, а на собственное индивидуальное благополучие. «Любовь к самому себе, — писал О. Уайльд, — это единственный роман, длящийся пожизненно». Это качество точно описано Э. Фроммом. «Быть эгоистом — означает, что я хочу всего для себя; что мне доставляет удовольствие владеть самому, а не делиться с другими; что я должен стать жадным, потому что если моей целью является обладание, то я тем больше значу, чем больше имею; что я должен испытывать антагонизм по отношению ко всем другим людям: к своим покупателям, которых хочу обмануть, к своим конкурентам, которых хочу разорить, к своим рабочим, которых хочу эксплуатировать. Я никогда не могу быть удовлетворенным, так как моим желаниям нет конца; я должен завидовать тем, кто имеет больше...».
Когда эгоист заботится о себе, то он заботится о своем теле, о своем удовольствии, о своем комфорте. Эгоист руководствуется только своими личными желаниями, все его внимание сосредоточенно на себе самом, как он выглядит, во что одевается. Он постоянно требует к себе повышенного внимания. Все это способствует развитию в нем еще большего эгоизма. С эгоистической точки зрения он заботится о себе, с христианской точки зрения он губит свою душу, т.к. становится все большим и большим эгоистом. Эгоизм - грех излишнего обособления интересов и в то же время одна из тяжелейших форм нарушения гармонии в любви: повышенное самолюбие в сочетании с пренебрежением к другим. По сути, эгоизм - невежественная забота о себе. Руководствуясь примитивными представлениями о благополучии, эгоист нарушает практически все Нормы Разумного Бытия и, прежде всего, Любовь. Но дело в том, что относительное благополучие, достигнутое с нарушением Норм Разумного Бытия, недолговечно. Рано или поздно за неправедно достигнутое - относительное благополучие придётся платить личными невзгодами, несчастной судьбой. Аккуратный в делах эгоист может быть чист перед законом, общественной моралью и собственной совестью. Но Бог воздаёт не по земным заповедям, не по земным законам и земной морали, а по Нормам Разумного Бытия. Нужны достаточно высокий уровень развития культуры, специфическое воспитание, чтобы человек научился больше думать о других, чем о себе. Чем больше культуры, тем меньше эгоизма. Психологический термин: Ценностная ориентация субъекта, характеризуемая преобладанием в его жизнедеятельности своекорыстных личных интересов и потребностей безотносительно к интересам других людей и социальных групп. Крайней степенью эгоизма является эгоцентризм.
Социологический термин: принцип жизненной ориентации и моральное качество человека, связанное с предпочтением собственных интересов интересам других (индивидуальных и коллективных) субъектов. Эгоизм прямо противоположен альтруизму - принципу бескорыстной, жертвенной морали служения ближнему. «Забота о себе самом — источник всех несчастий. Забота о другом — источник всякого блага. Если хотите быть мудрым, заботьтесь о других более чем, о себе самом» - /Буддийское наставление/.
Волк и коза. «Волк видит – коза пасётся на каменной скалистой высокой горе и нельзя к ней подобраться; он ей и говорит: «Пошла бы ты вниз: тут и место поровнее и трава тебе для корма слаще». А коза и говорит: «Не затем ты, волк, меня вниз зовёшь, - ты не о моём, а о своём корме хлопочешь» – /Л.Толстой/.
Забота о себе очень емкое понятие – это и забота о своем здоровье, и о душевном спокойствии, и об отношении к себе.
«Приведём примеры, поясняющие изложенное содержание. Священник или пастор служит своему приходу, работает помногу часов в день, навещает тех, кто нуждается в его заботе, проводит службы в церкви с благоговением, убедительно проповедует. Однако один священник или пастор имеет целью собственного продвижения по службе, свою популярность, желает угодить своей пастве, эабывая о семье. Во всех своих проповедях и во всякой деятельности он думает о своём положении или о преумножении авторитета и богатства своей церкви, словом – о себе. Устами своими он служит Господу, но сердцем своим он служит себе». «Если чересчур заботиться о своей репутации, не сможешь помогать людям» /Хун Цзычен/
«Каждый человек по самой сути своей любит в первую очередь себя и по этой любви в душе желает быть как Бог, зная сам по себе добро и зло. Он желает, чтобы над ним был Божественно-человеческий Бог, перед которым он должен встать на колени и склониться. Он не желает Божественного откровения Слова Божьего. Поэтому, если человеку действительно нужно искать Бога там, где Его можно найти, то вопрос не в уме, а в борьбе со своей гордыней и с тщеславием собственного ума, ибо именно они скрывают лицо Бога, и пока они скрывают Его лицо, никакое стремление к Богу не поможет человеку найти Его. Если человек не находит своего Господа и Бога, он приписывает это своему разуму, не учитывая подлинную причину, а именно что он не может видеть Бога, не имея чистого сердца, и поэтому не может найти Его».
«Если вы сумеете создать в своей организации атмосферу заботы, где все чувствовали бы себя вашими братьями, то благодаря такому сотрудничеству ваши братья будут проявлять свои лучшие качества»- /Хартли - Леонард Дэррил/
«Забота о других людях - основная обязанность в жизни каждого человека»- /Вильсон Вудро/
«Забота, то есть внимание к другим, - это основа хорошей жизни, основа хорошего общества»- /Конфуций/
«Заботиться о других людях - значит заботиться о самих себе»-/Бах Ричард/
«Люди не станут заботиться о тех, кто не способен сам о себе позаботиться. /Фредерик Дуглас/
«Мы заботимся о людях вовсе не для того, чтобы получить уверенность в себе и в своем будущем, но жизнь, посвященная заботе, обязательно приобретает стабильность»- /Майерофф Мильтон/.
Под пасторской заботой всегда подразумевали духовное окормление тех, кто страдает от бессилия или утраты контроля над происходящим - и это окормление имеет место без просьбы или приглашения. Такая забота построена по примеру того, как Бог заботится о нас после Эдема - с тех самых пор Бог относился к нам именно так, даже до креста, на котором Христос принес Себя в жертву, чтобы навеки исцелить нас. Однако такое библейское понимание сильно отличается от популярных идей о том, что сегодня называют нерелигиозной духовной заботой. Здесь происходит нарушение тонкой границы между психологией и традиционной духовной заботой, и в результате возникает гибрид - популярная психология, которая далеко отстоит оттого, что христиане понимают под духовностью.
«Если вы сумеете создать в своей организации атмосферу заботы, где рабочие чувствовали бы себя вашими партнерами, то благодаря такому сотрудничеству ваши рабочие будут проявлять свои лучшие качества» - /Дэррил Хартли – Леонард/
«Богу угодно, чтобы христианин не о себе только заботился, но и назидал других - не только учением, но и жизнью, и обхождением» - /Иоанн Златоуст/.
«…и не себе угождать: каждый должен угождать ближнему во благо, к наседанию. Ибо Христос не Себе угождал» - /Рим.15.1-3/. «Христиане не должны угождать себе. Мы не должны стремиться для себя и себе. Каковы мы тогда христиане? Самоотречение нашего Господа – это самый веский аргумент против эгоизма христиан» - /Мэтью Генри/.
Источники: Библия. Мэтью Генри – английский толкователь Библии 1662 – 1714/.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности