Проблема, о которой я желаю упомянуть, раньше в христианских кругах практически не встречалась. Конечно, вряд ли это связано с тем, что раньше христиане были ближе к Богу. Нет. Когда читаешь новозаветные послания, особенно Первое Павла к Коринфянам, лишний раз убеждаешься, что ранняя церковь была к Богу ничуть не ближе нынешней.
Скорее проблема, вернее грех, о котором я хочу поговорить, с такой остротой не стояла потому, что по причине открытых гонений люди из окружающего мира мало попадали в церковь, а прирост в основном осуществлялся благодаря рождаемости в христианских семьях. Таким образом, церковь была наполнена детьми верующих родителей, с самого раннего детства наставленными в том, как «правильно» себя вести, и как «не правильно».
Но, об этом грехе упоминал ещё апостол Иаков, ещё раз подтверждая мою правоту о том, эта проблема уже с самого начала стояла на пороге христианства: «Язык - небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! И язык - огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны.
Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, а язык укротить никто из людей не может: это - неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. Из тех же уст исходит благословение и проклятие: не должно, братия мои, сему так быть.
Течет ли из одного отверстия источника сладкая и горькая [вода]? Не может, братия мои, смоковница приносить маслины или виноградная лоза смоквы. Также и один источник не [может] изливать соленую и сладкую воду. Мудр ли и разумен кто из вас, докажи это на самом деле добрым поведением с мудрою кротостью». (Иак.3:5-13)
Итак, грехи языка. Мы живём в такое время, когда это становится настолько привычным, что многие люди это не считают грехом, а ведь раньше такое поведение подвергалось остракизму общества, считалось признаком ограниченности ума и постыдным явлением. А сегодня повсюду в общественных местах можно слышать слова, которые буквально двадцать лет тому назад публично произносить было неприлично.
Сегодня даже люди, которых считают лицом нации (люди искусства, политики, шоубизнеса) не стесняются формулировать свои мысли таким образом, чтобы это выглядело похабно, грязно, отвратительно. Не удивительно, что после общения с некоторыми людьми хочется принять душ в буквальном, а не переносном смысле.
Почему я сейчас говорю об этом? Потому, что бранные слова всё чаще можно слышать не только в миру. Всё чаще словесная грязь произносится теми, чей язык призван к воздержанию от подобного. Я говорю о матерных словах.
Но, сегодня мы поговорим не только о них. И попытаемся сделать это, разглядывая тему в общем свете Библии. Итак, сквернословие - что это такое? Для начала несколько слов из Священного Писания.
«Подражайте Богу, как чада возлюбленные, и живите в любви, как и Христос возлюбил нас и предал Себя за нас в приношение и жертву Богу, в благоухание приятное.
А блуд и всякая нечистота и любостяжание не должны даже именоваться у вас, как прилично святым. Также сквернословие и пустословие и смехотворство не приличны [вам], а, напротив, благодарение;
ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога». (Еф.5:1-5)
В этом отрывке апостол Павел напоминает, что грехи языка в глазах Божиих являются такими же грехами, что и грехи, совершаемые делом. Сквернословие, равно как и пустословие и смехотворство упоминается в контексте со всяческой нечистотой и любостяжанием и приравнивается к блуду, нечистоте и идолослужению, которое является ничем иным, как служением сатане.
Греческое слово αἰσχρότης, переведённое на русский язык как «сквернословие» буквально обозначает непристойность, постыдность, безобразие. Во всём Новом Завете оно используется только один раз.
В русском переводе Библии Израильского библейского общества, изданном в 2013 г. это слово переведено как «грязная болтовня», а в еврейском Новом Завете перевода Стерна это же слово переведено, как «непристойная брань».
Таким образом, сквернословие - это грязная болтовня, включающая в себя непристойную брань. Викисловарь даёт следующее определение сквернословию: «Речь, наполненная неприличными выражениями; непристойные слова, матерные ругательства».
Ещё один отрывок Нового Завета, обращённый к христианам, говорит следующее: «Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание, которое есть идолослужение, за которые гнев Божий грядет на сынов противления, в которых и вы некогда обращались, когда жили между ними.
А теперь вы отложите все: гнев, ярость, злобу, злоречие, сквернословие уст ваших; не говорите лжи друг другу, совлекшись ветхого человека с делами его
и облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего его». (Кол.3:5-10)
Греческое слово αἰσχρολογία, переведённое тут как «сквернословие», имеет такое значение - сквернословие, непристойная речь, грязный разговор. В тех вариантах, что приводились тут выше, это слово переведено, как «непристойные разговоры» и «непристойная брань».
Так же, как и в Послании к Ефесянам, сквернословие приравнивается тут к греховным деяниям. Таким образом, между словом и делом, по логике новозаветных авторов, нет никакой разницы. Это вполне логично. Дело в том, что, как известно, авторы Нового Завета хоть и писали на греческом диалекте «койне», сами носителями греческого языка не являлись.
Сам диалект «койне» является своего рода аналогом еврейского «идиш», или «ладино». Этот диалект использовался грекоязычными иудеями, рассеянными за границы Иудеи и отображал в себе многие идеи и понятия, свойственные семитской, нежели эллинской культуре.
Поэтому, если в понимании грека «логос» - это абстрактное понятие, слово как звук и не более, то в понимании грекоязычного иудея между еврейским «двар» и греческим «логос» разница большая, потому что «двар» - это и слово, и дело. Кстати, в современном иврите этим словом называют любую материальную вещь вообще.
Как известно, человек создан по образу и подобию Божию. Известно, что Бог создавал мир посредством слова. Человек - единственное существо в мире, которое обладает развитой и законченной речью. Словом человек может убить, словом ранить, словом вылечить, создать и разрушить. Слово имеет огромный потенциал, поэтому Библия так скурпулёзно относится к тому, что мы говорим, не делая разницы между речью и делами.
Конечно, мои оппоненты могут тут же заявить, что мол, слова есть всего лишь слова и нечего так много внимания придавать этому. Поэтому, хотелось бы вспомнить об истории самого обсуждаемого явления.
Самая распространённая версия появления мата на Руси приписывает заслугу его появления татаро - монголам. Долгое время я полагал именно так, пока не узнал, что в некоторых домонгольских письменных источниках Древней Руси встречаются «эти самые слова». Что же это за слова такие и почему их использовали наши предки?
Само по себе понятие «мат» очень интересно. Основное собрание матерних слов восходит именно к слову «мать» и сочетается с извращённой, абсцессной лексикой, выражающей половое соитие. Некоторые исследователи праславянской лексики утверждают, что это не что иное, как заклинание, выражающее желание чадородия, своего рода древнее благословение для матерей, чтобы у них всегда были дети.
Однако, это устаревшая версия. Согласно новейшим исследованиям, буквальное значение слова «мат» восходит к древнему глаголу «матати» - сильно кричать. Есть даже выражение такое: орать благим матом, т.е. очень сильно.
Глагол «матати» является родственным слову «матага» - кривляние, извращение. В некоторых отдалённых и глухих регионах России иногда даже используют слово такое - «матаситься», т.е. «кривляться, извращать, передразнивать».
Интересно даже то, что у древних славян слово «матога» часто ассоциировалось с ночным привидением. Поэтому становится понятно, почему мат с приходом христианства на земли Руси стал объектом нещадной борьбы в контексте искоренения дохристианских, языческих культурных элементов, связанных с идолослужением.
Мат не просто слова заклинательного значения. С помощью этих выражений арии, предки славян, а потом и славяне, отгоняли, или призывали злые потусторонние силы, приходившие к ним ночью. Поэтому матерщинник, сам того часто не подозревая, призывает на себя зло, именуемое дьяволом или сатаной, а в древней версии - «матога», ночное привидение с тем, чтобы потом избавиться от него.
Как-то, в контексте нашей темы, одна женщина мне рассказала, как к ней ночами стал приходить домовой. Этот бес тревожил её ночами, стягивая одеяло, либо включая свет в комнате. А нужно сказать, что в семье этой женщины все нещадно матерились, начиная от взрослых, и заканчивая детьми.
В конце концов, она пошла к ведунье и та посоветовала ей обматерить ночного гостя, но, когда он уйдёт, чтобы в семье больше таких выражений не было, иначе домовой на эти слова вернётся. Совет ведуньи был незамедлительно исполнен, но, только в первой его части. Ночная матога была незамедлительно обматерена и удалилась. Однако, из-за того, что мат не ушёл из этой семьи, произошло то, что говорил и о чём предупреждала ведунья.
Христос утверждает: «Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и не находит; тогда говорит: возвращусь в дом мой, откуда я вышел.
И, придя, находит [его] незанятым, выметенным и убранным; тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там; и бывает для человека того последнее хуже первого». (Матф.12:43-45)
Несомненно, проблема крылась глубоко в сердце, в котором жил этот грех, ведь именно с сердца изменяется жизнь человека.
К словам матерного значения также относятся такие слова, как «х**» и «б**». Я прошу прощения, но, не желая писать эту гадость, я просто обозначил их начальными буквами, зная, что многие из читающих знают, о чём речь.
Первым словом обозначали половой орган мужчины. Это выражение применялось во время ритуальных действий, посвящённых плодородию (известно, что праславяне, будучи земледельцами, как и многие народы арийской группы имели фаллический культ, связанный с плодородием земли, с урожаем).
В капищах ариев и праславян, среди прочих божеств стоял фаллос, на который во время заклинаний возливали молоко и жертвенную кровь, тогда же и произносилось это слово, как имя призываемого божества. Не удивительно, что церковь, как и упоминалось выше, боролась и борется с матом, как частью языческого религиозного наследия. Это не просто слова, но имена демонов, которым язычники приносили жертвы, как своим богам, а как известно, даже призывать их считается большим грехом, не говоря о том, чтобы поклоняться.
«Что же я говорю? То ли, что идол есть что-нибудь, или идоложертвенное значит что-нибудь? [Нет], но что язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами.
Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской. Неужели мы [решимся] раздражать Господа? Разве мы сильнее Его?» (1Кор.10:19-22)
«Соблюдайте все, что Я сказал вам, и имени других богов не упоминайте; да не слышится оно из уст твоих». (Исх.23:13)
Слово «б**» (извините), происходит от древнего глагола «блевать», т.е. изрыгать, отвергать, выбрасывать. Так обычно называли ритуальных блудниц при капищах, посвящённых фаллическому божеству. Отдаваясь в руки участников религиозных церемоний, так эти жрицы служили фаллосу, будучи посвящённым этому религиозному культу.
Как видим, мат это не просто неприличные слова, произносить которые не морально. Корни его происхождения уходят в глубь веков, в те самые времена, когда предки славян, будучи идолопоклонниками, служили демоническим существам, выдаваемым себя за богов. Так уж случилось на заре истории человечества, не переступившего ещё свой детский возраст, дьяволу удалось обмануть наших прародителей уйти от Создателя.
Привлечённые перспективой духовного самоопределения, они решили, повинуясь нашёптыванию врага, что сами способны вершить свои судьбы. При этом они забыли, что Всевышний создал человека зависимым от Себя. Уйдя от Того, от кого они зависели, первые люди, оставаясь созданными для зависимости от Творца, независимыми не стали. Просто бразды правления были отданы другому, который обманул их, но добрым и надёжным другом и отцом, которым был Бог, он не стал, будучи всего лишь падшим ангелом.
Так возникли различные религиозные культы с их кровавыми человеческими жертвоприношениями, разрушительной моралью и ложью о Творце и творении. Однако, с приходом Сына Божия в мир, пришла и правда Божья.
«Мы, доколе были в детстве, были порабощены вещественным началам мира; но когда пришла полнота времени, Бог послал Сына Своего (Единородного), Который родился от жены, подчинился закону, чтобы искупить подзаконных, дабы нам получить усыновление». (Гал.4:3-5)
Нет нейтральных слов. Каждое слово несёт в себе своего рода энергию, которая может либо разрушать, либо созидать. И человек, созданный по подобию Божию, призван в этот мир не как разрушитель, но созидатель. Для этого нам были даны не только руки для работы по созиданию и обустройства того мира, в который мы помещены, но и язык, который дан для общения с Богом и назидания как друг - друга, так и прочих окружающих нас людей.
|