Рок-опера "Юнона и Авось". Христианство или коммунизм?
Прежде чем начать исследование, предлагаю ответить на вопросы: Какая главная идея произведения? Какой его смысл? Какой отзыв от зрителей ожидали авторы? Для этого нужно изучить его контекст: историю Советского Союза. В 1979 году в Афганистан были введены Советские войска, СССР имел влияние на половину мира в пропагандистской идеологии, поддерживал войны «за освобождение от капиталистического и колониального рабства» везде, где возникали конфликты. Такая стратегия требовала не только финансовые, но и человеческие ресурсы.
Наряду с этим сама система «народовластия» не работала. Партийный аппарат только провозглашал лозунги о равноправии, давая преференции и льготы функционерам, лояльным строю. В стране были такие понятия как дефицит, «блат». Люди не могли свободно высказывать критику коммунистического строя, хотя мало кого наказывали за анекдоты про лидеров страны. Тысячи и миллионы молодых идеалистов, воспитанных на примерах советских героев: от альтруиста Павки Корчагин, до патриотов «Молодой гвардии», видели это и хотели изменений- свободы. Они готовы были умереть ради торжества идеи «светлого будущего». Пропаганда использовала разные формы агитации для перенаправления духа борьбы за свободу за границы СССР. Рок-опера «Юнона и Авось»- одна из этих форм. Это главное послание авторов - свободу невозможно отвоевать в одиночку, но придёт время, и целая страна направит все ресурсы для её распространения на весь мир. Они как бы призывают «присоединяйтесь, ведь это так романтично...»
Для достижения этих целей в постановке используются множество символов, например использование масок: белые одежды, белые маски с фонарями в руках- символ лицемерия светского общества с проявлениями либеральных идей, гражданские мундиры- золотые маски символ лицемерия гражданской власти, чёрные одежды, нет масок- символ тяжёлого труда и искренней веры народа и монашества (со звёздами в руках- намёк на природную мудрость). И, конечно «Как по золоту пишут иконы, будут лики людей светлы»- цель движения к свободе- новая раса: «святые», коммунистическое общество».
Явно прослеживаются параллели с революционной борьбой на Кубе и в Латинской Америке- испанский язык. Романтика далёких стран, эксплуатация тем любви, дружбы, свободы, контекстуализация под исторические особенности России, православие- это всё для поддержки экспансии Советского Союза. Корабли Рязанова не под флагом России, а под Андреевским - символ военного вмешательства и перераспределения сфер влияния не торговыми, а военными методами.
Кощунственно звучат слова молитвы - «Господи услышь мя»- «Родина услышь мя». Это «дающий силу» национальной идее великорусский шовинизм. Третий Рим- преображается в опере в «третий мир без деньги и петли», но во главе не Христос. «Полетят покойники планеты по небу, кто-нибудь услышь меня, кто-нибудь». Это обращение к будущим поколениям. Внимание акцентируется на неверии в вечную жизнь, но вере в то, что в светлом будущем будут хранить память вечно. На этом была построена идеология марксизма - не вечная жизнь, а вечная память.
Смысл революционному движению предаёт так же поиск идеала, а по большому счёту, интрижки. Это всё проходит «под эгидой», особым покровительством «казанской божьей матери». Это в «духе» советской поэзии ещё революционера А. Блока, написавшего «Двенадцать». Поэтому стихи Вознесенского не «выпадали» из традиций богохульного творчества советского времени. И, абсолютно кощунственно звучит молитва покаяния «Господи возвах Тебе, услыши мя, Господи!» Как индульгенция за грехи, которые будут сделаны во имя «светлой идеи».
Всё это дает повод сделать вывод: опера «Юнона и Авось», несла идеи, соответствующие общей идеологии СССР, однако в ней использовались нетрадиционные для этого периода формы. Влияние на музыку зарубежных, современных «западных» стилей, символизм, отличавшийся от устоявшегося (или «застоявшегося») социалистического реализма, манипуляция со «святыми» для России понятиями: любовь, свобода, Родина, таинства- всё направлено для донесения главной мысли.
Этот опыт полезен для развития служения музыкального поклонения в церкви. Такие формы передачи информации, до возникновения рок опер и других постановок описывались в Откровении, Видении Божьей святости пророком Исаией, встрече Бога с Моисеем, поэтому грехом не являются. Нужно замечать, где мир пытается украсть то, что принадлежит Богу и возвращать это Творцу.
Церковь, действительно, имеет потенциал: в синергии со Святым Духом, чудесным образом, разными формами провозглашать Истину. Творчество- это то, подарок свыше, поэтому справедливо было бы не «закапывать» таланты, а всесторонне их развивать, чтобы не только свидетельствовать о Христе, но и положить к Его ногам всё, что имеем, когда Он вернётся за Своей Невестой
Комментарий автора: Почему в Советском Союзе не была запрещена рок-опера "Юнона и Авось"
--- Авторские права на произведение принадлежат газете "Для ТЕБЯ". Публикация произведения допускается только по согласованию с редакцией газеты.
Прочитано 6762 раза. Голосов 2. Средняя оценка: 3.5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Приметы и суеверия. - Олег Клочков Маленькая или плохо написанная статья - это не неуважение к тебе, дорогой читатель, не результат моей небрежности, но просьба и призыв к общению! У меня не всегда достаточно сил, знаний и времени. Если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием, дополни эту статью.
Ночной город - Ozi Grey "За стенами многоэтажных домов(...)живут люди..." Люди большого города, что таится в их сердцах, душах, подсознании? К сожелению суета и извечное "купи-продай" поглащает наших современников в пучину неопределенности и цыннизма и совершенно неостается времени остановится и просто подумать "Для чего я живу?"