У каждого актера есть мечта, сыграть кого-нибудь из Шекспировских героев, например Ромео из самой печальной повести «Ромео и Джульетта» или Гамлета. С самого первого раза как я вышел за эту кафедру, у меня тоже появилась мечта, я всегда мечтал приготовить проповедь или урок, основанный на одной из историй рассказанных Иисусом Христом. Эта история известна всем нам как притча о блудном сыне.
Я уверен, что нет такого человека, чье сердце не было бы затронуто, когда он читал эту притчу или слушал ее. Я уверен также, что каждый из нас, всякий раз, когда читает эту историю, видит в ней свое отражение.
Может быть, кто-то из вас испытал на себе мятеж в сердцах своих любимых детей. Возможно, кто-то испытал на себе зависть своих близких, а может быть, и сам завидовал?
Лично я, когда читаю эту историю, то вижу свое отражение в блудном сыне.
Когда-то я точно так же как и он решил что, могу сам распоряжаться своей жизнью, я решил что, настала пора покинуть родительский дом и начать свою жизнь, жизнь в которой нет никаких запретов, в которой нет никаких правил. Я желал такой жизни, которой могли бы позавидовать все мои друзья, все мои знакомые. Но больше всего я очень мечтал о свободе, но я не знал о последствиях, плоды которых мне придется вкусить, получив эту свободу. И понял я это, лишь тогда, когда оказался в тех же обстоятельствах, что и блудный сын, когда мне в буквальном смысле приходилось питаться пищей, которая годиться лишь на корм свиньям. Именно в то самое время я впервые в своей жизни услышал эту историю, и она навсегда запала в мое сердце.
И сейчас позвольте, я расскажу вам о тех истинах, которые я извлек для себя из этой притчи. Но вначале мы прочтем ее. (Лук.15:11- 32) Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую [мне] часть имения. И [отец] разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно. Когда же он прожил все, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему. Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих. Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги; и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое? Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым. Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.
Итак, история, которую мы только что прочитали, начинается с рассказа о том, как младший сын приходит к своему отцу и требует у него причитающеюся ему часть наследства. Требование этого молодого человека прямо-таки бессердечно. Он, в сущности, сказал: "отец дай мне теперь ту часть имения, которую я все равно получу, когда ты умрешь, и позволь мне уйти". Этот эпизод в моем сознании всегда ассоциируется с птичьим гнездом. Заботливые родители на протяжении многих дней высиживают яйца в ожидании появления своих птенцов на свет. Когда птенцы появляются, родители начинают заботиться о том, чтобы их чада не умерли с голода. Родители совершают многочисленные перелеты в поисках пищи и всегда возвращаются в гнездо, для того чтобы накормить их. И это происходит до тех пор, пока у птенцов не появляются перья и пока они не становятся сами способными добывать себе пищу.
Молодой человек, о котором рассказывает Иисус Христос, вероятно, решил, что для него уже настало такое время, когда он может сам без руководства своего отца строить свою жизнь. И меня всегда в этой истории восхищает то, как мудро поступает отец. Он не препятствует в решении своего сына покинуть родительский дом, но напротив он разделяет имение между братьями. Этот отец напоминает мне заботливых родителей тех птенцов, которых я привел вам в пример. Крылья птенцов становятся крепче только в полете, и зная эту истину любящий отец с горечью поддается требованию своего сына. Он понимал, что его сын может научиться чему-то, лишь в нужде и лишениях. Сын же получив свою часть имения, тотчас покидает родительский дом.
Читая, дальше мы видим, как этот молодой человек начинает воплощать в жизнь то, о чем он мечтал, живя в отчем доме. В библии говорится, что он начал расточать свое наследство, живя распутно. Вино, женщины, много друзей, шумные вечеринки на которых он всегда в центре внимания, все его любят, все его ценят, все им восхищаются и гордятся. Это тот образ жизни, о котором мечтают сегодня многие молодые люди, но для осуществления этих желаний им необходима финансовая независимость от своих родителей. Все мы знаем, когда есть деньги – есть друзья, есть веселье. Но когда деньги заканчиваются – друзья куда-то исчезают, все те люди, которые вчера восхищались тобой, сегодня проходят мимо даже не обратив на тебя никакого внимания, этим людям нет никакого дела до того ел ли ты что-нибудь сегодня, есть ли тебе где переночевать? Люди, которые вчера пировали за твой счет и развлекались с тобой – сегодня не дадут тебе даже ломаного гроша, если ты обратишься к ним за помощью. В жизни этого молодого человека именно так все и произошло. Библия говорит нам, об этом так: Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться; и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней; и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.
Познав все эти горькие истины молодой человек, начал заботиться о том, чтобы заработать себе на пропитание, но, даже работая, он не перестал нуждаться. Обратите внимание, какие перемены происходят в жизни этого молодого человека. Нужда заставляет его делать то, что когда-то он считал ниже своего достоинства (пасти свиней), он стал выполнять ту работу, которую ему никогда бы не предложили выполнять в доме его отца. Он дошел до того, что рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели эти свиньи, но никто не давал ему. Вот это именно те последствия свободы, о которых я говорил вам в самом начале.
В Прит.11:2 Придет гордость, придет и посрамление. Гордость этого молодого человека, заставила его, вырваться на свободу, из под контроля любящего и заботливого отца, и отказаться от мудрых его наставлений. Оставляя родительский дом, он наверняка, как и многие, сегодня считал, что счастье человека состоит в достижении славы, богатства и власти. Он покинул отчий дом в поисках легкой и беззаботной жизни, но последствиями этой беззаботности стали для него – постоянная нужда и унижения.
Когда человек сталкивается с подобными обстоятельствами, он начинает по другому мыслить, он приобретает другой угол зрения. Он начинает трезво оценивать каждый пройденный шаг своего жизненного пути. В испытаниях человек смотрит на себя и на свою жизнь как бы со стороны, размышляя о том пути, который ввел его в эти тяжкие обстоятельства. В притче о блудном сыне эта переоценка ценностей описывается следующим образом: «Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода; встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин, называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих».
Читая эти слова, мы видим, как этот молодой человек начинает сожалеть о тех упущенных возможностях, которые он успешно мог бы реализовать в доме своего отца. Он принимает решение вернуться обратно домой, и просить отца принять его назад, не как сына, а как наемного слугу.
Обычный раб был, так сказать, членом семьи, а наемный слуга не имел никаких прав в семье, он мог в любой день оказаться выброшенным на улицу. И все это указывает нам на искренность покаяния, которое произошло в сердце блудного сына. Приняв для себя такое решение, он не стал медлить, но встал и пошел в дом своего отца.
И далее мы вновь видим пример великой любви, которую проявляет отец к своему потерянному сыну. Библия говорит нам, что отец увидел своего сына, когда тот был еще далеко. Он сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.
Отец не стал читать нотаций своему непутевому сыну, но с поспешностью по отцовски позаботился о нем. Он приказал принести лучшую одежду, он приказал одеть на руку своего недостойного сына перстень и ноги его обуть в обувь.
Как велика все-таки родительская любовь, в этой притче мы видим пример той любви, о которой писал Павел в (1кор13). Это та Любовь, которая долготерпит и милосердствует. Это та любовь, которая все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит.
Отец этого блудного сына даже не позволил ему заговорить о найме на работу, но наоборот он приказал своим слугам приготовить пир по поводу его возвращения домой даже не упоминая о том, как этот сын покидал родительский дом.
Всякий раз, останавливаясь на этом месте, я задаюсь вопросом: почему люди этой истории дали такое название «притча о блудном сыне»? Я лично думаю, что ее не следовало бы так называть потому, что не блудный сын является ее героем, эта притча о любящем Отце. В ней больше говорится о любви отца, нежели о грехе сына.
Иисус, рассказывая эту историю, хотел показать людям на примере любящего отца, насколько велика любовь Бога к потерянному человечеству. Бог, точно также как и отец этого блудного сына, всегда готов принять нас обратно в свой дом. Он точно также прощает нам наши грехи, когда мы признаем их. Он точно также радуется, когда видит перемены в наших сердцах.
Стихи с 1-2 главы 15 Евангелия от Луки показывают нам, что эта притча была рассказана Иисусом в укор фарисеям и книжникам. Давайте прочитаем эти слова: Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его. Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними.
В притче о блудном сыне олицетворением этих книжников и фарисеев стал сын, который был старшим в семье. Библия говорит нам, что он осердился и не хотел войти, когда узнал что его младший брат, вернулся домой.
Этот сын также как книжники и фарисеи стал роптать на своего отца, он был поглощен завистью, он завидовал тому отношению, которое проявил отец к своему младшему сыну. Он начинает упрекать отца: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.
Поведение старшего сына показывает, что он рассматривал годы послушания как выполнение неумолимого долга, а не служения любимому отцу. Его поведение указывает на полное отсутствие сочувствия. По нем блудный сын не "мой брат", а "твой сын", и он был именно из тех уверенных в своей правоте людей, которые всегда готовы подставить ногу споткнувшемуся. У него были скверные мысли. Никто до него и не упоминал о блудницах; вне сомнения, он обвинял брата своего в грехах, о которых и сам втайне мечтал.
И снова мы сталкиваемся с поразительной истиной: намного проще исповедаться Богу, чем людям; Бог намного милостивее в Своих осуждениях, чем многие из нас, Бог может простить тогда, когда мы люди отказываемся прощать. Всякий раз когда мы не в состоянии простить своих согрешающих братьев или сестер нам необходимо всегда обращаться к последним словам 15 главы евангелия от Луки и принимать эти слова бут-то бы они адресованы нам от Бога. Дети мои! вы всегда со мною, и все мое ваше, радуйтесь лучше и веселитесь о том, что брат ваш был мертв и ожил, пропадал и нашелся.
Заключение
Я знаю, что мое время подошло к концу, но позвольте мне сказать вам еще несколько слов.
К сожалению здесь очень мало сегодня молодых людей, но тем, кто есть я посоветую не повторять ошибок блудного сына. Не спешите оставлять родительское гнездо пока не убедитесь в том, что у вас крепкие крылья. Это очень похвально, что вы желаете быть самостоятельными и независимыми, но всему свое время. Окончив школу, позаботьтесь лучше о том, чтобы получить достойное образование, пользуйтесь теми возможностями, которые вам предоставляют родители. И в будущем вам меньше придется думать о том, как бы заработать себе на кусок хлеба. С хорошим образованием вы сможете позаботиться не только о себе, но и о своих родителях, которые когда-нибудь состарятся.
Как сын, родителям, я бы посоветовал не препятствовать своим детям в их желании поскорей вступить во взрослую жизнь, позвольте им иногда допускать ошибки. Если они не желают учится, а хотят работать пусть работают. Я лично осознал, что нуждаюсь в образовании, только после того как проработал несколько лет грузчиком. Мне пришлось несколько лет выгружать муку и сахар, чтобы понять, кем я являюсь без образования.
Ненужно потакать своим детям во всем, (вспомните разговор отца со старшим сыном) отец не тратился на то чтобы его дети веселились со своими друзьями, но он всегда был готов пожертвовать, чем либо, чтобы научить своих детей истинной любви.
Литвинов Андрей,
Россия, г. Сыктывкар
Церковь Христа, г. Сыктывкар.
Пс.31:11 Веселитесь о Господе и
радуйтесь, праведные; торжествуйте,
все правые сердцем.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности