Чего боятся люди? Кто- то прыгал с банджи джампингом с высоты? Специальная резинка фиксируется, и ты знаешь, что это опасно не более, чем ехать в маршрутке, а страшно. Воображение рисует все возможные последствия. Сам себя убеждаешь, что это случится именно с тобой. «У страха глаза велики». Страх — внутреннее состояние, обусловленное грозящим реальным или предполагаемым бедствием.
В прыжке, самое глупое, что можно сделать - обрезать страховку. Я не знаю ни одного человека, даже самого отчаянного, кто бы на это решился. Тем более непонятно, почему во время трудностей, под воздействием страхов, люди «обрезают страховку» благодати- доверие Творцу? Движимые страхом, они делают, повторяют вновь и вновь одни и те же ошибки. «Наступают на грабли», как в истории, про вуйка который раз наступив на грабли, сказал: «ой, боляче», второй, снова: «ой боляче», на третий, издалека, только увидев их вздохнул: «зараз буде боляче». Страх есть лишь последствие всякой лжи. Страх управляет людьми, вынуждая мыслить стереотипами и усугубляя проблемы. стереотип — устоявшееся отношение к происходящим событиям, действиям, поступкам. (Стерео- твёрдый, объёмный. Тип- отпечаток). Страх перед обстоятельствами приводит к стереотипному мышлению и усугублению проблем, а страх Божий к доверию Творцу.
О стереотипах, вызванных страхом, можно узнать, изучая 1-ю главу книги пророка Ионы.
Кто такой Иона? букв – «(угнетаемый) голубь». Раввины считают, его сыном вдовы Сарептской, воскрешённым Ильёй, сын Амитая – букв. « сын истины», духовным сыном Елисея. По времени всё сходится.
Когда и где жил Иона? Раньше основания Рима (754 г до н.э.) в Израильском царстве при нечестивом царе Иеровоаме Что такое Ниневия и какая её связь с Израилем? Столица Ассирии, первой империи-крупного военно-паразитического государства, жившего за счет покоренных народов. Ассирийцы жестоко расправлялись со своими противниками: города грабили, сжигали и разрушали их до основания, всё уничтожали, пленных превращали в рабов. Возможно, Господь и называет Ниневию «великим городом», чтобы Иона не надеялся на свои силы изначально. А полагался на Творца. Страх перед обстоятельствами приводит к стереотипному мышлению и усугублению проблем, а страх Божий к доверию Творцу.
1. (1-4) Страх перед обстоятельствами не даёт быть послушным голосу Творца, но приводит к недоверию и заставляет действовать против воли Бога.
Иона ослушался повеления Господа и решил скрыться от Его лица на корабле, Как пророк слышал Бога? Наставник блаженного Августина сказал: « Истину не надо искать, она Сама находит. Истина - это Иисус Христос, в Неё нужно поверить». Бог изливал на пророков Своё благодатное Слово. Пророк - Божий «микрофон», «рупор», на которого, и через которого изливается Божий Дух – провозглашается Его Слово
Мы учимся смотреть на Библию через призму благодати. Знал ли Иона о благодати? Лучше, чем все остальные люди своего времени: он был вестником Творца. Знал ли Иона о милости Бога? Да! Об этом он сам говорит позднее (Иона.4:2). Обратите внимание на глубокий богословский смысл поступка Ионы. Пророк, предвидел, чем всё закончится. С каким посланием Бог отправил Иону на проповедь? «Еще сорок дней и Ниневия будет разрушена!» (Ион.3:4) Представьте, к вам приходит кто-то, со словами: « Так говорит Господь! ещё 40 дней и этот город будет разрушен». Как бы вы смотрели на него на 41-й день? А на 42-й? Как бы относились к его богу? Иона заботился о том, чтобы его не назвали лжепророком, а Бога не признали бессильным. Он решил молчать. Вместо того, чтобы двигаться на Восток - отправился на Запад. Есть другие точки зрения на мотив его поступка, но в любом случае, Результат - непослушание. Что заставило Иону обрезать страховку благодати? Недоверие! Страх! Решения Бога всегда правильны, они не зависят от страхов людей. Страх перед обстоятельствами приводит к стереотипному мышлению и усугублению проблем, а страх Божий к доверию Творцу. Бог суверенный – он будет ломать стереотипы. Он посылает бурю.
2. (5-9)Люди, движимые страхом перед обстоятельствами опираются на стереотипное мышление, и усугубляют проблемы, а боящиеся Бога доверяют спасение Творцу
(5-7) Всё нечистое питается страхом. Тот, кто не верит, что Бог контролирует ситуацию, суетится и старается решить свои проблемы всеми доступными «естественными» способами.(5:1ч) моряки молились каждый своему богу. В сложных ситуациях мы боимся и надеемся, по привычке, на свой ум, способности, даже, случай. Кто-то пытается «уйти от проблемы» стараясь перефокусироваться на телевизор, интернет и пр. (как моряки концентрировали внимание на идолах.) Однако, нежелание замечать трудности не означает их отсутствия. Шаблон страуса. (Не пугайте страуса, в вольере бетонный пол).
(5:2ч) моряки выбрасывали за борт вещи. Когда это не помогает, начинаются активные действия, опять же, проверенными, стереотипными, методами: «не нужное – за борт». (Возможно, за борт полетели и чьи-то идолы?) Пока один отвернулся, другой выбрасывает его истукана, и делает вид, что ничего не видел и не знает ;
(5:3ч) Иона скрылся внутри корабля. Не просто дремал, он уснул глубоким сном, потому что был истощён после сильных смущений души. Поразительное спокойствие. Иона понимал - всё в руках Творца. Хоть и бежал от лица Его, но прекрасно знал слова из песенки: «Бог держит целый мир в Своей руке». Он живёт, как будто страховка на месте. Его поведение вызвало изумление у команды, и к нему отправили старшего .
(6) Капитан упрекал Иону в том, что пророк спокоен. «ЧТО ТЫ СПИШЬ?» Люди будут упрекать, верующих в «неправильном» поведении. «Что ты спишь - это ненормально? Так во время бури себя не ведут!» А как ведут? Бегают по палубе в панике! Ты должен бояться обстоятельств! «Ну хотя бы молись, как мы». Капитан просил, чтобы Иона молился своему Богу. Для матросов это был ещё один Бог. Страх не должен подавать совета. (Алигьери Данте). Создаётся очередной стереотип. ЧАСТО ЛЮДИ ХОТЯТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИМЯ БОГА КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ РЕШЕНИЯ СВОИХ ПРОБЛЕМ. Когда все способы испробованы, люди полагаются на других людей. Это тоже стереотип. Разве у нас не было так, что видя «духовного человека», сваливаешь на него свои проблемы? «Плавай плавай, мне плавать полезно»
(7)моряки бросили жребий, и он указал на Иону. Обстоятельства будут конкретно указывать на тех, кто на проблемы реагирует по-другому.
(8) моряки просят Иону рассказать о себе. Людей, конечно, интересует: почему, этот человек «выпадает» из стереотипов обычного поведения.
(9) КЛЮЧ ОТРЫВКА: Иона говорит, что боится Бога – Творца. «Чту»- Боюсь, уважаю, благоговею. Выражает почтение. Этот стих позволяет лучше разобраться с характером пророка. В момент серьёзной опасности подчёркивает – «боюсь Бога».. (Как из тюбика: при надавливании вылезает то что внутри) Он не боится людей - боится Бога. Да, упрямый. Да непослушный, но раб Небесного Царя. Не боится дать отчёт о своём уповании, потому что Его Бог- Настоящий. Это не очередной стереотипный метод, идол. Кажется, пророк сам себе проповедует «Господу можно доверять». Он «нащупывает страховку благодати». Доверие Богу невозможно- без понимания, что только Он контролирует всё. Недоверие- проявление страха, и как следствие- стереотипного мышления. Страх перед обстоятельствами приводит к стереотипному мышлению и усугублению проблем, а страх Божий к доверию Творцу.
3. (10-15) Пример благоговения (страха Божия) вызывает благоговение у окружающих.
«И устрашились люди страхом великим»- то же слово, которое Иона использовал для описания своего отношения к Творцу. Это уже не животный страх обезумевших людей, но доверия Господу в этом ещё нет. Они ещё не боятся Бога.
(10-11) моряки просят у Ионы совет, как утихомирить бурю готовы быть учениками «духовных» людей, забывая, что «Духовные» люди дают духовные советы
(12) Иона предлагает выбросить себя в море«задача «духовного» человека самому не стать «волшебной палочкой», а перенаправить внимание на Творца. В данном случае, поведение Ионы более чем благородно. Он не бежит с тонущего корабля, он сам готов утонуть, чтобы спасти людей. Кто из нас, христиан, способен на такую жертвенность? Почему пророк не боится смерти? Он ранее познал характер Творца: я знал, что Ты благой, милосердный, долготерпеливый и многомилостивый! (4:2) Иона позволяет принести себя в жертву. Так же Христос не бежал от страданий, он молился в Гефсиманском саду «не Моя воля, но Твоя да будет», сделал шаг доверия, шаг на крест. Он не «обрезал страховку благодати» , Он подал её нам. « Смерти меньше всего боятся те люди, чья жизнь имеет наибольшую ценность»
(13)Моряки прилагают ещё больше усилий в борьбе с бурей. Советы кажутся глупыми (какой- то он не от мира сего), и мы из последних сил решаем наши проблемы сами «снова наступаем на грабли». – «Страх прилипчивее чумы». (Гоголь)
С ДРУГОЙ СТОРОНЫ, КАКОЕ УВАЖЕНИЕ У КОМАНДЫ ДОЛЖЕН БЫЛ ВЫЗВАТЬ ЭТОТ ЧЕЛОВЕК? Почему матросы сразу не захотели выбросить его? Ведь если даже ничего не изменится, это один из способов решения проблемы. Что это: страх или уважение?
(14) Моряки воззвали к Богу с просьбой о прощении за смерть Ионы и признанием Верховного владычества Яхве. Страховка Божьей благодати- доверие Его слову, оказалась в руках моряков. Бог, сотворивший всё, ждал. Прошёл не один год, у каждого из матросов были свои стереотипы, свои идолы, а Бог ждал. Они были детьми, Бог ждал. Выросли: кто-то почувствовал своё призвание- любовь к морю, кто-то захотел заработать и пустился в плаванье, кто- то убегал от проблем, а Бог ждал. Он ждал, когда люди поймут: Страх перед обстоятельствами приводит к стереотипному мышлению и усугублению проблем, а страх Божий к доверию Творцу.
(15). Моряки бросают Иону в море, и буря стихает «Страховка благодати» – доверие Слову Господа сработала в их жизни . Мечта Творца, о том, чтобы люди Перестали боятся обстоятельств, а научились доверять во всех проблемах Богу
4. (16) Страх Божий разрушает стереотипы, даёт правильное понимание ситуации и учит доверию.
Моряки испугались Господа и научились относиться к Нему с благоговением. Это люди, знающие как важно крепко держать канат, они ухватываются за «страховку благодати»- доверие. Через уважение к Богу люди учатся доверять Ему в тяжёлой ситуации. Моряки научились, в некоторой мере, служить Всевышнему: моряки приносят жертву Господу, дают Ему обещания. Однозначно, на приятие такого решения мог повлиять пример Ионы, но ещё более, Сам Бог вмешался в жизнь этих людей сверхъестественным образом. Он открыл им истину, которая освободила от страха и стереотипов - Яхве заботится о своём творении - Сам протягивает «страховку благодати».
Небесный Отец помещает нас в трудные ситуации, чтобы Самому избавить сверхъестественно. Делает это, когда видит уважение от нас. Нужно быть готовым к тому, что Господь будет ломать шаблонное, стереотипное: неправильно сформированное мышление, по отношению к Его суверенной воле, трудностям и страданиям, потому что Творец всё делает для того, чтобы мы держались крепко за «страховку благодати», Перестали боятся обстоятельств, а научились доверять Богу всегда!
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Лабиринт жизни - Олег Хуснутдинов Сложная тема - сути бытия. Еще сложнее понятие нащего собственного времени, нашего пути в вечность в мире сем... "Зри, Господи, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный" (Псалом 138).