Сам Видео проект доступен по адресу - http://yniverlichnost.ucoz.ru/index/shkola_zhizni_video_kurs/0-9
Здесь приводиться текст первых шести бесед.
Проект «Школа жизни»
Беседа 1. Введение.
Кому и для чего предназначен этот проект?
Какова цель проекта?
О том, как жить и для чего жить не учат практически ни в школе, ни в других учебных заведениях. А ведь это - главный предмет в жизни, который каждый живущий должен постигнуть в первую очередь, даже если он ничего не постигнет другого. Считается, что подобные знания передает человеку семья, родители. Но так ли это во многих случаях?
Конечно, нет. И потому что не у всех есть родители, кто-то остался сиротой, воспитывался в детских домах. И потому, что даже при живых и наличных родителях, они не всегда занимаются воспитанием своего чада, пуская это дело на самотек. Далеко не всегда. Хотя я рос, в общем-то, в вполне благополучной семье по общим меркам. Папа – военный, мама – библиотекарь. Папа целыми днями пропадал на службе, мама вне работы выслеживала папу…. И моим родителям было просто не до меня. Вот и я так и не узнал в свое время ответы на насущные и мучившие меня вопросы:
Кто я такой? Для чего мне дана жизнь? Как жить? Куда идет общество? Как относится к нему? И по дороге ли мне с ним?
Как разобраться в сложных перипетиях жизни, которые окружают человека в разнообразных общественных процессах?
В школе мне тоже не могли помочь в данном вопросе. Школа слишком забюрократизирована. Она не говорит с учеником на его языке. Она не отвечает его нуждам и потребностям. В школах изучают научные дисциплины, которые, как правило, мало связаны с реальной жизнью человека, с тем, что ему нужно насущно знать для того, чтобы жить в обществе среди людей. В школе не объясняют - к чему люди стремятся? Какие законы управляют ими в жизни, чем обусловлено их поведение? В школе не учат человека познавать самого себя.
К примеру, изучается в школе, и дальше в Вузах такая наука, как история. В ней есть, допустим, эпоха Ивана Грозного. Ну, какой интерес современному школьнику или студенту в начале 21 века изучать седую старину? Кроме, конечно, сугубо специального, когда молодой человек хочет стать историком и ему это очень интересно. А если не хочет? Как эта история связана с его непосредственной жизнью? С его устремлениями и планами? С его жизненной необходимостью? Зачем ему это? Именно с такой установкой – а зачем мне это – я и многие мои сверстники учили историю и другие предметы, по сути, фактически и не учили: учились по минимуму, чтобы получить отметки, не стать двоечником, и не остаться на второй год, что было унизительно.
Между эпохой Ивана грозного и современным человеком отсутствует то промежуточное звено, которое бы актуализировало эти знания для него лично. Звено, которое бы отвечало на вопрос – почему мне необходимо знать про Ивана Грозного? Какая мне с этого выгода? Лично для меня, здесь и сейчас, без этих формальных оценок!
Вот когда человек заинтересован, он начинает действительно учиться и прилагать, что называется, сердце к этому процессу.
А это происходит, когда человек видит или, по крайней мере, чувствует пользу для себя.
То есть, когда человек включен в реальную жизнь, когда он понимает ее, понимает ее требования, когда он знает, к чему нужно стремиться ему в этих обстоятельствах, когда он знает, кто он такой и зачем пришел в этот мир. И чтобы быть успешным в этих обстоятельствах, ему нужно понимать их. Вот для чего необходимо знать историю. Чтобы понимать, как сложились твои сегодняшние обстоятельства, почему ты стал тем, кем стал, а не другим? Почему твоя страна такая, а не другая? Почему в США, к примеру, соблюдают права человека, а в России их не соблюдают? Почему в США построено демократическое общество, а в России – лишь только его начатки. Почему в России так популярен нынешний президент, и многие льют слезы по Сталину и жалеют о том прошедшем времени? И вот в этом человек очень поможет знание истории эпохи Ивана Грозного. Без знания истории трудно понять современность, а значит, и себя самого. И для знающего об этом человека, история оживает, и делается актуальной, насущной.
И вот, сложилась такая ситуация в образовании и зачастую в семье, что самое главное молодой человек должен постигать самостоятельно. Тратя долгие годы на тяжелые поиски. Разве это правильно? Конечно, человек должен искать. Без духовных поисков жизнь почти бессмысленна. Но ведь не в слепую же. Нужно его сориентировать, указать направление. Не навязать, а помочь.
Одним словом, когда я учился в школе и в ВУЗе, мне очень не хватало такого предмета, где мне бы объяснили цель жизни, зачем, ради чего нужно жить, по какой дороге идти? Я жил в атеистической стране, в СССР, в которой любая религия была дискредитирована в глазах общества. А само мировоззрение атеизма – коммунистическое мировоззрение не могло мне помочь ответить на мои проклятые вопросы. Более того, примерно со студенческой, или даже раньше еще со школьной скамьи я начал чувствовать чудовищную фальшь социалистической системы. Я видел этот общественный разлад, всеобщий пофигизм. Я видел двойную мораль и обман, процветавший на официальных уровнях: в школе, в институте, в отношениях учеников и преподавателей. И в качестве ответной реакции с моей стороны, это родило скептично-ироническое отношение к жизни вообще. Я стал ко всему относиться несерьезно, спустя рукава. Так я относился к учебе в старших классах школы, затем в ВУЗЕ, поступив в халявный ВУЗ. Так я относился к своей будущей профессии. Так я относился к своей будущей жизни, как бы заранее поставив на ней крест.
Я думал, если страна катиться в тартарары, а это уже в то время ощущалось в воздухе, то зачем серьезно ко всему относиться, строить какие-то планы, строить карьеру? Я плыл по течению. И, что называется, приплыл. В результате много времени было потеряно зря. И вот только уже, ближе к старости, когда наступило неизбежное время платить по счетам и давать своеобразные отчеты за бесцельно прожитые годы, стали очевидны все ошибки и упущения, трагические ошибки, которые я допустил в своей жизни. Сегодня я расплачиваюсь за них и нелюбимой тяжелой работой, и маленькой зарплатой, и отсутствием реального успеха в жизни, реальных достижений и другими неприятными вещами.
А все из-за того, что в свое время мне никто не объяснил и не направил. Мне никто не рассказал об истинных жизненных ценностях.
Что есть человек? Для чего он пребывает в этом мире? Что ему нужно делать? Как и ради чего жить? Кому можно верить, а кому - нет?
Все понимание, которого я достиг на сегодняшний день в этих и подобных им вопросах, я черпал непосредственно из самой жизни, спотыкаясь и падая, заблуждаясь, ища и находя ответы на свои проклятые вопросы, и нередко пересматривая их вновь. Как сказал классик, критерием истины является практика. И я шел порой в совершенно ином, противоположном направлении, прежде чем находил правильное. И я часто доказывая себе что-то от противного, теряя время и силы.
Таким образом, данный проект родился для помощи таким же, как и я, искателям смысла и истины. Людей самых разнообразных возрастов и интересов, но в первую очередь, конечно, молодых.
Жанр проекта – беседы, точнее, размышления вслух. Но при этом мне необходимо чувствовать обратную связь с вами: вашу реакцию, ваши вопросы, ваше, быть может, несогласие со мной, вашу оценку этого труда. Я ведь не столько собираюсь вас учить, дорогие друзья, сколько и самому учиться у вас. Обе стороны могут помочь друг другу. Ваши комментарии, вопросы, предложение для очередных тем для освещения можно будет помещать сразу под роликами, выложенными на YouTube.
Беседа 2.Как устроена жизнь и зачем человеку мировоззрение?
С чем можно сравнить нашу жизнь? У каждого из вас, наверное, будет свое собственное сравнение. Кому-то жизнь представляется райским садом. Кому-то наоборот, клоакой полной зловония. Кто-то воспринимает жизнь в виде зебры, с чередующимися черными и белыми полосами, то есть периодами успешными и не успешными. Для меня же жизнь человека подобна бутылке с широким основанием и очень узким горлышком: человек, рождаясь в этот мир, словно попадает в этот мир, как внутрь большой, огромной бутылки, на самое ее дно, основание. Там ему довольно просторно: он как маленький муравей, а вокруг него – целый мир: небеса видны через стекло бутылки, прекрасная природа, люди, общество и т.д. Он чувствует себя свободным и беззаботным – веселиться и играет, жизнь кажется ему беспроблемной и бесконечной. Он даже и не понимает, что он находиться в бутылке. Но взрослея, становясь старше и приближаясь к старости, человек приближается к узкому горлышку бутылки: обстоятельства вынуждают его думать о пропитании, поддаваться суете, в заботе о хлебе насущном, строить себе карьеру. Чем дальше, тем больше сужается путь, от былой свободы ничего не остается, человек становиться заложником своего тела, которое болеет, стариться. Семейные заботы его одолевают и отягощают, обстоятельства его жизни становятся какими-то некомфортными, и наконец, наступает момент, когда силы покидают его, и он должен уходить из этого мира. То есть, умирать. Жизнь – это постепенное умирание, которое все более и более становиться явственным, чем больше человек приближается к своему концу. От энтузиазма молодости, радости и принятия жизни, к старости, как правило, ничего не остается. Безрадостная картина, да?
Но все не так печально. Понимая этот закон неизбежного умирания, человек может начать ему активно противодействовать. И это не значит, что он сможет победить физическую смерть (хотя, возможно, такое когда-нибудь осуществиться), но это значит, что человек может преодолеть умирание духовно, то есть, не поддаться страху смерти, депрессиям, неизбежности болезней и ослабления. Он может все увеличивать свою, если не физическую, но интеллектуальную и духовную активность. Физическое старение ведь не означает старения духовного и душевного. Хотя часто оно означает именно это. Можно увидеть стариков, на которых просто жалко смотреть, насколько огни немощны. Но нередко можно встретить очень пожилых людей, ведущих активный душевный образ жизни – подвижных духовно, занимающихся творчеством, продолжающих развиваться не физически, а сознанием. И достигающих именно в старости своего интеллектуального и духовного расцвета и наибольшего духовного плодоношения. К этому состоянию человек не может прийти одномоментно, он может лишь постепенно, загодя накапливать свой духовный капитал, который не отнимется от него в старости. В одной мудрой книжке сказано:
Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
О чем это? Это именно о духовном капитале человека. Что такое этот духовный капитал или духовное сокровище? Прежде всего, нужно отметить, что это – не материальное сокровище, не деньги, не дома, ни другие материальные ценности, которых человек по разным причинам может лишиться.
Духовные сокровища – это поиски смысла и истины, которые в интеллектуальной, умственной сфере оформляются в виде мировоззрения человека. Что такое мировоззрение и для чего оно нужно? Мировоззрение – это картина мира, какой она представляется человеку, помните, с чего мы начали эту беседу? Кто и как представляет этот мир? А люди, как мы уже выяснили, представляют этот мир по разному, то есть, у них – различные мировоззрения. Каждый понимает мир как-то по-своему. Но обычно редко можно встретить человека со сложившимся, ясным ему самому и цельным мировоззрением. Как правило, люди в заботах своих не уделяют мировоззренческим вопросам особого внимания. И не выстраивают своего мировоззрения. А мировоззрение выстраивается подобно зданию, в котором сначала закладывается фундамент, на котором уже возводятся в своей очередности этажи. Это здание своего мировоззрения человек может строить всю жизнь, и так и не закончить это строительство.
Что дает человеку мировоззрение и для чего оно нужно? Именно от мировоззрения человека зависит – как человек живет, что он делает, как он себя ведет по отношению к другим людям и кем он себя считает. Причем, человек считает себя кем-то и ведет себя подобным образом, даже если он не в состоянии это сформулировать сам – кем он себя считает. К примеру, опустившиеся люди: бомжи, алкоголики, как их еще жестоко называют отбросы общества. Почему человек спивается или ведет себя подобным образом? Потому что жизнь убедила его в том, что он – алкоголик или бомж или ни на что не годный человек. У таких людей, как мы сейчас говорим, очень понижена самооценка.
Когда мне было двадцать с небольшим лет, и я уже испытал в жизни определенные трудности: развелись родители, предала любимая девушка, рассорился со всеми друзьями и так далее, - я начал ощущать, как мир давит на меня, и его давление было таким сильным, что я мог сломаться.
Я написал тогда такое стихотворение:
Когда я повернул глаза наружу,
Чтобы расширить узкий кругозор,
То мир вокруг меня стал много хуже,
Чем представлял себя я до сих пор.
Затем, когда ломать мне стали руки,
И я от боли, позабыл себя,
Я не просил о помощи, о друге,
А познавал законы бытия.
И постепенно начал выть по-волчьи,
И обмелел, как в засуху река.
Я повернул глаза навстречу ночи,
И день ушел. Быть может, навсегда.
Я чувствовал, что я себя теряю. И я пытался бороться с этим и сохранить себя, и при этом не было со мной никого рядом, чтобы мне помочь, я чувствовал, что мне для этой борьбы нужна какая-то точка опоры, какие-то незыблемые ценности, на которые я мог бы опереться. Но у меня не было этих ценностей. Теперь я понимаю, в чем я на самом деле тогда нуждался – в мировоззрении, во внутреннем стержне, в уверенности в том, что, говоря словами верующих, «тот, кто во мне, сильнее того, кто в мире».
Но я в тот момент не был готов к этим трудностям, и практически опустился на самое дно. Как я выходил из этого, мы поговорим в другой беседе, а пока подытожим сказанное.
Человек, который заботиться о приобретении духовных богатств. Ищет истину, выстраивает мировоззрение, обязательно и находит истину, и смысл. И он в трудные моменты жизни оказывается вооруженным, сильным, способным противостоять напастям. А в старости сохраняет свое сердце бодрым, сознание ясным, а свое пребывание на земле делает полезным и продуктивным. Но как только ослабляются духовные поиски у человека, его начинают одолевать суета повседневности, берет вверх его плотские и физические начала, которые постепенно перестают его радовать. И когда наступает естественная физическая немощь, а духовных сокровищ он не накопил, такой человек становиться жалким и ничтожным. И он расплачивается за свою бездуховность своей никчемностью. Люди, которые не уделяли времени духовным вопросам, приходят к старости духовными и физическими банкротами и очень тяжело переживают старость. Им нечем компенсировать свою физическую немощь.
Беседа 3. Искатели духовных сокровищ.
Легко ли искать духовные сокровища? На этот вопрос, насколько мне известно, существует два диаметрально противоположных ответа. Первый ответ состоит в том, что, да, легко. Существует множество гуру, духовных учителей, которые манят за собой, привлекая толпы последователей и обещая быстрые дивиденды. Но множество этих людей, клюнувши на наживку, разочаровываются по истечении какого-то времени и в самом гуру, и в истине вообще или в том, что можно ее найти. Интернет полон историями разочарований таких людей: кто попал в какую-то секту и еле-еле выбрался из нее живым, да еще и без квартиры, отобранной у него адептами секты. Кто попал в руки кабалистов, пробыл там десять лет, и ушел оттуда ни с чем, горько сетуя о напрасно потраченных годах жизни. И так далее…
Я нахожу только одно основание для такого легкого ответа. Что все люди призваны искать истину. Невод или сети забрасываются самые широкие, чтобы истина поймала человека. А вот дальше…
Дальше с истиной все не так просто. Дальше все зависит только от самого искателя.
Поэтому мне ближе второй ответ: истину искать тяжело. Почему я так думаю? Истина – это сокровище, то есть она обладает ценностью, великой ценностью. Представьте себе, что было бы, если бы все люди могли запросто находить это сокровище? Выходишь на улицу – оно валяется буквально под ногами. Заходишь в магазин – оно лежит на всех полках. В любой библиотеке на каждой книжной полке оно стоит битком набитое. Каждый человек вам даром предлагает его, доставая из своих карманов. Было бы в этом случае сокровище ценностью, сокровищем? Разумеется, нет. Оно бы тут же обесценилось. Истина – не проститутка, которая предлагает всем, да еще и по дешевке.
Создавать свое мировоззрение, которое базируется на истинных ценностях трудно. Потому что трудно найти эти ценности. Хотя эти ценности едины для всех.
Как мы уже сказали, у всех людей различная картина мира, то есть, мировоззрение. Но в современном мире можно разделить два основных типа мировоззрений – атеистическое и религиозное. У двух этих типов различный фундамент. Атеистическое мировоззрение, понятно, строится на том допущении, что не существует никаких сверхъестественных, потусторонних сил, существует только то, что человек видит своими глазами. И духовное мировоззрение строится на допущении того, что «там» в невидимой, недосягаемой нашими органами чувств зоне, все-таки что-то есть: как бы мы его не называли – Бог, Высший разум, Высший смысл, Единое информационное поле….
Ваш покорный слуга попробовал и то, и другое. Как это было? Примерно до тридцатилетнего возраста, я был атеистом. В силу того, что я родился в СССР, в атеистической стране, был воспитан родителями, школой и средствами пропаганды (газетами, журналами, телевидением, радио, лекторами и пр.) именно в атеистическом ключе. Кончилось это для меня печально. Мое атеистическое мировоззрение не смогло мне помочь преодолеть те трудности, с которыми я столкнулся на протяжении от 25 до примерно тридцати лет, когда я пережил сильнейший мировоззренческий кризис. И я отказался от атеистического мировоззрения. При этом я не хочу вам сказать, что атеистическое мировоззрение обязательно плохое мировоззрение. Нет. Я встречал немало достойных людей, которые будучи атеистами, являли весьма добрый пример своей жизни. Они даже были лучше многих верующих, они совершали больше добрых дел, вели самоотверженную, жертвенную жизнь ради ближних своих и друзей. Чем я это объясняю?
Что у таких людей все-таки были накоплены немалые духовные ценности: дружбы, любви, верности, чести, справедливости… Просто в их умственной сфере, собственно в сфере мировоззренческой, они не связывали это с духовностью и с существованием незримых сил и миров. То есть, они были духовными людьми, но таковыми себя не считали, не признавали. Это, с моей точки зрения, есть некий перекос в сознании, вызванный недостатком откровений и знаний. Но, тем не менее, факт остается фактом: эти люди были и являются прекрасными людьми.
Что касается меня, то мое атеистическое мировоззрение мне ничем не помогло в трудный период. Мне нужно, необходимо было понимать, что со мной происходит, каковы причины всех бед, обрушившихся на меня, я хотел знать, как устроен мир – и атеистическое мировоззрение мне не могло быть в этом подспорьем. Помню во второй половине 80-ых годов, я поехал в Москву из Львова, где жил в то время, чтобы решить свои мировоззренческие вопросы. Почему в Москву? Это звучит сейчас, может быть, наивно, но я поехал в Москву за правдой, в поисках правды. Ведь я был атеистом, комсомольцем и мой последний атеистический миф состоял в том, что я верил коммунистической идеологии. А Москва была центром этой идеологии. Я хотел, что называется, на месте разобраться в ситуации. Надо ли говорить о том, что никакой правды я в Москве не нашел. Все наоборот, приходило в разруху, государство рушилось. Я прожил там года полтора и вернулся во Львов в разбитом корыте, поверженный и сломленный. Но я уже начинал к тому времени активно искать истину. А тот, кто ищет истину, тому помогает провидение. Я уверен в этом, потому что так было со мной и еще со многими людьми, которых я знаю. Провидение посылает человеку определенные знаки, события, как бы направляя человека на нужный путь. Проблема только в том, что эти знаки человек часто не способен увидеть, а если и видит, то не способен их правильно понять, трактовать верно. Так произошло и со мной. На работе в Москве один мой со работник как-то предложил мне на выходные поехать за город, на одно, как он сказал, интересное мероприятие. От нечего делать я согласился. И вот мы едем на его стареньком Запорожце через всю Москву и ни разу не останавливаемся, ни перед одним светофором: все время – зеленый свет. Представляете, полтора часа езды в огромном городе, сотни светофоров, дорожных развязок и перекрестков и ни разу не останавливаемся. Это называется зеленой улицей. Мы выехали за город, приехали в какую-то деревню. И в какой-то избе, где мы остановились, и где собралось десятка полтора людей, нам показали на узкопленочной камере фильм об Иисусе Христе. После фильма было обсуждение. Я попросил слова и выступил с разоблачительной критикой религии, как опиума для народа, как сказки для невежественных бабушек. Меня удивило то, что никто мне не возразил, и слова не сказал. Все это событие было для меня тем вещим знаком, которое, к сожалению, я не понял. Были в то время и другие подобные знаки, которые я игнорировал по неведению.
И вот, я вернулся во Львов из Москвы на щите, поверженный и сломленный. И честно говоря, подумывал уже наложить на себя руки, потому, что почва ушла из под моих ног. Неудача преследовала меня за неудачей. Но главное, что я полностью разочаровался во всем – в людях, в том, что они добры, в жизни, в том, что в ней есть хоть какой-то смысл, в себе, что я хоть что-то могу и из себя представляю.
И в этот момент мне в руки, вроде бы случайно попалась книга русского религиозного философа Николая Бердяева «Смысл творчества. Опыт оправдания человеком». Это был еще один знак, рука помощи свыше, который, я. Слава Богу, не игнорировал.
Я читал эту книгу долго – более полугода, и постепенно мое сознание, мое атеистическое мировоззрение, уже дряхлое и фактически разрушенное, рухнуло окончательно. А мой ум привыкал к новым доселе для меня понятиям, таким как откровение, вера, Бог…
А потом со мной случилось нечто, что полностью перевернуло мои представления об этом мире и дало мне силу и способность начать жизнь сначала. Об этом я расскажу в нашей следующей беседе.
Беседа 4. Ценности истинные и ложные?
Сокровища то же бывают ложными, как и духовные ценности. Что такое ценности истинные и ложные? Ложные – это те ценности, которые «не работают». К примеру, у вас есть пачка денег или банковская карточка и вы идете в магазин, чтобы что-то купить. А купить не можете. Вам говорят, что деньги – фальшивые, а на банковском счету у вас нет денег или счет арестован. Ваши деньги, ваши денежные ценности – в данном случае фальшивы, ложны. Вы думали, что они – истинные, а на поверку они оказались ложными. В мировоззренческом плане, в духовном плане такая же ситуация. Даже если вы верили в «правильные» ценности, такие, как любовь, Бог, дружба, в какой-то момент, они могут быть обесценены в ваших глазах и перестать работать. Вы любили, вас предали. В результате, вы разочаровались в любви или в дружбе. Или вы верили в Бога, Он вам помогал. Но в какой-то момент Он перестал отвечать на ваши молитвы. И вы начинаете разочаровываться в Его существовании.
И, несмотря на то, что умом вы понимаете, что раньше вы любили, что любовь все-таки существует, это знание больше не работает для вас. Вам казалось, что вы очень близки с Богом, но в какое-то время вы почувствовали, что вы крайне далеки от Него. И Он вас больше не спасает.
Более того, нужно сказать, что все катаклизмы, которые происходят в нашей жизни, происходят с определенной целью, чтобы духовно сдвинуть человека (или даже целый народ) с места, то есть, с привычных представлений, и побудить его или заставить искать дальше. Таких примеров масса, как в жизни человека, так и в жизни целых народов.
К примеру, в 1 веке нашей эры подобное произошло с Израилем. Когда целый народ, верящий в Бога, считающий себя избранным народом Божьи, все чудеса Божьи, которые Бог произвел с этим народом, были записаны, описаны и каждый год вспоминались, народ, построивший Богу два величественных Храма, которые по записям очевидцев окутывало облако присутствия Божьего, так вот этот народ внезапно потерял Божью защиту и благоволение, и был изгнан со своей земли. Храм и город Иерусалим были разрушены, а сам народ был обречен на длительное двухтысячелетнее скитание по всему миру. В результате чего многие евреи погибли, многие разуверились в Боге и стали атеистами…
То, что раньше было истинным, сегодня становится ложным. Когда евреи под предводительством Моисея, шли по пустыне к Земле Обетованной, Бог давал манну с небес для питания. Но при одном условии: нельзя было хранить эту манну более одного дня (за исключением субботы). Кто из них приберегал манну на следующий день, на завтра обнаруживал ее негодной, в ней заводились черви.
Таким образом, мы должны сделать один очень важный вывод. Что истина – это не догма, не доктрина, не традиция или обряд, ни формула и ни аксиома. Это нечто подвижное и живое, которое может открываться вам под разными видами и в разных обличьях. Истина как бы скрывается от того, чтобы человек ее нашел. А когда человек ее находит, она вновь скрывается, чтобы человек ее не приватизировал и не посчитал, что, мол, все, истина у него в кармане, и он может расслабиться и почивать на лаврах. И поступать с истиной, как он хочет: делать на ней деньги или зарабатывать себе имя и известность. Истина не подчиняется никому. Она – свободна.
Об этом свойстве истины сказали еще Отцы церкви, заявив, что Бог – это личность. А потом, творчески переработав этот опыт, фактически то-же самое повторили Маркс и Энгельс, сказав, что их теория – это не догма, а руководство к действию.
И это то, что случилось со мной, когда я познал эту, простите за тавтологию, истину о живой истине. Когда со мной произошел мировоззренческий кризис и мое атеистическое мировоззрение рухнуло. Одна картина мира оказалась ложной, и нужна была иная картина мира, иное мировоззрение, иное направление развития.
Когда мой ум, в результате длительного чтения книги Бердяева уже был достаточно подготовлен к мистическим, непонятным событиям, когда я уже имел информацию о том, что Бог существует, но не в виде старичка, сидящего на облачке, как внушали мне атеистические борцы с религиозным невежеством и дурманом, а в виде Всюдуприсущего Духа, пронизывающего Собой все мироздание, когда со мной произошла эта духовная встряска.… Тогда со мной произошла удивительная встреча, перевернувшая мою жизнь и определившая ее наперед на несколько десятилетий. Но об этом в следующей беседе.
Беседа 5. Точка опоры
«Дайте мне точку опоры, и я переверну весь мир» - сказал великий математик Архимед. Человек, который хоть раз был в сложной, критической ситуации, кто отчаянно нуждался в помощи, в защите, в совете, наконец, понимает, что значит точка опоры. Женщина, выбирая себе мужчину, парня для замужества ищет, как правило, прежде всего, эту точку опоры, плечо, которое будет ее поддерживать, спину, за которую она могла бы спрятаться во время невзгод. В современной жизни есть такое словечко, пришедшее к нам в значении – точка опоры, защита, покровительство – из блатного мира, - «крыша»: кто тебя «крышует», то есть, защищает. Роль опоры в жизни, одним словом, чрезвычайно важна. Человеку без опоры жить очень трудно, если вообще возможно. Есть ли у вас такая точка опоры? Кто или что ею является? Родители? Друзья? Любимый человек?
Все эти опоры были и у меня, но почти в одночасье как-то так случилось, что все исчезли: и родители развелись, и любимая девушка предала, и с друзьями расстался. Вдобавок, как я уже рассказывал, со мной произошел мировоззренческий кризис, когда я разочаровался в воспитанной мне с детства идеологии коммунизма, разочаровался в людях, и разуверился в том, что в этой жизни вообще существует какой-либо смысл. В пору было уже уходить с этого света. Но на счастье, какая-то неведомая мне и невидимая сила устроила все так, что в руки мои попалась книга Бердяева, читая которую я переосмыслил свое переставшее быть мне опорой атеистическое мировоззрение и узнал, пока лишь только теоретически, что существует Невидимый глазу Вездесущий и Всепронизывающий Дух, Который всем и управляет, называемый Богом. Я поверил Бердяеву, возможно потому, что мне уже не оставалось, во что верить, и я хватался за последнюю соломинку. И вот, когда я был подготовлен, со мной произошло удивительное событие, которое перевернуло всю мою жизнь.
Однажды ночью, когда я спал у себя в комнате, я проснулся от дикой головной боли. Боль была настолько сильная, было ощущение, что мне иголкой прокалывали самый центр мозга, что я безотчетно начал молиться, и первой в жизни моей молитвой, очень короткой, были слова: «Господи, за что?» (В смысле, за что Ты мне даешь эту боль?). Как только я произнес эти слова, боль моментально исчезла, а в комнате я явственно, очень явственно, ощущал чье-то невидимое присутствие. И хотя я не видел, Кто это был, но я непонятно почему знал, на 100 % был уверен, что это – Бог. Всемогущий Бог, Который может запросто остановить мою боль. Я был настолько удивлен, если не сказать, растерян, этим посещением, и я был настолько совершенно неопытен в этом отношении, что я не знал, как себя при этом вести, что говорить и нужно ли что-то говорить? Я даже не поблагодарил Его за исцеление, я просто молчал.
Но вот после этого посещения, после этой встречи с Богом, во мне появилась вера. Вера в Бога. Что такое вера, по сути? Вера – это, фактически, знание, полученное из первых рук, то есть, опытным путем. Вера в Бога – это знание о том, что Бог существует, и ты в этом удостоверен лично. Ты именно не прочитал это в книжках, не слышал от товарищей или учителей, тебя не воспитывали в религиозной традиции, внушая, что Бог существует. Если все это у тебя было, но не было вот этого главного, личного, тобой пережитого ощущения Бога, встречи с Ним, то я считаю, что у тебя нет и веры в Бога. Потому что, даже если ты знаешь о Боге умом, даже, если ты думаешь, что Он существует, это лишь твое мнение, твои догадки и предположения. Вера в Бога возникает, когда ты обретаешь точку опоры в Боге. Когда ты убеждаешься в Его существовании. Когда Он сделал что-то для тебя лично, и ты это начинаешь понимать и видеть.
Понимаете, одно дело, знать умом, что Бог сотворил весь мир и тебя, как этому учат в религиозных школах, и совсем иное дело, когда у тебя завязываются личные отношения с Богом. Первое называется религиозное образование, а второе называется верой. И на самом деле это различные вещи, хоть и чем-то связанные между собой. Ты можешь быть совершенно религиозно не образованным, невежей, не прочитавшим ни одной книжки о Боге, или даже вообще, не прочитавшим ни одной книжки, будучи неграмотным, но в тебе может быть вера, ты – можешь быть верующим в Бога, если у тебя произошла с Ним встреча. И наоборот, ты можешь быть очень религиозным человеком, учившимся в нескольких религиозных школах, соблюдающим все религиозные предписания и обряды, пытающимся соблюдать заповеди Божьи, но при этом не иметь веры, то есть личных отношений с Богом. Такое часто я могу видеть в Израиле, где я живу. Там религия стала фактически исполнением законов и традиций: не работой в субботу, не ешь не кошерной пищи, ходи каждую неделю в синагогу и читай каждый день по три молитвы (просто читай их по книжке). Одевая при этом на себя тфилин – особые молитвенные принадлежности. Человек даже может делать добрые религиозные дела – помогать ближним, давать деньги нищим, но при этом у него нет самого главного – веры, личных отношений с Богом. Потому что суть религии – это как раз такие личные отношения с Богом (религия переводиться как связь в Богом). В отсутствии же веры, религия выхолащивается, и становиться игрой на публику или удовлетворением своего эго (мол, я – посвященный на фоне этих простофиль). И вообще, религия без Бога становиться большим злом, но об этом мы, даст Бог, поговорим дальше.
Беседа 6. Царство Божье.
Итак, я узнал о существовании Бога.
Любой процесс общения между людьми должен быть кем-то инициирован, то есть, начат. Кто-то должен проявить инициативу, и потом, как правило, поощрять это общение, быть активной стороной, особенно, если вторая сторона ведет себя пассивно, ведет себя, так, как говорят, не рыба, не мясо. Наше общение инициировал Бог, я же по неопытности своей не знал, как продолжать наше общение. Хотя я был полностью захвачен эти случившимся со мной событием, и ничто кроме этого меня больше не интересовало. Я был подобен купцу из Библии, о котором сказано:
Еще подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, который, нашедши одну драгоценную жемчужину, пошел и продал все, что имел, и купил ее.
Я очень хотел больше познать Бога, продолжать общение с ним, разобраться, что со мной произошло. Но я не знал, как это сделать. Поэтому Бог Сам инициировал продолжение нашего общения. После первой встречи с Ним, что-то для меня существенно изменилось внутреннее. Я ощущал это. Прежде всего, я почувствовал, что я уже не одинок в этом мире, что меня кто-то поддерживает, а именно, Бог. К примеру, я баловался стихами еще со школьной скамьи, но, как правило, сочинение стихов происходило для меня трудно и мучительно. Я ломал голову над выбором темы, я долго подбирал рифмы, высасывая, что называется, сюжет из пальца. А тут стихи полились из меня рекой. Мне они давались сверху, было ощущение, будто мне кто-то диктовал строчки. Одно из стихотворений даже я написал не от своего имени, как это я обычно делал, а от имени «Мы»:
Выпал снег. Гранат очерствел.
Встали мы на ночлег в пути...
Я стал читать Библию, и я начал с Нового Завета. И когда я читал об Иисусе, о Его чистой и жертвенной жизни, меня охватило состояние стыда за свою собственную никчемную жизнь. Бог как бы дал мне сравнить мою собственную, никчемную жизнь с Его жизнью. Мне было настолько стыдно и гадко за себя самого, я не знал, куда от себя деться, спрятаться. Мое тогдашнее состояние передают написанные мной тогда строчки:
Стать травой не примятой,
Если есть еще такая,
Лишь бы не быть виноватым,
В жизни глаз не поднимая.
Раствориться б до молекул,
Лишь бы не быть человеком…
Такое состояние стыда меня преследовало не один день. Уже потом я узнал, что это состояние на библейском языке называется покаянием, раскаянием, каянием. А то, что я переживал в целом, в связи со всей этой историей называется обращением к Богу, по -еврейски - «тшува». Читая Библия дальше, я прочитал о том, Кто такой Иисус, для чего Он пришел в этот мир. А именно, что Он пришел в этот мир, чтобы спасти его, чтобы спасти людей, чтобы спасти меня. От чего спасти? Вот от подобных, испытанных мной состояний отчаяния, разуверивания во всем, чтобы дать мне жизнь, и дать ее, как сказано в Библии, с избытком.
Далее, я прочитал странные слова, которые говорил Иисус – «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через меня. Я есмь дверь: кто войдет Мною, тот спасется, и войдет, и выйдет, и пажить найдет. Вор приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить. Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с избытком. Я есмь пастырь добрый: пастырь добрый полагает жизнь свою за овец».
И во мне возникло страстное желание быть вместе с Иисусом, принять Его, веровать в Него. И я помню, как сказал Христу – «Господи, я хочу быть с Тобой, я верю в Тебя».
То, что я переживал дальше, звучит фантастично. И я вас, дорогой слушатель, вполне пойму, если вы мне не поверите. Но, тем не менее, я передаю то, что было со мной в реальности, ничего не приукрашая и не фантазируя. Я передаю факты.
Во мне появилась любовь к людям. Для меня в жизни настала золотая пора, самое счастливое для меня время. Мне, как бы вы сказали о такой ситуации, во всем везло, все решительно получалось, и более того. Я начал видеть чудеса, случающиеся со мной ежедневно.
В течение примерно семи месяцев я переживал удивительное присутствие Божьей любви и примиренности с Его творением – жизнью на земле. У меня все получалось. Люди мне помогали, а все обстоятельства были за меня. Ну вот, например, стоило мне подойти к автобусной остановке, как сразу же подъезжал автобус (а жил я тогда в новом микрорайоне, где автобусы ходили крайне редко). Если такое происходит раз или два, ну, пускай, три, это списывается на случай. Но что прикажете думать, если такое происходит регулярно? Предполагаю, как в этом месте некий скептик ухмыльнется и скажет: «Что ж тут удивительного, городские власти просто увеличили количество машин на маршруте». Я было тоже так подумывал, пока мне не пришлось съездить в Санкт-Петербург (тогда Ленинград), и на протяжении всей поездки меня сопровождали подобные благословения и с поездами, и с автобусами, и вообще со всеми обстоятельствами. Бог отвечал не то, что на мои молитвы к Нему, даже на мысли. К примеру, иду я с огорода, несу на себе мешок с овощами. Тяжело. Возникает мысль – вот бы кто-либо помог мне. Меня обгоняет едущий по дороге небольшой колесный трактор, останавливается, и парень-водитель сам предлагает меня подвезти. Я даже не просил его об этом. Говорю, у меня нет денег, чтобы заплатить тебе. Он отвечает, садись, я подвезу тебя без денег. Царством Божьим, пришедшим не в слове, но в силе.
Разумеется, от меня в такой ситуации, тоже что-то требовалось. А именно, я должен был хранить это состояние. В частности, я не должен был плохо думать о людях. Узнал я об этом следующим образом. Однажды, дело опять-таки было в автобусе, я плохо подумал об одной девушке. Она была намного моложе меня и вместо того, чтобы самой с задней площадки подойти к водителю и купить билет, она попросила меня об этом. Она бежала к к остановке, чтобы успеть на автобус, и видимо, устала, зашла и попросила меня купить ей билетик. Автобус был пустой, передать ее деньги водителю было не через кого, и мне пришлось идти через весь салон и покупать ей билет. На ее просьбу я отреагировал инстинктивно, взяв деньги и отправившись покупать билет. А вот на обратном пути уже начались во мне рефлексии: как так! такая молодая и меня, человека старше ее вдвое, посылает за билетом!? Она что, сама не может сходить?!
Пройдя половину салона с такими мыслями, я неожиданно рухнул как подкошенный на пол. Нет, я не споткнулся, я просто упал, непонятно отчего. Будто ноги подкосились сами. Сев на сиденье, я начал раздумывать над происшедшим.
К тому времени я уже знал из Библии, что состояние, которое я переживаю, называется Царством Божьим. Это состояние не зависело от места моего пребывания, от времени года или суток. Не зависело оно от обстоятельств и ситуаций. Оно зависело только от одного моего отношения к происходящему, которое должно было соответствовать статусу Царства. Не имеешь соответствующего отношения – получаешь предупреждение, как было с моим падением в автобусе. Прочитав Библию до конца, я понял смысл истории, а именно, что Бог хочет всех людей привести в это состояние (по-еврейски это называется исправлением мира). И когда все люди будут находиться в этом состоянии, тогда это Царство Божье будет реальностью для всех. И я увидел этапы развития человечества, то сеть, каким образом Бог ведет человечество к этому состоянию. Об этом мы поговорим дальше.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
У меня только один вопрос - для чего Вам Бог? Комментарий автора: Я вас не отсылаю в библиотеку. Просто почитайте (еще лучше - послушайте) внимательно материал. В нем есть ответ на ваш вопрос.
Крылов
2013-04-16 06:12:02
Здесь нечего слушать,кроме Вашей,причём сильно подверженной собственным сомнениям и амбициям,некоего подобия "исповеди".А если учесть,что Вы и сам не вполне понимаете происходящее в миру и в Мире,то возникает ещё один вопрос - зачем и для чего или кого,это написано? Комментарий автора: Если вам здесь нечего слушать, значит, это написано не для вас. А поскольку это написано не для вас, Олег, то удивляет ваша настойчивость в комментариях этого материала. К чему она? Извините, я нахожу только один ответ - вам это нужно для дискредитации автора.
Крылов
2013-04-16 17:33:46
Я хочу понять - зачем Вы это написали.В соответствии с этим задаю вопросы...но,как всегда,не получаю ответа. Комментарий автора: А зачем вам, Олег, понимать, зачем я это написал, если по вашим словам, там нечего слушать, и автор не вполне понимает происходящее в мире?
Крылов
2013-04-17 03:25:11
Хочу понять причины,побудившие Вас это воспроизвести. Комментарий автора: А для чего вам нужно знать эти причины?
Крылов
2013-04-19 04:19:43
Отвечать вопросом на вопрос,по крайней мере,не этично,но меня это не удивляет. Комментарий автора: Отвечать вопросом на вопрос не этично? Значит Христос для вас - образец неэтичности, когда ответил вопросом на вопрос? "С милостивым Ты поступаешь милостиво, с мужем искренним - искренно, с чистым - чисто, а с лукавым - по лукавству его".
Крылов
2013-04-20 13:47:06
Несколько часов назад Ваш отзыв выглядел несколько иначе... Комментарий автора: Да и сам я несколько лет назад выглядел несколько иначе.