Первый апостольский собор
Подавляющее большинство христиан считает Закон, данный Богом Моисею на Синае, в той или иной степени отменённым. 15 главу книги «Деяния апостолов», в которой описан спор между руководителями первых христианских общин по поводу приёма в церковь язычников, «беззаконники» используют в качестве одного из главных аргументов.
При этом мало кто утруждает себя разбором этого эпизода. Я бы даже сказал, что христианские богословы сознательно камуфлируют и искажают суть тех событий. Первый апостольский собор трактуют пастве с позиций сегодняшних христианских доктрин, а это в корне неверно. Наоборот, христиане должны строить свою доктрину на основании изложенных в Библии принципов.
Давайте посмотрим, что произошло в конце сороковых годов (лет через пятнадцать после казни и воскресения Христа) в Иерусалиме.
• «вы, оставив заповедь Божию, держитесь предания человеческого» (Марк 7:8)
За полторы тысячи лет до новозаветных событий Бог поручил евреям великую миссию. Он создал из потомков Израиля народ, который должен был стать священником для всего человечества (Исход 19:5-8). Бог дал евреям Закон и велел распространить его среди всех других народов: «Я сделаю Тебя светом народов, чтобы спасение Моё простёрлось до концов земли» (Исаия 49:6, Деяния 13:47, 1-е Петра 2:9). Увы, евреи нарушили свою клятву и выполняли возложенную на них миссию не совсем так, как надеялся Господь. Точнее - совсем не так.
С одной стороны, они постоянно нарушали положения Закона Божьего, с другой - постоянно придумывали новые правила и предписания. К новозаветному времени наряду с Танахом («תנך» - это аббревиатура от слов «תּוֹרָה» (Закон), «נְבִיאִים» (Пророки) и «כְּתּוּבִים» (Писания)) у евреев сформировался ещё один свод законов - Мишна или Мишней Тора (устная тора).
Значительный вклад в создание и претворение в жизнь свода человеческих заповедей принадлежит фарисеям. Именно с этой группой, завоевавшей огромный авторитет и уважение в народе, Иисус вёл самые ожесточённые споры. Главный пункт обвинений - «вы устранили заповедь Божию преданием вашим» (Матфей 15:6 и мн. др.). Одним из проявлений фарисейского подхода стало обособление иудаизма. Вместо того, чтобы вести библейскую проповедь среди окружающих народов, евреи отгородились от них. Фарисеи не допускали представителей других народов к участию в иудейских культах, запрещали евреям есть за одним столом с язычниками, вести совместные дела и даже оказывать им помощь (Деяния 10:28 и др.).
На внутренней ограде храма, реконструированного Иродом, «находилась надпись, под страхом смертной казни запрещавшая иностранцам доступ сюда» (© Иосиф Флавий: «Иудейские древности», книга 15, глава 11, §5). «Такая доска из Иродова храма недавно найдена в Иерусалиме с греческой надписью следующего содержания; “Никакой иноплеменник не имеет доступа внутрь ограды и каменной стены вокруг храма. Кто будет застигнут в нарушении этого правила, пусть сам несет ответственность за смертную казнь, которая за это следует”.» (© Эрик Нюстрем: «Библейский словарь», статья «Храм Ирода»).
• «Время Господу действовать: закон Твой разорили» (Псалтирь 118:126)
Одна из целей миссии Иисуса на Земле заключалась в том, чтобы размотать клубок фарисейских наслоений и вернуть народ к чистоте библейского учения. Иисус напомнил своим единоверцам, что главное в Законе - не церемониал, не обряды и не ритуалы, а любовь к ближнему.
Ещё одной задачей Иисуса была реализация изначального предназначения народа Израиля - распространение Слова Божьего по всей Земле. Апостолам была поставлена задача: «идите, научите все народы» (Матфея 28:19). Иисус вывел понятие ближнего из этнических рамок и распространил его фактически на всех людей (Лука 10:29-37, а также Галатам 3:28, Колоссянам 3:11 и мн. др.). В Иоппии Петру трижды было странное видение (Деяния 10:9-16, 11:4-10), которое он долго осмылял и понял наконец так: «и язычникам дал Бог покаяние в жизнь» (Деяния 15:6, 10:28, 10:34-35 и др.).
• Суть вопроса
Фарисейская закваска оказалась очень въедливой. Евреи не хотели расставаться с пониманием богоизбранности как некой исключительности и превосходства. Особенно тяжело приходилось тем христианским общинам, в которых преобладали уверовавшие из фарисеев. Петра, Павла и других апостолов, проповедовавших евангелие среди язычников, обильно критиковали (Деяния 11:2, 13:50, 14:19, 21:21 и др.), а уверовавших из язычников не принимали в общины.
Для того, чтобы уладить это разногласие, апостолы и другие руководители нового иудейского течения и собрались в Иерусалиме (Деяния 15:6). Отметим сразу, что слово «закон» («νόμος» - закон, установление, законоположение), использованное в этом стихе, может означать разный свод установлений. Чтобы понять, о чём конкретно идёт речь, священнописатели часто ставили после слова «закон» дополнения, например:
• закон Моисеев (Лука 2:22, 24:44, Иоанн 7:23, Деяния 13:39, 15:5, 28:23)
• закон Господень (Лука 2:23, 2:24, 2:39)
• отеческий закон (Деяния 22:3)
• закон Иудейский (Деяния 25:8)
• закон царский (Иаков 2:8)
• закон свободы (Иаков 2:12)
• закон дел (Римлянам 3:27)
• закон веры (Римлянам 3:27)
• закон замужества (Римлянам 7:2)
• закон Божий (Римлянам 7:22, 7:25, 8:7)
• иной закон, противоборствующий закону ума (Римлянам 7:23)
• закон греховный (Римлянам 7:23)
• закон греха (Римлянам 7:25)
• закон духа жизни во Христе Иисусе (Римлянам 8:2)
• закон греха и смерти (Римлянам 8:2)
• закон праведности (Римлянам 9:31)
• закон заповедей (Ефесянам 2:15)
• закон заповедей плотских (Евреям 7:16)
• учение фарисейское (Филимону 3:5)
В рассматриваемом нами фрагменте слово «закон» (Деяния 15:5) выступает синонимом слова «обряд» («ἔΘος» - обычай, обряд, обыкновение, привычка) (Деяния 15:1). Часть делегатов «ἀπὸ τῆς αἱρέσεως τῶν Φαρισαίων» (дословно: «из учения фарисеев») настаивала на том, что надо требовать от прозелитов соблюдения всех предписанных для обращающихся в иудейство обрядов и ритуалов.
Обрезание по Моисееву обряду (Бытие 17:10-14, Исход 12:48-49) и клятва на верность закону Моисея (Второзаконие 29:9-15 и др.) - это типичные правила гиюра. Возможно, от прозелитов требовали исполнения других обрядов - острижение, очищение, жертвоприношение и др. (Деяния 21:23-26). До соблюдения этих формальностей кандидата считали язычником и не допускали в собрания (Деяния 21:29-30).
Об обряде обрезания известно, что «оно не от Моисея, но от отцов» (Иоанн 7:22), что оно было дано Аврааму и его потомкам за 450 лет до Исхода (Бытие 15:10). У евреев и арабов обрезание практикуется до сих пор и никем не оспаривается. Но братья из язычников, как можно догадаться, роду Авраама не принадлежат. Т.е., требование обрезания к ним не относится. Следовательно, принявшие христианское учение фарисеи вели речь не столько Законе Моисея, сколько о навешенных ими же самими предписаниях по соблюдению Закона - об устной Торе.
Авторы синодального перевода сочли должным не переводить слово «αἱρέσεως» (Деяния 15:5) словом «учение», как они это делали в других местах (Деяния 26:5, 28:22, 1-е Коринфянам 11:19), а поставить транслитерацию «ересь». Возможно, таким образом они хотели подчеркнуть разницу между Законом Божьим и человеческими учениями.
• Участники собора и их позиции по отношению к Закону
Очень любопытен в этой связи стих Деяния 15:10. Пётр, сам всегда и во всём следовавший Закону (Деяния 5:9, 10:14, 11:8), вдруг называет требования законников невыносимым игом и искушением Бога (Деяния 15:10). Не странно ли? Незадолго до этих событий Сам Иисус высказался примерно в том же ключе, но не о Моисеевом Законе, а о фарисейских предписаниях, которыми он оброс (Матфей 23:4, Лука 11:46). Логично предположить, что апостол, следуя своему Учителю, тоже направил критику на заповеди человеческие. Эту мысль подтверждают восторженные слова Петра о Писании (1-е Петра 1:25, 2-е Петра 1:19, 3:2, Деяния 2:14-36) и критика человеческих наслоений (2-е Петра 1:16, 2:1, 2:21, 3:17, Деяния 4:19, 5:29)
Пётр много предостерегал новобранцев (2-е Петра 1:1, 3:1) о пагубности беззакония и необходимости вести праведную жизнь: «берегитесь, чтобы вам не увлечься заблуждением беззаконников» (2-е Петра 3:17), ибо грешники «получат возмездие за беззаконие» (2-е Петра 2:13). Пётр предупреждал об опасности лжеучителей (2-е Петра 2:1), которые проповедуют свободу (2-е Петра 2:19) и критиков Священного Писания (2-е Петра 3:3-4). Он привёл в качестве примера судьбу нечестивцев: согрешивших ангелов, растлившийся допотопный мир, жителей Содома и Гоморры, алчного Валаама (2-е Петра 2:4-6, 15), учил проверять всех новоявленных пророков на предмет соответствия Танаху (2-е Петра 1:19).
Пётр много раз демонстрировал слабоволие (Матфей 14:28-31, 16:23, 26:40, 26:74-75 и др.), но гораздо чаще он доказывал свою твёрдость в вере и преданность Иисусу (Матфей 4:20, 16:15-19, Иоанн 6:8, 18:10 и др.).
Пётр апеллировал к посланиям Павла. По его словам, во всех посланиях Павел призывает христиан быть «неосквернёнными и непорочными» (2-е Петра 3:14). Пётр назвал письма Павла сложными, выразил обеспокоенность тем, что беззаконники пользуются этим и извращают их в свою пользу, призвал собратьев не заблуждаться на этот счёт - возрастая в познании Христа, оставаться твёрдыми в своих убеждениях (2-е Петра 3:15-18).
Павел - непорочный в Законе, еврей от евреев, ревностный фарисей, воспитаннык известного раввина Гамалиила (Деяния 22:3, Филиппийцам 3:5-6) - тоже принял участие в собрании (Деяния 15:12). Он неоднократно выступал в Синедрионе, перед первосвященниками, царём Агриппой и другими знающими Закон людьми. Каждый раз он доказывал, что, как и Христос, в своём учении ни на йоту не отступил от Закона (Деяния 23:1, 23:9, 24:14, 25:8, 28:23 и мн. др.). Павел сохранил преданность «отеческому закону» до конца дней. В своих посланиях он называет его духовным, святым, праведным, добрым (Римлянам 2:13-15, 3:31, 7:12, 7:14, 7:16, 13:8-10, Галатам 5:14 и др.).
В прениях участвовал Варнава - принявший Иисуса левит (Деяния 4:36). Приняв Евангелие, он вместе с Павлом везде и всюду проповедовал Слово Божие (Деяния 13:7, 13:14-42, 15:35-36 и др.).
Ещё один участник собора - Иаков, брат Господень, ортодоксальный иудей, ставший главой иерусалимской христианской общины. Иаков - автор одного из посланий, включённых в канон. Оно является чуть ли не одой Закону. Иакову принадлежат афоризмы:
• «... вера без дел мертва» (Иаков 2:20, 2:26, 2:17)
• «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут» (Иаков 2:19)
• «Видите ли, что человек оправдывается делами, а не верою только?» (Иаков 2:24)
• «Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чём-нибудь, тот становится виновным во всём» (Иаков 2:10)
• «... кто вникнет в закон совершенный, [закон] свободы, и пребудет в нём, тот, будучи не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, блажен будет ...» (Иаков 1:25)
• «Если вы исполняете закон царский, по Писанию: возлюби ближнего твоего, как себя самого, - хорошо делаете» (Иаков 2:8)
• «Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы» (Иаков 2:12)
• «Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить ...» (Иаков 4:12)
Спустя несколько лет после собора Иаков напомнил Павлу о том, что его постановление касалось только обрядовой части - еврейских обычаев и традиций, которые не носили обязательного характера для представителей других народов. Иаков предложил Павлу доказать, что он сам придерживается всех предписанных правил и ритуалов. (Деяния 21:18-25)
• Вернёмся к сути вопроса
Мы не имеем права считать Иакова лицемером (Иаков 1:8). Значит, он не мог говорить на соборе что-либо против Закона. Предполагать, что Пётр хулил Слово Божие, мы тоже не можем. Считать, что на соборе Павел отвергал Закон, невозможно. Неужели против Закона выступали иудеохристиане, «ревнители закона» (Деяния 21:20)? Конечно, этого не мог делать ни один из участников собора. Увы, автор Деяний опустил имена и аргументы уверовавших «из фарисейской ереси» (Деяния 15:5), сразу перейдя к выступлению Петра. Поэтому судить о том, соблюдения каких конкретно предписаний они требовали от прозелитов, мы можем лишь по двум стихам:
• «должно обрезывать [язычников] и заповедывать соблюдать закон Моисеев» (Деяния 15:5)
• «если не обрежетесь по обряду Моисееву, не можете спастись» (Деяния 15:1)
Очевидно, что на первом апостольском соборе обсуждался не Закон, а обряды, предписанные согласно фарисейскому учению для обращающихся из язычников, - правила гиюра.
Пётр высказал мнение, что для Бога нет никакой разницы между обрезанными и необрезанными, что обращение к Богу не требует соблюдения каких-либо формальностей. Главное - вера. Апостолы рассказали собранию о многих фактах излияния Святого Духа на необрезанных. Правильность своей мысли они подтвердили словами Танаха. (Деяния 15:7-17, Амос 9:11-12)
Требовать от прозелитов клятву на верность Закону просто бессмысленно: если у евреев дело законничества было поставлено «от древних родов по всем городам» (Деяния 15:21), то представители прочих народов не имели возможности изучить Закон.
Приняв аргументы апостолов, собрание согласилось, что никакой обряд, в том числе обрезание, не влияет на спасение, что спасение даётся «благодатию Господа Иисуса Христа» (Деяния 15:11). Посему было принято решение рекомендовать всем братьям не обременять прозелитов бессмысленными обрядами и клятвами, принимать их в общину без лишних формальностей (Деяния 15:19-20, 15:28-29, 21:25).
Решение первого апостольского собора ни коим образом не касается Закона, записанного Моисеем. Закон был дан Самим Богом (Исход 20:1, Левит 18:4, Второзаконие 4:1, 11:1 и мн. др.). Решение о поблажках для прозелитов было принято людьми - апостолами и пресвитерами (Деяния 15:6, 15:22). Представим себе, что какой-нибудь Президент издал указ. Кто мог бы его отменить? У кого есть соответствующие полномочия? Может быть, Совет Министров? Абсурд! Он обязан исполнять указы Президента, а не наоборот. Точно так же у апостольского собора нет и не может быть компетенции отменять Закон, установленный высшим органом.
Соблюдение Закона для всех, обратившихся к Богу, обязательно: «у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их» (Лука 16:29, а также: Матфей 13:40-42, 5:17-19, 19:16-19, Марк 10:17-19, Лука 18:18-20, Иоанн 14:1-31, 15:10, Екклесиаст 7:17, 8:5 и мн. др.)
• Post Scriptum
Современные традиции и представления скрывают от нас, сегодняшних, образ мысли, мотивы поведения и движущие силы библейских героев. Незнание исторических, культурных, географических, лингвистических и прочих особенностей того времени искажает восприятие текстов Священного Писания. Усугубляет ситуацию изменение лексикона и семантики многих слов и выражений, произошедшее за 2000 лет, а также недоступность оригиналов вследствие незнания языков Писания.
Если мы действительно хотим выяснить для себя волю Бога, у нас нет другого выхода - мы обязаны отрешиться от своего восприятия и беспристрастно вникать во все детали библейского повествования, искать именно тот смысл, который закладывали в свои тексты пророки.
© Игорь Шиповский, апрель 2013
|