Для ТЕБЯ - христианская газета

Облик мужа совершенного
Публицистика

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Облик мужа совершенного




«Os homine subline dedit coelumgue tueri - Чело человеку высокое дал, да горнее узрит» - /Античное выражение/.

«Совершенство – вот желание человечества с древнейших времён и по сей день» - /Борис Лагутин – спортсмен боксёр/. Ап. Павел говорит: «Когда же настанет совершенное…» - /1Кор.13.10/. Совершенство — высшая степень качеств, безукоризненность.
Какой смысл вкладывает человек в слово: «совершенство мужа»? Что и почему называет он совершенным? Совершенство: - дух, душа, тело.
«Примеры ковки лучшего будущего можно почерпать из разных областей» - /Н.Рерих/.
В начале рассуждения необходимо найти общее значимость представлений о совершенстве, дать его приблизительную характеристику. Эпитет «совершенное» может применяться ко всему, к любым объектам. В этом — его отличительное свойство. Мы можем говорить о совершенстве мужа в целом, о совершенстве мужской красоты творений, а также о совершенстве камня, пейзажа, звездного неба или художественного произведения. Мы говорим и о совершенстве реальных предметов, и о совершенстве абстракций (число, фигура), о совершенстве природы и творений рук человеческих. Таким образом, данное явление обладает многопредметным статусом. В этом состоит одна из причин трудностей, связанных с его анализом и оценкой. Кроме того, совершенство — одно из тех слов, которые понимает каждый, но мало кто задумывается над его смыслом.
Сложный вопрос: «совершенства» в истории человеческой мысли, требует исследование. Прежде чем говорить об этой теме совершенства в истории жизни, необходимо, на наш взгляд, сделать общие предварительные пояснения, выделить и определить его статус в сравнении с другими, близкими ему понятиями.
В этой связи в начале рассуждений представляется целесообразным проследить этимологию самого слова, выявив близкие ему по смыслу понятия. Генеалогия этого слова восходит еще к древнегреческому языку. На этот факт указывает, в частности, В. Татаркевич в работе: «О счастье и совершенстве человека»: «Совершенство — «телеосис», т. е. законченность, целесообразность (поскольку «телос» — цель). Что интересно! Чаще всего - этот греческий термин имел конкретные смысловые стороны, (как указан), находился в неразрывной связи со строго определенным кругом означающих.
Например, для греков было обычным говорить о совершенстве плотника, врача, гончара. В дальнейшем термин становится более отвлечённом понятием и превосходным, в связи, с чем в современной англоязычной литературе сложилась, на наш взгляд, вполне оправданная практика перевода термина «телеосис» как «completeness» — законченность, но не как «perfection» — совершенство. Однако и в латинском языке прослеживается тесная взаимосвязь понятия «perfectio» с идеей законченности, завершенности. «Perfectio» образовано от глагола «perficio» (завершать, доводить до конца). Об этом свидетельствует и наличие таких синонимов как «absolutum», «integen (целостный, полный), «plenus» (полный) и ряда других. Вместе с тем в старинных текстах слово «совершенство» очень часто употребляется вместе с термином «excellens» (превосходный), а также со словами «exquisitus» (изысканный), «eximius» (исключительный), что дает нам право говорить о появлении новых смыслов, связанных с этим понятием.
В современных европейских языках также видна изначальная этимология. В английском - «perfect» — совершенный, «perfection» — совершенство, во французском соответственно «parfait» и «perfection». Однако смысл, связанный с происхождением слова, все-таки отличен от этимологии, к ней не сводится. О различиях в употреблении понятий «perfection» и «completeness». Английское прилагательное «perfect» ближе по смыслу к таким словам как «excellent» (превосходный, отличный), «performed» (представленный, сыгранный), «splendid» (великолепный, роскошный), «great» (великий, замечательный).
В русском языке мы имеем аналогичную ситуацию. Например, В.И. Даль так объясняет смысл слова «совершенство»: с одной стороны, совершенство отождествляется с «конченным», «сполна отданным», «круглым», «полным».
Позволяет заключить следующее: термин «совершенство» многозначен и спектр его значений менялся с развитием культуры. Мы можем выделить два круга значений, первый из которых соотносит совершенство с такими понятиями как «исключительность», «великолепие», «превосходство», другой — с понятиями «законченность», «завершенность», «цель». В первом случае явно присутствуют некие оценочные мотивы. Совершенство здесь — нечто «лучшее для нас», некое достоинство. Во втором случае совершенство понимается, скорее, как определенный момент неискаженного развития, достижение оптимального состояния, раскрытие потенциала вещи, то есть «лучшее в себе». Эти два круга представлений не являются взаимоисключающими, но смысловые акценты здесь значительно разнятся.
Необходимо отметить, что существует одно слово, но много понятий совершенства. Это слово чаще употребляется в тех случаях, когда предмет можно соотнести с понятием цели. Совершенно то, что наилучшим образом соответствует своей цели, доведено до конца, а также то, что выполняет все присущие ему функции. В этом смысле мы можем говорить и о совершенном враче, инженере, и о совершенном организме, а также о совершенной машине, самолете и пр. В совершенном предмете реализованы все возможности, заложенные в нем. Это максимальная реализация сущности вещи. Совершенство можно назвать пределом становления, конечной точкой процесса развития, имеющего закономерный и прогрессивный характер.
Совершенна вещь, в которой наиболее полно раскрывается сущность, свойственная вещам данного рода. Она осуществляет ту цель, ради которой существует. Поэтому совершенство означает предельную значимость: «облекшись в любовь совокупность совершенства. И облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего Его» - /Кол.3.14. 10/. — всех возможностей, заключенных в предмете. Совершенство — наиболее полное осуществление возможного, исполнение предназначения, реализация цели. Поэтому корень, исток совершенства — в заключенной в вещах возможности реализовывать свою сущность, обретать полноту существования. В этом смысле совершенство тождественно целесообразности, если считать целесообразной такую вещь, которая исполняет в полной мере свое предназначение. Таким образом, мы говорим о совершенстве как результате развития — реализованной целесообразности.
«Общее совершенствование, совершенствование самого себя посредством свободно использованного влияния на нас других и совершенствование других путем обратного воздействия на них как на свободных существ — вот наше назначение в обществе» - /Иоганн Готлиб Фихте/. «Искреннее самосовершенствование не есть самость, но имеет мировое значение. Мысль об улучшении не будет касаться лишь самого себя. Такая мысль несёт в себе пламень, нужный для многих зажиганий сердец. Как огонь, внесённый в комнату, наполненный горючим веществом, воспламеняет непременно, так огненная мысль вонзается в пространство и неминуемо привлекает к себе ищущие сердца»- / «Мир Огненный»/.
Недаром Микеланджело говорил: «Совершенство создаётся из мелочей». Спичка маленькая зажигает многие свечки. В таком деле не бывает мелочей, ибо именно они создают законченный облик совершенства.
«Облик мужа совершенного означает: облик (совокупность черт – отличительных особенностей, характеризующих кого-нибудь). Муж – человек, перешедший в возраст зрелости; совершенный - означает зрелый. Отличительная черта человека в возрасте совершенной зрелости. «Одна из черт зрелости – это проницательность. Умение смотреть вглубь и видеть вещи такими, каковы они на самом деле. Христианин достигает зрелости, позволяя Духу учить и наставлять себя Словом» - /У.Бранхам/.
«Чтобы достигнуть нравственного совершенства, нужно, прежде всего, заботиться о душевной чистоте. А душевная чистота достигается в том только случае, когда сердце ищет правды и воля стремится к святости. Но все это зависит от истинного знания» - /Конфуций (Кун-цзы)/
«Человеку невозможно достигнуть совершенства Бога, но он постоянно должен делать усилия, для того чтобы всё больше и больше к Нему стремиться, приближаться. Этот путь, идти по которому, было от века предписано, человеческому роду. Это путь тернистый и тяжёлый по тем трудностям, которые встречаются на каждом шагу его. Но это путь утешительный и отрадный по тем плодам, которые он приносит и из которых последний плод – братский мир, царство мира и любви на земле» - /Ламенэ/.
«Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» - /Мтф.5.28/. «Это не значит то, что Христос велит человеку быть таким же, как Бог, а значит то, что всякий человек должен стараться приближаться к Божественному совершенству» - /Л.Толстой/. Как говорит Даниил: «ибо во мне нет силы. Тогда прикоснулся ко мне тот человеческий облик и укрепил меня» - /Дан.10.18/. «Совершенство без всякой примеси – это Бог; приближение к Богу – это жизнь человека. Тот, кто постоянно стремится к своему совершенствованию, тот разумен и может отличить добро от зла. А когда человек знает, что добро – добро, а зло – зло, то он прилепляется к добру и удаляется от зла» - /Конфуций/.
«Совершенствоваться нельзя, живя постоянно в суете мирской, и ещё меньше возможно, живя в уединении. Самое выгодное условие для совершенствования – это то, чтобы в уединении вырабатывать и утверждать своё мировоззрение и потом, живя в мире, применять его к делу» - /Л.Толстой/.
Понятие, совершенство, выражающее идею некоего высшего стандарта, с которым соотносятся цели и результаты предпринимаемых человеком усилий. В естественном языке под совершенством может пониматься практическая пригодность вещи для определенных целей, достижение поставленной цели, свершенность замысла (так и в европейских языках соответствующие слова восходят к лат. perfectus от perfectio — завершение), полнота чего-то, высшая степень развития и, наоборот, лаконичность, простота (в которой обнаруживается гениальность), гармоничность. В этике речь идет о совершенстве человека и о путях достижения им совершенства. Понятие совершенства получает содержательную определенность через понятие нравственного идеала. Соответственно перфекционизм — это тип этических и моральных учений, в основе которых лежит идея совершенства, в достижении которого усматривается конечная цель человека, а под добром и должным понимается все то, что этому способствует.
Мы хотим быть совершенными, ищем совершенства и следуем за теми, кто стремится к совершенству или более совершенен, чем мы сами. В этом нет ничего плохого, это условие прогресса, но есть классические ошибки, которые следует избегать. И главная из них, конечно же - идеализация совершенства, как такового.
Целесообразность, действительно, является существенной чертой совершенства. Однако уместно говорить лишь о соответствии такой цели, которая является не внешней данному предмету (в таком случае мы имеем дело лишь с полезностью), а заложена в его существе, составляет основу его существования.
В принципе, с целесообразностью мы встречаемся повсюду в мире. Любой живой организм целесообразен, и, следовательно, в определенном смысле, совершенен. Даже самое ничтожное насекомое являет нам чудо внутренней согласованности и единства проявлений всех своих жизненных функций. В этой связи мы говорим о наиболее оптимальном способе существования. Например, обтекаемая форма тела у обитателей моря наиболее функциональна, оптимальна для тех условий, в которых они находятся. Длинные ноги — лучшее средство для тех, кто часто вынужден спасаться бегством, а красивые рога — устрашающее турнирное оружие. Следовательно, наиболее совершенно то, что наилучшим образом приспособлено для выполнения тех функций, которые предопределены ему природой.
«Совершенство в хороших манерах заключается в непринуждённости, - такой непринуждённости, которая - бы не привлекла ничьего внимания, но была бы совершенно естественна и проста».- /Из «Правила…хороший тон»/.
«Совершенство в реальности. Он хотел сделать что-то в реальности из того, что было в его мыслях. Итак, для человека это было и есть неотъемлемая часть его мыслей. Но, в конце концов, то, как он вынашивал, в мыслях явилось, реальностью. И на землю пришло совершенство.
«Но как бы ни была неблагоприятна обстановка жизни и творчества композитора Себастьяна Баха, его никогда не покидало стремление к новым знаниям, к совершенствованию. С неутомимой энергией он постоянно изучал музыку не только немецких, но и других композиторов. Не упускал случая и лично знакомиться с выдающимися музыкантами, изучать их исполнения. Не имея даже денег, чтобы послушать прославленного органиста Букстехуде в другом городе, молодой Бах отправлялся пешком. Также неуклонно отстаивал композитор своё отношение к творчеству, свои взгляды на музыку. Прекрасно познав музыку композиторов других стран, он не стал слепо подражать. Обширные и глубокие знания композитора помогали ему совершенствовать и отшлифовывать своё композиторское мастерство. Как сказал музыкальный критик А.С.Серов: «Бах не перестаёт быть великим, быть может, величайшим, мелодистом. Только он любить заставлять петь не один голос, а многие разом, создаёт не одну нить мелодическую, а целую ткать одновременных мелодий». Так и в христианстве, когда всё гармонично играет, создаётся прекрасное произведение.
«Павел желал совершенства коринфян /2Кор.13.7-9/. В этом отношении следует заметить, что в слове Бога говорится о таком совершенстве, которое мы достигнем, когда уподобимся Христу, пребывающему во славе. К этому и стремился апостол, как говорит он: «не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли и я» - /Фил.3.12-14/. Ещё есть совершенство нашего положения во Христе, поскольку его дело сделало нас навсегда совершенными /Евр.10.14/. Будучи связаны с ним славою, мы сделались праведными пред Богом /2Кор.5.21/, «имея полноту в нём» - /Кол.2.10/.
Есть ещё совершенство, которое названо в Слове состоянием «взрослого человека», или совершенного; оно представлено как противоположное состоянию младенчества. Взрослый человек не только имеет оправдание, но и осознаёт положение единства с умершим, воскресшим и прославленным Христом; «в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» - /Еф.4.13; «состояния полной зрелости во всех добродетелях, получаемых от полноты Христовой. Пока дети Божии живут, в этом мире они растут» - /М.Генри/. Д-р Лайтфут понимает слова апостола так: «достигшим таким образом мужа совершенного в меру полного возраста Христова». «Итак, кто из вас совершен, так должен мыслить» - /Фил.3.15/. И идёт к созиданию, а не к разорению. Речь идёт о действительном совершенстве, а не о совершенстве плоти, которое якобы заключается в том, как думают некоторые фантазёры, что, живя на этой земле, можно перестать грешить. Нет, речь здесь идёт о возрастании в благочестии, когда мы действуем силою добра под влиянием Святого Духа и Слова на основе смерти и воскресения с Христом.
«Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое». /1Кор.13.11/.
Также и совершенство возможно только во Христе в полном послушании Святому Духу, ибо наша природа греховная и своими силами мы не можем быть совершенными, и по мере нашей полной отдачи и послушании Святому Духу, Дух Святой делает нас совершеннее.
Тогда как даров получатели имеют Святого Духа, и поэтому они имеют дары, ибо с ним работает Бог и им, естественно, и всё остальное «духовное возрастание» нужно. Дитя Божье в полном доверии и послушании Иисусу, даёт возможность Богу вырастить его духовно, и вот, через него Бог и начинает производить великие дела и чудеса Божьи, и дитя Божье также ближе познаёт и как благодать и любовь Иисуса, так и Его Самого.
Скульптор никогда не станет создавать великий шедевр и потом брать его и ставить где-то в переулке или прятать за домами. Как сказал нам наш Господь: «Человек, зажёгши свечу, не ставит её под спудом» - /Мт.5.15/. Когда мы становимся, совершенными мы не прячемся, где-то в переулке. Совершенство является в красивом и светлом месте. «Совершенство достигается не погружением в прошлое, но неудержимым стремлением в будущее» - /Р.Рудзитис/ …потому что он только тогда может быть совершенным, когда он является совершенным словом. И слово становится живым и живо. Прийти к совершенству, снова к слову для того, чтобы проявить себя.
«Много есть вещей, ведущих человека к совершенству, но ничто так не очищает, не украшает и не исправляет душевно и телесно, как познание. Недаром крупнейший философ древности Аристотель писал: «что человек естественно, от природы стремится к познанию, ибо это стремление выражает его тягу к совершенству».
Очевидно, что совершенным не является хорошо воспитанный и естественно, спонтанно добрый человек. Нравственное совершенство не вытекает лишь из воспитания, характера или благоприятных обстоятельств; оно представляет собой результат целенаправленных усилий человека по изменению себя, его стремления соответствовать тому образу совершенства, который содержится в нравственном идеале Слово Божьего.
Деноминации могут показать из своей истории очень много сильных служителей и славных дел, которые они совершали: Лютер, Веслей, Виглсворт, Муди, Сперджен, пробуждения в Уэльсе и на Азуза-Стрит. Все они имели совершенство для своего времени. Поэтому великие. Но не делайте из них кумиров. И никто из них не достиг совершенства апостола Павла. И какую угодно веру ты, дорогая душа, ни имей, как усердно ни молись, какие слёзы ни проливай, как баптисты и православные - если ты захочешь быть так же совершенным, как и твой Отец. Тебе, для начала, придётся выйти из всякой деноминации, из всякой организованной религии: баптистов, пятидесятников, православных …из всякого человеческого сборища. Это так говорит Господь: «Блажен муж…, выйди от неё, чтобы не участвовать вам в грехах её и не подвергнуться язвам её» - /Пс.1.1; Отк.18.4/.

Источники: Библия. «Толкование на Послание к Коринфянам» - GBV – Dillenburg/ /Е.В.Чистякова; А.П.Богданов: «Да будет потомкам явлено». Р.Рудзитис: «Живая Этика». Носоченко Марина Александровна канд. культурологических наук «Совершенство как феномен культуры». /Словарь Синоним; Словарь русского языка Ожегова.

Об авторе все произведения автора >>>

Буравец Валерий, Златоуст, Россия

 
Прочитано 3616 раз. Голосов 1. Средняя оценка: 1
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Отзывов пока не было.
Мы будем вам признательны, если вы оставите свой отзыв об этом произведении.
читайте в разделе Публицистика обратите внимание

Необычная странная нищенка - Буравец Валерий

Бога дома нет - Olavi Kotsalaynen
Просто в жизни,в определенное время наступает момент когда нужно сделать шаг.Не упустите Свое время - сделайте шаг на встречу Господу ! Я уверяю Вас - Вы об этом никогда не пожалеете. Amen.

Помазание должно учить - Николай Николаевич

>>> Все произведения раздела Публицистика >>>

Поэзия :
Ничего не бойся! - Александр Сафронов

Поэзия :
Открой мне путь Твой - Лариса Шпак

Публицистика :
Секрет щасливої долі - Владимир Андрощук

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Публицистика
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100