«Os homine subline dedit coelumgue tueri - Чело человеку высокое дал, да горнее узрит» - /Античное выражение/.
«Совершенство – вот желание человечества с древнейших времён и по сей день» - /Борис Лагутин – спортсмен боксёр/. Ап. Павел говорит: «Когда же настанет совершенное…» - /1Кор.13.10/. Совершенство — высшая степень качеств, безукоризненность.
Какой смысл вкладывает человек в слово: «совершенство мужа»? Что и почему называет он совершенным? Совершенство: - дух, душа, тело.
«Примеры ковки лучшего будущего можно почерпать из разных областей» - /Н.Рерих/.
В начале рассуждения необходимо найти общее значимость представлений о совершенстве, дать его приблизительную характеристику. Эпитет «совершенное» может применяться ко всему, к любым объектам. В этом — его отличительное свойство. Мы можем говорить о совершенстве мужа в целом, о совершенстве мужской красоты творений, а также о совершенстве камня, пейзажа, звездного неба или художественного произведения. Мы говорим и о совершенстве реальных предметов, и о совершенстве абстракций (число, фигура), о совершенстве природы и творений рук человеческих. Таким образом, данное явление обладает многопредметным статусом. В этом состоит одна из причин трудностей, связанных с его анализом и оценкой. Кроме того, совершенство — одно из тех слов, которые понимает каждый, но мало кто задумывается над его смыслом.
Сложный вопрос: «совершенства» в истории человеческой мысли, требует исследование. Прежде чем говорить об этой теме совершенства в истории жизни, необходимо, на наш взгляд, сделать общие предварительные пояснения, выделить и определить его статус в сравнении с другими, близкими ему понятиями.
В этой связи в начале рассуждений представляется целесообразным проследить этимологию самого слова, выявив близкие ему по смыслу понятия. Генеалогия этого слова восходит еще к древнегреческому языку. На этот факт указывает, в частности, В. Татаркевич в работе: «О счастье и совершенстве человека»: «Совершенство — «телеосис», т. е. законченность, целесообразность (поскольку «телос» — цель). Что интересно! Чаще всего - этот греческий термин имел конкретные смысловые стороны, (как указан), находился в неразрывной связи со строго определенным кругом означающих.
Например, для греков было обычным говорить о совершенстве плотника, врача, гончара. В дальнейшем термин становится более отвлечённом понятием и превосходным, в связи, с чем в современной англоязычной литературе сложилась, на наш взгляд, вполне оправданная практика перевода термина «телеосис» как «completeness» — законченность, но не как «perfection» — совершенство. Однако и в латинском языке прослеживается тесная взаимосвязь понятия «perfectio» с идеей законченности, завершенности. «Perfectio» образовано от глагола «perficio» (завершать, доводить до конца). Об этом свидетельствует и наличие таких синонимов как «absolutum», «integen (целостный, полный), «plenus» (полный) и ряда других. Вместе с тем в старинных текстах слово «совершенство» очень часто употребляется вместе с термином «excellens» (превосходный), а также со словами «exquisitus» (изысканный), «eximius» (исключительный), что дает нам право говорить о появлении новых смыслов, связанных с этим понятием.
В современных европейских языках также видна изначальная этимология. В английском - «perfect» — совершенный, «perfection» — совершенство, во французском соответственно «parfait» и «perfection». Однако смысл, связанный с происхождением слова, все-таки отличен от этимологии, к ней не сводится. О различиях в употреблении понятий «perfection» и «completeness». Английское прилагательное «perfect» ближе по смыслу к таким словам как «excellent» (превосходный, отличный), «performed» (представленный, сыгранный), «splendid» (великолепный, роскошный), «great» (великий, замечательный).
В русском языке мы имеем аналогичную ситуацию. Например, В.И. Даль так объясняет смысл слова «совершенство»: с одной стороны, совершенство отождествляется с «конченным», «сполна отданным», «круглым», «полным».
Позволяет заключить следующее: термин «совершенство» многозначен и спектр его значений менялся с развитием культуры. Мы можем выделить два круга значений, первый из которых соотносит совершенство с такими понятиями как «исключительность», «великолепие», «превосходство», другой — с понятиями «законченность», «завершенность», «цель». В первом случае явно присутствуют некие оценочные мотивы. Совершенство здесь — нечто «лучшее для нас», некое достоинство. Во втором случае совершенство понимается, скорее, как определенный момент неискаженного развития, достижение оптимального состояния, раскрытие потенциала вещи, то есть «лучшее в себе». Эти два круга представлений не являются взаимоисключающими, но смысловые акценты здесь значительно разнятся.
Необходимо отметить, что существует одно слово, но много понятий совершенства. Это слово чаще употребляется в тех случаях, когда предмет можно соотнести с понятием цели. Совершенно то, что наилучшим образом соответствует своей цели, доведено до конца, а также то, что выполняет все присущие ему функции. В этом смысле мы можем говорить и о совершенном враче, инженере, и о совершенном организме, а также о совершенной машине, самолете и пр. В совершенном предмете реализованы все возможности, заложенные в нем. Это максимальная реализация сущности вещи. Совершенство можно назвать пределом становления, конечной точкой процесса развития, имеющего закономерный и прогрессивный характер.
Совершенна вещь, в которой наиболее полно раскрывается сущность, свойственная вещам данного рода. Она осуществляет ту цель, ради которой существует. Поэтому совершенство означает предельную значимость: «облекшись в любовь совокупность совершенства. И облекшись в нового, который обновляется в познании по образу Создавшего Его» - /Кол.3.14. 10/. — всех возможностей, заключенных в предмете. Совершенство — наиболее полное осуществление возможного, исполнение предназначения, реализация цели. Поэтому корень, исток совершенства — в заключенной в вещах возможности реализовывать свою сущность, обретать полноту существования. В этом смысле совершенство тождественно целесообразности, если считать целесообразной такую вещь, которая исполняет в полной мере свое предназначение. Таким образом, мы говорим о совершенстве как результате развития — реализованной целесообразности.
«Общее совершенствование, совершенствование самого себя посредством свободно использованного влияния на нас других и совершенствование других путем обратного воздействия на них как на свободных существ — вот наше назначение в обществе» - /Иоганн Готлиб Фихте/. «Искреннее самосовершенствование не есть самость, но имеет мировое значение. Мысль об улучшении не будет касаться лишь самого себя. Такая мысль несёт в себе пламень, нужный для многих зажиганий сердец. Как огонь, внесённый в комнату, наполненный горючим веществом, воспламеняет непременно, так огненная мысль вонзается в пространство и неминуемо привлекает к себе ищущие сердца»- / «Мир Огненный»/.
Недаром Микеланджело говорил: «Совершенство создаётся из мелочей». Спичка маленькая зажигает многие свечки. В таком деле не бывает мелочей, ибо именно они создают законченный облик совершенства.
«Облик мужа совершенного означает: облик (совокупность черт – отличительных особенностей, характеризующих кого-нибудь). Муж – человек, перешедший в возраст зрелости; совершенный - означает зрелый. Отличительная черта человека в возрасте совершенной зрелости. «Одна из черт зрелости – это проницательность. Умение смотреть вглубь и видеть вещи такими, каковы они на самом деле. Христианин достигает зрелости, позволяя Духу учить и наставлять себя Словом» - /У.Бранхам/.
«Чтобы достигнуть нравственного совершенства, нужно, прежде всего, заботиться о душевной чистоте. А душевная чистота достигается в том только случае, когда сердце ищет правды и воля стремится к святости. Но все это зависит от истинного знания» - /Конфуций (Кун-цзы)/
«Человеку невозможно достигнуть совершенства Бога, но он постоянно должен делать усилия, для того чтобы всё больше и больше к Нему стремиться, приближаться. Этот путь, идти по которому, было от века предписано, человеческому роду. Это путь тернистый и тяжёлый по тем трудностям, которые встречаются на каждом шагу его. Но это путь утешительный и отрадный по тем плодам, которые он приносит и из которых последний плод – братский мир, царство мира и любви на земле» - /Ламенэ/.
«Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» - /Мтф.5.28/. «Это не значит то, что Христос велит человеку быть таким же, как Бог, а значит то, что всякий человек должен стараться приближаться к Божественному совершенству» - /Л.Толстой/. Как говорит Даниил: «ибо во мне нет силы. Тогда прикоснулся ко мне тот человеческий облик и укрепил меня» - /Дан.10.18/. «Совершенство без всякой примеси – это Бог; приближение к Богу – это жизнь человека. Тот, кто постоянно стремится к своему совершенствованию, тот разумен и может отличить добро от зла. А когда человек знает, что добро – добро, а зло – зло, то он прилепляется к добру и удаляется от зла» - /Конфуций/.
«Совершенствоваться нельзя, живя постоянно в суете мирской, и ещё меньше возможно, живя в уединении. Самое выгодное условие для совершенствования – это то, чтобы в уединении вырабатывать и утверждать своё мировоззрение и потом, живя в мире, применять его к делу» - /Л.Толстой/.
Понятие, совершенство, выражающее идею некоего высшего стандарта, с которым соотносятся цели и результаты предпринимаемых человеком усилий. В естественном языке под совершенством может пониматься практическая пригодность вещи для определенных целей, достижение поставленной цели, свершенность замысла (так и в европейских языках соответствующие слова восходят к лат. perfectus от perfectio — завершение), полнота чего-то, высшая степень развития и, наоборот, лаконичность, простота (в которой обнаруживается гениальность), гармоничность. В этике речь идет о совершенстве человека и о путях достижения им совершенства. Понятие совершенства получает содержательную определенность через понятие нравственного идеала. Соответственно перфекционизм — это тип этических и моральных учений, в основе которых лежит идея совершенства, в достижении которого усматривается конечная цель человека, а под добром и должным понимается все то, что этому способствует.
Мы хотим быть совершенными, ищем совершенства и следуем за теми, кто стремится к совершенству или более совершенен, чем мы сами. В этом нет ничего плохого, это условие прогресса, но есть классические ошибки, которые следует избегать. И главная из них, конечно же - идеализация совершенства, как такового.
Целесообразность, действительно, является существенной чертой совершенства. Однако уместно говорить лишь о соответствии такой цели, которая является не внешней данному предмету (в таком случае мы имеем дело лишь с полезностью), а заложена в его существе, составляет основу его существования.
В принципе, с целесообразностью мы встречаемся повсюду в мире. Любой живой организм целесообразен, и, следовательно, в определенном смысле, совершенен. Даже самое ничтожное насекомое являет нам чудо внутренней согласованности и единства проявлений всех своих жизненных функций. В этой связи мы говорим о наиболее оптимальном способе существования. Например, обтекаемая форма тела у обитателей моря наиболее функциональна, оптимальна для тех условий, в которых они находятся. Длинные ноги — лучшее средство для тех, кто часто вынужден спасаться бегством, а красивые рога — устрашающее турнирное оружие. Следовательно, наиболее совершенно то, что наилучшим образом приспособлено для выполнения тех функций, которые предопределены ему природой.
«Совершенство в хороших манерах заключается в непринуждённости, - такой непринуждённости, которая - бы не привлекла ничьего внимания, но была бы совершенно естественна и проста».- /Из «Правила…хороший тон»/.
«Совершенство в реальности. Он хотел сделать что-то в реальности из того, что было в его мыслях. Итак, для человека это было и есть неотъемлемая часть его мыслей. Но, в конце концов, то, как он вынашивал, в мыслях явилось, реальностью. И на землю пришло совершенство.
«Но как бы ни была неблагоприятна обстановка жизни и творчества композитора Себастьяна Баха, его никогда не покидало стремление к новым знаниям, к совершенствованию. С неутомимой энергией он постоянно изучал музыку не только немецких, но и других композиторов. Не упускал случая и лично знакомиться с выдающимися музыкантами, изучать их исполнения. Не имея даже денег, чтобы послушать прославленного органиста Букстехуде в другом городе, молодой Бах отправлялся пешком. Также неуклонно отстаивал композитор своё отношение к творчеству, свои взгляды на музыку. Прекрасно познав музыку композиторов других стран, он не стал слепо подражать. Обширные и глубокие знания композитора помогали ему совершенствовать и отшлифовывать своё композиторское мастерство. Как сказал музыкальный критик А.С.Серов: «Бах не перестаёт быть великим, быть может, величайшим, мелодистом. Только он любить заставлять петь не один голос, а многие разом, создаёт не одну нить мелодическую, а целую ткать одновременных мелодий». Так и в христианстве, когда всё гармонично играет, создаётся прекрасное произведение.
«Павел желал совершенства коринфян /2Кор.13.7-9/. В этом отношении следует заметить, что в слове Бога говорится о таком совершенстве, которое мы достигнем, когда уподобимся Христу, пребывающему во славе. К этому и стремился апостол, как говорит он: «не потому, чтобы я уже достиг, или усовершился; но стремлюсь, не достигну ли и я» - /Фил.3.12-14/. Ещё есть совершенство нашего положения во Христе, поскольку его дело сделало нас навсегда совершенными /Евр.10.14/. Будучи связаны с ним славою, мы сделались праведными пред Богом /2Кор.5.21/, «имея полноту в нём» - /Кол.2.10/.
Есть ещё совершенство, которое названо в Слове состоянием «взрослого человека», или совершенного; оно представлено как противоположное состоянию младенчества. Взрослый человек не только имеет оправдание, но и осознаёт положение единства с умершим, воскресшим и прославленным Христом; «в мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» - /Еф.4.13; «состояния полной зрелости во всех добродетелях, получаемых от полноты Христовой. Пока дети Божии живут, в этом мире они растут» - /М.Генри/. Д-р Лайтфут понимает слова апостола так: «достигшим таким образом мужа совершенного в меру полного возраста Христова». «Итак, кто из вас совершен, так должен мыслить» - /Фил.3.15/. И идёт к созиданию, а не к разорению. Речь идёт о действительном совершенстве, а не о совершенстве плоти, которое якобы заключается в том, как думают некоторые фантазёры, что, живя на этой земле, можно перестать грешить. Нет, речь здесь идёт о возрастании в благочестии, когда мы действуем силою добра под влиянием Святого Духа и Слова на основе смерти и воскресения с Христом.
«Когда я был младенцем, то по-младенчески говорил, по-младенчески мыслил, по-младенчески рассуждал; а как стал мужем, то оставил младенческое». /1Кор.13.11/.
Также и совершенство возможно только во Христе в полном послушании Святому Духу, ибо наша природа греховная и своими силами мы не можем быть совершенными, и по мере нашей полной отдачи и послушании Святому Духу, Дух Святой делает нас совершеннее.
Тогда как даров получатели имеют Святого Духа, и поэтому они имеют дары, ибо с ним работает Бог и им, естественно, и всё остальное «духовное возрастание» нужно. Дитя Божье в полном доверии и послушании Иисусу, даёт возможность Богу вырастить его духовно, и вот, через него Бог и начинает производить великие дела и чудеса Божьи, и дитя Божье также ближе познаёт и как благодать и любовь Иисуса, так и Его Самого.
Скульптор никогда не станет создавать великий шедевр и потом брать его и ставить где-то в переулке или прятать за домами. Как сказал нам наш Господь: «Человек, зажёгши свечу, не ставит её под спудом» - /Мт.5.15/. Когда мы становимся, совершенными мы не прячемся, где-то в переулке. Совершенство является в красивом и светлом месте. «Совершенство достигается не погружением в прошлое, но неудержимым стремлением в будущее» - /Р.Рудзитис/ …потому что он только тогда может быть совершенным, когда он является совершенным словом. И слово становится живым и живо. Прийти к совершенству, снова к слову для того, чтобы проявить себя.
«Много есть вещей, ведущих человека к совершенству, но ничто так не очищает, не украшает и не исправляет душевно и телесно, как познание. Недаром крупнейший философ древности Аристотель писал: «что человек естественно, от природы стремится к познанию, ибо это стремление выражает его тягу к совершенству».
Очевидно, что совершенным не является хорошо воспитанный и естественно, спонтанно добрый человек. Нравственное совершенство не вытекает лишь из воспитания, характера или благоприятных обстоятельств; оно представляет собой результат целенаправленных усилий человека по изменению себя, его стремления соответствовать тому образу совершенства, который содержится в нравственном идеале Слово Божьего.
Деноминации могут показать из своей истории очень много сильных служителей и славных дел, которые они совершали: Лютер, Веслей, Виглсворт, Муди, Сперджен, пробуждения в Уэльсе и на Азуза-Стрит. Все они имели совершенство для своего времени. Поэтому великие. Но не делайте из них кумиров. И никто из них не достиг совершенства апостола Павла. И какую угодно веру ты, дорогая душа, ни имей, как усердно ни молись, какие слёзы ни проливай, как баптисты и православные - если ты захочешь быть так же совершенным, как и твой Отец. Тебе, для начала, придётся выйти из всякой деноминации, из всякой организованной религии: баптистов, пятидесятников, православных …из всякого человеческого сборища. Это так говорит Господь: «Блажен муж…, выйди от неё, чтобы не участвовать вам в грехах её и не подвергнуться язвам её» - /Пс.1.1; Отк.18.4/.
Источники: Библия. «Толкование на Послание к Коринфянам» - GBV – Dillenburg/ /Е.В.Чистякова; А.П.Богданов: «Да будет потомкам явлено». Р.Рудзитис: «Живая Этика». Носоченко Марина Александровна канд. культурологических наук «Совершенство как феномен культуры». /Словарь Синоним; Словарь русского языка Ожегова.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности