За притчей о «сеятеле» в 13-ой главе Евангелия от Матфея следует притча о «плевелах», первая из шести притч о Царстве Небесном. Притча о «сеятеле» образовывает основу всех дальнейших наставлений, всех дальнейших притч Господа в этой главе. Она, как мы видели, показывает нам готовящееся на земле дело Господа Иисуса.
Вспомним также о том, что Царство Небесное не является ни небесами, ни собранием Божьим, но той областью на земле, где признается пребывающий на небесах Господь – и будь это даже во внешне выраженной форме.
Это Царство, которое мы сегодня можем приравнять к христианскому миру, не могло начаться раньше, чем тогда, когда отвергнутый на земле Царь ушел в небеса и занял там Свое место одесную силы. Иначе чем ожидаемое евреями, видимое Царство Божье, это Царство должно было существовать в тайне. Поэтому Господь говорит о «тайнах Царства Небесного» - тайны потому, что Царь будет отсутствовать и будет на небесах. Тем не менее, это Царство должно характеризоваться благодатью.
Эта форма Царства была тогда совершенно неизвестна ученикам Иисуса. Для них также должно было быть вызывающим недоумение то, что это Царство обретет внешнее развитие, что было совершенно противоположно тому, что говорили о нем пророки. Земля должна была, наконец - так пророчествовал один из них –, быть «наполнена ведением Господа», и «не будут делать зла и вреда на всей святой горе Моей» (Ис.11,9). С каким удивлением должны были они слышать, что Царство, о котором им теперь говорит Господь, будет контролироваться плевелам. Истиной является то, что обетованное Израилю в Ветхом Завете Царство - из-за отвержения Мессии еврейским народом – на определенное время должно было быть отложено, чтобы в промежутке дать место другому Царству, внешнее развитие которого Господь представляет в
трех первых притчах о Царстве Небесном. Эти три притчи Он говорил к народу
(Мтф.13,34), однако объяснение, как первой притчи, так и вопроса, почему Бог допустил такое «неправильное развитие», Он им не дал, но дал его только Своим ученикам, тогда, когда был с ними один в «доме» (стих 36). И тогда Он снова использовал три притчи, чтобы описать подлинное намерение Своего Отца и внутреннюю ценность Царства, которую оно имеет для Него.
Таким образом, три первые притчи (о «плевелах в поле», о «горчичном зерне», о «закваске») показывают нам открытый характер и видимый результат этого Царства в мире. Это изображение дела с его исторической стороны. По иному дело обстоит с тремя последними притчами (о «кладе в поле», о «драгоценной жемчужине», о
«неводе в море»). В них скорее различимы тайный совет Божий и внутренняя ценность дела, которые полны результатов в Божьей руке.
Фактически в образе действий, которыми Господь дает наставление своим ученикам, скрыта удивительная милость. Он хочет в любви и благодарности пробудить их разум и расположение. Пусть тогда, когда мы станем рассматривать Его притчу о «плевелах», это удастся Ему и в отношении нас! И если она представляет только внешний
аспект Царства, то мы все же можем научиться видеть действенные принципы и в соответствии с Божьими замыслами различать и оценивать их. Именно это имеет та-
кое большое значение для нашего практического хождения в это время и в этом мире. Внешнее развитие может быть тем или иным, но какие принципы скрываются за ним? Мы должны всегда задавать себе такой вопрос, и различение этого может сохранить нас от неправильных решений.
«Его» поле.
Теперь, желая обратится к каждому отдельному стиху этой притчи, примем во внимание два замечания. Первое замечание касается нашего способа рассмотрения,
другое общей взаимосвязи. Поскольку мы имеем неоценимую привилегию, объяснение притчи в ее существенных деталях узнать из уст самого Господа, в отдельных пунктах мы тотчас обратимся к объяснениям Господа, даже если в целом они даются нам в главе позднее. При рассмотрении притчи о «сеятеле» мы поступали таким же образом. И чтобы не терять общую связь важно понимать, что эта первая притча - и только эта, о «плевелах в поле» - представляет развитие Царства Небесного, как вверенного людям, от его начала вплоть до его конца. При этом точка зрения, с которой мы ее рассматриваем - земля. Для мира это остается тайной. Только те, кто находится с Иисусом в «доме», понимают тайны, только им разъясняет
Господь ненормальное состояние и причину того, почему Бог его терпит.
«Другую притчу предложил Он им, говоря: Царство Небесное подобно человеку, посеявшему доброе семя на поле своем» (Мтф.13,24).
Все три произнесенные к народу притчи начинаются словами: «Другую (иную) притчу предложил Он им». Господь предлагал им к уже сообщенной притче, дальнейшую и объяснял ее. Выражением «подобно» ставится ударение на конец развития, не на его начало или ход. Господь видит пред собою полное развитие дела и исторически показывает, как оно пришло к подобному концу.
Поэтому постоянное использование формы прошедшего времени: «Посеявшему», «когда люди спали, пришел и посеял», «когда взошла зелень, и показался плод, тогда явились» и так далее.
Права Господа Иисуса
«Человек», посеявший на своем поле доброе семя - Сын Человеческий (стих 37), не сказано «Христос». Звание «Сын Человеческий» предполагает Его отвержение, как Мессии, его земным народом и Его вознесение одесную Бога.
Это также является основанием тому, что, только в этой притче, о поле говорится как о «Его поле» (стихи 24.27). В предшествующей притче, притче о «сеятеле» ничего подобного не говорится. В промежутке между этими притчами Господь образно умер и воскрес.
Когда Он теперь говорит о Своем поле и поясняет: «поле есть мир» (стих 38), то при этом становится ясным, что весь мир (гр. kosmos) принадлежит Ему. Содержится в этом что-нибудь особенное? Не принадлежал ли он Ему всегда? Естественно, как создатель, Он законный владелец всего, что сотворил. Однако особенное состоит в том, что
Он приобрел его себе по-новому, как человек, как Сын человеческий смертью на кресте Голгофы.
Когда Он пришел в «виноградник», исполненные ненависти иудеи сказали о Нем в этом смысле: «это наследник; пойдем убьем его и завладеем наследством его» (гл. 21.38). По Божьему решению Он должен был владеть не только «виноградником» Израиля, но как Сын Человеческий также и всем миром (ср. Евр.1,2; 2,5-8). Ценою Своей крови Он искупил не только верующих в Него (1Кор.6,20; 7,23; Откр.5,9; 14,3-4), но и всех людей, даже самих отвергающихся Его лжеучителей (2Петр.2,1). «Искупить» - это не «освободить». «Искупить» - заключает в себе приобретение права и подчеркивает это следствие совершенного Им дела.
Таким образом, Господь Иисус Своею смертью приобрел право на всех людей, на весь мир, как место проживания этих людей. Было ли это право признано?
Минимально! Большинство людей не заботятся о правах Того, Кто их искупил. Они думают - они принадлежат сами себе. Да, они думают, что мир или, по крайней мере, части его принадлежат им, и что они могут поступать с этим по своему усмотрению. Они ошибаются: Мир принадлежит Христу, и однажды они понесут пред ним ответ за то, что
вмешались в Его права.
Доброе Семя
В то время как в предыдущей притче «сеятель» сеял Его семя в сердце, здесь Сын Человеческий сеет Его доброе семя на Своем поле. Первое соответствует 16-му
стиху 3-ей главы Eвангелия от Иоанна: «Ибо так возлюбил Бог мир» - мир, как сумму людей. Во втором мир понимается, как место жительства людей, как место действия, на котором разыгрываются повествуемые события.
Итак, в это «поле» «человек» вносит нечто, чего прежде в нем не было, что было чуждо почве. Таким образом, становится явно, что речь не может идти о еврейском народе или иудейской системе, потому что они существовали уже до упомянутого здесь периода.
Что же такое «доброе семя»? Господь объясняет это так: «Доброе семя, это сыны Царствия» (стих 38). В притче о «сеятеле» семя являлось прообразом Слова Божьего, здесь оно является прообразом тех, кто будет принят. Плод соответствует семенам. «Доброе семя» - верующие, относящиеся к плоду истинного, умершего для них, умершего, чтобы они могли жить, пшеничного зерна (Ин.12,24). Их внес Господь в Свое поле. Сыны Царствия принадлежат Ему, и их Он посылает в мир.
Посев доброго семени является делом Самого Великого Учителя. Сохрани Он драгоценное семя в Своей корзине, не было бы никакого всхода, никакого урожая.
Он использует различные пути, чтобы посеять Сынов Царствия по всему полю. Так, например, Он использует для этой цели преследования по поводу смерти Стефана, потому что мы читаем: «и все, кроме апостолов, рассеялись по разным местам Иудеи и Самарии... Между тем рассеявшиеся ходили и благовествовали слово» (Дн.8,1.4). То,
что сатана делает, чтобы предотвратить распространение свидетельства, в руках Господа обращается в абсолютную противоположность.
Не можем ли и мы нечто почерпнуть из этого? Иногда Господь допускает в нашей жизни испытующие нас трудности и мы, возможно, приписываем их сатане.
Но если мы правильно воспользуемся ими, мы можем стать благословением для других. Для этого посеял сеятель Сынов Царствия на своем поле. Поле же есть мир. Более того: Поле не является собранием или церковью Божьей. Наша притча не имеет ничего общего с принципами собрания, как мы позднее еще рассмотрим
это точнее. Перед подобной путаницей не может существовать достаточно серьезного предупреждения. Да, Царство Небесное в настоящее время обрело церковные формы.
Это бесспорно. Однако принципы, по которым Бог действует в Царстве Небесном, иные, чем те, которые Он желает видеть в Его собрании.
Дело дьявола
В притче о «сеятеле» лукавый похитил доброе; В притче о «плевелах» он нечто недоброе добавляет. Обе тактики опасны, обе он осуществляет.
«Когда же люди спали, пришел враг его и посеял между пшеницею плевелы и ушел» (Мтф 13.25).
В первую очередь обратим внимание, что здесь мы узнаем нечто о виде «доброго семени»: Речь идет о пшенице. Поэтому уместна ссылка на Иоанна 12. Господь Иисус сам сравнивает себя с пшеничным зерном, и произошедшие из Его смерти и относящиеся к Его плоду, носят те же самые признаки, что и Он.
Сыны лукавого
Но далее пред нами предстает нечто серьезное: у Господа имеется враг, дьявол (ср. стих 39), и, чтобы делать недоброе дело, он использует отсутствие у человека бдительности. Он следует по пятам посеявшего на своем поле доброе семя, и сеет среди пшеницы плевелы. Греческое слово обозначающее «сеять» усилено здесь посредством
приставки, так что вследствие этого имеет значение «сеять поверх»: Враг посеял поверх уже внесенной в почву пшеницы. Для этого он использовал плевелы, которые в начальной фазе роста очень похожи на пшеницу и ее корни сплетаются с корнями пшеницы. Лишь только тогда, когда становится видимым колос, плевелы возможно отличить от пшеницы (ср. стихи 26.27). Все это вызывает в нас изобилие мыслей. Понимаем ли мы собственно, что Господь Иисус имеет в этом мире постоянного врага? Он является также и врагом наших душ и пытается разрушать все, что Господь совершает на добро.
Особым его делом является посрамление личности и слова Христа. И как Христос является истинным и верным свидетелем (Ин.14,6; Откр.3,14), так дьявол лжецом и отцом лжи (Ин.8,44). Он соблазняет весь земной шар (Откр.12,9; 20,3). И как он это делает? Тем, что вносит в среду Божьего народа «сынов лукавого» (Мтф.13,38), чтобы таким образом его рассеять. Его коварным намерением является следующее: Если он не может искоренить сынов Царства, то тогда он может их рассеять.
Это становится очевидным также и в 10-ой главе евангелия от Иоанна. Господь Иисус говорит там, что вор приходит, «чтобы украсть, убить и погубить» (стих 10).
Однако Господь не говорит, что это ему фактически удается, хотя и является его намерением; Потому что никто не может похитить овец Его из руки Его и Его Отца (стихи 28,29). Но когда Он говорит о волке, тогда Он говорит, что он расхищает овец и разгоняет их (стих 12). И это то, что мы вновь находим в нашей притче.
Так же как сыны Царствия являются продуктом слова Божьего, сыны лукавого являются результатом недобрых, неверных учений. Выражение «сыны лукавого» само по себе пугающе; Оно может быть сравнено с выражением «сыны Велиала»* (2Сам.23,6) и «сыны погибели» (Ин.17,12). И как «Каин был от лукавого» (1Ин.3,12), так эти люди от дьявола: «Ваш отец диавол» (Ин.8,44).
_____________________________________________________________________________
*Прим. Переводчика: В русском синодальном переводе «нечестивые», в немецкой Библии перевода Эльберфелдера «die Söhne Belials»– «сыны Велиала». Велиар или Велиал («ужасный», «подлый»), имя, употребляемое в НЗ для обозначения сатаны (2Кор.6,15). В ВЗ встречается выражение «Сыны Велиала», которое относится ко всем нечестивым и злым людям (Втор.13,13; 1Сам.25,25;30,22; 2Сам.23,6; 2Хр.13,7; 1Сам.1,16). В синодальном переводе выражение «сыны Велиала» переводится соответственно как «нечестивые люди», «злой человек», «негодные из людей», «нечестивые», «люди развращенные», а «дочь Велиала» – как «негодная женщина». (Библейская Энциклопедия Брокгауза стр.125)
_____________________________________________________________________________
Под «плевелами» имеются в виду не просто необращенные люди. Скорее это лица, внесенные сатаной в Небесное Царство, чтобы испортить Божий урожай на земле. Так в христианском мире (не в собрании!) сегодня рядом с сынами Царствия находятся сыны лукавого. Для первых это связано с серьезными испытаниями и сердечными страданиями. Поле христианства настолько покрыто «плевелами», что «пшеницу» едва возможно распознать. «Поле» характеризует не «пшеница», но «плевелы». Не является ли в высшей степени характерным то, что ученики, когда просят Господа объяснить притчу, не говорят: «Изъясни нам притчу о пшенице на поле», но: «Изъясни нам притчу о плевелах на поле» (Мтф.13,36)? Мы еще возвратимся к этому.
Не следует ли и нам из большого сходства между пшеницей и плевелами извлечь науку, что сегодня сатана меньше старается навредить христианству путем преследований, чем имитацией (подражанием)? Во 2Тим.3 в качестве ветхозаветных примеров тому названы Ианий и Иамврий, противостоящие Моисею тем, что силою зла подражали тому, что он совершал Божьею силою (стих 8).
Не будет ли в этом отношении также достойным внимания и то, что греческое слово, обозначающее «плевелы»,( zizánion), является производным слова, «вытошнить»? Говорят, что плевелы - единственный сорт сорняка являющегося ядовитым для человека и животного и ведущего к сонливости, тошноте, даже к смерти. Духовная параллель фактически явна и служит тому, чтобы побуждать нас к большей бдительности.
Отсутствие бдительности
На самом деле причиной, давшей возможность врагу совершить свое дело в таком объеме, было отсутствие бдительности. Бросается в глаза то, что Господь Иисус
не говорит: «Когда же наступила ночь, пришел враг его», но: «Когда же люди спали...» этим Он наверняка желает выразить не только хитрость и лукавство врага, но также
указать и на серьезный недостаток. Сам сеятель не спал (ср. Пс.121,4), но спали люди. Несомненно, виновен враг, однако он извлек пользу из отсутствия бдительности христиан. Уже в начале истории церкви, когда дело обстояло еще достаточно хорошо, Господь вынужден был предъявить обвинение: «Но имею против тебя то, что ты оставил
первую любовь твою» (Откр.2,4). Ключом ко всему упадку в христианстве является отказ от отдачи лучших склонностей Господу. Без этого сатана не имел бы такого успеха в его злых делах. И как домостроение благодати началось сонливостью, так закончится оно равнодушием, абсолютным отсутствием любви к Господу (гл. 3,16).
Поэтому насколько сегодня, в последние дни, мы нуждаемся в усилении бдительности, чтобы - по крайней мере, в нашей жизни и среде - уже перед «сбором урожая» имело место позитивное разделение между добром и злом! Потому что мы должны уяснить себе, что процесс засевания добра злом беспрерывно продолжается и сегодня. Не должны ли мы сетовать, что наше духовное состояние как верующих очень низко? Не смешалось ли во многих областях нашей жизни духовное с мирским?
Основание этому мы находим здесь: «Когда же люди спали...». Поэтому слово Божье неоднократно предупреждает нас о сонливости. «Итак, не будем спать как
прочие, но будем бодрствовать и трезвиться (1Фес.5,6). «Так поступайте, зная время, что наступил уже час пробудиться нам от сна» (Рим.13,11). Если мы с болью осознаем,
что наша неспособность и отсутствие у нас бдительности облегчают доступ врагу, то глубокое утешение для нас состоит в том, что Господь Иисус говорит о «Его враге». Так же как нас Он называет «Своими братьями», так врагу он дает определение как «Своему врагу». Он обращает наши дела в Свои дела, нашего врага в Своего врага. Борьба, которую мы ведем, в действительности Его борьба. Враг, с которым мы имеем дело, в действительности Его враг. Станем взирать на Него, могущего даровать нам все необходимое в этой борьбе (ср. Еф.6,10-18).
Добро и зло рядом
Последствия беззаботности христиан и отсутствия у них бдительности стали видимы уже на заре христианства, еще во времена жизни апостолов. Так апостол Павел пишет в его послании: «Ибо тайна беззакония уже в действии» (2Фес.2,7). И апостол Иоанн должен был написать «детям» о том, что «теперь появилось много антихристов» (1Ин.2,18). Это подчеркивает то, что наша притча представляет образно: что плевелы появились на поле сразу за пшеницей и взошли вместе с ней:
«Когда же взошла зелень, и показался плод, тогда появились и плевелы. Придя же рабы домовладыки сказали ему: господин не доброе ли семя ты сеял на поле твоем? Откуда же на нем плевелы? Он же сказал им: враг человека сделал это» (Мтф. 13,26, 28).
Плевелы не только появились вместе с пшеницей, но они становятся и господствующим элементом на поле. Мы вспоминали уже о том, как ученики обозначили притчу: «Притча о плевелах на поле». Они поняли, что основным предметом картины являлась история «плевелов», не «пшеницы».
То же самое мы найдем, если рассмотрим события времени «жатвы». Выглядит так, что «пшеница» - сыны Царства - по сравнению с «плевелами» - сынами лукавого
- настолько незначительна, что не она придаёт делу подлинный характер. Словно верующие совершенно исчезают из поля зрения. Не то чтобы они не существовали – Господь всегда будет иметь на земле остаток - однако они не характеризуют больше арену (христианства).
Всё-таки наша притча показывает еще различие между истинными и ложными исповедателями. В обеих следующих притчах теряется также и это. По человеческому разумению сыны Царства и их положение более не восстановимы - весьма гибельное развитие. Мы видим его последствия повсюду. «Плевелы» настолько многочисленны и господствующие, что первоначальный характер
Царства полностью испорчен.
Плевелы выбрать?
Что же предпринять подобного несоответствия, перед лицом подобного ложного развития? Это было вопросом, занимавшим также и «рабов» Господа: «Рабы сказали ему: хочешь ли, мы пойдем, выберем их? Но он сказал: нет, - чтобы, выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы, оставьте расти вместе то и другое до жатвы» (Мтф.13,28-30).
Хорошо что рабы увидевшие зло, не действовали по-своему усмотрению, но доказали свою зависимость тем, что вопросили о воле своего Господина: «Хочешь ли...?» Может ли в подобной ситуации существовать нечто более важное? Они имели свои представления о том, как им покончить со злом. Однако это было ничем иным как человеческим, плотским решением и повлекло бы за собой еще большее бедствие. Они пожелали одну ошибку исправить путем другой дальнейшей. Фактически можно задать вопрос, чего следует больше бояться: первой ошибки или плотского ответа на нее? Случаи, когда применение неправильных средств приводит к большему, чем сама первоначальная ошибка, бедствию многочисленны.
Но Господь, всегда заботящийся о благе «пшеницы» дал на доброжелательные предложения рабов отрицательный ответ: «Нет, - чтобы, выбирая плевелы, вы не
выдергали вместе с ними пшеницы». Он хорошо знал, что может наделать слепое плотское усердие. Он слишком любил Свою пшеницу, чтобы подвергнуть ее опасности быть вырванной вместе с плевелами. Нет, это дело он хранит в своей руке; Он не доверяет его даже своим рабам.
Но полагать, что царство и церковь возможно очистить от зла внедрившегося туда означает не только добавить роковое заблуждение. Вырывание «плевелов» означает ничто иное, как полное удаление сынов лукавого из «поля», то есть, лишение их жизни. Из истории церкви мы знаем, что именно это и произошло. Уже Константин в начале четвертого столетия выступил против еретиков с мечем, и постоянно, в течение веков, были такие, которые рассматривались как еретики, и были наказываемы мирской властью.
Только, это является тем, чего наш Господь и Спаситель абсолютно не желает. Дети Божьи находятся под благодатью (Рим.5,2; 1Петр 5,12), и поэтому для осуществления суда Господь предопределил не их, но Своих ангелов. «Оставьте расти вместе то и другое до жатвы». Чтобы не был поврежден ни один колосок Его «пшеницы» - «позвольте расти и тому и другому вместе, позвольте Моему малому стаду развиваться свободно до тех пор, пока Я не совершу суд над сынами лукавого!»
Да, «щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив» (Пс.103,8). Иногда мы забываем это. Ради праведных медлит Он с судом над безбожниками. Не
являлось ли особенно дорогим примером Его совершенного терпения то, что, после того, как Он сам затворил за Ноем, Он еще раз подождал семь дней, прежде чем навел на
землю воды потопа (Быт.7,4.10.16)? И не твердо ли решил Он навести суд на Содом? Все-таки ангел, имеющий поручение совершить суд, сообщает колеблющемуся Лоту, что он ничего не сможет совершить, до тех пор, пока Лот не достигнет безопасного места (гл.19,22). Раав, блудница, была выведена соглядатаями из Иерихона, прежде чем
город был «сожжен огнем» (Иис.Нав.6,22). И однажды еврейскому остатку будет дано указание, бежать в горы, прежде чем Иерусалим будет предан разрушению (Мтф.24,16).
Все это волнует наше сердце. Сегодня Дух Святой живет в собрании, и Он является Тем, Кто сдерживает полное развитие зла и при этом суд над ним (2Фес2.7). Бог хочет, чтобы все люди спаслись (1Тим.2,4). Поэтому долготерпение Божье по отношению к миру мы должны почитать «спасением» (2Петр.3,15), и не истолковывать это превратно, как Его безразличие или бессилие. Сегодня Бог занят не судом. Он действует в благодати и взывает к людям мира, чтобы вывести их из тьмы в Его удивительный свет. По всем этим причинам зло и добро в Царстве Небесном должны находиться рядом вплоть до «жатвы». Рабы из-за невнимательности не смогли предотвратить проникновение зла. Теперь, когда оно проникло, они не
должны пытаться удалить его насильственно. Если первоначальный характер Царства испорчен - испорчен неисправимо, то теперь по Божьему умыслу это состояние
смешения должно оставаться до конца. Это представляет характер современного домостроения, касательно внешнего выражения Царства. «Царство Небесное» не «собрание»
Позднее станет ясно, какие роковые последствия повлекло бы за собой, приравняй мы «Царство Небесное» к «собранию Божьему» или спутай их. Если в Царстве Небесном действует принцип: «Оставьте расти вместе то и другое до жатвы», собранию повелевается: «Извергните развращенного из среды вас» (1Кор.5,13). Не существовало бы этого различия, тогда означало бы, что мы должны были бы принимать участие в трапезе Господней с непристойнейшими людьми и величайшими лжеучениями, только потому, что они называют себя христианами. Мы должны были бы собираться вместе с пьяницами, сектантами, прелюбодеями и с непосредственными «антихристами».
Естественно это не является учением Священного Писания. Когда речь идет о собрании и практическом общении, местное собрание - это показывает Господь Иисус
в Мтф. 18 - имеет авторитет связывать и развязывать, что означает следить за дисциплиной и порядком и осуществлять наказание (стих 18). Если кто-то впадает в явный грех, собрание не может находиться в общении с ним.
Даже если «только» хождение кого-то порочно, мы имеем указание: «Завещеваем вам братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно» (1Фес.3,6). Верующие должны удаляться также и от тех, кто вносит разделения и соблазны (Рим.16,17). И не приносящих учения Христова, не должно
принимать в дом и приветствовать (2Ин.10). Хотя собрание Божье в его внешнем проявлении - подобно Царству Небесному - пришло в упадок, принцип и заповедь Божья остается неизменной: «Отступит от неправды всякий, исповедующий имя Господа» (2Тим.2,19).Но это не имеет ничего общего с удалением таких людей из Царства Небесного. Подобное, как мы видели, означало бы их убийство.
Жатва
В заключение притчи Господь Иисус говорит о «жатве», к которой сводится все в притче и в Божьих путях: «И во время жатвы я скажу жнецам: соберите прежде плевелы и свяжите их в связки, чтобы сжечь их, а пшеницу уберите в житницу мою» (Мтф. 13,30).
Если последний стих притчи мы сравним с ее объяснением, начинающимся со стиха 39, нам бросается в глаза особенность: Объяснение в некоторых пунктах не
сходится непосредственно с притчей. Это говорит о следующем: Притча и объяснение описывают не одни и те же сцены последнего времени, в притче Господь отчасти говорит несколько иначе, чем в ее объяснении. Основание этому, вероятно, состоит в том, что Господь в Его объяснении выходит за рамки пророческой картины, потому что Он видит пред собою полное развитие всего. Я делаю это замечание несколько раньше для лучшего понимания. Думается знание этого окажет нам особую помощь для понимания представленных взаимосвязей.
Во время жатвы
Выражение «во время жатвы» является первым примером этого особенного способа речи Господа. В объяснении Он не использует это выражение, но говорит
только: «Жатва есть кончина века, а жнецы суть ангелы» (стих 39). Выражение «время жатвы» выглядит обозначением непосредственно предшествующего «жатве» времени без его, однако, отделения от самой «жатвы». Оно охватывает определенный период, в течение которого протекают различные процессы, как с «плевелами» так и с
«пшеницей». При этом время это определяет не состояние «плевелов», но состояние «пшеницы», ее зрелость. Насколько сильно «плевелы» накладывают отпечаток на всю
эпоху Небесного Царства, настолько малое влияние оказывают они на наступление времени жатвы. Это является делом «пшеницы». Бог позволяет Его «пшенице» созревать в этом мире, и когда она созреет, наступит время жатвы.
Первое, что должно случиться в этот период - это выбирание «плевелов» и связывание их в связки. Да, в притче не говорится, что «плевелы» во время жатвы сжигаются, но называется только намерение по отношению к связкам: «Чтобы сжечь их». Само сжигание в печи огненной является составной частью «жатвы», суда (ср. стихи
40-42). Выражением «связки» описывается очевидное приготовление «плевелов» для суда. «Пшеница» не требует никакой особой подготовки для того, чтобы быть убранной в «житницу». Подразумеваются ли под «связками» великие мировые объединения, или больше сильный рост антихристианских и ложных учений в последние дни, этот вопрос я позволю себе оставить открытым. Я склоняюсь больше к последнему.
Тогда во время жатвы, также и «пшеница» приносится в «житницу» Господа. Ни одного слова не говорится в объяснение. Да мы слышим там о том, что тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их (стих 43), однако мы ничего не находим о сборе «пшеницы» в небесную «житницу». Действительно то, о чем говорит Господь - это разные сцены или явления. «Собирание пшеницы в житницу» не то же самое, что «сияние в Царстве Отца их». Подобно этому и «собирание в связки, чтобы сжечь»,
не то же самое, что «собирание соблазнов и делающих беззаконие из Царства Его» и «ввержение их в печь огненную». Хотя вознесение святых (1Фес.4,15;1Кор.15,23.51.52) не является предметом нашей притчи: речь идет об истине, которая тогда еще не была явлена, она, однако, находит место в притче. Господь говорит таким образом, что также и она находит в ней место. С одной
стороны Он оставляет место для мысли, что «пшеница» будет убрана в Его «житницу», прежде чем будут сожжены «плевелы». Фактически сбор «пшеницы» в Божью «житницу» охватывает также и вознесение верующих, составляющих в этот период «пшеницу». Потому что первая часть притчи в точности описывает настоящее состояние дел: Пшеница и плевелы находятся в поле рядом друг с
другом. Однако с другой стороны слова Господа оставляют открытой также возможность того, что и после вознесения собрания на земле еще будут святые.
Кончина века
Таким образом, мы можем сказать, что вознесение верующих составляет первый акт или первую часть «жатвы». Однако жатва не совершается в один единственный
день. Когда Господь вознесет Свое собрание на небеса, эпоха Царства Небесного еще продолжится, однако завершение ее близко. А теперь одно соображение, которое
может быть полезным для понимания взаимосвязей.
Когда Господь говорил о позволении расти пшенице и плевелам вместе вплоть до жатвы, этим Он объединил дело в одно целое: Оно распространяется от Его
первого до второго Его пришествия. Многие поколения как добрых, так и злых последовали друг за другом, одно поколение сменяло другое. Но когда мы подходим к кончине века, положение меняется. Тогда мы не должны помышлять о прежних, приходивших и ушедших поколениях, но о совершенно определенном поколении, поколении, которое будет жить в то время и которым Господь в то
время будет занят. Собрание убрано с «поля» в небесную житницу, а «связки» оставлены на нем. Однако там будут другие святые, которых Господь соберет в Свою земную
житницу - верующие еврейского остатка и святые из народов. О них говорит Иоанн креститель в Матф.3: «Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым» (стих 12). То, что здесь обозначается как «солома», в нашей притче названо «плевелами». Когда собрание будет вознесено, «связки» останутся еще на поле. Господь, когда наступит Его время, будет судить их. Тогда, однако, имеющаяся на поле «пшеница» и будет убрана Им в земную житницу Его тысячелетнего Царства мира. Это будет подлинной «жатвой». Так же, как (Христос и собрание) (Лев.23,10), в полной мере, однако, разворачиваясь позднее, так будет и в Его пришествие, с воскресением все тех, которые Христовы (1Кор.15,23), начнется «жатва» кончины века. Подлинная «жатва» однако, как говорит наша притча, будет лишь тогда, когда эпоха, представленная нам притчей, завершится.
Возвещение праведными евреями Евангелия царства в последнюю неделю Даниила принесет богатые плоды. Бесчисленное множество народа изойдет из великой
скорби; они омоют свои одежды в крови Агнца (Откр.7,9-17). В определенном смысле они все будут уже убраны в земную житницу, прежде чем «плевелы» будут брошены в
огненную печь. Этот суд над делающими беззаконие Господь описывает так:
«Пошлет Сын Человеческий ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие, и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и
скрежет зубов» (Мтф.13,41.42).
Господь Иисус, как Сын Человеческий, повелит ангелам осуществить суд, которого невозможно избежать. В то время ангелы вновь сыграют важную роль. Во времена Ветхого Завета они определенным образом занимали авторитетное (важное) положение (Гал.3,19). В настоящее время они являются служебными духами, посылаемыми на служение для тех, которые имеют наследовать спасение
(Евр.1,14). Однако в тот день они, как ангелы Его силы, исполнят суд Божий над всем злом и над всеми злыми.
Так же, как плевелы собирают и связывают в связки с целью их окончательного устранения, так и беззаконники при кончине века в их объединенных усилиях против
Христа и принадлежащих Ему найдут окончательный Господний суд. Их устрашающим концом будет печь огненная, «там будет скрежет зубов». Но еще раз вкратце обратимся к праздникам Иеговы (Яхве) в Лев. 23. Первые четыре праздника пророчески говорят об истинах и явлениях относящихся к христианскому домостроению. Три последних праздника, которые от первых четырех отделены значительным периодом времени, символически представляют восстановление Израиля в последние дни. Не примечательно ли то, что между этими обоими разделами находится отдельный стих, который звучит как дополнение к первому разделу и
как замечание к следующему? «Когда будете жать жатву на земле вашей, не дожинай до края поля твоего, когда жнешь, и оставшегося от жатвы твоей не подбирай; бедному и пришельцу оставь это» (стих 22).
Когда после праздника седьмиц и перед праздником труб говорится о том, что не должно дожинать до края поля, то это является дальнейшим указанием на то, что
также и после вознесения собрания на «поле» кроме «плевелов» еще будет и «пшеница», святые. Указание «бедному и пришельцу» делает ясным то, о каких святых
идет речь - о святых из евреев («бедные») и святых из народов («пришельцы»). Мы вновь находим их, как уже замечено, в книге Откровения во время, когда «двадцать четыре старца» давно находятся на небесах. Господь сохранит этих святых - «бедных» и «пришельцев» - для Своего земного Царства.
Объяснение Господом притчи и при этом описание кончины века достигает пика в словах:
«Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их. Кто имеет уши слышать да слышит!» (Мтф.13,43). Здесь нам встречается особое выражение: «Царство Отца их». Оно описывает, если мы можем так сказать, небесную часть Царства, в то время как «Царство Сына Человеческого» образует земную часть.
«Праведники» явно являются теми «сынами Царства», которые перед установлением земного Царства собраны в небесную «житницу». Сюда входят не только все верующие от Адама до вознесения, но также и мученики из евреев, которые в последнюю неделю Даниила претерпели мученическую смерть за свое свидетельство (Откр.20,4). Речь идет о всех тех, кто примет участие в первом воскресении. Они все увидят Царство с небесной стороны и пребудут с Господом Иисусом в небесной радости. Поэтому сказано: «Воссияют, как солнце, в Царстве Отца их». Это напоминает нам
Дан.12,3: «И разумные будут сиять, как светила на тверди... вовеки, навсегда» (стих 3).
Как непостижимо велико то, что сообщает нам здесь Господь! И какой видится здесь окончательный триумф Бога надо всем злом! Его пути с человеком, с принадлежащими Ему, могли показаться темными, и были ложно понимаемы. В течение многих лет выглядело так, как будто сатана и его «сыны» одерживают верх, как будто все зло и низость на земле остаются безнаказанными. Однако тогда на все будет дан справедливый ответ. Триумф Господа Иисуса Христа над всякою властью и господством станет очевидным. Справедливость, как и любовь Божья, найдет свое полное удовлетворение. И праведники, долгое время страдавшие от довлеющего влияния «плевелов» и казавшиеся совершенно закатившимися - засияют они в Царстве Отца своего!
Какой исход дел! И какое неизмеримое право, иметь Отцом Бога, а не дьявола!
Обобщение
Эта знаменательная притча показывает нам внешнее развитие Царства Небесного от его начала вплоть до его конца. Уже в самом начале этой эпохи сатана начал
свое разрушительное дело через подражание добру.
С тех пор это Царство – в настоящее время: Христианский мир - характеризует смешивание добра и зла - состояние, которое сохранится до конца.
Хотя «пшеница» выглядит исчезающей, взор «сеятеля» всегда обращен на нее. Он заботится о том, чтобы она могла без повреждений созреть. Поэтому Он запрещает Его ученикам, насильно удалять зло из Своего Царства: Вместе со злом они могут вырвать и добро. Принципы Царства Небесного отличаются от принципов собрания
Божьего. Когда приблизится время жатвы, сыны лукавого сформируются в своей вражде против Господа и принадлежащих Ему. Но это не сможет предотвратить того, что именно тогда «пшеница» - все искупленные участвующие в первом воскресении - будет убрана в небесную житницу. Это будет началом «жатвы», началом кончины века. Также и после времени собрания, на земле будут святые. Придя из евреев и народов, они должны будут пройти через тяжелые испытания и скорби, однако будут сохранены
для тысячелетнего Царства - земной житницы Господа. И в то время как беззаконники посредством суда будут удалены из земного Царства Сына Человеческого,
святые засияют как солнце в Царстве Отца своего, в небесной части Царства.
Так окажется, что совет Божий и дело «сеятеля» не являлось неверным решением, но исходило от Его любви и мудрости. Слава за это Богу и Его Сыну!
Прочитано 3788 раз. Голосов 3. Средняя оценка: 3.33
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности