«…и общительности, ибо таковы жертвы благоугодны Богу» - /Евр.13.16/
Английское слово sacrifice (жертва, жертвоприношение) происходит от лат. sacer — святой, священный — и facere — делать.
Жертва является демонстрацией веры человека, и именно через эту жертву, идёт общение между верующими и их Богом. Начиная с того момента, как человек жертвует Богу, он воссоединяется с Самим Богом. Жертва — это чрезвычайные усилия для достижения большего блага, иногда полный отказ от собственной воли и интересов.
«Мой дорогой сэр, - говорит Холмс, - я не делаю никакого открытия. Именно это тема указана в Библии, и из этого вытекает следующее:…» - /А.Конан-Дойл/.
Прежде всего, хотелось бы подчеркнуть, что жертва — это онтология. (от греч. on, род. п. ontos — сущее и logos — слово, учение), раздел учение о бытии познании, в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности.
Она не просто результат чего-либо, но главное выражение или первичное откровение жизни как таковой; она есть духовное содержание жизни. Там, где нет жертвы, нет и жизни. Жертва укоренена в узнавании жизни как любви: отдаче не потому, что я хочу для себя большего, или ради удовлетворения объективной справедливости, но потому, что это единственный путь достичь той полноты, какая только для меня возможна.
Источник жертвы — не столько страх, сколько потребность в подлинном общении, общении как даянии и совместном пользовании.
В жертве присутствует величайшая смысловая глубина, и разрушенный в наши дни синтез всех ее аспектов требует восстановления. Доля истины присутствует, наверное, почти в любой теории — надо лишь собрать их вместе и начать с жертвы как с самого содержания богосозданной жизни, ибо Сам Бог — всегда жертвенный, неизменно дающий и неизменно причастный Своему творению; единственное, что ищет Он ответ и что составляет Его «пищу», есть любовь.
Что приходит вам на ум, когда вы слышите слово «общение»? Вкладывать в понятие «общение» неправильный смысл опасно, потому что так мы можем обмануть себя. Мы заблуждаемся, считая, что пребываем в общении, тогда как наша душа чахнет от его недостатка. Когда человек не может определить разницу между леденцами и полноценной пищей, мы считаем, что он нездоров. Так же следует относиться и к Христианам, которые не видят разницы между христианскими мероприятиями и настоящим общением. Общение — одно из ключевых слов Нового Завета, которое обозначает то, что важно для духовного здоровья Христианина и что лежит в основании истинной жизни церкви. Поэтому очень важно иметь ясное представление о том, чем на самом деле является Христианское общение?!
Общение бывает очень разнообразным, различаясь по средствам, отличаясь по ситуации общения и тому, кто общается.
Благодаря дару человеческой речи, мы можем иметь общение друг с другом. Однако если мы не научимся строить взаимоотношения с окружающими нас людьми, то в результате окажемся одинокими. Верующему человеку дана огромная привилегия иметь общение во Христе, «а наше общение – с Отцем и Сыном Его Иисусом Христом» - 1Ин.1.3/. Такое общение апостол Павел называет жертвой общительности. /Евр.13.16/. Но почему жертва? Ведь жертва — это нечто трудное, а если смотреть со стороны, то, кажется, что общаться легко: говорить об общих интересах. Но общение в мирском смысле и общительность с Божьей точки зрения абсолютно противоположны. Когда Писание учит нас общительности, это действительно должна быть жертва. В общении человек склонен говорить о себе или о том, что его интересует. Обычно всё вращается вокруг своего «я». Часто мы и не спросим собеседника, что и как у него, а когда он говорит, иногда не слушаем, перебиваем, чтобы вставить свое. Надо еще увидеть это, а, увидев, начать исправлять, чтобы собеседника поставить впереди себя. Ох, как это трудно для плотского человека! И тут нужно усилие, потому что общительность — принадлежность Царства Небесного: я учусь слушать, вникать, возбуждаю в своем сердце сострадание, пытаюсь отодвинуть свое. Это труд, это борьба, такое так просто не дается. Но Господь хочет, чтобы заповедь почитать другого выше себя, исполнялась нами.
Общение играет большую роль в жизни и деятельности людей. В разных формах общения люди обмениваются результатами деятельности, накопленной опытом. Осуществляется взаимный обмен знаниями, суждениями, идеями, представлениями, интересами, чувствами. Согласовываются стремления, потребности и цели людей, складываются психологическая общность, достигается взаимопонимание. В процессе общения формируется общая программа и общее поле совместной деятельности. Благодаря общению расширяется кругозор человека, преодолевается ограниченность индивидуального опыта. Общению принадлежит важное место и в развитии человека.
Важное требование к Христианину — необходимость пребывать в общении. А что такое общение, каким оно должно быть? Для одних общение — это многочасовое «перемывание косточек» и неоднократное повторение общепринятых мыслей. Для других общение — это танцы, кино, компания. А что такое общение для нас, верующих? Можно ли назвать общением ситуацию, когда один говорит, а все остальные молча слушают? Общение — это активный двухсторонний процесс. Даже проповедь, стих или пение можно слушать активно: сопереживать, размышлять о сказанном, делать выводы. И не удивительно, что после хорошей проповеди или песни часто хочется встать и сказать о том, что всколыхнуло живым Словом твою душу. А общее песнопение или общая молитва, объединяющее множество сердец в одном возвышенном порыве, — это же истинное общение родственных душ. И здесь неважно, сколько по времени оно длится, важна его конечная цель: как оно воздействовало на людей, открыло ли им истину? Наше общение раз в месяц сопровождается Хлебопреломлением, которое является напоминанием нам о смерти Господа Иисуса Христа. Эта видимая заповедь еще больше сближает верующих, давая им почувствовать себя братьями и сестрами, детьми одного Отца. Это придает общению ощущение близости, родства и сопричастности к великой радости и свету.
Большинство людей хотят и любят общаться, они просто нуждаются в этом. И потому истинный Христианин должен быть готов к взаимному общению.
«Я думаю, говорит, П. К. Родославов, г. Одесса, - что все люди нуждаются в общении. Один проповедник говорил, что есть люди, которым достаточно слушать, а есть люди, которые хотят пообщаться. Но я, друзья, хотел бы, чтобы мы с вами были готовы к взаимному общению».
Общение – это, прежде всего, взаимообогащение духовными познаниями и переживаниями. Мария и Елисавета обладали ими сполна и охотно делились друг с другом. «И вошла в дом Захарии и приветствовала Елисавету» - /Лук.1.40/. Нужно заметить вошла «в дом». Это нужно учесть христианам, что, входя «в дом» нужно приветствовать. Даже столь заурядная вещь, как приветствие, в духовном общении играет важную роль. Христос учил: «А, входя в дом, приветствуйте его, говоря: мир дому сему; и если дом будет достоин, то мир ваш придет на него; если же не будет достоин, то мир ваш к вам возвратится» /Матф.10.12,13/. Возникает вопрос: «А разве христиане, в наше время, входя в дом, говорят: «мир дому сему»? Такое и не услышишь в наше время. Забыли слова к общению. И ответное слово: «ты хорошо сделал, что пришёл» - /Деян.10.33/.
Люди, присутствовавшие на служении и пожав, друг другу руки, отправляются с чувством исполненного долга домой. Если же и есть в иных церквях нечто похожее на общение, то их главная цель — развлечение. Дабы не скучно было, практикуются дешевые психологические приемы, применяемые на мирских вечеринках: розыгрыши, пляски, посиделки. На праздновании Рождества некоторые евангельские деятели прихлопывали и приплясывали под мирскую «Хавунагилу». Молодое поколение превзойдет их в обмирщении.
В древней церкви общения были Божьим назиданием в вере и завершались искренними горячими благодарственными и ходатайственными молитвами. Куда отошла эта слава христианского общения от церкви XXI века? Где она обретается теперь?
Вопрос это сложный и многогранный... Хотя, на первый взгляд, куда уж проще: христианское общение - это общение между христианами... (простите за тавтологию) греческое — tautologeo; «всегда истинное выражение». В идеале, на мой взгляд, это - общение между всеми, поклоняющимися Богу, признающими (и принимающими) искупительную жертву Христа, независимо от деноминационной и конфессиональной принадлежности. Если рассматривать богословский аспект, то христианское общение - это общение, взаимодействие и сотрудничество всех, признающих Библию, которая отражает все основные аспекты христианского вероучения. Ну, а на практике - это то, о чем говорил Иисус: «Как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» - /Иоан.13.34-35/.
«Невозможно себе представить развитие человека, само существование индивида как личности, его связь с обществом вне общения с другими людьми. К.Маркс и Ф.Энгельс отмечали в связи с этим: «...действительное духовное богатство индивида всецело зависит от богатства его действительных отношений...».
Общение включает в себя все многообразие духовных и материальных форм жизнедеятельности человека и является его насущной потребностью. Ни для кого не секрет, пишет польский психолог Е. Мелибруда, что «межличностные отношения имеют для нас значение не меньшее, чем воздух, которым мы дышим». Непреодолимая притягательность общения для человека хорошо выражена в известном высказывании французского писателя А. де Сент-Экзюпери: «Единственная настоящая роскошь - это роскошь человеческого общения». Но часто ли мы задумываемся о необходимости анализировать процессы нашего общения?
При первом же упоминании в Новом Завете о только что созданной церкви говорится об общении в этой церкви. «И они постоянно пребывали в учении Апостолов, в общении...» - /Деян. 2.42/. В сплетнях, походах и путешествиях? Нет, здесь, как видно из контекста, говорится о чем-то совершенно другом. Приведем этот отрывок более полно из одного нового английского перевода (NEB), который помогает лучше понять значение слова «общение». «Они постоянно встречались, чтобы слушать учение апостолов, делиться общими переживаниями, преломлять хлеб, молиться. Чувство благоговения было у всех... И все, кого вера свела вместе, имели все общее... Единодушно ежедневно они посещали храм, преломляли хлеб по домам, с неподдельной радостью проводили совместные трапезы, прославляя Бога» - /Деян. 2.42-47/.
Так общение представлено в Новом Завете, и разница между ним и теми мероприятиями, которые мы сегодня называем «общением», просто огромна. К сожалению, суть слова «общение» утеряна. Так называемое «общение» очень мало похоже на истинное общение, которое описано в Новом Завете и которое почти неизвестно современным церквам. Даже те церкви, которые сохранили ортодоксальное богословие в вопросе общения, часто намного слабее, чем их предшественники прошлого или позапрошлого века.
Сегодня нам крайне необходимо вновь открыть для себя истинное значение понятия «общения». В теле, в котором кровь плохо циркулирует, мало жизни, а общение это и есть кровообращение в теле Христа. Церковь обретает силу через общение и теряет ее без него. Поэтому мы должны приложить максимум усилий, чтобы постичь истинное значение общения. Чем же, по сути, является христианское общение?
Греческое слово, переведенное как «общение», несет в себе значение совместного владения. Участие, в общем, может принимать две разные формы: вы можете либо дать другому человеку часть того, чем владеете сами, либо взять у другого человека часть того, чем владеет он, или принять участие в его делах. В христианском общении, как мы увидим, обе формы имеют место.
Христианское общение имеет два измерения — вертикальное и горизонтальное. Вертикальное измерение общения описал Иоанн: «...наше общение — с Отцем и Сыном Его, Иисусом Христом» /1Ин. 1.3/. Именно общение делает человека Христианином. Иоанн дает точное определение того, кто есть Христианин. Человек, который не находится в общении с Отцом и Сыном, каким бы благочестивым и набожным он ни был, не является христианином. Горизонтальное измерение общения — это постоянное участие в жизни друг друга, привычка давать другим и получить от них.
Отсюда следует, что общение с Богом — это источник, из которого проистекает общение между христианами, и в то же время — конечная цель, средством достижения которой служит общение христиан. Поэтому не стоит думать, что общение с другими христианами — духовная роскошь, необязательное дополнение к личной духовной жизни. Напротив, такое общение — духовная необходимость, потому что Бог устроил нас так, что общение с Ним должно сочетаться с общением с братьями-христианами. Такое сочетание — непременное условие для обогащения и углубления христианского общения.
Автор Послания к Евреям советовал христианам, вера которых ослабела, больше общаться: «Будем внимательны друг ко другу... Не будем оставлять собрания своего, как есть у некоторых обычай; но будем увещевать друг друга» - /Евр. 10.24-25/. Для автора этого послания было очень важно сказать об этом, потому что церковь неизменно будет процветать, а христиане будут духовно сильными там, где есть общение. Это касается не только земной церкви: небеса, где церковь достигнет своего совершенства, будут местом наиболее свободного и радостного общения. И в этой жизни, и в последующей общение искупленных будет вести к предназначенной Богом цели — углублению общения каждого верующего со своим Искупителем. Итак, общение между христианами — это не самоцель. Оно существует ради общения с Богом.
«Чтобы верующие могли достичь того блаженства вместе с ними: «О том, что мы видели и слышали, возвещаем вам, чтобы и вы имели общение с нами; а наше общение - с Отцем и Сыном Его Иисусом Христом» - /1Ин.1.3/. Апостол имеет в виду не личное общение и не объединение в одном и том же христианском служении, но такое общение, которое возможно и при наличии разделяющего расстояния». «С которыми мы разделяли искренние беседы и ходили вместе в дом Божий» - /Пс.54.15/, проводили много времени вместе в разговорах о Боге, христианстве, получая взаимное удовольствие, или как трактует д-р Хаммонд: «мы собирались вместе для общения, в христианских постановлениях-заповедях подавая правую руку дружбы, и затем мы ходили вместе в дом Божий».
«Чего апостол Павел ожидал от них, от пребывания у них: насладиться общением с ними. Общение со святыми доставляет большое наслаждение и поэтому безмерно желанно. Павел был человеком больших достижений в благодати и познаниях, на голову выше всех остальных христиан. Однако как радовала его одна только мысль о добром общении, ибо как железо острит железо, так человек изощряет взгляд друга своего, чтобы не только увидеть их мимоходом, но насладиться общением с ними, «Евангелию Христову и за искреннее общение с ними и со всеми» - /2Кор.9.13/. Понимать – уметь жертвовать в общительности – это способность достигать благотворение, что благоугодно Богу.
«Не забывайте также благотворения и общительности, ибо таковы жертвы благоугодны Богу» - /Евр.13.16/.
Источник: Библия. Мэтью Генри – 1662-1714 – толкователь на Библию. Джеймс И. Пакер, «Слова Бога».
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности