«Красота есть наслаждение, рассматриваемое как качество вещи» - /Джон Сантаяна/.
«Природа строит все по законам красоты.
Красота – Наш луч понимания Красота может быть щитом человечества-
К Богу - путем красоты.
«Великое преимущество врача заключается в том, что он не обязан следовать собственным советам»- /Агаты Кристи мастер детективов /.
«Одного просил я у Господа, - говорит Давид, - того только ищу, созерцать красоту Господню» - /Пс.26.4/. «Гармония все Его (Бога) атрибутов является красотой Его природы. Глазом веры и святой любви мы имеем, удовольствие созерцать эту красоту, больше и больше заглядывать в то, что любезно и восхитительно». Ап. Павел пишет: «…чрез рассматривания творений видимы» - /Рим.1.20/. «Разнообразие, множество, порядок, красота и гармония творений и соединение их в одно прекрасное целое – всё это представляет вполне достаточное доказательство существование Творца – Бога» - /Мэтью Генри/.
«Много говорят о красоте, но мало понимают значение гармонии…. Каждое приношение красоте будет уже жертвой равновесию» - /Живая Этика/
О красоте написано очень много, ею восхищались во все времена. Что же такое красота? И как почувствовать красоту? Это летучее, хрупкое, неясное, но понятное каждому состояние души. Или, может быть, это не состояние души, а состояние окружающего мира? Что такое красота человека? Казалось бы, все очень просто. Но, тем не менее, понятие о красоте, о красоте человека в частности, одно из наиболее трудных для определение и точной формулировки не имеет. Так как для любого из нас под красотой понимается что-то свое, особенное, подчас не понятное другим. Попробуем разобраться в этом, опираясь на опыт великой русской литературы.
«Красота! Будем искать, и усматривать её во всем: в лепестках и аромате розы, в восходах и заходах Солнца, в сиянии Дальних Миров, в человеческих взаимоотношениях, в гармонии и светоносности своей ауры. Термин «аура» происходит от греческого слова «авра» - излучаемые, содержат информацию о личности, образе ее жизни, мыслях и чувствах. Словом везде и всегда будем пытаться увидеть ее и служить ей, воплощая в делах своих, чувствах и мыслях» - /Грани Агни Йоги/.
Известно, что истинная красота заключена не только во внешних формах, но и во внутреннем мире человека и его качествах духа. То, что нравственно и духовно, то всегда, безусловно, поистине прекрасно.
В античной Греции прекрасное (kalos) также имело широкий оценочный характер. Уже Гомер называет «прекрасным» и физическую (с эротическим оттенком) красоту людей, и совершенство предметов, и полезные для людей вещи, и нравственную красоту поступков своих героев.
Платон понимал калокагатию как соразмерность души и тела. Одно из его определений гласит: «Калокагатия есть способность избирать наилучшее». Согласно Аристотелю, быть калокагатийным означает быть и прекрасным во всех отношениях, и добродетельным. Калокагатия, согласно древним грекам, – это достояние благородного происхождения и прекрасного воспитания и образования.
«Ничто не может быть прекрасным без присутствия Красоты» – /Джордано Бруно/.
«Для нас красота – звук пустой, непонятный и стыдный, что-то неподобающее?» Не приходилось ли слышать такие слова в современном обществе, для которых красота, что-то далёкое, прошлое. «Не нужна красота там, где живёт великое уныние нашего времени – всевластная пошлость, где пошлость и видят и чувствуют, где на всё необычное опускаются тысячи рук» - /Н.Рерих/. Не видится ли такое состояние, в церквях, где должны показывать красоту: внешнюю и внутреннюю, а стоит взглянуть обзором глаз и можно увидеть то, что не хотелось бы видеть там – где как говорят, присутствует Бог? Бог – это красота радости, любви. А кто может сказать, что такое присутствует в церквях? Уныние, мрачность, недовольство в церквях (баптистов, харизматиков, адвентистов и т.д.). Разве там нужна красота Божья? В унынье нет красоты, и они не хотят её. А очень жаль! Без красоты не увидеть Бога.
Надо творческим трудом всю жизнь преобразить в красоту, поднять в сияние красоты самые обыденные предметы обихода, чтобы даже уродливое стало прекрасным. Не несчастны - ли мы без пищи и питья? Так же должны мы страдать, не имея красоты в себе и в своей жизни. И чем больше мы будем думать о красоте, и творить ее, тем больше возрастет красота вокруг нас, наши мечты о красоте и круг наших действий расширится, они заставят воспламенить и других, которые вместе с нами возжаждут увидеть прекрасной и свою землю, и человечество, и всю нашу планету. Так «чудо луча красоты в украшении жизни поднимет человечество». Ведь все должно стать прекрасным: не только люди и все окружающие, но и города, и деревни, и вся природа должны очиститься и преобразиться в огнях прекрасного. Ибо во всем и везде нужно созидать новое царство грядущего, то Царство Божие на земле, мощной основной которого будет - Красота.
«Если мы говорим, что человека может спасти лишь космическая красота, спрашивается, как приблизить людей к такому широкому познанию красоты, чтобы пробудить в них стремление к прекрасному? К такому осознанию надо подготовлять человека постепенно, сеять в его душе прекрасное, пока она сама не вспыхнет в красоте… Человечеству нужна культура красоты…» – писал Р. Рудзитис.
«Тяготение к прекрасному исходит из самой жизни, стремящейся к эволюционному развитию в более совершенные формы (к более прекрасным и совершенным сочетаниям)» - /С.Н. Рерих/.
«Но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом» - /1Петр.3.4/. «Красота внутреннего человека - вот главное украшение христианина, и, особенно, сдержанный, кроткий и молчаливый нрав делает прекрасным и мужчину и женщину» -/Мэтью Генри/. Нетленная красота, красота, которая не подвержена разложению. А если она разлагается в церквях баптистов, то это уже не красота. А что это?
У многих верующих христиан порой возникает такой вопрос как связаны ли вместе красота, эстетика с христианской верой и в чем именно эта связь прослеживается. Стоит заметить что искусство, эстетика, сама красота в ее истинном понимании как нельзя глубоко связана с Христианством. Более того, они настолько тесно переплетены что, по сути, являются тождественными. Ведь все что мы видим вокруг себя, создано Богом, а значит, Всевышний являет своей сущностью как бы эталон красоты и верх совершенства.
Мы можем видеть много красоты в природе – в Божьем творении. Это говорит нам о том, что Бог любит красоту. Он является Создателем красоты в нашем мире. И в нас Он тоже заложил любовь к красоте. Вследствие этого подсознательно многие люди стремятся к красоте, в нашем обществе красивые люди в определенных случаях пользуются особым успехом, и красота человека может притягивать к нему особое внимание и расположение других людей. По этой причине некоторые считают, что успех и красота взаимосвязаны между собой.
И когда мы созидаем что-либо прекрасное – в своей душе, в своих поступках или делаем что-либо красивое своими руками, через это мы становимся частично похожими на нашего Творца. Поэтому человек может быть успешным, когда он творит что-либо красивое. Таким образом, красота в Библии представляется как часть Божественного естества и результат созидательной Божьей работы.
Прекрасное в искусстве — его художественная ценность — обусловлено правдивым отражением жизни (красота истины), выражением гуманистических идеалов, а также мастерством, создающим форму, гармонически соответствующую содержанию. Прекрасное - центральная категория эстетики, охватывающая явления, обладающие высокой эстетической ценностью, положительной общечеловеческой значимостью и находящиеся в сфере свободы.
В своём эстетическом восприятии понятие «красота» близко к понятию «прекрасного», с той разницей, что последнее является высшей (абсолютной) степенью красоты. Помимо физической красоты в человеческой культуре сформировалось представление о нравственной, духовной красоте. Эта категория применима к людям независимо от их возраста и пола и определяет отношение к мудрости, честности, уравновешенности, порядочности человека.
«Лучшие сердца уже знают, что красота и мудрость не роскошь, не привилегия, но радость, суждённая всему миру на всех путях достижения. Лучшие люди уже понимают, что не твердить только они должны о путях красоты и мудрости, но действенно вносить их в свою и общественную жизнь» - /Н.Рерих/.
«Бросьте всё, уезжайте в природу» - говорят человеку, потерявшему равновесие, физическое или нравственное. Но от одного его телесного присутствия в природе толк получится ещё очень малый, и хороший результат будет лишь, если ему удастся слиться с природой духовно, впитать духовно красоты её, только тогда природа даст просителю силы и здоровую, спокойную энергию» - /Н.Рерих/.
На взгляд разных авторов, красота — это гармония. Гармония во всем: во внешности, в душе, в природе, в слове. Красота присутствует везде, но не все ее видят, не все обращают на нее внимание. Давайте присматриваться к себе и к окружающим, и тогда мы увидим нечто прекрасное и в нашей однотонной жизни, ведь «Красота спасет мир»! – это знакомое всем утверждение, На самом деле есть только размышление великого писателя Достоевского Ф. М. о красоте. Общие размышления раннего Федора Михайловича: «Красота присуща, всему здоровому… Она есть гармония, в ней залог успокоения; она воплощает человеку и человечеству идеалы.
«Есть основание предполагать, - пишет И. Кант, - что у того, кого непосредственно интересует красота природы, имеются, по крайней мере, задатки морального образа мысли». «Что у меня есть самое любимое? … Красота». «Сказавший «красота» - спасён будет», - не раз повторит Рерих. Он обратится с призывом по радио: «Не опасайтесь твердить о Красоте. Необходима поливка Сада Прекрасного. Засуха погубит всё живое».
Если в народе сохраняется идеал красоты и потребность её, значит, есть и потребность здоровья, нормы... тем самым гарантировано и высшее развитие этого народа». «Красота присуща всему здоровому... Она есть гармония, в ней залог успокоения; она воплощает человеку и человечеству идеалы. Если в народе сохраняется идеал красоты и потребность её, значит, есть и потребность здоровья, нормы... тем самым гарантировано и высшее развитие этого народа» - /Ф.М. Достоевский/.
Когда человек духовно вырастает, он способен не только принять красоту как величайшую ценность и смысл жизни, но и сохранить её для окружающих, указать другим путь истинной красоты. Такая красота спасительна.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Публицистика : Был первый день войны... - Алексей Мочалов Воспоминания Ивана Михаловича Ланцева в годовщину великой Победы: "Было время, думал, что не доживу и до 30-40 лет, потому что желудок сильно болел. Ведь голода я хватанул..."