В старину говорили: «Кто хотел раздробления чего-либо, думает только о себе».
В секулярном от лат. Saeculum (светском) смысле, социологии процесс освобождения всех сфер общественной и личной жизни из-под контроля религии. Раскол — всякое разделение внутри целостных сообществ без указания на правоту (неправоту) частей этих сообществ (церквей и т. п.).
«Раскол – расчленить, разделить на части от ударов чем-то острым, колющим – топором. Расчлениться, распасться на части вследствие разногласий - нарушить единство, внеся разногласия, разлад в какую-нибудь среду, группировку»-/Словарь С.Ожегова/.
«Раскол и раскольники представляют одно из любопытнейших явлений в исторической жизни русского народа. Но это явление, хотя и существует более двух столетий, остаётся доселе надлежащим образом неисследованным. Ни администрация, ни общество обстоятельно не знают, что такое раскол. Этого мало: девять десятых самих раскольников вполне не сознают, что такое раскол. Оттого-то вопрос о расколе представляется до сих пор столь неясным, столь запутанным, что надлежащего разъяснения его путём анализа потребно ещё много материалов, много времени и много специалистов. Это совершенно нетронутая почва.
Очень метко определяет раскол Свт. Ириней Лионский: «Христос рассудит тех, которые производят расколы, - не имеющих любви к Богу и заботящихся больше о собственной выгоде, чем о единстве Церкви, по маловажным и случайным причинам рассекающих и разрывающих великое и славное тело Христово и, сколько от них зависит, разрушающих его, говорящих о мире и производящих брань».
Раскол - это реальная опасность не только целостности Церкви, но в первую очередь духовному здоровью раскольников. Такие люди добровольно лишают себя спасительной благодати, сеют разделение внутри единства христиан. Раскол, не может быть оправдан ни с какой точки зрения: ни политические, ни национальные, ни какие иные причины не могут быть рассмотрены как достаточное основание для раскола. К расколу и его вождям не может быть ни сочувствия, ни понимания - с церковным разделением необходимо бороться, устранять, - чтобы не случилось чего хуже.
«Церковная история знает множество расколов. Наиболее болезненным и значительным в церковной истории оказался раскол 1054 года, когда Римская Католическая церковь откололась от единой Православной Церкви. В отечественной истории расколом называют разделение в 1653-1667 годах прежде единой Русской Церкви на две части старообрядцев (истинных православных христиан) и новообрядцев (никониан). Этот раскол произошёл при попытке внести в Русскую Церковь новые, прежде неизвестные русским людям обычаи. Церковный раскол означал и раскол всего русского народа, вплоть до церковного раскола Русь была духовно единой. Все чувствовали себя звеньями единой национального целого. Церковный раскол вызвал глубокую веками не заживающую рану, которая и сегодня даёт себя знать. Многие говорят, что раскол произошёл из-за частных разногласий. Тяжёлые последствия раскола русской церкви в XVII столетия обязывают нас разобраться в его причинах.
Всё это льстило самолюбию молодого царя для Никона и его «собиного друга. Перспектива была очень заманчивою, но для её достижения сначала нужно устранить разницу между руководством. Это было роковое решение, разом отсекшее последователей одного направления и в неизвестное - другое» - /иерея А.Панкратов/
Не надо забывать, что раскол, собственно так называемый, т.е. баптизм СЦ есть порождение грубости и невежества и что он должен со временем уничтожиться, когда просвещённый проникнет в низшие слои народа. Перед светом общечеловеческого образования не устоять расколу, если не будут воздвигаться на него новые преследования и новые гонения.
Знали, что раскол разнообразен, но разнообразие его полагали только в различии внешних обрядов богопочтения. До тех пор раскол узнавали, так сказать ощупью, имея притом завязанные глаза. Впрочем, и в настоящее время эта повязка ещё не совсем снята с глаз и администраторов и научных исследователей.
«Никак нельзя судить о степени вреда той или иной другой секты по отдельным, частным случаям проявления фанатизма, для этого необходимо добросовестное исследование духа и сущности каждой секты. Ведь если раскол – болезнь народная, как думают некоторые, то уж и к нему надо было бы отнести известную медицинскую истину, что злые припадки обнаруживаются при самых безопасных болезнях. А сколько бывало и у нас и у них, на основании которых не ведающие сущности дела созидали небывалые, никогда не существовавшие секты! Раскол имел своё движение, своё развитие, что, однако не мешало ему быть неподвижным относительно обряда и воззрения на гражданское устройство общества».
«Закон Российской Империи гласит: «Как ничто не может иметь большого влияния над простым народом, как презрение или посмеяние над заблуждениями, в кои совращать его ищут, и что именно средство сие употребляют как раскольники разных сект».
А вот что пишут баптисты в своих «Посланиях»: То есть «творить прежние дела» - всё было предусмотрено и представлено в этом документе самым тщательным образом.
Ведь для того чтобы осмыслить Божьи требования к Своему народу, выстроить их в закономерный ряд, наметить в свете евангельских заповедей конкретные шаги и при этом учесть законы страны, дабы не затронуть интересы кесаря - нужен был не день или два и даже не месяцы. Напряженный сокровенный труд занял года! Этим и можно объяснить тот факт, почеши в этом основном документе, с которого началось пробуждение братства - было определено суть движения. Мысли, изложенные, в Посланиях, были выношены, выстраданы, вымолены перед Богом в течение долгих лет! Всё что Бог указал Своим Духом Святым, - запечатлелось сначала глубоко в сердце, потом нашло отражение на бумаге, а затем неукоснительно соблюдалось и тщательно охранялось на протяжении многолетнего странствия нашего братства по пустыне мира» - «Братский листок ЕХБ».
Раскольники, проливая крокодиловы слезы по поводу «нарушения» канонов Церкви, на самом деле давным-давно бросили себе под ноги и попрали все каноны, потому что подлинные каноны основаны на вере в единство и вечность Церкви.
«Итак, мы хотели собраться на съезд не ради простой формальности, а хотя того, чтобы произвести перемены к лучшему и достичь покаяния и святости служителей. Силой этого мы навязать не могли. Служители ВСЕХБ не встали на путь покаяния.
«Ища в других соломинку не найдя в себе бревна» - /Мт.7.4.5/.
«Более того, в их общинах поспешили группами отлучать поддержавших идею съезда. Повсеместно это приобрело массовый характер, что создало базу, хотя образования самостоятельных групп и церквей, а впоследствии и отдельного Союза. Не нашими руками все это было сделано!».
«Каждый своё болото хвалит - в своём болоте лучше, не видя лучшего».
«Напомним еще раз. Хотя тех, кто, возможно, не знает, а кто-то не помнит, что только тогда, когда официальный Союз ЕХБ отверг наше предложение созвать съезд. Когда нам не позволили решать внутрицерковные вопросы двухсторонним порядком, когда ревностных членов церкви за согласие ходатайствовать о съезде стали отлучать от общин десятками и на годы лишать свободы,- мы вынуждены были пойти самостоятельным путем.
Послание работникам ВСЕХБ от 13 августа 1961 года гласит: Напоминаем, что это доброе начало (т. е. созыв съезда) будет иметь далеко идущие последствия. И в случае отказа с вашей стороны, а также в случае нечистых маневров и проволочек, мы, сохраняем, за собой право действовать самостоятельно, согласно указаниям Слова Божьего и в интересах церкви. В соответствии с требованиями настоящего времени» - такими словами заканчивалось оно.
Да именно самостоятельным, потому что воли Божьей на создание христианских съездов не было, поэтому и не было дано разрешения.
«При этом нужно заметить, что самостоятельное служение Богу, конечно же, не было спонтанным, ни на чем основанным решением. Такой шаг Инициативная группа усматривала, но только как неизбежное следствие, как вынужденное обстоятельство, не зависящее от ее чистых намерений - быть единой всей церковью ЕХБ на святых путях независимости от мира.
Как видите, дорогие друзья, тогда было сказано очень конкретно: только «...в случае отказа»! И - «действовать... согласно указаниям Слова Божьего»!
Оправдывая себя, прикрываясь, Словом Божьим.
«Теперь, по прошествии четырех с половиной десятилетий, всматриваясь в благословенное Богом начало, нельзя не заметить, что основанные на Священном Писании принципы ведения Божьего дела,— остались неизменными и поныне! И если бы народ Божий повернул вспять, если бы хотя на йоту отступил от заповеданного Господом,— он оказался бы поверженным. Мы не устояли бы, как и другие религиозные центры, в неравной борьбе с жестоким и хитрым противником Христа. На неверных путях Бог не сражался бы за Свой народ!
Однако, дорогие братья и сестры, ни для кого не секрет, каким изощренным нападкам подвергается это живое, устремленное к небу, к добру и правде, пронизанное поиском истины, облагодатствованное Богом, великое Его присутствием и защитой движение. Путь братства пытаются исказить, оклеветать, его духовный смысл извратить. Служителей, в ответственный момент проявивших неверность Господу, сегодня называют героями, а истинных Христовых учеников, возлюбивших Его больше всей жизни,— представляют «исполнителями злой воли антирелигиозной идеологии». В книгах по истории христианства вы найдете и такие утверждения: «Раскол... безусловно, не стал неожиданностью для представителей Совета по делам религий и органов безопасности... Они, как дальновидные и опытные политики... именно раскола и добивались». Что сказать на это? Один из идеологических приемов мира сего гласит: «Чтобы человек поверил в заведомую ложь, ее нужно повторять до бесконечности».
Скорбно, когда им пользуются христиане.
«Бесспорно другое. Воздвигнутое Богом движение за чистоту церкви ЕХБ стало для борцов с религией именно полной неожиданностью и, без преувеличения, повергло в шок. «Выявить», «пресечь», «искоренить» — как из рога изобилия сыпались от вышестоящих инстанций приказы. Почему? — С мучительной тревогой перед своими и в строжайшей секретности от всех остальных людей отчетливо говорили о том, что раскол в среде ЕХБ принес расцвет религии и похоронил все планы покончить с верой в Бога даже в отдаленной перспективе.
«Попытка некоторых сектантов отвергнуть новый устав секты ЕХБ представляет для нас большое зло, с которым мы должны бороться», — заявил в 1961 году в докладе «Об усилении контроля за выполнение законодательства о культах» председатель Совета по делам религий А.Пузин.
«Если оценивать в целом итоги всей этой внутрисектантской междоусобицы, то приходится признать, что в выигрыше оказалась община евангельских христиан-баптистов, раскол привел к очищению от «неверных» и «нестойких».
Документы Совета церквей и вы, дорогие братья и сестры, свидетели этому: «Церковный мир раскольников – это методисты, баптисты, пресвитериане, пятидесятники. «Это свиньи в свою лужу и псы на свою блевотину». Правильно, каждый из них судить в свою пользу. Бог вызывает из этого разложения Церковь, избранную. Совершенно точно. Они говорят: «мы церковь!». В этом можно не сомневаться, только какая она? Церковь раскольников.
«Ни за что на свете ни один из них не допустил бы иной точки зрения, кроме собственной» - /Агата Кристи – мастер - детективов/.
Глубина раскола в том, что очень много подводных камней, которых очень трудно, не опытному, раскрыть глаза, чтобы увидеть истину.
«Ведь на дне, под чистой гладью реки всегда достаточно мути и грязи. А разве то, что лежит на дне моря – галька, ракушки и прочее, - разве всё это покрывает только чистая, прозрачная вода? Там, внизу, постоянно что-то движется, что-то происходит, что нужно обнаружить и пресечь. Но ведь не здесь же, не в таком же тихом местечке как церковь» - /Агата Кристи – мастер детективов/.
«Что проповедь Евангелия произведет разделение. Не потому, что цель Евангелия и его тенденции не состоят в том, чтобы объединить всех сынов человеческих друг с другом, сроднить их святой любовью; если бы все приняли Евангелие, то именно так и случилось бы. Но поскольку существует множество людей, не только не желающих принимать Евангелие, но и противящихся ему, людей, которых проповедь Евангелия раздражает и, принявши его, приводят в ярость, то оно оказывается если и не причиной, то поводом для разделения. Апостол Павел призывает видеть опасность, замечать тех, кто производит разделения и соблазны. Наш Учитель предсказывал, что надобно прийти соблазнам и разделениям, и предвещал горе тем, через кого они придут - /Мт.18.7/. Вносящие в церковь разделения и соблазны поступают вопреки учению. Любые отклонения от здравого учения, данного нам в Священном Писании, открывают дверь для разделений и соблазнов. Если мы отступим от истины, то не сохраним единства и мира. «Итак, остерегайтесь производящих разделения» - /Рим.16.17/ - /Мэтью Генри/.
Источники: Библия. «Энциклопедия Старообрядство». Мэтью Генри – английский толкователь Библии 1662-1714. Из очерков писателя Мельникова - писатель/
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности