Уважаемые читатели, братья и сестры во Христе, видя, как, с одной стороны, верующие приходят в смятение или в "праведное" негодование, когда сталкиваются с непониманием их точки зрения по религиозным вопросам, или когда оппоненты высказывают суждения, явно отрицающие их учение. Другие верующие наоборот, раззадориваются и без оглядки бросаются в спор: кто кого перекричит. Если я скажу на это, что всем нам надо быть мудрее – ясно, что никто не станет спорить с таким пожеланием. Все согласятся, но когда дойдет до реального дела, до конкретных диалогов или дебатов, многие забудут благие пожелания быть мудрыми в общении с людьми, не разделяющими их взгляд на религию, на мир, на жизнь.
Да, благие пожелания, они и есть, всего лишь благие пожелания, они сердец не меняют. Что же делать? Снова и снова "наступать на старые грабли", снова и снова потом раскаиваться и плакать пред Господом о своем несовершенстве, о своей горячности и обидчивости? Да, таков наш путь; и даже Апостолы шли им, и даже Апостолы плакали пред Богом о своем несовершенстве: ибо один только Бог совершен.
Нет, есть еще одна возможность!
Есть способ, как возбудить в сердце желание и, главное, познание мудрости для общения с людьми мира сего, для общения с людьми других религиозных убеждений. Как, уступая им там, где они правы и готовы с горячностью отстаивать свои убеждения, получать от них согласие с вашими словами и делами в другом, в самом важном. Есть способ, как не силой и не убедительностью слов, а непоказным, истинным смирением и мудростью Духа Святого, превратить их из противников, если не в союзников, то в людей понимающих вас.
Вот этот путь: не просто научиться слову мудрости от Господа, а напитать себя мудростью Христовой, как губка напитывается влагой. Читайте и перечитывайте притчи Иисуса, рассказы о Его делах, о том, как Он общался с людьми, но читайте не бегло, а по одной притче, по одному эпизоду. Читайте с молитвой, чтобы Дух Божий открывал духовную суть слов и дел Христа, и если сегодня не получили ответа, молитесь и возвращайтесь к этому месту Писания вновь и вновь, пока не воссияют слова Божьим откровением. Не спешите прочитать всю Библию, забудьте про так называемые "годичные планы прочтения Библии". Возвращайтесь мыслями и сердцем к прочитанным стихам, пока слова Священного Писания не сживутся с вами настолько, что станут не просто прочитанными вами, или даже выученными вами наизусть, а станут ВАШИМ ПЕРЕЖИВАНИЕМ, ВАШИМ ЛИЧНЫМ ОПЫТОМ.
Уважаемые читатели, я постараюсь показать на конкретном примере из Священного Писания, как постепенно, шаг за шагом, милостью Духа Святого, пропитываться, погружаться в мышление и переживания героев описанного эпизода. Прочтите, как Иисус Христос общался с фарисеями и книжниками, роптавшими на Него. И, читая, помните главное: не спешить, главное - вжиться в те события, прочувствовать их, как будто вы и есть те люди.
Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его. Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними. (Лук.15:1,2) Далее Лука пишет, что в ответ на ропот фарисеев, на их осуждение, Иисус рассказывает притчу о потерянной овце, но не останавливается на этом, а рассказывает еще притчу о потерянной драхме и третью - о блудном сыне (см. Лк.15:3-32). Почему Господь на конкретный и, в общем-то, однозначный вопрос дает такой пространный ответ? Неужели Он, как тот старый Мазай, что разболтался в сарае, из стихотворения Некрасова? Конечно же, нет.
У Иисуса Христа была причина, и веская причина для столь пространного ответа. От притчи к притче Он подводил фарисеев и книжников к той истине, которую изначально они не приняли бы, не смогли бы вместить в себя. Давайте и мы пройдем путем "трех притч" и посмотрим, как будет меняться наше мировосприятие.
Кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее? А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу. (Лук.15:4-6) Фарисеи, слушая Иисуса, не только легко сопоставили грешников с той заблудшей овцой, но поняли и признали вполне законной радость хозяина, вернувшего овцу в свое стадо.
Да, хотя эти мытари и грешники – негодные, потерянные овцы, но вернуть хоть одного из них в Божье стадо, это богоугодное дело - неизбежно они должны были прийти к такому заключению, признав логичность притчи. Следовательно, должны были и отказаться от своих обвинений к Иисусу Христу, за то, что Он общается с мытарями и грешниками.
"Ладно Иисус, согласны мы с Твоим объяснением" - как бы слышим мы их ответ. Но Мессия Израиля, желая достичь большего взаимопонимания, развивает Свою мысль следующей притчей: "Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет, а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму (Лук.15:8,9)". Чем эта притча отличается от первой? Почему драхму потерял не купец или бедняк, а именно женщина, жена? Для фарисеев и книжников было понятно, почему Иисус говорит в притче о жене, потерявшей свою драхму. Дело в том, что по Иудейской традиции жених дарил на свадьбе своей невесте ожерелье из монет, из драхм, и утерянная из него драхма была для жены печалью гораздо большей, чем просто потерянные деньги. Это, как сейчас потерять обручальное кольцо. Теперь представляете радость той женщины, когда она нашла свою драхму?
И фарисеи, обвинявшие Христа, вспомнили: а ведь и те грешники являются детьми Авраама, ведь и с ними Господь Бог заключил завет. Да, Иисус имеет очень вескую причину, чтобы вернуть тех мытарей и грешников в Народ Божий, в их народ.
"Мы согласны, то, что Ты делаешь, не только не богопротивное дело, но богоугодное" – признав логичность притчи, обязательно должны были прийти к такому заключению роптавшие на Иисуса фарисеи. И судя по тому, что Господь продолжил общение с ними, они не только согласились, но приняли Его слова в свои сердца.
Иисус Христос полностью оправдан перед фарисеями и книжниками. Они получили образный и обоснованный ответ на то, почему Он не только общается с мытарями и грешниками, но и ест и пьет с ними. Чего еще не хватает? Но Господь развивает Свою мысль далее. Чего желает Он достичь, рассказывая третью притчу – притчу о блудном сыне и об отце, любящем его?
Еще сказал: у некоторого человека было два сына; и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую [мне] часть имения. И [отец] разделил им имение. По прошествии немногих дней младший сын, собрав все, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно … придя же в себя … пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его. Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим. А отец сказал рабам своим: … станем есть и веселиться! ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться. Старший же сын … осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его. Но он сказал в ответ отцу: … этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка. Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое, а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся. (Лук.15:11-32) Конечно, сын, отвергший отца и расточивший с блудницами свое имущество, недостоин ни радостного приема, ни, тем более, пира в честь своего возвращения. Совсем недостоин! И старший брат его прав в своем праведном гневе. Но сердце отца, вновь обретшего своего сына – разве оно не имеет повода радоваться и веселиться? Разве радость отца не стоит того откормленного теленка? "Сын мой старший, раздели со мною мою радость! Не ради брата, а ради меня, не огорчай меня в сей день" - услышал, не ушами, а сердцем праведный брат.
Рисунок вверху: Рембрандт. Возвращение блудного сына (фрагмент). Как живо художник показал умиротворенность на лице отца, вновь обретшего сына. Смотришь на отца, и становится совсем не важной ни изодранная обувь вернувшегося сына, ни его лохмотья, ни остриженная голова раба.
"Возрадуйтесь же и вы, фарисеи и книжники, вместе со Мной, что мытари и грешники пришли слушать о покаянии и о Царствии Небесном! Возрадуйтесь, ибо Отец Небесный радуется сегодня" - прозвучал Божий призыв в ушах и сердцах фарисеев и книжников.
Так, шаг за шагом, Иисус, нет, не оправдывался в том, что Он делал, и тем более не выступил против фарисеев и книжников. Господь сумел донести до роптавших на Него, что Он не только не защитник греха, не только не противник святости и чистоты завета, радетелями коей они себя считали - Он союзник их в этом. Более того, Иисус Христос сумел явить им сердце Отца, показать смирение и беззаветную любовь Бога ко всем людям, даже к грешникам.
И фарисеи с книжниками стали теплее, ближе сердцами к тем грешникам, слушавшим учение Иисуса. Как отец в притче уговорил, умолил старшего сына, если еще и не возлюбить своего брата, то хотя бы с пониманием отнестись к его радости - радости отца.
Так Своей кротостью и любовью Иисус Христос сумел донести до слушавших Его само сердце Божие, саму любовь Божью.
Уважаемые читатели, ведь это Сам Господь Бог так смиренно, так последовательно умолял, уговаривал фарисеев и книжников не с осуждением, а с пониманием отнестись к тому, что Он любит всех их, даже тех мытарей и грешников, еще только пожелавших встать на путь покаяния: ибо они пришли послушать Иисуса (см. Лк.15:1).
Смирение в сердце Божьем – познать его, какое это потрясающее откровение для нас.
Слава Богу за Его смирение и мудрость!
Слава Богу за Его любовь!
Погребняк Н. 2012 г.
P.S.
Уважаемые читатели, мы рассмотрели, как Господь отвечал фарисеям и книжникам, видя их ропот. Но на этом назидание Христово не было завершено – Евангелист Лука рассказывает, что затем Иисус обратился к ученикам и рассказал им притчу о неверном управителе (см. Лк.16:1-8). Нужно, обязательно нужно и нам с вами внимательно исследовать, в чём Господь наставлял Своих учеников.
Но не сейчас, позже, в другой раз, в новой статье: "Притча о неверном управителе", если будет на то Божья воля и милость Его ко мне. Позже, чтобы не рассеялось и не позабылось сказанное выше, в трех притчах Господних. Чтобы не позабылись мудрость, стойкость в соделанном по Духу и в то же время, смирение сердца Иисуса Христа.
Чтобы не стерлось из сердца откровение о смирении Бога, чтобы возвращаясь и возвращаясь в мыслях своих к трем притчам, вы, уважаемые читатели, успели напитаться словами Иисуса Христа. Успели напитаться сердцем.
Мир вам!
Комментарий автора: Мудрость не приходит к нам извне: её не обретешь просто прочитав Библию, ибо мудрость мы обретаем лишь как плод своего жизненного опыта. Что же делать? Идти путем проб и ошибок, постепенно, через падения и слезы покаяния, научаясь? Не обязательно: есть и другой путь.
Николай Погребняк,
Россия
Родился в 1961 г. в Кокчетавской области Казахской ССР. После окончания Омского политехнического института работал инженером-конструктором. В 1995 г. по вере принял водное крещение в РПЦ. Позже работал в Центре реабилитации, исполнял диаконское служение и читал лекции. Писатель, популяризатор христианских ценностей и христианского учения.
Прочитано 3487 раз. Голосов 2. Средняя оценка: 3
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Спасибо, Николай. Все верно вы написали. И правильно советуете вникать в Писание, чтобы понять характер , сердце Того, в Кого мы должны преображаться. А если мы Его не знаем лично, то процесс преображения не получится и тогда нам смогут навязать иисуса, который от истинного как земля от неба, далек.