«Гнев — людям погибель, но он же им и защита;
знай, человек, что гнев — в равной мере
корень и зла, и блага. Подавляющий в себе гнев,
о человек, достигает благополучия;
кто же, о человек, не в силах постоянно его
сдерживать, того неистовый гнев доводит до беды» - /Махабхарата/.
В давние времена и до наших дней в человеке проявляется вспышка, именуемая гнев.
Недовольство Каина при виде различия, которые провёл Бог между его жертвой и жертвой Авеля. Каин очень разгневался; - гнев — сильное, возбужденное состояние духа против ближнего, которое греховно, или безгрешно смотря по побуждению и по своей цели и степени. И потеря душевного равновесия, желание зла огорчившему человеку, извращенное проявление «раздражительной части» души. Её действие – противостоящая пороку добродетель. В результате грехопадения эта сила души извратилась и стала, у большинства людей, наихудшим пороком.
О чём говорил его (Каина и других людей в таком положении) внешний вид, ибо поникло его лицо, что свидетельствует не столько о печали и недовольстве, сколько о злобности и ярости. Его зловещая, грубая внешность и угрюмый взгляд выдали его страстное возмущение; его лицо говорило о его злобной природе, и вид лица его свидетельствовал против него. Его гнев обнаруживает враждебность к Богу и негодование, охватившее его за то, что Бог провёл такое различие между жертвой его и брата. Он должен был гневаться на себя самого за собственное неверие и лицемерие, из-за которого Бог не принял его жертву; и его лицо должно было поникнуть в покаянии и святом стыде, как у мытаря, который не смел, поднять глаз на небо /Лук.18.13/. Гнев, или злость, — это, возможно, самая опасная эмоция. Когда вы испытываете гнев, вы, вероятнее всего, умышленно причиняете вред другим людям также себе.
А Христос говорит: «что всякий, гневающий на брата своего напрасно…» (беспричинно) /Мт.5.22/. Под братом следует понимать любого человека, даже тех, кто ниже нас – детей, ближнего сидящего в церкви, больного – ибо все мы от одной крови. Если все христиане это понимают? Гнев – это естественная страсть. Существуют случаи, в которых гнев законен и может быть оправдан, но он становится греховным, когда мы гневаемся без всякой причины, без всяких добрых результатов, неумеренный. Поэтому гнев греховен в тех случаях: когда нет никакого подстрекательства, никакого повода, или никакого серьёзного повода, существенного, соответствующего проявлению гневу.
Когда мы гневаемся на детей, на ближнего в церкви брата, за то, что уже не исправишь, что было сделано по забывчивости или по ошибки. Виной, которой может быть мы сами и за которую должны гневаться на себя самих; когда мы гневаемся по необоснованным подозрениям или из-за мелочных обид, не достойных того, чтобы о них говорить. Когда гнев не имеет никакой доброй цели, а проявляется только с тем, чтобы показать свою власть в церкви, обществе. Удовлетворить грубую страсть, чтобы люди почувствовали наше недовольство, и возбудить себя к мести, тогда он тоже напрасен т.к. приносит вред. Когда наш гнев переходит положенные границы, когда мы безрассудны и упрямы в своём гневе, впадаем в ярость, жестоки и стараемся причинить вред тем, кто вызвал наше недовольство.
«Люди с властью должны обуздывать гнев. Трудно владеть гневом, но особенно вам, пастырям, облачённые - властью, великий предлежит подвиг. Вам надобно и гневаться, где нужно, и в гневе не согрешать, т.е. не допускать тлетворных движений гнева в глубину сердца. В этом случае вы должны быть подобно морю, которого поверхность во время бури грозна, страшна, но глубина тиха, неподвижна» - /Иаков – архиепископ/.
«Кто предаётся гневу, тот делает из себя зрелище, крайне неприятное для других. Посмотрите на гневающегося человека. Кровь его кипит и стремится к оконечностям; глаза его сверкают и горят каким-то разрушительным огнём; звуки голоса неестественны; речь прерывается; всё лицо как-то искривляется. Платон афинский советовал всякому сердитому и вспыльчивому человеку смотреться в зеркало, чтобы видеть всё безобразие лица своего во время гнева. Если бы человек разгневанный мог видеть себя во время своего гнева, то он уже не имел бы нужды ни в каком другом увещание, потому что нет ничего неприятнее лица раздражённого» - /И.Златоуст/.
А что только не рождает гнев? Гнев – это ведь буквально временное сумасшествие. На нас ведь и смотреть – то страшно. Не только христианский образ мы теряем в гневе и ярости, а просто человеческого-то ничего в нас не остаётся; не даром про человека, объятого гневом, говорят: «Он озверел». А какие потоки преступных слов изрыгают наши уста и язык? Мы и оскорбляем всячески, и ругаемся непристойными словами. Может, кто по распущенности своей сквернословит или поминает имя сатаны? Изощряемся в произношении колких и обидных фраз и слов. Да этого мало, потом ещё долго питаем свою злобность досадой, что мало сказал, да не такое обидное, вот ещё и то и это надо было сказать. Может, кто из вас совсем распускал свой бешеный нрав и доходил до того, что топал ногами, стучал кулаками, неистово кричал, хлопал дверьми, разбивал в ярости какие-нибудь предметы, а то и ранил или зверски избивал людей или животных. Беда ещё в том, что мы почти всегда считаем свой гнев справедливым, нам кажется, что мы ратуем за правду, совсем забывая слова Святого Писания, что «Ибо гнев человека не творит правды Божией» - /Иак.1.20/.
Некоторые считают, что гнев, в отличие от других страстей, не дает даже иллюзорного наслаждения. Но нам кажется, что это не так. В состоянии ярости человек переживает темное звериное наслаждение, будто он поедает свою добычу и отдается этому чувству как сладострастию.
Римский мудрец Сенека говорил: «что для того, чтобы удержаться от гнева, самое душевное средство – то:
«Чтобы, чувствуя поднимающийся гнев, замереть, ничего не делать: не ходить, не двигаться, не говорить. Если дать волю тела, языку, гнев будет всё больше разгораться. Хорошо тоже, для того чтобы отучить себя от гнева, приглядываться на других людей, когда они злятся. Когда глядишь на других людей и видишь, каковы они в гневе, когда видишь, что они становятся похожи на пьяных, на зверей, с красными злыми, безобразными лицами, с противным хриплым голосом, когда слышишь их сквернословие, вспомни о том, как бы тебе и тебе не быть таким же отвратительным».
Гнев – маска сумасшествия, пляска бесов, добровольная одержимость, зверские отношения людей друг с другом, драка дикарей. Гневливый похож на волка, который вцепился зубами в свою добычу и не отпускает ее, или на эпилептика, который упал на землю и корчится в конвульсиях. Когда гневливый не может сорвать свой гнев на других, то он мечется в своей комнате как зверь в клетке, ломает мебель, будто вещи провинились перед ним, бьет себя по голове и кусает руки до крови. В этом состоянии человек уверен, что он во всем прав и борется за то, чтобы установить справедливость. Но когда гнев проходит он видит свою душу, загрязненную бранными словами, как берег после отлива, где волны оставили мусор, вынесенный со дна моря.
Нередко после припадка гнева у человека наступает стыд и раскаяние за то, что он причинил незаслуженные обиды и боль людям. Он старается загладить это, проявляя к ним особую ласковость, и становится мягким как щелк. Но это обманчивое состояние: через некоторое время вспышки гнева повторяются, иногда по самым неожиданным поводам. Гневливый человек похож на бомбу, которая может взорваться в каждое мгновение. Если даже гневливый прав, то его слова, напоенные злобой как ядом, не воспримет другой человек – он постарается защититься от них как черепаха, которая втягивает голову в панцирь: ведь человек, которого бьют во время драки, не думает, кто прав и кто виноват, а старается защититься от ударов. Не только внутреннее состояние разгневанного человека, но его внешний вид становится похожим на зверя. Если бы он в это время взглянул в зеркало, то не узнал бы самого себя в существе, у которого оскалены зубы как клыки, глаза мечут искры, лицо покраснело, будто залито багровой краской. Нередко человек корчится и делает странные движения, как трясется больной во время лихорадки» - /Архимандрит Рафаил (Карелин)/
«Что буря производит в воздухе, то гнев производит в уме. Буря волнует воздух, гнев возмущает ум. Буря часто потемнеет воздух, гнев нередко помрачает ум. От этого люди самые даровитые, самые умные в минуты гнева нередко ошибались и произносили такие суждения, которых сами после стыдились» - /Иаков архиепископ нижегородский/.
«Речная вода, выливаясь из берегов, делается мутною и грязною; так и чувство гнева, выражаясь в словах, грязнит душу говорящего, оскорбляет слушающего и обоих ведёт ко греху» - /Амвросий/.
В исламе гнев понимается как эмоциональное возбуждение, вызванное сильным недовольством из-за обиды или несправедливости. Считается, что «мгновенный гнев», возникновение которого неподвластно контролю человека, является естественным и не предосудительным. В отличие от него, действия, совершаемые под влиянием гнева — осуждаются. В христианстве гнев понимается как «сильное, возбужденное состояние духа против ближнего», греховность или безгрешность которого зависит от его причин, цели и степени. Считается, что гнев благочестивых людей представляет собой их крайнее отвращение и негодование против греха, является безгрешным и не чужд даже Богу. В то же время гнев против ближнего, особенно затягивающийся, считается греховным, способным перерастать в злость и желание мести. Греховный гнев в православии входит в одну из восьми греховных страстей, в католичестве также считается одним из семи смертных грехов.
«Всякое раздражение, и ярость, и гнев, и крик, и злодеяние со всякою злобою да будут удалены от вас» - /Еф. 4.31/; «Сильное внутреннее возмущение и недовольство против кого-либо, а под криком – грубые высказывания, угрозы, и другие проявления невоздержанности речи, в которых раздражения, ярость и гнев находят себе выход. Христиане не должны давать места в своих сердцах этим низким страстям и не должны быть крикливыми».
Аффект — (латинского языка affectus - душевное волнение, страсть), бурная кратковременная эмоция: гнев, ужас, эмоциональное состояние человека, связанное с сильным душевным или физическим потрясением, характеризующееся кратковременностью и бурным протеканием в форме ярости, гнева, оцепенения, сопровождающееся «сужением сознания», ограничением интеллектуальных способностей и ослаблением, вследствие этого контроля за своим поведением.
Аффектами называются чрезвычайно сильные, быстро возникающие и бурно протекающие эмоциональные кратковременные состояния. Аффекты возникают большей частью внезапно и продолжаются иногда всего несколько минут. В состоянии аффекта сознание, способность представлять и мыслить суживаются, подавляются. При этом сильное эмоциональное возбуждение проявляется в бурных движениях, в беспорядочной речи, часто в выкриках. Действия человека при аффектах проявляются в виде взрывов.
«Гневаясь не согрешайте: солнце да не, зайдет в гневе вашем» - /Еф.4.26/ говорит ап. Павел, т.е. не питайте в себе этого чувства долгое время, иначе оно может обратиться в злобу и отмщение.
Рассмотрим гнев ко греху:
Даже у такого человека избранного Богом и названным: «Господь сказал Моисею: смотри, Я поставил тебя Богом фараону» - /Исх.7.1/, и то была у него вспышка гнева. «Моисей был человек кротчайшим человеком на земле» - /Числ.12.3/.
И всё же, когда увидел тельца и пляски, «тогда он воспламенился гневом, и бросил из рук своих скрижали, и разбил их под горою» - /Исх.32.19/. Гнев — отрицательно окрашенный аффект, направленный против испытываемой несправедливости, и сопровождающийся желанием устранить её.
По своей природе гнев безразличен: он может служить к совершению добрых дел, но также может вести и к худым целям. Господь запрещал не всякий гнев, но – «напрасный» гнев. И апостол говорит: «гневаясь не согрешайте», – указывая, таким образом, на то, что гнев может быть и не грешным.
Блаженный Диадох: «иногда гнев приносит величайшую пользу... когда мы невозмутимо пользуемся им против нечестивых или каким бы то ни было образом нагло поступающих, дабы они или были спасены или пристыжены».
Разумный гнев дан человеку Богом как оружие, как сила души для противостояния злу. Гневаясь, не согрешает лишь тот, кто гневается на грех, направленный не против него самого, а против Бога.
Гнев благочестивых людей означает их крайнее отвращение и негодование против греха. В этом смысле праведники могут гневаться и не согрешать.
«Чтобы вам тоже не умереть и не навести гнева на всё общество, которое может пострадать от вашей непочтительности, непослушания или не управляемых страстей» - /М.Генри/.
Рассмотри в заключении цитату: «что, какими бы ни были наши чувства, мы должны ими управлять, оставаться в рамках пристойности. Во всяком случае, мы должны управлять своими поступками» -/Агата Кристи – мастер - детективов/.
Источники: Библия. Мэтью Генри - английский толкователь 1662-1714/. «Большой словарь иностранных слов». Л.Толстой «Антология мысли».
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности