"Настал же тогда в Иерусалиме праздник обновления и была зима.
И ходил Иисус в храме, в притворе Соломоновом."
(Иоан. 10: 22, 23).
Совсем недавно наши дочери купили старенький дешевый компъютер в комиссионном магазине. Принесли его домой, подключили к сети, а сами вышли в другую комнату. Я же ничего не понимая в компътерах, все же осмелился нажать какую-то кнопку и на экране появились слова "Праздник обновления", появились и пропали... Я подозвал дочь и сообщил ей эту новость, но она не поверила. Я показал ей какую кнопку я нажимал и она попыталась вызвать эти слова нажатием этой же кнопки, но на экране ничего не вышло. Когда же она отошла, я снова нажал эту же кнопку и эти слова появились вновь. Дочь удивилась. Я не считаю это чудом, возможно кто-то ранее всё же и помещал эти слова в компъютер,но я тут же вспомнил эти слова из Евангелия, которые в далёкие годы коснулись моего сердца и у меня мелькнула мысль "А может быть надо написать статью на эту тему,может эти слова вышли не случайно?"
Итак, я решил поделиться с дорогими детьми Божьими некоторыми мыслями из указанных в эпиграфе слов. Св. Писание очень скупо сообщает нам об этом празднике обновления, что это был за праздник? Нам, живущим в это время без надлежащей информации, пользуясь только Евангельским текстом, трудно иметь ясное представление,о каком празднике здесь идёт речь. Но Иоанн, писавший эти строки, конечно же знал то, о чём писал. В последние годы, имея массу справочников и различной литературы, в том числе и исторической, мы легко можем узнать то, что нас интересует. В те же далёкие годы, когда я заинтересовался этим праздником, у меня была лишь одна Библия, но, как говорится, кто ищет, тот найдёт. И я нашёл всё же некоторую информацию об этом празднике. Тогда это было своего рода сюрпризом для нас - простых христиан. Итак, что же это за праздник обновления? Израильтяне знают его как праздник Ханука,что означает Освящение. И его установили в 164-м году до Р. Х. в честь освящения (обновления) Храма, осквернённого язычниками. Дело в том, что в 167-м году до Р.Х. греко-сирийский царь Антиох Епифан,который взял себе титул "божественный, --явный прообраз будующего Антихриста, со своим войском вторгся в Иудею и разорил её. Он запретил жителям читать Тору, исполнять Шаббат, а заставил их покланяться идолу,статую которого поставил в храме. Это была статуя главного языческого бога Зевса. Кроме того, он принёс в Храме в жертву свинью и тем самым осквернил святилище. Это переполнило чашу терпения Иудеев под руководством отца и его пяти сыновей Маккавеев подняли восстание против завоевателей. Это восстание было успешным и в 164-м году до Р.Х. завершилось полным разгромом орд Антиоха Епифана, которые и были изгнаны из Святой Земли. С великой ревностью жители приступили к очищению Храма и его освящению. Они очистили его от всякого хлама, свергли статую Зевса и т.д. Во время работы они обнаружили заваленную мусором Менору (Светильник).После очищения Храма Иудеи приступили к его освящению. Когда же настало время зажигать Светильник, то нашелся всего лишь один сосуд с маслом, которого должно было хватить на один только день горения светильника. Но, о чудо! Светильник продолжал гореть в течение всех 8-ми дней. В последствии в честь этого чуда Евреи установили ежегодное празднование дня обновления (Хануки). Этот праздник продолжается вплоть до сего дня. Большие ханукальные меноры устанавливаются на крыше Кнессета - Израильского Парламента, у стены Плача и на многих улицах Израильских городов,а также в каждом доме зажигают свечи - восем свечей.
Во дни жизни нашего Господа и Спасителя на земле в Израиле тоже свято чтили праздник Ханука или как сказано в Евангелии, праздник обновления. В один из таких праздничных дней вместе с другими пришел в храм и Иисус. И тут-то начинается драма! Прочитайте пожалуйста весть текст до конца 10-й главы. Но я хочу остановиться всего лишь на двух стихах: "Настал же тогда в Иерусалиме праздник обновления и была зима. И ходил Иисус в храме, в притворе Соломоновом".
А теперь, дорогие мои,подумаем, разве место Иисуса - находиться во дворе храма? Не Его ли место быть во святилище и даже во Святом Святых, как небесному Первосвященнику? Разве Храм этот не был построен для того, чтобы в нём пребывал Бог со Своей славой (Шехиной)?...
Народ, придя на праздник, ликовал,веселился, торжествовал, прославлял Бога за чудо избавления в прошлом. Люди зажигали огни, ставили свечи, в то время как Небесное Солнце - Солнце Правды, Творец всего был вне храма, а всего лишь во дворе его.Какая трагедия... Народ не узнал своего Господа и Избавителя, Который и тогда во время сражения с армией Антиоха дал чудесную победу небольшому отряду храбрецов во главе с Иудой Маккавеем. Но и во дворе храма Иисусу не нашлось места, там розыгралась настоящая драма. Вспоминаются пророческие слова Иеремии: "Удел Мой сделался для Меня как лев в лесу, возвысил на Меня голос свой"...(12-я гл. 8 ст.). Толпа народа готова была растерзать Иисуса, побить Его камнями и Он вынужден был удалиться на Иордан. Похожую картину мы встречаем в жизни царя Давида, когда он, преследуемый Саулом, вынужден был скрываться в пещере Адолламской. И как говорит нам Слово Божие "и собрались к нему все притеснённые и все должники и все огорчённые душею...(1Цар.22: 1-2). Я верю, что Иисуса нашли на Иордане те, которые были в нужде, обездоленные,больные и огорчённые. Это они пришли к Нему и там уверовали в Него и получили обновление своим сердцам,- благодарение Господу!
Но что это значит для нас-христиан служащих Богу и приходящих на поклонение Ему в дома молитвы? Неужели эти слова из Евангелия написаны только как историческое событие в жизни Иисуса? - Я так не думаю да и Слово Божие говорит, что всё написанное, написано нам в наставление (2Тим.3:16). Тогда какое же наставление извлечём мы из этого урока?
Центральную мысль, которую я желаю предложить для рассуждения - это какое место занимает Иисус Христос в наших храмах, где находится Он во время наших служений? Вы понимаете, о чём я хочу сказать? Мы знаем различные храмы, построенные в честь Господа, какие торжественные служения совершаются в них, сколько там всевозможных украшений, сколько картин, икон с ликами так называемых святых; сколько там горит свечей и т. д. - всё это , в том числе и красочные представления, поклонение святым, деве Марии. Но где же там Иисус? Не заслоняют ли Его образ эти лики святых,не застилает ли дым от кадильниц лицо Спасителя? Мы знаем случаи, когда Господь являясь отдельным людям, говорил им, чтобы не искали Его в таких храмах, потому что Его там нет. Но если в этих храмах Господа нет, то как же обстоят дела в этом смысле в различных, так называемых, Евангельских церквах? Увы, должен сказать на основании Св. Писания, что в большинстве из них дело обстоит не лучшим образом. Прочитайте Откровение 2-3 главы и вы убедитесь в этом. В 5-ти церквах из 7 состояние оставляет желать лучшего. Но как же мы можем определить где находится Иисус в наших служениях, ведь Его среди нас во плоти нет, не так ли? Тем не менее, Он обещал находиться с нами всегда (Иоан.14 гл.). Теперь Он пребывает с нами в лице Святого Духа. Отсюда: в каком отношении мы к Духу Святому, какое место Он занимает в наших служениях, точно такое же место будет занимать и Иисус Христос, ибо Дух Святой и есть Дух Христов. В качестве иллюстрации я приведу такой пример: Рядом с нашим домом находится Дом Молитвы не большой методистской общины. Моя жена убирает это помещение и бывала у них на служениях. Временами приходили туда братья из церкви ХВЕ и проповедовали Слово Божие. И вот однажды жена видит сон: во время проповеди брата из христиан веры Евангельской полетает белый голубь,садится на кафедру и клюёт насыпанное на ней зерно. Поклюёт и улетит, потом снова прилетит, поклюёт и снова улетит и так несколько раз. И пастор методистов встревожился, встал со своего места и явно нервничая, стал ходить взад- вперёд. Затем подходит к моей жене и недовольно спрашивает: Это ты впустила голубя? А она отвечает: "Нет, он вероятно прилетел из подвала".... Мы хорошо знаем этого пастора и то, как он не может терпеть, когда начинаешь беседовать о крещении Святым Духом. К сожалению, это не единственная община и не одна христианская деноминация, в служении которых небесный Голубь - Дух Святой находится в "подвале". Так где находится Христос?... Ответ ясен. Какая трагедия!...
Всё ещё хорошо помню то время, когда я находился в церкви ЕХБ, как пели на праздник Пятидесятницы псалмы, в которых встречаются такие слова "О великий Дух приди, силой нас и огнём крести" или же "Дух,что в день пятидесятый на апостолов сошёл, полнотой даров богатый, сотвори в нас свой престол"... Но стоит лишь заговорить об этом Духе и Его дарах, сразу снимается маска и те, которые только что пели эти чудесные песни,начнут поносить всяческими словами вас и отвергать учение о крещении Святым Духом. Они не могут даже терпеть само слово "крещение Духом". Более того, тех кто верит в крещение Св. Духом, изгоняют из своих общин, а то и предают властям,чтобы те "защитили" их от вредного якобы учения. Всё это я пережил в своей жизни.
Да, внешне в таких церквах служение может выглядеть вполне приличным и достойным похвалы, здесь есть всё: проповеди, прекрасное пение, содержательные молитвы, регулярные пожертвования - всё, что может удовлетворить глаз, но проповеди сухие, без помазания и силы Святого Духа, равно и песни не вдохновлённые свыше, но в основном на душевном уровне. Ну а как же обстоит дело с молитвами? Здесь как буд-то сами лёгкие уменьшились и хотя могут быть красноречивыми,но увы, он скорее доходят до потолка, но не до неба. Из этого делайте вывод - кокое место занимает Иисус Христос в таких служениях? За кафедрой Ему места нет, в молитве тоже. Стоит только кому, исполнившись Духом Святым, воспламениться в молитве, как тут же последует реакция - запоют песнь или же просто бесцеремонно прикажут молящейся душе замолчать. И получается: все эти проповеди, песни, молитвы похожи на те свечи, которые зажигали Иудеи в Храме во время праздника Обновления - слабенькими огоньками, не могущими разогнать гнетущую тьму духовной смерти. Тогда как само Солнце, о котором сказано "А для вас, благоговеющие пред именем Моим взойдёт Солнце правды и исцеление в лучах его - это Солнце правды не впускают, не дают ему "распустить свои лучи". Хотя и поют в иных случаях: "Дверь открой широко, окна распахни, солнышко с небес впусти, впусти." Всё это хорошие только слова и не больше и напоминает "Имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся". Вот и ходит в таких случаях Иисус "в притворе храма". Но благодарение Господу, что "Дух дышет где хочет", Он и за стенами храма совершает Свою работу. "И многие из народа уверовали в Него," читаем мы в конце главы. Благодарение Богу, что это происходит и в наши дни и у многих открываются духовные глаза и они убеждаются, что это Он - Иисус говорит со страниц Св. Писания и принимают Его (Духа Христова), не страшась угроз и отлучений. И начинается для таковых новая жизнь в радости Святого Духа и начинается новое служение - служение Духа, где Его уже не ограничивают, но дают полную свободу Ему и Его дарам.
И в заключение несколько слов ещё. Праздник Обновление, как видим из Евангелия, Приходится на зиму (на конец декабря месяца) , не указывает ли это на время, когда христиане отмечают время Рождества своего Спасителя Иисуса Христа? И ещё: В некоторых странах и народах существует обычай в это время обновлять свою домашнюю утварь: посуду, мебель и т. д., люди выбрасывают всё старое и покупают всё новое. Но как бы хотелось чтобы вместо этого они обновили свои сердца и свою жизнь. а это возможно только тогда, когда человек пригласит в свое сердце Иисуса Христа. Да благословит Господь всех читающих эти строки!
В. Навлинский,
Эстония
17.июня 2020 года автор перешел в Небесные Обители, куда он так стремился, прожив на земле 85 лет. Много прошел, много пережил, оставил много духовного наследия. Да благословит Господь всех читающих строки, написанные его рукой.
P.S. Виктор Навлинский- Виктор Лукутин - это одна личность. Витей Навлинским его звали друзья с его родины - Навли, Брянской области. Лукутин - фамилия его мамы.
Прочитано 10372 раза. Голосов 3. Средняя оценка: 3.67
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Здравствуйте В.Лукутин. Ваша проповедь очень мне понравилась. Вы абсолютно правы насчет Святого Духа, во многих церквах Он отсутствует. Я благодарю Бога, за то, что Он мне указал на церковь, где есть Святой Дух, где соблюдается Закон Божий. Я долго искала такую церковь и Бог направил меня туда. И ваши проповеди отражают Дух, присутствующий и в нашей церкви. Спасибо Вам.
Zanna
2005-12-26 00:52:01
Спасибо вам.Как грустно становиться от прочитанного,и как радостно от того,что есть на земла люди,искренне верующие в Иисуса и Святого духа.Благослови вас Бог!
О.Ш.
2006-02-04 21:29:33
Обноляться нужно постоянно. Хотя бы ежесекундно.
Дмитрий Кайгородов
2007-04-12 14:32:34
ваша статья:
1) носит оскрбительный характер (тем более плохо, что вы так отзываетесь о теологически близкой церкви)
2) неуважительно относится к Библии (вы рассказываете свои мысли, а тем, что говорит текст, пренебрегаете)
3) не является назидательной
Николай Кучук
2007-09-15 22:03:37
Спасибо за статью. кто-то увидел в ней оскорбления, но я увидел переживание за Церковь Божью
Сергей Конторович
2007-12-06 21:55:14
Статья не отражает не только действительно библейского учения, но и даже лжет относительно критикуемых конфессий. Пятидесятники и харизматики, говоря о "крещении Святым Духом" подразумевают не собственно Самого Святого Духа, а некое переживание с знамением иных языков. На деле речь вообще идет не о крещении Святым Духом, и вообще не о Святом Духе, а о видимом явлении говорения и о переживаниях. Критикуемые же церкви в основной своей массе в крещение Святым Духом верят, но никак не связывают это с пятидесятническо-харизматическими практиками.
Настолько уже надоела эта "духовная война", под "праведным гневом" прячущая отсутствие любви и смирения, аж до тошноты!