Наверное, не столь трудно знать и различать прославление Бога во внешних делах. В основном, все религии здесь сходятся в том, что свидетельством правоверной жизни является сама религиозная, исповедующая Бога, и нравственная жизнь в обществе.
Но каковым должно быть то содержание, которое исполняется в главной заповеди любви к Богу - «всем сердцем и всем разумением»? Кто и как разумеет Бога, от чего напрямую зависит видение Бога в возвышенном сердечном чувстве и откровение Его славы… познания святости Бога и в этом поклонение Ему в духе и истине?
Верное разумение о Боге начинается с познания Его как неведомого Творца. Монотеизм в этом есть правильное направление.
Апостол Павел (к римлянам) пишет: «Ибо что можно знать о Боге, явно для них, потому что Бог явил им. Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны. Но как они познавши Бога, не прославили Его как Бога и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце…».
Обратите внимание на то, что первые результаты и критерии познания и прославления Бога находятся в сердце.
Достаточно, просто и доступно об этом пишет свт.Феофан Затворник:
«Прославляется и благовейно чтится имя Божие, когда познаны бывают неизреченное всесовершенство Божие, и величие Его с неумытною правдою и судом, превосходящие меру постижения нашего.
До познания сего можно доходить и собственным размышлением при руководстве божественного откровения. И смиренный Богомысленник не может не заключать своего богомыслия — или славословием Богу, предивному в совершенствах своих, или падением пред Ним в страхе и трепете, при представлении Его величия необъятного и Его страшной правды и судов неумытных.
Но такие проявления славословия и благоговение, происходя от меры постижения Божиих свойств и величия, и сами не восходят выше сей меры, и далеко бывают от меры Божией. К тому же, они проявляются вследствие натиска от ума на сердце, почему бывают поверхностны.
Настоящее же словословие и благоговение бьют ключом из сердца, заставляя ум только изумляться. Сиe производится действием благодати Божией. Она дает чувству вкусить: сколь благ и велик Господь, и за сердцем вводит в созерцание сего ум. И бывает тогда истинное славословие и благоговение в глубине души. Бывает и то, что у них однажды водрузившись, оно не отходит от них никогда, И вот о сем то благодатном воздействии и гласят слова молитвы: да святится имя Твое.
Даруй Господи, благодатью Твоею сердцу нашему вкусить, сколь благ Ты, дивен и велик, и уму нашему войти в созерцание сего, чтоб наши славословие благоговение, хоть мало, подходили в меру Твою и водворившись внутрь нас, никогда не отходили от нас! — Не потому ли и повелел Господь говорить: «да святится», а не: да святим мы, что благодатные славословие и страх Божий (пробуждающий дух), когда приходят, действуют сами собою, оставляя дух наш быть только сознавателем происходящего и вкушателем того.
Да прославляется и да благовейно чтится имя Твое всеми людьми. Молящиеся о сем конечно сами славословят Бога и благоговеют пред Ним, сознав долг свой к тому. Дети естественно и чтут и славят отца. Но самая любовь к отцу не даст им довольствоваться славою и почитанием отца только в своем кругу; они желают и ищут, чтоб отец их всеми был славим и чтим. Так и в отношении к Богу, именующие его Отцом своим не могут довольствоваться только своим Его прославлением и чествованием; но желают, чтоб и все люди славили Его и благоговели пред Ним. Так как cиe иначе исполниться не может, как распространением истинного познания о Боге, чрез распространение божественного откровения; то в желании, чтоб все славили и чтили Бога—Отца нашего, естественно выражается желание и того, чтоб распространялось благовестие о Боге и всеми было познано имя Его. Ибо Бог наш таков, что только познай Его, и уже не сможешь не славословить Его и не благоговеть пред Ним.»
Мы знаем, что Бог открыл и открывал Себя не только через творение. Бог открывал Себя в пророческом слове. Бог общается с человеком и расположен, чтобы человек продолжал познавать Его. С пророческим словом Бог мог обратиться к верующему праведнику - Бог даёт человеку откровение через действие Своего Святого Духа.
По слову и делам, которые Бог совершает через избранных для Себя пророков, можно видеть всё благословение и отношения Бога с каждым пророком. Есть малые и великие пророки.
Из книги Иова – одной из древнейших книг - мы знаем, что Бог избрал Иова в лице верующего праведника. Но Иов тогда знал Бога ещё как неведомого Творца и не имел веры в то, что всемогущий и совершенный Бог снизойдёт до общения с человеком. Иов в главе 9:33 сетует на то, что нет посредника между Богом и человеком. Многое ему пришлось вспоминать, наблюдать и переживать, чтобы определились те истины, которые дали откровение. Иов пережил, что все находится в руках Всевышнего (и добрые дни, и злые; и праведность, и падение). Видел, что Бог был с ним и в благополучии и в несчастии («что такое человек, если Бог столько ценит его и обращает на него внимание Свое» и «если же я виновен, то для чего напрасно томлюсь?»). После того, зная, что «от нечистого не рождается чистый», но, будучи искренен, смел и добр сам в себе, Иов вдохновлялся оправданием. Не отрицая грехов юности и в надежде на Божью милость, он говорил: «Хотя бы я и прав был, но не буду отвечать, а буду умалять Судию моего». Зная и созерцая дела Творца, Иов верил в Его мудрость и милость. Иов всё больше искал Заступника и Свидетеля на небесах: «Многоречивые друзья мои! к Богу слезит око мое!». Через лицемерие друзей исходил дух клеветы, а праведного суда и обличения не было. Все это укрепляло веру в промысел Божий. Иов отвечал: «Праведник будет крепко держаться пути своего и, чистый руками, будет больше и больше утверждаться». И вот он засвидетельствовал: «Я знаю, что Искупитель мой жив, и Он в последний день восстановит распадающуюся кожу мою». Иов получил откровение, что « всему свое время». Время праведному суду, оправданию и искуплению положил Бог в своей власти и промысле. Иов также засвидетельствовал: «Знайте, что есть суд».
В данном примере мы видим, как Господь сначала показал Иову многое через внешние обстоятельства. Бог разбил мнение Иова и дал ему новое понимание о том, что если человек не достоин общаться с Богом, то Бог по своему милосердию, через молитву покаяния и веру усмотрит искупление. Через данное откровение Иов укрепился верою, и тогда ему Господь явился уже в видении и большем откровении.
Далее, история показывает, как Бог продолжает общение с человеком. Мы видим, как являлся Господь Аврааму. Авраам по откровению веры имел надежду на город, построенный Богом, а не руками человека. Во всём Авраам полагался на Бога. Его встреча с Мелхиседеком показала ему благословение в полноте богочеловечества (Мелхиседек как «царь мира и царь правды).
Далее, мы видим, как явился Господь Моисею. Через Моисея верующий Божий народ видел чудеса и славу Божью. Через Моисея был дан закон и заповеди Божии. Но сам Моисей, как и другие пророки, знал законы духовной жизни по духовному нраву и по божественному откровению. Моисей и все пророки знали, что все самые важные и решающие вопросы жизни и духовного благословения - вопросы Вечности и Спасения должны придти чрез Пророка пророков – через полноту Слова Божьего, через силу и дух святыни (Рим 1:4) самого Сына Божьего. Потом Иисус скажет ученикам, что «многие праведники и пророки хотели слышать, что они слышат, и видеть, что они видят».
Просто исповедовать «веру отцов» или наблюдая дела Божии, устремляться к Небесному, к духовному познанию - это совсем разные вещи. Бог, являясь на земле – посылая Своих пророков с определённым словом и действием, раскрывает духовный смысл и Свой промысел о человечестве.
Так, один из решающих и самый высокий духовный смысл в божественном замысле состоит в том, что Бог явит Себя в человечестве: максимум приблизившись, проживёт человеческую жизнь так, как прожил бы Бог будучи человеком! Для этого Он однажды отдаст всю полноту Духа Своего Святого самому достойному и праведному из Его благословенных колен по плоти. Чудесным образом Бог сотворит даже непорочное зачатие, отделив от всего животного сей великий и духовный Образ.
Через воплощение Бог разделяет человеческое страдание. Он страдает вместе с человечеством и за человечество.
Более того, приняв страдание и смерть, Иисус Христос воскресает и этим являет откровение о жизни воскресения. и это будет вдохновлять верующего и идущего к Богу человека на его собственном крестном пути.
Один из высоконравственных мотивов в духовной добродетели Христа - это благая весть о том, что "Бог есть свет и нет в Нём никакой тьмы", а также - искупление человечества и земной природы от всего зла. Поэтому о Нём сказано, что "трости надломленной не переломит и льна курящего не угасит".
Явление хищных зверей, поедание одних другими также является не совершенством и злом. В Раю у Единого Бога такого не будет. Поэтому все дела Иисуса Христа являются той грандиозной миссией от Бога в оправдание человечества для устранеия всех препятствий, и возможности войти в чистый и совершенный мир Бога, путём праведности и всей красотою Божественного замысла.
В конце концов, жизнь Иисуса Христа и Его образ – это откровение о Новом Человеке и новом человечестве, о полном благословении Богочеловека и богочеловечества. И чудесный образ вознесения Христа очень художественно и тонко это иллюстрирует.
Религия, богословская мысль которой содержит и раскрывает весь благословенный смысл Боговоплощения, прославляет Бога истинно и во всей полноте.
Михаил Пушкарский,
Россия,
православный христианин
"за всякое праздное слово, которое скажут люди, дадут они ответ в день суда" (Мат.12:36)
"Кто находится между живыми, тому есть ещё надежда"(Ек.9:4)
Прочитано 2703 раза. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Дневник по Евангелию от Матфея - Николай Погребняк Сия книга не является ни теологическим исследованием, ни сборником проповедей – это дневник. Евангелие от Матфея, не просто самое раннее из Евангелий, оно обращено к Израилю – народу Божьему и по свидетельству Папия Гиерапольского, ученика Апостола Иоанна, было написано Матфеем на еврейском диалекте (арамейском).