Если вы читали мои предыдущие проповеди, то вам уже знакомо следующее определение:
Поклонение - это наша естественная реакция на Божье присутствие.
Это действительно так. Но это не вся истина. Наше понимание поклонения будет неполным, если мы будем игнорировать другой наиважнейший его аспект. Прочитайте следующее определение:
Настоящим поклонником является не тот,
кто постоянно, что-то переживает, а тот,
кто поклоняется независимо от того, что переживает.
На первый взгляд, в этих двух утверждениях видно явное противоречие. На самом же деле нам нужно понять, что существует два вида поклонения дополняющие друг друга: поклонение-отклик и поклонение-выбор.
Поклонение - выбор
Если мы посмотрим на Псалтырь, то увидим, что очень часто поклонение Давида было вдохновлено тяжелыми жизненными обстоятельствами, а не Божьим присутствием. Псалом 50, например, появился в результате грехопадения Давида, когда он ощущал себя бесконечно далеким от Господа. Какие уж тут особенные личные переживания от Божьего прикосновения! Давид являет нам потрясающий пример воина-поклонника, который мог поколебаться в чем угодно, но только не в своем решении поклоняться.
Выбор - именно с этой ступени поклонения начинается наш путь в Божье присутствие. Именно этот вид поклонения является наиболее частой практикой в наших личных взаимоотношениях с Господом и на общецерковных собраниях.
Поклонение-выбор - это жертва, требующая от нас определенных усилий и верности. Поклонение-выбор - это следствие однажды принятого решения:
"Господь, я принимаю решение быть Твоим поклонником.
Я буду поклоняться Тебе независимо от того, что чувствую и переживаю,
независимо от окружающих меня обстоятельств,
независимо от мнения людей.
На это решение не повлияют ни время, ни ангелы, ни смерть, ни ад,
ни другая какая тварь вещь или обстоятельство.
Да утвердит меня Твой Дух. Аминь".
Хотя бы не расцвела смоковница и не было плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, - но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего. (Авв.3:17,18)
Когда в моем сердце нет отклика, я опираюсь в своем поклонении на это решение. Оно придает мне силы противостоять неверию.
Писание богодухновенно, т.е. каждый его стих может стать обращением Бога ко мне лично. Прочитайте следующий стих с этим отношением:
Итак, возлюбленные мои, как вы всегда были послушны, не только в присутствии моем, но гораздо более ныне во время отсутствия моего, со страхом и трепетом совершайте свое спасение… (Фил.2:12)
То, что с нами происходит в Божьем присутствии, от нас практически не зависит. Как на удар по коленке молоточком невропатолога наша нога отвечает рефлекторным выпрямлением, точно также наша душа отвечает на прикосновение Бога своим поклонением.
Я открыл для себя один секрет. Чем меньше Божьей славы я вижу, чем меньше имею подтверждений Его милости и любви, чем меньше имею переживаний Божьего присутствия, чем труднее мои обстоятельства и безвыходнее ситуация, я понял, что тем сильнее могу коснуться сердца Божьего своим поклонением. Все дело в том, что в присутствии Божьей славы творение не может не поклоняться, слава просто не оставляет ему выбора.
Кто не убоится Тебя, Господи, и не прославит имени Твоего? ибо Ты един свят. Все народы придут и поклонятся пред Тобою, ибо открылись суды Твои. (Откр.15:4)
Любовь предполагает наличие свободы выбора. Наша любовь проверяется и крепнет тогда, когда в те периоды жизни, в которые нам кажется, что полностью лишены Божьей поддержки мы, тем не менее, остаемся верными и выбираем поклоняться, а не роптать. Такое поклонение заставляет небеса рыдать от умиления.
Свое поклонение я очень часто начинаю, когда ничего не чувствую. Я не то что не ощущаю Бога, но я не ощущаю даже искренней любви и благодарности к Нему. Но когда, несмотря на это я все же принимаю решение поклоняться, в конце концов, я достигаю того места, в котором мое поклонение становится откликом. Мною движет вера в то, что это место существует, и стремление в него попасть.
Поклонение Фомы
Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим. Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой! Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие. (Иоан.20:27-29)
Поклонение Фомы - это поклонение-отклик. Он смог поклониться только после личной встречи с Господом. Представьте, что должен был переживать Фома, стоя на коленях перед Иисусом. Сокрушенное покаяние в неверии, радость обретения веры в любящего и прощающего Господа, слезы счастья от созерцания любимого улыбающегося лица Того, Кто в сердце уже был похоронен. Тьма неверия, безысходности и отчаяния во мгновение ока разрушена могущественным присутствием Воскресшего и Живущего во веки. Что может быть лучше этого момента встречи с Ним? Но Господь говорит, что есть нечто лучше веры и поклонения Фомы! Лучше веры-отклика и поклонения-отклика. Почему Он так сказал? Неужели Он имеет в виду, что для нас лучше никогда не видеть Его славы и чудес, никогда не переживать Его присутствия? Но посмотрите, что Он сказал ученикам задолго до этого:
Ваши же блаженны очи, что видят, и уши ваши, что слышат, ибо истинно говорю вам, что многие пророки и праведники желали видеть, что вы видите, и не видели, и слышать, что вы слышите, и не слышали. (Матф.13:16,17)
Здесь мы видим, что блаженство как раз и заключается в созерцании Божьей славы. Думаю, что, обращаясь к Фоме, Иисус просто уточняет, что мы становимся блаженными задолго до того, как увидим Его славу в мире физическом, увидев ее глазами своей веры в мире духовном.
Для обретения близости необходим поиск. Важна не сама вера, а поиск, к которому она приводит. Мы начинаем искать большего, когда верим - то, что мы имеем это значительно меньше того, что хочет дать нам Бог.
Фома не верил, что Бог может воскресить Иисуса Христа, этим он умалил Его славу. Так же и мы умаляем ее, считая, что капли Божьего помазания, высвобождаемые нашим поклонением - это все, на что способен Бог в нашей церкви.
Фома не верил, поэтому не искал. Он все время оказывался не в то время и не в том месте.
Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус. (Иоан.20:24)
Неудивительно, что он стал последним из учеников, кто встретился с воскресшим Господом. Если вы не хотите быть в Теле Христовом последним, кого посетит Господь, вы должны поверить, что Он намного больше того, что вы себе о Нем представляете.
...и взыщете Меня и найдете, если взыщете Меня всем сердцем вашим. И буду Я найден вами… (Иер.29:13,14)
Многим из нас, чье поклонение сухо и безжизненно и кто уже давно не верит в то, что может быть что-то большее, Иисус предлагает: "подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои". Но мы должны по настоящему возжелать и начать искать этого. Фома ждал, что Господь Сам проявит инициативу. Иисус сделал для него исключение. Блаженен же тот, кто верит, жаждет и ищет (Матф.5:6; 7:7). Этот поиск меняет наши сердца, оставляя свой отпечаток на всем, что мы делаем, он подчиняет наши жизни одной цели и в конечном итоге достигает Господа.
Сравнение
Поклонение-выбор происходит где угодно и при каких угодно обстоятельствах, поклонение-отклик - только в Божьем присутствии. Источником поклонения-выбора является вера, источником поклонения-отклика - близость с Богом.
Наша цель - удовлетворить Божью и свою личную потребность в близости. Господь желает, чтобы наше поклонение было реакцией на близость с Ним. Но путь к этой цели лежит через нашу жертвенность. Бог отдал инициативу в наши руки, дав нам свободу выбора - избрать близость или отвергнуть ее. Как только мы принимаем решение в пользу близости и начинаем делать попытки ее достижения, наш Отец немедленно устремляется нам навстречу.
Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам… (Иак.4:8)
Господь с вами, когда вы с Ним; и если будете искать Его, Он будет найден вами; если же оставите Его, Он оставит вас.
…но когда он (Израиль) обратится в тесноте своей к Господу Богу Израилеву и взыщет Его, Он даст им найти Себя. (2Пар.15:2-4)
И когда Он приближается к нам, наши сердца взрываются безудержным поклонением и хвалой.
Итак, наша цель - поклонение-отклик. Наш путь к ней - поклонение-выбор. Без первого наше поклонение станет сухим и безжизненным, превратившись в концертную программу, пустую форму или религиозный обряд, крепко засевший в накатанной колее. Без второго наше поклонение никогда не будет стабильным, излишне завися от наших эмоций, чувств и ощущений.
Кирилл Кудряшов,
Минск, Беларусь
Родился в 1973г. Пришел к Господу в г.Норильске в 1995 году. Мое призвание - поклонение. e-mail автора:kukiva@tut.by сайт автора:Пылающие
Прочитано 6608 раз. Голосов 6. Средняя оценка: 4.83
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Поверхностно сказано о том,что приближается все более и более Господь к нам по очищении от грехов.И чем глубже и основательнее очищается человек от греха,тем ближе к нему Господь.Грех встал препятствием,грех (их много,грехов) и должен быть убран.Иначе отношения с Господом и в напряг и словно сквозь стену.Но некоторым этого почему-то достаточно.Дух Святой первым делом указывает на грехи.Святось-наш главный плод Богу.Без святости никто Господа не увидит.Легонь кое очищение от грехов оставляет большинство христиан за бортом веры. Комментарий автора: Несомненно, наша жажда близости с Богом и наше поклонение неразрывно связаны с жаждой святости. Нельзя жаждать первого без жажды второго. Этого нет в статье лишь потому, что это всего-лишь статья, целью которой было лишь слегка осветить некоторые аспекты необъятной темы под названием "поклонение".
Вадим Сибирский
2006-06-21 02:16:02
Хорошая статья. Спасибо. Но вот про Фому зря Вы так. Он по крайней мере, был самым честным и искренним из апостолов. Никто из них не верил в воскресение Христа, однако только Фома нашел в себе силы сказать это вслух.
С Вашими тезисами о поклонении согласен полностью. Благословений. Комментарий автора: Спасибо за отзыв. Что касается Фомы, то я отталкивался от того, что о нем сказал Сам Иисус и от того, что написано о нем в Писании с момента воскрешения Господа. Мы не знаем, как отреагировали остальные ученики на свидетельства тех, кто видел Господа воскресшим, но зато хорошо исзвестна реакция Фомы. Из Писания нам известно, что:
1. Фома единственный, кто выразил сомнение в правдивости рассказов свидетелей воскрешения.
2. Фома последний из апостолов, кого посетил Господь после воскрешения.
3. Упрек Господа в неверии был высказан именно Фоме (хотя и не ислючаю, что был адресован он и другим ученикам, в том числе и нам).
Давайте скажем так... Я использовал Фому в качестве примера только потому, что его случай был наиболее показательным и ярким. Мои выводы о степени его неверия по отношению к другим ученикам и зависимость от нее посещения Фомы Господом могут быть ошибочными.
Станислав
2007-04-13 17:17:59
Отлично, брат. Кратко, доходчиво. Личный опыт: в межденоминационном служении, когда одни люди танцевали, другие кричали на наречиях, подняв руки, третьи сидели, уткнув головы в колени, а четвертые смотрели на это с недоумением, я задал Богу глупый вопрос: а как правильно поклоняться? (я имел в виду форму - с танцами, или без; тихо, или громко, сидя или стоя и т.д.) Бог ответил: "Познай Мое величие!" - я вначале и не понял, о чем речь. Потом дошло: познав Его величие, человек поклонится самым должным образом. И неважно, что кто-то при этом затанцует, кто-то упадет на пол, кто-то засмеется, а кто-то заплачет. Это будет самое правильное поклонение! Это то, что ты, брат, называешь поклонение-отклик. Спасибо! Комментарий автора: Спасибо за ваш отзыв. Согласен - когда мы больше будем смотреть на Него, мы перестанем оценивать поклонение друг друга.
Софьина Татьяна
2008-04-07 07:37:51
Слов не хватит, чтобы выразить всё то, что я думаю вам сказать. И если в слово спасибо хоть как то может поместиться благодарность пяти лет, то спасибо вам, Кирилл. Я являюсь лидером команды прославления в г. Саратове (Россия), и в нашей церкви есть школа хвалы и поклонения. 5 лет назад мне в руки попал ваш конспект проповедей "Сокровенное поклонение", и я стала другим человеком. Могу сказать, что вы повлияли на всю мою жизнь. А когда я стала по этим конспектам преподавать, начали меняться и жизни многих студентов нашей школы. Наверное за эти 5 лет, я даже говорить стала на вашем сленге, т. к. выучила конспекты почти наизусть. Я не зубрилка какая то, просто это так нужно всем прославляющим! Есть ли у вас что-то новое? Мы нуждаемся в свежей манне! Молюсь за вас. Спасибо. Комментарий автора: Спасибо. Ваше свидетельство большое ободрение для меня.
Что касается нового, то сегодня я являюсь членом команды "Вулкан поклонения", им собственно и живу. На форуме "Вулкана" помещены мои последние статьи о поклонении (мой ник на форуме - К.Лирик):
http://vulkan-by.com/forum/
Обратите внимание на тему "Поклонение в афоризмах", в которой я в коротких фразах попытался выразить мое понимание поклонения.
Так же есть статьи, которые не вошли в цикл "Сокровенное поклонение" здесь:
http://serafim.narod.ru/books.htm
Есть мои статьи и комментарии к статьям других авторов на следующем форуме (мой ник на нем - Лирик):
http://www.music4jesus.ru/phpBB2/index.php?c=3
Есть так же небольшая книжка "Справочник лидера поклонения домашней группы", скачать ее можно по этой ссылке:
http://serafim.narod.ru/books/directory.exe
Сейчас у меня в голове крутится очень много нового, но времени это как-то оформить не хватает. Постараюсь писать почаще.
Еще раз спасибо. Не сводите с Него взгляда!
Потёмкин Влад
2008-10-22 06:45:30
Дорогой брат Кирилл, когда читал твою пропоиедь, то слёзы буквально лились из моих глаз. Ты действительно настоящий поклонник! Божье Присутствие сошло на меня, когда ты поделился твоим откровением! Помолись пожалуйста, чтобы поклонение Господу стало образом моей жизни, чтобы в моём сердце всегда находилсяБожий отклик на моё хождение перед Ним! Спасибо Господу, что Он употребляет тебя, как Свой драгоценный сосуд. Божьих благословений! Комментарий автора: Господь Иисус, я молюсь, чтобы ты наполнил сердце Влада невыразимой жаждой Твоего присутствия, Твоей славы. Пусть эта жажда день ото дня становится больше и больше, поглощая все его иные привязанности, пленяя все его желания и устремления. Назначь ему встречу и обеспечь его приход на нее.
Аминь.
Виталий Зима
2008-12-28 06:03:23
Очень хорошее слово. Особенно хорошо то что достаточно много подтверждений из писания. Нам действительно необходимо хотябы от части понимать что такое поклонение Богу. Ведь это то чем мы будем заниматься в вечности когда Он заберёт нас к себе. Игнорируя познание в этих вопросах здесь, врядли оно дастся нам там только потому что мы там.
Лора Попова
2010-08-05 11:09:29
Слава Богу за этот ХРИСТИАНСКИЙ сайт, объединяющий личные помазания в новое прекрасное целое.
Какой сильный Духом отзыв-откровение брата Станислава, прекрасно дополняющий Ваше исследование, брат Кирилл:
" ...я задал Богу глупый вопрос: а как правильно поклоняться? (я имел в виду форму - с танцами, или без; тихо, или громко, сидя или стоя и т.д.) Бог ответил: "Познай Мое величие!" - я вначале и не понял, о чем речь. Потом дошло: познав Его величие, человек поклонится самым должным образом ..."
- правильно поклонится не по форме (по букве), но по Духу и в духе.
Каких поклонников ищет Себе Отец? - тех, кто поклоняется Ему в Духе (в духе) и Истине. Чем более являемся соучастниками, сопричастниками благих Деяний Отца, тем сильнее дух наш доверяет Его силе и власти. И славит и благодарит Бога, за то что уже сделал для нас и других, сделал для народа Своего Израиля и делает ныне; за то, что ещё сделает в будущем.
Блаженны не видевшие будущее благодеяние, но уже сейчас способные верою в будущее благодарить Бога за Его содействие и поддержку - блаженны не видевшие, но уверовавшие.
Лора Попова
2010-08-05 11:19:41
Авва Отче! дай нам познать Величие Деяний Твоих для народа Украины, как Ты дал познать народу Своему Израиля, выведя его из рабства с серебром и золотом и не было в коленах их болящего; проведи чрез пустыню скудости и бедности, и введи в землю благих обетований Твоих народ наш, Благословенный Отец и Творец. Да познаем на земле путь Твой, Благий Отче, во всех народах спасение Твоё. Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.
Алена Г.
2012-01-27 00:26:58
как вы думаете, Исая попав в присутствие Божье, танцевал? смеялся? или 24 старца? или мы думаем, что можем что-то добавить из своих эмоциональных переживаний? на мой взгляд, именно от осознания величия Божьего и своего несовершенства и немощи и приходит страх Господень, а отсюда и поклонение в духе и истине. да. мы можем радоваться как дети, доверяя себя Ему и тянуться к Нему, но чаще поклонение приходит именно в сокрушении сердца, в умилении, в предстоянии перед Его святостью. Давид и изливал свое сердце перед Богом и пел Ему песнь хвалы. думаю, что мало кто из нас познал еще радость победы в духе, спел свою песнь восхождения. какая она? величественная, в смирении перед Творцом? хотя, конечно, что-то уже нам сегодня дано познать именно не от нас, а от Его Духа. да благословит Господь. мне ближе ваша проповедь о поклонении сокрушенных сердец. Комментарий автора: Сокрушенное, смиренное, трепетное поклонение, которое мы видим у Исайи и старцев - это не единственные примеры выражения поклонения в Писании. Была еще Мириам (Исх.15:20), был Давид (2Цар.6:14) и его левиты. Смирение Богу выражается в послушании Его слову, в том числе как именно мы должны выражать свое поклонение. В Пс.149:3 нам дается повеление прославлять Бога в танце (ликами), а в Пс.150 сказано, что мы должны это делать во святилище, в непосредственном присутствии Бога. Из Иер.31:4,13, а так же из Лк.15:25 хорошо видно, что Богу нравится, когда Его дети танцуют в Его доме.
Поклонение многогранно, и мы не должны ограничивать его каким-либо одним переживанием или выражением. Лично я рыдал в поклонении, когда сердце разрывалось от покаянного сокрушения и тоски по Богу, в молчании лежал ниц, смиряясь в страхе пред Его величием и... безудержно танцевал и смеялся, не в силах вынести переполнявшую меня радость от осознания Его любви и близости ко мне. И весь этот и намного больший спектр эмоций и чувств вы можете увидеть в псалмах Давила - величайшего из поклонников Господа.
Алена Г.
2012-02-03 04:01:31
как бы там не было, но поклонение думаю в любом случае выражает благоговение перд Богом. да, многие приводят в пример и Мариам, и Давида, возможно такое поклонение соотвествовало их душевному устройству, они же евреи были. возможно, это находит отклик и в других сердцах. я переживаю радость от общения с Отцом, доверяя Ему свою жизнь, покоясь в Его крепких Отцовских руках, мир Божий от Его присутствия и как следствие этого радость. так, что вот так. мы все разные, и Бог к нам говорит с нами на нашем уровне, поднимая нас к Себе и отрывая от нас самих, и всего что связано с нами. но все приводит к благоговению и у кого-то к созерцанию Его велилепной славы в духе. с миром Божьим Комментарий автора: Благоговение и радость - это не взаимоисключающие понятия. Наш Бог удивительный, любящий и страшный, Папа и Судья, Агнец и Лев, Пастырь и Воин, поэтому для поклонника переживать в одно и тоже время и восторг и трепет - нормальное явление. А понимание несовместимости святости с эмоциональным поклонением - это гнилое наследие греческой филосовской школы, "подарившей" христианству аскетизм и монашество. Истоки истинного поклонения нужно искать не в Афинах, а в Иерусалиме. Именно еврейский народ, тысячелетиями впитывавший в свой менталитет опыт Богопознания являет наиболее точный эталон выражения поклонения.
Ваше осторожное отношение к эмоциональному поклонению я могу объяснить лишь недостаточным знанием Писания в вопросе поклонения. Я не думаю, что вы действительно искренне считаете, что псалмы 149, 150 и многие другие местописания, в том числе и приводимые мной в предыдущем ответе вам, относятся только к еврейскому народу и потому нами не должны приниматься в расчет. Эдак можно 99% Библии смело выкидывать.
Я полностью согласен с вами в том, что Бог, направляя нас в глубины поклонения, отрывает нас от нашего опыта, наших страхов и комплексов, наших предрассудков и ложных представлений и там в глубине Его присутствия мы вполне можем обнаружить себя... танцующими с Иисусом.
Алена Г.
2012-02-03 04:10:28
ну не скажу что в Луки говорится именно о танцах. ведь ликование это несколько совсем другое - радость. но если рассматривать в еврейской традиции, то можно от радости и в пляс пуститься...возможно, дело во мне, это я не такая эмоциональная... Комментарий автора: Это в старорусском переводе стоит "ликование", а в оригинале стоит греческие "horos" - от этого слова происходит наше "хоровод".