Сказка – ложь? Забава, не стоящая внимания и временных затрат? Отнюдь, далеко не бесспорное утверждение. Сказка – история, сказка – притча, сказка – иносказание. Зеркало и увеличительное стекло. Урок и отдых, глубина мысли при кажущейся простоте – и созерцательность.
Однако все чаще на ум приходят слова великого сказочника Клайва Стейплза Льюиса, который писал, что взрослые отчего-то стесняются признавать свою любовь к сказке. Для них это «признак детскости, незрелости», в то время как изначально сказка была как раз вполне взрослым жанром, но с веками, подобно тому, как старая мебель перекочевывает из гостиной в детскую, оказалась низведена до зряшного развлечения несмышленых малышей.
Впрочем, и утверждать, что не все мы родом из детства, тоже глупо. При этом большинству из нас вовсе необязательно впадать в него вновь, чтобы вновь полюбить сказку, обратиться к ней, как к достойному всяческого внимания жанру.
Басня. Целые поколения воспитывались на них, черпая вдохновение и приобретая уроки жизни, которые, встречая в реальной жизни в лоб, не всегда осознаешь. Или поступишь интуитивно правильно, или раз за разом будешь репетировать пляску на одних и тех же граблях. Басня же – источник кристаллизированной мудрости. Помните старую шутку? Умный человек знает, как выбраться из самой глубокой ямы, мудрый же в нее умеет не попадать.
Притча. Та же сказка, иносказание, которым не брезговали даже библейские пророки. Множество притч вышли из уст самого Христа. О Небесах и земле, о Боге и человеке, об истине и лжи. Да и чего греха таить, Нагорную проповедь перескажет хотя бы приблизительно далеко не каждый знаток Писаний, но яркие и острые притчи о зарытых талантах, о десяти девах, о винограднике помнят все.
Стоит ли поминать, что весь девятнадцатый век второй по значимости вершиной мировой литературы была не «Война и мир», а «Путешествие Пилигрима» – аллегория, вышедшая из-под пера сына простого котельщика, бывшего солдата, бывшего торговца по имени Джон Буньян. Написанная, кстати, в одном из худших острогов британского королевства. В двадцатом веке ситуация изменилась ненамного. Второй в мире по продаваемости после Библии (6 миллиардов экземпляров) стала книга «Цитатник Мао Цзэдуна» (900 миллионов), а третьей – «Властелин Колец» Дж. Р. Р. Толкиена (100 миллионов).
Но отчего-то мы, взрослые, все равно по сию пору стыдимся сказки. Полагаем, что она ниже нашего достоинства, и не дай Бог кто-то прознает о нашей слабости. И хорошо, если хотя бы дома, при закрытых дверях и приглушенном верхнем свете вынимаем из-под подушки потрепанный томик. Чаще же останавливаем самих себя мыслью о том, что тяга к ним – признак несерьезности, подлежащий искоренению.
И, раз так, то бедные мы люди. И нам давно пора бы вернуться к тем временам, когда сказочники были одними из наиболее уважаемых людей. А их истории – любимейшими в народе источниками неоскверненной, мудрой простоты. Понять, что быть в душе ребенком не зазорно, точно также как изо всех сил стараться показать себя взрослым не то же самое, что таковым являться.
Ведь, может быть, сказка действительно ложь. Но содержится в ней что-то, некий намек, способный научить нас многим полезным вещам. Пусть даже одной из этих вещей будет детское простодушие и искренность.
Олег Панферов,
Россия, Москва
Родился в 1974 году, женат, воспитываю сына.
Писать стихи, сказки, фантастические и детективные рассказы начал во втором классе. В четвертом заслужил похвалу от преподавательницы русского языка и литературы, в пятом посылал четыре своих стихотворения в редакцию "Пионерской правды"
В 2005 выпустил первую книгу - фэнтезийный роман "Мир, в котором почти ничего не происходит". сайт автора:СКАЗОЧНИКИ.РУ
Прочитано 2751 раз. Голосов 1. Средняя оценка: 1
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Поэзия : Нищий - Олейниченко Максим Сергеевич «Ибо ты говоришь: «я богат,
Разбогател и ни в чем не имею
Нужды»; а не знаешь, что ты
Несчастен, и жалок, и нищ,
И слеп, и наг»
Откр. 3: 17
- Господь хочет, чтобы мы нуждались в Нем, не отвергали Его поддержки, т. к. без Него мы немощны.