В одной из тем мы рассмаривали вопросы связанные с тем, почему без покаяния не бывает прощения. Сегодня хочется поразмышлять на тему, каким должно быть покаяние. Для того, чтобы понять это мы обратимся к Предтече, который предшествовал Иисусу в служении, проповеди и даже в смерти – Иоанну Крестителю.
«Как написано у пророков: вот, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою. Глас вопиющего в пустыне: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему». (Мк. 1: 1-6)
Эти слова взяты Марком из книги пророка Исайи 40:3-5.
«Приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи стези Богу нашему; всякий дол да наполнится, и всякая гора и холм да понизятся, кривизны выпрямятся и неровные пути сделаются гладкими;и явится слава Господня, и узрит всякая плоть спасение Божие».
В древности когда царь собирался посетить свои провинции, он оповещал через вестника своих подданных о своих намерениях. Чтобы они могли подготовиться к его приезду и привести в порядок дороги, по которым будет ехать царь. Дороги тогда были обычными проселочными, без всякого покрытия, потому очень плохими. Разбитые колесницами и повозками, они нуждались в ремонте. И отремонтировать их должны были те, кого царь решил почтить своим присутствием.
Иоанн, который стал предвестником Царя царей, призывал людей убрать на пути в свое сердце все то, что помешает Господу войти в него. «Господь грядет,- говорил Креститель, приходящему послушать его народу, - прямыми сделайте стези Ему. Сотворите достойные плоды покаяния. Потому что Он будет судить народ Свой». В своих проповедях о необходимости покаяния, Иоанн для усиления эффекта будоражит воображение слушателей картинами сбора урожая, знакомыми каждому иудею с детства.
«Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым». (Мтф. 3:12)
В те времена, большой плоской лопатой загребали неочищенную пшеницу, подбрасывали вверх и таким образом провеивали. Тяжелые зерна падали вниз, а солома будучи легкой отлетала. Иоанн таким образом дает своим слушателем понять, что Господь в судный день так же отделит праведников, приносящих плоды в Царство Божье, от бесплодных грешников.
Далее Иоанн рисует в воображении слушателей еще одну картину до боли знакомую всем, кто занимался садоводством.
«Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь».
В конце каждого сезона садовник вместе с хозяином осматривал деревья и виноградные плантации и выкорчевывал те растения, которые не приносили плодов, а только занимали землю. Бесплодие всегда приводит к гибели. Грех делает человека бесплодным. Потому молитвы грешника остаются без ответа, а все, что он делает не приносит пользы ни Богу, ни людям. Иоанн призывал не просто раскаяться в своих грехах, а изменить свой образ жизни.
Приходящий креститься к Иоанну народ, слушая его, спрашивал: «Что мы должны делать?»
И Иоанн давал на это простые и предельно ясные ответы:
«у кого две одежды, тот дай неимущему, и у кого есть пища, делай то же.
Пришли и мытари креститься, и сказали ему: учитель! что нам делать?
Он отвечал им: ничего не требуйте более определенного вам.
Спрашивали его также и воины: а нам что делать? И сказал им: никого не обижайте, не клевещите, и довольствуйтесь своим жалованьем».
Когда же к Иоанну приходили книжники, фарисеи и саддукеи послушать его и креститься. Он рисовал для их воображения картину степного пожара, когда пламя, подобно огненной реке, разливалось по траве, а впереди него бежали рептилии и земноводные, мыши, тушканчики, птицы, а так же прочая живность, которая укрывалась в сухой траве и кустарниках. Огонь выгонял их из своих жилищ, и не было нигде спасения, особенно если пожар сопровождался сильным ветром.
«Порождения ехиднины! кто внушил вам бежать от будущего гнева? Сотворите достойные плоды покаяния.» (Мтф.3:7).
Покаяние должно иметь своей целью очищение совести человека, и это не только означает удаление от злых дел, но и совершение добрых ради Господа. Сборщик налогов Закхей когда покаялся сказал: « половину имения моего я отдам нищим, и, если кого чем обидел, воздам вчетверо».
Мария Магдалина из которой Иисус изгнал 7 бесов, всюду следовала за Ним, чтобы пользоваться каждым моментом послужить Тому, кто освободил ее от рабства греха.
И даже в тяжкие дни и часы жестоких страданий Христа на Кресте, Мария Магдалина не оставила Своего Спасителя. А оказалась преданнее и мужественнее Апостолов, когда те, не смотря на свои обещания умереть с Ним, «бежали» (Мтф.26:56). Желание смягчить тернистый путь Иисуса и поддержать Его своей любовью и верностью, было для нее сильнее страха смерти.
Разбойник на Кресте, в какой-то момент осознав, что перед ним Спаситель, старался унять своего подельника, который злословил Христа. Искреннее покаяние изменило его сердце, а присутствие Иисуса дало надежду, не смотря на свое мрачное прошлое, на спасение.
Когда человек переосмысливает свою жизнь и решает оставить грех, Бог дает ему понимание, что нужно делать дальше. Иногда это понимание приходит на уровне мыслей, а иногда Бог использует другого человека, чтобы донести то, что хочет от нас, как в этой притче.
___________________________________
Жил-был купец, который нажил большое богатство. Но время шло, и понял он, что пора душу свою к встрече с Богом готовить. Стал он людей расспрашивать, что сделать, чтобы Бог над его душой смилостивился. Одни говорили ему:
— Раздай имение бедным и угодишь Богу.
Другие говорили:
— Пожертвуй имение на строительство Храма и угодишь Богу.
А один старец посоветовал ему:
— Ты обратись к Богу, покайся и этим угодишь Ему.
Покаялся купец, в слезах исповедал все прегрешения и беззакония свои. И светло стало у него на душе. Но время шло, а ему всё не давал покоя вопрос: угоден ли он теперь Богу? Стал он людей опять расспрашивать. Одни говорят:
— Раз ты покаялся, душу свою очистил, то теперь раздай имение своё бедным и угодишь Богу.
Другие говорят:
— Раз ты покаялся, душу свою очистил, то теперь пожертвуй имение своё на строительство Храма и угодишь Богу.
Пошёл купец к старцу за советом, тот и говорит:
— Раз ты покаялся, душу свою очистил, то теперь и содержи её в чистоте. Душа начинает трудиться только после покаяния. А в остальном — поступай так, как душа чистая подскажет.
Так и жил тот купец в трудах до самой смерти. Говорят, что и бедным он помогал, и на Храмы жертвовал. Только об этом мало кто знал. Купец все свои добрые дела в строгой тайне хранил, поэтому ничего о них доподлинно неизвестно.
__________________________
Иисус многих грешников обратил к покаянию, многих потерявшихся нашел; многих заблудившихся возвратил на путь истинный. Но особо из них выделяются люди, которые упомянуты в Евангелии. Не потому что это какие-то выдающиеся люди, а потому что их истории типичны и поучительны для всех поколений.
Истории сборщика налогов Закхея, блудницы Марии Магдалины, Апостола Петра, который из страха отрекся от Иисуса в часы Его испытаний, разбойника на кресте, дают нам надежду на то, что так же милостив будет и к нам Господь, если мы раскаемся в своих грехах, оставим их и придем к Нему..
Но есть и другое раскаяние. Раскаяние ожесточенное, безнадежное и самоубийственное. Таковым было раскаяние Иуды, предавшего Христа. «Согрешил я, предав Кровь неповинную, – сказал он, вышел, пошел и удавился» (Мф.27:4-5). Это раскаяние без веры в Бога, приводящее к смертоносному отчаянию и суициду.
Движимый ненавистью к себе, к фарисеям, ко всему остальному миру, в котором ему не удалось добиться желаемого, он покончил со своей жизнью, потому что не смог получить то, что хотел, даже совершив немыслимую подлость, предав Христа на смерть.
Иуда сожалел только о том, что его замысел не удался, а не о том, что он вообще мог дойти до такого. Он и не помышлял о том, чтобы измениться, а думал только о том, как достигнуть своих целей. Когда это не удалось, он свел счеты с жизнью.
Рассматривая тему неугодного Богу покаяния нельзя не вспомнить молитву мытаря и фарисея в Храме (Лк. 18, 9-14).. Мытарь в сокрушении сердца своего не смеет поднять глаза к Богу и просит для себя милости. Фарисей благодарит Бога за то, что он не таков как прочие люди, считая себя лучше других и не осознавая того, что так же грешен в глазах Бога.
Эта притча ярко иллюстрирует разницу между Божьим и человеческим судом. Фарисей был уверен в своей праведности, соблюдая дела закона. Но из Храма более оправданным вышел мытарь. Потому что он уповал только на милость Господа, Который может сделать то, чего не может сделать Закон, а именно даровать Вечную Жизнь.
Человек повстречал плачущего юношу.
— О чём ты плачешь? — спросил он.
— Я плачу о моих грехах, — сказал юноша.
— Тебе, должно быть, нечем заняться, — сказал человек.
На следующий день они встретились снова. Юноша опять плакал.
— Почему ты плачешь сегодня? — спросил человек.
— Я плачу, потому что мне нечего есть, — сказал парень.
— Я так и думал, что до этого дойдёт, — сказал человек.
________________________________
Наблюдая такие моменты в жизни людей, о которых повествует Роберт Стивенсон, невозможно отметить еще один момент немаловажный, когда речь идет о покаянии. Покаяние заключается вовсе не в том, чтобы загонять себя в депрессию мыслями о собственых грехах. Покаяние — это осознание того, что какие-то вещи в нашей жизни не угодны Богу. И эти вещи надо исправить. Это то о чем говорил в своем время Иоанн Креститель:
«Притотовьте путь Господу, прямыми сделайте стези Ему».
То есть покаяние это не эмоциональное накручивание себя до истерики и нервного срыва. А исправление своих путей пред Господом. Для него это важно. Очень хорошо тему покаяния описывает Давид своих псалмах.
Не положу пред очами моими вещи непотребной; дело преступное я ненавижу: не прилепится оно ко мне. Сердце развращенное будет удалено от меня; злого я не буду знать. (Пс.100: 3-4).
Вот так в идеале и должно выглядеть наше покаяние, которое на 100% будет угодно Богу. Главное только давать такие обещания, которые вы твердо решили и можете выполнить, а не просто пообещать и не исполнить.
Иногда спрашивают: почему после покаяния человек снова впадает в тот грех, в котором раскаялся и который исповедал перед Господом?
Ответ мы находим у блаженного Августина, который очень точно обрисовал суть проблемы на собственном примере:
«…Я просил у Тебя целомудрия и говорил: “Дай мне целомудрие и воздержание, только не сейчас”. Я боялся, как бы Ты сразу же не услышал меня и тут же не исцелил от злой страсти: я предпочитал утолить ее, а не угасить».
Если душа наша привязана ко греху, и грех остается привлекательным и желанным для нее, Бог не будет освобождать от него. Любовь не насилует.
Пока мы не возненавидем грех, он будет господствовать над нами. И закончиться такие заигрывания с ним, в надежде на безграничное милосердие Божье, могут очень и очень печально.
Безусловно Бог сострадателен и милостив, потому ради спасения людей, Он Своего Сына отдал на Крест, чтобы мы все имели шанс на спасение и Вечную Жизнь в Его Царстве. Но туда не может войти ничего нечистого.
«И не войдет в него ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни». (Отк.21:27)
В Святом Божьем Присутствии не устоит ни один человек, обремененный грехами. Потому нам здесь на земле нужно очиститься от них и освободиться, через познание Истины, которая сделает нас свободными от всякого рода рабства. (Ин.8:32). И если наше желание освободиться от греха будет непоколебимым, Господь обязательно поможет нам в этом.
«Потому что Он трости надломленной не переломит и льна курящего не угасит, доколе не доставит суду победы» (Мтф.12:20).
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности