«Для чего вышел я из утробы, чтобы видеть труды и скорби,
и самая лучшая пора их труд и болезнь» - /Иер.20.18; Пс.89.10/
«Только труд всему основа,
Честный труд людской…
Вот мое, какое слово,
Вот мой сказ, какой! - /М.Исаковский/.
Зачем изобретать «велосипед», нужно уметь подставить нужные готовые детали – слов, чтобы тема «поехала» в нужное русло.
«Делу время, потехе час» - говорит старинная русская пословица. О труде, главном содержании человеческой жизни, издавна говорилось в пословицах, пелось в народных песнях, сказывалось в сказках. О труде людей на родной земле писали русские писатели, поэты слагали стихи. Об этом – труде на земле и будет разговор»- /М. Детлит. 1975/.
«С этого момента (согрешения Адама), его занятие станет для него тяжёлым трудом, и он в дальнейшем должен будет продолжать его в «поте лица» - /Быт.3.19/. Его труд до согрешения приносил ему удовольствие; для ухаживания за садом не нужно было прилагать особых усилий, и для его поддержания не требовалась особая забота. Но теперь его труд станет, утомительным и будет истощать его тело; его беспокойство станет, мучением и будет поражать его разум. И сделает труд земледельца намного труднее и утомительнее. Если бы Адам не согрешил, то ему не пришлось бы проливать пот. Здесь обратите внимание, что труд – наша обязанность, которую мы должны тщательно исполнять; мы обязаны трудиться не только как творение, но и как необходимость противостоять праздности. Тяжёлый труд и пот говорят о трудностях, которые испытывает из-за слабости плоти человек, служа Богу» - /Мэтью Генри/.
Согласно Всеобщей декларации прав человека ООН, «Право на труд» является одним из важнейших прав каждого человека. Однако это право не всегда обеспечивается. Стабильность рабочего места зависит от многого – начиная с состояния местной экономики и кончая положением на мировом рынке. Тем не менее, когда люди теряют работу или когда им грозит такая опасность, следствием этого нередко бывают демонстрации протеста, беспорядки и забастовки. Страны, где обходятся без этого, - в меньшинстве. Да и само «работа», как сказал один писатель «всегда было связано с эмоциями».
Работа важна для нас по многим причинам. Она не только приносит доход, но и содействует нашему психологическому благополучию. Работа удовлетворяет желание быть полезным членом общества и иметь смысл в жизни. Кроме того, от неё в какой-то степени зависит самоуважение. Поэтому кто-то, у кого денег больше чем достаточно для удовлетворения своих потребностей или кто имеет право выйти на пенсию, всё же предпочитает работать. Да, работа настолько важна, что её отсутствие обычно влечёт за собою серьёзные социальные проблемы.
«Работа была трудной, кропотливой, отнимавшей много времени и сил. Но она была интересной не только потому, что раскрывала особые способы питания некоторых растений, но и примером своеобразного приспособления к условиям жизни» - /Ч.Дарвин/.
«Труд создал человека и человек создаётся трудом и нужно раскрыть роль труда в жизни» - /Ф.Энгельс/.
«Ведь всякая деятельность непременно чем-нибудь вызывается и поддерживается; всякий работает, прежде всего, потому, что сознаёт потребность труда, нравственную или физическую, чаше всего и ту и другую нераздельно. Скажите, отчего же потребность труда могла бы родиться в руководящем баптистском пастыре? Что им была за надобность работать. С незапамятных времён, поколение за поколением, приходят люди-счастливцы на готовое. Кто-то прежде их, для них неведомо, приготовил всё это. И неужели от счастливца, получающего этот клад, можно ожидать, что он от него откажется и скажет: «Нет, я лучше хочу сам трудиться, сам приобретать себе хлеб свой». Нет, конечно» - /Н.Добролюбов/.
А апостол Павел, которые сам трудился, как апостол: «остался у них и работал» - /Деян.18.3/, «то завещаваю вам сие: если кто не хочет трудиться, тот и не ешь» - /2Фес.3.10/. Он даёт как завещание, - что нужно трудиться.
А пастыря ищут возможность быть руководителями, чтобы руками ничего не делать. Кто-то может возразить, как? Они трудиться. «Посмотришь на дельца иного, - говорит И.Крылов в басне, - хлопочет, мечется, ему дивятся все: он, кажется, из кожи рвётся. Да только всё вперёд не поддаётся. Как белка в колесе». «До пота взмок на ниве просвещенья: без устали трудился много лет. Но где плоды старания и рвенья? Бесплодным оказался пустоцвет церковный, без любви» - /Э.Остоженская/.
Митрохин в книге «Баптизм» - признал, что «Церковь не просто призывала трудиться, она объявляла труд моральным долгом человека. Протестантизм освятил повседневную жизнь человека во всех её проявлениях – в труде, в быту и т.д.».
«Как при насаждении виноградника прилагается прилежание и труд с целью собрание плодов, и если их не будет, то всё дело будет тщетно; так и при молитве, если плодов духовных, т.е. любви, мира, радости и прочее в себе не усмотришь, бесполезен, будет «труд наш». Потому, духовные труды наши «молитву с целью или надеждою плодов, т.е. наслаждении сладостью в сердцах наших мы исполнять должны» - /Макарий Египетский/
«Трудиться, работать, и поверьте, что нет наслаждения в жизни, которое бы давалось так. Всё приобретается трудом и лишениями. Но зато, чем тяжелее труд и лишения, тем выше награда. А нам предстоит огромный труд – понять друг друга и удержать друг к другу любовь и уважение» - /Л.Толстой/. Подобно этому говорит и блаженный Августин: «Нужно трудиться так, как будто все зависит от нас, и молиться так, как будто все зависит от Бога».
«Труд христианина для небес напоминает утреннюю работу жениха в день бракосочетания, когда он облачается в свадебную одежду, в которой будет сочетаться с невестой. Так и мы, совершая свой религиозный долг, надеваем свадебные одежды, в которых будет сочетаться с Христом во славе. Служение Богу напоминает сбор пряностей или цветов, когда людям хоть и приходиться трудиться, но этот труд возмещён наслаждением. Труд для небес похож на раскопки золотой жилы: копать – этот труд, а добывать золото – удовольствие» - /Томас Ватсон/
Одни люди – работоманы, они ставят работу превыше всего. Другие же не могут дождаться конца рабочего дня, им хочется поскорее уйти домой. Как же найти золоту середину? Библия отвечает: «Лучше горсть с покоем, нежели пригоршни с трудом и томлением духа «погоней за ветром» - «Танах» - /Д.Йосифон/, /Ек.4.6/. Посвящать работе через много сил и времени – значит вредить себе. Это бессмысленная «погоня за ветром». Почему? Потому что это пагубно отражается на том, от чего в первую очередь зависит наше счастье, - на отношениях с близкими и друзьями, на духовности, на здоровье и даже на продолжительности жизни. Уравновешенный подход состоит в том, чтобы жить поскромнее и при этом насколько возможно, иметь душевный покой. Не стоит донельзя загружать себя работой – это приносит с собой раздоры и страдания.
Соблюдать мерность и ритм в работе. Этот принцип предполагает оптимальный темп в работе. Авралы в учении недопустимы. Заданное на неделю, а выученное за вечер столь же быстро и забудется. Выигрыш от такой скорости иллюзорный. Восточная пословица говорит: «Арабский конь летит лишь два фарсанга. Верблюд неспешно целый день идёт». Она подразумевает, что оптимальный темп в работе – необходимое условие её длительности. Этот же принцип предполагает и оптимальную организацию учебного материала.
«И Ю.Власов начал неустанно «работать над собой», трудиться, преодолевать боли, ходить, а затем и бегать… Он пишет: «Чтобы выжить, поправится, обрести возможность делать нужное и любимое дело, надо работать – вот и вся истина».
«Работа – не волк, в лес не убежит!». Это поговорка – отнюдь не хронической лени показатель, а всего лишь умение различать потребности сиюминутные и перспективные. Есть то, что необходимо сделать здесь и сейчас, не откладывая. Всегда и во всяком хозяйстве есть дела обязательные, но не срочные. Сделать их всё равно придётся, но не обязательно сию секунду, поскольку они «не волки», сами по себе не исчезнут, «в лес не убегут». То есть при желании в поговорках и в сказках увидеть можно вообще всё что угодно. Если точно знаешь, что народ ленив, - обязательно найдёшь подтверждение своему предрассудку» - /В.Мединский/
Так что же такое труд? Каким он должен быть, чтобы оказывать на ребёнка положительное влияние? Известный отечественный педагог-гуманист Василий Александрович Сухомлинский отмечал огромную воспитательную ценность труда. При этом он подчёркивал важность не столько самого труда, сколько переживаемой радости труда. Именно радость труда, по его мнению, есть могучая воспитательная сила. И в годы детства каждый ребёнок должен глубоко пережить это благородное чувство. Василий Александрович обращал внимание на то, что детство не должно быть постоянным праздником ничегонеделания. Если нет трудового напряжения, посильного для детей, для ребёнка остаётся недоступным и счастье труда, - считал он.
«А что же делать, если всё-таки есть такая работа, которая, например, приносит деньги, но не приносит радости. Ведь очень много сейчас людей оказались именно на такой работе. Посмотрите на наши рынки, что там происходит. Я, как журналистка, - говорит Л.Санникова, - кого там только не встречала: там и балерины стоят, там и учителя, там и юристы, и экономисты, и бухгалтеры. Огромное количество людей, причём это, как правило, женщины и мужчины далеко уже за средний возраст перешагнувшие. Эти люди просто-напросто, по-моему, где-то как-то даже деградируют. Кто-то, конечно, относится к своему труду не просто как к способу получения заработка, а может быть, как к общению какому-то новому, - у него другая совершенно позиция. А кто-то конкретно ненавидит то, чем он сейчас занимается, и считает, что его этот труд унижает.
Можно привести пример. Есть знакомый учитель, который когда-то преподавал физику в школе. Сейчас он торгует на рынке, и когда его спрашивают: «Ну, как ты к этому относишься?», - он отвечает: «А работа-то та же самая, там я объяснял непонятливым ученикам, что такое физические элементы, а здесь я объясняю непонятливым покупателям, в чём состоит прелесть той или иной вещи. Практически я работу не поменял, я всё также учу людей». Этот человек относится к своей работе вот так, ему не стыдно этим заниматься, ему это нравится. И замечательно! Он зарабатывает и всем доволен. Рядом стоит балерина, которая когда-то танцевала, вот она сейчас ушла на пенсию. Конечно, она ненавидит то, чем она сейчас занимается, она говорит: «Да разве бы я сейчас этим занималась, если бы у нас государство обеспечивало нас - работников культуры и искусства - такими пенсиями, чтобы мы могли достойно существовать? Я бы давным-давно уже сидела в Баден-Бадене и старичков каких-нибудь клеила». Это её подлинные слова. Вот такое разное отношение к одному и тому же труду у разных людей» - /Л.Санникова/. Потому что «От всякого труда есть прибыль» - /Прит.14.23/.
«Наверное, здесь можно несколько сторон выделить того, о чём она рассказывает. Думая, причина такого вынужденного выбора нелюбимой работы, с одной стороны, - узкая специализация. Она всегда чревата. Когда человек умеет делать только одну какую-то работу, то при её потере либо из-за состояния здоровья, либо отсутствия как таковой вообще в том месте, где он оказался, он оказывается в очень сложной ситуации. Допустим, теряет голос певец, военные уходят на пенсию в достаточно, молодом возрасте, - они тоже не могут найти приложение своих сил. Поэтому сейчас в образовании особенное внимание обращается на то, чтобы человек получал не какую-то узкую профессию, специальность, а владел бы ещё и дополнительными».
Другая причина видится в том, что человек изначально занимался не своим делом, не по призванию. Скажем, те же учителя, которые, как и многие другие, оказались на том же рынке, допустим, продавцами. Что здесь причина не только в необходимости получения денег, кто-то ведь и в школе остался. Может быть, это связано с тем, что та же низкая зарплата, особенно в наиболее критические такие ситуации, помогает выявить - на своём ли месте был человек? Ведь тот, кто любил школу, тот, кто любил детей и любит их, он из школы не ушёл, и он никогда не уйдёт из школы. Видимо, в самом начале, когда выпускники школ выбирают то, чем они будем заниматься, - наверное, здесь родителям и самим детям нужно очень хорошо подумать: «Какой я работе готов посвятить всю свою жизнь? Какой специальности? Куда вложу силы своей души?»
«Труд является непрестанною молитвой души человеческой… Труд умножает наши жизненные токи, совершенствуя всю структуру человеческую.
Не позавидуйте другому, «Всякий труд и всякий успех в делах производит взаимную между людьми зависть» - /Еккл.4.4/, зависть способна притянуть низшие токи, ибо созвучна им. А лучше рассмотрите те возможности, что привели того или иного человека на высоту, занимаемую им. Талант ли, трудолюбие ли, усердие иль терпеливая усидчивость высекли в нём то качество, что приглянулось вам? Можно позаимствовать и терпения, и усидчивости, и усердия, чтобы добиться того же, коль есть к тому стремление преображения. Ничто не даётся легко, ко всему должен быть приложен кропотливый гигантский труд. Лишь он даёт право развернуться в цвете, привлекая Красотой бутона завистливые взоры. Но корни цветка не видны: глубоко погружённые в свой ежедневный беспрестанный труд, они не могут оставить работу, чтоб успокоиться результатом проделанной работы или завистливо смотреть на чужие более пышные бутоны. Трудитесь, и приложится вам сполна. Позавидуйте лучше усердию и трудолюбию погружённых в грязь корней, никогда не имеющих возможности лицезреть результат собственного труда. Погрузитесь в работу, питая цветок души, и пусть он расцветёт не на зависть, но на радость окружающим, чтоб вдохновить других ярчайшим собственным примером. Не зависть, но — Радость» - /Р.А.Парошина/.
«Провозглашать труд высшей человеческой и общественной добродетелью, формирует развитое чувство ответственности.
Земля кормит человека, но кормит недаром. Много должны потрудиться люди, чтобы поле, вместо травы, годной только для скота, дало рожь для чёрного хлеба, пшеницу для булки, гречу и просо для каши. Так и в духовном смысле, человек должен трудиться, прилагая усилие. Даром ничего не даётся.
«Труд и приносимые им плоды – главный фактор преуспевания. Он упорядочивает повседневную жизнь, трудолюбие, творчество и стремление к успеху приносят удовлетворение и самоуважение, а в будущем – материальное вознаграждение» - /И.Долинина/.
Источники: Библия. Мэтью Генри – английский толкователь Библии. В.Мединский – доктор политических наук. Р.А.Парошина – кандидат педагогических наук. Л.Санникова – радиожурналист. Н.Добролюбов – литературный критик. Томас Ватсон – английский толкователь Библии.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности