Для ТЕБЯ - христианская газета

Что такое философия?
Теология

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Что такое философия?


Введение
То, что называется философией, иногда считается занятием, которое под силу каждому, а в силу этого является простым и понятным занятием, но иногда считается настолько трудным, что заниматься ей просто бесполезно или вовсе невозможно. Данное, парадоксальное заявление, рождает вопрос: что же такое философия?
Цель данной работы не просто исследовать понятие философия, но и понять её сущность. Ответить на вопрос: что есть философия? Вникнуть в саму суть её учения. Попытаться «втиснуть» её в понятия: наука, искусство или религия. Но всё же красной нитью всего исследования, наверное, будет ответ, на поставленный темой вопрос, выраженный в следующем предложении. Философия является родоначальницей, первопричиной и праматерью множества существующих сегодня наук, искусств и религий, не будучи при этом ни наукой, ни искусством, ни религией, а целостным и общим воззрением на мир (мировоззрением). Обосновать этот вопрос, и есть основная задача автора.

1. Определение термина философия
Слово философия происходит от греческого filosofia, которое в свою очередь есть производным от двух других слов: fileo (любить, иметь склонность к чему - то, увлекаться чем - то, и даже целовать), и sofia (мудрость, проницательность, разумность, ум, знание, учёность, премудрость, мудрость Бога). Сократ, по словам Платона, говорил, что никто не может быть мудрым, кроме Бога, поэтому, человек не может быть мудрецом, а лишь любящим мудрость. Это утверждение даёт право предположить, что первым, кто ввёл данный термин, был не кто иной, как Сократ.
Словарь Ньюмана даёт такое определение слову философия – человеческая мудрость, мудрствование. Ему вторит словарь Даля, говорящий что философия - это любомудрие, наука о достижении человеческой мудрости, о познании истины, мудрости и добра. А Советский энциклопедический словарь утверждает, что философия – это некая форма общественного сознания, мировоззрение, система определённых идей, взглядов на мир и на то место, которое занимает в ней человек. Также интересное определение даёт словарь греческой лексики под редакцией Лиделла и Скотта, где говорится, что философия – это любовь к знаниям, преследование и отыскивание их. Что – то похожее встречается и в древнегреческо – русском словаре под редакцией Соболевского, определяющего философию как любовь к знанию, любознательность, исследование, учение и даже наука. Одним словом, философия в том понимании, в котором она понималось в древнем мире, может быть определена как поиск истины о природе вселенной и человеке.

2. Что есть философия?
2.1. Наука
Наука (греч. episteme и лат. scientia), синонимична словам знание, умение и переводится как определённая сфера человеческой деятельности, задача которой есть выработка и систематизирование определённых данных относительно действительности. А также это отрасль культуры, начавшее своё существование в определённый момент истории.
В защиту мнения, что философия является наукой, можно посмотреть, что говорит логический словарь - справочник Кондакова. Он утверждает что философия – это наиболее общая наука, которая в отличие от частных наук, таких как физика, история, психология, концентрирующихся на определённых областях природного и духовного мира, пытается дать ответы на отношение: «мышления к бытию, сознания к материи», возникновению и существованию всех существующих предметов и явлений, а также процессов происходящих в окружающем мире и человеке.
Так же тот факт, что философия включает в себя такие основные разделы как: онтология (учение о бытии) и гносеология (теория познания), а также логика, этика и эстетика. В решении различных проблем выделились такие противостоящие друг другу направления, как диалектика и метафизика, рационализм и эмпиризм, натурализм и спиритуализм, детерминизм и индетерминизм. Что до современной философии, то она состоит из таких направлений как: неопозитивизм, прагматизм, экзистенционализм, персонализм, феноменология, неотомизм.
К примеру, Декарт также понимал под философией «целостную и единую науку», а Христиан Вольф, утверждает, что она есть наука о всевозможных вещах. И действительно, так как на первых порах своего существования, философия представляла собой нерасчленённую, единую науку, объединяющую все знания, которые накопил человек. Некоторые даже склонны утверждать, что философия – это своего рода рациональная наука, цель которой объяснить реальность.
Но не смотря на то, что в течение истории от философии отпочковалось множество дисциплин, за философией всё - таки остались такие задачи как: решение вопроса об отношении сознания к материи, а также исследование наиболее важных вопросов природы, общества и мышления, что как предполагается, делает её наукой.
Но является ли философия наукой в том смысле, который был ранее рассмотрен? А именно, действительно ли философии можно дать такое определение, и назвать её таковой. С уверенностью можно сказать, что философия имеет признаки науки, то - есть она руководствуется философскими критериями. Это можно видеть из опыта, что проводили многие исследователи в XX веке, проводя различия между естественно – научным и гуманитарным знанием, где, в первом большое количество формул, аксиом и доказательств, второе же отличается тем, что свободно от всего этого и не несёт в себе окончательных выводов.
Наука - это исследование, прочно опирающееся на одно или несколько прошлых достижений - достижений, которые в течение некоторого времени признаются определенным научным сообществом как основа для развития его дальнейшей практической деятельности, то – есть из этого видно, что наука понимается, как традиция. Прошлые достижения, лежащие в основе этой традиции, и выступают в качестве парадигмы, и чаще всего под этой парадигмой понимается некоторая достаточно общепринятая теоретическая концепция типа системы Коперника, механики Ньютона, кислородной теории Лавуазье и т.п.
Одним словом философию нельзя назвать наукой, так как в ней существуют догадки, прозрения и интуиция, не присущие науке. А это значит, что если философские идеи (предположения) не получили подтверждения со стороны учёных – это не беда. Если вдруг появится другая теория или концепция по определённому вопросу, прежняя философская идея не перестанет существовать, она останется в истории, как некий ход мыслей, даже если это и заблуждение.
И в заключение - характерной особенностью философии есть то, что она отличается от других (точных) наук (математики, физики), отсутствием единства мнения по любому философскому вопросу, то – есть другими словами, если существует единственная правильная арифметика (та, что изучают в школах), то единой, вечной философиии нет, что ведёт к разнообразию взаимозаменяющих философских позиций. Так что, стоит прийти к выводу, что философия не является наукой, хотя в ней и существуют определённые логические доктрины.

2.2. Искусство
Итак, если философия не является наукой, то, возможно, она представляет собой какое – то личностное творчество? Тогда она сравнима с искусством. Искусство (греч. tehne) – понимается, как ремесло, умение, профессия, мастерство, произведение, изделие. Например, работы таких философов, как, Тит Лукреций Кара «О природе вещей» (ок. 99 – 55 до н. э) и Гераклит (ок. 520 - 460 до н.э.) известны своими поэтическими, и афористичным способами рассуждения. Также ряд выдающихся поэтов и писателей можно внести в разряд мудрецов. Например: Данте Алигьери (1265 -1321) с его «Божественной комедией», или Гёте с его «Фаустом», в рассказах которых зашифрован некий философский смысл, выраженный в средневековом образе мышления.
Кант в своих размышлениях пришёл к выводу, что философия черпает свои идеи (необходимый для размышления материал) из всемирной истории, биографий, пьес, романов и наблюдений за жизнью человека. Шопенгауэр же сравнивал музыку и философию. По его словам, «композитор раскрывает сокровеннейшее естество мира и высказывает глубочайшую мудрость на языке, которого его разум не понимает». В его понимании тот, кто даст верное и полное определение музыке, тот способен правильно выразить и саму сущность философии.
Несомненно, философия и искусство похожи тем, что и то и другое, являются определённым личностным творчеством, однако нельзя скрыть и их различия, которое заключается в том, что «философия мыслит в идеях и понятиях, искусство же реализуется в образах». Можно с уверенностью сказать, что философия иногда одевается в «одежду искусства», или использует искусство, что бы раскрыть те или иные идеи.

2.3. Религия
Религия - это определённая система верований (догм) и связанных с ней практик (ритуалов), относящихся к чувству чего – то божественного и объединяющих своих последователей в одну единую, моральную общину. Слова греч. threskeya и лат. religio – переводятся как: набожность, святыня или культовый и обозначают мировоззрение и мироощущение, а также определяют соответствующее поведение и культовое действие, основанное на вере в божество.
Религия, как таковая характеризуется во первых: верой, учением, системой представления о мире и людях и богах. Во вторых: религия включает в себя религиозные чувства. И в третих: религия несёт в себе оттенок практического – культов и обрядов.
Хотя назвать философию религией не вполне лёгкая задача, но можно попытаться с философской точки зрения заниматься религиозными вопросами. Пример этому средневековый теолог и философ Фома Аквинский (1225 - 1274). Начиная свои рассуждения он задаётся философским вопросом: предположим, что Бога нет. И посредством последовательных раздумий он пытается прийти к противоположной мысли – Бог, конечно же, есть. Одним словом, когда теолог размышляет свободно, он становится философом, но при этом философию никак нельзя назвать религией. С другой стороны философ склонен задаваться вопросами из сферы религии. Например: существует ли душа и бессмертна ли она? Существует ли Бог? Что есть истина? Пример этому метод размышления о Боге и доказательстве Его бытия, Рене Декарта. Но назвать философию религией в полном понимании этого слова просто невозможно, так как философия (или её доктрины) не претендует на статус абсолютности или неоспоримости.
Также не стоит путать понятия религиозная философия и религия. Первая является аспектом религии и способна применять для своих целей философский ум, вторая же направлена на формирование независимого и рационального учения. Короче говоря, религиозная философия сводится к размышлению над текстом, который носит в себе религиозный смысл, если сам размышляющий над этим текстом соблюдает религиозные ритуалы и придерживается заповедей. Философия религии – это философский анализ (посредством размышления) над феноменом религии.
На основании этого можно проследить чёткое разделение между философией и религией. Не стоит их путать между собой. Следует держаться того, что религия является формой жизни, а философия - методом познания (понимания) этой самой жизни.

3. Философия, как мировоззрение
Философия – это не наука, искусство или религия, а своеобразная, самостоятельная и уникальная форма постижения мира. Другими словами философия – это мировоззрение, которое есть ряд теорий, предполагающих понимание человека, мира и Бога.
Самым ярким примером для подтверждения этой идеи, по словам Лосева, является Сократ, пытавшийся, понять и оценит жизнь. По его словам Сократ был первым, кто захотел понять жизнь. Так же философию можно сравнить с экзистенционализмом, моральным поиском человеческого предназначения. Как говорил Ницше в своём антихристианском произведении «Антихрист»: «Что хорошо? Что дурно? Что есть счастье?».
Философия как раз и говорит о многообразии путей познания мира, которые хотя постоянно и изменяются, но вопросы, которыми задавались те же греки или первые христиане, по - прежнему волнуют современного человека. И самое интересное заключается в том, что современный человек принимает выводы древних, но интерпретирует их по - своему, поскольку его миропонимание и образ мышления уже иные.
Философия, будучи уникальной, пытается проникнуть в самую суть мироздания, она разрабатывает наиболее общий и целостный взгляд на окружающую реальность, тем самым, отстаивая свой статус мировоззрения. Каждый день люди сталкиваются с насущными вопросами: что есть истина, кто есть человек, что будет после смерти, как правильно жить и в чем смысл жизни? Философия, пытается ответить на эти темы, предлагая разнообразные подходы к самым глобальным вопросам, задаваемым человечеством.
Но философия не в коем случае не является беспорядочным нагромождением разных представлений или идей, напротив, ей присуща логика, а также непреходящая ценность, заключающаяся в постоянной насущности задаваемых вопросов, которые и связывают движение философской мысли в один, целостный процесс и способствуют постоянному поиску ответов на эти вопросы. То – есть, философия есть поиск ответов на главные вопросы бытия.
Древнегреческий философ Фалес (ок. 625 – ок. 547 до н. э.) сформулировал не мало таких вопросов. Например, ему принадлежат такие выражения, как: «что древнее всего сущего?», «что всего больше?», «что всего прекраснее?», «что всего разумнее?», «что всего быстрее?», «что всего полезнее?», «что всего сильнее?». Кант же например, задавался такими вопросами: «Что я могу делать?», «что я должен делать?», «на что я смею надеяться?», «что такое человек?». Всё это, говорит о том, что все самые насущные вопросы и проблемы получают в философии свою окончательную интерпретацию, а это говорит о задаче философии - закладывать и формулировать определённое мировоззрение.

Заключение
В заключение хотелось бы привести слова британского философа Бертрана Рассела: «Философия представляет собой нечто промежуточное между богословием и наукой. Подобно богословию – она состоит в рассуждениях по поводу предметов, относительно которых точное знание оказалось до сих пор недостижимым; но подобно науке, она взывает скорее к человеческому разуму, чем к авторитету, будь то авторитет традиции или религии».
Были, есть и будут мыслители, которые считали философию: наукой, искусством или религией (либо то, что философия близка к этим дисциплинам). Но всё же стоит признать, что философия не является ни наукой, ни искусством, ни религией, но, будучи праматерью их всех, она всё - таки в определённой мере похожа на них (или точнее, несёт в себе частицу от каждой из них), так как она вынашивала их, как мать, вынашивает ребёнка. Но как было уже сказано – философия это мировоззрение, многообразный путь познания мира, что проникает в саму суть вещей.
Тот факт, что философия является мировоззрением, говорит о том, что каждый человек вольно или нет, живёт со своим мировоззрением, со своей философией, что влечёт за собой ответственность. Она заключается в том, что человек обязан анализировать свои философские взгляды, давая себе отчёт в своем мировоззрении, изучать верно, ли оно и является ли оно той единственной истиной, которая превосходи все человеческие учения.

Библиография

Источники на русском языке

Аквинский, Ф. Сумма теологии. Киев: Эльга, 2002.
Армстронг, А. Истоки христианского богословия. Санкт – Петербург: Издание Олега Обышко. 2003.
Борноволоков, О. Неопубликованная лекция по истории философии. Киев: УЕСБ, 29. 01. 2003.
Вейсман, А. Греческо – русский словарь. Москва: Греко – латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 1991.
Гёте, И. Фауст. Москва: АСТ, 2002.
Губский, Е. (редактор). Философский энциклопедический словарь. Москва: ИНФРА - М, 2002.
Гуревич, П. Основы философии. Москва: Гардарики, 2000.
Даль, В. Толковый словарь живого великорусского языка. Том 4. Москва: Русский язык,1989.
Жюлиа, Д. Философский словарь. Москва: Международные отношения.
Канке, В. Философия. Москва: Логос, 2002.
Кант, И. Собрание сочинений в восьми томах. Том. 7. Москва: Издательство не указано,1994.
Карпунин, В. Христианство и философия. Санкт – Петербург: Библия для всех, 2002.
Кондаков, Н. Логический словарь – справочник. Москва: Наука, 1975.
Кузнецова, В. (редактор). Греческо – русский словарь Нового Завета. Москва: Российское Библейское общество, 2000.
Лосев, А. История античной эстетики. Софисты. Сократ. Платон. Москва: АСТ, 2000.
Ноубель, Д. Осмысливая современность. Киев: МАХШ, 1998.
Платон. Федр. Москва: Мысль, 1999.
Прохоров, А. (главный редактор). Советский энциклопедический словарь. Москва:Советская Энциклопедия, 1988.
Сайр, Д. Парад миров. Санкт - Петербург: Мирт, 1997.
Сальнова, А. Греческо – русский и русско - греческий словарь. Москва: Русский язык, 2000.
Смит, Л.; Рейпер, В. Путешествие по миру мысли. Введение в историю философии. Лондон: Свет на Востоке, 2000.
Соболевский, С. (главный редактор). Древнегреческо – русский словарь. Том. 2. Москва: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1958.
Шопенгауэр, А. Мир как воля и представление. Том. 1. Москва: Издательство не указано,1992.

Источники на украинском языке

Татаркевич, В. Історія філософії. Том 1. Львів: Свічадо, 1997.

Источники на английском языке

Liddel, H.; Scott, R. Greek – English Lexicon. Oxford: At The Clarendon Press: 1966.

Электронные источники

Алигьери, Д. Божественная комедия. Взято из: Библиотека в кармане № 15, Диск 2.
Декарт, Р. Труды. Размышления о первой философии в коих доказывается существование Бога и различие между человеческой душой и телом. Третье размышление. О Боге - что он существует. Взято из: Библиотека в кармане № 15. Диск 2.
Декарт, Р. Труды. Рассуждение о методе, чтобы верно направлять свой разум и отыскивать истину в науках. Взято из: Библиотека в кармане № 15, Диск 2.
Кант, И. Критика чистого разума. Взято из: Библиотека в кармане № 15. Диск 2.
Степин, В. Философия науки и техники. Раздел II. Наука как традиция. Взято из:Библиотека в кармане № 15. Диск 2.
Ницше, Ф. Труды. Антихрист. Взято из: Triada book on CD. Диск 1.

Комментарий автора:
Работа была написана в Украинской Евангельской Семинарии Богословия, Киев (2003-2004 учебный год) по предмету Введение в Философию.

Об авторе все произведения автора >>>

Denisenko Anatole, Ukraine Kiev
студент теологии, Евангельская Теологическая Семинария, Осиек, Хорватия.
e-mail автора: anatoledenis@mail.ru

 
Прочитано 74672 раза. Голосов 6. Средняя оценка: 4.67
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Толмач 2005-11-07 11:42:03
Оценить статью? Плохо, когда человек не любит русский язык. В русском языке давным-давно всё названо:
Наука стоит в одном ряду с просвещением. Наука делится на жизнепонимание и жизнеощущение. Просвещение же делится на любопытство и... ЛЮБОМУДРИЕ.
Зачем писать слово: "философия", когда есть слово: "любомудрие" - более понятное? :)
 
Anatole Denisenko 2005-11-07 16:08:06
Спасибо большое за то, что вы прочитали мою работу, хотя возможно только её название.

Вот что интерессно мне, как то и почему-то все и везде используют слово философия или у вас националистические наклонности, простите за вопрос? Будь то профессор института, медик, рабочий. Как вы относиесь к тому когда кто – то исспользует в обиходе слова типа: бизнес, менеджер, камера и так далее. Давайте заменим все слова, которые мы позаимствовали у наших иностранных товарищей. А надо ли это?

Представьте себе как звучит: словарь любомудрия (словарь философии). Как –то не очень.

Если говорить об истории слова, то наверное стоит смотреть в истоки древнегреческой истории где скорее всего это слово и его значение зародились. При чём тут русский не понимаю. Когда человек исследует Священное Писание то он обращается к языкам оригиналов, а не к своему родному, для того чтобы найти значение слова.

С уважением, автор.

 
Светлана Капинос 2005-11-08 02:26:29
Замечательно! Просто здорово, понятно, доходчиво, а главное актуально! Я нашла для себя много интересного. В данный момент я тесно соприкоснулась с творчеством Ницше (тема моих контрольных об этике Ницше и худ. произведение, над которым работаю, тоже связано с "философией зла").
Хочу заметить по теме философии, резкое неприятие её религиозными людьми. Я даже знаю женщину-пастора, которая с кафедры заявляет, что всякая философия есть "пустое обольщение ума", и при самом слове "философия" эту женщину уже начинает трясти. Говорить что-либо бесполезно. Такие люди просто не в состоянии понять, что может быть такая наука "мысль о мысли", что "мысль" можно исследовать, равно как и процесс мышления чекловека.
А ваша статья просто супер - легка, но не поверхностна, видно что Вы провели самостоятельное исследование, а не просто "скачали с Интернета". Успехов Вам!
 
Виктор Заславский 2005-12-20 13:41:41
Толяныч, молодец! Видна наша школа. Олежка в восторге. Так держать. Я тут тоже решил выставиться, так что ищи меня.
А Толмачу передай вот, что. Есть переводческая традиция, согласно которой названия наук, дисцилин и предметов транслитерируются. То ест, их латинское или греческое произношение и написание переносится без изменений в язык перевода. Не писать же вместо "геометрия" "землемерие" или "жизнесловие" вместо "биология". Исключение составляет "богословие", появившиея в русском языке задолго до синтеза нашей культуры с западной. Поэтому оно и не превратилось в теологию, а два термина мирно сосуществуют в современном христианстве.
 
Роман 2006-01-22 06:16:04
Ваше произведение и комментарий Светланы мне показывает самым ярким образом, что настоящую оценку могут дать именно критики.. Вернее реальную оценку могут нам поставить критики. Ваше произведение не дотягивает до тройки не случайно. Написано очень корявым языком, и даже при наличии списка литературы, отдаёт дилетантством (как ни странно, именно список литературы при таком мизерном объёме статьи и наводит на такие мысли). Философ – это не тот, кто прочитал много книг и ищет подтверждение своим словам у авторитетов.. авторитет у философа один – разум. Любой человек может быть философом не менее интересным, чем Сократ, Декарт или Спиноза (правда вопрос, что считать интересным.. форму изложения, или её суть/содержание), при этом не будучи знакомым с идеями выдающихся мыслителей. Но я уверен в одном – настоящий философ должен уметь излагать свои мысли ясным и не лишённым красоты языком.. (и конечно обладать базовыми знаниями в логике, если нет большой практики или врождённого чутья правильности построения речи). Мало того, Слово Божье нам говорит «Вы не имеете нужды чтобы кто учил вас.. помазание, которое в вас пребывает, истинно и не ложно, оно научит вас всему». Желаю Вам успехов в этом направлении. Только свободная мысль красива! То есть мысль в Духе Святом!
Мало ли что сказал Лосев..) Разве Авраам меньше пытался понять своё предназначение в мире? Либо Лосев ошибся, либо Вы его не правильно поняли.. Сократ НЕ первый человек пытавшийся понять и оценить жизнь. Уж кто-кто, а Вы должны помнить и Давида, и Соломона.. или Соломон в категорию «философ» не входит?) Кто же такой философ в таком случае? Кстати, философия и мировоззрение РАЗНЫЕ вещи.. не равнозначные по объёму, если можно так сказать.
И ещё один важный момент, который как мне кажется надо было указать (поскольку он ключевой), это то, что наука занимается не столько теоретическими знаниями, сколько доказательствами, основанными на непосредственных опытах.. философия кроме теорий ничем практически не занимается, и как только ей удастся что либо доказать опытным путём, это открытие станет достоянием науки (математики ли, физики, химии, логики и пр.) Да философия это скорее пищеварительный процесс (даже для учёного занятого точными науками) но всё же если этот процесс сам по себе для философа ценен, то для учёного, если не приводит к конкретным открытиям, бесполезен.. разве что этот процесс можно назвать ещё и гимнастикой для ума..
 
философ 2008-09-11 17:52:09
Уважаемый Анатолий, заметив ряд неточностей, не могу не сказать, что ВАша статья сбивает с толку а не разъясняет студентам, что такое "философия". Термин "философия" принадлежит Пифагору, и заслуга его упрочения в культуре - тоже, а вовсе не Сократу. И далее, по списку - неточна интерпретация Декарта, Лосева и т.д. В хороших университетах учат быть более добросовестным в использовании информации.
 
anatole denisenko 2008-09-16 09:10:38
Спасибо за комментарий. Приму во внимание ваши замечания

Вот только не понимаю к чему: «Вы не имеете нужды чтобы кто учил вас.. помазание, которое в вас пребывает, истинно и не ложно, оно научит вас всему». Пусть «помазание» учит нас. Вам стоит прояснять Ваше цитирование, особенно таких двухзначных мест Писания, так как не понятно, что Вы хотели им сказать. Может быть, что нам не стоит читать книги, слушать проповедника или учителя.

 
поаьпагт иапгот гапша 2009-01-21 15:41:45
ильорлпр
 
Игорь.................. 2009-02-11 20:58:27
спасибо большое авторам за работу-очень помогло!!!!!!!!!
 
Кучерова Людмила 2009-04-02 05:29:11
очень интересно вспомнить.........
 
реактор 2009-07-09 11:56:50
Предлагаю альтернативный текст

«Что такое философия?», – возможно, самый интересный из всех вопросов, которые может породить человеческое мышление. Действительно, на него имеется множество вариантов ответа, как самых простых и коротких вроде «культура мышления», «мысли о важном», «наука о знании и незнании», так и более основательных, записанных в энциклопедиях и произносимых на лекциях в академиях. В то же время каждое из них использует какой-то собственный язык и контекст и указывает лишь на какую-то одну характерную особенность философии, что не дает глубокого представление о ней. То есть имеется энциклопедическое определение философии, а существует ли именно свое, философское? Но «энциклопедическое» тоже отчасти «философское», чтобы не путаться упростим все, оставив самое важное. Итак, философское определение вещи описывает просто и понятно самое важное в ней. Но «просто, понятно и важно», так же как «вкусно и красиво», у каждого свои, для кого-то определение в энциклопедии именно «то, что нужно». Мы же попытаемся найти в простом человеческом языке одно описание, но такое, чтобы «ни прибавить, ни отнять». Видно, что поместить все эту бездну вариантов в одно емкое предложение не просто для обычного человека, но понять и оценить находку другого тоже стоит не мало. Слово немецкому поэту Новалису «Философия – есть, собственно, ностальгия, тяга повсюду быть дома». Чтобы понять, на что это похоже, человек должен вспомнить, о чем он когда-то тосковал. Философия начинается, когда что-то важное для жизни находится за горизонтом видимости: оно, несомненно, есть и возможно где-то совсем рядом, но нет возможности ни увидеть, ни потрогать, есть только уверенность, что этот дом есть и там тебя ждут.


 
Татьяна Щербакова 2009-09-30 18:27:44
Я довольна этой статьей.Мне было очень интересно прочесть её и она мне немного помогла.Так как я готовлюсь к сдачи устного экзамена по философии.Когда изучаешь философию,ты совсем по другому смотришь на мир.Возможно кто то со мной не согласен,но у каждого человека есть своя точка зрения
 
ккккккккккк 2012-01-11 19:11:19
ккккккккккккккккккккккккк
 
ккккккккккк 2012-01-11 19:11:33
ккккккккккккккккккккккккк
 
читайте в разделе Теология обратите внимание

Николай Куркаев "Преимущества праведности и праведника" Часть - 6 - Виктор Бурдак

Библейские исследования. Жатва - кончина века - Инна Гительман
Все переводы сделаны мною с помощью Господа.

Вопияния к Богу от земли - Владимир Ульченков

>>> Все произведения раздела Теология >>>

Поэзия :
По Закону - Александра

Крик души :
З а к а т - Татьяна Шохнина

Поэзия :
Все бескрайними полями - Елена Русецкая

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Теология
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100