Сразу хочу сказать эта твёрдая духовная пища для тех, кто читает Библию и не рассуждает; сложная для понимания, чтобы её понять полностью или частично. Трудно постижимая тайна... Постоянно она уходит вперед и скрывается от того, кто, казалось, уже приблизился к достижению ее.
«Мы все знаем, что математика – точная наука. Взять, например, алгебру: при помощи формул решаются целые системы уравнений с тремя неизвестными – X, Y, Z. Так и Слово Божье: Оно содержит тайну, сокрытую Духом Святым от противников Бога, которым известны три: Бог Отец; Сын; Дух Святой. Своим друзьям Бог открывает тайны Слова Божья, тайны истины Своей! Какая тайна сокрыта в этом слове, и какой стих из Слова Божьего откроет её, эту тайну?»
Написано, чтобы мы были рассудительны: «сами рассудите о том» - /1Кр.10.15/. Это означает, чтобы не искажать Слово Божье, а познавать Его точную суть! Точную – это значит, что одно место из Писания подтверждает и открывает тайну другого.
«Это тайна, которая доверяется только сердцу человека, когда оно максимально приближено к Творцу. Когда, вдруг, слова человеческие останавливаются, и наступает великая тишина в душе, вот тогда Бог говорит с нами. И это есть великая тайна, которую Бог доверяет нам» - /Михаил Моргулис/.
Все, что связанно с Богом, по большому счету, связано с загадкой: «Бог». Что значит это слово? Там, где произносится слово «Бог», там, где происходит осознание его, там начинается молчание. Ибо у этого слова есть некая его все достаточность, открывающая величие Бога. С одной стороны, Он открыт нам, а с другой, не познан и закрыт. Многое, что связано с Богом, окружено тайной.
В книге «Как не говорить, и говорить о Боге» Питер Роллинз в сжатом виде излагает эту вековую мудрость: «Тот, о ком мы не можем говорить — это Тот, о ком и к кому мы никогда не должны переставать говорить». Что если мы имеем дело не с отсутствием, а с гиперприсутствием Бога, ошеломляющим и наш опыт, и наш язык? Что если Бог для нас является тайной именно потому, что Его присутствие ослепляет нас? Что если тайна заложена в откровение Божье, и чем больше откровение, которое мы получаем, тем больше тайна, которую мы узнаем?» Он спрашивает: «А если вместо ограничений ввиду отсутствия Бога мы замкнуты накоротко избыточностью присутствия Бога?»
Бог есть сокрытое Существо, и ни один человек не знает Его образ. Потому что Бог сказал: «лица Моего не можно тебе увидеть; потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» - /Исх.33.20/.
Ни один человек не может искать Его облик; Он скрыт от богов и людей, и Он — тайна для своих творений. Ни один человек не знает, как познать Его. Имя Его остается сокровенным; имя Его — тайна для детей Его. Имена Его бесчисленны, они различны, и никто не знает число их.
«…и Слово было Бог» - /Ин.1.1/. «Кто есть Бог? Он есть тот, кто есть, был и будет всегда» - /Мэтью Генри/.«Я есмь Сущий», буквально означает «Я есмь Тот, Кто Я есмь». На языках германского происхождения слово «Бог» - английское God, немецкое Gott - происходит от глагола, означающего «падать ниц», падать в поклонении. «Людьми, которые в раннее время стремились сказать нечто о Боге, - говорит по этому поводу митрополит Сурожский Антоний, - не было сделано попытки Его описать, очертить, сказать, каков Он в Себе, а только указать на то, что случается с человеком, когда вдруг он окажется лицом к лицу с Богом, когда вдруг его осияет Божественная благодать, Божественный свет. Все, что человек может тогда сделать, это пасть ниц в священном ужасе, поклоняясь Тому, Кто непостижим и вместе с тем открылся ему в такой близости и в таком дивном сиянии». Апостол Павел, которого Бог осиял на пути в Дамаск, пораженный этим светом, тотчас «Он упал на землю... в трепете и ужасе» - /Деян. 9.4,6/. Внезапное чувство страха, ужаса повергает его в ниц – к низу.
«Бог, которого можно понять, уже не Бог» - /Сомерсет Уильям Моэм/. В разных языках слово «Бог» родственно различным словам и понятиям, каждое из которых может сказать нечто о свойствах Бога. В древнюю эпоху люди пытались подобрать те слова, при помощи которых они могли бы выразить свое представление о Боге, свой опыт соприкосновения с Божеством.
В русском языке и в других языках славянского происхождения, относящихся к индоевропейской группе, слово «Бог», как считают лингвисты, родственно санскритскому bhaga, что значит: «одаряющий, наделяющий», в свою очередь происходящему от bhagas – «достояние», «счастье». Богатство тоже родственно слову: «Бог». Русское слово «Бог» (bogъ) имеет общеславянское происхождение и родственно иранскому baga и санскритскому bhagas — «податель благ». С другой стороны, оно тесно связано с достаточно древней производной лексикой, обнаруживающей исходное значение «богатство» — bogatъ, ubogъ, а через неё — с индоевропейской лексикой, обозначающей: доля, делить, получать долю, наделять.
В этом выражено представление о Боге как полноте бытия, как всесовершенстве и блаженстве, которые, однако, не остаются внутри Божества, но изливаются на мир, людей, на все живое. Бог одаряет, наделяет нас Своей полнотой, Своим богатством, когда мы приобщаемся к Нему.
Бог является термином, не имеющим ни рода, ни множественного числа и является указанием на концепцию единого Бога, отличающегося от всего.
Бог, как абсолютная полнота всего. Обладает бесконечным числом атрибутов (например: бесконечность, вечность, всепроникающая неодолимая мощь, сущность, совершенство и т.д.), которые используются в религиозных учениях в качестве Его атрибутивных имён — «Отец вечности» - /Ис.9.6/, «Господь господствующих» - /1Тим.6.15/, «Наполняющий всё во всём» - /Еф.1.23/, «Алфа и Омега, Первый и Последний» - /Отк.1.10/, «Сущий» - /Исх.3.14/ и т.д.
Согласно доктрине христианства, Бог является первоначальной и предшествующей миру сущностью, вездесущей, всемогущей и всезнающей, создателем всего материального и нематериального, в частности, всех живых существ и мира (Вселенной). Бог является источником бытия.
Итак, в Боге, во-первых, есть нечто абсолютно непостижимое для человека - Божественная Сущность, во-вторых, имеется область постижимого, но невыразимого в слове, и, в-третьих, в Боге есть нечто не только постигаемое, но и выразимое, хотя и с трудом, в доступных нам словах.
Бог – Верховное личное существо не зависимое ни от кого, но необходимое всему.
Еврейское слово «Элохим» переведённое как «Бог», что означает: «Сильные, могущественные» - /Данкан Хистер/. Бог есть Сущий. «Бог сказал: «Я есмь Сущий (Иегова)» - /Исх.3.14/, следовательно, - дающий жизнь» - /Эрик Нюстрем/.
Имя, с которым Бог открылся древним евреям, - Yahweh (Яхве) означает «Сущий», имеющий существование, имеющий бытие, оно происходит от глагола hayah - быть, существовать, или скорее от первого лица этого глагола ehieh – «Я есмь». Однако этот глагол имеет динамический смысл: он означает не просто сам по себе факт существования, но некое всегда актуальное бытие, живое и действенное присутствие. Когда Бог говорит Моисею «Я есмь Сущий» - /Исх. 3:14/, Yahweh (Яхве), - означает «Сущий», имеющий существование, имеющий бытие. Это означает: «Я живу, Я здесь, Я рядом с тобой». Вместе с тем это имя подчеркивает превосходство бытия Божьего над бытием всего существующего: это самостоятельное, первичное, вечное бытие, это полнота бытия, которая есть сверхбытие: «По своему значению Сущий сверхъестественно превосходит всю совокупность бытия, являясь единоличной Причиной и Создателем всего сущего: материи, сущности, существования, бытия; Сущий - начало и мера вечности, причина времени и мера времени для всего существующего и вообще становление всего становящегося. Из Сущего исходят вечность, сущность, сущее, время, становление и становящееся, поскольку в Сущем пребывает все сущее - как изменяющееся, так и неизменное... Бог - не просто Сущий, но Сущий, Которого вечно и беспредельно заключает в Себе совокупность всех форм бытия - как настоящих, так и будущих». Святитель Василий Великий говорит: «Я знаю, что Бог есть. Но что такое сущность Его - считаю это выше понимания. Поэтому как спасаюсь? Через веру. А вера довольствуется знанием, что Бог есть (а не что Он есть)... Сознание непостижимости Божьей и есть знание о Его сущности».
Бог в религиозных учениях и представлениях сверхъестественное всемогущее существо, сотворившее мир и управляющее им. Совершенство Бога заключается в том, что Он ни в чем не нуждается. Всевышний Бог имеет в себе все, Он – полнота всех качеств. Каждое Его качество, сила или проявление воплощено в одном: (одно в одном) и являются абсолютным и совершенным, а все вместе Бог, соединяясь, в полной слаженности творят «Наивысшее Совершенство». В этом заключается полнота единства и множественности Бога. Так, в хорошем музыкальном произведении есть богатство звуков и их сочетаний, а все-таки оно воспринимается как единое и простое целое. И чем больше мы чувствуем это единство и простоту, тем охотнее мы называем его гениальным и даже божественным. И в этом мы не ошибаемся, поскольку именно Бог бесконечно многогранный и сложный в своих ликах Бога, но всегда единый и простой. Поэтому Его можно познавать как через единственное число, совершенное качество природы, так и через великое множество Его совершенных качеств. Глубинно ведая сущность бытия, идя к Богу, гармонично развивают главные проявления человека – душу, Дух и Тело.
Бесконечность и беспредельность означают, что Бог существует вне категорий пространства, свободен от всякого ограничения и недостатка. Он не может быть измерен, Его нельзя ни с кем и ни с чем сравнить или сопоставить. Бог вечен, то есть существует вне категорий времени, для Него нет прошедшего, настоящего и будущего: «Я тот же, Я первый и Я последний», - говорит Бог в Ветхом Завете /Ис. 48.12/; «Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Который есть и был и грядет», - читаем у Иоанна /Отк. 1.8/. Не имея ни начала, ни конца во времени, Бог является несотворенным - никто не создал Его: «Прежде Меня не было Бога и после Меня не будет» - /Ис. 43:10/.
Бог невидим, неосязаем, неописуем, непостижим, необъятен, недоступен. Сколько бы мы ни пытались исследовать Бога, сколько бы ни рассуждали о Его именах и свойствах, Он все равно остается неуловимым для ума, потому что превосходит всякую нашу мысль. «Уразуметь Бога трудно, а изречь невозможно», - пишет Платон. Святитель Григорий Богослов, полемизируя с эллинским мудрецом, говорит: «Изречь невозможно, а уразуметь еще более, невозможно».
Бог невидим - Его «не видел никто никогда» - /Ин. 1:18/ в том смысле, что никто из людей не мог постичь Его сущность, охватить Его своим зрением, восприятием, умом. Человек может приобщиться к Богу, стать причастным Ему, но он никогда не может понять Бога, потому что «понять» - это значит в каком-то смысле исчерпать.
Он является Всемогущим Творцом и Вседержителем миров, единственным от всех Его творений и единственного, Кто достоин поклонения, Который не является, подобным чему бы то ни было, и с Которым ничто не может сравниться.
«Бог есть высшее благо, превыше всякой субстанции и всякой природы; к нему стремится всё» - /Платон/.
«Утверждая и высказывая что – либо о Боге, надо всегда помнить, что Бог настолько превосходит всё сотворённое, что все наши понятия и слова к Нему по-настоящему неприложимы. Наши слова относятся к сотворённому предметному миру, но Бог вовсе не предмет. Все предметы, которые мы изучаем, являются частью некоего целого, а Бог не является частью этого целого, ни даже самим этим целым. Учителя Церкви настаивают, что, говоря о Боге, было бы правильнее не утверждать, что Бог есть то или это, а, напротив, говорить, что Бог не есть ни то, ни это.
«Бог бесконечен и непостижим, - пишет святой Иоанн Дамаскин, - и собственно единственное, что нам дано понять, - это Его бесконечность и непостижимость». А святой Григорий Палама писал: «Мы не можем ни представить, ни описать сверхъестественную природу Бога». Святой Василий Великий напоминает, «что наше познание Бога тем более ограничено, что ограничено и наше знание сотворённого мира».
Размышление о том, что Бог не есть ни это, ни то, а что Он всегда выше всякого нашего представления, помогает нам духовно к Нему приблизиться. Это не простая игра ума, а некоторое его приспособление смирением приблизиться к высшему познанию, т.е. личному приобщению к Богу, Который, вочеловечившись, по Своей любви выходит из Своей непостижимой сущности, открывается нам, беседует с нами и отдаётся нам в Своём творении. И даёт нам приглашение для постижения Бога отрешиться от всего земного не только умом, но и сердцем, т.к. по слову Самого Господа, только «чистые сердцем Бога узрят» - /Мт.5.8/.
«Но гораздо правильнее думать о Боге, как о Том, Кого мы знаем по личному опыту и Кого лично встречаем. Бог - это не идея, о которой можно спорить в дискуссионных клубах. Он - живая реальность, которая становится частью нашего опыта и преобразует его. Наше познание Бога - это то, о чем мы можем говорить с другими, а наша встреча с Ним - это то, что мы можем пытаться выразить словами, но за нашими идеями и словами лежит великая реальность Самого Бога» - /Мак Грат/.
Любое содержательное утверждение о Боге, даже такое, что «Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь» - /Иак.2.19/, противоречит самому себе в человеческом понимании, если не понять глубже, ибо понятие Бога по определению означает то, чего нельзя определить. Для понятия Бога было человеческим понятием, которое выражает то, что мы, люди, можем чувствовать и знать о Боге, но никак не то, что Бог думает о людях и мире. В Нем, в этом понятии, как его понимать, не было ничего таинственного, кроме того, что оно обозначает таинственное основание жизни и познания. Бог - причина познания, но никак не его предмет. Так как понятие Бога не может быть иное, как понятие начала всего того, что познает разум, то, очевидно, что Бог, как начало всего, не может быть постижим для разума. Только идя по пути разумного мышления, на крайнем пределе разума можно найти Бога, но, дойдя до этого понятия, разум уже перестает постигать. Знание о Боге сравнивать со знанием бесконечности числа. И то, и другое, безусловно, предполагается, но не поддается определению. К несомненности знания бесконечного числа я приведен сложением, к несомненности знания Бога приведен вопросом: откуда я?
Нельзя представлять Бога в виде изображения. Мы проявляем несправедливость по отношению к Богу и оскорбляем Его тогда, когда позволяем себе так думать. Бог возвысил человека, сотворил его по Своему образу и подобию, и человек только бесчестит Бога, когда творит Его по образу и подобию своего тела. А потом предъявляет свои претензии.
«А ты кто, человек, что споришь с Богом?» - /Рим.9.20/.
Вильгельм Буш, говорит: «Послушай-ка. Такой Бог, перед которым ты так выступаешь, перед которым ты смеешь разевать свой рот, который должен перед тобой отчитываться, как обвиняемый перед судьёй – такой Бог существует только в твоём воображении. Такому и я могу сказать: «долой этого Бога». Долой этого глупого бога, которого сотворила себе наша современность, которого мы можем, по мере надобности, обвинять, устранять или возвращать на место, куда нам вдумается как икону, которую носят, вытирают тряпочкой. Такого Бога не существует.
Но я хочу сказать тебе нечто другое: «существует иной, настоящий Бог. Перед Ним ты предстанешь, как обвиняемый, и тогда ты даже рта не сможешь открыть, ибо Он тебя спросит: «Прежде чем обвинять, почему ты Меня не чтил? Почему ты Меня не призывал? Почему ты жил в нечистоте, безнравственно? Почему ты лгал? Почему ты Меня ненавидел, а обвинять способен? Почему ты ссорился? Почему ты…?» Так Бог будет тебя спрашивать. Тогда у тебя слова застрянут в горле. И ты из тысячи ни на один вопрос не ответишь. Такого Бога не существует, Которому можно сказать: «прочь». Но есть святой, живой, истинный Бог, который однажды может нам сказать: «Прочь от Меня». «И тогда объявлю им: «Я (Бог) никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие» - /Мт.7.23/.
«Страшно впасть в руки Бога живого!» - /Евр.10.31/. И как ужасно будет их положение. «Итак, подумайте, что сделать» - /Суд.18.14/.
«В конце нашего пути все мы должны посмотреть в глаза Богу. Мы можем отвести взгляд от людей, с глазами которых нам стыдно встретиться, но мы обязаны посмотреть в глаза Богу живому, если позволено будет. В книге Кермита Эби: «Бог в тебе» читаем: «Рано или поздно человек должен остановить свой бег от себя самого и от своего бога - может быть, просто потому, что больше некуда бежать». И настаёт момент, когда каждый человек должен встретиться с тем Богом, от глаз Которого ничто не может быть скрыто» - /У.Баркли/.
Источники: Библия. Мэтью Генри – английский толкователь 1662-1714. Эрик Нюстрем «Библейский словарь». Л.Толстой. Архимандрит Алипий. Вильгельм Буш, молодёжный пастор в Германии. Данкан Хистер «Основы Библии».
|