Для ТЕБЯ - христианская газета

Апофатический образ свободы.
Публицистика

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Апофатический образ свободы.



Эпиграф: «Отсутствие свободы – это когда тебя заставляют делать и говорить то, что ты не хочешь делать и говорить»
(Из не найденной рукописи)

Понятие свободы включает в себя множество значений, начиная со свободы физических тел и заканчивая свободой духа. Об этом уже написано много и говорено тоже. Однако, свобода - это понятие абстрактное и каждый понимает её по своему. Для примера: известное определение – «Свобода - это осознанная необходимость», повергает нас в пучину ещё большей абстракции, потому что придётся давать определение ещё и понятию необходимости.

И тут мне в голову пришло решение, которым пользуются уже несколько тысяч лет в попытках определить, что такое Бог в иудаизме и христианстве, или что такое Абсолют в индуизме и буддизме. В христианстве, например, существует апофатическое богословие, которое определяет Владыку и Создателя вселенной, через отрицательные эпитеты, в силу того, что аналога Бога ни в физическом, ни в духовном смысле не существует, так как природа его не определима, невидима и нечувствуема...

На мой взгляд, значительно нагляднее можно представить себе и Свободу, описывая её в отрицательных понятиях, то есть так, чтобы сразу было понятно, о чём речь. Ведь очень трудно спутать свободу и несвободу, которая так наглядно и осязаемо присутствует в нашей жизни.

Замечательно, определяет Свободу Иисус Христос, чьи слова записал Иоанн Богослов в своём Евангелии. Иисус говорил свои ученикам и последователям: «Познаете Истину и она сделает вам свободными» и чуть далее говорит: «Я есть Истина и Путь» Иначе говоря, Иисус Христос призывает познать и следовать Его Новому Завету. Тогда не надо будет искать или мучительно выбирать между добром и злом, решая, что есть добро и чем оно отличается от зла. Ведь зло часто рядится в одежды добра и без Учителя и Учения трудно отделить одно от другого. А Новый Завет Иисуса Христа даёт нам высокую цель и глубокий смысл нашей короткой жизни, открывая всю красоту взаимной любви и самопожертвования на благо людей. И ведь подлинный христианин после смерти может попасть в Царствие небесное, где страждущий успокоится, а алчущий насытится.

Но, что значит следовать Новому Завету – спрашивали своего Учителя апостолы и ученики? И он отвечал им: «Отвергнитесь мира сего и «неся свой крест», следуйте моим увещеваниям и наставлениям». И далее поясняет: «Ибо Царствие Моё, не от мира сего...».
Надо сказать, что почти все нравственные и моральные принципы в Ветхом Завете носят отрицающий характер. «Не убий, не укради, не прелюбодействуй, не смотри алчным и похотливым взором вокруг себя»... И ещё много, много «не» определяют не только то, что есть праведная жизнь, но и что есть свобода. Свобода человеческая, называемая Иисусом свободой Духа, невидима, неопределяемая, но мысленно ощутима и понятна. Иисус Христос говорит странные для любого Учителя слова: «Свободный дух дышит (живёт) где хочет!» Вот и пойди, угадай, где он находится в данную минуту. Нам кажется, что мы свободны, и вдруг обнаруживается, что свобода уже давно покинула нас, и мы пребываем в рабстве своих привычных, обыденных представлений и норм.

Вспоминается ответ Иисуса на этот трудный вопрос. Сам Назарянин нам его подсказывает, говоря – «Наша свобода в Боге» Что это может значить?!

Мне думается, что только тогда, когда мы любим Бога и ближних как самих себя - мы свободны, потому что главным авторитетом, целью и смыслом нашей жизни становится Любовь – то есть Бог. Иначе говоря, Иисус Христос нам растолковывает, «что Бог – это любовь», что человек радуется, когда любит всех людей вокруг себя, и потому мы, любя других как самих себя, становимся свободными, даже если сидим в тюрьме, служим в армии, или работаем с утра до вечера на тяжёлой и грязной работе. Здесь получается, что наше физическое тело несвободно, но дух наш – свободен, даже если нас содержат за бетонными стенами, за семью замками!

Вспоминается рассказ Владыки Антония Сурожского о своей юности и проявления молодой и сильной веры в Иисуса Христа, которую он ощутил после прочтения Евангелия от Марка. Будущий Владыка почувствовал присутствие Иисуса Христа рядом с собой. Он рассказывает, что назавтра, когда жизнь «продолжилась» после этого события, идя по улице, ему хотелось сказать всем прохожим, что он любит их и готов претерпеть любые физические муки за них! Этот рассказ Евангелиста о жизни и учении Христа настолько поразил его душу, что остался в сердце неистребимым сокровищем на все времена!
... Особо хочется отметить в Евангелиях Нагорную Проповедь, которая даёт нам набор правил, выраженных простыми словами и положительными образами: следуя им, мы станем не только свободными, но и счастливыми. Если представлять общий замысел Нагорной Проповеди, то мы вдруг поймём, что в ней выражены общие для большинства религий установки и советы. Невольно начинаешь понимать, что христианство и буддизм, очень близки в понимании свободы, а значит и человеческого предназначения. Христово «Отвергнись», очень напоминает предложение Будды избавиться от Майи, как от неподлинной жизни!

Конечно, следуя рекомендациям высказанным в Нагорной Проповеди, нельзя забывать, что человек «грешен», несовершенен по природе и что обожение человека, его самоусовершенствование и самоусложнение, - это не столько результат, сколько «путь» к этому. В силу происхождения, человек несёт в себе как божественные, так и животные начала и потому вся жизнь человека верующего превращается в борьбу с инстинктами, носящими общее название – грех или грехи.

Нечто подобное происходит и в стремлении к свободе. Человек, опять же в силу своего происхождения и воспитания, никогда не бывает свободен совершенно, и только движется от несвободе к свободе. Путь к свободе – это долгий путь к обожению человека и человечества. В определённом смысле, быть совершенно свободным – значит стать Богом, то есть человеком вне земных обязанностей и существования. Этого, конечно, невозможно достичь, даже живя на далёком острове, в одинокой келье.

Может быть поэтому Иисус Христос и говорил своим ученикам: «Царствие Моё не от мира сего!» Но именно поэтому христиане понимают смерть как некое избавление от земной суеты и фальши, и именно поэтому они возлагают свои надежды на осуществление мечты о «небесной жизни», которая последует вслед за кончиной.
И все-таки, и в нашей жизни бывают минуты, когда мы можем сказать себе – «Наконец-то я свободен, пусть хоть на несколько мгновений!» И в этот момент мы бываем счастливы ярко и незабываемо, и по этим «райским» моментам мы можем судить о величии и красоте свободы, как переживания глубокого всеобъемлющего чувства счастья!
В моей жизни тоже были такие мгновения. Вспоминаю, как однажды я шел глухим, заросшим лесом,жарким летним днём, и, изнывая от жары и укусов комаров, вытирая то и дело солёные капли пота с лица, думал, что это какая–то каторга...

Чуть позже я подошел к сухим болотам и, выйдя на середину одного из них, остановился. Над головой, с синего чистого неба, светило ярко-золотое солнце, и теплый ветерок, наполненный таёжно–луговыми ароматами, овевал моё лицо. Под ногами был толстый зелёный ковёр упругого мха, а вокруг росла морошка, ярко-желтая, спелая и очень вкусная. И так велик был контраст с тем, что я испытывал ещё полчаса назад, так красиво и дивно было вокруг, что я упал на спину, на этот природой созданный ковёр, и со счастливой улыбкой, глядя в синее небо, проговорил вслух: «Господи! Благодарю тебя за эти мгновения счастья и благоговейно преклоняюсь перед твоей творческой силой и величием!!!»

Бывали и другие моменты в жизни, когда я готов был повторять эти слова. Это бывало и тёмной ночью, тоже в тайге и в одиночестве, когда всё живое вокруг спит, и только серебряная луна освещала замертвевшую вокруг природу. На тёмном небе от края до края небесной сферы рассыпаны мириады серебряных звёзд и созвездий, бесконечной и разнообразной Вселенной, в которую включён и я, такой маленький на фоне этого безмерного величия, но ощущающий полную сопричастность этому миру...

В эти моменты в душе поднималась волна несказанной радости и благодарения создателю земной жизни и меня самого. Невольно на ум приходили простые слова Иисусовой Молитвы: «Господи, Иисус Христос, Сын Божий, спаси и помилуй меня!» Но одновременно появлялось желание сказать слова благодарности Создателю за эти мгновения внутреннего покоя и удовлетворения. И хотелось сказать высокие слова благодарности тому, кто дал возможность каждому человеку не только появиться на свет, но и пережить эпопею становления личности, со всеми её горестями и радостями. И, часто, горестей и переживаний бывает намного больше, чем радостей, и потому оправданы слова Господа, о страданиях, как неизбежной особенности христианина...

Но Иисус Христос так же говорит, что пройденные человеком испытания, приводят его к радости, к осознанию жизни как длящихся непрерывных испытаний – искушений, в преодолении которых и видится жизненная задача христианина...

Эта постоянная борьба в душе человека между животными инстинктами и проявлениями божественной искры, заложенной в нас существом высшим и безгрешным, при малейших успехах, приносит несказанное удовлетворение. Этим, наверное, объясняется состояния аскетов и отшельников, называемое видением «фаворского света». И как мне кажется, именно это состояние внутренней, развивающейся свободы даёт ощущение радости и даже счастья.

В чём же оно проявляется? Думается, что со временем, преодолевая давление множества инстинктивных желаний, характеризуеющих простую животную жизнь, мы приходим в состояние «нехотения» и довольства тем, что имеем. Мы перестаём повиноваться давлению несвободы – инстинкта, и в каком-то смысле становимся «как боги», начинаем, пусть фрагментарно, определять принципы и идеалы жизни, которые рано или поздно помогут нам осознать значение обретённой свободы при выборе целей и предназначения нашей жизни. Я уверен, что аскетизм и удаление от соблазнов «обыденной» жизни, - это проявления той искры божественности, которая заложена в нас во времена одухотворения «физического» человека божественным духом. Поэтому-то человек, не «земная пыль», в которую и возвратиться после смерти. Есть нечто в этом создании, что произошло от «вечного» Бога и потому, умирая, мы оставляем после себя не только материальные «артефакты», но и духовные деяния, которые остаются в человечестве как часть проявлений феномена «человеческой свободы»...

Зима 2011 года. Лондон. Владимир Кабаков.
Комментарий автора:
Остальные произведения автора можно прочитать на сайте http://www.russianalbion.narod.ru/
или в литературно-историческом журнале "Что есть Истина?" http://russianalbion.narod.ru/linksIstina.html

Об авторе все произведения автора >>>

Владимир Кабаков Владимир Кабаков, Лондон, Великобритания
Владимир Кабаков – родился 1946г. Иркутск.
В 16 лет пошел работать на стройку. С 17 лет стал ездить в дальние командировки по Восточной Сибири. В 19 лет призван в армию во Владивосток на остров Русский. Закончил службу в 1968 году, работал в Иркутском Университете, учебным мастером. Поступил в Университет, но ушел с первого курса, так как понял, что радиофизика не моё. Учился в Университете Марксизма-Ленинизма, занимаясь философией и социологией, удовлетворяя свою страсть. Потом работал слесарем, плотником, стропальщиком, бетонщиком. В 1977 году уехал на Бам, где работал на сейсмостанции в поселке Тоннельный. С 1979 года выехал в европейскую часть России и стал интерьерщиком. В 1984 году написал свой первый сценарий документального фильма «Глухариная песня»(http://www.tvmuseum.ru/card.asp?ob_no=3335), который был поставлен на Иркутской студии телефильмов. В течении нескольких лет работал внештатным корреспондентом молодежной редакции Иркутского телевидения. Чуть раньше начал писать рассказы и повести о тайге, о природе и человеке. 1988 году поселился в Ленинграде (Санкт-Петербурге). Там-же стал тренером в общественнo-подростковом клубе «Березка», продолжая работать в интерьерной фирме. В 1990 году стал штатным тренером, а в 1993 году директором подросткового клуба «Березка». За время работы в клубе начал печататься в сборниках русских литераторах. В 1998 издал книгу рассказов «Говорят медведи не кусаются». В том же году уехал в Англию, где жила семья: жена-англичанка и двое детей. Долгое время сидел без работы, затем работал уборщиком. За это время написал много пьес, рассказов, повестей, в общей сложности около 10 книг. Собираюсь издавать их в Санкт-Петербурге и в Сибири.

e-mail автора: russianalbion@narod.ru
сайт автора: личная страница

 
Прочитано 3744 раза. Голосов 0. Средняя оценка: 0
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Отзывов пока не было.
Мы будем вам признательны, если вы оставите свой отзыв об этом произведении.
читайте в разделе Публицистика обратите внимание

Церковь и общество - Александр Грайцер

Как человеку измениться? - Владимир Ульченков

Отношение христиан к политике - Сергей Пушкар

>>> Все произведения раздела Публицистика >>>

Поэзия :
Все о жизни. - Надежда Лееуве

Поэзия :
О жизни. - Николай Кузнецов

Поэзия :
Моє життя, мов зебра, полосате... - Надежда Горбатюк

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Публицистика
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100