Прочитав заголовок, возможно, некоторые вспомнили таинство рукоположения, свидетелями которого они были. Некоторые вспомнили слова Священного Писания: "И иных Бог поставил в Церкви, во-первых, Апостолами, во-вторых, пророками, в-третьих, учителями; далее, [иным дал] силы [чудодейственные], также дары исцелений, вспоможения, управления, разные языки (1Кор.12:28)". [1] Значит, на служение в церкви ставит Бог и ставит через епископское рукоположение (хиротонию). Но если это дело Бога и епископа, то что можем мы, – обычные прихожане? Что зависит от нас? И, подумав так, многие решат, что им и знать незачем, каким образом выбирать и назначать на служение?
Ответить на это можно сравнением: спасение во Христе тоже дело Божье, но мы, люди, несем Благую весть в этом мире. И если мы будем плохо знать Евангелие, если не явим миру сему Иисуса Христа жизнями своими, то плохо будет всем: и Церкви, и ищущим спасения. Так же обстоит дело и в выборе и назначении на служение в церкви.
Ниже я покажу из Писания, как много зависит от членов церкви – как от тех, кого призывает Господь, так и от прихожан.
В Библии есть три книги, которые принято называть пастырскими посланиями – это Первое и Второе послания к Тимофею и Послание к Титу. Эти книги расположены ближе к концу Нового Завета, и многие верующие не так внимательно их изучают, как, например, Евангелия. А напрасно! Если внимательно прочтете, то вы, дорогие братья и сестры во Христе, увидите, какая великая задача и ответственность поставлена перед каждой поместной церковью в сих Посланиях. Ответственность и перед верующими, которые услышали Божий призыв к служению, ответственность и перед теми, которые скорее всего никогда не будут служить ни епископами, ни пастырями, ни дьяконами.
Исследуем, какую духовную работу прежде рукоположения на служение производит Господь Бог в душах людей, призываемых на служение в церкви, а также в душах тех, которые являются членами данной поместной церкви.
Когда ты слышишь Божий призыв
Прежде чем пускаться в рассуждения и делать какие-то выводы, запаситесь терпением и уже в немного ином ключе познакомьтесь с историей о взаимоотношениях небезызвестного по Писаниям вам человека с Иисусом Христом.
И сказал Господь: Симон! Симон! се, сатана просил, чтобы сеять вас как пшеницу, но Я молился о тебе, чтобы не оскудела вера твоя; и ты некогда, обратившись, утверди братьев твоих. Он отвечал Ему: Господи! с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти. Но Он сказал: говорю тебе, Петр, не пропоет петух сегодня, как ты трижды отречешься, что не знаешь Меня. (Лук.22:31-34) Когда происходил этот разговор между Иисусом Христом и Апостолом Петром, Петр не знал, что до самого страшного в его жизни момента оставалось всего несколько часов: в ту же ночь Иисус будет предательски взят, Его будут истязать и утром распнут. В ту ночь, Петр, как и предсказал Иисус, отрекетсяся от Него и, выйдя вон, горько заплачет (см. Лк.22:62). Это будет ночь с четверга на пятницу.
По прошествии субботы Мария Магдалина и Мария Иаковлева и Саломия купили ароматы, чтобы идти помазать Его. И весьма рано, в первый [день] недели, приходят ко гробу, при восходе солнца… и, войдя во гроб, увидели юношу, сидящего на правой стороне, облеченного в белую одежду; и ужаснулись. Он же говорит им: не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес, Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру, что Он предваряет вас в Галилее; там Его увидите, как Он сказал вам. (Мар.16:1,2,5-7) После чудесного воскресения Иисус Христос несколько раз являлся ученикам. Однажды даже пятьсот человек видели Его. Но в контексте статьи для нас важна лишь одна встреча, когда Господь явился ученикам в Галилее, при море Тивериадском.
Петр и шесть других учеников Иисуса Христа пошли ловить рыбу (они выросли у этого моря и были профессиональные рыбаки), но не поймали в ту ночь ничего. С наступлением утра Иисус Христос стоял на берегу, но ученики не узнали Его (см. Ин.21:3,4). Когда же по совету стоявшего на берегу забросили сеть и не могли уже вытащить ее из-за обилия рыбы, то Иоанн узнал Христа и сказал о том Петру.
Симон же Петр, услышав, что это Господь, опоясался одеждою, – ибо он был наг, – и бросился в море. А другие ученики приплыли в лодке, – ибо недалеко были от земли, локтей около двухсот, – таща сеть с рыбою. Когда же вышли на землю, видят разложенный огонь и на нем лежащую рыбу и хлеб. Иисус говорит им: принесите рыбы, которую вы теперь поймали. Симон Петр пошел и вытащил на землю сеть, наполненную большими рыбами. (Иоан.21:7-11)
Именно в этот момент Господь призывает Апостола Петра на служение: паси агнцев Моих. Но прежде Он задает вопрос – и это ключевой вопрос, на который может ответить лишь сам призываемый на служение. Искренне ответить, ибо страшен будет гнев Божий на Суде за лукавство пред Духом Святым и Церковью Христовой.
Когда же они обедали, Иисус говорит Симону Петру: Симон Ионин! любишь ли ты Меня больше, нежели они? [Петр] говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. [Иисус] говорит ему: паси агнцев Моих. (Иоан.21:15) Любишь ли ты Меня больше, нежели они? На первый взгляд, такой простой вопрос. Но это не так, совсем не так. Попробую открыть вам глубину заданного Иисусом Христом вопроса. Он говорил о любви (греч. Агапе) – любви осмысленной, любви разума и воли, о любви, когда любишь безусловно, любишь не только друга, но и врага. Любишь, независимо от твоих качеств и качеств того человека, независимо от ваших взаимоотношений.
Такой любви не бывает у природного, душевного человека. Душевный человек способен к другой любви (греч. филео – см. ниже). Любовь (Агапе) можно познать лишь у Бога и принять её можно только от Бога. Принять как дар от Него к тебе и затем даровать другим, по образу и подобию того, как Бог поступил с тобой.
Чем Петр на тот момент отличался от других учеников?
Отличался он тем, что более других познал любовь (Агапе) Господа по отношению к нему. Познал, когда воскресший Иисус Христос позвал его, отрекшегося и плакавшего об этом. Петр познал всепрощающую любовь и принял её от Бога. И, познав любовь Божию, теперь он мог сам излить ее на других. Се великая тайна Царства Небесного – любовь Агапе – любовь Божия, познанная тобой.
Когда с кающимся сердцем мы приходим к Иисусу Христу и познаем прощающую благодать по любви Божьей, сердце, познавшее эту любовь, переполняется ею, и любовь начинает изливаться уже из него самого. Только таким образом мы обретаем способность быть служителями Нового Завета, не буквы, но Духа, потому что буква убивает, а Дух животворит (см. 2Кор.3:6).
Любишь ли ты Меня больше, нежели они?
Господь сейчас задает этот вопрос и нам. И Он смотрит в наши сердца: озарил ли свет Духа Святого наши сердца, дабы просветить познанием славы Божьей (Его сущности, Его характера) в лице Иисуса Христа (см. 2Кор.4:6).
Служитель, первое и, наверное, самое важное: испытай себя: познал ли ты всепрощающую любовь Божию, обрел ли ты от Него силу, чтобы явить ее другим людям.
Братья во Христе, служители церкви, если кто из вас познал и способен, то вы это будете знать точно. Знать, вспоминая свою духовную жизнь, свое ученичество в Школе Христа.
Теперь, думаю, понятно вам, почему Господь допустил, что Петр трижды отрекся от Него. Почему к горю потери любимого Учителя Господь Бог допустил добавиться еще и горю от осознания того, что последнее, что видел Иисус Христос от него – Петра – это его отречение. Пройдя через такое двойное страдание души, Петр познал безусловную любовь Божию, познал в той мере, в какой в то время еще не знал никто из Апостолов. Познал, как нужен ему Бог.
Еще говорит ему в другой раз: Симон Ионин! любишь ли ты Меня? [Петр] говорит Ему: так, Господи! Ты знаешь, что я люблю Тебя. [Иисус] говорит ему: паси овец Моих. (Иоан.21:16) Любишь ли ты Меня? Здесь Иисус Христос спрашивает уже о другой любви (греч. филео) – это привязанность, чувственная любовь (такая любовь присуща и душевному человеку), она возникает в результате личного общения. Петр имел такое личное общение с Иисусом Христом, он был другом Иисусу Христу и, конечно же, мог передать, мог рассказать об этой дружбе другим.
И мы сейчас также можем иметь свой личный опыт общения с Господом. Именно через это личное общение мы и преображаемся, научаемся Духом Святым: иначе познавали бы лишь букву закона, доктрину, обряды – а это все мертвое, оно не дарует жизни вечной.
Возлюбленные во Христе, если кто из вас не спорил во время своей молитвы с Господом, с Отцом Небесным, если не обижался на Него и снова не мирился с Ним – то вы либо совершенны как Бог (а так не бывает), либо просто религиозный человек и не имеете личного общения с Духом Святым (а так бывает и очень часто).
Призвание Божие – это не шуточки, и вы должны познать и запомнить на всю земную жизнь свою, что это путь креста, путь скорби от своего несовершенства и от грехов – своих и чужих. Как писал Серафим Саровский: "Душа высокая и твердая не отчаивается при несчастьях, каких бы то ни было. Иуда предатель был малодушен и неискусен в брани, и потому враг, видя его отчаяние, напал на него и принудил его удавиться; но Петр – твердый камень, когда впал в великий грех, как искусный в брани, не отчаялся и не потерял духа, но пролил горькие слезы от горячего сердца, и враг, видя их, как огнем палимый в глаза, далеко убежал от него с болезненным воплем".[2]
Каждый должен знать и помнить, что награда служителю Божьему будет только на Небе, ибо Царство Иисуса Христа не от мира сего.
Иисус Христос Апостолу Петру не обещал здесь ни награды, ни благодарности, Он сказал: "Смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною (Ин.21:19)".
Роль и ответственность поместной церкви в назначении служителя
Я уже показал из Священного Писания, насколько это ответственно перед Богом – служить ему в церкви, и как важна здесь честность человека перед самим собой и пред Господом. Ибо потом, после рукоположения, уже не отмахнешься – мол, меня церковь выбрала и епископ рукоположил.
И горе церкви, если служителем станет лукавый, не имеющий духовного откровения и личного общения с Господом, человек. Горе, потому что чинит спрос с такого "служителя" Господь, как показывает практика, не сразу, а возможно и вообще, лишь при Своем втором пришествии. Поэтому лучше не допустить болезни, чем потом лечить больную, а тем паче духовно мертвую церковь.
Но не только на служителях, но и на поместных церквях лежит большая ответственность перед Богом. От того, как будете вести себя лично вы при принятии пастыря, при его выборе или назначении для вашей поместной церкви, будет зависеть судьба, а может и жизнь во Христе, не только ваша, но и тех, кто придет после вас.
Теперь рассмотрим, в чем конкретно проявляется ответственность членов церкви при выборе и утверждении служителя Божьего.
Что имеет каждый член Церкви, независимо от того, простой прихожанин он или пастырь -- Все мы имеем во Христе одно тело и один дух,
-- как вы и призваны к одной надежде вашего звания;
-- один Господь,
-- одна вера,
-- одно крещение,
-- один Бог и Отец всех, Который над всеми, и через всех, и во всех нас (см. Еф.4:4-6).
В чём различаются члены Церкви: служители и паства Каждому же из нас дана благодать по мере дара Христова. (Еф.4:7) Как видите, различие в том, что Господь по благодати (то есть незаслуженно) наделяет различных верующих разными дарами и способностями.
Хочу обратить внимание членов церкви на один момент. В текстах Нового Завета можно найти слова: "учитель" и "лжеучитель", "апостол" и "лжеапостол", но нигде не используется по отношению к служителю слово "помазанник" (по гречески: "христос"), а вот лжехристы в Новом Завете упоминаются,потому что, в отличие от Ветхого Завета, сейчас, при Новом Завете, наш Первосвященник и Царь – это Иисус, Он же и Христос – Помазанник Божий, единственный Посредник между Богом и человеками. Поэтому если у вас в церкви учат, что служитель (пастырь или епископ) является особым помазанником Божьим, вспомните значение слова "помазанник" и... да-да, получается, именно так: в вашей церкви учат, что служитель является христом.
Утверждающий же нас с вами во Христе и помазавший нас [есть] Бог. (2Кор.1:21)
Вам же, уважаемые читатели, правильно понимать роль и значение пастыря (не недооценивать его, но и не относиться к нему, как к посреднику между вами и Богом), поможет знание целей и задач, поставленных Господом перед служителями в церкви.
Цель служений в Церкви -- Чтобы в церкви сохранять единство духа в союзе мира (Еф.4:3) – едина только Церковь, та Церковь (с большой буквы), что будет вознесена при втором пришествии Иисуса Христа. А существующее ныне множество поместных церквей, разделенных на деноминации, это лишь прообраз того братства, что будет на Небе – к сожалению, очень плачевный прообраз. И задача пастыря: самому поступать и других учить так, чтобы каждый член их поместной церкви мог явить миру Христа в Его единстве с Отцом.
-- К совершению святых на дело служения (Еф.4:12) – предназначение одаренных дарами Божьими верующих заключается в том, чтобы готовить других христиан к жизни по вере и к служению в послушании Духу Святому.
-- Для созидания Тела Христова, доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия (Еф.4:12,13) – конечная цель всего – это познание Иисуса Христа и вход в Его Царство Небесное.
Роль церкви в выборе и назначении на служение В Священном Писании есть несколько примеров выбора людей на служение в церкви, перечислю их.
-- Иисус Христос непосредственно Сам выбрал 12 Апостолов (см. Лк.6:12-16).
-- Через пророчество Господь избрал для служения Апостолов Павла и Варнаву (см. Деян.13:2), а также Тимофея (см. 1Тим.1:18).
-- Из собрания верующих выбрали тех, кто соответствовал четко оговоренным критериям. И далее, по молитве церкви, Господь указал на одного из них. Так было при выборе Матфия, Апостолом, вместо Иуды Искариота (см. Деян.1:16-26).
-- Церковь, по четко указанным Святым Духом нравственным и духовным признакам выбрала семерых дьяконов, а Апостолы поставили их на служение – помолившись, возложили на них руки (Деян.6:3-6). -- Один человек, имеющий духовный авторитет и право назначать на служение (рукополагать пастыря), или его доверенное лицо избирает и назначает на служение кого-либо из испытанных в вере братьев – членов поместной церкви. Так были избраны и поставлены на служение пресвитеры в церквях на острове Крит (см. Тит.1:5). Но, повторяю, опять же избрание их было по четко оговоренным Господом признакам и при согласии церкви.
Критерии, которым должен соответствовать служитель церкви (пастырь) В Священном Писании эти критерии очень подробно описаны в двух книгах: в первом послании к Тимофею и в послании к Титу (см. 1Тим.3:1-13, Тит.1:6-9). И если в том случае, когда Господь Сам спрашивает призываемого на служение, речь идет о сокровенном, сердечном, что можно увидеть лишь по косвенным признакам, что точно известно только самому призываемому и Господу-Сердцевидцу, то здесь указаны критерии, ясно видимые любому члену церкви.
Итак, служитель (пастырь) должен быть (см. 1Тим.3:1-13):
-- непорочен (не давший своим поведением повода к нареканию);
-- одной жены муж (без разводов и тем более, без повторных браков);
-- трезв, целомудрен (воздержанный, контролирующий себя в нервной, напряженной ситуации);
-- благочинен (пользующийся уважением, авторитетом);
-- честен; -- страннолюбив (гостеприимный);
-- учителен (имеющий дар к толкованию Священного Писания и способный научить других истине);
-- не пьяница (сейчас, сюда можно отнести и курение, и наркотики, и порнографию, и игроманию);
-- не бийца, не сварлив (не грубиян);
-- не корыстолюбив, не сребролюбив; -- тих, миролюбив (мягкий, чуткий сердцем в обращении с людьми);
-- хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью, имеющий верную жену (верующую);
-- не должен быть из новообращенных; -- имеющий доброе свидетельство от внешних (добрую репутацию, беспорочен в мире).
Из вышеперечисленных примеров того, как в Библейские времена ставили верующих на служение в церкви и из перечня критериев, каким должен соответствовать служитель, можно сделать два вывода. Первый – критерии выбора служителя даны Богом, они четко оговорены и должны выполняться неукоснительно, иначе – грех. И второй – кто именно осуществлял выбор служителя – четкой схемы не было – это мог быть выбор и непосредственно от Бога, могла выбирать церковь, а мог и один человек, если он имел определенные духовные полномочия и получал согласие церкви.
После избрания служителя, назначение на служение осуществлялось либо напрямую Господом, либо другими церковнослужителями – через молитву и возложение рук (изначально в Церкви не было четкого ритуала рукоположения на служение). Лишь намного позже, в пятом веке, было детально разработано таинство хиротонии.
Между выбором на служение и рукоположением, как правило, служитель проходил испытание. И это было обязательным со времен Апостолов.
Так что, как видите, выбор служителей в церкви и их назначение на служение Господь доверил людям – это великая ответственность и великое право, ибо мы – Церковь Христова. Поэтому чтобы всё сделать правильно, мы должны очень хорошо знать критерии выбора, данные нам Господом, и следовать им без лицеприятия.
Еще в четвертом веке Григорий Богослов предостерегал церкви, что именно мы, церковь, будем виноваты перед Богом: "Если сей самый святейший чин соделывается у нас осмеиваемым, потому что председательство приобретается не добродетелью, но происками, не достойнейшими, но сильнейшими. В один день производим мы во святые и велим быть мудрыми тем, которые ничему не учились и кроме одного произволения ничего у себя не имеют, восходя на степень. А надменный (необдуманно – от человеков, а не от Бога избранный пастырь) думает, что, получив могущество, стал он премудрее – так мало знает он себя, до того власть лишила его способности рассуждать". [3]
Мы также ответственны перед Богом, если возвеличиваем служителя (пастыря, пресвитера) над церковью, делая его, а не Иисуса Христа, посредником между людьми и Богом. Так же именно мы, церковь, будем виноваты перед Богом, если позволим какому-либо зарвавшемуся пастырю, так называемому "помазаннику", отделить церковь от Христа, став посредником между Богом и человеками. Ибо мы, вопреки воле Божьей, позволили человеку подменить Божьи цели для Тела Христова его эгоистичными человеческими целями.
Воистину, ставит на служение в церкви Бог, но делает Он это через нас – верующих во Христа. Так будьте же послушны Ему в служении и ответственны пред Ним в нашем выборе!
Погребняк Н. 2002
Послесловие
О том, что сказано в Священном Писании о выборе и назначении на служение в церкви я довольно подробно исследовал 2002 году. Но теперь, спустя много лет хочу продолжить и дополнить тему. Нет, речь пойдет не о новых духовных критериях – они раскрыты в необходимой и достаточной полноте. Речь пойдет о земном.
Кажется, какую роль может играть в служении Богу земная мудрость, земные знания? Если дело касается лично вас, лично вашей духовной жизни, то очень незначительную, но если вы решили служить другим людям – то очень большую.
Хочу поговорить о мудрости – человеческой мудрости в благовестии.
Хорошо бы подвизающимуся на служение и, особенно, посылающему других на служение помнить, что для того чтобы мирской человек просто захотел выслушать благовестника – не говорю уже о том, чтобы услышал его – сначала нужно заслужить уважение к себе, уважение к своему слову.
Учиться, учиться и учиться нужно христианам, особенно молодежи. И не просто хорошо учиться, а, по крайней мере, по некоторым предметам, лучше всех в классе учиться, лучше всех в институте. Учиться не ради оценок и дипломов, а ради знаний. Ради глубоких знаний.
Но для благовестия нужны не просто образованные Христиане, а умудренные жизнью, не раз успешно решавшие свои и чужие жизненные проблемы.
Задумайтесь только, что творят с благовестием, например, ректоры Библейских институтов и пастыри (точнее: церковноначальники), которые отправляют неумудреную жизнью молодежь служить, например, в села?
Откройте, наконец-то свои глаза и уши вы – самодовольные ученые-богословы и амбициозные церковноначальники! Посмотрите, какой вред Благовестию наносите вы своими амбициозными планами расширения географии евангелизации за счет молодых выпускников.
Вспомните о том, что Антиохийская церковь по призыву Святого Духа послала для благовестия самых опытных, самых образованных, самых мудрых – послала Апостолов Варнаву и Павла.
А вы?
Вы посылаете самых неопытных, самых немудрых, самых духовно беззащитных.
Вместо того чтобы главенствовать и покоиться в своих уже устоявшихся церквях, за своими кафедрами, вы лучше бы сами поехали в то село, куда послали молодого выпускника.
И не удивляйтесь тому, что я сравнил проповедование в селе со служением Апостола Павла. Не удивляйтесь, ибо приезжает молодой выпускник в село, а сам зачастую не то что гусака от гусыни не умеет отличить, а и гуся от утки с трудом. Спрашивается, при такой его неприспособленности к деревенской жизни, какое уважение к себе он может вызвать у сельчан, и, следовательно, и к своему слову? А ведь ему надо Евангелизировать, ведь у него план: в первый год создать группу, через три года – маленькую церковь (иначе накажут, лишат материальной поддержки). И ходит он по селу, ходит, а сельские жители поглядывают на него с чувством морального превосходства: ведь в своих глазах они трудяги, а он – балабол.
Со временем, глядишь, какая-нибудь бабушка придет из жалости, посидит, послушает, когда позовут отпеть покойника, но чаще начинают вокруг ошиваться деревенские пьяницы-тунеядцы. Ошиваться не ради того, чтобы послушать про Христа, а для промысла, авось чего удастся раздобыть для пропоя. Так к отчетному сроку наскребется группа "верующих". Если молодой Евангелист окажется бойким, то может с кем и из сельской молодежи подружится – всё в копилку будущей "церкви".
Скажете: "Ну и что в таком служении плохого? Неужели неуважаемый благовестник – это большая беда, чем, если бы люди вообще не услышали Благой вести?".
– Так люди в том селе итак и не услышали Благой вести – не захотели даже слушать. Хуже того…
Да вы сами попробуйте пройти по одному из таких сел и спросите. И если местные признают вас достойным того, чтобы откровенно разговаривать с вами (поверьте, только в этом случае они будут искренни), тогда узнаете, что в глазах всего села такой "батюшка" ничего, кроме ехидных насмешек не вызывает. И, что самое печальное, заслуженного презрения и насмешек, ибо такой "благовестник" не то что Иисуса Христа собой не явил перед сельскими жителями, а даже элементарного житейского знания и мудрости не показал.
Теперь подумайте и о самом молодом человеке, посланном вами в село. Он мечтал, что приедет в село и там станет, как у пророка было сказано: "Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет (Матф.4:16)". Воистину, лишь немногие из молодых семинаристов смогут пережить такое испытание… обманом и предательством со стороны своих учителей.
Что делать? Учитесь у Апостолов!
Как они поступали, отправляясь в миссионерские путешествия? – Брали с собой, как помощников, а, главное, как своих учеников, наиболее подготовленных и соответствующих по своим душевным качествам молодых людей. В ученичестве у Апостолов, в реальном деле со временем и выросли такие великие мужи Церкви, как Тимофей, как Тит, как Иоанн Марк.
Пусть будет меньше послано благовестников, но они будут лучше подготовлены и духовно, и в житейском плане. Поверьте, они даже малым числом сделают гораздо больше для Церкви Христовой, чем толпы хотя и наученных теологическим азам, но еще не умудренных жизнью выпускников семинарий.
Иначе – так и будут продолжаться насмешки и пренебрежение, а затем… появятся новые "Сказки о попе и работнике его Балде".
Сноски [1] Библейские цитаты приведены в Синодальном переводе и выделены курсивом.
[2] Серафим Саровский. Духовные наставления св. Саровского о. Серафима. Гл.30. Об отчаянии.
[3] Григорий Богослов (Назианзин). Слово 43, Надгробное Василию, архиепископу Кесари Каппадокийской.
Библиография 1. Библия: книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета: Канонические; Синодальный перевод. – М.: Российское Библейское общество, 1998. – 1244с.
2. Барнуэлл К. Ключевые понятия Библии в тексте Нового Завета: Словарь-справочник/ К.Барнуэлл, П.Дэнси, Т.Поп. СПб.: ХО "Библия для всех", 1996. – 495 с.
3. Григорий Богослов (Назианзин). Слово 43 Надгробное Василию, архиепископу Кесари Каппадокийской [Электронный ресурс]/ Источник текста: http://orthlib.narod.ru : 2000. – Электронные текстовые данные. – Режим доступа: http://christianity.shu.ru/Texts/gregnaz/basil.html свободный.
4. Серафим Саровский. Духовные наставления св. Саровского о. Серафима/ Обитель св. Иова Почаевского, газетно-журнальное объединение "Воскресенье". – Мюнхен-Москва: изд. "Библиотека святых Кирилла и Мефодия", "Преподобный Серафим Саровский", 1993. – 240 с.
Комментарий автора: В Библии есть три пастырских Послания – это два послания к Тимофею и послание к Титу. Исследуйте их, и вы увидите, что они были написаны в первую очередь для паствы, а уж потом для пастырей. Священное Писание учит, что не только пастырь даст ответ перед Богом за паству, но и паства ответит перед Богом за своего пастыря.
Николай Погребняк,
Россия
Родился в 1961 г. в Кокчетавской области Казахской ССР. После окончания Омского политехнического института работал инженером-конструктором. В 1995 г. по вере принял водное крещение в РПЦ. Позже работал в Центре реабилитации, исполнял диаконское служение и читал лекции. Автор книг и статей, посвящённых популяризации христианских ценностей и христианского учения, а также ряда произведений эпического жанра художественной литературы.
Прочитано 4848 раз. Голосов 1. Средняя оценка: 5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
" Писание учит, что не только пастор даст ответ перед Богом за паству, но и паства ответит перед Богом за своего пастора."
нельзя ли конкретную ссылку на стихи, которые говорят о том, что паства ответит ?
Я как то до сих пор читал только "...И Он поставил одних Апостолами, других пророками, иных Евангелистами, иных пастырями и учителями..."(К Ефесянам 4:11)
а вы как про выборы в парламент...
может быть ещё паства ответит и перед Богом и за своего Бога ?
:) :)