Важнее знать христианские обязанности,
чем понятия о христианстве.
«Невежды также в ослепленье бранит науки и ученье,
И все учёные труды, Не чувствуя, что он вкушает их плоды»
- /И.Крылов/.
«Да только помните ту разницу
Что ветвь плода не приносит
Когда она не будет на лозе - Христе».
В Евангельской притче о винограднике, в которой повествуется, что: «Был некоторый хозяин дома, который насадил у себя виноградник, обнёс его оградою, выкопал в нём точило, построил башню и, отдав, его виноградарям и сам, отлучился».
Объясняется эта притча так. Хозяин дома, это Бог. Виноградник это народ еврейский, христианский избранный Богом для сохранения истинной веры. Ограда виноградника - Закон Божий, данный через Моисея и чрез Иисуса Христа. Точило, куда стекал сок винограда - жертвы (в Ветхом завете, прообразовавшие крестную жертву Иисуса Христа); башня - храм иерусалимский, церковь Иисуса Христа. Виноградари - первосвященники, книжники, начальники еврейского народа, пастыря. Слуги Хозяина - Святые Пророки. Сын Хозяина - Сын Божий Господь наш Иисус Христос и исполнители заповедей. Члены Церкви – Божьи арендаторы, имеющие доброго Землевладельца и заключавшие с Ним выгодный договор, так что они могут прекрасно жить, если только не допустят какой-нибудь ошибки со своей стороны.
Хозяин сдал свой виноградник в аренду.
Когда приблизилось время плодов, он послал своих слуг к виноградарям, взять свои плоды, посылает одних слуг, потом других.
Виноградарям было хорошо пребывать и трудиться в винограднике, - настолько хорошо, что они стали это место считать своим. И чтобы завладеть всей властью над Церковью, чтобы народ почитал только их и был послушен только им: «И наследство будет наше, мы будем верховными владыками, мы будем господствовать». Всё, что они имели, всё, что Хозяин им давал на содержание, они стали принимать как должное. Всё это так их захватило, что они совершенно забыли, что всё это временно, и что пройдут годы, и наступит час, когда они должны будут покинуть виноградник и передать его другим. Они свою духовную жизнь исказили и жили только по плоти. Они заглушили свою совесть.
Дело дошло до того, что работники виноградника убили и наследника Хозяина, лишь бы не отказаться от довольства виноградника.
Л. Н. Толстой, «Воскресение». «Нехлюдов, сознавал и верил теперь, что всякому человеку больше нечего делать, как исполнять эти заповеди, что в этом — разумный единственный смысл человеческой жизни, что всякое отступление от этого есть ошибка, тотчас же влекущая за собою наказание. Это вытекало, из всего учения и с особенной яркостью и силой было выражено в притче о виноградарях. Виноградари вообразили себе: что сад, в который они были посланы для работы на хозяина, был их собственностью; что все, что было в саду, сделано для них, и что их дело только в том, чтобы наслаждаться в этом саду своею жизнью, забыв о хозяине и убивая тех, которые напоминали им о хозяине и об их обязанностях к нему. «Виноградари, увидев слуг, схвативши слуг его, иного прибили, иного убили, а иного побили камнями. Опять послал он других слуг, больше прежнего; и с ними поступили так же».
«То же самое делаем и мы,— думал Нехлюдов, — живя в нелепой уверенности, что мы сами хозяева своей жизни, что она дана нам для нашего наслажденья. А ведь это очевидно нелепо. Ведь если мы посланы сюда, то по чьей-нибудь воле и для чего-нибудь. А мы решили, что живем только для своей радости, и ясно, что нам дурно, как будет дурно работнику, не исполняющему воли хозяина. Но, управляя народом, духовные вожди не заботились о его духовном совершенствовании, преследуя личные, корыстные интересы.
Воля же хозяина выражена в этих заповедях. Только исполняй люди эти заповеди, и на земле установится Царствие Божие, и люди получат наибольшее благо, которое доступно им».
Размышляя над этой притчей, можно задать вопрос: почему так странно ведет себя хозяин дома? Послал одних слуг, а их побили. Он ведь послал их, чтобы вернуть свое - получить плоды с виноградника, почему посылает еще одних слуг? Неужели нельзя было сразу расправиться с этими злыми виноградарями? Почему он, в конце концов, посылает своего сына? Что это за странное решение хозяина? Если они побили слуг, то, что они могут сделать с сыном? Однако он говорит себе, что сына постыдятся. И, послал он к ним своего сына, говоря: постыдятся, сына моего. Они же видят сына и, зная, что это наследник, говорят себе: «Убьем его и завладеем наследством его».
Но виноградари, увидевши сына, сказали друг другу: это наследник, пойдем, убьём его и завладеем наследством его. И схватив его, вывели вон из виноградника и убили. Итак, когда придет хозяин виноградника, что, сделает он с этими виноградарями? Говорят Ему: «Злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые и будут отдавать ему плоды во времена свои».
Бог бесконечно верит в силу добра. Хозяин этот - могущественный человек: у него есть власть и силы наказывать злодеев. Но он на удивление терпелив. Хотя из предыдущих посланников кого били, а кого и убивали, он все же напоследок посылает и сына. Он надеется, он даже уверен (а иначе бы он сына не послал), что тут-то у них проснется совесть, и они «постыдятся сына моего». Сын же - одного духа с отцом: послушно идёт туда, где неоднократно проливалась кровь. И лишь когда окончательно обнаруживается, что совесть у злодеев мертва, - только тогда хозяин предает их злой смерти, а виноградник отдает другим.
А что за люди эти виноградари? Не будем уже говорить об их совести, но неужели они не знают силы хозяина и не боятся ни его самого, ни законов своей земли? Может быть, очень уж выгодно они арендовали виноградник и думали, что хозяин ничего не понимает в делах? Может быть, считали, что хозяин у них в руках и не посмеет отплатить за зло? Завистливые работники, которые фактически не признавали за хозяином права распоряжаться своим добром. Не признавали права собственности.
Этой притчей Господь наш Иисус Христос охарактеризовал, евреям всю их, как минувшую, так и будущую жизнь. Бог избран евреев своим излюбленным народом, дал им свой лучший виноградник сделал их своими виноградарями, чтобы они, сбирая с него плоды, приносили бы их Ему — Богу. Т. е., исполняя данные им заповеди, жили бы в любви между собою, показывая этим пример и другим народам, и вообще за все прославляли бы Бога, сотворившего их. Но, увы! Евреи и христиане оказались злыми виноградарями, по своей жизни, они были далеки от святости. Видя их такую жизнь, Бог посылал им многие знамения, но они на это не обращали ни какого внимания, а все более и более развращались. Тогда он посылает к ним слуг своих в лице святых пророков, которые, обличая их богопротивную жизнь, сами поплатились своей жизнью: евреи не только не слушали их, но даже побили их камнями. Не ограничившись этим милосердный Владыка по своей любви обильной милости, чтобы не дать окончательно погибнуть людям, посылает Сына Своего Единородного, Господа нашего Иисуса Христа, Который открыл людям всю свою величайшую любовь, показал всю свою божественную мудрость, поучал истине и разумной Божией жизни. И вот, не смотря на все это хорошее и доброе, евреи, осудили Его перед Пилатом, предали на мучения, распяли Его на кресте между двумя разбойниками: они поступили с Ним как с каким-нибудь злодеем. «Сколько раз хотел Я – говорит Христос Еврейскому народу — собрать детей твоих как птица собирает птенцов своих под крылья, и не захотели»- /Мф.23;37/. И отнят был от них за их злодеяние данный им виноградник, чем и сбылись слова Спасителя: «Се, оставляется вам, дом ваш пуст. Ибо сказываю вам: не увидите Меня отныне, доколе не воскликните: «благословен Грядый во имя Господне» - /Мф.23.38-39/.
Эта Евангельская притча, сказанная некогда Господом, хотя и к Иудеям, но, тем не менее, она по смыслу своему, безусловно, касается и нас, именующим себя христианами, последователями Христа. Спаситель, Христос, дал точно также и нам свой лучший виноградник и сделал нас своими виноградарями. Но обрабатываем ли мы эту ниву Божью? Приносим ли мы Ему, Владыке Христу, плоды своих добрых дел? Посмотрим на нашу жизнь: на что она похожа, как мы проводим её вместо добрых дел, у нас есть только одно: неправда, зависть, злобы, ненависть одного к другому, и т. д.
Страшно и вообразить себе, до чего мы дошли, именуя себя христианами, а про ниву Божью совершенно забыли: запутавшись, в паутину греховностей наших, она поросла большим бурьяном. Так не уподобляемся ли мы по своей антихристианской жизни тем злым виноградарям, про которых повествуется в святом Евангелии? Тождественность, хотя и страшная, но она уже есть! Будем же братия, избегать этой тождественности жизни, дабы не попасть под тот грозный будущий, всемирного нашего Судии Спасителя Христа.
И на что только мы надеемся, делая всё более и более порочной свою жизнь!
Воспряньте, братия, пока не поздно, пока окончательно не погибли в этом водовороте греховностей. Будем стремиться, чтобы быть не только носителями имени христиан, но и быть по делу, по жизни таковыми.
Эта притча ясно иллюстрирует грех и гибель иудейской нации. Народ и его вожди представлены здесь в образе земледельцев, и то, что говорится здесь для их убеждения, говорится в предостережения всем, обладающим привилегиям видимой церкви, чтобы они не надмевались, но боялись. Земледельцы, получившие в аренду виноградник, представляют привилегии церкви; они были как бы арендаторами, находящимися в зависимости и подчинении у Бога, великого Хозяина дома. Как Бог насаждал для Себя Церковь в этом мире. Царство Божье на земле сравнивается с виноградником, обеспеченным всеми нужными средствами для успешной обработки и возделывания его. Он насадил этот виноградник. Церковь есть насаждение Господне. Создание Церкви – это труд, аналогичный насаждению виноградника, он требует огромных затрат средств и сил. Это виноградник, который насадила Его десница - /Пс.79.16/, насадила отборные виноградные лозы - /Ис.5.2/, благородную лозу – /Иер.2.21/. Сама по себе земля производит только тернии и волчцы, а виноградник надо насаждать.
Мы узнаём, что виноградник разводится на плодоносном холме - /Иер.31.5/. Почва вскапывается и очищается от камней. Насаждаются отборные лозы, и виноградник обносится оградой для защиты от диких свиней, лисиц и шакалов, а также и стеной для того, чтобы тучная земля не смывалась дождями; посреди него строят башню для сторожей и высекают в скале точило; дальнейший уход за виноградником заключается в очищении плодоносных ветвей и окапывании. Любите насаждение Бога.
Он обнёс его оградою. Церковь Божья в этом мире пользуется Его особой защитой. Она ограждена со всех сторон, как Иов был ограждён кругом - /Иов.1.10/, ограждена как бы огненной стеной - /Зах.2.5/. Где бы Бог ни имел Свою церковь, она находится и всегда будет находится под Его защитой. Христос установил вокруг Своей Церкви ограду евангельского порядка и дисциплины. Которые внутри его, не распределись по собственному хотению. Бог выкопал точило и построил башню. Бог установил определённые порядки в Церкви для должного надзора над нею и обеспечения её плодовитости. Можно ли было сделать что-то больше для этого виноградника, для удобства его? Как Бог доверил эти привилегии видимой церкви народу и, особенно, первосвященникам и старейшинам: Он назначил их виноградарями, не потому, что нуждался в них, как нуждаются лендлорды в своих арендаторах, а потому, что желал испытать их и убедиться в их почтении к Нему. Бог ожидал платы от виноградарей, - /ст.34/. Эти ожидания были обоснованными, ибо кто насаждает виноградник и не ест от плодов его? Отметим: от всех, обладающими привилегиями Церкви, - и от служителей, и от народа, - Бог ждёт соответствующих плодов. Он не был нетерпелив в Своих ожиданиях. Он не требовал преждевременной выплаты ренты, хотя вложил в виноградник большие средства, но ждал, пока пришло время плодов, что имело место теперь. Бог медлит, чтобы дать нам время. Он не требовал от них больше того, что те могли сделать, только плодов от виноградника, который Сам Он насадил, - соблюдения законов и уставов, данных Им. Возможно ли более разумного требования? Грубость виноградарей, оскорбивших посланных к ним. Когда хозяин послал к ним своих слуг, они оскорбили их, хотя те были представителями его самого и говорили от его имени. Отметим: если призывы и укоризны слова не воспринимаются, то они вызывают раздражение и ярость. Они не только оскорбляли и унижали их, но поступали с ними как с последними злодеями – били, убивали, побивали камнями. Страдать от собственных арендаторов их Господина; так жестоко с ними обошлись виноградари.
Притча о злых виноградарях имеет отношение не только к народным вождям времен Христа, но и к нам, людям, работающим в новом винограднике Христовом - в Церкви. Если новые вожди верующего народа, князья Церкви, - Патриархи, Митрополиты, Епископы и Священники будут себя вести так, как виноградари в притче, их ожидает та же участь: они будут Хозяином-Богом отвергнуты, и виноградник будет передан другим, достойным работникам.
Эта притча в равной мере относится и к каждому верующему христианину. В притче о злых виноградарях Христос предупреждает нас, чтобы не случилось и с нами так, чтобы земная красота, в которой мы живём, не превратилась бы в приточный виноградник и не дала бы нам забыть о том, что Господин виноградника грядёт и потребует отчета о нашей работе.
Будем же трудиться в винограднике, и плоды его приносить его законному Хозяину - Богу.
Управление это вверено им не для их личной выгоды, а для того, чтобы они заботились о плодоношении виноградника и отдавали плоды его Хозяину, то есть, чтобы воспитывали народ в духе точного исполнения воли Божией.
Стоявшие во главе еврейского народа первосвященники, книжники и начальники получили власть для того, чтобы приготовить народ к принятию Спасителя, а они употребляли эту власть только для своей выгоды. Бог посылал к ним пророков, но они гнали и убивали их. Так они оказались пророкоубийцами, а потом и убийцами апостолов. Спасителя же своего они отвергли и, выведя из своего города, распяли. И потому отнято было от них Царство Божие и отдано народу иному, Церкви Христовой, составившейся из язычников.
Мы не должны лениться в этой работе, не должны бездельничать, но должны быть работниками, тружениками, должны совершать своё спасение. Работа для Бога не допускает небрежного отношения, пустой траты времени.
Мы должны быть плодоносны. От лозы ожидают виноградных ягод, а от христианина – христианства; плод христианина – это наклонности христианина, жизнь и поведение христианина, благочестие и устремления христианина. Мы должны чтить Бога, и творить добро, быть примером чистоты, и силы Бога, которая исповедуем, вот что, значит, приносить плод. Ученики должны были, как христиане, приносить всякий плод праведности и, как апостолы, распространять приятное благоухание познание о Христе.
Но если посмотреть с другой стороны, можно увидеть в этой притче иной глубокий смысл. Виноградник – это наша душа, которую Господь дал нам на возделывание. Эта душа не нами приобретена, она – дар Божий. Господь удобряет виноградник нашей души, даёт ему свет и тепло. Он создаёт все условия, лишь бы хозяин не ленился, возделывал душу, и приносил плоды от своих дел Тому Единственному, Кто подал ему этот великий дар.
Нам всем явлены бесчисленные милости; нам всем вверен виноградник, от которого Господь ожидает плодов, ибо нам открыто учение Господне; нам даны способности и силы, дабы нам уразуметь волю Господню и верно служить Ему в том состоянии, в котором Господу угодно было поставить нас.
Более того, в притче не виноградник обличается в бесплодии, но работники этого виноградника.
Если же мы не будем приносить добрых плодов, то и от нас отнимется царство Божье и даже то, что имеем.
Источники: Мэтью Генри – английский служитель 1662-1714 г. Эрик Нюстрем – швецкий миссионер в Алжире 1833 - 97 г. Протоиерей Вячеслав (Резников). Библия от Матфея 21.33-41; от Марка 1.1-9.
|