«Кто ленив, тот и сонлив»-/В.Даль/.
«Доколе ты, ленивец, будешь спать? Когда ты встанешь от сна твоего»- /Прит.6.9/. Когда ты решишь, что настало время встать?
«Леность – всему мать. Что умеет, то забудет, а чего не умеет, тому не научится» - /Мономах/
Лень — отсутствие или недостаток трудолюбия, предпочтение свободного времени трудовой деятельности. Традиционно расценивается как порок, поскольку считается, что ленивый человек является нахлебником общества.
«Есть у русского человека враг, непримиримый, опасный враг, не будь, которого он был бы исполином. Враг этот – лень»- /Николай Гоголь /.
Русская лень — часть суровой реальности в христианстве.
Мы все подвержены лени, в той или иной степени, в той или иной области. Кто-то может быть трудоголиком на работе, но ленится выполнять обязанности по дому. Лень – это не только ничегонеделанье, когда мы, как Обломов, всю жизнь проводим на диване. Лень – это когда мы выбираем легкое вместо более сложного. Бог призывает нас поработать над своим характером. Работаем ли мы? Да ещё как! Но все равно даём место лени, потому что выбираем то, что легче. Так школьник, когда делает домашнюю работу, желает, чтобы зашли его друзья и позвали играть в хоккей. Один пресвитер признался, что когда он готовится к проповеди в церкви, он в душе желает, чтобы кто-нибудь зашёл к нему за советом или помолиться, чтобы избавить его от этого труда. Но он понимает, что это признак лени и просит Бога помочь ему от неё избавиться.
Духовные усилия зачастую требуют куда больше напряжения сил, чем физические. Александр Суворов сказал, «что завоевателем является тот, кто может завоевать себя». И здесь мы имеем дело с очень сложным противником, своей плотью, испорченностью характера, собственными фантазиями. Дух Святой освещает уголки нашей души и показывает нам, что не так, что нужно делать. Признайтесь себе, очень часто вы понимаете, как нужно поступить правильно. Что же мешает? Лень. Мы выбираем более легкое вместо сложного.
Не стоит недооценивать противника. Очень часто наши духовные радары сигнализируют нам о его наступлении. Дух Святой делает Свое дело. Но бодрствуем ли мы? Пребывать в состоянии духовной лени опасно по той причине, что так гораздо легче согрешить.
Из-за духовной лени нарушаются наши отношения с Богом. Для того чтобы построить отношения с другим человеком, нужно потрудиться, нужны действия. К сожалению, многие люди не знают Бога, потому что проходят мимо, не прилагая усилий к тому, чтобы Его узнать. В нашем посвящении Христу, это единственное, что сработает. Духовная лень и любовь к Богу несовместимы. Библия постоянно подчеркивает это. Бог говорит: если любите Меня, соблюдите Мои заповеди, служите другим, приносите плод, ожидайте и готовьтесь труду! Христианская любовь – это любовь в действии. И Бог даёт для этого силы.
Духовная лень опасна. Если физическая лень опасна только тем, что ленивец обеднеет и ему нечего будет, есть зимой, то духовная лень часто приводит к греху. Вспомним царя Давида, эпизод, когда все ушли воевать, а он не пошёл. Что же случилось? «Однажды под вечер, Давид, встав с постели, прогуливался на кровле царского дома, и увидел с кровли купающуюся женщину; а та женщина была очень красива» - /2Цар.11.2/. Царь под вечер встал с постели. Значит, он днём спал? Вместо того чтобы делом заниматься, и под вечер после спячки прогуливаясь, увидев женщину, проявилось вожделение. «Праздностью рождается блуд, всех мерзостей источник преопасный» - /Чосер Джеффри/.
И лень проложило путь, для лукавства позвав, мужа он его стал обманывать. И итог безделья и блуда Давид был наказан Богом - /2Цар.12.1-23/. Можете прочесть об этом в Библии. Проявляя духовную лень, мы становимся слабее духовно, а наша плоть, соответственно, сильней. Поэтому не стоит удивляться, когда в состоянии духовной лени мы начинаем блудить, раздражаться, гневаться, ревновать, завидовать и так далее, позволяя своей плоти показывать себя во всей красе.
Лень и небрежность препятствует многим людям познать, имеется ли у них спасательный интерес ко Христу, это дух лени и легкомысленный небрежности. Но как немного есть людей, которые прилагают все усилия к тому, чтобы пребывать в Нём, так немного есть и тех людей, которые стараются узнать в Нём ли они вообще. Это работа и дело, которым нельзя заниматься в духовно сонном состоянии, ибо написано: «Испытывайте самих себя в вере ли вы? Самих себя исследуйте, или вы не знаете самих себя»-/2Кр.13.5/. Три различных слова, которые употреблены здесь, а именно: «испытывать», «исследовать» и «знать» - подразумевают, что за всем этим стоит напряжённый труд, как и написано: «Посему, братья, более и более старайтесь делать твёрдым ваше звание и избрание» - /2Петр.1.10/. Постыдитесь вы, которые тратите так много времени на чтение романов. На украшение самих себя, на занятия охотой друг за другом и развлечениями, на консультации с юристами в отношении вашего видимого состояния в мире, а, может быть, и на то, что является чем-то более, худшим, чем упомянутое.
Духовная леность. Притча: «Раз один пустынник беседовал с братом о пользе душевной. Во время беседы, слушающий тяжко задремал, так что и очей поднять не мог. Но, когда беседовавший переменил предмет речи и стал празднословить, дремавший тотчас же очнулся, обрадовался и стал слушать пустословие со вниманием. Так и у нас: когда говорят о Боге, о душе, о вечном спасении, - дремлют, скучают, нетерпеливо ждут окончания разговора; явись же тут какой-нибудь балагур и начни рассказывать небылицы, - все встрепенуться, все обрадуются, все окажут ему величайшее внимание и засыплют его похвалами.
Нет ничего бесполезнее человека, который проводит всё время в бездействии и роскоши. Бездействие бесполезно и в самых удовольствиях всего труднее получать удовольствие; они производят пресыщение. Удовольствие от снедей и от бездействия отнюдь не таково, как кажется, но все это кратковременно и скоропреходяще. Не будем же заботиться о такой жизни. Если мы посмотрим, кто приятнее проводить время, трудящийся ли и живущий в бедности, или предающийся роскоши, то увидим, что первый. Ибо, во-первых, самое тело последнего изнежено и расслаблено; потом, телесные чувства его не в здравом состоянии, но слабы и безжизненны; а без этого нет и приятного ощущения здоровья. Какой конь бывает полезнее, утучняемый в бездействии, или употребляемый на работу? Какой корабль — плывущий, или стоящий без движения? Какое железо — употребляемое в дело, или не употребляемое? То блестит и уподобляется серебру, а это покрывается ржавчиною и остаётся бесполезным и даже теряет часть вещества своего. Нечто подобное происходить и в празднолюбивой душе: как бы ржавчина покрывает её и истребляет её светлость и всё прочее. Чем же можно уничтожить эту ржавчину? Оселком скорбей; они делают душу полезною и способною на всё. Ибо, может ли она посекать страсти, когда острие её притупилось и гнётся, как олово? Может ли наносить раны дьяволу? И кому может быть приятен человек, утучняющий, плоть свою?
Говоря это не о тех, которые таковы по природе, но о тех, которые утучняют тело своё роскошью, будучи по природе не тучны. Взошло солнце, разлило повсюду светлые лучи свои, пробудило всех на дела их. Земледелец выходит, взяв заступ, ковач меди берёт молот, каждый ремесленник – свойственное ему орудие, и все принимаются за своё дело; жена берёт пряжу или ткань; а он с раннего утра заботится о насыщении чрева, думая, как бы приготовить роскошную трапезу. И пробудившись, когда солнце уже озарило, всю площадь и когда все уже довольно потрудились, над своими делами, поднимается, потягиваясь, потеряв лучшую часть дня во мраке сна. Потом долгое время сидит на постели, и проводить в этом большую часть утра. Затем украшает себя, выходит, и, дошедши до места, садится, начинает говорить и делать так, что лучше бы ему ещё спать, нежели бодрствовать. Если ему скажут что-нибудь неприятное, то он бывает чувствительнее всякой девицы: если же приятное, то лёгкомысленнее всякого дитяти; между тем лице его беспрестанно искажается зевотою. Он готов подчиниться всем, желающим сделать зло, если не людям, то страстям; им легко овладевает и гнев, и похоть, и зависть, и всё. Все ему ласкательствуют, все услуживают, ещё более расслабляя его душу; и каждый день он получает какое либо приращение своей болезни. Если он впадёт в затруднительные обстоятельства, то обращается в прах и пепел, и шелковые одежды не приносят ему никакой пользы. Это сказано нами не напрасно, но дабы научить, чтобы никто не жил в праздности и бездействии. Ибо праздность и роскошь негодны ни к чему, а только служат для тщеславия и удовольствия. Как все презирают такого человека, и домашние, и друзья и родные? По справедливости можно сказать, что он бремя земли и напрасно родился в мир, или лучше — не напрасно, но на свою же голову, на погибель свою и ко вреду других. И, посмотрим, что приятного в такой жизни, т. е. праздной и недеятельной? Что может быть неприятнее человека не знающего, что делать? Что постыднее его? Что жальче? Не хуже ли тысячи уз — постоянно зевать, сидя на служении и взирая на уходящее время? Душа по природе своей имеет нужду в движении и не терпит бездействия. Бог сотворил её существом деятельным, и потому действовать свойственно её природе, а бездействие противно её природе. Не будем указывать на больных, но возьмём в доказательство самый опыт. Нет ничего постыднее праздности и бездействия; потому Бог и поставил нас в необходимость — трудиться. Бездействие повреждает всё, и даже члены телесные. Ибо если глаз, или чрево и какой угодно член не исполняет своего дела, то впадает в крайнюю болезнь; но ничто так не терпит от злого, как душа. Впрочем как праздность есть зло, так и не надлежащая деятельность. Подобно тому, как если бы кто не стал, есть ничего, повредил бы свои зубы, и если бы стал, есть не надлежащее, произвёл бы в них оскомину; так точно и здесь: если душа не делает ничего, или делает, чего не должно, то теряет свою силу. Посему постараемся избегать того и другого, и праздности и такой деятельности, которая хуже праздности. Какая же это деятельность? Любостяжание, гнев, зависть и прочие страсти. Такой деятельности будем избегать, дела же добродетели совершать со всем усердием, дабы сподобится обетованных нам благ.
Духовное вырождение не наступает внезапно. Ничего не делающий, вознерадевший о своем духовном росте христианин, стоит на пути вырождения. Человеку не нужно прикладывать усилия, чтобы падать.
Духовная лень рождает бедных, хилых, худосочных христиан, не имеющих в себе достаточно силы, чтобы отражать искушения лукавого и отражать нападки темных сил. Они терпят бедствия одно за другим.
Лень - матушка всех грехов. Умственная лень тормозит развитие и порождает примитивизм восприятия. Следствием умственной лени является невежество. Духовная лень порождает безнравственность. Сочетание невежества и безнравственности - основа преступного сознания.
Знаменитый подвижник, писатель-аскет, смиренный наставник монашествующих и мирян Святитель Игнатий Брянчанинов рассуждая о грехе праздности (рассеянности) пишет следующее: «Безрассудно – провести краткую земную жизнь, данную нам для приготовления к вечности, в одних земных занятиях, в удовлетворении мелочным, бесчисленным, не удовлетворимых прихотям и пожеланиям, ветренно перебегая от одного чувственного удовольствия к другому, забывая или воспоминая редко и поверхностно о неминуемой, величественной, и вместе грозной, вечности».
Посмотрите, каким злом является ленивый и медлительный характер. Он притупляет ум человека, делает его бесчувственным и небрежным в собственных делах, словно погружает в сонливость, мечтательность и безделье. Ленивые люди растрачивают своё время на дремоту, хоронят свои таланты, ведут бесполезный образ жизни и являются бесполезным бременем для земли, ибо, даже проснувшись, они продолжают оставаться спящими. Даже их души ленивы и пребывают в дремоте, их мыслительные способности охлаждены и заморожены. Нерадивая душа, которая ленится, не беспокоится и не прилагает усилий, чтобы заработать своё спасение, погибнет из-за недостатка самого необходимого для жизни и блаженства души. Вся его забота направлена на то, чтобы оградить себя от труда. Посмотрите на его позу: он прячет руку свою за пазухой, притворяясь, что увечен и не может работать. Его руки холодные, чтобы приложить их к труду, поэтому, когда они нагреваются, он вынужден держать их там, чтобы не работать. Он обнимает себя в своей праздности, полный решимости противостоять труду и трудностям. Пусть работают те, кто любит трудиться, ибо, что касается ленивого, он считает, что нет лучшей жизни, чем сидеть неподвижно в собрании и ничего не делать. Он не приложит усилий, чтобы кого-то накормить, он лучше себя накормит. Человек настолько ленив, что не потушит огонь вокруг себя, он не находит в своё сердце желание вынуть руки из-за пазухи, как желание положить пищу в собственный рот.
Посмотрите, каким злом является лень и любовь к праздности. Она удерживает людей от самого необходимого занятия – от занятия благовествовать, когда для этого приходит время. Ленивец имеет ниву и где можно сеять духовное зерно; он может возделывать её, но не пашет почву, находя те или иные отговорки, чтобы избежать этого занятия, но истинная причина заключается в том, что холодно и твёрдые камни. Хотя зимой не пашут, но в преддверье весны, когда ленивец считает, что на улице слишком холодно, чтобы этим можно заниматься. Но тот, кто ради благополучия своего духовного состояния не может в сердце найти желание немного поработать и вспахать землю, кто не готов немного пострадать от холодного ветра, тот является позорным лентяем.
Хотя из благотворительности можно помогать ленивцам, но по справедливости им можно не помогать, чтобы они вразумились.
Тот, кто потакает себе в праздности, должен быть готов к тому, что будет нуждаться в самом необходимом, что обычно добывается честным трудом. Поэтому, хотя ты должен спать, этого требует природа, в то же время не люби спать, как те, кто ненавидит труд. Не люби спать ради самого сна, а спи столько, сколько необходимо, чтобы сделать тебя пригодным для дальнейшей работы. Не люби много спать, а жалей время, потраченное на сон; желай, чтобы можно было, жить без духовного сна и ты постоянно мог быть занят каким-то добрым делом. Любящий спать, скорее всего, обеднеет духовно. Не только потому, что теряет время на чрезмерный сон, а потому, что привыкает к бездеятельности и беспечности, дремотному постоянному стоянию и никогда толком не просыпается. Пробудись, стряхни сон, посмотри – день уже в разгаре; посмотри, как твоя работа нуждается в тебе и как другие заняты делом. Теперь же настало время пробудиться, ибо солнце поднялось высоко и светит прямо в лицо. Как можно спать при таком свете? Пора нам пробудиться, ибо другие вокруг нас уже пробудились и встали. Зная, что время – время духовного труда, что нам предстоит сделать много работы.
Источники: Дион Хрисостом – древнегреческий оратор. Вильям Гутри - Шотландский богослов 1620-1665 г. Г.Дьяченко протоиерей 1903 г. Мэтью Генри – шотландский, богослов, 1662-1714 г Александр Спичак, кандидат технических наук, «Христианская газета».
|