«Неужели таков наш ничтожный удел:
Быть рабами своих вожделеющих тел?
Ведь ещё ни один из живущих на свете.
Вожделений своих утолить не сумел».
/Омар Хайям/
Сиддхартха Гаутама: «Как в дом с худой крышей просачивается дождь, так и в плохо развитый ум просачивается вожделение».
«У нас нашлось бы очень мало страстных желаний, если бы мы точно знали, чего мы хотим» - /Ф. Ларошфуко/
Что такое вожделение? Вожделение – Это желание, внутреннее стремление, влечение к достижению, обладанию чего-нибудь, несмотря ни на что.
«Вожделение - это или неуправляемое, все подчиняющее желание, или сознательное желание сделать что-то незаконное и недозволенное. Поддавшись вожделению человек, грешит, потому что ставит получение удовольствия выше желания угодить Богу, а самоудовлетворение - выше блага других, вожделение проявляется в жажде денег /Деян. 20:33/, непреодолимом желании владеть имуществом других /Исх. 20:17/ - /Дерек Прайм Библейский словарь/.
В этом основная опасность вожделения, оно опаснее, чем любой самый страшный яд, так как яд отравляет только это тело, а вожделение способно мучить нас из жизни в жизнь.
«Откуда у вас вражды и распри? Не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших?» - /Иак.4.1/. «Иаков задаёт своим читателям главный вопрос: намерены ли они подчиниться воле Божией или же будут продолжать удовлетворять свои вожделения в мирских наслаждениях?»
Может быть, кто-то, через исполнение своих просьб и желаний, хочет превозноситься над другими людьми, чтобы удовлетворит свои вожделение.
Что такое вражда, распри? Вражда – это хроническое состояние военных действий. Распри – это отдельные конфликты, столкновения. Из книги Иисуса Навина (Ветхий Завет, Библия) мы узнаем секреты успешных завоеваний. Важно идти шаг за шагом, отвоевывая у врага город за городом, территорию за территорией; важно также выявить угрозу, источник конфликта и устранить его.
Размышление: «Апостол укоряет христиан за их распри и за их вожделения как причину этих распрей: «Откуда корень?» Для понимания, откуда всё это происходит, где источник, который течёт, и направляет, наши плохие действия и поразмышляем?
Иудеи были очень мятежным народом и поэтому часто воевали с римлянами; они были также исключительно вздорными, скандальными людьми и часто враждовали друг с другом; по-видимому, многие из тех плотских христиан, против чьих заблуждений и пороков было направлено это послание, были замешаны в общих раздорах.
Поэтому апостол объясняет им, что источником их воин и распрей была не истинная ревность о своей родине и о славе Божией, на что претендовали они. Но причиной их служили их собственные вожделения. Заметьте здесь, как под благовидными притязаниями на ревность о Боге и вере может скрываться то, что проистекает от человеческой гордости, злобы, алчности, честолюбия и мстительности. Иудеи много воевали с римскими властями, пока они окончательно не разбили их.
Так и в церквях, часто без нужды ссорились и разделялись, разбивались на разные церковные группировки. Из-за несогласия в методах ведения церковного собрания и со своими общими и не общими правилами; и в результате оказывалось, что хотя их дело можно было признать добрым, однако мотивы их участия в нём и принципы ведения этого дела были не добрыми. Их мирские наклонности и плотские вожделения вызывали и направляли их церковные воины и распри.
Но хотелось бы думать, что, рассуждая вполне можно понять, чего не хватает для подавления этих вожделений воющих в членах наших. Они вызывают как внутреннюю войну в нас, так и внешние распри. Бурные страсти и желания поднимали сначала войну в наших членах, а затем вызывали междоусобные воины среди христиан. Борьба, происходящая внутри них между совестью и плотской природой, а также между одним плотским вожделением и другим, вызывала их распри между собой.
Применив это к частным случаям, разве мы не согласимся, что причиной вражды и ссор между родственниками и ближними являются вожделения, воющие в наших членах. От жажды власти и господства, от стремления к наслаждениям или богатству. От одного из этих вожделений или от нескольких возникают все ссоры и воины, которые существуют в этом мире; и поскольку все воины и распри исходят из наших собственных развращённых сердец, то лучший способ прекратить их – это приложить секиру к корню, умертвить вожделения, воющих в наших членах
Апостол предупреждает, что жизнь, цель которой заключается в наслаждениях, приводит лишь к ссорам, ненависти и разъединению; что погоня за наслаждениями ведёт к препирательствам и вражде; в этом с ним согласились бы все древние моралисты. Наше общество часто представляется нам клубком раздора и ненависти. Филон Александрийский писал в свое время: "Посмотрите на непрерывную войну, кипящую между людьми даже в мирное время, которая ведётся не только между народами, странами и городами, но и между отдельными домами или, даже людьми. Посмотрите, какие бури поднимает в душах людей стремительный поток жизни, и подумайте, может ли кто сохранять спокойствие в такой буре среди этих мятущихся громадных морских волн?". А что в церкви не кипит «война раздора» в руководстве и между братьями и сёстрами, почему столько церковных группировок? В основе этой нескончаемой и жестокой борьбы лежит не что иное, как вожделение. Филон Александрийский указывает на то, что самым важным в «Десяти заповедях» является запрет алчности и вожделений, ибо вожделения - это самые порочные страсти души. Разве не из-за этих страстей разрушаются отношения, а доброжелательное расположение обращается в отчаянную вражду? Огромные и густонаселенные страны становятся безлюдными вследствие внутренних раздоров. Так и большие церкви распадаются и, оставляя после себя заросшие бурьяны.
На суше и на море происходят все новые и новые катастрофы вследствие морских битв и сухопутных военных походов. Ибо все известные войны имеют один источник - жажду денег или славы или наслаждений. Из-за этого люди сходят с ума. Древнегреческий писатель-сатирик Лукиан писал так: "Все зло, происходящее от человека - перевороты и войны, военные хитрости и массовые кровопролития - происходит от вожделения. Первоисточником всех этих дел является желание иметь больше". Древнегреческий философ Платон писал: "Единственной причиной войн и переворотов является тело и его желания", а древнеримский оратор и философ Цицерон говорил: "Ненасытные желания губят не только отдельных людей, но и целые фамилии и даже государства. Желания ведут к ненависти, расколам, соблазнам и войнам".
Вожделение - корень всех зол, разрушающих жизнь человека и вносящих раздор между людьми. Авторы Нового Завета тоже хорошо понимали, что жгучие и необузданные вожделения к наслаждениям мира сего являются постоянной угрозой духовной жизни. Ведь именно заботы, богатство и житейские наслаждения губят хорошее семя /Лук. 8,14/. Человек может стать рабом похотей и наслаждений, и тогда злоба, зависть и ненависть начинают доминировать в его жизни /Тит. 3,3/.
Окончательный выбор в жизни сводится к тому, чтобы удовлетворять либо свои вожделения, либо требования Господа. Жизнь, в которой доминирует погоня за наслаждениями, приводит к вполне определенным последствиям. Она делает людей враждебными друг другу. Вожделения, считает апостол Иаков - это врожденные воинственные силы, разжигающие вражду и войны между людьми. Предмет вожделения у людей, в основе своей, один и тот же: деньги, власть, престиж, мирские материальные блага, удовлетворение плотских страстей (любые церкви нашего времени в этот список также можно отнести).
Когда все жаждут получить одно и то же, жизнь превращается в арену конкурентной борьбы. Люди давят друг друга в своем стремлении к вожделенному объекту, они готовы на все, чтобы устранить возможного соперника. Послушание воле Божией объединяет людей, ибо воля Его в том и заключается, чтобы они любили друг друга и служили друг другу; следование же зову страсти к наслаждениям разъединяет, ибо это ведет к смертельному соперничеству. Страсть к наслаждениям подвигает людей на постыдные дела; она ведёт к зависти, вражде и даже к убийству. Но, прежде чем человек решится на какой-либо поступок, в сердце его должен зародиться импульс, который может заставить его воздержаться от дурного поступка.
Но до тех пор, пока нечистое желание пребывает в сердце человека, ему грозит опасность: греховные помыслы в любое время могут толкнуть его на гибельный поступок. Этапы этого процесса просты и потому ужасны. Человек позволяет себе пожелать что-то, пожелание это начинает завладевать его мыслями и господствовать в них; он начинает неосознанно думать об этом наяву и во сне, оно становится, так сказать, доминирующей страстью. Человек начинает строить теоретические планы, а эти планы могут включить и устранение людей, стоящих на пути к достижению заветной цели, ведь это всего лишь фантазия! Это довольно долго может протекать в чисто теоретическом плане, пока в один прекрасный день, все воображаемое не начнет претворяться в жизнь, и человек вдруг оказывается вынужденным совершать ужасные шаги, ведущие к удовлетворению затаенного желания. Все преступления в мире начинались с неясного желания в сердце человека, которое достаточно долго взращивалось в нем и, наконец, вылилось в поступок. Страсть к наслаждению закрывает, в конце концов, человеку возможность молиться. Если человек молит Бога лишь об удовлетворении своих желаний, Бог не может ответить на такие эгоистические молитвы. «Просите и не получаете; потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений»-/Иак.4.3/. Человек же, всецело поглощенный погоней за наслаждением, молит Бога: "Да будут удовлетворены мои желания". Это печально, но это факт - эгоист едва ли даже может правильно молиться, правильно может молиться лишь человек, переставший ставить в центр себя и поместивший в центр Бога. Мы должны выбрать - сделать ли целью жизни свои желания или волю Божию; выбрав свои желания, мы отделяемся, от людей и от Бога и у нас происходят распри и не довольства.
Мы хотим для себя, а не можем сказать как Христос: "Да будет воля Твоя". Апостол Павел пишет: «Я говорю, поступайте по духу, «любя ближнего твоего, как самого себя» и вы не будете исполнять вожделений плоти»-/Гал.5.16.14/.
На основе размышлений Мэтью Генри – английский богослов 1662 -1714г.; и Уильям Баркли толкователь Библии, - шотландский богослов 1907-1978г.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности