Для начала…
Настоящая статья предназначена
для христиан, активно пользующихся Интернетом. Будут также рассмотрены вопросы,
касающиеся любых пользователей Сети, однако акцент сделан на тех, кто рожден
свыше.
Анонимность в Сети - это миф!
По мнению всех без исключения
специалистов в области информационных технологий анонимность в Интернете – это
миф. Каждый компьютер, выходящий «в мир», имеет уникальный IP-номер, однозначно определяющий
координаты его владельца вплоть до фамилии, телефона и физического адреса.
Любой ваш шаг по Сети запечатлен, как в застывшем бетоне. Совершенно верно, «пишется
памятная книга» (Мал 3,16). Об этом очень хорошо сказано в докладе
Стивена Рамбама «Анонимности нет, смиритесь», (части 1 и 2).
Кто бы и что бы ни говорил о
прокси, «продвинутых» сетевых протоколах типа SOCKS и т.п., «включим» логику: чтобы
запрос с вашего компьютера не затерялся среди двух миллиардов других, он должен
быть уникальным. Следовательно, при желании, а тем более при необходимости,
найти вас – дело нескольких минут. Вы можете (нет, скорее – должны) исследовать
этот вопрос самостоятельно, но не спешите верить на слово первому попавшемуся
блоггеру, рекламирующему какую-нибудь программу типа SocksCap.
Имею право на… что?
Безусловно, любой человек имет
право на то, чтобы остаться неизвестным. Заслуживает внимания
противопоставление неизвестности и анонимности священником Яковом Кротовым: «Неизвестность – антипод анонимности и главный
её враг, как лицо – главный враг безличности» (подробно – в его ЖЖ).
Казалось бы, в пользу анонимности
говорят даже библейские примеры: знаменитый Пенуэл (Быт 32,29) и рождение
Самсона (Суд 13,18). Дескать, Сам Бог не называет Своего имени… Так ли это на
самом деле? И не пестрят ли страницы Священного Писания Его именами: «Господь
Саваоф», «Иегова», «Вседержитель» и многими другими? И если в определенной
ситуации Он пожелал остаться неизвестным (не анонимом!), то у Него были для
этого основания.
В первом случае речь идет о
борьбе за благословение и Бог здесь подчеркивает, что бороться нужно всегда –
как в первый раз, не особенно опираясь на опыт, а конкретное имя – это штамп, схема, фотография мгновения… но не само
мгновение – прекрасное и живое, в котором открывается живой Бог, творящий все
новое (Откр 21,5). Не оттого ли у Господа так много имен?
Во втором случае употребляется
прилагательное, переведенное на русский язык, как «чудно». Речь идет о чуде, о
рождении ребенка у бесплодной женщины (обратим внимание – ее имя тоже неизвестно, но это не анонимность). А библейские чудеса в
подавляющем большинстве своем всегда разные, они не совершаются по одной и той
же схеме. И у Сарры, матери Исаака (Быт 18,10), и у Анны, родившей Самуила
(1Цар 1,11), – у каждой из них свой путь к благословению.
Безусловно, столп огненный и столп
облачный (Исх 13,22), огонь, сходящий на жертвенник (1Пар 21,26), манна (Исх
16,31), купальня Вифезда (Ин 5,2), помазание елеем (Иак 5,14) – это чудеса,
которые происходят, так сказать, по определенному сценарию, что еще раз показывает
многомерность проявлений Господа и недопустимость уклонения в какую-либо из
крайностей.
И еще, Маной ведь просил Ангела
назвать свое имя, чтобы прославить его – Ангела! Так что здесь Бог удержал
человека от неизбежного сползания в идолопоклонство, (Суд 13,17)
Беседа завязалась мертвым узлом…
«Мысль изреченная есть ложь»
Ф. И. Тютчев
Я не зря вынес в эпиграф это
известнейшее изречение. Опыт общения на форумах показывает: сказанное тобой растащат
на цитаты, вырванные из контекста, домечтают и досочинят – и доказывай, что ты
не верблюд, до второго пришествия. И ведь не докажешь! Спор можно затеять по любому
поводу… а уж Библия таких поводов может дать сколько угодно.
Что движет человеком, который
является «светом миру» и «письмом Христовым», когда он вступает в перепалку на
форуме или в комментариях? Желание проявить свое «эго», унизив другого. Гордыня,
стремящаяся доказать свою правоту. Нужно же самореализоваться хоть как-то… А получается – «никак».
Напрочь забыто: «ничего не делайте по любопрению или по тщеславию, но по смиренномудрию
почитайте один другого высшим себя», (Флп
2,3).
Казалось бы, взрослые, возрожденные люди, а на деле – «бабульки
21 века». Вот они где, родимые! Осталось только виртуальные семечки придумать и
продавать при входе на форум… А ведь из-под ника так легко говорить колкости и
учить жизни. «Право высказаться получили все – у кого есть мысль и у кого ее
нет, у кого есть фамилия и у кого нет фамилии… Раньше на каком митинге вы могли
сказать: «Дайте мне слово, но я себя называть не буду?», (М. Жванецкий об Интернете,
«ДПС»). Попробуйте под своим именем да с портретом на аватарке – «с открытым
забралом». Вам понравится.
Почему с вопросами, на которые ответить
нам может только Бог, мы обращаемся друг к другу? Вы задаете мне вопрос, а должны
задать его Богу. У меня есть ответ – лично для меня, для моей ситуации, моего
характера, моей индивидуальности. Этот ответ, скорее всего, не подойдет для вас. У
Господа все ответы на наши вопросы, как правило, индивидуализированы. Чтобы
получить ответ лично для вас, спрашивайте Господа. Возможно, что Он ответит вам
через человека, но это совсем другое дело.
Я понимаю, что зачастую темы на
форумах носят провокационный характер. И просто промолчать – означает молчаливо
согласиться с ересью, клеветой и т.п. Однако реагировать на это следует правильно,
по Писанию. «Не отвечай глупому по глупости его, чтобы и тебе не сделаться подобным
ему; но отвечай глупому по глупости его, чтобы он не стал мудрецом в глазах
своих», (Пр 26,4,5). Перевод лично для меня показался неясным. Пришлось
обратиться к первоисточнику. Вот что получилось: «Говори глупому глупость –
станешь похожим на него. Говори глупому глупость, которая выглядит как мудрость».
Иными словами, снизойдите до уровня оппонента, не проигнорируйте его
заблуждение, возможно, искреннее. И дайте ответ, достойный сына Царя царей! В
этом случае и подумать надо, и помолиться. Иной раз помазание просто необходимо.
Кто из читающих эту статью, признайтесь себе честно, садится за клавиатуру в
силе Святого Духа? «В духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным»,
(Гал 6,1)?
Если человек уважает чужое мнение,
то для спора не будет почвы. Можно ведь написать: «Бог непостижим и открывается
каждому по-разному. У меня своя точка зрения». Так нет же, надо самоутвердиться
с помощью цитат из Писания, красноречием и эрудицией блеснуть. А время идет и
сотни тысяч душ уходят в ад навсегда. А мы спорим со «святой» пеной у рта… «Лицемер!
вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза
брата твоего», (Мф 7,5).
Все вышесказанное, разумеется,
отнюдь не означает, что нам нужно прекратить общаться друг с другом. Качество
общения станет выше, если человек примет решение «выйти на люди», сняв маску.
А ник-то, оказывается…
Анонимность делает вашу работу
бесполезной. Вы ничего не достигнете – все останется вашему нику, т.е. никому. Все
имеют имя – Вельбовец, Габдиев, Шидловский, Ледяев, Кусакин… Их очень много –
служителей, которые представляют Христа Иисуса как конкретные личности.
Это очень глубоко и
фундаментально: личность может представлять только личность! Если я говорю
человеку Евангелие, то привожу в качестве примера спасения, прощения и
исцеления прежде всего самого себя.
Слова, сказанные «из-под» ника,
зачтутся этому нику. Это не ваши слова. Вы их никогда не говорили. Их говорил ник.
А вы малодушно молчали. Это ник исповедал Иисуса перед людьми. Не вы. Это ник
говорил Евангелие. Не вы. Это ник получит награду. Не вы!
Хорош был бы Иисус, приди Он на землю
под ником. «Кто исповедает Мой ник пред людьми, того ник и Я исповедаю пред
Отцом Моим». Забавно, не так ли?..
Того ли вы боитесь?
Храбрость в маске – трусость в
квадрате».
Я. Кротов, «Выводы из жизни»
Бог знает ваше настоящее имя. Дьявол
– тоже. «Боязнь пред людьми ставит сеть; а надеющийся на Господа будет
безопасен» (Пр 29,25). Обратим внимание на слово «сеть». Подчеркну:
глобальная сеть, то есть – Интернет! Скажем так: страх перед людьми, перед
жизнью и проблемами, перед необходимостью принимать решения и брать на себя
ответственность загоняет индивида в Интернет и там, занимаясь виртуальной
деятельностью, создающей иллюзию полезности и смысла жизни, человек все дальше
уклоняется от своего реального пути, ибо все дольше сидит перед монитором и
оттачивает красноречие, а точнее – «точит
лясы». И чем дольше, тем дальше. Так что пусть никто не говорит,
что в Библии ничего не сказано об Интернете. Еще как сказано!
Существует
иная грань этой притчи. В синодальном переводе противопоставляются два
разных человека – верующий и неверующий. Однако если, воспользовавшись
словарем, перефразировать стих следующим образом: «Из предательской западни человеческого страха спасает
доверие Господу», то мы видим одного человека в разных состояниях. Это тоже имеет
место: любой, даже глубоко верующий человек иногда испытывает страх. Иное дело,
что страх не влияет на действия такого человека.
И «еще немного, очень немного» о малодушии
в свете Священного Писания:
«Что говорю вам в темноте,
говорите при свете; и что на ухо слышите, проповедуйте на кровлях», (Мф10,27);
«А ты препояшь чресла твои, и встань, и скажи им все, что Я повелю
тебе; не малодушествуй пред ними, чтобы
Я не поразил тебя в глазах их», (Иер1,17);
«Ибо всякий, делающий злое,
ненавидит свет и не идет к свету, чтобы
не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к
свету, дабы явны были дела его, потому
что они в Боге соделаны», (Ин 3,20,21).
Комментарии, как говорится,
излишни.
«Боязливых же и неверных … участь
в озере, горящем огнем и серою», (Откр 21,8).
Союз «и» указывает на непосредственную связь боязливости и неверности
(неверия). Подтверждение этому читаем здесь: «И говорит им: что вы [так]
боязливы, маловерные?», (Мф 8,26). Один из парадоксов Интернета заключается
в том, что в Сети человек как раз такой, какой он есть на самом деле: один на
один с монитором, никто не смотрит в глаза, не контролирует. В Сети себя не
спрячешь. Вот и выходит, что вас в сущности-то и нет вовсе… один ник остался: присвоил
ваш характер, харизму, дарования, опыт! За анонимность вы платите всем, что у вас есть, более того, она разрушает цельность: вы вроде бы здесь, но
частично – там… Где же вы на самом деле?
«Добрый человек из доброго
сокровища сердца своего выносит доброе, а злой человек из злого сокровища
сердца своего выносит злое, ибо от избытка сердца говорят уста его», (Лк 6,45).
Вы говорите, что в реальной жизни вы другой? Конечно, другой:
реальность заставляет вас лицемерить, а в Сети вылазит ваше сокровенное, как в
той комнате из «Сталкера». И ничего, повторяю, ничего вы с этим не сделаете!
Разве что – изменитесь внутренне, а это терпение, железная дисциплина и,
конечно же, Дух Святой.
Coda
Передо мной та же проблема: где
искать нераспаханную ниву? Я не хочу заниматься пустыми спорами с единоверцами.
Это как минимум бесполезно, а кто не собирает, тот расточает. Неиспользованные
возможности, потраченное впустую время, потерянные для Царства Божьего души –
вот что такое христианское любопрение: «зараза, опустошающая в полдень», (Пс 90,6).
И цветет это любопрение на почве христианской анонимности, обильно удобренной
никами – псевдонимами, а по-русски – лжеименами…
Этим глубоко минорным аккордом
позвольте закончить.
© Сергей Проуторов, 2011 www.2olives.info «Две Маслины. Драгоценное
из ничтожного» При перепечатке рабочая ссылка на источник обязательна
|