Тюремное служение. (Проповедь для заключённых).
Обращаясь к жителям Афин, городу, полному идолов, апостол Павел сказал: «Афиняне! по всему вижу, что вы как-бы особенно набожны...». (Деян. 17:21). Я никогда не сидел, не привлекался, но слышал и читал много свидетельств тех, кто отсидел, и думаю, есть все основания сказать, что большенство тех, кто находится за решёткой, - это люди как бы особенно набожны. Братья, отсидевшие за веру ещё при советской власти, вспоминают, что, когда верующие в камере собирались маленькими групками, чтобы петь христианские песни, другие заключённые, включая и самых закоренелых уголовников, замолкали и внимательно слушали. Это было в те спокойные времена, когда на воле религия практически никого не интересовала. Другой брат, который сидел в наше уже время не за веру, а за свои недостойные дела, но уверовал и покаялся, вспоминал в своём свидетельстве, что до уверования все его подельники ставили в церкви свечки перед тем, как идти на дело, ошибочно полагая, что эта свечка принесёт им успех в беззаконном деле. Апостал Павел дал афинянам понять, что их особая набожность при изобилии идолов не угодна единому, истинному Богу, Который сотворил небо и землю. Также есть все основания утверждать, что Богу не угодно то прославление, которое имеет место быть в уголовом мире. ( Свечка в храме перед недобрым делом или отпевание убитого во время розборок братка – всё это тоже можно назвать попыткой прославления с точки зрения богословия). Богу угодно только такое прославление, которое соответствует библейским принципам. Давайте откроем Писание и рассмотрим эти принципы.
Иисус сказал: Тем прославится Отец мой, если вы принесёте много плода и будете моими учениками. (Ин. 15:8). Апостол Павел перечисляет все эти плоды: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание. (Гал. 5:22, 23). И эти плоды духа апостол Павел противопоставляет плодам плоти: «Дела плоти известны. Они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, ненависть, убийство, пьянство, бесчинство и тому подобное. (Гал. 5:19-21). В заключение Павел предупреждает, что живыщие по плоти Царствия Божия не унаследуют. Другими словами, прославление Бога устами всегда должно сопровождаться и прославлением Его Имени в образе жизни.
Но как быть тем, кто уже прожил полжизни, и за плечами много ошибок? Есть ли у такого человека шанс принести плод духа и прославить Бога? На страницах Евангелия описана молитва фарисея и мытаря. «Фарисей став молился сам в себе так: Боже! Благодарю тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прилюбодеи , или как это мытарь... Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже, буть милостив ко мне грешнику. (Лук. 18:11, 13). Иисус сказал, что этот мытарь пошёл домой более оправданный, чем фарисей. (Лук. 13:14). В Израиле мытарей все презирали. Во-первых, за то, что они состояли на службе у оккупантов, (Израиль в то время был римской колонией), а во-вторых, за то, что взимали они налогов больше, чем было положенно, а разницу клали себе в карман. Но даже молитву такого человека Бог принял, потому что это была честная молитва. И если бы фарисей признал бы в своей молитве, что он горд и самовлюблён, его молитва была бы тоже принята. Другими словами, покаяние лежит в основе угодного Богу прославления. Библия не раскрывает нам дальнейшей судьбы этого мытаря, но с уверенностью можно сказать, что он оставил своё греховное ремесло, ведь Закхей, другой мытарь, упомянутый в Евангелии, во время разговора с Иисусом сказал: «Господи! Половину имения моего я отдам нищим и, если кого чем обидел, воздам вчетверо. (Лук. 19:8). Встреча с Иисусом означала для Закхея начало новой жизни, и если человек живёт новой жизнью, он благодарит Бога за всё, а также прославляет Бога каждым своим словом и каждым поступком.
В Первом Послании Апостола Петра читаем: «Говорит ли кто, говори как слова Божии; служит ли кто, служи по силе, какую дает Бог, дабы во всем прославлялся Бог через Иисуса Христа, Которому слава и держава во веки веков. Аминь». (1-е Петра 4-11). Это значит, что все наши слова, включая и разговоры на бытовые темы, должны вестись так, чтобы в них прославлялось Божье Имя, то есть наша речь должна быть свободной от сквернословия и пустословия, должна подкреплять и ободрять наших ближних, а не сеять раздор.
Бог допускает страдания каждому верующиму человеку в тот или иной период жизни, потому что в страданиях расскрываются наши сердечные глубины. Легко прославлять Бога, когда ты сыт, здоров, одет, обут и никто не стоит у тебя над душой. Но Бог хочет, чтобы мы прославляли Его и тогда, когда мы в болезни или что-то теряем. К сожалению, не все верующие могут это вместить. «Был человек в земле Уц, имя его Иов, и был человек этот непорочен, справедлив и богобоязнен, и удаклялся от зла. (Ив.1:1). Далее перечисляется всё богатство, которым он обладал. Но вот в один день он потерял всё: детей, богатство, а чуть позже и здоровье. И в этот трудный момент его жена дала ему такой совет: ...ты всё еще твёрд в непорочности твоей! Похули Бога, и умри. (Ив.2:9). Когда в доме был полный достаток, они, очевидно, всей семьёй прославляли Бога и благодарили Его за Его милости, но как только достаток исчез, жена Иова уже была готова прославление сменить на хулу. Праведный Иов отверг этот немудрый совет. «Но он сказал ей: ты говоришь как одна из безумных; неужели доброе мы будем принимать от Бога, а злого не будем принимать? Во всём этом не согрешил Иов устами своими. (Ив. 2:10). Бог хочет, чтобы в тяжёлые времена мы мыслили бы, как Иов, и были готовы сказать вслед за пророком Аваакумом: «Хотя бы не расцвела смоковница и не было бы плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, - но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего. (Ав. 3:17). Замечу, что именно такая радость является плодом духа.
Религиозные праздники в старозаветные времена были неотемлемой частью поклонения Богу, и включали в себя и элименты прославления. Когда и как должен был израильский народ отмечать тот или иной установленный Богм праздник, детально описано в Законе Моисеевом, и народ в точности исполнял всё предписываемое. Но был ли Бог всегда доволен тем, как народ прославлял Его в праздничные дни? У пророка Исаии написано: «Не носите больше даров тщетных: курение отвратительно для Меня; новомесячий и суббот, праздничных собраний не могу терпеть: беззаконие - и празднование!» (Ис. 1:13) Другими словами, Бог негодует на народ Свой за то, что он лишь формально исполняет праздничные обряды, формально Его прославляет, и всё это – на фоне беззакония. Но разве не так наш народ празднует Рождество, Пасху, другие христианские праздники? Почему на праздники у медиков, милиции и пожарников работы больше, чем обычно? Угодны ли Богу такое празднование? Вопрос риторический. И Бог ждёт от нас, чтобы мы праздновали так, чтобы и на праздники Его Имя было прославлено, и да поможен нам во всём этом Бог.
31 декабря 2010.
|