В шпионском триллере последних недель, когда десять хороших россиян
обменяли на четверых плохих, есть поразительное сходство с комедией братьев
Коэн "После прочтения сжечь". Там тоже шпионские страсти развернулись в
самой гуще мидл-класса, в заповедной глуши двухэтажной Америки. Увядающая
инструкторша фитнесс-центра понимает, что последний шанс устроить свою
личную жизнь - пластическая операция. Денег на нее нет. И тут судьба
подкидывает ей подарок в виде диска с секретными данными, забытого в
раздевалке, и закручивается детективная история по продаже этого диска
российскому посольству - со стрельбой, погонями, агентами ЦРУ и трупами в
шкафу. Бурлит шпионский водоворот с участием двух разведок - и все ради
одной пластической операции.
В нашем скандале подоплека тоже была до обидного прозаичной: речь идет не о
шпионской сети, национальных интересах и великом противостоянии России и
США, а скорее всего - просто о том, что детей и племянников чекистских
шишек послали жить в Америку за государственный счет. Обычная российская
история по тихому распилу бюджетных средств, а тут вдруг такой конфуз и
паблисити.
Мне кажется, что наш отечественный антиамериканизм носит точно такой же
водевильный и лицемерный характер. На поверхности - национальная гордость и
презрение к тупым америкосам. А на поверку - готовность променять все это
на "трехбедренный" особняк в американском пригороде и "бьюик" в гараже, дай
только шанс. Причем совершенно неважно, Ельцин в Кремле или Путин, стоит ли
Россия на коленях или со скрипом разгибается, действует под диктовку
"вашингтонского обкома" или грозит Белому дому кулаком - оставим эти
разговоры газетчикам, политикам, пикейным жилетам и кухонным патриотам. А
важно то, что на самом нутряном, археологическом, уровне Россия стала
глубоко американизированной страной.
Можно просто взглянуть на список болевых точек современного российского
общества, о которых говорят в последнее время: это сплошь и рядом явления
если не исключительно американские, то те, за которые принято Америку
критиковать. Культ денег, легкой наживы и быстрого богатства. Страсть к
показной роскоши и статусному потреблению. Любовь к большим машинам,
принцип you are what you drive, джип как атрибут безопасности. Мегамоллы с
мегапаркингами вокруг больших городов, шоппинг как семейный выходной.
Триумф попсы и массовой культуры, агрессивная реклама, коммерциализация
российского кино и ТВ по худшим американским шаблонам, мировое лидерство
России по количеству производимого сериального "мыла". Культ красивого,
"сделанного" тела - мода на силиконовые губы и груди, наращенные ногти и
волосы, надутые анаболиками мужские торсы - это ведь не европейское у нас,
а американское.
Не взяли мы у Европы и идеи общественного блага, солидарности, социального
государства с высокими налогами, а идем по американскому пути
либерализации, так что скоро и школа с медициной станут у нас полностью
платными. И даже так часто инкриминируемая Америке гуманистами и
правозащитниками "культура смерти" (применение смертной казни, десятки
миллионов единиц оружия у населения) находит параллель в неизменной
поддержке смертной казни, за которую у нас высказывается до 70% россиян.
Вакханалия насилия на ТВ у нас чисто американская, а не европейская, и
культ силы и военной мощи, который мы проповедуем в последние 10 лет,
скопирован оттуда же: если американцам можно в Косово, то нам можно в Южной
Осетии (хотя почему-то Косово признавать не торопимся), если американцам
можно охотиться за машинами террористов в Сирии, то нам можно уничтожать
чеченских лидеров в Катаре.
Но самое глубокое сходство - в том, что мы, вопреки тысячелетней российской
традиции соборности и коммунальности, пошли по американскому пути
индивидуализма и эгоизма, создания атомизированного общества и отдельных
людей, не объединенных понятием общего блага. Мы не взяли у Америки идеалов
свободы, ответственности и уважения к закону, но заимствовали голый
индивидуализм и либерализм, не ограниченный ни традицией, ни коллективом.
Произошла не просто макдональдизация и кока-колонизация России, произошло
проникновение псевдодемократической, упрощающей и оболванивающей,
потребительской культуры в глубинную грамматику российского сознания.
"Пиндостан" располагается не за океаном, он прописался внутри нас.
Наш антиамериканизм - это реакция не на Америку (она просто передаточное
звено, она транслировала нам ценности глобального рынка и консюмеризма в
самой удобной, яркой упаковке), а на нас самих. На тот факт, что у нас не
оказалось достаточно культурного и цивилизационного иммунитета, привязки к
собственной почве и истории, чтобы противостоять соблазнам потребления,
сохранить собственную идентичность. И все пропагандистские камлания Максима
Шевченко и Михаила Леонтьева, все причитания Михаила Задорнова "ну тупы-ы-ы-
е..", все багдадские эскапады Владимира Жириновского о "ср...ном ковбое" и
"грязной зеленой бумажке" - это борьба не с Америкой, а с собственными
комплексами, страхами и поражениями, которые вытесняются и переносятся на
фигуру Другого.
Я верю в антиамериканизм французов: пламенный борец с американским
"культурным империализмом" министр культуры при Франсуа Миттеране Жак Ланг
говорил от имени французского кинематографа и шансона, а яростный противник
макдональдса антиглобалист Жозе Бове говорит от имени французских крестьян,
вин и сыров. Я верю в антиамериканизм немцев, которые могут
противопоставить Америке традиции коллективизма и гуманизма, заложенные в
их послевоенном государственном устройстве (под надзором все тех же
американцев). Я верю в антиамериканизм Ларса фон Триера, за которым стоит
левая европейская интеллектуальная традиция. Я верю в ненависть к янки
латиноамериканцев, которые могут вспомнить бесчисленные интервенции США под
флагом "Доктрины Монро", и арабской улицы, которая может предъявить Америке
вторжения в Ирак и Афганистан...
..Но я не верю в антиамериканизм России, которая в глубине души завидует
Америке и исповедует американские ценности у экрана телевизора и у прилавка
магазина. Точно так же, как я не верю рассказам о миссии "российских
шпионов" в Америке, которые на деле оказались обычными мальчиками-мажорами,
тусующимися за государственный счет...
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности