Притеснение и угнетение слабейших
Описываемые нами в этой книге люди власти притесняют в своем окружении, как правило, слабых. Их жертвы подвергаются непрекращающимся нападкам, которые держат их в постоянном напряжении; защищаясь, они теряют порой последние силы. Многие доходят до полного изнеможения и депрессии. "Сильные" в церкви долгое время не замечают происходящего, пока сами не оказываются втянутыми в водоворот конфликтов. Я знаю людей, буквально воплощавших в себе любовь, приветливость и смирение и которые тем не менее неожиданно обнаруживали себя в сатанинском котле распрей и интриг. Эти люди хорошо знали Библию, являющейся их ориентиром, призывающую сильных к защите слабых и несчастных. Они желают следовать примеру Иисуса Христа, Который весьма активно вступался за слабых. К счастью, до таких людей в какой-то момент доходит, что Дух побуждает и их к действию в защиту других. Их совесть не оставляет их в покое. И тогда они включаются в борьбу, хотя она противоестественна собственному их мирному характеру.
Однако ни один из тех, с которыми мне приходилось беседовать, кто решился встать в защиту своих ближних, не имел вначале ни малейшего представления о том, что постигнет при этом его самого. Отныне человек власти поворачивается против него. Именно этого момента он ждал. Наконец он может проявить все свое словесное искусство. Человек власти является большим мастером формализма. На этом поле он одерживает победы во всех дебатах. Он может отстаивать свою позицию, как никто другой.
Человек, склонный к миру, согласию и имеющий нормальный здравый рассудок, как правило, не в силах понять, почему его собеседника, который к тому же именует себя христианином, невозможно привести разумными доводами к благоразумию. Однако человека власти аргументами не убедишь, т.к. он в решении существующей проблемы вообще не заинтересован. Ему по сердцу бесконечные дискуссии. Чем глубже в ночь они затягиваются, тем лучше; ведь тогда большинство людей склонны к более острым и категоричным высказываниям. Нередко возникают драматические ситуации, ведь время ночное и люди утомлены. Люди власти наслаждаются драматизмом. Если нам известно, что нарушение сна является одной из тяжелейших методов пыток, то мы и в состоянии понять, что применяется одно из в высшей степени опасных оружий.
Милые, склонные к миру и сильные в вере дети Божий, вставшие в защиту своих более слабых ближних, выигрывают подобные сражения крайне редко. Они, собственно, и не концентрируются всеми своими силами на борьбе. Обычный христианин имеет разнообразные интересы и потому распределяет свою энергию во многих областях. Человек же власти имеет главным своим стремлением достижение первенства и власти. Всю свою энергию он использует на это и, как правило, является более эффективным, удачливым, сильным и прежде всего более неутомимым, чем остальные.
Вышеописанное может показаться людям, еще не пережившим самим всего этого, чудовищным преувеличением. Однако число страдающих, плачущих людей, исповеди которых все еще звучат в моих ушах, так велико, что я могу свидетельствовать: каждое отдельное слово этого повествования подтверждено горькой реальностью.
Запутанность ситуации после бесконечных бесед, отчетов, посланий друг другу доводит даже совершенно нормально мыслящих людей иногда до такой степени растерянности, что между ними начинаются взаимные упреки. Нередко они являются следствием обсуждения вопроса о том, как относится к человеку власти. Случается, что лучшие друзья становятся при этом непримиримыми врагами. Результатом всему бывает глубокая разлаженность, будь то в церкви, дома или на рабочем месте. Есть нечто демоническое в характере человека власти, имеющего силу разобщать близких людей против их собственной воли, лишать их самой способности этому воспрепятствовать.
Если в ближнем окружении человека власти окажутся духовно-здоровые руководящие личности, он будет пытаться действовать по древнему методу "Разделяй и властвуй!" Руководитель некоей христианской организации находился долгое время в отъезде. По своему возвращению он неожиданно с глубокой скорбью обнаружил, что все его подчиненные настроены против него. Оказалось, что в отсутствии руководителя один из его сотрудников так умело и основательно оклеветал его, что смог практически всех сотрудников настроить против своего руководителя. (Греческое слово "дьявол" имеет синонимами слова: клеветник, обвинитель, баламут.) Прошло немало времени, пока этот руководитель разобрался в причинах перемен; потребовалось много усилий, прежде чем доверие к нему было восстановлено и коварный человек власти был изобличен.
Бывает, что человек, страдающий манией власти, увлекает за собой некоторых своих сторонников, отрывая их при этом от церкви, и создает новую структуру, в которой все несет на себе печать бездумного слепого подчинения. К счастью же, они нередко ошибаются в оценке своих амбиций. Мне знакомы случаи, когда такие люди думали вначале, что вместе с ними почти все оставят свое прежнее место; оказывалось же, что за ними последовала незначительная горсточка людей. Иногда же намерению человека власти бывает суждено сбыться. Известный американский служитель церкви пишет: "Иные люди, далекие от понимания сердечных забот истинного пастыря, злоупотребляют пастырскими принципами и строят свои собственные маленькие мирки, где они могут господствовать над народом Божиим и использовать его в своих целях".
Разделения не во всех случаях однозначно недопустимы. Возникновению новых церквей и христианских обществ отнюдь не всегда служат лишь нечистые мотивы. Однако если к разделению и образованию секты привело стремление человека власти удовлетворить свою страсть, то разделение есть дело сатаны. В таком случае позволили себя соблазнить и те христиане, которые покинули церковь следом за человеком власти, "внимая духам обольстителям и учениям бесовским, чрез лицемерие лжесловесников, сожженных в совести своей" (1Тим.4:1-2).
Может однако произойти и то, что человек власти одержит в борьбе за власть такую победу, что всякое сопротивление внутри церкви будет им сломлено и он один будет над нею господствовать. Повествование о такой ситуации содержится в 3-ем послании Иоанна в 9-10 стихах: "Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас. Посему, если я приду, то напомню о делах, которые он делает, понося нас злыми словами, и, не довольствуясь тем, и сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви". По всей вероятности, Диотреф дорвался до руководства церковью незадолго до этого. Он расколол ее, приобрел фанатичных сторонников и занимался устранением своих противников, изгоняя их из церкви. Этот человек настолько самовозвеличился в роли властителя, что объявил войну даже апостолам, которых Господь Иисус Сам призвал и назначил.
Самое трагичное при этом состоит в том, что народ Божий введен в соблазн и обманут. Во 2-ом послании апостола Петра о подобных обстоятельствах написано: "Были и лжепророки в народе, как и у вас будут лжеучители, которые введут пагубные ереси и, отвергаясь искупившего их Господа, навлекут сами на себя скорую погибель. И многие последуют их разврату, и чрез них путь истины будет в поношении. И из любостяжания будут уловлять вас льстивыми словами..." (2Пет.2:1-3)
Наркотик власти
Иисус Христос находился в самых опасных из всех существующих искушений, когда диавол возвел его на высокую гору и во мгновение времени показал Ему все царства вселенной. Не будем забывать при этом, что Иисус был Сыном Человеческим, т.е. имел по материнской линии человеческую природу! Соблазн был реален. "Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, - обещал Ему сатана и продолжал, - она предана мне, и я, кому хочу, даю ее;
итак, - шептал он хитро, - если Ты поклонишься мне, то все будет Твое" (Лук.4:6-7). Однако искусителя постигло разочарование. Иисус отверг его предложение. Диавол отошел от Него, а изможденный, укрепляемый ангелами, Иисус вернулся из пустыни, где 40 дней длились Его пост и духовная борьба.
Сатана точно знает наши наиболее уязвимые места для своих атак. Его собственное падение из небесной славы в преисподнюю произошло именно на этой почве. Цитаты из короткого послания Иуды мы приводили уже не однажды. Известно, что часть текста этого послания нелегко излагается. Я считаю, что мы имеем здесь повествование о падении сатаны, бывшего прежде высокодостойным ангелом, и желаю использовать текст этого Послания для дальнейшего изложения своей темы "Наркотичность власти". В стихе 6 написано об ангелах, "не сохранивших своего достоинства, но оставивших свое жилище". Петр во 2-ом своем послании дополняет: "Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания" (2Пет.2:4).
Далее Иуда пишет о людях, которых диавол искушал теми же приемами, как и Иисуса, которые однако пали подобно тому, как некогда пал сам сатана. Они есть "осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые; свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими, звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки". (Иуд.12-13)
Что побуждает автора послания использовать столь крайние сравнения? Дело в том, что описываемые люди власти пришли к падению так же, как сам сатана. Они предались наркотичности власти, которая была отвергнута Иисусом Христом, возведенным дьяволом на высокую гору. Здесь проходит рубеж между божественной и сатанинской областями. Наркотичность власти является энергией дьявола, его движущей силой и единственным наслаждением. Для описания греха человека, поддавшегося этому наркотику, или ситуации, в которой он находится, нет более точных, сильных и драматичных сравнений.
Наркотичностью власти наслаждается мучитель, пытающий свою жертву. Нерон возбуждался при виде крови христиан, тела которых львы терзали на аренах амфитеатров. Для достижения желаемого наркотического наслаждения властью немало людей власти пользуются физическими методами насилия. Муж, продолжающий терроризировать свою жену, поверженную им в страдание и страх, испытывает самое дьявольское из всех наркотических удовольствий.
Наблюдая подобное, мы порой думаем, что видим последнюю стадию безнадежности. Однако Иисус отдал Свою жизнь именно для того, чтобы была одержана победа и над этим грехом. Иисус пролил Свою Кровь, дабы победить силы, стоящие за этими действиями. Каким бы страшным нам ни казалось физическое насилие, насилие психического характера, проявляемое там, где господствует человек власти, еще ужаснее. Господство над душою человека интересует таковых намного более, нежели господство над их телом.
ПРИМЕР: Маленький пример пояснит нам суть описываемого мною. Некий христианин много лет благословенно трудился для Господа, как проповедник, писатель и душепопечитель. Его служение было отлично организовано. Он рассказал мне о том, что ему пришлось пережить, оказавшись в руках человека власти. За короткое время тот лишил его естественного чувства уверенности в успешности его служения. Причем развитие событий шло очень незаметно. Брата постепенно лишали самостоятельности, делая его изо дня в день все более и более зависимым от человека власти.
Прозрение началось с того, что человек власти как-то в доверительном разговоре сказал ему: "Ты же понимаешь, что на приличную проповедь ты не способен?!" Мой знакомый, будучи весьма скромным человеком, не стал возражать. "Тебе также известно, что данными писателя ты не располагаешь?!" - продолжал хитрый тактик. "Пожалуй"- вновь согласился мой знакомый, поскольку не мнил о себе. "Ты и никудышный душепопечитель!" Это уж точно было порою горькой правдой; в тот момент он чувствовал это особенно явственно. "К тому же, - продолжал человек власти, - у тебя абсолютно отсутствует организаторский талант и ты ничего не можешь содержать в должном порядке".
Несчастный подавленный человек был в тот момент совершенно убежден: все сказанное о нем - правда. Он был ничтожество. Он ни на что не был способен. И тут он решился... сделать шаг к своему "защитнику и другу". Неуверенно и осторожно он прошептал: "Имею ли я вообще к чему-нибудь способности?" Ответ был краток и лаконичен: "Ты можешь делать только то, что я тебе поручу".
Человек власти смотрел на своего коллегу с уверенной покровительственной улыбкой. Наркотик власти булькал и клототал в нем, рассылая приятные ощущения по всему его телу. Он приобрел слугу, с которым мог делать все, что угодно. Для него он стал кумиром. Отныне он мог пользоваться "пряником и кнутом", ободрять и наказывать в меру необходимости для поддержания его в рабской зависимости. Одновременно он мог этого своего подданного использовать для достижения своей главной цели: покорять себе все больше и больше людей.
Эта история не выдумана мною; именно так она была мне передана. С глубокой печалью я заявляю, что подобное происходит во многих семьях и церквах.
Один шведский служитель церкви сказал мне: "Это наша наибольшая и непреодолимая проблема. У нас нет ни малейшего представления о том, как с этим явлением бороться". Далее он рассказал мне, что душепопечители вновь и вновь оказываются перед подобными ситуациями, и при этом обычно не знают, как поступить, как вообще разобраться во взаимозависимостях этого страшного явления. Я повторяю: наркотичность власти самое гибельное и дьявольское из всех наркотических состояний.
В дополнение к этой главе о человеке власти, довольном полной победой над своим, доведенным до отчаяния, коллегой следует сказать, что он все же поспешил со своими категоричными заявлениями. Вероятно, ему следовало бы с нанесением своего решительного удара еще с полгода подождать. Мой знакомый рассказывает следующее: когда он в ту зимнюю ночь вышел на улицу, в его затуманенном сознании стучало: "Странно, мне же так часто поручалось проповедовать, так много мною написано статей, немало людей приходило ко мне со своими проблемами и успешная организация всех этих служении радовала меня и моих близких. Не могло же это все быть фальшивым воображением...". Продолжая шагать, он ощущал в своем сознании очень медленное рождение новых и новых вопросов. Размышления эти с трудом пробивались сквозь чувства придавленности, униженности и беспомощности. Он начал молиться; и Бог стал ему вновь близок. В тот момент начался его долгий и нелегкий путь на свободу.
Что значит "человек власти" и в чём его опасность
В этой главе я хочу подробнее сказать о значении, которое вкладываю в постоянно употребляемое мною словосочетание "человек власти". В прошлом у меня об этом явлении было совершенно иное представление. Что ж, люди не могут быть одинаковыми, считал я тогда, каждое дитя Божие своеобразно. Не может же быть какого-то среднеположительного типа людей. Грешники также неодинаковы. Подлинно каждый человек оригинален. Даже если и существует тип людей власти, то и они должны бы основательно отличаться друг от друга. Даже если все они одинаково одержимы манией величия, тем не менее должны бы иметь разные точки зрения, методы и цели.
Однако с годами я сделал ошеломляющее открытие; и чем больше я слышал исповедей от жертв об их мучителях, тем более мои предположения переходили в уверенность. Одна за другой рыдающие женщины, один за другим члены церковного руководства с печатью страха на бледных лицах сидели передо мной и всякий раз рассказывали мне почти одно и то же! Каждый раз их повествование создавало один и тот же образ.
Мои собеседники начинали, как правило, с нескольких несвязных предложений о том, что и сами, в общем-то, не свободны от недостатков. Затем рассказывали, что ни у кого(!) не находят понимания своего положения. Некоторые уже побывали у пастора или душепопечителя, у психолога или психиатра, посетили службу заботы о семейном благополучии и социальную службу. Почти все уже немного делились с близкими друзьями и знакомыми, которые практически во всех случаях советовали им уступить и искать путей к миру.
Затем мои собеседники говорили о человеке, постоянно критикующем их недостатки. Он обременял сознание своих жертв тяжелым чувством вины. Он всегда помещал себя в центр внимания других. Если внимание к нему ослабевало, происходили драматические события, после которых темой всех разговоров вновь был он. Я слышал о разделениях и расколах, о друзьях, ставших после многих дискуссий непримиримыми врагами.
Жертвы рассказывали о том, как они попали в рабскую зависимость человека власти. Они почти всегда повествовали о нем, как о человеке интеллектуальном, талантливом и располагающем к себе. Он умел создать о себе внешнее впечатление, совершенно отличающееся от внутренней сути его самого. Как в церкви, так и в гражданской сфере, он мог считаться уважаемым человеком. Свое стремление к господству и самоуверенность он мог тонко маскировать. Если у него и случались "срывы", то он всегда умел переложить вину и ответственность за это на других.
Вопреки моим предположениям мне все более приходилось убеждаться: речь идет всегда об одной и той же модели, об одинаковых симптомах. Со временем я пришел к выводу, что существует определенный тип человека власти. Этой моей книге предшествует труд душепопечителя в течении сорока лет. Мое изложение может показаться кому-то односторонним; однако оно точно передает результаты моих исследований.
Мое отношение к некоторым библейским определениям отчасти соответствовало моему отношению к людям, искавшим у меня, как у душепопечителя, помощи. К стыду своему я должен признать, что долгое время не замечал, что авторы книг Библии называют подлинными именами негативные и страшные черты характера, обнаруживаемые именно у человека власти.
Здесь я хотел бы заметить, что по сути своей являюсь жизнерадостным человеком. В прошлом я уделял свое внимание в основном светлым, радостным текстам Библии. Лишь с большим внутренним сопротивлением и нежеланием я начал более внимательнее читать и изучать ее тексты, повествующие о темных, печальных явлениях. Однако одновременно я нашел подтверждение тому, что, как душепопечитель, нахожусь на верном пути, когда обнаружил, что апостолы Павел, Иоанн, Петр, Иуда и Сам Иисус преодолевали те же проблемы. Люди власти являются реальностью на страницах Библии; они встречаются, как в истории церкви, так и в современных христианских и церковных структурах.
Однако книга с такой тематикой содержит в себе и некоторые опасности. Одна из них заключается в следующем: если духовно-здоровая сильная личность является активной ради Царствия Божьего и во имя Господа борется против духовного разложения и аморальности, такого человека - со ссылкой на эту книгу - его противники могут попытаться заклеймить одержимым властью.
Другая опасность может происходить из того, что сверхвпечатлительным скрупулезным людям может ошибочно показаться, что они сами являются людьми власти. При чтении этой книги у них может создаться ошибочное впечатление, что определенные вышеперечисленные свойства человека власти присущи и им. Они обнаружат в себе, к примеру, склонность к эгоизму, радость от своих успехов, желание распоряжаться и по этой причине будут сокрушаться о своей греховности. Таковых следует убедить: если бы они подлинно были людьми власти, о которых в данном случае идет речь, то никогда не стали бы признавать в себе свойственные этим людям недостатки. И прежде всего они, как правило, не стали бы об этом сокрушаться.
В целом я считаю, что опасность применения термина "человек власти" при сравнении с получаемой при этом ясностью крайне незначительна. Можно, конечно, задать и такой вопрос: если опасность применения указанного словосочетания все же наличествует, то не лучше ли эту тему вообще не задевать? Но эта мысль свидетельствует не более, чем о безразличии к их жертвам и о преувеличенной нереальной оценке их возможностей самостоятельно защищаться. Иные формулируют свой совет жертвам человека власти довольно упрощенно: "Надо просто не позволять этим типам себя тиранизировать!" Это предложение содержит в себе насмешку над тысячами, которые были физически и психически сломлены.
Есть, конечно, люди, которые достаточно сильны и которые имеют в своем окружении настолько широкую поддержку, что можно предположить их успех в самостоятельной борьбе против человека власти, которого они призовут к порядку, или по меньшей мере вынудят считаться с собой. Встречаются подчиненные, которые действительно способны не позволять своим чрезмерно властолюбивым руководителем помыкать собой. Также и церковь при определенных условиях бывает в состоянии устранить бесчинствующего человека власти с его места и должности. Опыт однако свидетельствует о том, что в такой борьбе одержать победу нелегко.
Нам, как душепопечителям, следует прежде всего воздерживаться от раздачи легких, удобных рецептов. Как бездумно говорят порой человеку: "Крепись, я буду за тебя молиться; - все будет хорошо!" Проблема несчастной жертвы человека власти не решается и хорошим советом типа: "Борись; не позволяй себя угнетать". Изрекающий такие фразы и отправляющий бедную жертву от себя с ободрительным похлопыванием ее по плечу несомненно добавляет к тому, что человек попадает в еще более глубокое несчастье.
К счастью, есть спасительный метод и для многих из тех, кто не способен на борьбу. Бегство нередко может быть наилучшим выходом; да и Писанию оно не чуждо: Иосиф и Мария взяли Младенца-Иисуса и убежали от деспота.
Исправление не ожидается
Ожидание исправления человека власти не является решением проблемы. Известный норвежский психиатр Толлак Б. Зирнес сказал: "Большинство контрольных исследований результатов лечения психопатов обнаруживают минимум надежд на значительное улучшение их состояния". (Зирнес применяет слово "психопат" к типу людей, называемых нами людьми власти.)
Для многих очень нелегко с этим согласиться. Дети с сердечной тоской ожидают от отца большей сердечности. Жены ожидают, надеются, готовы все перетерпеть. Христиане молятся и уповают. Душепопечителей спрашивают с робкой надеждой: "Но Бог же может совершить чудо?" - Да, конечно, Бог силен творить чудеса. Иисус сказал даже, что вера, лишенная сомнений, в состоянии горы переставлять (Мтф.21:21-22). Однако здесь действительно необходимо свершиться чуду. Мы имеем дело с тем, что настолько глубоко, обширно и ужасно, что чудо в этой области едва ли может иметь сходство с нормальным исцелением. Из опыта известно, что даже и при живой вере и усиленных молитвах Бог далеко не всегда непосредственно вмешивается, чтобы привести человека к решающим переменам. Применяя христианскую логику, мы приходим к выводу, что у людей власти заражена либо почти неизлечимо поражена сердцевина христианского сознания.
Однажды известный уважаемый верующий врач-психиатр подверг это мое мнение официальной критике. Я посетил его с искренним желанием предложить ему, как специалисту и как серьезному христианину, высказать свою точку зрения о сути настоящей проблемы. После некоторого времени непринужденной беседы о текущих событиях я спросил его, может ли он привести пример фактического существенного улучшения духовного состояния человека власти, находившегося у него на лечении. Здесь следует заметить, что люди власти крайне редко обращаются к кому-либо за помощью, поскольку считают себя вполне здоровыми. К духовной терапии они "не расположены". Душепопечителей, пришедших к пессимистическому выводу о невозможности оказать помощь людям власти, упрекают в поспешном, легкомысленном заключении. Однако не будем забывать, что душепопечителям этот вывод дается нелегко; ведь ответственность за него они несут перед Богом. Люди власти с непониманием смотрят на человека, предлагающего им духовную помощь. По их мнению все наоборот; именно все окружающие их люди чрезмерно раздражительны, нервны и вспыльчивы. Их супруг (супруга), дескать, полусумасшедший; их сотрудник в церкви фантазер со странностями. Себя же они считают вполне здоровыми, взвешенными и сильными. Виновны все кроме меня.
Психиатр, с которым я беседовал, очень долго сидел в молчаливой задумчивости, прежде чем ответил на мой вопрос. По выражению его лица я мог видеть, как тщательно он исследовал свою память, желая найти в ней нечто заслуживающее внимания. Наконец с некоторым смущением он сказал: "Да, был у меня один пациент, которого я лечил в течении 15 лет. Я считаю, что его состояние определенно улучшилось". Я закончил нашу беседу несколькими фразами общего характера и покинул приемную врача в чрезвычайно шокированном состоянии. Пятнадцать лет и ... незначительный намек на улучшение! Я находился под гнетущим впечатлением, будто этот мудрый опытный специалист совершенно забыл о многочисленных жертвах человека власти. Он видел лишь одного своего пациента! Разумеется, стремление врача понять пациента и помочь ему были достойны одобрения; но что оно меняло в реальном положении? Что же пришлось пережить жертвам человека власти в течении этих 15 лет? Насколько изменилось их положение после "некоторого улучшения", которое кроме врача быть может никто и не заметил? Кроме того у некоторых людей власти замечается, что к старости они становятся несколько мягче. Вполне возможно, что пациент в течении этих 15 лет был попросту настигнут старческой немощью!
Единственный вывод, который я был в состоянии сделать, каким бы безрадостным он ни казался: не рассчитывай на действенное улучшение; исходи в своих рассуждениях из пессимистических реальных прогнозов.
Разоблачение и раскрытие всей сущности
Существует способность или дар, обозначенный в Священном Писании, как дар "различения духов" (1Кор.12:10). Истинные служители Господни наделены этим даром. Поэтому в Слове Божием сказано: "Пророки пусть говорят двое или трое, а прочие пусть рассуждают" (1Кор.14:29). Таким образом "неверующий всеми обличается, всеми судится, и ... тайны сердца его обнаруживаются" (1Кор.14:24-25). То же самое может происходить и в отношении человека власти, действующего в церкви. Многие, к сожалению, с легкостью позволяют себя ослеплять и восхищаются таким человеком. Однако Дух Святой может использовать других людей, имеющих дар различения духов, для обнаруживания их подлинного лица и вскрытия фальши.
Члены духовно бодрствующей церкви со временем все яснее понимают, что происходит что-то неладное. Возможно, они не в состоянии объяснить происходящего словами, однако чувствуют какую-то внутреннюю пустоту и неестественность. Это объясняется тем, что сами люди власти, ведущие двойную жизнь, по сути своей являются духовно пустыми.
Книги, составляющие Библию, были большей частью написаны в местности, где дождь доныне имеет большое значение. Без дождя нет растений, без растений нет пищи. Засуха и безводные облака использованы по этой причине, как сравнения, для описываемого состояния. В послании Иуды речь идет о людях, подобных безводным облакам, носимых ветром (ст.12). И во 2-ом послании Петра написано подобное: "Это - безводные источники, облака и мглы, гонимые бурею" (2Пет.2:17). Апостол Иоанн призывает нас к осторожности, чтобы мы не были легкомысленными в нашем доверии людям. "Возлюбленные! - пишет он, - не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире". (1Иоан.4:1) В книге Откровение повествуется о церкви, которая испытала "тех, которые называют себя Апостолами, а они не таковы" и нашла, "что они лжецы" (Отк.2:2).
В наши дни стремятся слишком скоро видеть доказательство духовной истинности в успехах земного характера; например: "У этого проповедника всегда переполнены аудитории, следовательно, Бог с ним"; или: "Это движение приобретает все большее число сторонников, поэтому никто иной, как Дух Святой способствует этому росту"; или: "Этот чудо-целитель несомненно является избранным сосудом Божиим, поскольку его руками совершаются великие чудеса". Необходимо при всем этом помнить слова Христа: "Восстанут ... лжепророки и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных". (Мф.24:24)
Иные же, напротив, видят признак верности того или иного движения в факторе сопротивления, оказываемого ему, утверждая: "Все новое, приходящее от Бога, обязательно встречает сопротивление. Следовательно все новое, встречающее сопротивление, несомненно, от Бога". Рассуждения такого порядка приведут закономерно в логический тупик. Библия и история церкви знает немало примеров различных движений и личностей, имеющих то успех, то наталкивающихся на сопротивление, однако в обеих случаях принесших много беды делу Божьему. Посему нам следует бодрствовать и уличать лжеруководителей и их сторонников, прежде чем они достигнут своей цели.
Человек власти должен быть разоблачен не только на церковном уровне, но и в его личных взаимоотношениях с людьми, ставших его жертвами. В этом определенный залог избавления от их влияния. Зирнес подчеркивает, что стратегия людей власти станет безуспешной, как только они окажутся разоблаченными. Народной мудрости в Норвегии принадлежат слова: "Бессмысленно приходить в ярость, если тебя никто не боится". Люди власти живут тем, что их тактика скрыта. Они предпочитают действовать в тумане, пряча свои подлинные намерения.
Снова и снова беседую я с жертвами людей власти и каждый раз воочию вижу перед собой, как постепенно рассеивается туман, как поднимается завеса. Для этого, как правило, не требуется многих слов. Часто мне, как душепопечителю, вообще не приходилось говорить. Человек, впервые получивший возможность открыто высказаться о пережитом им хаосе - если к тому же его собеседник свободен от ложного предубеждения, внимателен и расположен к нему - очень часто сам без посторонней помощи начинает понимать причинные связи.
Вряд ли можно передать словами состояние такого человека, когда он понимает, - быть может впервые в жизни - что есть все же некто, кто ему верит и немыслимое считает возможным. Освобождение от гнета происходит при этом настолько явно, что, кажется, слышишь падение камней с его сердца. Мгновения спустя душепопечитель с удовлетворением отмечает, как разглаживаются морщины, спадает мускульная скованность и измученный человек свободнее усаживается на своем стуле. Внутреннее напряжение исчезает и недоразумения рассеиваются. Немного погодя следуют слова: "Теперь мне все ясно. Оказывается тут все взаимосвязано! Однако это же целая система, единый огромный аппарат власти! Оказывается я был пленником в сетях этих людей!" У иных в такие мгновения слезы текут по щекам; другие сияют от радости.
Некоторым людям после пережитого необходима длительная поддержка и помощь; однако встречаются и такие, сознание которых после получения ясности в течении немногих минут полностью освобождаются от бывшего пленения.
Разрыв связей
Иисус сказал: "Всякое растение, которое не Отец Мой Небесный насадил, искоренится" (Мтф.15:13). Иоанн Креститель проповедывал: "Уже и секира при корне дерев лежит: всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь" (Мтф.3:10). Апостол Павел пишет Галатам: "Кто благовествует вам не то, что вы приняли, да будет анафема" (Гал.1:9). В Деяниях Апостолов, в 13 главе, в стихах 6-12 написано о Савле и Варнаве, которые "прошедши весь остров до Пафа, нашли ... некоторого волхва лжепророка, Иудеянина, именем Вариисуса, который находился с проконсулом Сергием Павлом, мужем разумным. Сей, призвав Варнаву и Савла, пожелал услышать слово Божие; а Елима волхв, ... противился им, стараясь отвратить проконсула от веры. Но Савл, он же и Павел, исполнившись Духа Святого и устремив на него взор, сказал: О, исполненный всякого коварства и всякого злодейства, сын диавола, враг всякой правды! Перестанешь ли ты совращать с прямых путей Господних? И ныне, вот рука Господня на тебя: ты будешь слеп и не увидишь солнца до времени. И вдруг напал на него мрак и тьма, и он, обращаясь туда и сюда, искал вожатого. Тогда проконсул, увидев происшедшее, уверовал, дивясь учению Господню".
Павел писал Фессалоникийцам: "Завещаваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас" (2Фес.3:6). Тимофей также получил от своего наставника Павла ряд подобных предостережений. Павел упоминает о людях, имеющих вид благочестия, силы же его отрекшиеся (2Тим.3:5). Тимофею рекомендуется удаляться от таковых! В послании к Галатам отношение Павла к "лжебратьям" передается решительными действиями: "Мы ни на час не уступили и не покорились..." (Гал.2:5).
Некоторые из этих мест Писания имеют отношение не к людям власти, а к лжеучителям, либо к людям, ведущим безнравственный образ жизни. Примеры эти я использовал для того, чтобы указать, что иногда может оказаться правильным и необходимым прервать отношения с определенным человеком внутри церкви или христианского общества.
Разумеется, этого жесткого решения очень долго стараются избежать. Однако если причинная связь наконец станет достаточно очевидной, то я советую: укажите человеку власти на дверь; причем без дальнейших "разъяснительных бесед", дискуссий и дебатов. Весь мой опыт подтверждает, что дальнейшие попытки выяснения истины лишь усугубляют положение.
Прежде всего не составляйте пространных писем. Я не в состоянии подсчитать, сколько подобных писем пришлось мне перечитать и переслушать. В таких письменных произведениях искренние, добросовестные, скрупулезные христиане обращаются к человеку власти со своими аргументами. Он же читает их с торжествующей улыбкой. Он смакует их. Ведь пишут ему! Он помечает отдельные места и выражения в тексте, которые неумело и непоследовательно сформулированы с тем, чтобы использовать их в качестве своих собственных аргументов при следующем столкновении: "Мне присылают письма; меня обвиняют, что я бессердечен и горд. В этих письмах утверждается, что я - причина разделений. Создается впечатление, что во мне видят не христианина, а помощника дьявола. Разрешите мне процитировать на какие утверждения отваживается брат N". С этими словами человек власти выуживает из своего внутреннего кармана толстое письмо. А в это время автор письма не находит себе места и думает: "Ведь этого я и в мыслях не имел. Мое письмо я написал с единственной целью найти путь к миру и согласию".
Нет, то, что следует сказать, нужно формулировать кратко и ясно. Порой необходимо подвести черту, т.е. решиться на конкретное исключение. Такой порядок действий в Слове Божьем описан и рекомендован.
При этом следует позаботиться, чтобы принимаемые соответствующие решения, как формально, так и юридически, были бы при отчетах на отчетных собраниях основательны и безупречны.
Своевольные "делатели Господни"
Наиболее печальное положение складывается в том случае, если человек власти захватывает руководство в церкви, не имеющей четкой организационной структуры. Под таковой я подразумеваю церковь, в которой пресвитеры и руководители не могут быть избраны свободным волеизъявлением христиан; церковь, не имеющую внутрицерковного порядка в вопросах полномочий служителей и тружеников.
Равным образом я нахожу сходство с такой церковью и у групп христиан, члены которых лишь себя считают помазанниками Божьими и тружениками на ниве Господней, и где определенная личность, имеющая сильное влияние на остальных, самовольно присвоила себе руководящую роль. В такой группе будет пресекаться малейшая критика, будут осуждаться самые незначительные вопросы, проясняющие действительное положение. Результатом всему будет вытеснение всякого, кто позволит себе иметь свое собственное, отличающееся от доминирующего, мнение. При этом будет утверждаться, что "виновник" (либо "виновница") восстает против Самого Бога, поскольку решение руководителя осмелились подвергнуть сомнению.
Пример первый: Молодая чета из общины вышеприведенного характера была послана в другую страну в так называемый "Духовный харизматический центр". Через некоторое время у супругов появилось растущее недоумение в отношении части преподаваемых уроков. Речь шла не столько об основном, догматическом учении Библии, сколько о некоторых деталях. В письме руководителю своей общины они поделились с ним своими сомнениями и попросили его высказать свое мнение о происходящем. Ответ на письмо не пришел. И на повторное письмо молодой четы руководитель также не ответил.
Вернувшись через несколько месяцев домой, молодые люди неожиданно обнаружили, что члены их общины по непонятной причине избегают их. Затем в их руки случайно попало письмо, адресованное им в прошлом. В нем коротко и ясно сообщалось, что молодая чета по причине возмущения их против Бога исключена из церкви. Самым горьким для молодых христиан было то, что они не понимали причинности происходящего. Они спрашивали себя и других: "Что было нами сделано неправильно? Как нам получить прощение?" Однако никто не хотел отвечать им на это, т.к. с исключенными было запрещено разговаривать.
Апостол Павел называет подобных руководителей церкви "высшими апостолами" (в др. переводах: "Uberapostel" - "сверхапостолами") (2Кор.11:5). Он пользуется этим определением, чтобы подчеркнуть, что иные руководители настолько превознеслись над всеми остальными, что уже не желают принимать ни советов, ни поправок, от кого бы они ни происходили. Такие люди и во времена апостолов считали себя значительнее их, хотя апостолы Христовы были призваны на служение Самим Господом Иисусом.
Я не намерен утверждать, что вышеописанное происходит во всех харизматических общинах и группах. Необходимо однако подчеркнуть, что таковые весьма уязвимы для активизации в них людей власти, поскольку отсутствует здоровая организационная структура, отсутствуют взаимно скрепляющие связи с фундаментальными церквами, со стороны которых можно было бы ожидать положительного влияния и корректировки.
Как уже отмечалось, люди власти пользуются для достижения своей цели "пророческим словом", вымышленными "знамениями", "чудесами". Они могут ложно ссылаться на якобы имевшие место "божественные откровения". Большинство людей не решается возражать против высказываний человека власти, начинающихся словами "Так говорит Господь Всемогущий:...". Я повторяю: в данном случае речь идет не о дарах благодати, но о фальшивой интерпретации.
Пример второй: девушка приятной внешности присоединилась к группе христиан вышеупомянутого толка, поскольку церковь, к которой она принадлежала до этого, казалась ей сухой и слишком официальной. Через некоторое время руководитель группы, оказавшийся человеком власти, убедил ее выйти замуж за названного им человека, к которому девушка не испытывала ни симпатии, ни любви. Однако она не решилась возражать Богу, Который - как ей постоянно внушали - передает Свою волю через руководителя группы. Очень скоро обнаружилось, что навязанный ей супруг имеет страшную болезнь - СПИД.
Руководитель и его ближайшие сообщники знали об этом, однако девушке не сказали ни слова, поскольку считали болезнь исцеленной. Через несколько месяцев после брака больной умер. Лишь чудом можно расценить тот факт, что молодая женщина не заразилась от своего супруга.
В последнее время в Европе и в США имели место многие громкие скандалы, связанные с именами известных церковных авторитетов. Знаменитые проповедники, публично и мощно призывавшие к сексуальной чистоте и строгому воздержанию от алкоголя, вероломно изменяли своим женам, предавались "пированиям и пьянству, сладострастию и распутству" (Рим.13:13).
Вначале эти действия совершаются, как правило, тайно. Однако такая жизнь стоит больших денег и быстро приближается к пропасти "Сребролюбие". Имея неограниченную власть, эти люди с легкостью переводят на свой личный банковский счет немалые суммы из церковных пожертвований. "Корень всех зол есть сребролюбие, которому предавшись, некоторые уклонились от веры и сами себя подвергли многим скорбям" (1Тим.6:10). В наши дни некоторые из таких людей были за свои преступления против морали и честности арестованы, подвержены суду и тюремному заключению.
К сожалению, они не только себя подвергли многим скорбям. Невозможно себе представить то множество людей, которые видели в прошлом в падших руководителях свои идеалы и пример, достойный подражания. Они всем сердцем внимали их пламенным проповедям и верили им. Теперь же многие люди потеряли интерес к святой жизни, иные вообще разочаровались в вере и ушли от Бога. Мне хочется надеяться, что Бог имеет к обманутым и разочаровавшимся особую благодать.
Иисус произнес суровый приговор тем, кто явится причиной соблазна ближнему своему. "Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, чрез которого соблазн приходит" (Мтф.18:6-7).
Наступило время прозвучать громкому предупреждению. Божий народ, пробудись! Будьте членами тех церквей, где еще есть возможность освобождаться от руководителей, являющихся "людьми власти". Они не должны далее причинять страдания и урон церквам, народу Божьему, который Христос приобрел Себе ценой Своей смерти на Голгофе и навсегда искупил от рабства.
Их ценность для Бога
Окончательный вывод о людях власти мы едва ли в состоянии сделать. Скорее, мы вообще не имеем такого права, поскольку оно принадлежит единственно Богу. Однако некоторые места Св. Писания на удивление суровы. Человек, который во всей своей жизни выделял в Библии лишь то, что повествуют о любви, благодати и милосердии, придет в ужас, если откроет глаза на то, что еще кроме этого содержится в Библии.
И тем не менее необходимо оставаться предельно осторожным в категоричности выводов о судьбе этих людей в вечности. На неверное формирование их личности и развитие их характера могли влиять независящие от них обстоятельства, которые они не выбирали осознанно. Богу одному ведомы сердечные метания и заблуждения человеческого сердца. Он знает все мотивы и побуждения их и предпринимает порой исключительные меры для принятия, прощения и спасения человека. Один из двух распятых со Христом разбойников был спасен Господом буквально перед воротами ада.
Представляют ли люди власти при сравнении их с другими людьми вообще какую-либо существенную ценность для Бога? - Да! Могут иметь место ситуации, при которых такой лишенный страха человек оказывается способным на действия, которые остальным будут не под силу. К примеру в экстремальном катастрофическом случае именно человек власти может оказаться способным взять общее руководство на себя, восстановить порядок и достичь значительных успехов. Иные из таковых людей имеют способности весьма высокой квалификации. Прежде же всего мы - христиане не должны забывать, что они, как и все люди на земле, неоценимо дороги Богу.
Служение вместо господства
В 13 главе Евангелия от Иоанна содержится удивительно-прекрасное повествование об омовении ног. Если вы всем сердцем желаете постичь глубину происходящего, начните свое исследование с третьего стиха. Здесь написано следующее: "Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит..."
Итак Иисус возлежит с учениками Своими вокруг приготовленной трапезы. Душой Своей Он вполне понимал величие положения, которое уготовал Ему Его Отец. Мысли Его были наполнены сознанием Своего всемогущества: все было в Его руках! В те мгновения Он, возможно, думал о Своем высоком положении в высшем вечном мире, из которого Он пришел. Возможно, Он смотрел вперед, переносясь мыслями через предстоящие Ему страдания на голгофском кресте, через утро славного воскресения, через вознесение и видел Свое будущее положение, в котором Он станет Господином неба и земли. Он знал, что очень скоро будет окружен тысячами тысяч ангелов, воспевающих Ему вечную славу.
Затем мы читаем, что Иисус "встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался; потом влил воды в умывальницу, и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан" (Иоан.13:4-5). Иисус Христос наглядно демонстрирует своим ученикам практическое значение сказанных Им в прошлом слов: "Я посреди вас, как служащий". (Лук.22:27) Этим простым поступком Он всем нам, ставшим впоследствии Его последователями, показал, что и мы призваны к служению.
Мы тоже отчасти знаем о своем высоком звании: мы уже являемся детьми Божиими и учениками Иисуса Христа. Настанет время, когда мы придем в небесную славу и будем подобны нашему Учителю. Осознавание этого вдохновляет и укрепляет нас. Но в то же время мы призваны к смирению, т.е. к поведению, соответствующему поступку Христа в горнице перед вечерей.
Целью такого образа жизни и служения является прославление Бога, почитание и исполнение Его повелений. Именно любовь к Господу побуждала апостола Павла к действию. С невероятными приключениями и лишениями преодолевал он большие расстояния на суше и на морях, забывая о своем личном благе и безопасности. Перед собою он постоянно видел лишь одну цель: отождествлять себя с интересами своего Господа и всеми силами стремился радовать Его.
Эту любовь Иисус искал и в Петре при утверждении его пастырем первой христианской общины. После безуспешного ночного рыболовства сети учеников по слову Иисуса Христа чудесно наполняются рыбой. И вот Петр вновь на берегу рядом со своим Господом. Иисус отзывает его особо и трижды заданным вопросом "Симон Ионин! любишь ли ты Меня?" раскрывает сокровенные побуждения его души. Наконец из уст оступившегося апостола вырывается: "Господи! Ты все знаешь; Ты знаешь, что я люблю Тебя!" (Иоан.21:17).
И тогда все становится понятным. Путь в будущее для Петра был открыт. Он был приготовлен для принятия руководства первой церковью. Принципы этого образа жизни в новых условиях совершенно иные, чем те, что мы описали в этой книге. Будем дорожить этими принципами и хранить их, как в себе самих, так и в наших церквах. Будем со всей прилежностью и всем стремлением оберегать их от посягательств на них злых сил и да поможет нам в этом наш Господь.
Приложение
Пастыри по сердцу Божьему и неверные пастыри
"И дам вам пастырей по сердцу Моему, которые будут пасти вас со знанием и благоразумием"
Иер.3:15
В последнее время увеличивается число тревожных сообщений о тружениках и руководителях в церкви, которые являются в ней не пастырями, но диктаторами. Именно поэтому весьма актуально и необходимо рассмотреть вопрос пастырского служения в свете Слова Божьего, с тем чтобы в жизни церкви руководствоваться критериями, данными нам Богом.
1. Библейские принципы руководства церкви
а) Пастырское служение не профессия, но призвание. Суть его заключается не в личных интересах служителя, но в исполнении им воли Божией. В Деянии Апостолов 20:28 написано: "Итак внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею". Не человеческие цели и намерения осуществляются в Нем, но исполнение служения в соответствии с предопределением и предписанием Божиим.
б) Новому Завету чужд стиль руководства церкви, при котором решающее право голоса признается за одной личностью. В нем неоднократно повествуется о собрании пресвитеров, несущих совместную ответственность за принимаемое решение: "Из Милита же послав в Ефес, он призвал пресвитеров церкви" (т.е. многих) Деян.20:17; "Рукоположивши же им пресвитеров к каждой церкви..." (не одного, но "пресвитеров" во множественном числе) Деян.14:23. Факт наличия совместной ответственности за руководство церкви исключает понятие о диктатуре в церкви.
Разумеется, возникнет необходимость из организационных соображений одному из пресвитеров взять на себя особую ответственность. Однако это обстоятельство ни в коей мере не будет означать якобы вытекающую отсюда обязательную подчиненность ему остальных пресвитеров.
В очень многих общинах вышеописанные принципы не соблюдаются. Поэтому возникает необходимость провести сравнение между руководством церкви, поступающим по Библейским принципам, и руководством, состоящим из неверных пастырей, живущих и поступающих по человеческим принципам, и на основании учения Библии сделать соответствующие выводы.
2. Пастыри по сердцу Божьему
Пастыри по сердцу Божьему при сравнении их с неверными пастырями имеют следующие отличия:
а) Они имеют особую любовь к Господу. Господь Иисус спрашивал апостола Петра: "Любишь ли ты Меня больше, нежели они?" (Иоан.21:15). После утвердительного ответа Петра Господь сказал: "Паси агнцев Моих". Руководство церковью без любви к Господу не есть пастырское служение, но профессиональная должность.
б) Библейскому пастырскому служению присущи самоотверженность и жертвенность. "Пастырь добрый полагает жизнь свою за овец" (Иоан.10:11). Господь Иисус Христос совершил это для нас. Во 2 Послании к Коринфянам 12:15 мы находим, что апостолу Павлу также были свойственны такие черты: "Я охотно буду издерживать свое и истощать себя за души ваши..." Пастырь по сердцу Божьему заботится прежде всего не о себе; он жертвует собой ради душ других людей.
в) Пастырь по сердцу Божьему имеет попечение о каждом отдельном члене церкви. Матф.18:12-13: "Как вам кажется? Если бы у кого было сто овец, и одна из них заблудилась, то не оставит ли он девяносто девять в горах и не пойдет ли искать заблудившуюся? И если случится найти ее, то, истинно говорю вам, он радуется о ней более, нежели о девяноста девяти не заблудившихся". Чувствуя ответственность за каждого в отдельности, верный пастырь заботится и о тех, кто не всегда идут в том направлении и по тому пути, на котором он хотел бы их видеть.
г) Пастырь по сердцу Божьему помещает в центр внимания не себя, но Господа. 2Кор.4:5: "Мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы - рабы ваши для Иисуса". Верный пастырь стремится не к тому, чтобы господствовать самому, но чтобы Христос был господином в сердцах верующих. 1Пет.5:3: "И не господствуя над наследием Божиим, но подавая пример стаду..." Лучшее учение, преподанное пастырем по сердцу Божьему верующим, исходит из его личной практической жизни.
3. Неверные пастыри
Библия указывает нам на многочисленные характерные приметы неверного пастыря, т.е. христианина, имеющего звание пастыря, но не поступающего по Библейским предписаниям.
а) Неверные пастыри не ищут Господа, но поступают по своей воле и произволу. Иер.10:21: "Ибо пастыри сделались бессмысленными и не искали Господа, а потому они и поступали безрассудно..." Неверные пастыри руководствуются не столько Словом Божиим, сколько соображениями своей выгоды.
б) Неверные пастыри пасут самих себя. Иез.34:2-3: "Сын человеческий! изреки пророчество на пастырей Израилевых, изреки пророчество и скажи им, пастырям: так говорит Господь Бог: горе пастырям Израилевым, которые пасли себя самих! не стадо ли должны пасти пастыри? Вы ели тук и волною одевались, откормленных овец закалали, а стада не пасли". Неверный пастырь заботится прежде всего о своем благополучии; он следует своим собственным интересам, жесток и беспощаден к овцам. Вместо того, чтобы их пасти, он закалает их.
в) Неверные пастыри не пасут слабых. Иез.34:4: "Слабых не укрепляли, и больной овцы не врачевали и пораненной не перевязывали, и угнанной не возвращали и потерянной не искали, а правили ими с насилием и жестокостью". Если овец не пасти, они закономерно слабеют и болеют. Неверный пастырь не желает видеть в этом своей вины и обращается с ними, как жестокий деспот. Он обладает большими способностями указывать на ошибки других, но не имеет в сердце любви для оказания нуждающемуся необходимой помощи, поскольку суть его личности и образа жизни - господство. Слова из 1Пет.5:3 не заслуживают его внимания.
г) Стремление неверного пастыря состоит в том, чтобы его авторитет был выше всего остального. 3Иоан.9: "Я писал церкви; но любящий первенствовать у них Диотреф не принимает нас". Неверный пастырь не желает быть рабом церкви (2Кор.4:5), равно и не сопастырем. Он желает лишь одного - господствовать.
д) Неверный пастырь не терпит контактов подчиненной ему церкви с теми, кто не одобряет его властолюбия. "Я писал церкви; но ... Диотреф не принимает нас" (3Иоан.9). Он понимает, что чистое учение Библии разрушит его единовластие и потому запрещает всякие контакты с теми, кто ставит его абсолютизм под сомнение. Под запрет попадают: письменная переписка, взаимные посещения и пользование благотворительной помощью от тех, в ком он видит опасность для своей репутации.
е) Неверный пастырь поносит злыми словами служителей, имеющих своим руководством единственно Библию. Воздвигая поношение на верных служителей, неверные пастыри стремятся достичь этим во-первых: фиксирования внимания на "проступках" этих служителей, что, якобы, делает всякий контакт с ними невозможным; во-вторых: отвлечения внимания от его собственного недуга - властолюбия.
ж) Неверный пастырь не расположен к открытой беседе. 3Иоан.10: "...сам не принимает братьев". Он знает, что его злые дела при этом обнаружатся; поэтому любые предложения об открытой беседе отклоняются.
з) Неверный пастырь запрещает членам церкви принимать у себя пастырей, признающих единственно Библию высшим авторитетом. 3Иоан.10: "Сам не принимает братьев и запрещает желающим..." Он предпринимает всевозможные меры, с тем чтобы подлинное его положение не было освещено и чтобы в результате этого не потерять контроля в своей империи.
Если же кто-то решится этот запрет нарушить, следуют угрозы типа: "Непокорность есть такой же грех, что волшебство - берегись быть отверженным Богом". При этом неверным пастырем совершается сознательное искажение Слова Божьего. Вышеприведенные слова из 1Цар.15:23 следует рассматривать без отрыва их от контекста. "Непокорность есть такой же грех, что волшебство, и противление то же, что идолопоклонство. За то, что ты отверг слово Господа, и Он отверг тебя, чтобы ты не был царем". Данный текст применим не в случаях возражения неверному пастырю, но при пренебрежении к Слову Божьему. Последнее совершается неверными пастырями систематически, т.е. они имеют достаточно оснований применять это место Священного Писания к себе самому.
и) Неверные пастыри систематически изгоняют из церкви тех, кто скептически относится к их единовластию. 3Иоан.10: "...Сам не принимает братьев, и запрещает желающим, и изгоняет из церкви". Неверные пастыри чрезвычайно жестоки и суровы к тем, кто ставит под сомнение их авторитет. Напротив, они могут быть весьма благосклонны к членам церкви, живущим в грехах, особенно если речь идет о тех, кто их безоговорочно почитает.
4. Последствия для церкви, которой руководит неверный пастырь
а) Рассеянье общины. "И рассеялись они без пастыря и, рассеявшись, сделались пищею всякому зверю полевому" (Иез.34:5). Члены церкви, исключенные из нее по причине их несогласия с неверным пастырем, имеют обычно большие трудности, прежде чем восстановится их внутреннее равновесие и доброе отношение к ним окружающих. Порой со стороны других общин к ним проявляется томительно длящееся недоверие. Исключенные видят себя невинно пострадавшими и рассеиваются. Совесть же неверных пастырей в отношении рассеянных абсолютно спокойна. Создается впечатление, что она у них на 100 % атрофирована.
б) Исключенные чувствуют себя оставленными. Иез.34:6: "Блуждают овцы Мои по всем горам и по всякому высокому холму, и по всему лицу земли рассеялись овцы Мои, и никто не разведывает о них и никто не ищет их". Другие члены церкви, которые в общине еще состоят, предупреждены в недопустимости всяких контактов с изгнанными и обоснованно опасаются быть также исключенными из нее по тому же стандартному обвинению: "за непокорность", вследствие чего изгнанные остаются в совершенной изоляции.
5. Последствия для неверного пастыря
Бог Сам вступит в суд с неверными пастырями и положит конец их господству. Иез.34:10: "Так говорит Господь Бог: вот Я - на пастырей, и взыщу овец Моих от руки их и не дам им более пасти овец, и не будут более пастыри пасти самих себя, и исторгну овец Моих из челюстей их, и не будут они пищею их".
Церковь не является собственностью пастыря, поскольку она принадлежит своему Господу Иисусу Христу. Каждому придется однажды дать отчет за свои действия, в том числе и за служение, которое совершалось в церкви.
6. Заключительное слово к сопастырям
Господь возложил заботу и попечение о церкви на пресвитеров (Деян.20:17-28). Если же случится, что кто-то из пресвитеров станет господствовать в своей церкви, либо подчинит своей власти ряд церквей и ты не обличишь его в этом, то Бог потребует отчета у тебя за твою бездейственность. Никто из пресвитеров не свободен от ответственности за положение и состояние церкви. Некий "пастырь" заявил церковному братскому совету: "Я руководитель церкви, а ваша обязанность поддерживать меня и заботиться о том, чтобы мои предложения и проекты были утверждены церковью". Братский "совет" подчинился приказу руководителя и вскоре началось систематическое изгнание из церкви тех, кто не был согласен с господствующим положением руководителя. В вину исключенным ставилась все та же "непокорность", приравненная к греху волшебства.
Дорогой сопастырь, не оставайся безучастным, если ты видишь, что Библейские принципы руководства церкви не соблюдаются. Ответственность за твои действия при этом ты несешь перед Богом.
--- Авторские права на произведение принадлежат газете "Для ТЕБЯ". Публикация произведения допускается только по согласованию с редакцией газеты.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
искренняя статья, очень нужная, требующая и Владык смирения гордыни, самовозвеличивания. Сеглдня надо брать пример с таких священников, как Наш высший духовник Росии владыка Кирилл,Белорусский Владыка Филарет.Ихз пример служения народу очевиден. Они не
боятся светских владык и призывая к любви к ближним помогают вводить законы,улучшающие быт малообеспеченных
тружеников.Послушайте их и убедитесь
в правде моих примеров С уважением - дед Роман
Марина
2012-02-25 14:02:41
Спасибо за статью. Только сегодня вспоминала одного из этих пастырей, одного из руководителей конференции одной деноминации в нашем крае - такой правильный, такой величественный, такой надменный. И дети его вели себя также надменно со своими ровесниками в церкви и даже более старшими людьми. они также чувствовали свое превосходство из-за того что их отец был "власть имеющий". Но господь сам разобрался с ним. Дети его пошли по кривой дороге, он был переведен на менее престижную должность. Но до сих пор есть осуждение его и его детей в моем сердце. Хорошо сказал автор, что не стоит их судить. Судья всему Бог.
Николай Агапьев
2013-04-22 02:32:36
Многие ушли глубоко израненными... Но осталось малое стадо... В статье я вижу два выхода из ситуации 1 уходить, 2 не впускать. Но при выходе нет абсолютной гарантии на то что можно нарваться на чтото пострашнее, или на то же самое, зависит от того много ли здоровых церквей в той местости. Но есть третий вариант тяжолый. Перед тем как сделать решение о выходе, нужно узнать волю Божью на этот счет. Ведь возможно ВЫ избранны Богом, чтоб в свое время оздоровить тело Христово! Через ваши молитвы и участие. Возможно Господь скажет комуто как он это говорил иудеям о фарисеях, вынужденных находиться в то время в системе основанной на обязательном посещении синагоги, отлучением от которой так любили шантажировать фарисеи. Мф.23:3 итак всё, что они велят вам соблюдать, соблюдайте и делайте; по делам же их не поступайте, ибо они говорят, и не делают:
Возможно есть хотя бы одна здоровая ветвь, и Бог доверил вам ухаживать питать и защищать ее, так что она со временем вырастет в великолепное дерево?
алла яковлева
2015-09-07 14:25:37
интересная статья.мне очень знакома эта личность.и прямо такую как у нас в церкви описали ситуацыю.у нас небольшая церковь.дьякон умер лет 7 назад остался руководящий брат(человек власти)мы воевали воевали с ним и устали.ослобели и отдали в руки Господу.но церковь опустела и охлодела.жаль.он попрежнему там на троне этот человек власти или неверный пастырь совсей увереностью могу сказать по всем признокам.
Неоправданные ожидания - Ольга Коротенко Как часто мы живем неоправданными ожиданиями, несбыточными мечтами, придуманными в 15-летнем возрасте? а может стоит отдать свою под контроль Бога и тогда она станет по-настоящему счастливой
Поток мыслей - Станислав Бессонов Не страшно, если ты один. Страшно, если ты ноль... Но с Богом ты воплотишься в бесконечности.
Они получили просимое и что из этого вышло - Дмитрий Меня уже начинает раздражать эта тема – все только о деньгах и говорят! Но мало кто знает, что деньги могут сыграть злую шутку над человеком, который не умеет управлять ими. И вот Бог дал мне интересный поучительный сюжет в виде рассказа – притчи, что я и предоставляю вниманию читателя.