Приступая к этому материалу, я отдаю себе отчет о возможных последствиях его распространения и обсуждения. Я постараюсь затронуть в высшей степени сложную тему, вызывающую у разных людей весьма противоречивую реакцию. Немногие решаются открыто и прямо называть непристойные действия настоящими именами, если их совершило авторитетное лицо. А особенно если этот человек в рясе, который считается Священнослужителем. А может просто Пастором с большей буквы.
Я постараюсь раскрыть некоторые темы и передать их на этих страницах, но не всегда мы пытаемся сказать те мысли, которые нас мучают. И мы носим их годами, смиряясь и закрывая глаза. Но на такие вещи нельзя смотреть спокойно. И помните Бог никогда не оставит за такие вещи без наказания. Он справедливый Судья. И возмездие будет вскоре. Доверимся Богу, только Он может справедливо наказать и раны перевязать.
Содержание
Введение
Интересный объект
• Паралич церкви.
• Внутренняя жизнь человека власти (Священнослужителя, Пастора)
• Постоянно в центре внимания
• Всегда во всеоружии
• Манипулирование .
Уничтожение личности
Отсутствие и отдаление к нуждам ближних
Неизлечимая болезнь
Завышенные требования
Рецепт жизненного успеха
Иерархия
Желателен в христианских кругах
Притеснение и угнетение слабейших
Наркотик власти
Что значит \"человек власти\" и в чём его опасность
Исправление не ожидается
Разоблачение и раскрытие всей сущности
Разрыв связей
Своевольные \"делатели Господни\"
Их ценность для Бога
Служение вместо господства
Приложение. Пастыри по сердцу Божьему и неверные пастыри
Введение
Между людьми, друзьями, близкими существует широко распространенное зло не признавать добрым все, что выходит за рамки их собственного одобрения. Подверженные этому злу люди считают, что обладают исключительными правами и способностями, что никто другой не может быть равным им, либо совершить нечто равнозначное их деянию.
Сегодня мы можем часто услышать от разных верующих людей, что их церковь только правильная и находится на верном пути, остальные все заблудшие. Как печально, так считают и Священники в православной церкви обзывая всех сектантами. Но что означает сектанство?
ДУХ СЕКТЫ. Лишь их церковь является единственно истинной. Лишь их служение Господу единственно имеет смысл. Единственно их понимание и истолкование всех явлений заслуживает доверия. Они подлинно считают себя людьми, с которыми умрет мудрость (Иов.12:2).
Павел, которого призвал Иисус в Дамаске, не относился к таковым. Он признавал и за другими право проповедовать Евангелие. Хотя и знал при этом, что некоторые делали это из зависти, надеясь огорчить его этим. Но тем не менее он одобрял их за то, что они благовествовали Евангелие; и тем не менее он мог радоваться тому, что о Христе провозглашается.
Типичным признаком сектантства является притязание его ведущих идеологов на право решающего слова во всех вопросах веры и морали. Они требуют безусловного и абсолютного послушания в выполнении всех своих указаний и пытаются изолировать своих сторонников и последователей от любых возможных контактов с иными мнениями.
Нам следует научиться великодушию, чтобы ценить доброе, где бы мы его ни обнаруживали; и пониманию, что, признавая приоритет христианского общения, ЛОЖЬ: никто не вправе утверждать: МЫ - отдельные личности - являемся самыми мудрыми и единственно истинными. Так многие считаю в разных деноминациях.
Интересный объект.
После двадцати лет служения в качестве душепопечителя и проповедника я в ужасе от размеров страданий, причиненных людьми власти (Священика или Пастора) отдельным христианам и христианкам, христианским группам и церквам. Одновременно я озадачен отсутствием открытых и искренних бесед на эту тему, как в христианских кругах, так и среди профессиональных богословов.
Что думают об этом явлении душепопечители и проповнедники? Те кто куда-то ходят в какую-то церковь или деноминацию. Как относятся к этому христианские психиатры и терапевты? Какие ответы дают церковные пункты добрых советов или телефонные службы психологов?
Прежде всего у меня складывается впечатление, что жертвы людей власти редко принимаются всерьез. Очень часто их, если они наконец решаются искать защиты, при первом же их обращении за помощью отсылают ни с чем; и их угнетатели... знают об этом!
• ПАРАЛИЧ В ЦЕРКВИ.
Во 2Коринфянам Павел говорит о лжеапостолах; он описывает парализованное состояние церкви и ее руководителей, попавших под влияние людей власти:
\"Вы терпите, когда кто вас порабощает, когда кто объедает, когда кто обирает, когда кто превозносится, когда кто-то бьет вас в лице\". (2Кор.11:20)
Как не странно это происходит и в наше время ничего не изменилось, с многими нашими братьями и сестрами во Христе в семьях, христианских группах и церквах. Вновь и вновь я задаю себе вопрос: не должны ли пресвитера и пастыри церквей обратить на жертвы людей власти особое внимание? Ведь в Слове Божием написано: \"Пасите Божие стадо, какое у вас, надзирая за ним...\" (1Петр.5:2). Написано также, чтобы мы поддерживали слабых (1Фесс.5:14) и что \"мы, сильные, должны сносить (немецкий. перевод: \"носить\") немощи бессильных...\" (Рим.15:1).
Я думается, что эта весьма серьезная проблема окутана непроглядным туманом, тьмой. Ответственные за руководство в церкви реагируют на тревожные сигналы весьма скованно. Порою мне кажется, что пастыри церквей имеют перед этой проблемой не меньше страха, чем сами прихожане.
• Внутренняя жизнь человека власти
Поведение, методы и портрет человека власти в первую очередь определяются его стремлением к власти. Для него нет ничего приятнее господства. Люди власти имеют неукротимое влечение управлять сердцами и помышлениями других людей. Знать всю семейную жизнь каждого члена церкви. Даже знать то о чём он мыслит. Человек попавший в такую церковь ничего не должен скрывать и вся его жизнь известна Пастору. И если что-то он сделает без совета Пастора, в жизни не будет ему успеха. Церкви, переживающие определенный кризис, нередко оказываются той областью, где они беспрепятственно могут удовлетворять свою потребность.
Люди власти обыкновенно интеллектуальны и результативны; при своей борьбе за власть они используют всю свою энергию и влиятельность. С раннего утра и до позднего вечера они заняты поиском новых методов и аргументов, необходимых им для укрепления своих позиций.
Можно ли людей власти считать здоровыми людьми? На этот вопрос я не имею однозначного ответа. Как бы то ни было, на мой взгляд речь идет во-первых о направленной ориентации действий. В своём послании Иаков говорит (1:14-15) об искушении грехом: \"Каждый искушается, увлекаясь и обольщаясь собственной похотью; похоть же, зачавши, рождает грех, а сделанный грех рождает смерть\".
Какой вид греха присущ человеку власти? В послании Иакова (3:16; 4:1-2), говорится о грехах зависти, сварливости, неуемных вожделениях, следствием чего являются \"вражда и распри\". Здесь мы подошли к сущности всей проблемы. Некоторые люди одержимы стремлением к власти точно так же, как другие подвержены другим видам греха.
Склонность ко греху, как известно, живет во всех людях. И нет таких людей которые бы вовсе не грешили. Все грешники. И как бы мы не сторались грех привлекает нас к запретному. Поэтому 1Петр (2:11) написано о необходимости \"удаляться от плотских похотей, восстающих на душу\". Если в ком-либо живет скрытое влечение к власти, которое он развивает в своих чувствах и фантазии, то похоть \"зачнет и родит грех\". В этом случае человек увлекается самым страшным из всех наркотиков - наркотиком власти. Человек, более и более предающийся наркотичности власти, постепенно становится рабом этого порока, \"ибо кто кем побежден, тот тому и раб\". (2Пет.2:19). Как верующий и психолог, я прихожу к выводу, что именно таким образом человек становится человеком власти.
Может ли такой человек быть подлинным христианином? Или является ли он верующим? На этот вопрос я не спешу давать ответ, поскольку тенденции к властолюбию замечаются и у людей, не одержимых этим пороком. Некоторые черты характера и склонности последних похожи на те, которые типичны для человека власти.
Может случиться, что человек власти так долго предается наркотичности своего порока, что этот порок займет доминирующую роль в формировании его личности. Тогда опасность его духовной смерти становится реальной.
• Постоянно в центре внимания
Людей власти отличает постоянное стремление находится в центре внимания. Они любят ситуации, когда о них говорят. Они испытывают удовольствие, если люди перед ними опускают голову или по углам перешептываются о них. Им мало дела до того: хорошо ли, плохо ли о них говорят; главное - концентрация на них всеобщего внимания.
Людей власти раздражает, если ситуация успокаивается и они по каким-либо причинам не находятся больше в свете внимания. В таком случае они стремятся совершить нечто драматическое, с тем чтобы прожектор внимания вновь был направлен на них и они вновь оказались у всех на устах.
Если человек власти является руководителем церкви, то таковой положит начало интригам и сплетням. Может последовать серия обличении и незаслуженных обвинений. Такой руководитель может на членском собрании неожиданно подняться и объявить, что он сорвет маски с лиц определенных людей; или что он расследует определенные нарушения. Или ещё может сказать или выдвинуть такую версию вы будете все очень жестоко наказаны. Он будет таким напористым, что многим повергнет в ужас и страх. Он видит \"сучок\" в глазах ближнего, но не замечает \"бревна\" в своих собственных.
Люди власти пользуются порой совершенно противоположными по своему характеру методами. Они весьма искусно напускают на себя такую \"духовность\" и настолько уподобляют себя великим пророкам и героям, что по этой причине становятся темой всех разговоров. Иисус дал фарисеям определение, которое - в некоторых вариантах в зависимости от времени - характеризует всех людей власти: \"Они все дела свои делают с тем, чтобы видели их люди; расширяют хранилища свои и увеличивают воскрилия одежд своих; также любят предвозлежания на пиршествах и председания в синагогах и приветствия в народных собраниях, и чтобы люди звали их: \"учитель! учитель!\" (Мтф.23:5-7). Иисус не хотел этим сказать, что самый лучший христианин тот, кто менее всех заметен. Сегодня такие люди очень ищу себе похвалы. Они сами во всём видят себя везде и всюду только в проломе. Они одни несут Евангелие и они одни рассказывают о Боге. И только они говорят правду.
Когда Павла и Варнаву назвали в Листре богами и народ намерен был совершить в их честь жертвоприношение, они пришли в такой страх, что - по традициям того времени - разодрали верхние одежды свои и, бросившись в народ, громогласно говорили: \"О люди! Что вы делаете? И мы - подобные вам человеки...\" (Деян.14:15). Главной целью их поступков и всей жизни было прославлять Христа и проповедовать Его Евангелие. Нам всегда следует помнить, что мы - люди в состоянии излучать лишь \"лунный свет\". \"Солнечный свет\" приходит от Христа. Человек власти никогда не поступил бы по примеру Варнавы и Павла. Он испытывал бы на их месте величайшее удовольствие и старался бы поддерживать создавшееся возбуждение насколько можно дольше. Его первое стремление состоит в том, чтобы ему служили и чтобы его слова исполнялись так же, как указание от Бога.
• Всегда во всеоружии
Ради поддержания внимания людей к себе и достижения все более влиятельного положения люди власти находятся в постоянной боевой готовности. Я пишу о боевой готовности в духовном плане. Это не утомляет их. Ведь это образ их жизни.
Разумеется, встречаются и здоровые личности с духовно-боевыми качествами. Немало повествуется о них в Ветхом и Новом Заветах, а также и в истории церкви. Люди, имеющие мужество выступить вперед и добиваться необходимого, всегда имели большое значение, как в церквах, так и в различного рода христианских группах. Вполне естественно, что таковые при этом выделяются и отличаются от остальных. Случается, что некоторые из них в борьбе за доброе дело и за то, что они считают истинным учением, неоправданно строги. Бывает, что взгляды их несколько односторонни и субъективны. В их отношении к противникам можно иногда заметить даже бесцеремонность и грубоватость...
И тем не менее эти явления не идут ни в какое сравнение с агрессивностью человека власти. Если на первый взгляд и создается впечатление, что человек власти печется о \"деле\"; то при первой же попытке поскоблить поверхность этого их \"дела\" или \"учения\" можно сделать безошибочный вывод: у людей власти совершенно иные акценты, нежели у духовно-здорового борца за истину.
Человек власти стремиться отключить своего соперника, чтобы расчистить место самому себе. Он ищет путей лишить своего соперника его духовного достоинства, чтобы затем беспрепятственнее властвовать единолично. Человек власти никогда не доверит служение ближнему или собрату по вере. Дьякону.
Пресвитеры, братский совет и другие ответственные труженики церкви, как правило, стремятся сохранить мир и спокойную рабочую атмосферу. Им крайне неприятны закулисные интриги и сплетни человека власти. Они пытаются по доброму разобраться в недоразумениях при помощи выяснительных бесед. В продолжении некоторого времени это помогает. Все рады этому; правда, некоторые верующие осторожно намекают, что определенная личность не внушает им доверия, но таковых успокаивают.
Но вот после короткого периода кажущегося покоя и поверхностного мира споры вспыхивают с новой силой; вновь начинаются нескончаемые дискуссии. Пресвитер или другой ответственный за церковь брат убеждает церковь хранить единство: \"Если мы дойдем до ссор и разногласий, то все будем виновны в этом...\"
Такое состояние может длиться годами. В это самое время человек власти неустанно и беспрепятственно совершает свою дело, запугивая и устраняя тех, чьи взгляды угрожают его властолюбивым устремлениям. Человек власти идёт на всё он обвиняет в лжи так красочно и красиво как пишутся любовные романы. Он перешагивает через всех. И старается укрепить своё мнение в людях. Доходит порой до того, что человек власти приобретает такое влияние над всем церковным советом, что от него почти невозможно освободиться. К тому времени у него набралось уже достаточное число сторонников, ведущих себя с потенциальными \"конкурентами\" высокомерно и презрительно. Порой такие обстоятельства доводят до судебных разбирательств. Да, да \"Я не уступлю ни на йоту, пока мои права не будут ограждены правосудием\" (из заявления человека, живущего в постоянных ссорах со своим верующим соседом).
Журналисты, как правило, любят подобные сражения; поэтому редко удается не допустить происходящего до газет. При всем этом сердце человека власти ликует. Наконец он в центре внимания широкой общественности! Ведь человек власти \"заражен страстью к состязаниям и словопрениям, от которых происходят зависть, распри, злоречия и лукавые подозрения\"... (1Тим.6:4).
• Манипулирование
Манипулирование сознанием виновности других - излюбленное оружие людей власти.
Являясь цепкими наблюдателями, они держат свои жертвы под постоянным контролем, чтобы использовать промахи в их поведении для своих нападок. Они кружат над своими ближними подобно хищным птицам, чтобы заметить их малейшую ошибку. Люди власти не редко применяют беспредметные обвинения. Они говорят о реальных недостатках, однако при этом драматизируют и преувеличивают их. Они являются специалистами использования чистой правды для бессовестного обмана.
Большинство христиан имеют в своем отношении к добру и злу чрезвычайно чувствительную совесть. Они бояться где-то в чем-то поступить несправедливо, сделать грех или ошибиться. Направленный на них сверлящий взгляд и вопросы типа: \"Что ты там опять наговорил?\", \"Как ты себя вел?\", \"Опять ты все сделал неправильно!\" «Как дела?» и подобные повергает большинство из них в страх и смятение. Христиане воспитаны, как правило, в таком смирении, что сама мысль о самозащите кажется многим неуместной. Поэтому, подвергаясь частым драматизированным обвинениям или замечаниям за любую незначительную мелочь, они становятся порой настолько болезненно-восприимчивыми, что боязливо замолкают при малейшем повышении голоса человека власти. В конечном итоге они впадают в состояние мучительного сознания постоянной виновности; чувствуют себя физически, душевно и духовно нечистыми и неполноценными. Даже если человек и не виновен то будет себя считать виновным.
Надлежит задать вопрос человеку власти, воздвигающему неоправданные обвинения на других, не применимы ли именно эти обвинения к нему самому. Человек власти обычно сам не свободен от того, в чем старается обвинить другого. Неоправданное подозрение и обвинение других в каких-либо пороках, как правило обнаруживает автопортрет самого обвинителя! Но многие просто этого не замечают. Как-то одна женщина рассказала, я допустила ошибку, что пришла именно в эту церковь. А когда задали вопрос она неохотно но рассказала как Пастырь хотел её иметь в сексуальном плане. У них не было нечего, но она рассказала, что такой человек очень страшен. И она права. Человек очень страшен.
Многие были бы в состоянии лучше противостоять несправедливым обвинениям, если бы они знали, что христианин имеет право на самозащиту. Сам Иисус потребовал объяснения возводимых против Него обвинений. \"Кто из вас обличит Меня в неправде?\" - спрашивал Он фарисеев (Иоан.8:46). Иисус Христос встал даже между фарисеями и женщиной, которая действительно согрешила. Нет, Он не оправдывал ее греха; Он видел, что она была лишена защиты. Апостол Павел также нередко прибегал к защите. Он отклонял злостные обвинения и активно их опровергал.
Разумеется, бывают ситуации, при которых молчание более мудро, чем ответ; однако молчание во всех случаях неверно, если приходится иметь дело с человеком власти. Человек власти унижает деликатных людей. Он злоупотребляет любым проявлением осторожности, кротости, нежелания конфликтовать у своих собеседников для достижения своих целей.
Сознание виновности, возникающее у легкоранимых людей после столкновения их с человеком власти, может вызвать у них болезненную саморазрушительную потребность добиваться прощения у человека власти. Жертвы человека власти могут дойти до такого состояния, что мольбы свои будут обращать не столько к Богу, сколько к терзающему их человеку власти.
Подобные взаимоотношения возникают порой между палачом и пытаемым. Человек власти пользуется в обращении со слабыми христианами теми же коварными методами, что и палачи, стремящиеся сделать пытаемых более податливыми: время от времени они ослабляют свой нажим. Тогда действия их напоминают о сочувствии и даже любви. Через некоторое время обвинения и обличения возобновляются. Приведу один интересный пример из собственного опыта. Как-то в одной команде мы трудились рассказывая детям о вреде наркотиков и других пагубных привычках. И вот как-то я поделился с человеком власти такой проблемой из семейной жизни. Хотя такой сильной проблемы и не было. Я рассказал о том, как моя жена впервые покрасила волос и из брюнетки стала блондинкой, мы в то время прожили вместе около десяти лет. И вот на утро я только открыл глаза и упал в страх от того что кто со мной лежит я никогда не изменял своей жене но со мной лежала не брюнетка а блондинка. Я забыл на короткое время о том, что жена покрасилась. И мне было просто не по себе. Но когда я вспомнил что это, же моя жена. Мне стало на много легче. И когда я рассказал об этом случае человеку власти. Он потом использовал это, в своих целях он обвинил якобы я спал вовсе не с женой, а с другой женщиной. Но когда он понял что сделал ошибку. Он мило извинился. Но я уже не имел никакого желания трудиться в одной команде. После он поступил ещё круче обвинил в том что я на рабочем месте занимался сексом с сестрой жены. Но я вовсе не обижаюсь Бог судья но в будущем с таким человеком я общее иметь ничего не буду.
К сожалению, многие христиане при этом забывают о том, что о прощении грехов говорит сама Библия. Никто другой, как единственно Дух Святой, в полной мере компетентен разъяснять нам о правде, истине и суде (Иоан.16:8). Человек, ставший жертвой человека власти, к сожалению, слишком легко забывает, что прощать и освобождать, освящать и очищать может только Бог. Лишь у Него мы можем свергнуть с себя всякое бремя и запинающий нас грех (Евр.12:1). Он Один дарит прощение грехов. Он Один оправдывает - причем оправдывает по благодати и милости.
Говоря о своей приверженности Библии, люди власти не торопятся возвещать о милосердии и сострадании Божием. День и ночь они заняты тем, чтобы вести к моральному совершенствованию других. И хотя их собственное духовное состояние ужасно, они при безжалостных нападках на других заявляют о личной \"доброй совести\".
Уничтожение личности
Люди власти, подвизающиеся в \"раскрытии\" чужих пороков, разрушают и уничтожают в своей жертве всякое чувство уверенности. Цель при этом всегда одна и та же: сломить ее сопротивление, после чего они сами становятся единственными повелителями. Малейшее отклонение от правил беспощадно бичуется. Раны держатся открытыми, на них сыпят соль. Способствуя возникновению чувства неполноценности и неуверенности у других людей, они затем извлекают из этого пользу для себя.
ПРИМЕР: Мне как-то пришлось наблюдать, как домохозяйка готовилась зажечь на обеденном столе праздничные свечи. В одной руке она держала спичку, в другой - спичечный коробок. При этом она дрожала всем телом, будто имела высокую температуру. Немного успокоившись, она попыталась улыбнуться и смущенно сказала гостям, что ей необходимо сбегать к мужу в его рабочую комнату, чтобы спросить его: желает ли он иметь на обеденном столе зажженные свечи.
Этот муж довел свою жену до желаемой им степени. Он постоянно говорил ей, что она всегда все делает неправильно: при уборке и приготовлении обеда, при ее стремлении украсить комнату и при общении с гостями, при ее участии в разговоре и при неучастии. Она была не в состоянии принять самостоятельно даже малейшего решения, даже если дело касалось всего лишь праздничных свечей на обеденном столе!
Другая женщина была до того психически измучена, что страдала и физически. Достаточно было ее мужу бросить на нее строгий взгляд, как она в буквальном смысле слова теряла равновесие. Очевидно было, что муж испытывал удовлетворение в те мгновения, когда заботливо поддерживая жену, помогал ей добираться до кровати. Таким образом он мог демонстрировать ей да и всем остальным, насколько его жена зависима от его о ней заботы.
Люди власти стараются достичь на своем рабочем месте, в обществе и не в последнюю очередь в своей семье того же самого, что делает диктатор с целым народом. Разумеется, для людей власти весьма немаловажно не выпускать и своих собственных детей из-под своего контроля. Я удивляюсь при всем этом, что многие воспитанные в таких условиях дети, не потеряли способности к борьбе. Закономерно для молодого человека в его 20 лет пытаться освободиться от насильно навязанных ему авторитетов. Немало взлетают - хотя и с подрезанными крыльями - и стараются улететь подальше от \"родного\" дома, в котором царят споры и ссоры. Прискорбно, что у таких молодых людях на всю жизнь остаются сердечные шрамы.
Доныне мы говорили о людях власти - мужчинах. В действительности дело и касается обычно мужчин. Однако встречаются и женщины, которые по такому же принципу добиваются господства в семье и в церкви. Мне знакомы мужчины, бывшие до женитьбы на очаровательном человеке власти женского рода, сильными, рослыми, гармоничными личностями. В течении немногих лет семейной жизни эти мужчины превращались в развалины. Им пришлось многократно испытывать действие сплетен и интриг, которые их жены распространяли о них среди соседей и знакомых. После этого они чувствовали себя настолько изолированными и униженными, что в конечном итоге прекращали всякую активную деятельность и сидели дома с чувством самоосуждения и стыда. В представлении других людей - и в своем собственном - такие мужья продолжали существовать лишь, как комичные странные фигуры.
Бывает и так, что поведение властолюбивой жены доводит ее мужа до такого состояния, что он сам по своим действиям становится похожим на человека власти. Едва ли случается, чтобы жена подняла руку на своего мужа. Бывает однако, что мужья доведены своими женами до такого отчаяния, что используют свое физическое превосходство против своего мучителя. Если такое однажды произойдет, то взаимоотношения их могут оказаться испорченными навсегда. Отныне жена готова на все вплоть до вызова милиции. Вызванным инспекторам она будет показывать синие пятна на своих руках, происхождение которых может объясняться порой лишь тем, что муж крепко удерживал ее от агрессивных действий.
Здесь мне хочется сказать несколько слов о своем личном отношении к настоящей теме: эти строки я пишу с определенным чувством внутреннего смущения. Последнюю из описываемых мною ситуаций я изложил вопреки своему к этому расположению. Однако среди христиан встречаются люди, находящие себя безупречными и потому считающими себя вправе пользоваться любыми методами. При этом сами они живут в грехе.
Иуда был одним из учеников Христа; но тем не менее ни апостолы, ни Сам Иисус Христос им скомпрометированы не были. Ответственность за то, что сребролюбие вытеснило из его души все остальное, лежала на нем самом. Таким же образом и человек власти берет на себя всю полноту ответственности, если он (или она) предается еще худшему пороку, нежели сребролюбию, - властолюбию.
Отсутствие и отдаление к нуждам ближних
В Евангелии от Марка (8:34-37) написаны заслуживающие особого внимания слова. Иисус, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: \"Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною; ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее; а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее; ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою?\"
Эти слова приобретают особую важность, поскольку касаются сокровенного процесса обращения человека к Богу. Обращенный человек отвергает свою прежнюю точку зрения, при которой центром всего он считал себя. Отныне он повернулся ко Христу и избирает Его центром своей жизни. Тому, кто таким образом с верой обращается к Господу Иисусу Христу, даруется возрождение. Сам Бог принимает участие в вопросах веры, обращения и возрождения.
Но это еще не все. Новый ученик Иисуса Христа, как правило, становится активным исполнителем поручений своего Учителя. Именно это имел Иисус ввиду, призывая Своих последователей потерять свою жизнь ради Него и Евангелия.
Такая логика людям власти недоступна. Они бывают в состоянии постичь ее теоретически, пылко и страстно проповедовать на слова вышеприведенного текста; в действительности же эти слова настолько противоречат всему тому, что определяет их внутреннюю суть, что никогда не достигают их сердечной глубины. Они не понимает смысла жизни ради Христа; равно и не в состоянии постичь действительных нужд своих ближних.
Однажды я был ошеломлен поведением человека, транжирящем деньги в дорогих ресторанах, в то время как его семья жила ниже черты прожиточного минимума. Когда я потребовал от него объяснения этим действиям он ответил, что нуждается в компенсации за переносимые им лишения. Он набивал свой толстый живот лакомствами, в то время как его истощенные дети не имели хлеба досыта. Мне показалось, что он так и не понял, что последователям Иисуса Христа такой образ жизни должен быть чуждым. В сознании своем он имел место лишь для себя. Все другие, включая его жену и детей, существовали для него где-то в тени, на самом краю его жизненного горизонта.
Подобное определяет также и сексуальную жизнь людей власти. \"Как ты можешь требовать от меня, чтобы я удовлетворялся лишь своей собственной женой?\" - спрашивал меня такой человек власти. При его повышенных сексуальных склонностях было очевидно, что требования супружеской верности были для него невыполнимым условием. Переживания или интересы его жены его совершенно не волновали. Она была в его жизни лишь той, которою он пользовался и распоряжался. Этот человек даже пожаловался мне, как мало он встречает понимания у своей жены во всех областях и как он от этого страдает. Именно это состояние описано в Послании Иуды, в стихе 16 \"Это - ропотники, ничем недовольные, поступающие по своим похотям (нечестиво и беззаконно)...\"
Можно легко себе представить, что произойдет в церкви или христианском обществе, если такая личность дорвется до руководящей должности. Там они становятся пастырями, которые \"без страха утучняют себя\" (Иуд.12). О потребностях церкви они не имеют ни малейшего представления. Нужда людей в помощи, утешении и ободрении им недоступны. Христианским окружением и атмосферой они пользуются лишь для того, чтобы удовлетворять свою собственную страсть к властолюбию. Они стремятся к приобретению сторонников, которые бы служили им, ручались за них и в буквальном смысле слова идеализировали их. Они также совершенно сознательно заинтересованы в существовании врагов своей структуры, чтобы в определенной степени поддерживать состояние хаоса и гарантировать себе всеобщее внимание, удовлетворяющее их тщеславие. Иуда пишет: \"Это - люди, отделяющие себя (от единства веры), душевные, не имеющие духа\" (ст.19).
Церковь или христианское общество, руководимые подобными \"пастырями\", не получают необходимой духовной пищи, наставлений и правильной ориентации. Если же случится, что в церкви кто-то будет искренне ревновать о пастырском служении или будет более доступно говорить людям Слово Божие, таковому будут создаваться препятствия, поскольку человек власти более всего опасается конкуренции, могущей сместить его с первого места.
В финансовых вопросах люди власти также представляют для церквей смертельную опасность. В целях создания памятников самим себе у них могут возникать бредовые идеи и проекты. Результатом может стать неоправданно дорогостоящее здание молитвенного дома, огромный орган, бытовую технику или произведения искусства, в которых церковь, собственно, не имеет нужды. Люди власти никогда не переживают о последствиях. Они ничего другого не видят перед собой кроме своих безумных идей. Они не соразмеряют стоимость здания церкви, органа или меблировки помещений с возможностями церковной кассы. Однако они большие мастера риторики и дебатов. Они прежде всего стратеги и тактики. Они весьма основательно готовятся к своим выступлениям. Этим объясняется их победы, одерживаемые ими на братских советах и членских собраниях.
Предатель Иуда, как ни странно, вызывает у определенной части людей симпатию и сожаление. Таковыми утверждается, к примеру, что он был разочарован в недостатке политической активности Иисуса Христа. Библия же иначе расставляет акценты. Иуду привлекли и соблазнили 30 сребреников. Иуда годами лелеял свое сребролюбие. Он крал даже из общей кассы. Он предал свою душу идолу сребролюбия. Таким образом Иуда вычеркивал постепенно из своего сознания Иисуса и всех Его учеников и видел перед собой лишь себя, свои финансовые пожелания и, собственно, то, что можно было купить за деньги.
Однако при всей негативности образа Иуды следует заметить, что он все же отличается от человека власти, о котором в данной книге идет речь. Иуда раскаялся в своих действиях и попал в такой страшный кризис, что в результате дошел до самоубийства. Человек власти ни в чем не раскаивается. Ему неведомы кризисы, переживаемые другими людьми. Похожим на Иуду его делает лишь стремление посредством денег достигать свои корыстные цели. По этой причине человек власти особенно опасен, как церкви, так и ее финансам.
Жизнь человека власти является прямой противоположностью тому, что Иисус подразумевает под словами о потере жизни ради Его и Евангелия. Люди власти пользуются любыми методами и средствами, чтобы свою жизнь сберечь.
Неизлечимая болезнь
В Послании к Галатам (5:22-23) написано: \"Плод духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание\". Этими словами Павел схематизирует идеальное состояние верующего, имеющего определенный внутренний покой. Церкви в Фессалониках он напоминает \"усердно стараться о том, чтобы жить тихо...\" (1Фес.4:11) Иисус, прощаясь со Своими учениками, сказал им: \"Мир оставляю вам, мир Мой даю вам: не так, как мир дает, Я даю вам\" (Иоан.14:27). Вероятно, наиболее выразительными для нас являются слова из послания к Филиппийцам 4:7, в котором содержится обетование: \"Мир Божий, который превыше всякого ума, соблюдет сердца ваши и помышления ваши во Христе Иисусе\".
Это состояние и настроение прямо противоположно тому, что являет собой внутреннее состояние людей власти. Они - \"как море взволнованное, которое не может успокоиться, и которого воды выбрасывают ил и грязь\" (Ис.57:20). Они весьма тяжело переносят установившиеся покой и гармоничность. Утренняя тишина наводит на них смертельную скуку; от вечерней они страдают не меньше. Мирный отдых для них ужасен.
Люди власти тяжело переносят соседство с другими людьми, если таковые настроены гармонично и мирно. Их они находят унылыми, серыми и сухими. Если не представится возможности таких людей обойти, то человек власти постарается испортить их мирное настроение и внутренний покой. Людям власти более свойственны \"вражда, ссоры, зависть, гнев, разногласия\" (Гал.5:20). Во всяком случае именно так характеризовал Павел в свое время плотское состояние, отличающееся от характерных свойств плода духа.
Более вероятным я нахожу, что эти люди систематически подавляли в себе способность к нежности, осторожности, восприимчивости. Они сознательно разрушили те условия, при которых могла созидаться описанная апостолом Павлом жизнь Божьего мира.
Человек власти, оказавшийся в церкви или в другом христианском обществе, не будет, разумеется, вести прямые нападки на то, что Библия называет \"плодом духа\". Человек власти не настолько примитивен, чтобы презрительно и унижающе говорить о любви, радости или мире Божием. Он, напротив, будет активно возмущаться и бороться против того, что в его устах именуется \"бессердечностью\", \"теплым состоянием\", \"духовной сонливостью\", \"мертвым христианством\" и т.д. В результате его агрессивных нападок разрушается атмосфера, в которой может созревать плод духа. Кого-то он обвинит в проповедовании \"неверного учения\" и нанесет ему коварный удар; другого в \"равнодушии и небрежности\" - ему припасена моральная пощечина. Третьему не \"достает активности\", следовательно его должно хорошенько двинуть, чтобы быстрее шагал. Человек власти не признает, что атакуемые им люди не медлительны, не небрежны, не равнодушны; но спокойны, кротки, любвеобильны. Он будет отрицать добрые качества своих сотрудников, даже если они всем и ему самому будут очевидны. Причина тому заключается в том, что ему невыразимо скучно и утомительно быть в церкви, в которой созревание плода духа происходит в тишине. Однако тактику человека власти нелегко разгадать, поскольку свою борьбу против подлинных духовных ценностей он ведет тайно и коварно.
Необходимо однако признать, что человек власти, требующий энергичности, активности, эффективности, готовности к риску и самопожертвованию может и на самом деле в какой-то степени произвести движение в церкви. К сожалению, тогда большинство, воодушевленных \"пробуждением\" обычно уже и не замечают, что в пылу ревности несколько человек оказались затоптанными. Таким образом человек власти в стремлении к своей цели достигает во-первых того, что в центре всеобщего внимания и почитания оказывается он; во-вторых он, устраняя своих соперников, приобретает еще больше влияния и власти.
Завышенные требования
Здравомыслящие христиане знают, что спасены по благодати и милости (Еф.2:5,8). Они знают также, что Бог любит их даже и тогда, если они не являются выдающимися, если порой на христианском пути спотыкаются и падают. Противоположным понятием греху является не так называемая моральная устойчивость, но вера. Божие милосердие и прощение для Его детей пока еще в силе. Без осознавания того, что милосердие Господне \"обновляется каждое утро\".
Разумеется, нам необходимо знать и ту истину, что Бог возлагает на нас определенную ответственность. Законы и правила содержаться не только в Ветхом Завете, но и в Новом. Нашим примером и образцом стал Иисус Христос, как Он Сам об этом сказал: \"Я дал вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам\" (Иоан.13:15). Апостол Павел, развивая эту мысль, пишет: \"Ибо в вас должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе\" (Фил.2:5). Доказательством того, что мы уразумели эту истину, является практическое исполнение нами этих слов.
Все эти требования звучат то в проповедях, то в душепопечительных беседах. Люди, живущие рядом с христианами, ожидают от них нередко чего-то особенного; и большинство верующих весьма усиленно стараются соответствовать этим ожиданиям. Они желают почитать Бога, доставляя Ему этим радость; желают не доставлять огорчений и разочарований служителю церкви или своим единоверцам. Прекрасна при всем этом закономерность: в случае совершенной кем-либо ошибки Бог и люди великодушны к таковым, прощая их, предоставляя им возможность начать сначала. Таков порядок и последовательность явлений, если действия людей ориентированы на Священное Писание.
Однако стоит среди действующих лиц появиться человеку власти, как положение меняется неузнаваемо. У него (или нее) обычно совершенно неумеренные и необоснованные претензии. Человек власти требуют от своих жертв приложения неимоверных усилий для исполнения своих требований. Если его требование в какой-то части будет выполнено, тогда неожиданно оказывается, что он имел ввиду, собственно, нечто совершенно иное; затем следует третье и т.д. Если при всем этом у людей иссякнут силы и терпение, человек власти постарается их же сделать в этом виновными.
Если человек власти приобрел определенное число сторонников, то при разногласиях со своей оппозицией он потребует от своих друзей их самого активного участия против своих ненавистных врагов. Немало людей, которым впоследствии удавалось вырваться из когтей зависимости человека власти, горько раскаивались за сказанное и совершенное ими в прошлом. Человек власти в пылу споров настолько искусно подстрекает их и манипулирует ими, что они в те мгновения были не в состоянии осознавать свои действия. Цель их активности сводилась в основном к тому, чтобы стоять за своего вождя и продвигать его идеи. Они и сами находились под постоянным давлением. Все было направлено к тому, чтобы сторонники шли на еще большие жертвы, дабы исполнять неумеренные и бессмысленные требования человека власти.
Живое христианство представляет из себя нечто совершенно иное. Разумеется, Бог ожидает от нас исполнения Его заповедей и следования за Господом Иисусом Христом. Если мы иногда теряем Его из вида, то наши падения вполне закономерны и неизбежны. Определяющим однако при этом является следующее: лишь Сам Господь Иисус Христос абсолютно совершен, поскольку лишь Он \"святый, непричастный злу, непорочный\" (Евр.7:26). В Своем совершенстве Он \"вчера, сегодня и вовеки тот же\" (Евр.13:8). Он Один полностью удовлетворил требования Бога. Поэтому Его Отец обратился с неба к народу у Иордана и к ученикам на горе Преображения со словами: \"Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение\" (Мтф.3:17; 17:5). При своем несовершенстве мы все же имеем право радоваться о величии Иисуса Христа, пребывающем в нас, если мы пребываем в Нем.
Вывод: Бог имеет к нам Свои требования. Мы стараемся их исполнить. Если мы при этом терпим неудачи, Он прощает нас. Таким образом мы всегда можем \"радоваться в Господе\" (Фил.4:4), поскольку Он всегда одинаково совершен.
Если же человек власти решился поставить себя на место Бога и предъявляет свои требования, которые лишь Бог вправе предъявлять человеку; если его (или ее) претензии к тому же неумеренно высоки и лишены малейшего снисхождения и сочувствия, создавая тем самым угнетенное чувство постоянной вины, то жертвы его - даже самые сильные личности - могут сломиться. Жертвам человека власти необходимо освободиться от давления его требований, если они вновь хотят свободно вздохнуть.
Рецепт жизненного успеха
Почему люди власти так редко обезвреживаются, прежде чем беда от них достигает огромных размеров и становится очевидной для всех, кто еще не потерял самой способности видеть? Как им удается водить своих ближних за нос? Ведь именно это они делают!
Тому есть ряд причин. Исходя из опыта душепопечителя психолога , я думаю, что есть основания считать, что такие люди пользуются покровительством злых сил. Я не хочу этим сказать, что было бы мудро и справедливо в связи с этим говорить о демонической одержимости всех людей власти. Однако исключить во всех случаях контакт человека с оккультными силами фактически невозможно. При таких контактах эти силы берут управление жизнью человека власти в свои руки. В обычных же случаях следует исходить из того, что причиной своеобразного поведения людей власти является грех. Сатана видит в таких людях отличный инструмент для своего употребления. Ведь они пользуются приемами из его арсенала. Сатана является вором, который, \"приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить\" (Иоан.10:10). Поэтому он с удовольствием становится их помощником и вдохновителем. Обладая способностью хитро маскировать свои намерения, он и людей власти обучает вести себя так, чтобы их тактические ходы были внешне нераспознаваемы. Библия говорит, что \"сатана принимает вид ангела света\" (2Кор.11:14). Человек власти также в состоянии меняться в зависимости от обстоятельств.
Следует подчеркнуть, что люди власти, обычно довольно интеллектуальны. Кроме того они нередко обладают способностью покорять окружающих своему влиянию. Впечатления неуверенности они, как правило, не производят. Свое внутреннее напряжение и беспокойство они мастерски скрывают. Поведение их обычно изысканно и располагает к доверию. В отношении к женщинам они особенно галантны. Кроме того они умны и превосходные тактики.
Бывает так: (этот случай действительно имел место) некоего человека власти пригласили вместе с его женой на беседу для выяснения связанных с его личностью недоразумений. Приятно улыбаясь, он вошел в комнату к ожидающим его людям, и совершенно неожиданно для них тут же начал защищать свою любимую жену. Он-же никому не позволит говорить о ней что-либо плохое. Ради нее он готов пойти на все. При этом он покровительственно положил свою руку на ее дрожащие плечи и она робко прижалась к нему. В то мгновение она почему-то чувствовала обвиняемой себя и была убеждена, что без помощи супруга с создавшимся затруднением не справится. Она начала плакать, но так тихо, что вначале почти никто на это не обратил особого внимания. Она была настолько обессилена и опустошена, что не могла произнести ни слова. Наконец тактичные люди заметили это и, \"понимая\" ее состояние, принялись рассуждать о том, как ей помочь. Прежнее недоверие к ее мужу мгновенно сменилось общим к нему расположением. Ведь он показал себя перед всеми таким мудрым, решительным, уравновешенным и заботливым. В наступившей затем неловкой тишине он покинул комнату, заботливо поддерживая свою жену.
Оказавшись же на улице, он дал своим чувствам волю. Вначале он молчал, но все в нем кипело от ярости. Дома жена была уже не в состоянии стоять на ногах. Муж помог ей добраться до кровати и, с грохотом хлопнув дверью, вышел из дома. Невыносимо страдая, жена силилась вспомнить все свои неправильные поступки в отношении супруга. Да, видимо, лишь она одна виновна в том, что люди потребовали от мужа отчета за его действия. Ужасно! Этого Бог ей никогда не простит. Она сознавала, что заслуживает всех кар, если муж вернется и задумает на ней вымещать свое негодование.
Нечто подобное имеет место, если человек власти появляется в церкви или в христианском обществе. Вначале он вызывает к себе симпатию, распространяя аромат приветливости и очарования. Он производит впечатление, что все знает и умеет, и имеет в себе все качества, необходимые руководителю. Его первые действия на пути к желанной позиции властителя исключительно осторожны.
Время от времени он как бы между прочим роняет, что то-то и то-то должно бы выглядеть иначе и что та или иная личность имеет способность к тому или иному делу подходить более умело. Кроме того - что касается учения - можно было бы кое в чем иметь иные взгляды, нежели проповедуемые пресвитером.
Человек власти не гнушается и угодничества, если оно служит достижению его цели. Помощнику служителя, который по своей скромности считает себя недостойным своего служения в церкви, он говорит: \"Я нахожу, что твоя одаренность и талантливость могли бы несколько полнее проявляться в этой церкви\". Разумеется, такое признание услышать приятно, и слова эти обычно производят желаемый эффект. Они рождают связи, которые выглядят вначале дружескими; в действительности же создают предпосылки для будущей зависимости. В послании Иуды (ст.16) о подобных людях власти написано, что \"уста их произносят надутые слова; они оказывают лицеприятие для корысти\".
Хвастовство, лесть, надутые слова являются методами человека власти. Гитлер очаровал немецкий народ речами о том, что германская раса самая разумная и что он видит свое призвание в том, чтобы привести немецкий народ к власти и славе. В последние дни Второй Мировой войны я разговаривал с немецкими солдатами, которые все еще оставались фанатичными поклонниками фюрера. Адольф Гитлер считал себя вправе ради удовлетворения своего тщеславия и честолюбия ввергнуть человечество в пропасть, погубить миллионы людей.
Люди власти вводят других в заблуждение, поскольку сами являются лицемерами и лжесловесниками (1Тим.4:2). Резким контрастом этому противостоят слова апостолов о критериях для христианских руководящих личностей: \"Свидетели вы и Бог, как свято и праведно и безукоризненно поступали мы пред вами верующими\" (1Фес.2:10).
Иерархия.
Вопрос подчиненности в церкви всегда еще был горячей спорной темой. В дискуссиях, как правило, цитируются при этом тексты Библии; однако рассуждения развиваются порой в совершенно разных направлениях. Иные церкви отстаивают иерархический порядок (подобие пирамиды). Более всего в этом преуспела католическая церковь. На вершине такой пирамиды стоит папа. Ниже его находятся кардиналы и епископы; далее ступени идут вниз вплоть до рядовых членов церкви. Безупречное подчинение низов верхам считается само собой разумеющейся предпосылкой. Эта структура на первый взгляд представляется в значительной степени оправданной. Определенная власть официально закреплена за каждым служителем церкви вплоть до самого малозначущего деревенского священника, которого также вменяется почитать даже и противникам церкви.
Другой структурой является демократическое устройство церкви. Решающей инстанцией в ней является ежегодное итоговое общее собрание. Руководители церкви совершают свое служение лишь до их перевыборов членами их церкви. Предпочтение в таких церквах отдается (теоретически) тем, кто наделен дарованиями и способностями. Служители достигают определенной высоты положения, если уделяют своему служению больше времени, имеют более глубокие познания и богатый опыт. В Новом Завете можно найти аргументы в пользу обеих церковных структур.
Вопрос взаимоотношения супругов, как и вопрос положения женщины в семье и в церкви также продолжает оставаться во многих церквах дискуссионным и рождает немало дебатов.
Человек власти легко ориентируется в такого рода дискуссиях. После чтения Библии и молитвы о получении ясности в актуальном вопросе он, как правило, не спешит говорить о своей собственной позиции. Однако он сразу же становится на сторону тех, кто требует экстремальной, максимально мыслимой формы подчинения. Так он поступает, когда решаются вопросы взаимоотношений детей и родителей, мужа и жены, равно и при обсуждении правил взаимоотношений в церкви, в христианской группе или обществе. Ему совершенно несложно при этом подобрать нужные ему соответствующие тексты Библии.
В собственной своей семье человек власти открывает Библию - предпочтительно массивную, крупного формата - и зачитывает из нее те отрывки, которые повествуют об абсолютном послушании ему во всем его жены и детей. Слово Божие цитируется буквально, строго и беспощадно. Такую же линию человек власти ведет и в церкви.
Павел описывает подобную ситуацию в послании к Галатам. Условия в той церкви, по всей вероятности, отличались от наших, однако человек власти в те времена состоял из того же материала, что и наш современник. Павел пишет о \"вкравшихся лжебратиях, скрытно приходивших подсмотреть за нашею свободою, которую мы имеем во Христе Иисусе, чтобы поработить нас\" (Гал.2:4).
Эти \"братья\" не были теми, кто после молитвы о водительстве Божием имели иное, но искреннее понимание Евангелия, нежели Павел и апостолы. Речь идет не о честных и истинных представителях иного убеждения. Это были лжебратья. Они вкрались, чтобы вышпионить свободу, которую верующие имели во Христе. Цель этих людей состояла собственно в том, чтобы вновь поработить общину. Это выражение и сегодня очень точно определяет намерение человека власти, которое он имеет, как в своей семье, так и в церкви.
В своем доме человек власти требует полного ему подчинения более категорично, поскольку поработить одну свою семью обычно нетрудно. В церкви, напротив, он поступает осторожнее. Однако и там он достигает своей цели порой без труда.
Немало людей с чрезмерно большой готовностью предпочитают жить в постоянном положении подчиненных. Ведь это снимает с них бремя собственной ответственности! Руководитель думает, руководитель управляет, руководитель говорит; мы исполняем! Подчиненным остается лишь бездумно следовать за своим руководителем. Им вкладывается в руки знамя, с которым они бодро шагают вперед. Иные люди, как ни странно, чувствуют себя именно в таком положении счастливыми и \"свободными\"! Некоторые постоянно понукаемые члены церкви доходят порой до мазохистского состояния. Они испытывают определенное удовольствие, когда их ругают и наказывают. Их голос начинает благоговейно дрожать при восхищенно-почтительном повествовании о своем руководителе.
Человек власти отделяет группу своих почитателей и доведенных до полного безволия членов своей семьи от остальных и направляет их на борьбу. Иные из них бездумно аргументируют \"свои\" взгляды теми же доводами, каким научились от своего руководителя. Другие становятся просто его молчаливыми сторонниками, голосующими при выборах в церкви \"за правильных людей\". Иисус сказал об этом: \"Многие лжепророки восстанут и прельстят многих\" (Мтф.24:11).
Могут возникать гротескные ситуации, при которых людям внезапно становится ясно, что они обмануты и что они находятся в рабской зависимости. Некий человек власти на протяжении многих лет руководил молодежной христианской группой. Эта группа жила, как одна большая семья. С некоторых пор поведение ее руководителя стало во все большей степени вызывать недоумение у членов группы. Неожиданно у некоторых из них открылись глаза на реальность происходящего. Они поняли, что человек власти эксплуатировал их, злоупотребляя их послушанием и покорностью. Наиболее решительные встали и открыто заявили о разрыве своих отношений с \"большой семьей\". В ответ на это руководитель тут же стал им \"пророчески\" выговаривать. Содержание его речи было насыщено выражениями \"Так говорит Господь Всемогущий: ...\". Смысл сказанного руководителем сводился к тому, что \"возмутители-авессаломы\" вознамерились отступить от Господа и что концом их пути будет ад. Единственная возможность их спасения состоит, дескать, в том, чтобы они отменили свое решение и покорились служителю Господнему, которого, якобы, Бог установил им их главой и руководителем.
Процесс освобождения от влияния человека власти может быть весьма болезненным. Людям, разучившимся в течении продолжительного времени самостоятельно думать, принимать самостоятельные решения, брать ответственность за свои действия на себя, мир покажется чрезвычайно зыбким устройством. Освобождение от прежнего жизненного уклада будет для них тяжелейшим внутренним переворотом. В переходном периоде их могут преследовать внутренние сомнения, борьба и страдания, бессонные ночи и болезни. Может дойти даже до того, что отсутствие привычных упреков, ругани и наказания их бывшего руководителя покажется им ненормальным явлением. Ведь наказывающим и одобряющим всегда был он - человек власти. И он же был тем, кто был \"вправе\" объявлять о милости.
В особенно сложных случаях потребуется немало времени, пока порабощенные люди с надломленной волей после пережитого ими тяжелейшего злоупотребления господства над ними вновь будут в состоянии увидеть Отца в Боге и Искупителя и Господа в Иисусе Христе. Порой необходим продолжительный духовный целительный процесс. Таковой бывший в порабощении человек в особенной степени нуждается во внимании и расположении к нему окружающих; более же всего в новом понимании свободы.
Желателен в христианских кругах
Создается тревожное впечатление, что именно христианские общины и область их деятельности являются той благоприятной почвой, на которой человеку власти легче всего себя проявлять. Естественно возникает вопрос: почему это так? Сам апостол Павел удивлялся этому факту. В упомянутом выше послании к Коринфянам он пишет: \"Вы терпите, когда кто вас порабощает...\" (2Кор.11:20).
Одна из причин тому заключается в том, что человек власти именно в христианстве может требовать от окружающих смирения, терпения, любви, послушания. Ведь в церкви на протяжении многих лет проповедуется об этих прекрасных свойствах плода Духа. Проповедники и служители постоянно наставляют своих слушателей, что у терпения и любви границ нет. К большому сожалению, они эту тематику не раскрывают в необходимой степени; они не говорят, что призывы к любви и терпению могут быть коварно использованы в злых намерениях.
Если человек власти начинает предъявлять окружающим свои неумеренные претензии и кто-то спросит его при этом: соответствует ли его собственное поведение общепризнанным христианским нормам, он сразу же станет укорять спрашивающего в недостатке любви и особого понимания его позиции. Он будет говорить вы все не компетентны в этих вопросах и у вас нет ещё духовного роста одним словом вы младенцы. Правда, люди власти бывают порой и в состоянии приносить свои извинения, однако это не более, чем психологический прием. Определенно сильному сопротивлению они могут уступить, но эта их уступка имеет тактическую базу и, как правило, кратковременна. При своем безудержном стремлении к первенству люди власти встречают на своем пути обычно мягкое облако любви скромных христиан, наученных приветливости, доброте и милосердию. Эта одна из причин, объясняющих легкость продвижения вперед человека власти.
Второй причиной является тот факт, что очень многие христиане чрезмерно свыклись с ролью своего рода церковной публики. Закреплению такого сознания способствуют многие традиции в церкви, а также тематика многих проповедей. Большинство слушателей соглашается с проповедником за кафедрой без каких-либо возражений. Разумеется, дискуссии и оценки слышанного имеют порой место, однако число принимающих в дискуссиях участие крайне незначительно. Большинство считает себя стадом, следующим за пастырем; причем под определением \"пастырь\" понимают, как ни странно, не Иисуса Христа, но священника, пастора, пресвитера. Дети Божии в огромной степени невероятно легкодоверчивы. Они читают на страницах Библии прекрасные назидательные слова, они слышат с кафедры благую весть о любви, однако они не рассчитывают на то, что существуют лжеапостолы и фальшивые проповедники. Большинство христиан были воспитаны так, что они не в состоянии постичь слов апостола Павла иные \"по любопрению проповедуют Христа не чисто\" (Фил.1:16).
Многие из нас годами читают Библию так, что выделяют из нее лишь добрые назидательные места, менее замечая при этом негативные темы. Некое подобие покрывала закрывает наши глаза, когда мы читаем библейского повествования о лживых двуличных людях. И если случается человеку власти занять влиятельное положение в церкви, то должно, как правило, многое произойти, прежде чем люди обнаружат его подлинное лицо. Наше бесхитростное христианское мышление обычно старается как-то оправдать очевидные отклонения поведения человека власти от христианских норм приблизительно такими извинительными фразами: \"Конечно, он несколько отличается от нас... Он не вполне удачно выразился... Его поведение вызывает определенное беспокойство..., однако у него есть и положительные стороны! Вы только послушайте его пламенные страстные молитвы, и как он излагает Библию! Нам нужно его немного потерпеть и скоро все будет хорошо\". В такой атмосфере, создаваемой искренними, толерантными (терпимыми к отклонениям) верующими, человек власти успеет добиться высокого и влиятельного положения, прежде чем подлинная его суть будет кем-то обнаружена.
Третья причина легкого достижения людьми власти влиятельного положения в христианстве состоит в том, что они очень часто в своих доводах пользуются Библией. Они обычно довольно интеллектуальны и легко ориентируются в духовных вопросах. Они очень быстро находят в Библии целый ряд мест, которые умело приспосабливают для обоснования своей позиции. А народ Божий привык склоняться перед авторитетом Слова Божьего. Ведь доверие Библии является для большинства верующих наипервейшей заповедью. Одна только мысль о том, что ими в отношении Слова Божия могла быть проявлена малейшая неверность, ввергает искренних христиан в сознание глубокой виновности. Многие просто не замечают, как человек власти манипулирует Библией в своих целях. Что он использует ее, как оружие, не за них но против (!) них. В своей ли семье или в группе христиан он может прекрасными отрывками Библии ввергнуть своих слушателей в состояние ужаса. В такой ситуации следует открыто обличать человека власти в злоупотреблении Библией.
Порой человек власти тесно увязывает свою псевдотеологическую структуру с незыблемыми принципами Слова Божьего. Затем требует от своего окружения абсолютного послушания \"истинному учению\", \"подлинной теологии\" или \"истинным принципам\". Сила власти, которая от него при этом исходит, парализует всякое сопротивление. Попадающим под его властное влияние верующим кажется даже, что они восстают против самого Бога, если они протестуют против требований своего руководителя.
В своем стремлении узаконить свое учение и тезисы человек власти умело использует наше сложное время духовных расхождений и заблуждений. Многие люди - нередко и христиане - атакуемые множеством впечатлений, живут в неуверенности и неопределенности. На все предложения и требования времени необходимо как-то реагировать. Внимание людей постоянно привлекается разнообразными новыми явлениями. Да и в самой церкви так много разного рода активности, что верующие порой теряются, нервничают, устают и изнемогают. Если в таких условиях появляется личность с простым теологическим рецептом и ясными правилами, подкрепляющая свой проект уверенным руководством, ей очень легко увлечь людей за собой. Двадцать-тридцать мест из Библии и несколько ярких изречений, которые становятся лозунгами, создают у всех впечатление: наконец-то суть Библии постигнута и для достижения цели осталось немного. Так возникают секты, так утверждаются сектантские вожди.
На фоне всех этих явлений и обстоятельств я хочу убедительно подчеркнуть, что народ Божий во всех церквах, группах и объединениях должен оставить слепую доверчивость. Злые люди и обманщики в роли руководителей - это реальность нашего времени, как бы ни горько было это сознавать. Чем дольше находиться под их влиянием, тем хуже последствия, поскольку они, сами заблуждаясь, вводят в заблуждение других (2Тим.3:13). Христиане должны предпочитать служителей, которые \"отвергнувши скрытные постыдные дела, не прибегая к хитрости и не искажая слова Божия\" (2Кор.4:2), имеют подлинное водительство Божие.
--- Авторские права на произведение принадлежат газете "Для ТЕБЯ". Публикация произведения допускается только по согласованию с редакцией газеты.
Прочитано 2867 раз. Голосов 5. Средняя оценка: 4.2
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Поставила "отлично". тема острая. поэтому ее глушат. А нужно говорить, выносить во свет, решать. У моей знакомой сестры за четыре года умерло четыре близких человека, плюс сын а два раза судили в это же время. Мирские люди ее поддерживали, а в церкви ее отлучили за "неуважение к пастору". Пастор ее оклеветал, ему поверили, ей - нет. Пасторский совет вынес решение заочно: отлучить. Она ушла в другую церковь, где ее приняли, поставили на служение. Так из первой церкви за ней еще четыре года бегали, всячески унижали, пугали, клеветали на нее родным и близким, сеяли раздор в ее семью. Очень стыдно за таких делателей.
Марина
2012-02-25 12:56:59
все правильно
Николай Агапьев
2013-04-21 22:47:36
Мне долгое время были непонятны странные нападки в мой адрес... Человек я много перенесший унижений в детском возрасте и потому очень болезненно отношусь, к подобным попыткам и ныне... Вначале пытался говорить обьяснять, но все абсолютно бесполезно! Как удачно выразился один брат, употребив басню Крылова. Волк подходит к ягненку, тот пытается оправдываться, в чем же я виновен? ответ: Виновен ты лишь в том, что хочется мне кушать! Самое страшное, это то, что порой большинство людей при этом либо "смиренно молчат", а то еще хуже нападают... Братья, вступйтесь, поддерживайте несправедливо обвиняемых, не будьте равнодушными! Пусть самодур не будет иметь поддержки и одобрения!!! Своим равнодушием ВЫ СТАНОВИТЕСЬ СОУЧАСТНИКАМИ!!!! Суть обвинений и поступков мне открылась, в том, что сделав абсолютно правильно на основании долгого времени работы, я предложил свой проверенный вариант, хотя он указал на другой СВОЙ способ решения дела, я стал мирно по братски, объяснять, так мол и так, будет вот так... Это надо было видеть!!! Маска слетела! Обычно властный, или лицемерно дружелюбнный, он вдруг изменился в лице, лицо пожилого человека вдруг исказила гримасса маленького, обиженного, капризного мальчика, которому чем то не угодили, на глазах появились слезы... "Я сказал! .... повинуйся"!!!... Мне стало его жалко... видно, это последствия духовных ран, причиненных в детстве... Слишком, слишком рано он стал у власти... Нужно было сначала излечиться от ран и обид... Человек очень талантливый и умный, и, к сожалению про него верно 95% всего написанного в этой статье.
Николай
2013-06-25 12:37:22
Вот что написано на одном сайте PSYERA.RU
Властолюбие - это наслаждение властью, упоение господством. Человек, испытывающий подобные чувства, желает пользоваться неограниченной властью, подчинить себе окружающих, достигнуть превосходства над ними. Нередко этому желанию сопутствуют заносчивость, сарказм и критическое отношение к властям, а также беспощадная жестокость, которая находит свое выражение в преследовании и убийстве инакомыслящих. В ретроспективе история предстает в виде череды конфликтов между властителями и подданными. Существует любопытная закономерность: тот, кто стремится свергнуть правительство, добившись своей цели и заполучив власть, моментально превращается в тирана.
Альфред Адлерназвал стремленияк власти и самоутверждению базовыми влечениями. Однако возникает вопрос, откуда черпают данные влеченияэнергию? На мой взгляд, стремление к власти представляет собой комплекс конфликтных переживаний, для которого характерны две следующие особенности: во-первых, страстность, о наличии которой свидетельствует пылкость подобных чувств, атакже их способность охватывать всю личностьиндивида; во-вторых, черты, указывающие на то, что данные чувстваявляются выражением стремления завязать отношения, хотя следует отметить, что речь идет о неравных отношениях, подразумевающих деление на господина и подчиненного. Крайним вариантом властолюбия является предельный, патологический эгоцентризм, представляющий собой своего рода манию, подобную нарцистическому расстройству и ориентированную не на отношения с объектом, а исключительно на себя.
Индивид стараетсястать как можно значительнее, поскольку в детстве он понял, как унизительно быть незначительным. Этим объясняется та важность, которую мы придаем признанию наших идей в процессе дискуссий, политических дебатов, в рамках искусства и науки. В данных ситуациях мы наталкиваемся на соотношение власти, иными словами, вступаем в отношения, участники которых могут оказаться либо господами, либо подчиненными. В связи с этим можно утверждать,что любые человеческие отношения далеки от равновесия. Профессионал всегда чувствует себя более сведущим, чем любитель, и это дает ему власть. Учитель имеет влияние на ученика, мать и отец — на ребенка.
К сожалению, профессионал нередко испытывает искушение злоупотребить своей властью. Зачастую это происходит совершенно незаметно. Человек может сознательно или бессознательно утаивать свои знания, запугиватьими, угрожать расправой. В связис этим особую важность приобретает контроль над властью. Обуздание необузданных стремлений к власти — вопрос выживания человечества.
Marina Godwin
2015-04-23 02:21:34
Если вы верующий в Иисуса Христа , то берите с Него пример. Философские рассуждения не дают вам прийти к истине. Господь сказал: выйди из нее народ мой. Из такой церкви, Господь своим детям указывает на выход! Иногда надо выйти из церкви, чтобы на участвовать в грехах этой церкви. Кто воздвиг вам таких пастырей? Сами люди нарывающими себя христианами. Их это устраивает, они не верят в Евангелие, они не верят в Христа! Есть некоторые церкви, Господь их называет блудницами, Он перечисляет все грехи этой церкви. Откровение Иоанна.так что нам делать? Наблюдайте за собой, чтобы не грешить! И добивайтесь высшего звания и почести Иисуса Христа! Не отравляйте себя бесконечными философскими рассуждениями к которым у вас есть склонность, преобразуйте ваш разум под стандарты Божественного ума и Божественного взгляда на вашу жизнь и жизнь окружающих вас христиан. Как в пророках сказано распахивайте в себе новизну и убирайте камни с дороги, по которому пойдет Господь! Господь Судья Праведный! Он видит, каждого и воздаст каждому по делам Его. Поэтому со страхом проводите время вашей жизни и вспомните Павла, он говорил о злых людях, который вредили делу Господа, но долго на них не останавливался, а делал то, что ему надлежало успеть сделать для Господа! Благослови вас Господь!