Духовная лестница
«Силы, напрягши свои,
подниматься из бездны всё выше –
вот что достойно труда!» -
/Вергилий - римский поэт/.
Говоря о христианах, что им «дарованы великие обетования Божии, посредством которых они могут сделаться причастниками Божественного естества»-/2Петр.1.4/. «Апостол Пётр приступает к главной цели своего послания – побудить и обязать их к преуспеванию к духовному восхождению» - /Мэтью Генри/. Даёт верующим наставление, как достигнуть этих дарований. – Для этого, говорит апостол Павел: «Итак, умертвите земные члены ваши: блуд, нечистоту, страсть, злую похоть и любостяжание» - /Кол.3.5/. и со всем старанием приобретать веру, за верою. Как Христос говорит: «…силою берётся, и употребляющие усилия восхищают его» - /Мт.11.12/. Подобно тому, как сильная армия берёт непреступный город штурмом. "Покажите в вере вашей добродетель, в добродетели рассудительность. В рассудительности – воздержание, в воздержании – терпение, в терпении – благочестие. В благочестие братолюбие, в братолюбие любовь" (2 Петр.1.4-7). Итак: вера, добродетель, рассудительность, воздержание, терпение, благочестие, братолюбие, любовь – вот степени духовной лестницы Ап. Петра! Хоть и порядок этих ступеней – самый естественный и самый лучший: они имеют между собою тесную связь. Каждая из сих добродетелей или производит необходимо другую последующую, или способствует к её происхождению, а каждая последующая возвышает, усовершенствует и укрепляет предыдущую.
Нравственно духовная жизнь начинается: «То вы, прилагая к сему всё старание»-1.5/. Старательно в усердии будет трудно до времени, а потом как альпинист полюбишь восхождение и становиться радостно, когда поднимешься. Главное верить! И первая ступень - верою. «Человек с верою и присутствием духа побеждает даже в самых трудных предприятиях, но стоит ему поддаться самому ничтожному сомнению и он погибнет»-/И.Гёте/. Вера – первая ступень в лестнице нашего спасения; ибо "без веры угодить Богу невозможно" – (Евр.11.6). "Кто будет, веровать…спасён, будет" (Марк.16.16). Но вера должна быть сердечная, искренняя, нелицемерная, не сомневающаяся, живая и деятельная. Если ты так веруешь, - если ты развил и воспитал в себе такую веру; то непременно будешь обнаруживать её делами, будешь стараться исполнять волю Божью, стремиться ко всему доброму в мыслях, словах и делах (Иак.1.22, 27). Такое расположение к доброму. Такое стремление к исполнению воли Божьей и соблюдение заповедей Господних разовьёт и воспитает в тебе нравственную, деятельную силу духа - добродетель порождаемое верою. Так истинная вера – сердечная и живая рождает добродетель; и христианин, приобретший такую веру, взошёл уже на вторую ступень духовной лестницы – добродетель. Эта добродетель, со своей стороны, возвышает и укрепляет веру, даёт ей больше нравственного достоинства: одна вера без добродетели, без деятельного стремления к добру, для спасения души весьма, недостаточна. "Что пользы, братия мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? может ли эта вера спасти его?" (Иак.2.14). Мало того; такая вера нечиста, суетна (- 1.26), недействующая и даже мертва: "Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе" (Иак.2.17).
Приобретая добродетель, т.е. одушевляемую верою нравственную силу духа - мужество. «Мужество – добродетель, в силу которой люди в опасностях совершают прекрасные дела»-/Аристотель/. Стараясь исполнить волю Божью. Стремясь к доброму во всём: в мыслях, словах и делах. Христианин чрез это опытно научается истинно судить о вещах, ценить их по их природе. И сообразно с нравственным законам, по совести, по христиански, - различать Божие от человеческого. Добро истинное - от ложного, зло действительное - от мнимого, верное - от неверного. Т.е. развивать в себе и приобретать христианское практическое знание, христианскую практическую опытность, святое благоразумие во всех делах. Это – рассудительность духовная, нравственная. Духовная рассудительность составляет третью ступень в лестнице нравственного совершенства, написанной Ап. Петром. Добродетель производит духовную рассудительность, - христианское благоразумие: но и сама приобретает от него совершенство, истинное достоинство. Ибо, что есть добродетель? Если нет при ней рассудительности. " …, что имеют ревность по Боге, но не по рассуждению. Ибо, не разумея праведности Божией…" (Рим.10.2.3.).
Духовный разум, открывая христианину, где добро и зло, и где истина и ложь в нём самом, в его повреждённом сердце, открывает множество худых мыслей, порочных наклонностей, злых похотей и страстей, - и христианин ясно видит, как пусты и лживы их обольщения, и как они опасны для хода и совершенства духовной жизни. Видя это, она начинает мало – по - мало противиться порочным наклонностям, старается удержаться от удовлетворения злых похотей, искоренять страсти; и таким образом приобретает новое нравственное совершенство, новую добродетель – воздержание духовное от страстей и похотей злых. На этой степени нравственной жизни христианин, преодолевая худые наклонности, побеждая страсти, истребляет злые похоти, т.е. делает чистым своё сердце, а чистота сердца возвышает и развивает духовную рассудительность его. Ибо чистые сердцем, по слову Божию, способны душевным оком зреть Бога и предметы Божественные: "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят" (Мт.5.8).
«К воздержанию надо добавить терпение, - как говорит Мэтью Генри, - которое должно иметь совершенное действие, так как иначе мы не сможем быть совершенными во всей полноте, без всякого недостатка» - /Иак.1.4/. «Терпение – это искусство надеяться» - /Л.Вовенарг/.
Когда христианин мужественно борется с внутренними врагами своего спасения, в то время нападают на него и враги внешние – разного рода искушения и соблазны. Ложь, клевета, злоречие, укоризны, насмешки преследуют его на всех путях нравственной деятельности. Превратности и несчастия по службе, раздоры и несогласия домашние, недостатки в содержании и обеспечении себя и своих близких, потерю имущества, расстройство здоровья он часто испытывает на самом себе! Искушение на каждом шагу! Сколько же здесь требуется со стороны христианина терпения – и терпения мужественного, часто продолжительного! Такое терпение развивает в себе христианин, приобретший духовное воздержание, научившийся преодолевать чувственные пожелания, побеждать страсти. Терпение – новое, высшее, нравственное совершенство, необходимо являющееся вслед за воздержанием. Со своей стороны и терпению трудному подвигу воздержанию даёт большую силу и крепость, сообщает совершенство. Нетерпеливость среди искушений, уныние в бедствиях, сами по себе – уже слабость духа; а ослабляемый извне дух естественно становится неспособным побеждать и внутренних своих врагов.
Стремящийся к воздержанию, научившись благодушному перенесению бедствий, терпению среди искушений, христианин восходит на новую ступень нравственно-духовной лестницы – развивает и воспитывает в себе благочестие. Благочестие – это нравственно-христианское настроение христианина. Его мыслей, чувств и действий, в котором у него при всех его мыслях, чувствах и действиях, одно на душе и в сердце. Прославление пресвятого имени Божия, Иисуса Христа, искреннее желание благоугодить Господу. Усильное старание исполнить Его святую волю. Это – круг многих добродетелей и нравственных совершенств: здесь и страх Божий, и живое упование на Бога, всецелая преданность Ему, и смирение, и искренность мыслей и чувств, словом и действий, и чистота намерений и побуждений. "А благочестие на всё полезно, имея обетование жизни настоящей и будущей". (1Тим.4.8). Оно сообщает нравственное достоинство предшествующим подвигам – терпению и воздержанию. Христианин, обладающий истинным благочестием, ещё тщательнее очищает своё сердце от страстей и похотей. Зная, что "мерзость пред Господом" - даже "помысел неправедный". Что только, чистые сердцем, видят Бога. А в искушениях и напастях ещё более укрепляются духом, будучи уверен, что Господь не попускает христианину "быть искушаемым сверх сил, но при искушении даёт и облегчение"- /1Кор.10.13/, - зная ещё, что "нынешние временные страдания ничего не стоят с тою славою, которая откроется в нас" – /Рим.8.18/.
Благочестие одушевляет и освящает мысли, чувства и действия христианина, возбуждает особенное движение в его сердце – и в нём, из любви к Богу, развивается любовь к ближним – сначала не ко всем, а только к единоверным братьям, развивает братолюбие. Христианин начинает любить в Господе всех, исповедующих с ним веру, - любить искренно. Для него нет теперь "ни раба, ни свободного", не существует различие звание и состояния, пола и возраста; для него все христиане – дети одного Отца небесного. Все искуплены драгоценною кровью Сына Божия, крещены в одной и той же купели крещения - "во имя Иисуса Христа". Все равно призваны к спасению, - всем, наконец, даруется "от Божественной силы всё потребное для жизни и благочестия" – /2 Петр.1.3/. Христианин всем сердечно желает спасения и деятельно содействует спасению всех – молитвами, словом участия, утешения, наставлением, примером. Со своей стороны и братолюбие даёт силу благочестию и сообщает ему совершенство: "то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенства есть в нас" – /1Ин.4.12/.
Наконец, христианин восходит на высшую ступень нравственного совершенства – любовь. «Велика сила любви, располагающие к трудным подвигам, перенесению чрезвычайным подвигам, перенесению чрезвычайных негаданных опасностей»-/Д.Боккачо/. Как написано: «…любовь, которая есть совокупность совершенство» - /Кол.3.14/. Любовь к Богу, одушевляя любовь христианина к братьям, более и более распространяет её. Любящее сердце христианина, так сказать, расширяется и оно теперь любовью своею, обнимает всех людей, не различая их звания, состояния, веры, - он любит даже врагов своих. Такая любовь есть верх нравственного совершенства, высшая, последняя ступень в духовной лестнице. «Кто всех любит равно, милосердно и нераздельно, тот достиг совершенства» - говорит Исаак Сирин.
Заключает своё наставление апостол Пётр: "Если это в вас есть и умножается, то вы, прилагая к сему все старания, не останетесь без успеха и плода в познании Господа нашего Иисуса Христа. А в ком нет сего, - тот слеп, закрыл глаза, забыл об очищении прежних грехов своих. Посему, братия, более и более старайтесь делать твёрдым ваше звания и избрание: так поступая, никогда не преткнётесь. Ибо, таким образом, и откроется вам свободный вход в вечное царство Господа нашего и Спасителя Иисуса Христа. Для того я никогда не перестану напоминать вам о сём, хотя вы то и знаете, и утверждены в настоящей истине" - /2Петр.1.8-12/.
«Но как бы ни был велик этот труд, - говорит Мэтью Генри-восхождение по лестнице, не считайте его слишком большим, ибо в результате его вы приобретёте великое преимущество. Этим вы удержите себя от падения в любое время, а также когда это особенно необходимо, и даже во времена искушенный, грядущих на землю».
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Великолепно, стройно, просто и понятно!!!! Системно и разумно!!!! Получила назидание, общение духа и знания для подачи детям!!! Спасибо за публикации!!!!
Духовный рост - Роман РАУД Если Вы хотите пожертвовать средства и поддержать моё служение можете послать перевод на карту сбербанка 4276877026524975
Мы будем рады любой помощи.
С уважением, Роман Рауд