Многогранник Синайского полуострова, со всех сторон окруженного водами Средиземного и Красного морей, Суэцкого канала и Акабского залива, воистину многогранен: Синай библейский — Ветхий Завет, Моисей, Св. Катерина… Синай курортный и экстремальный — Шарм-эль-Шейх, Дахаб, Нувейба… И Синай традиционный — кочевые поселения бедуинских племен.
Синай, в отличие от остальной территории Египта, находится в Азии, а не в Африке. 60 тысяч квадратных километров песка и камня. Пустыня с редкими оазисами и колодцами, бесконечными песками, сурового вида горами. Что же манит в этот край туристов и путешественников со всего света? Что издавна влекло сюда паломников, в том числе и из далеких земель? Впервые гора Синай упоминается в Библии, когда Бог открывается Моисею в Неопалимой купине. Вслед за этим удивительным событием, именно на вершине горы Синай, Моисей получил от Бога Скрижали Завета. Находятся, однако, безбожники, опровергающие легендарные события. По мнению некого Бенни Шенона, профессора психологии Иерусалимского университета, Моисей находился под воздействием психотропных веществ, когда узрел Неопалимую купину и получил 10 заповедей на горе Синай. По его мнению, вероятно, что Моисей и народ Израиля употребляли галлюциногенные напитки из руты душистой или коры акации, которые несколько раз упоминаются в Библии. Однако, что было, а чего не было, не нам решать.
Существует легенда, есть гора Синай, есть тропы, ведущие на ее вершину, по которым каждый день вот уже многие столетия поднимаются паломники и просто туристы, чтобы приобщиться к таинству встречи рассвета на горе Моисея. Люди приезжают к подножию горы ночью и, вооружившись фонариками, теплой одеждой и недюжинным желанием преодолеть этот нелегкий путь, отправляются на покорение вершины. Стартуют обычно часа в три ночи, с расчетом, чтобы, останавливаясь на короткий отдых у гостеприимных, сложенных из каменных плит киосков у дороги, достигнуть вершины как раз к восходу солнца. Панорама рассвета на Синае — зрелище незабываемое. А сам путь к нему — хороший жизненный урок, говорящий о том, что порой дорога к прекрасному и
желанному — это преодоление трудностей.Многих людей влечет возможность собственными глазами увидеть места, рассказы о которых давно стали легендами, а события, происходившие там, по сегодняшний день значимы и дороги для миллионов жителей Земли. Среди них,конечно же, — Гора Моисея и православный монастырь Св. Катерины.Наш путь лежал к святой Екатерине!
Библейский Восток от Синая до Вифлеема и Иерусалима стал для православного русского паломника, да и просто образованного человека, местом особым, священным, - религиозным и культурным центром мира.
Здесь на Востоке находился когда-то райский сад – Едем: И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поселил там человека, которого создал, - говорит нам священное Писание. Восток в библейском откровении – это освященное и уготованное Творцом место для вечной и блаженной жизни человека с Богом в завете послушания и любви.
Здесь же на Востоке произошла катастрофа человечества – грехопадение и изгнание праотца Адама из Едема. И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к древу жизни (Быт. 3, 24). С грехопадения история стала временем изучения и скитальчества скорбящего и обремененного человечества в “мире, лежащем во зле”.Природа приняла активное сотрудничество с Творцом и сад превратился в пустыню...
На библейском Востоке, который станет по воле Божией “землей обетованной” для спасения человечества от греха, дьявола и смерти, произойдет величайшее событие, пришествие в мир Спасителя нашего – Господа Иисуса Христа.
Именно здесь, на Востоке, вначале на Синае, Господь Бог дарует пророку Моисею скрижали Завета с Израилем, а затем Сам приходит на землю, чтобы искупить Своими страданиями весь человеческий род. Здесь же произошло Воскресение Христово.
С православного византийского Востока пришла на Русь спасительная вера Христова. Поэтому странничество и паломничество на Святую Землю Востока всегда было любимой формой русского подвижничества и благочестия. Традиционно русский православный человек воспринимал паломничество на Восток не как прогулку по “интересным историческим, религиозным и культурным местам”, но как покаяние духовное восхождение к Богу, к святому Иерусалиму, Горе имеем сердца!
Эти потрясающие места всегда привлекали паломников своей таинственностью, о которых повествует Библия, и именами великих угодников Божиих, которые здесь нашли покой души и тела.
Говорят, что “Синай” происходит от семитского “син”, что означает “зуб”, - по форме его гор. Другое мнение говорит, что название Синай происходит от богини Луны Син, которой поклонялись доисторические обитатели пустыни. На Синае поклонялись и другим богам. Одним из них был Аль-Элион (высший Бог), а его священником – Иофор.
В возрасте сорока лет пророк Моисей покинул Египет и пришел к синайской горе Хориву. Там он встретил семь дочерей Иофора, поивших свое стадо из источника. Этот источник до сих пор существует и нам улыбнулась удача глотнуть этой живительной жидкости, он расположен с северной стороны монастырской церкви. Пророк Моисей женился на одной из дочерей Иофора и сорок лет прожил со своим тестем. Он пас стада тестя и очищал свою душу тишиной и уединением пустыни. Потом Бог явился Моисею в пламени Неопалимой Купины и повелел ему вернуться в Египет и привести народ Израильский к горе Хорив, чтобы они уверовали в Него. Через 50 дней, после того, как пророк Моисей вывел Израильский народ из Египта, народ этот подошел к священной горе Хорив. Св. пророк Моисей по воле Божией взошел на вершину горы, где и получил скрижали Ветхого Завета – заповеди Божии.
Шестьсот лет спустя еще один великий пророк убежал от гнева царицы Иезавель. Пещера в часовне на горе пророка Моисея, посвященная св. пророку Илии, традиционно считается местом, где он укрывался и общался с Богом.
Стремление быть ближе к Богу и подальше от преследований со стороны римских язычников привело большое число первых христиан на Синай. Они нашли там спокойствие, тишину, уединение и святость. Начиная с III века от Р.Х., многие селились небольшими группами вокруг горы Хиов – возле Неопалимой Купины, в оазисе Фиран и других местах Южного Синая.
Синай стал духовным оазисом, особым местом на земле, куда на протяжении веков бежали христианские подвижники от современного им “мира, лежащего во зле”. Первые монахи терпели постоянные лишения. Природа была неласкова к ним, многие стали жертвами набегов кочевников-бедуинов. Но монахи по прежнему продолжали прибывать на Синай. Первые монахи были, главным образом, отшельниками, прожившими в одиночку в пещерах в крайней нужде. Они молились одни, и сами добывали себе пропитание. Лишь в праздничные дни отшельники собирались возле Неопалимой Купины, чтобы послушать своих духовных наставников и получить Святое причастие Плоти и Крови Иисуса Христа.
Вот именно эти монахи-отшельники и стали миссионерами среди населявших Синай языческих племен. К моменту арабского завоевания в VII веке большинство жителей Синая уже были христианами.
Монахи Синая обратились в IV веке к св. равноапостольной Царице Елене, ища ее поддержки и защиты от набегов бедуинов.
В 330 году по повелению св. Царицы Елены возле Неопалимой Купины была построена маленькая церковь, посвященная Богоматери, и башня крепость – убежище для монахов на случай набегов кочевников-бедуинов и других. Паломники в конце IV века по возвращении рассказывали, что на Синае была большая и процветающая община монахов.
Поворотным пунктом истории Синайского монашества стал VI век, когда по просьбе император Юстиниан приказал в 521 году построить монастырские стены, окружившие предшествующие постройки св. Царицы Елены и церковь Преображения Господня. Император Юстиниан прислал также солдат для охраны монахов и стал куратором монастыря. Над главными воротами монастыря можно и сейчас видеть сделанные вязью арабских и греческих букв надписи: “С основания воздвигнут сей священный монастырь Синайской горы, где Бог говорил Моисею, смиренным царем ромеев Юстинианом на вечное помяновение его и супруги его Феодоры. Окончен после тридцатого года царствования его. И поставлен в нем игумен по имени Дула в лето от Адама 6021, от Христа же 527”.
Как и св. Елена, император Юстиниан посвятил церковь и сам монастырь Богоматери, поскольку, согласно толкованию святых отцов, Неопалимая Купина символизирует Благовещение, Купина пылала, но не сгорала. Родив Богочеловека, Божья Матерь оставалась Приснодевой Марией.....
Поэтому изначально монастырь на Синае освящен во имя Богородицы – Купины Неопалимой.
В конце VI века, после смерти Юстиниана и через несколько десятилетий после строительства церкви, было создано удивительное произведение искусства – мозаика Преображения Иисуса Христа. Ее авторами, считают, были сами монахи. Просветлевшее лицо Христа и восклицание Петра: Наставник! Хорошо нам здесь быть, означали для святых отцов духовную вершину, на которую многие из них смогли подняться еще при жизни. Так что смысл мозаики для первых монахов-священников монастыря очевиден. Более того, оба пророка, беседовавшие с Господом во время Преображения – Моисей и Илия, слышали Его голос и общались с Ним много веков назад на этой удивительной горе Хорив отсюда и церковь получила название “Преображение Христа-Спасителя”.
С 1099 по 1270 год в жизни Синайского монастыря был особый период возрождения. Синайский орден крестоносцев взял на себя задачу охранять направляющихся в монастырь паломников из Европы, число которых заметно возросло. Западные паломники шли сюда, чтобы увидеть и приложиться к мощам св. великомученицы Екатерины, которая особенно почиталась в Средние века в Европе. Эти европейские паломники дали новое имя монастырю – Св. Екатерины.
Эта удивительная женщина - Св. великомученица Екатерина родилась в 294 году в гор. Александрии. Она окончила языческую школу, где,обратите внимание, изучала философию, риторику, поэзию, музыку, математику, астрономию и медицину. Красивая,гордая,достойная дочь царского рода, умная и знатная, она не имела недостатка в женихах, но отвергала все их предложения. Монах-сириец однажды рассказал ей об Иисусе Христе, Небесном Женихе души, и обратил ее в христианство. После крещения она получила имя Екатерины и, побывав в Иерусалиме, дала обет стать невестой Христовой.
Во время преследования христиан в период правления императора Максимилиана в начале IV века Екатерина публично заявила о своей вере в Иисуса Христа и обвинила императора в том, что он приносит жертвы идолам. Пятьдесят мудрецов, собранных со всей империи, пытались переубедить ее, но тщетно. После казни св. великомученицы Екатерины тело ее исчезло. Согласно традиции, ангелы перенесли его на вершину самой высокой горы Синая, носящей сейчас ее прекрасное имя.
Примерно три века спустя монахи монастыря, построенного Юстинианом, повинуясь видению, поднялись на гору, нашли там мощи св. вмц. Екатерины, спустили их вниз и поместили в золотую раку в церкви монастыря.
Историю мученической кончины св.вмц. Екатерины рассказали на Западе крестоносцы, и она стала почитаться в Европе как одна из главных святых. И с XI века Синайский монастырь Богоматери неопалимой Купины и Преображения Господня стал известен также как монастырь св. вмц. Екатерины.
С XIII века начинается тяжелый для монастыря период правления мамелюков, который сменился более терпимым османско-турецким с 1517 года. Турецкие власти не тронули с Синайский монастырь и даже предоставили особый статус его игумену, одновременно и архиепископу Синайской церкви.
В 1558 году царь Московский Иоанн Грозный отправил посольство к Восточным патриархам с золотом шитым покровом на мощи св. вмц. Екатерины. Царь писал: “Ты бы, отче, сам и во всем своем архиерействе и в Синайской горе велел молити Бога и Пречистую Его Матерь и всех святых о нашем здравии и о сохранении, и о моей царице Анастасии, и о наших детях цесаревичах Иване и Феодоре и о всем православном христианстве”.
Православное Московское царство – III Рим, Святая Русь стала уже в XVI и XVII веках покровительницей православных святынь, царя Алексея Михайловича Тишайшего греки считали ктитором всего православного Востока. Жалованные грамоты царя Михаила Федоровича и Алексея Михайловича давали право игуменам Синайского монастыря собирать деньги в России на нужды монастыря. В середине XVIII века в Киеве было открыто подворье Синайского монастыря. Дважды посылали из России серебряные с позолотой раки для мощей св. вмч. Екатерины, в 1689 и 1860 гг.
После открытия в 1847 году Русской Духовной миссии в Иерусалиме увеличилось число русских паломников не только на Святой Земле, но и на Синае. Этому способствовало и созданное в 1877 году Православное Палестинское общество, возглавляемое с 1889 года Великим Князем Сергеем Александровичем.
После падения царской власти в России и смуты 1917 года на долгие годы Святая Земля и Синай оказались отрезанными и недоступными для православных.
Летом 1945 года впервые после долгого перерыва Патриарх Московский и всея Руси Алексий I (Симанский) совершил паломническую поездку на православный Восток, что имело очень важное историческое значение для восстановления традиционных связей. В следующем 1946 году митрополит Ленинградский Григорий (Чуков) побывал в Сирии, Ливане и Египте, что также имело значение для возобновления контрактов Русской Православной Церкви с Православным Востоком. В 1948 году была восстановлена в Иерусалиме Русская Духовная миссия, что позволило в будущем возобновить паломнические поездки по святыням Востока, включая и Синай.
Сегодня,Слава Богу, возрождается православная традиция паломничества на Святую Землю и Синай в нашей стране.
Одна из таких православных паломнических групп собралась осенью 2010 года, чтобы отправиться на Синай, а затем на Святую Землю.
Группа туристов прилетела из Петербурга в Израиль, а затем, переехав египетскую границу, наша паломническая группа оказалась на Синае.Там то наша группа с ними и встрретилась. Нам,уже с ними вместе, пришлось проехать более трех часов по раскаленной Синайской пустыне, прежде чем мы достигли нашей цели и увидели высокие древние стены монастыря Богоматери Купины Неопалимой. Подойдя к самой обители, мы узнали от арабского гида, что сегодня, по его мнению, нас уже не пустят в монастырь, так как вход бывает открыт лишь утром, и он уже закончен. На следующий день у нас уже не будет времени посетить монастырь и мы все, вся группа паломников (включая четыре детей, младшему исполнилось четыре года), мы становимся на колени перед входом и молимся Богу, Божией Матери и св. вмц. Екатерине. И наша молитва,как мне показалось, была услышана, этот же гид объявляет нам, что игумен приглашает нас войти и осмотреть монастырь сейчас. Мы с радостью входим через узкий проход и идем в главный храм Преображения Господня. Нам сказали, что благословение на посещение обители мы получили только потому, что мы единоверные грекам православные русские христиане. Остальных – католиков и западных туристов – на богослужение в храм монастыря не пускают, только на экскурсию утром.
Со страхом и благоговением входим в храм Преображения Господня. Он очень древний, намоленный святыми и благодатный. Только можно себе представить,что в течение четырнадцати веков здесь постоянно совершаются богослужения и литургии, поэтому чувствуется таинственное присутствие Божие. Все паломники становятся на колени и молятся в этом древнем святом храме.
Вскоре приходят монахи, и начинается вечернее уставное богослужение. Все подходят к древней иконе Богородицы Неопалимая Купина и прикладываются к ней.
Апсида церкви украшена великолепной мозаикой, изображающей Преображение Иисуса Христа на горе Фавор. В центре Господь Иисус Христос, по бокам пророки Моисей и Илия, у ног Иисуса Христа его ученики свв. апп. Петр, Иаков и Иоанн. По краям апсиды – мозаичные изображения двенадцати апостолов, двенадцати пророков, Лонгинуса – настоятеля монастыря в период создания мозаики и диакона Иоанна (возможно, Иоанна Лествичника). Выше апсиды изображены Моисей, принимающий скрижали веры и снимающий обувь перед Неопалимой Купиной.
Сама часовня Неопалимой Купины, главная святыня монастыря, находится за алтарем главной церкви. Нашу группу приглашают зайти в это самое святое место монастыря, необходимо снять обувь, помня заповедь Бога, данную им пророку Моисею: Сними обувь твою с ног твоих; ибо место, на котором ты стоишь, есть земля святая (Ис. 3, 5). Все, даже дети, снимают обувь и с благоговением входят, крестясь в часовню. Здесь мы все становимся на колени, молимся: “Богородице Дево, радуйся…”. Терновый куст буйно растет в нескольких метрах от часовни. Он был пересажен для того, чтобы можно было построить святой алтарь над его корнями. Это единственный терновый куст такого рода на всем Синайском полуострове, причем ни одна попытка высадить его отросток в другом месте успеха не имела.
Мы все поклоняемся этому кусту, которому уже около 4 тысяч лет (пророк Моисей жил около 1800 г. до Р.Х.).
В храме заканчивается вечернее богослужение, и монахи выносят на мощи св. вмч. Екатерины. Это маленькая желтая рука святой, пальцы которой унизаны серебряными колечками, и маленькая головка св. вмч. Екатерины. Все паломники совершают земной поклон и прикладываются к святыне. После чего монах каждому дарит серебряное колечко с ее именем АГ. АIKATERINA.Мне досталост колечко меньшего размера и я его на цепочку одела.
Выйдя из храма, мы отправляемся к колодцу св. пророка Моисея, но он закрыт. Нам показывают и древнюю библиотеку монастыря. По количеству собранных древних рукописей она считается второй после Ватиканской библиотеки.
Из библиотеки нас ведет русский батюшка, который приехал из Елеонского монастыря, в костницу, где хранятся честные останки монахов-подвижников Синайской обители.
Все паломники обращаются на Восток и видят величественную картину Синая, появляется ощущение библейского сотворения мира в этот момент.
С этой вершины Синай предстает как особый мир, созданный для молитвы, уединения и созерцательной духовной жизни наедине с Творцо. Синай является обетованной землей для многочисленных монахов-подвижников и всех, кто бежит от современного, так называемого “цивилизованного” мира, - “лежащего во зле”, по словам Священного Писания.
Немного передохнув, начинаем спускаться вниз, ведь нам предстоит еще долгий путь до монастыря св. вмч. Екатерины, а затем поездка в Иерусалим.Мы возварщаемся домой,а наши гости продолжат свое путишествие по Святой Земле. Слава Богу за все, что Он даровал по Своей нам великой милости!
Синай – место божественного откровения....
Комментарий автора: СИНАЙ - МЕСТО БОЖЕСТВЕННОГО ОТКРОВЕНИЯ !?
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Удел колена Симеонова - Николай Погребняк Обычно читающие книгу Иисуса Навина пропускают те главы, в которых описывается распределение наделов среди колен Израилевых. И действительно, кажется, какое назидание мы, христиане, можем получить из перечня городов? А оказывается...