Семья - лучший, от Бога данный институт, для духовного роста человека.
Не хочу выглядеть вселенским учителем, но выскажу некоторые свои мысли по поводу семьи…
Мои слова будут обращены к определенному христианскому обществу, в котором роль семьи догматически и исторически принижалась и умалялась, в сравнении с монашеством, которому отдавалось преимущество.
Некоторые люди, держа в руках Библию, мыслят по принципу качелей: Ветхий завет – Новый Завет. Все события на земле произошедшие до пришествия Христа относят к «Ветхим», т.е. к старым (не в смысле времени). Но тогда и события в Раю попадают в разряд «ветхих»! Но позвольте.
Адам и Ева до грехопадения жили в Раю отнюдь не по «ветхому» завету. Бог с Адамом, конечно, был в Завете. Был Союз. Была договоренность, которую ни одна из сторон не желала разрушить. ( кроме одной личности, которого эти гармоничные взаимоотношения Бога и Человека не устраивали). И служение Христа, - это, по сути, возвращение человека в Рай. Возвращение в то состояние, из которого он некогда в лице первых людей ниспал. Работа Иисуса – это возвращение людей домой, возвращение человека в состояние безгрешности и чистоты.
Так вот, семью еще тогда в Раю придумал Бог для человека. Семья - это Божий план жизни для людей.
«Плодитесь и размножайтесь» сказано для святых и безгрешных людей, живущих в мире с Творцом. Именно Бог благословил мужчину и женщину на соитие для рождения детей. И таким образом человечество должно было наполнить землю по замыслу Творца.
Но змей (прямоходящий), коварным способом разрушил этот Союз (Завет) Бога и человека. В результате человек впервые остался «моно» (т.е. без Бога).
История с Ноем.
Хочу обратить ваше внимание на тот факт, что Бог спас не одного Ноя от потопа. Он спас всю его семью. Бог спас Семью!
И это отнюдь не ветхая история. Спасение Ноя и его семьи - это судьбоносное событие для всего человечества. Спасение семьи Ноя это практически новый акт творения человечества. История людей, как бы началась заново. И началась она опять с семьи праведного человека.
Патриархи.
Обратите внимание, что повествование об Аврааме, практически вращается вокруг одного долгожданного события (для некоторых не духовного) – рождения ребенка. Ребенок должен родиться у праведной четы – Авраама и Сарры. Казалось бы рядовое событие. Однако Авраам, словно, на войне бьется с обстоятельствами за этого ребенка. И в уповании на Бога одерживает долгожданную победу! Авраам – отец веры!!!
Именно духовный Авраам, заботясь о Богом данном Исааке, устраивает женитьбу сына, для чего задействует своего верного слугу, посылая его на свою родину.
Исаак так же в свою очередь заботится о семейном будущем своего сына Иакове, в борьбе добывшего первородство, благословляя его в неблизкий путь за невестой.
Для людей считающих, что жизнь в семье – это легкая прогулка по сравнению с монашескими подвигами, советую обратить внимание на жизнь Иакова – избранника Божия. Жизнь семейного Иакова – это сплошной подвиг.
« Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова » (Матф.22:32)
Когда-то Иисус воспользовался этой формулой, что бы вразумить заблуждающихся Саддукеев. Думаю, что эту связку имен – судеб можно так же использовать, что бы остудить пыл людей думающих, что духовных высот можно достичь лишь вне семьи. Патриархи были именно семейными людьми! И той духовной близости, которую они имели с Богом можно пожелать каждому человеку!
Теперь о Ветхом, в истинном смысле этого слова, завете данном через Моисея. На смену, которого должен был придти Новый Завет. Нет необходимости говорить о том, как важна семья для государства.
Но как семья влияет на взаимоотношения Бога и человека? Так ли важно иметь жену, детей, что бы лучше понять Бога?
Вся история от Моисея да пришествия Семени – Христа, эта история отступлений и возвращений к Богу Израильского общества. И что бы вразумить свой народ Бог использовал уста пророков. Пророки обращались к своему народу в надежде быть услышанными.
И как же они говорили? На каком «языке»?
А вещали они на языке семейных людей. Это очень важно понять, так как не семейный, человек, не имеющий жены, мужа, детей и все что с этим связано,этот язык глубоко не поймет. Вот как они говорили:
« Говорят: "если муж отпустит жену свою, и она отойдет от него и сделается женою другого мужа, то может ли она возвратиться к нему? Не осквернилась ли бы этим страна та?" А ты со многими любовниками блудодействовала, - и однако же возвратись ко Мне, говорит Господь»
(Иер.3:1)
«Возвеселись, неплодная, нерождающая; воскликни и возгласи, немучившаяся родами; потому что у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа, говорит Господь.
Распространи место шатра твоего, расширь покровы жилищ твоих; не стесняйся, пусти длиннее верви твои и утверди колья твои;
ибо ты распространишься направо и налево, и потомство твое завладеет народами и населит опустошенные города.
Не бойся, ибо не будешь постыжена; не смущайся, ибо не будешь в поругании: ты забудешь посрамление юности твоей и не будешь более вспоминать о бесславии вдовства твоего.
Ибо твой Творец есть супруг твой; Господь Саваоф - имя Его; и Искупитель твой - Святый Израилев: Богом всей земли назовется Он.
Ибо как жену, оставленную и скорбящую духом, призывает тебя Господь, и как жену юности, которая была отвержена, говорит Бог твой.
На малое время Я оставил тебя, но с великою милостью восприму тебя».
(Ис.54:1-7)
А вот еще семейный мотив:
« как отец милует сынов, так милует Господь боящихся Его». (Пс.102:13)
А вот еще неподражаемая фраза, сказанная Творцом и обращенная именно к семейному человеку. Понять всю глубину, которой сможет только отец, имеющий детей:
«И знай в сердце твоем, что Господь, Бог твой, учит тебя, как человек учит сына своего». (Втор.8:5)
И еще:
« и учите им сыновей своих, говоря о них, когда ты сидишь в доме твоем, и когда идешь дорогою, и когда ложишься, и когда встаешь»; (Втор.11:19)
Оказывается лучше всего, о заповедях Божиих, рассказывать в семейном быту. Именно тогда лучше впитываются Слова Божии, когда Они сказаны родителями в домашней, непринужденной обстановке.
А что уж говорить о такой духовной книги как Песнь песней!
Н.З.
Иисус всю свою жизнь исцеляющий прокаженных, дарующий зрение слепым и воскрешающий мертвых, первое свое чудо совершил, придя на свадьбу со своими учениками.
Какая свадьба без веселья? Какое веселье без вина? Вот именно, казалось бы отнюдь не духовную нужду Он и восполняет на Еврейском пиру с танцами и винным застольем. Помогая небогатой семье, неподрасчитавшей с угощением для гостей.
В кругу учеников Он обращается к Богу просто и совсем по семейному – «Отец».
Для лучшей иллюстрации мысли о Любящем Боге, Иисус говорит такие понятные и близкие семейному человеку слова:
« Какой из вас отец, когда сын попросит у него хлеба, подаст ему камень? или, когда попросит рыбы, подаст ему змею вместо рыбы?
Или, если попросит яйца, подаст ему скорпиона?
Итак, если вы, будучи злы, умеете даяния благие давать детям вашим, тем более Отец Небесный даст Духа Святаго просящим у Него».
(Лук.11:11-14)
А вот еще сценка из семейной жизни в устах Иисуса, и ни один монах в мире не прочувствует ее, так как семейный человек:
« И сказал им: [положим, что] кто-нибудь из вас, имея друга, придет к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба,
ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему;
а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе.
Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит.
И Я скажу вам: просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам,
ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят».(Лк. 11гл.)
А притча «о блудном сыне»? В ней практически заложено все учение Иисуса. Это центральная притча, иллюстрирующая собой, всю Благую весть. Как аскету объяснить, что такое иметь сына?!
Что такое потерять сына…Что такое ждать сына… Что такое обнять сына!
Воистину: « чего нет, того нельзя считать». (Еккл.1:15)
Но может быть после вознесения Христа Апостолы повернули «реки вспять»?
Может они поменяли отношение к институту семьи? И то, что раньше было «не хорошо» (Быт 2:18) трансформировалось в «хорошо»(1Кор.7:1), как некоторые учат.
Речь Апостола Павла юридически строга, точна и выверена. Но вот он, категорично утверждающий «Если же кто Духа Христова не имеет, тот [и] не Его». Для иллюстрации что же это такое «иметь Духа», говорит абсолютно по семейному:
«А как вы - сыны, то Бог послал в сердца ваши Духа Сына Своего, вопиющего: "Авва, Отче!"» (Гал.4:6) Как объяснить промонашески настроенному человеку, что такое Дух усыновления?
Вся тонкость и глубина, оборота речи Павла заключена в слове «Авва». Так ласково еврейские ребятишки называли своих отцов. Ведь к отцу можно и на шею залезть и за ухо потянуть и схватиться маленькими ручонками за нос. Чужой ребенок это даже себе представить не посмеет, а своему можно. В этой близости, в этом новом состоянии и заключается весь смысл Нового Завета – новых, особых взаимоотношений Бога - Отца и сына- христианина.
Именно Павел больше всех современников потрудился в распространении Христианства, которое с самого начала существовало общинами (Домашняя церковь). Эти общины возглавляли руководители именуемые Епископами - пресвитерами.
Кто мог быть руководителем Церквей? Вот говорит сквозь века и на века сам Павел:
« Но епископ должен быть непорочен, одной жены муж, трезв, целомудрен, благочинен, честен, страннолюбив, учителен,
не пьяница, не бийца, не сварлив, не корыстолюбив, но тих, миролюбив, не сребролюбив,
хорошо управляющий домом своим, детей содержащий в послушании со всякою честностью;
ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?» (1Тим.3:2-6)
Епископ - одной жены муж! Это, какое покрывало на мозгах надо иметь, что бы всех епископов сделать не женатыми?
Посмотрите, как Павел связывает именно с воспитанием детей, возможность быть руководителем в церкви:
«ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией?»
Значит семья – это лучший полигон для подготовки Божьего служителя. Именно семья учит отца терпению, снисходительности и разумной строгости в обращении с детьми. Воспитывать детей, это не собак дрессировать.
Управлять своим домом – это быть хорошим мужем и отцом. Это иметь профессию, быть трудолюбивым, любить жену и детей.
Быть хорошим мужем и отцом – это ЗНАТЬ ЖИЗНЬ!
Но как тогда понимать 7-ую главу в 1-ом письме самого Павла к Коринфской Церкви?
Строчки писем Павла будут не правильно поняты и превратно истолкованы, если мы не примем во внимание тот образ жизни, который он вел сам.
Какой же образ жизни вел Павел?
Апостол занимался миссионерством, распространяя Учение Иисуса по разным городам и странам. Эти длительные и опасные путешествия по суше и по морю, с благой вестью о прощении грехов через веру в Иисуса и были жизнью Апостола. И вне семьи, вне брака он видел христианина только в одном случае — если тот занимается миссионерством, как и сам Апостол. Поэтому Павел и создавал миссионерские бригады из неженатых или же овдовевших людей. Если же человек не мог жить один и вести жизнь странника, то таким Апостол настоятельно советовал завести семью, вступить в брак.
Ни о каком одиночестве и аскетизме и мысли нет в речах Апостола, проведшего жизнь в путешествиях, бывшего постоянно то среди язычников, которым он желал донести Евангелие, или же обращающегося среди христиан — мужчин и женщин всех возрастов.
Вот, например первая строчка письма Павла в 1Кор. 7 гл.:
«А о чем вы писали ко мне, то хорошо человеку не касаться женщины».(1Кор.7:1)
Если человек промонашески настроен, то он увидит здесь намек на аскетизм. Но мысль Павла совсем о другом!
Для Апостола «хорошо» - это пойти на проповедь. Так как семейный человек ведет оседлый образ жизни. А быть миссионером-проповедником, значит - быть странником.
Поэтому если человек не может быть один, то пусть вступает в брак.
«Но, во избежание блуда, каждый имей свою жену, и каждая имей своего мужа.» (1Кор.7:2)
Или вот еще одна фраза Павла из этой же главы:
«Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я» (1Кор.7:7) Быть как он (Павел) - значит не уйти в пустыню, не забраться в тайгу, не закопать себя в землю, не залезть на столб и стоять там всю жизнь и т.д. Быть как он — значит заняться проповедью Евангелия, стать миссионером.
В этом же русле надо понимать и следующие фразы Апостола:
«Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я». (1Кор.7:8)
«По настоящей нужде за лучшее признаю, что хорошо человеку оставаться так.» (1Кор.7:26)
О какой «нужде» идет речь? Речь о миссионерах, которых ждут новые города и страны, в которых люди ни разу не слышали Евангелие.
«А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу;» (1Кор.7:32)
Заботиться о Господнем – стать миссионером.
«незамужняя заботится о Господнем, как угодить Господу, чтобы быть святою и телом и духом; а замужняя заботится о мирском, как угодить мужу.»(1Кор.7:34)
Быть «святою и телом и духом» - не значит пойти в монастырь. Речь опять идет о свободе от семейных уз. Мать троих детей, которых надо кормить, учить и т.д. не может их бросить, сесть на корабль и отплыть в чужую страну на проповедь Евангелия. А вот незамужняя свободна и может это исполнить.
«Говорю это для вашей же пользы, не с тем, чтобы наложить на вас узы, но чтобы вы благочинно и непрестанно [служили] Господу без развлечения.»
(1Кор.7:35)
«Непрестанно» - т.е. заниматься этим надо постоянно. Это должно стать образом жизни. Это служение требовало полной отдачи всех жизненных сил.
Если же молодой христианин, волею случая остался один, и не стал проповедником. Но стал «миссионерствовать» по домам, то Апостол во избежание греха и соблазна приказывает таковым вступить в брак.
« притом же они, будучи праздны, приучаются ходить по домам и [бывают] не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорят, чего не должно.
Итак я желаю, чтобы молодые вдовы вступали в брак, рождали детей, управляли домом и не подавали противнику никакого повода к злоречию»
(1Тим.5:13-15)
Конечно, посвятить свою жизнь миссионерству — удел не многих. Именно этих немногих Иисус назвал «скопцами для Царства Небесного» (Матф.19:12).
Основная масса христиан, это семейные люди, ведущие оседлый образ жизни. Обладающие этим даром(1Кор.7:7)люди — составляют большинство.
Думаю что во времена Апостолов, были и такие христиане которые миссионерствовали какое-то время, а потом обзаводились семьей. И свою эстафету передавали другим, пока еще не связавшим себя семейными узами.
Нам живущим в современной России, что бы проповедовать Евангелие не обязательно избирать безбрачие. Вокруг нас много неверующих людей, с которыми мы соприкасаемся в силу различных обстоятельств и мы можем использовать эти возможности для свидетельства. Вдобавок мы можем использовать современные возможности технического прогресса: телевидение, радио, интернет.
И во времена Павла были люди, сочетавшие семейно—оседлую жизнь с миссионерством:
«Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать сугубую честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении » (1Тим.5:17)
Трудиться в «слове и учении», на языке Павла, означало — миссионерство. Какой-нибудь руководитель общины, имеющий семью, детей и работу, выбирал время для проповеди Евангелия окружающим селам.
Да и сама общинная жизнь христиан похожа на семью. В ней, как и в семье есть старшие и младшие братья и сестры. И руководители этих общин — это старшие братья, заботящиеся о младших. И роль Отца, которая принадлежит только Богу, они не должны на себя примерять.
Все это лучше поймет семейный человек, который этот предмет изучает не по книжкам. Он живет этим.
Вообще семья — это лучший, универсальный, от Бога данный институт, для духовного роста человека. Только в семье человек развивается гармонично и получает полноценное воспитание. Это относится и к детям и к взрослым.
Не семейный Павел никогда не умалял семьи, а рассматривал этот образ жизни, как – правило. И агитировал не семейных в миссионеры, как исключение из правил. Миссионерство и семейный образ жизни – различные служения многоразличной благодати Божией. Дары Разные, а Дух один и тот же.
« Дары различны, но Дух один и тот же;
и служения различны, а Господь один и тот же;
и действия различны, а Бог один и тот же, производящий все во всех».
(1Кор.12:4-7)
В «Окровени Иоанна» в последних главах книги, мы читаем: « се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними» (Откр.21:3).
Все! История завершилась. Бог сделал свою работу. Нашел своих детей и вернул их домой, в Рай, откуда, когда то их хитростью увел дьявол.
Иоанн опять рисует домашнюю картину - « се, скиния Бога с человеками». Отец в палатке со своими детьми. Все дома, все на месте. Дети рядом с Отцом.
«И отрет Бог всякую слезу с очей их» (Откр.21:4).
Бог-Отец вытирает слезы своим детям, целует и обнимает их и говорит им, что с ними никогда больше не расстанется. Кончились скитания, кончились страдания. И это навсегда!!!
Иоанн специально подчеркивает что Храма там нет. Заметьте, храма не было и в Раю. Вообще Храм это особое место. Место куда приходят для того что бы совершить жертву и обратиться с просьбой к Богу. А после уйти их храма. Храм не создан для жизни. Это не дом. Для храма характерна своя одежда, свои строгие церемонии и т.д. Храм разительно отличается от дома, где человек живет всегда со своими детьми. В доме нет церемониальной одежды, там одеваются просто. В доме нет особой, освященной строгим ритуалом еды. В доме все по другому, по семейному тепло и уютно.
В это особое состояние детей Небесного Отца, входят люди в момент уверования в Иисуса. И разница между тем, что описывает Иоанн и тем, что христианин имеет сейчас, только временная. (разрыв во времени)
А по духу, по внутреннему состоянию, - мы сейчас в объятиях Отца Небесного. Поэтому и храним это. Храним, что имеем.
Александр Дмуха,
Барнаул, Россия
Христианин.Не принадлежу к массовым конфессиям. Принадлежу Иисусу.
1970 г.р., женат, трое любимых детей, юридическое образование. Интересы: Библия, книги, философия, история, политика, археология, спорт. e-mail автора:dm-70.LPV@mail.ru сайт автора:В ВЕРЕ
Прочитано 7779 раз. Голосов 10. Средняя оценка: 3.6
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Хорошо.Семья действительно многое даёт человеку.Но и многое требует.Пожалуй,именно здесь,в семье,нужно учить и себя и всех домашних самопожертвованию,любви,вниманию.Спасибо. Комментарий автора: Слава Богу, Олег.
Написал по вдохновению.
Дмитрий
2010-08-04 02:41:25
no coments
Наталья
2010-08-04 07:33:01
так и есть )) Комментарий автора: Аминь!
Лора Попова
2010-08-05 09:11:02
Каким семейным Покоем наполненно это слово. Спасибо.
Слава Богу за семью вашу, наш дорогой брат Александр.
Да будет достаток Божий покровом благосостояния вашей семьи и Вашего служения - чтобы служили Богу всем домом вашим при изобилии всего в радости и веселии сердец ваших.
Слава и хвала Творцу Благому вашей доли земной! Комментарий автора: Лора, спасибо за отзыв.
Я только к 40-а годам в полноте оценил семью как удивительное Божие Училище. В котором Господь сочетал полезное с приятным и назидательным.
Многие окружающие нас вещи - глубоки и по настоящему не оценены людьми.
Виктор
2010-08-09 20:07:36
Все ж-таки интересно, почему нам ничего толком не известно о семейной жизни святых апостолов, ну и Самого (думаю, понимаете Кого)?
А сколько святых в мире не имели семьи... Комментарий автора: Самого - Христа? ПРо ИИсуса многое известно.
А что касается семейной жизни Апостолов. Думаю что тогда обращали больше внимания на Само Учение, чем на семейные подробности.
/А сколько святых в мире не имели семьи.../
У людей понятие о святости связано не с прощением в Иисусе, а с всевозможными аскетическими потугами. В этом преуспели монахи. Вот они и оказались "первыми". Но как заметил Христос: "Многие же будут первые последними, и последние первыми". (Матф.19:30)
Виктор
2010-08-10 10:33:14
Так-так... И что же известно про семейную жизнь Иисуса из Писания? Не, может Вам лично кто-то напел-нашептал...
"Думаю что тогда обращали больше внимания на Само Учение, чем на семейные подробности".
Ну ведь неспроста же, Александр, как Вы считаете? Тем более, что институт семьи был у человека со времен самой глубочайшей языческой древности. При чем же тут "духовный рост"? Комментарий автора: Что Лука с Матфеем написал про Иисуса, то и известно.
Институт Семьи учрежден Богом в Раю. И язычество здесь не причем.
Быть заботливым отцом, любящим мужем или послушным сыном, - в этом духовный рост и проявляется.
Виктор
2010-08-10 19:48:12
Так где же Лука с Матфеем написали, что "семья - лучший, от Бога данный институт, для духовного роста человека"?
А Богом много чего интересного, полезного и разного учреждено, и не только для христиан.
Иван
2010-08-21 16:27:57
Есть и другая канава - угождение семье больше чем Богу, что чаще и наблюдается "в последнее время". Комментарий автора: Не знаю, не знаю...
Быть хорошим мужем, отцом, сыном или дочерью - великий труд.
Видите ли, в семье не "проходит" халява. В семье надо трудиться. А многие в "последнее время" фигнёй страдают, и выдают это за служение Богу.
Иван
2010-08-22 02:14:04
Как приятно, что ты меня понимаешь!
Даниял
2010-09-08 09:03:32
Спасибо большое. Семья - это труд, непрекращающийся ни на минуту, и каждый день выверяется твоя вера и на словах и в делах. Комментарий автора: Аминь.
paul star
2010-09-18 08:48:53
Не принадлежу к массовым конфессиям
I ne nado.A vot k Xristovoi Zerkvi prinadlejat' NADO! Комментарий автора: Аминь!
Жанна
2010-09-21 08:07:56
Спасибо за статью! Очень правильная и нужная. Кстати, еще где-то читала, что в Ветхом Завете есть упоминание, что служить в скинии могли только семейные мужчины. А если ты еще не семейный, то будешь только "мальчиком на побегушках". Не проверяла это правда сама. Но, вообще-то, очень правильно. Комментарий автора: Спасибо Жанна за ваш отзыв.
Виктор
2010-09-23 23:21:27
Громадное (и подавляющее) большинство "семейных" очень любит твердить, что браки совершаются на Небесах. Про ТО ЖЕ САМОЕ Место расторжения супружеских уз предпочитают помалкивать. Слов своих стыдятся что ли?.. Или может, уже того... Духовно доросли?..
Елена Лютая
2011-03-12 08:12:58
Человек, любящий себя, будет любить и свое продолжение - детей, будет беречь и охранять их купель - семью. Счастья Вам и Вашей семье! Дети Вам будут благодарны. Комментарий автора: И вам благословений от Господа!
Публицистика : Есть только вы и Бог - Роман Щетенко Все дело в том, что воцерковиться, это не самоцель, это лишь следствие. Мы не можем восполнить внутреннюю пустоту Церковностью. Церковь не Бог. И да, Бог в Церкви, но Он ДЛЯ Церкви. Хочешь встречи с Богом в Церкви, стань Церковью.. то есть частью Церкви. Как ей стать? Найти Бога лично и непосредственно.