С падением атеистическо-коммунистического
режима в нашей стране в церкви евангельских
христиан-баптистов начала поступать
богословская литература с Запада, стали
приезжать баптисты Америки, учить в наших
семинариях и распространять свои учения. Было
радостно осознавать, что мы имеем с ними не
только общее название, но и общее понимание
многих доктрин Библии. Однако, очень скоро
обнаружились и наши расхождения. Особенно в
отношении к вопросу о том, может ли однажды
уверовавший христианин потом потерять спасение.
Гости из-за рубежа говорили, что не может. Когда
же они узнавали, что у нас в России баптисты верят
иначе, очень удивлялись, и некоторые даже
выносили приговор: «Тогда вы вообще не баптисты».
Некоторые наши братья быстро восприняли учение
западных гостей, начитались их литературы,
защищающей учение о безусловном спасении и
кальвинизме, и, вооружившись этими познаниями,
ринулись проповедовать это у нас в церквях. Я сам
помню, как на занятиях с новообращенными в
Центральной Московской церкви молодой ведущий
убеждал нас, что все наши грехи, в том числе и
будущие, уже прощены и мы спасение никогда и ни
при каких обстоятельствах якобы не потеряем.
Однако позже на собрании я с изумлением услышал
проповедь о том, что мы должны держаться веры и не
грешить, иначе можем погибнуть. Недоумение
вызывало и то, что нередко в продающихся в
церквях книгах говорилось одно, а на
богослужении проповедовалось другое.
И сейчас, к сожалению, ситуация все та же, хотя
всем стало понятно, что есть учение кальвинизма,
есть учение «спасен однажды - спасен навсегда», и
есть учение арминианское об условном спасении, и
вместе они никак не совмещаются. Однако
совместить их все же пытаются, особенно те, кто
или сам проповедует кальвинизм, чтобы иметь
свободную возможность насаждать это учение, или
те, кто хочет просто иметь более тесные деловые
отношения с кальвинистскими баптистскими
церквями Америки. Появились даже церкви ЕХБ,
которые полностью перешли на кальвинистское
понимание спасения, и проповедники, которые
убеждают, что для баптистов всегда было
характерно именно кальвинистское богословие, и
что нам якобы надо вернуться к нему, чтобы иметь
«одну веру с баптистами всего мира». Приводятся в
пример обычно баптист-кальвинист Ч. Сперджен,
проповедник теории безусловного спасения Ч.
Стэнли, а также наши братья прошлого, такие как В.
Павлов, Н. Одинцов (что крайне сомнительно) и В. Ф.
Марцинковский.
И действительно, Баптистское вероисповедание
1928 года, изданное в Москве Н. В. Одинцовым,
является почти точной копией вероучения частных
(кальвинистских) баптистов Германии конца XIX
века. В нем говорится: «Мы веруем, что... те лица из
погибшего рода человеческого, которым в течение
времени действительно должно быть усвоено
искупление, избраны также Отцом... Этим лицам
дарована жизнь вечная во Христе Иисусе... Такое
определение Божие неизменно и утверждено на
веки, так что те, которых оно касается, -
избранные, не могут быть похищены из рук
Христовых, но силою Божией соблюдаются в вере и
любви ко Христу, пока не сделаются
сонаследниками Его славы».
К сожалению, у нас до сих пор многие братья не
замечают этих противоречащих нашей вере слов и
продолжают упоминать Вероучение 1928 года как одно
из правил веры наших церквей. Что интересно,
многие при этом одновременно считают таким же
правилом и Вероучение евангельских христиан,
составленное в 1910 году И. С. Прохановым, где в
главе XVIII говорится: «...Спасение человеком
усваивается даром и не зависит от каких-либо
заслуг человеческих, но зависит только от его
сознательной воли... Благодать Божия
предлагается Богом всем людям, а не только
предопределенным к вечному спасению.
Предопределение Божие одних к вечному спасению,
а других - к вечному осуждению основывается на
"предузнании", на предведении того, примут
ли они призыв или нет. Благодать Божия не
стесняет свободы человека, не действует на нее
непреодолимо и не исключает деятельного участия
человека в том, что в нем совершается через нее.
Благодать необходима человеку и для сохранения
себя в вере, и если он ищет ее влияния и действия,
то он никогда не погибнет, никто не похитит его из
рук Отца, но сам человек по свободному решению
может отказаться от благодати и возлюбить сей
век и даже погибнуть».
Надо ли говорить о том, что здесь отражен чисто
арминианский взгляд, который противоречит всем
пунктам кальвинистского богословия? Впрочем,
защитники кальвинизма обвиняют и И. С. Проханова
в отступничестве от «истинного баптистского
учения», а с ним обвиненными оказываются и
богословы ВСЕХБ, бывшие в своем большинстве
выходцами из евангельских христиан, которые и
сформировали нынешнее вероучение нашего
братства.
В официальном Вероучении ВСЕХБ 1985 года
записана следующая формулировка: «От человека
зависит — принять верою предлагаемое спасение и
жизнь вечную или отвергнуть...». При всей своей
немногословности и многозначности, эта фраза все
же позволяет говорить о том, что ВСЕХБ не
исповедует кальвинистское учение о неодолимом
предопределении верующих к спасению и
одностороннем решении Бога. Однако это же
Вероучение позволяет сторонникам теории «спасен
однажды - спасен навсегда» свободно чувствовать
себя в наших церквях. Не случайно некоторые
руководители Союза ЕХБ гордятся тем, что к этой
теории так и не выражено четкого отношения.
Однако это отношение выражают другие, не менее
авторитетные братья, действительно понимающие
всю опасность проповеди кальвинизма и теории о
безусловном спасении. Например, в Исповедании
веры Одесской Богословской семинарии ЕХБ (1993),
являющейся самой сильной и консервативной на
территории бывшего СССР, говорится следующее.
«Мы верим и учим, что: ...В спасении различается
божественная и человеческая сторона.
Божественная сторона заключается в том, что Бог
от вечности предопределил в жертву
умилостивления Своего единородного Сына Иисуса
Христа - для полного удовлетворения Своего
святого правосудия над грешным человечеством, и
Сын Божий придя на землю, перенес на кресте гнев
Божий, проклятие и наказание за наши грехи.
Человеческая сторона заключается в том, что
человек принимает путем личного и свободного
волеизъявления искупительную жертву Иисуса
Христа. Только единство Божественного и
человеческого действий, несмотря на их
несоизмеримую значимость, сообщает прощение
всех грехов, оправдание, вечную праведность,
избавление от смерти, от дьявола и ада, дает жизнь
вечную, а также силу ненавидеть грех, умереть для
него, желать доброго и творить добро. Такое
понятие о спасении исходит из представления об
избрании, основанном на предузнании (или
предведении) Божием. Спасение было уготовано для
всех без исключения людей, и кровь Христа была
пролита за всех, но избрание ко спасению, будучи
суверенным актом Божиим, направлено на тех, о
которых Бог прежде узнал, что они ответят на Его
выбор. Таким образом, основой избрания и
последующего предопределения как практического
осуществления спасения является предузнанный от
вечности ответ человека на Божье откровение ему
лично.
Представление о суверенном, но не произвольном
Божьем избрании подчеркивает справедливость
Бога, Который никому не был обязан спасать всех,
но в силу Своей любви, Он поставил в равное
положение всех людей, даже тех, о которых Он
заведомо знал, что они не примут спасения. Таким
образом, Он всем предоставил возможность
спастись. С другой стороны, такое представление
подчеркивает ответственность грешника за свое
спасение и ответственность Церкви за
миссионерское служение.
...произвольный грех и сознательное
неповиновение воле Божьей, постоянное
невнимание к Божественным предостережениям и
нежелание пребывать во Христе заставляет Бога,
уважающего свободу человеческой личности, после
многократных напоминаний извергнуть от Себя
поступающего так. Бог не станет насильно
удерживать человека, если он снова и "снова
распинает в себе Сына Божия и ругается Ему". В
таком случае человек может потерять спасение,
однако, боящиеся Бога и стремящиеся к вечности
могут радоваться, имея твердую уверенность в
вечном спасении».
Так же определенно высказывается и Вероучение
СЦ ЕХБ (отделенных баптистов) 1997 года: «Бог дает
спасение принимающим Слово Его и кающимся в
грехах под действием Духа Святого. От человека
зависит -- спасется он через веру или, отвергнув
Слово Божье, сделает себя недостойным вечной
жизни. Уверовавший и возрожденный, то есть
сделавшийся причастником Христу, однажды
просвещенный и вкусивший дара небесного,
сделавшийся причастником Духа Святого и
вкусивший благого глагола Божьего и сил будущего
века, достигнет вечной жизни только в том случае,
если начатую жизнь твердо сохранит до конца».
Арминианский взгляд нашел свое мощное
выражение в духовном руководстве «Об
освящении», изданном Советом церквей ЕХБ в
середине 1960-х годов, по которому до сих пор
совершаются служения очищения и освящения во
многих церквях, где хотят избавиться от грехов и
исправить свое хождение пред Богом в сторону
большего посвящения Господу. В нем говорится:
«Каждый должен знать, что всякий делающий
сознательный грех, если не покается, погибнет.
Многие верующие, делая грех, не придают значения
Слову Господню и обходят ту часть Писания, где
Господь говорит о смерти за грех. Это бесконечно
опасное обстоятельство и заставляет призвать
вас к очищению от всех сознательных грехов.
Некоторые уклонившиеся от истины специально
поддерживают равнодушие и беспечность к
предупреждениям Господним и наказанию за грех и
учат, что благодать сама по себе все грехи
покроет, и обращают этим благодать Божью в повод
к распутству (Иуд. 1, 4). Но Апостол Павел говорит:
"Не обманывайтесь..." (1 Кор. 6, 9-10) и "никто
да не обольщает вас пустыми словами, ибо за это
приходит гнев Божий на сынов противления" (Еф.
5, 6).
Господь очищает нас только при нашем
непосредственном участии, которое заключается в
нашем покаянии. В чем бы ни состоял грех - "Бог
повелевает" покаяться (Деян. 17, 30). "Покайся в
сем грехе твоем" (Деян. 8, 22). "Вспомни, откуда
ты ниспал, и покайся" (Откр. 2, 5). Наше покаяние
является единственным условием, при котором Бог
очищает нас».
Материал «Об освящении» был в свое время
сильным ударом по расслабленному и теплому
христианству в нашей стране и многие души после
ознакомления с ним ужаснулись от своих грехов и
начали движение по их исправлению и искоренению.
Одновременно уничтожалось и богословие «вечной
безопасности». Не случайно сторонники ее до сих
пор продолжают обвинять этот материал в
«законничестве» и «отступничестве от учения
благодати». Однако даже перегибы в использовании
этого материала в церквях СЦ ЕХБ, которые имели
порой место, не могут опровергнуть того факта,
что в нем изложена истина и вера баптистов,
ревнующих за дело Божье.
Совет Союза ЕХБ Белоруссии в 2001 году самым
первым из Союзов ЕХБ четко написал в своем кредо:
«Мы верим, что Всемогущий Бог предопределил и
избрал к вечной жизни во Христе Иисусе всех, кто
верует в Иисуса Христа, Сына Божия, не
предопределяя никого к погибели. Само
предопределение и избрание основано на Божьем
предведении и предузнании. ...Мы верим, что
искупительная жертва Христа предназначена для
всего мира. Бог желает спасти всех людей, и
Христос умер за всех. ...Мы верим, что Бог сотворил
человека по образу и подобию Своему и дал ему
право выбора. И человек ответственен за свой
выбор, принять или отвергнуть спасение, ответить
на призыв Бога или отклонить его. ...Мы верим, что
рожденный свыше может потерять спасение через
сознательный, умышленный, произвольный грех,
грех вероотступничества и погибнуть, если не
покается. Вечное спасение сохраняется на условии
веры, а отступничество ведет к его потере. Если бы
не было отступников, в Священном Писании не было
бы этих слов и предупреждений».
Несмотря на давление извне и изнутри, здравые
братья все же пытаются выражать нашу веру
грамотно и определенно. Не понятна как раз
позиция, когда предлагают умалчивать и даже
стесняться нашей веры. Да, с сожалением нужно
признать, что большинство баптистов в мире
являются «частными баптистами», исповедующими
кальвинистское богословие, или учение «спасен
однажды - спасен навсегда» (не признавая учение о
предопределении). Самое популярное вероучение
баптистов, распространяемое сейчас у нас, это
Второе Лондонское баптистское вероисповедание
1689 года, основанное на Вестмистерском
кальвинистском вероучении. Часто его
приверженцы ездят по церквям и пытаются
указывать нашим братьям на это Вероучение как на
якобы непререкаемый и единственный символ веры
баптистов всего мира. Но так ли это?
Действительно ли баптисты всегда и везде, кроме
России, были кальвинистами?
Конечно, нет! Существуют «общие баптисты»,
которые как раз признают, как и мы, что Бог хочет
спасти всех людей, а не только какую-то их часть.
Есть баптисты, которые всегда верили, что
спасение можно потерять. Больше того, именно
верующие как мы баптисты и были первыми, кто
получил официальное название своей церкви
«баптистская»!
Как известно, первой общиной христиан,
называвшейся баптисткой церковью, была община
Дж. Смита из Англии. Она имела первое в мире
записанное Краткое исповедание веры Джона
Смита, составленное в 1609 году (напомню, что
первое вероучение кальвинистских баптистов было
написано только в 1644 году). В нем было записано
следующее: «Мы веруем сердцем и исповедуем
устами:
...Что Бог не возлагает ни на кого необходимость
грешить; но человек добровольно, по внушению
сатаны уходит от Бога.
...Что Божия благодать через совершённое
Христом искупление приготовлена и предлагается
всем без исключения, и не сокрыто, а явно,
частично через творение, которое возвещает о
невидимых вещах Божиих, и частично через
проповедь Евангелия.
Что человек по благодати Божией, через
искупление Христом может покаяться, уверовать,
обратиться к Богу и достичь вечной жизни; но с
другой стороны люди способны противостоять
Святому Духу, удалиться от Бога, и погибнуть
навеки».
Также человеком, стоявшим у истоков
современного баптизма, был Томас Хэлвис. В Вероисповедании
его церкви, составленном в 1611 году,
говорится: «Мы верим и исповедуем:
Что... человек, по Богом данной благодати, может
принять благодать, а может отвергнуть благодать,
согласно сказанному во Втор. 30:19: «Во свидетели
пред вами призываю сегодня небо и землю: жизнь и
смерть предложил я тебе, благословение и
проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство
твое».
Что Бог до основания мира предназначил, что все,
верующие в Него, будут спасены, и что все, кто
верят, не будут прокляты. Все, кого Он предузнал. И
это - избрание и отвержение, о которых говорит
Писание, по отношению ко спасению и осуждению, и
не то, что Бог предназначил людям быть злыми, и
таковым образом, проклятыми, ибо Бог хочет, чтобы
все люди спаслись и достигли познания истины, и
не хочет, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к
покаянию, и не желает смерти умирающего. И
поэтому Бог не является осуждением никого...
...Что люди могут отпасть от благодати Божией и
от истины, которую они приняли, вкусивши
небесного дара и сделавшись причастниками
Святого Духа, вкусивши слова Божия и сил
грядущего века. И избегши скверн Мира, могут быть
уловлены и побеждены ими снова. Таким образом,
праведник может оставить свою праведность и
погибнуть. И поэтому пусть никто не полагает, что
если он имеет или однажды имел благодать, то он
всегда будет её иметь. Но пусть любой будет
уверен, что если он будет продолжать до конца, то
будет спасен: пусть же никто не полагает, но пусть
все совершают свое спасение со страхом и
трепетом».
Стоит напомнить, что практически в это же время
в Нидерландах началось движение Ремонстрации,
выразившее арминианскую точку зрения на
богословие спасения. Сам Арминий умер в 1609 году, и
созванный в 1618-1619 годах кальвинистской церковью
Нидерландов Дортский собор заклеймил его учение
как ересь, после чего последовали репрессии и
чисто политического свойства, смещения с кафедр,
изгнания, заточения в узы и казни. Гонения
окончились только к 1625 году, когда арминиан в
Нидерландах практически не осталось. Следует
также добавить, что община Смита и Хэлвиса в 1607
году переехала из Англии в Амстердам, где в 1612
году Смит умирает, а остатки его церкви в 1615 году
присоединились к меннонитам, а община Хэлвиса,
состоявшая всего из 10 человек, в 1611 году
возвращается в Англию. С возращением ее и
начинается история общих баптистов Англии, да и
вообще баптистов новейшего времени. Как пишет
Robert Torbet в книге «История баптизма», «к 1644 году
существовало уже 46 общих баптистских церквей -
арминианских по богословским доктринам,
евангельским по цели...»
В документе «Вера и жизнь 30 общин Англии»,
опубликованном по согласию двоих от каждой
общины, назначенных для этой цели, в 1651 году,
записано: «Мы веруем:
...Что если кто из общины пренебрежет
наблюдением за собственным сердцем и таким
образом впадет в нечестивую жизнь и дела, и все
средства, назначенные Богом для исправления,
были испробованы, и таковой не исправился, то не
следует таковому участвовать в преломлении
хлеба с послушными, возвещающими смерть
Христову, показывая, что таковой отрекся Его
жизнью и делами.
...Что если кто из общины Христовой, настолько
уступил искушениям, что отказывается жить
праведно, в страхе и любви Божиих, и потерпел
караблекрушение в вере и доброй совести, должен
быть отлучен согласно правила, и это должно быть
записано и оглашено другим церквям для
предотвращения зла в них».
В Вероучение под названием «Истинная
Евангельская Вера» английских баптистов 1654 года,
написано: «(Я верю) ...Кто верует и погружается
(крестится), и пребывает в Заповедях Бога до
конца, будет спасён. ...Что всякий, кто не верует и
не хранит Заповеди Бога до конца, будет навеки
извержен из присутствия Бога в вечное наказание,
что есть смерть вторая».
Среди всеобщего воодушевления в Англии,
непосредственно предшествующего Реставрации,
баптисты были исключительно незаметны. Тем не
менее, было много разговоров в народе о сложных
политических интригах, и на баптистов смотрели
как на особо опасных заговорщиков и сектантов.
Для опровержения этих слухов в 1660 году было
составлено Стандартное исповедание
Генеральной ассамблеи общих баптистов в Лондоне
(The Standard Confession), в котором говорилось: «Мы верим и
уверены... IV. Что Бог не хочет, чтобы кто погиб, но
чтобы все пришли к покаянию и познанию истины,
чтобы быть спасёнными. Для этого Христос повелел,
чтобы Евангелие (то есть добрая весть о прощении
грехов) было проповедано всякой твари, чтобы
никто вечно не страдал в аду (что есть вторая
смерть) из-за незнания о Христе, а, как Писание
говорит, за отречение от искупившего Господа, или
из-за того, что не уверовал во имя Единородного
Сына Божия. Таким образом, неверие является
причиной, по которой справедливый и праведный
Бог осудит сынов человеческих; следовательно,
несмотря на противоречивость, всем людям в то или
другое время дана возможность (по благодати
Божией) получить вечное спасение.
...XVIII. Что истинно верующие, ветви Христа-Лозы, (и
кого Он увещевает пребывать на Нём, кто имеет
добродетель чистого сердца, доброй совести и
нелицимерной веры, тем не менее, по недостатку
бдительности уклониться и уйти в сторону и стать
увядшими ветвями, брошенными в огонь и
сожженными. Но те, кто прилагает к вере
добродетель, к добродетели рассудительность и к
рассудительности воздержание и т.д., таковые
никогда не падут. Невозможно всем лжехристам и
лжепророкам, которые есть и будут, обмануть
таковых, ибо сила Божия хранит их через веру во
спасение».
Возрождение пришло к общим баптистам извне во
второй половине XVIII столетия, как последствие
Евангельского пробуждения. Дэниэл Тейлор,
молодой шахтер Йоркшира, был возрожден при
проповедовании уэслиан. В 1762 году он стал
служителем небольшой группы методистов. Его
изучение Священного Писания вскоре привело его к
отвержению крещения младенцев, и в 1763 году он
крестился от пастора общих баптистов. Тэйлор
представлял некоторых верующих в том же году на
Собрании линкольнширских общих баптистов.
Однако, Тэйлор был обеспокоен слабостью и
неточностью некоторых доктрин во время
посещения им Генеральной Ассамблеи в Лондоне.
Первичной целью для написания "Статей
религии нового союза" должно было быть
"восстановление экспериментальной религии
или простого Христианства в вере и практике".
Эти статьи не планировались быть полным
выражением Христианской веры, а скорее, призваны
были указать различные принципы Нового союза.
Дэниэл Тейлор дал дальнейшее развитие статьям,
когда включил их содержание в "Катехизис для
детей и молодых людей", и когда в более сложной
форме он подготовил Исповедание веры, основанное
на этих статьях, для своей Лондонской церкви в 1785
году.
В статья IV (о спасении верой) сказано: «Мы верим,
что так как спасение предназначено всем без
исключения, кому возвещается весть Евангелия, мы
должны в нашем служении предлагать это спасение
всем, кто посещает наше служение; и, открыв им их
ничтожное состояние по природе и делам,
приглашать всех без исключения взглянуть на
Христа верой, не обращая внимания ни на самих
себя, ни на сделанное ими; что единственным путём,
которым они могут приобщиться к спасению,
является вера».
Конечно, общие, некальвинистские баптисты, были
не только в Англии, но и в США. Вот что сказано в «Статьях
веры Общего объединения» (General Association Articles of
Faith), составленных в 1870 году: «Мы верим, что
претерпевший до конца спасётся. Мы верим, что
Иисус Христос по благодати Божией вкусил смерть
за каждого человека, и что никто не может
участвовать в благах, как только через покаяние
перед Богом и веру в Господа Иисуса Христа. (Кроме
младенцев и слабоумных, они включены в завет
Божией благодати)».
Стоит напомнить, что во время составления этого
вероучения в России уже существовали первые
баптистские церкви.
Кстати, в США были «баптисты свободной воли»,
которые в своем «Изложении веры и жизни
баптистов свободной воли» (Treatise of the Faith and Practices
of the Free Will Baptists), писали: «Призыв Евангелия
сосуществует с умилостивлением за всех людей,
словом или Духом, так что спасение равно доступно
всем; и если кто не достигнет вечной жизни, то
вина в этом всецело на нем самом.
...Спасающая вера есть уверенность разума в
фундаментальных истинах откровения, принятие
Евангелия через влияние Духа Святого, и твёрдая
уверенность во Христе. Плодом веры является
повиновение Евангелию. Способность верить - это
Божий дар, но вера является действием творения,
которое требуется как условие прощения, и без
которого грешник не может получить спасения. От
всех людей требуется вера во Христа, и те, кто
подчиняются этому повелению, становятся детьми
Божиими по вере.
...Существуют серьёзные основания надеяться,
что истинно возрождённые пребудут до конца и
будут спасены силой Божией благодати, которая
поддерживает их; но их будущее повиновение и
окончательное спасение не предопределены и не
определённы, так как через слабость и искушения
они находятся в опасности отпадения; и они должны
поэтому бодрствовать и молиться, чтобы не
потерпеть караблекрушение в вере и не
погибнуть».
Все эти вероучения опровергают тезис о том, что
баптисты везде и всегда были кальвинистами и
верили в то, что спасение потерять невозможно.
Нелишне напомнить, что баптизм развивался при
тесном контакте с христианами-меннонитами, с
ними у баптистов и общие исторические предки -
анабаптисты. Первые баптисты Англии постоянно
вели переговоры с ватерландскими меннонитами об
объединении, но из-за расхождения в некоторых
политических взглядах, этого не случилось. И
первые русские баптисты дружили с меннонитами,
особенно с братскими меннонитами, признающими
истинным крешение через полное погружение в
воду. Не случайно первым председателем Союза
баптистов России был выходец из меннонитов брат
Вилер. Как же относились меннониты к вопросу о
вечной безопасности?
В Символе веры меннонитов, составленном 21
апреля 1632 года в Дортрехте, Голланидия,
записано: «Мы верим и исповедуем, что поскольку
помышления сердца человеческого - зло от юности
его и впоследствии человек стал склонен ко
всякой неправедности, греху и жестокости, то по
этой причине, первым учением драгоценного Нового
Завета Сына Божьего является покаяние и
исправление жизни. Поэтому те, кто имеют уши, дабы
слышать, и сердца, чтобы понять, должны сотворить
достойные плоды покаяния, исправить свою жизнь,
поверить в Евангелие, отвратиться от зла и делать
добро, воздерживаться от неправедного и
прекратить грешить, совлекшись ветхого человека
с делами его, и облекшись в нового, который создан
по подобию Бога в праведности и святости истины».
Ни слова о предопределении или о невозможности
потерять спасение здесь нет.
М. В. Иванов составил в 2002 году «Основы
систематического богословия» для нашего
братства, где четко и недвусмысленно заявлено:
«...следует отметить, что полная и безусловная
уверенность в спасении принадлежит
исключительно верующим и не относится к тем, кто
по своей доброй воле уйдет от Христа, а лишь тем,
кто сохранит веру до конца жизни.
Спасение и вера теснейшим образом связаны
между собой. Именно верующий человек имеет жизнь
вечную (Ин.3:3б). Утрата живой веры неизбежно
влечет за собой и потерю дара спасения. Это не
противоречит тому, что было сказано об обещании
Божием хранить спасение верующих. Воистину,
ничто не может лишить человека дара спасения, но
Бог оставляет за человеком возможность
отказаться от него по собственной инициативе,
потеря веры может произойти при различных
обстоятельствах. Возможно увлечение
нехристианскими религиозными верованиями,
миром, грехом, а иногда отказ от веры из-за
гонений или даже ради выгоды. Иногда вера
теряется и при иных обстоятельствах.
...Надо помнить, что если мы по тем или иным
причинам утрачиваем живую веру, то у нас не
остается и прав на спасение. Хотя учение о потере
спасения, через утрату живой веры (развратную
жизнь, уклонения в ересь или утрату христианских
убеждений) сейчас не популярно, однако, оно имеет
под собой серьезное библейское обоснование».
Таким образом, евангельским
христианам-баптистам в вопросе о спасении и его
потере нужно верить только так, как верили наши
предшественники, анабаптисты, общие баптисты
Англии в XVII веке, штундисты, русские баптисты и
евангельские христиане в конце XIX - начале XX века,
как верили наши братья в уже объединенном Союзе
евангельских христиан и баптистов и в
нерегистрированных церквях 1960-х годов, как,
наконец, это вытекает из Слова Божьего,
являющегося для нас самым высшим авторитетом во
всех вопросах жизни и веры. А нам эту веру нужно
не прятать и не умалчивать, а смело
проповедовать, отстаивать, спасая души верующих
от заблуждений. Да поможет нам в этом Бог! Аминь.
|