«Этика рыцарей наживы и капитал грядущих поколений»
Владислав Стасюк 2009 г.
“Этика помогает познать, что следует
делать и от чего следует воздержаться.”
Аристотель
В этих разделах мы затронем тему этических принципов поведения в коммерческой деятельности. Принципы эти создаются не в вакууме, а в культурно исторической
среде, которая в свою очередь формируется в прямой или косвенной связи с традиционными для данного региона религиозными убеждениями и представлениями. Не стоит этому удивляться, ведь любая деятельность, в том числе и коммерческая, происходит из жизнедеятельности человеческого общежития, от самого начала мира. А поскольку религиозное начало людям было присуще всегда,
( за исключением, наверное, искусственного эксперимента атеистического социализма) то и их деятельность, в том числе и коммерческая, требовала ясного религиозного обоснования. В общем, интересно разобраться, как та или иная из территориально и исторически близких нам мировых религий относится к коммерции. И в какой степени это отношение может, могло бы или уже влияет на реальную коммерческую практику в религиозной среде. Что собой представляет защитный слой вокруг коммерческой деятельности бизнесменов разных вероисповеданий.
Итак, начнём с ислама. Многие наши сограждане, уже смогли познакомиться с современной практикой восточной розничной торговли. Взять хотя бы туристические поездки. Во многом складывается впечатление, что «облапошить» иноверца, воспринимается восточным торговцем, чуть ли не как моральный долг. Появляется желание заглянуть в Коран и найти в нем, что-то особенное на этот счёт. При этом следует уточнить, что сегодня, всё же мы имеем дело, с осколками некогда единого мусульманского экономического мира, канувшего в лета. А главное, по мере того, как происходит всё нарастающее втягивание в американизацию этих осколков и более того, в орбиту глобальной всемирной экономики, то и влияние традиционных ценностей, в том числе и религиозных, сводится на нет. А ведь когда-то исламский мир создал, и столетиями поддерживал беспрецедентную по своим масштабам торговую систему. Даже сегодня географический её товаропоток впечатляет, от Китая до берегов Атлантического океана. Трудно себе представить, что устойчивая работа такого сложного механизма экономики была возможна без тщательно проработанного кодекса деловой и религиозной этики. И такой кодекс, конечно же, существовал.
Существует он и сегодня, но вот соблюдается уже не всеми и не так рьяно.
Вообще вопросам коммерции, Магомед уделял очень большое внимание. Он был сыном торговца, и сам значительную часть своей жизни занимался торговлей. По этому, естественно хорошо представлял себе значение этого занятия для жизни мусульманского сообщества. Понимал он так же соблазны и опасности, связанные с коммерцией, одолевающей профессионального торговца. Так вот, что бы ни несли на сегодняшний день мировые экономические реформы, правоверный, если он себя таковым считает, решивший посвятить себя коммерции, остается, вооружён ясной и жёсткой системой этических норм, рекомендаций и ограничений.
Оказывается, серьёзное внимание уделяется вопросам защиты прав потребителя. Так, запрещено выставлять на продажу товар, имеющий недостатки. Если товар всё же выставлен, покупателя надо поставить в известность о его «слабых местах».
Приводится следующий пример. Однажды пророк обнаружил, что хлеб, который он хотел купить, был снизу промокшим. Продавец хотел оправдаться, мол товар отсырел из-за дождя. На что Магомед ответил: «Почему же в таком случае ты не поставил хлеб взмокшей стороной к верху? Тот, кто обманывает не из нас».
Так же нельзя недовешивать товар. В Коране есть айат или стих, из которых состоят суры или главы. Стих этот вполне конкретно обещает «пропасть ада и горе» тем, кто обвешивает покупателя. Так же торговцу необходимо точно называть цену товара. А вот ещё об этичном отношении к покупателю: «Если тот человек, с которым ты совершил торговлю, пришёл к тебе опечаленный, желательно выполнить его желание». Из хадисов: «Всевышний Аллах прощает в Судный день грех тому, кто исполняя желания единоверца, нарушает торговый уговор». Необходимая заповедь для рекламистов: «можно рассказывать о хороших сторонах товара, но нельзя хвалить его, превознося неприсущие ему качества». На наших же телеэкранах кокой то стиральный порошок, это несомненно залог твоего семейного счастья. Выпил пиво определённой марки и все девчонки уже без ума от тебя. Водка нашей марки и вся твоя компания вдруг стала «хорошей». Фармацевтические препараты того или иного названия производят чудеса: «…всех излечит исцелит, а ещё омолодит, препарат наш Айболит». Вдумайтесь, с применением некоторых таблеток появляется …. Мудрость.
Абсолютно не допустима лживая клятва. Не стоит упорствовать в ходе торга и быть мелочным. В одном из хадисов, тоесть цитат и примеров из жизни пророка, передаваемых от поколения к поколению сказано: «Пусть Аллах сжалится над теми, кто поверхностен в продаже или купле, во взятии долга и его возврате».
Нельзя обойти и особую важность в рекомендации о заботе собственного здоровья. Заметим, кто бывал в кардиологическом центре им. Строжеско в г. Киеве, наверняка обратил внимание на возрастную категорию лечащихся. А именно, чуть ли не половина, это молодые или чуть старше тридцати лет ребята «от бизнеса». А тому, кто не хочет на своём опыте проверить это наблюдение, неплохо бы вчитаться в следующие указания: «нельзя постоянно думать над увеличением достатка, как и завидовать тому, что у других товар раскупается». В хадисе сказано: «Вы не думайте, что ваши средства задерживаются. Ни кто ни покинет этот мир без того, чтобы не получить сполна те блага, которые ему предписаны. По этому не спеша, красиво, дозволенным путём ищите свои блага. Оберегайтесь запретного». Из хадисов: «торговля является очень ценным и вознаграждаемым деянием». И даже так: «Есть некоторые грехи, от которых можно очиститься только размышлениями над улучшением материального положения». Однако это требует пояснения и оно есть. Заниматься этим хорошо для того, чтобы не просить подаяние, иметь самому возможность давать милостыню. Обеспечивать необходимым семью, а так же делать доброе для нуждающихся, желать им того же, что и себе. Не желать того, чего не желаете себе. В глазах Аллаха, такой торговец приравнивается к находящимся на газавате. Более того, есть и обетование: «Честный и справедливый продавец в Судный день будет рядом с пророками, сиддикинами и шахидами». Это с одной стороны демонстрирует уважительное и почтенное отношение к ремеслу коммерсанта, а с другой сознание того, на сколько же сложно такому человеку оставаться честным, справедливым и равнодушным к богатству.
Вполне ясное негативное отношение высказывает Коран к операциям спекулятивного характера. Категорически запрещено совершать так называемый «ихтикар», что означает откладывание, какого либо продовольственного товара до его подорожания, тогда как в нём нуждается народ. Из хадисов: «Если кто-либо на сорок дней отложит продовольственный товар, а потом всё это раздаст как милостыню, всё равно милостыня не искупит тот грех, в который попал этот человек».
Ну и о популярной сегодня социальной ответственности в бизнесе. Тот, кто занимается коммерцией: «..обязан изучить условия заката ( обязательная милостыня, налог в пользу нуждающихся мусульман 2,5% стоимости домовладения и дохода от торговли и бизнеса), а так же в конце каждого финансового года платить неимущим положенную часть прибыли».
В противном случае торговля лишается «бараката», тоесть благословения Аллаха и навлечёт беды и на этом свете и в вечной жизни. Наряду с «закатом». Рекомендуется делать пожертвование деньгами, пищей, одеждой, радиво предоставлять ночлег, услуги, прощать долги и не выполненные обязательства.
ИУДАИЗМ.
Среди 365-ти запретов и 248-ми предписаний что, составляет 613 мицвот , которые насчитывает религиозная еврейская традиция, и которым в каждодневной практике должен следовать верующий, есть несколько, имеющих прямое отношение к торговле. На пример: «не обманывать в мере и весе», «не делайте неправды в суде, в весе и в измерении» Книга Левитов 19:35. «не держать у себя разные гири и меры». «В кисе твоей не должны быть двоякие гири, большие и меньшие», книга Второзакония 25:13. Так же есть полный «Закон мер и весов», посвящённый тем же вопросам. Напоминать об этом торговцам приходилось очень часто и упорно. Проблема обвешивания покупателей была актуальной и в древние и в средневековые времена, и как вы понимаете, не исчезла и в наше время. Причём многих совершенно не пугали пророчества о бедствиях и опустошении, проклятья и другие несчастья. Ближе к нашему времени не помогала и схема контрольных закупок ОБХСС. А ведь вопрос этот гораздо шире представления о весах и двойных гирях торговца, обвешивающего покупателя. Любого уровня коммерсант или собственник бизнеса так же может обвесить макаронами, уши несведущего, в определённом деле или даже проекте скажем партнёра или компаньона. Это тоже обман и нарушение Закона мер и весов, с использованием двояких гирь, тоесть двойных стандартов. Словом: «не верные весы, мерзость пред Господом». И наконец ближе всего к теме этики взаимоотношений в коммерции, это Закон о купле и продаже: «Если будешь продавать что ближнему своему или будешь покупать что у ближнего своего,
не обижайте друг друга». Книга Левитов 25:14.
Ветхий Завет изобилует примерами предпринимательской смекалки и оригинальных позиций этических норм. Один из самых известных примеров, это слово, сказанное Господом Моисею, перед исходом (Пасхой) евреев из Египта: «Внуши народу, чтобы каждый у ближнего своего и каждая у ближней своей выпросили вещей серебряных и золотых» Исход 11:2. Это действие Высшей воли и новаторской идеи, в условиях тех обстоятельств (Десяти казней) было успешно реализовано. Каждый из всего народа в этот день принял достойную часть из состояния их поработителей, причём из их же рук. Не чудо ли это? Но то было частью промысла Бога, использовавшего пророка Моисея, для более высокой миссии. Исход 12:35,36. По этому обговаривать эту тему с маркетинговой и коммерческой точки зрения губительно для духа морали и заботы о ближнем.
По учению Талмуда, будет господствовать еврейский народ, а все остальные народы мира станут служить ему и положат к его ногам все богатства земли.
Есть ещё и Устная Тора, основу которой составляет Талмуд. Здесь Иудаизм в значительной мере ориентирован на «земную» жизнь. Имеется ввиду, что религиозные знания и опыт нужны для использования в повседневной жизни.
Талмуд учит иудея считать имущество всех неевреев «гефкер», что означает свободную, никому не принадлежащую вещь. «Имущество всех неевреев имеет такое же значение, как если бы оно найдено было в пустыне: оно принадлежит первому, кто захватит его». В Талмуде есть постановление, по которому открытый грабеж и воровство запрещаются, но разрешается приобретать что угодно обманом или хитростью. Имущество неевреев все равно что пустыня свободная. «Если еврей эксплуатирует нееврея, то в некоторых местах запрещается входить в сношения с этим лицом во избежание подрыва первому; но в др. местах это запрещение не имеет силы: всякий еврей может давать ему деньги взаймы и обирать его, ибо имущество нееврея «гефкер» (свободное), и, кто им раньше овладеет, тому оно и принадлежит».
Отсюда следует, что все ресурсы и богатства неевреев должны принадлежать представителям «избранного народа». «По Талмуду, — писал С. С. Громека, — «бог предал все народы в распоряжение иудеев» (Вава-Катта, 38); «весь Израиль — дети царей; оскорбляющие иудея оскорбляют самого Бога» (Сихаб, 67, 1) и «подлежат смертной казни как за оскорбление величества» (Санхедрин, 58, 2); благочестивые люди др. народов, удостоенные участия в царствовании мессии, займут роль рабов у евреев (Санхедрин, 91, 21, 1051). С этой точки зрения весьма последовательно и со всей жаждой к обогощению, проведенной в Талмуде, вся собственность в мире принадлежит иудеям, и владеющие ею христиане являются только временными, «незаконными» владельцами, узурпаторами, которые эту собственность так или иначе передадут иудеями рано или поздно. Когда иудеи возвысятся над всеми остальными народами, бог отдаст иудеям все народы на окончательное истребление».
Историк иудаизма И. Лютостанский приводит примеры из старинных изданий Талмуда, который учит иудеев, что присваивать имущество гоев угодно богу.
В частности, он излагает учение Самуэля о том, что обмануть гоя не грех, ........." Но важно помнить, что далеко не все евреи разделяют эту идею. Так же как и не все украинцы и россияне пропагандируют крайний национализм. Эта идея развивалась и крепла в определенном посвященном кругу от поколения к поколению её реализующих сионистов и масонов. Но это совсем другая тема для обсуждения.
"Евреям не должно быть позволено иметь то, что они приобрели путём ростовщичества от других. Было бы лучше, если бы они работали, дабы честно зарабатывать на жизнь, ибо от ничегонеделания они становятся более корыстолюбивы."
СВ. ФОМА АКВИНСКИЙ
Еще одно: древние греки, евреи Ветхого Завета и великие христианские мыслители средневековья дали нам совет, который совершенно игнорирует современная экономическая система. Все люди прошлого предостерегали: не давайте деньги в рост. Однако одалживание денег под проценты — то, что мы называем «помещением капитала», — основа всей нашей системы. Делать отсюда категорический вывод, что мы не правы, не следует. Некоторые люди говорят:
"Моисей, Аристотель и христиане едины во мнении, что «ростовщичество» следует запретить, ибо они не могли предвидеть акционерных обществ. Они имели в виду только индивидуальных ростовщиков...
...тут я ничего не могу сказать. Я не экономист и просто не знаю, виновата или нет эта система вложения капитала в состоянии современного общества. Это именно та область, где нам нужны христиане-экономисты. Но просто нечестно не сказать вам, что три великие цивилизации единодушно... сошлись на осуждении того, на чем основана вся наша жизнь."
К.С.Льюис
ХРИСТИАНСТВО
До Реформации, к коммерции отцы и учителя церкви относились, мягко говоря, холодно. Да и как еще воспринимать занятие, направленное на получение богатства? Известно же, что “легче верблюду пройти сквозь игольное ушко”...
Игольным ушком правда был не большой дверной проём, получивший тогда в народе такое название, из за своего малого размера. Помните наши хатки мазанки, со своими дверями, входя в которые необходимо было сильно наклониться? Как бы там ни было, но первый переводчик Библии на латынь Святой Иероним о торговле отозвался очень недвусмысленно: “Купец вряд ли может угодить Богу”. И это еще цветочки. Святой Августин высказал более суровые слова: “Торговое дело само по себе есть зло”. Естественно, по этому о торговой этике отцы церкви особенно не задумывались — какая такая этика у зла? Впрочем, это совершенно не мешало возникновению могучих купеческих организаций и даже государств вроде католической Генуи или Флоренции. Вообщем усвоившие в сознании и совести свою греховность, торговцы жертвовали Церкви крупные денежные вклады. Где-то понятная и нашим предпринимателям традиция — быть кругом безнадежно виноватым. Вклады эти, образовывали всё нарастающий капитал Церкви, который использовался во имя высших целей. Конечно, от части обеспечивая и роскошную жизнь некоторым «избранным из высшего духовенства». Успехи же промышленной революции, небывалый расцвет торговли и предпринимательства принято связывать с так называемой “протестантской этикой”. Помнится, в Горбачёвские годы нам голову морочили о том, что во всех наших бедах виноват “совковый менталитет”, а вот будь у нас привита протестантская этика... тогда, наверное, наши товары считались бы самыми лучшими в мире...
“Не делайте неправды в суде, в весе и в измерении.”
Громкие разговоры о “протестантской этике” и ее влиянии на экономический прогресс начались с опубликованной в 1905 г. в Германии книги Макса Вебера “Протестантская этика и дух капитализма”. Согласно логике Вебера, все пошло от догматов кальвинизма. В первую очередь — от учения о предопределении, согласно которому Бог еще до основания мира каких-то определенных людей избрал для спасения во Христе, а остальных, соответственно, “присудил к вечной смерти”.
И никто и ничто уже не может помочь не попавшим в число избранных.
Это представление, по мнению Вебера, имело результатом “ощущение неслыханного дотоле внутреннего одиночества отдельного индивида”. Вебер также упоминает поразительно часто повторяющееся, особенно в английской пуританской литературе, предостережение “не полагаться ни на помощь людей, ни на их дружбу”. Естественно, каждому очень хотелось еще при жизни знать: избран он или проклят (а то помирать как-то страшновато). Сам-то Кальвин в своей избранности не сомневался, а остальным советовал “удовлетвориться знанием о существовании Божьего решения и постоянным упованием на Христа”. Понятно, что без личной, постоянно утверждающейся действенной веры «веры, движимой любовью», психика «нормального» человека не в состоянии долго выдерживать такой неопределенности, и со временем нашелся выход. Согласно Веберу, в качестве средства для обретения уверенности в спасении рассматривается неутомимая деятельность в рамках своей профессии. Успешность человека, естественно, стала косвенным признаком его избранности. И наоборот. Вспомните популярное в американских фильмах смертельное оскорбление: “Неудачник!”. Естественно, какое-то сочувствие к проклятым не только бессмысленно, но и, в определенном смысле, греховно.
В итоге был “выведен” новый тип предпринимателя — аскетичного и болезненно скупого, не знающего праздности и наслаждений трудоголика, для которого обогащение является самоцелью, а каждая потерянная минута или нерационально потраченная копейка, пфенниг или цент — чуть ли не святотатством. Именно обилие этих беспощадных “рыцарей наживы” и обеспечивает обществу тот самый “дух капитализма”, который ведет к «прогрессу и процветанию».
Естественно, в эпоху первичного накопления капитала и в первый период после нее протестантский (по Веберу) предприниматель имел огромные преимущества перед своими неполноценными в этом деле “соборными” религиями конкурентами. Преимущества на лицо, это большая целеустремленность, работоспособность, бережливость, отсутствие традиционных этических ограничений (добить расшатавшееся дело конкурента — чуть ли не моральный долг) и способность к безжалостной эксплуатации наемного персонала. Правда, и здесь есть некоторые оговорки.
Во-первых, до сих пор в религиозной периодике время от времени встречаются сетования на то, что Макс Вебер все-таки не вполне адекватно отразил содержание учения Кальвина, и в результате у широких масс сложилось совершенно неверное представление о протестантской этике. Впрочем, в этих тонкостях дело покрыто толстым слоем грима. Выражение “протестантская этика”, объединено наличием этического кодекса, единого для нескольких тысяч самостоятельных деноминаций — церквей и направлений, совокупность которых и представляет собой современное протестантство. Общее у всего этого многообразия, заключено в нескольких идеях: независимость Церкви от государства, высший авторитет Писания, спасение личной верой и священство всех верующих. В остальном, в том числе и в «точной» трактовке этих идей — огромнейшее разнообразие взглядов (каждый из которых, естественно, является “единственно верным”).
“Торговое дело, как инструмент глобальной политики есть зло.”
Но Женева, эпицентр кальвинизма, мировым промышленным центром так и не стала. Более того, даже через сотню лет после смерти Кальвина, основой швейцарского экспорта, были наемные солдаты. Протестантская Голландия тоже не заняла лидерство в промышленном пробуждении. Другое дело Лютеранская Германия — до первой мировой войны, Великобритания, из-за ее огромных колониальных владений, США, ну и конечно православная Российская империя. Их никак не назовешь идеологически однородными. Кроме того, в промышленном подъеме этих государств, огромную роль сыграли могучие финансовые элиты, состоявшие, как вы понимаете далеко не только из лиц протестантского вероисповедания.
В современном же мире наибольшую динамику экономического развития показывают некоторые мусульманские и буддистские страны (Китай, Таиланд, Малайзия, Индонезия и пр.). В Европе в последние годы хорошие результаты демонстрирует католическая Италия.
Уже как два десятка лет наблюдаются тенденции к реализации модернистской всеобщей “гуманизации” мира и бизнеса в частности, а также концепции социальной ответственности предпринимательства и необходимости совместными усилиями решать глобальные проблемы. При таком подходе, на смену уже не эффективному протестантскому (по Веберу) индивидуализму, придут этические ценности “соборных” религий и построенных под их влиянием объединенных культур (экуменическая идея). Более того, в последние десятилетия наблюдается прогрессирующая “гедонизация” и Великобритании, и Германии, и уж тем более — США. Всё это перестроение мира свидетельствует о перспективном образовании нового порядка под едиными: «зачищеными» религиозными ценностями, в корне иными экономическими системами и мировым политическим союзом с единым правительством во главе.
Признаки закладывающихся в сознание масс таких идей, проявлены даже в вышедших якобы научно-документальных фильмах «Дух времени» и «Проект Венера»(2009 г.), который хоть и осуждает экономику, построенную на деньгах, но проект предлагает явно античеловеческий. Нет, научный рационализм, конечно присущ, особенно фильму «Проект Венера», в его на-на технологиях и природных ресурсах планеты. Но как тогда реагировать на идею экономики построенной на ресурсах, которая вытеснит Бога? Ведь эта линия гнётся очень даже открыто и навязчиво. История свидетель- почти все великие учённые открыватели, это глубоко верующие люди. Надо быть большими невеждами авантюристами, чтобы создать подобные фильмы, не имея на то тайные основания. Сами себя они такими не считают, по тому единственный вывод напрашивается сам собою, эти фильмы есть высокоискуссная агитация и пропаганда древнего врага о «желанном счастливом царстве» без Бога, без Христа, о чём сами создатели фильма и не скрывают. Люди умеющие думать и анализировать всегда могут найти профессиональные аргументы, в опровержении подобных заумных псевдо фактов, имеющих место в фильмах, подобных «Проекту Венера», при том фактов уже разбитых и обосновано опровергнутых.
Этически-ориентированная модель капитализма в католицизме
Традиционное утверждение гласит, что современный капитализм создан протестантской цивилизацией с ее характерной этикой. Однако имеются убедительные факты, свидетельствующие, что истоки нынешней экономической модели коренятся в католическом учении. Так ли это?
В обществоведческой литературе, особенно в учебниках по экономике и экономической социологии, устойчиво присутствует мысль о том, что духовные основы капиталистической системы свободного предпринимательства были созданы благодаря протестантизму. Например, профессор Е.В.Балацкий в начале своей статьи о географии мировых капиталов совершенно обыденно констатирует: «Не будет преувеличением сказать, что современная система капитализма была создана протестантами». Раскол католичества в средневековой Европе в 16 веке привел к отделению этого направления христианства и возникновению нового мощного учения с явной экономической направленностью. Именно протестанты стали наиболее квалифицированными и трудолюбивыми людьми своего времени, которые и заложили основы современного европейского богатства».
Не правильным будет «бороться» с утверждениями, что протестантская модель капитализма зарекомендовала себя как наиболее мощная и динамичная, поскольку практическая очевидность здесь подтверждена авторитетом таких гуманитарных мыслителей как М.Вебер и К.Маркс. Однако стоит показать, что основные духовные и этические предпосылки для формирования капиталистической предпринимательской системы хозяйствования были созданы задолго до эпохи Реформации в период существования и разложения школы схоластов. Заложенные лидерами католических теологов-схоластов этические принципы капиталистического хозяйства отличаются гораздо большей социальной ответственностью и моральной добросовестностью, что весьма важно сегодня в ходе попыток «морального обновления» мутировавшей в аморальность протестантской модели капитализма.
Фома Аквинский и буржуазные реформы.
Святой Фома Аквинский традиционно считается продолжателем христианской школы канонистов, основанной Святым Августином Блаженным и трактующей хозяйственную деятельность исключительно по нормам религиозной этики. Аквинский великий католический теолог, суммировавший канонические взгляды западной церкви. Но даже последователи Аквинского опирались не на опыт и практику, а на авторитет источников.
Я.С.Ядгаров подходя к характеристике Аквинского отмечает, что «его воззрения… существенно разнятся с положениями основателя канонизма… Августина Блаженного». Яков Семенович отмечает влияние времени на творчество Аквинского, который «учитывая реалии своего времени, изыскивает сравнительно новые «объяснения» социального неравенства». Действительно, Аквинскому, проживавшему тогда в центре либеральной глобальной торговой империи, нужно было уметь находить противоположные каноническому христианству аргументы, касающиеся оправдания растущего социального неравенства, оставаясь в лоне незыблемых принципов римско-католической церкви – даже будучи главой её теологов-схоластов, т.е. главным идеологом. Профессор Ядгаров акцентирует внимание на используемом Аквинским принципе «двойственности оценок, позволяющим средствами софистики диаметрально изменить суть первоначальной трактовки хозяйственного явления или экономической категории». В результате у читателя возникает ощущение, что Аквинский является этаким ловким интеллектуальным жонглером («и вашим, и нашим… или и Богу Божье и кесарю кесарево»), искусным демагогом, вольным интерпретатором христианского учения. В советское время такая оценка вывелась бы со всей пролетарской прямотой и авторитетом марксистского учения о классах – дескать, всё понятно с этим субъектом, выражал интересы нарождавшейся эксплуататорской буржуазии, да еще и охранял доходы паразитических элементов.
В итоге Ф.Аквинский предстает как непоследовательный и потому вредный для «победы дела капитализма» теолог, не могущий считаться идейным и моральным вдохновителем буржуазных революций, поскольку слишком много «нормативного элемента» в его учении, мешающего этическому обоснованию капиталистического духа. Вот Мартин Лютер – совсем другое дело, это настоящий капиталистический революционер. Он не только осудил паразитическую продажность католической церкви, но и убрал воздвигнутые ею этические границы на пути капиталистическо-предпринимательского осмысления индивидом смысла жизни. «Добейся личного успеха – и ты оправдан и спасен». Этот путь поведения, открытый Реформацией, считается духовным стартом капитализма. И напрасно! Как показывает внимательное усвоение наследия Ф.Аквинского, им были разработаны все основные мотивы поведения «экономического человека» и проведено согласование христианских норм с требованиями капиталистического хозяйствования.
Религиозная система Фомы Аквинского в её основных этических основаниях способствовала становлению рыночно-капиталистических основ хозяйствования. Основная идея этики Ф.Аквинского – это упорядочивание жизни путем приобретения верных приоритетов, главенство просвещённого разума над чувственными побуждениями. Существо законченной добродетели по мысли Аквинского заключается в том, чтобы чувственное влечение стало подчинено разуму как более нравственному началу человеческой жизни. Таким образом, основная идея рационализации оказала существенное содействие капиталистическому мышлению. Система рациональных правил хозяйственного поведения стала опираться на авторитет католической церкви.
Аквинский осудил расточительное поведение человека во всех его проявлениях. Тем самым был заложен фундамент добропорядочной мещанской «экономии» (liberalitas) – разумная экономия, одинаково далекая как от скупости, так и от расточительности. Более фундаментальной духовно-нравственной подпорки для капитализма сложно придумать. Дело в том, что Фома Аквинский проложил уникальный духовный путь от чувственных побуждений эротической энергии человека в хозяйственную деятельность, понимая, что эротика – сильнейшее проявление душевной человеческой натуры. Для современного бизнесмена, с его натужной философией благочестия, это может показаться забавным, но вчитайтесь и вдумайтесь в следующие строки..
«Цель моей жизни – соединить моё предназначение и моё призвание, подобно тому, как два глаза создают единый образ. Только тогда любовь и потребность едины, а работа – игра не на жизнь, а на смерть»
Роберт Фрост
Христианская этика католицизма расценивает как страшный грех - праздность, начало всех пороков, т.к. это расточительство самого ценного блага человека – времени. И правда, с этим трудно спорить.
Важная мещанская добродетель, воспитанная католической церковью – это честность, благоприличие. Церковь с самого начала междугородних торговых отношений в средневековой Европе внушала купцам, что обманные уловки – это смертный грех.
В целом, фундаментальное учение Ф.Аквинского и его последователей ставило целью воспитание всей католической Европы в духе мещанства и благоприличия с упором на развитие таких черт как: благоразумие, память, рассудок, изобретательность, переимчивость, осмотрительность, предвидение, осторожность. Таким образом, в позднем средневековье через институт католической церкви произошло массовое ментальное переформатирование духовных установок хозяйственного поведения человека в сторону развития капиталистически-предпринимательских наклонностей. Таким образом, общественное сознание получило религиозно-этическое обоснование капитализма.
Хозяйственная этика Ф.Аквинского по отношению к проблеме богатства и обогащения не является однозначно антикапиталистическим. Не забудем, что раннехристианский идеал бедности во времена Аквинского исчез окончательно. С одной стороны, Аквинский оставался принципиальным традиционалистом в вопросах доходов, соответствующих сословному положению человека. Мера богатства каждого должна соответствовать его сословному положению. Прогресс и развитие человеческой личности, суть внутренние отношения каждого человека с Богом. И в то же время Аквинский сумел перерасти свои принципиальные убеждения и обосновать вертикаль наиболее одаренных людей, стремящихся перерасти свое сословное положение. Главное, чтобы социально-имущественный рост каждого оценивался сообразно размеру его одаренности. Тем самым предпринимательская одаренность и накопление капитала , не смотря на плачевные последствия, которые имели все шансы быть, («а желающие обогащаться, впадают в различные греховные похоти»)получило религиозное освящение. Но католическая этика стремилась сохранить приоритет нравственности предпринимателя. Именно в этом заключалась сдержанность, кажущаяся двойственностью, в учении Аквинского и ломалась сама сущность последовательности жестокой нынешней капитализации.
Он выступал за «совестливый» христианский капитализм, который по скорости накопления капитала, проигрывал протестантскому капитализму.
Двойственное отношение к проценту?
Самая известная сегодня особенность схоластического этико-хозяйственного учения – «запрет роста» – способствовал развитию капиталистического предпринимательства, ибо фактически осуждал процентные ссуды и оправдывал привлечение капитала с участием самого кредитора. Кредитор, намеревавшийся жить на проценты от доходов, зарабатываемых другими, подвергался моральному осуждению. Профессиональное ростовщичество рассматривалось как разновидность греховной скупости, прямо противоположной нормальному капиталистическому стремлению!!! Ростовщик олицетворяет такие качества как вялость, праздность, ленивость, а противоположный ему предприниматель олицетворяет энергичность, жизнедеятельность и жизнелюбие.
Тем самым учение схоластов о кредите под процент, сдерживало развитие тех кредитных форм, которые могли оказывать угнетающее воздействие на молодой промышленно-торговый капитал, поворачивая прибыль в свою пользу.
В современной католической экономической доктрине, восходящей к учению Фомы Аквинского и средневековых схоластов, процент — это цена экономии, которая настоятельно необходима в динамичной, ориентированной на инвестиции и рост производительности экономике индустриального века. По мере развития рынка капитала, ценой которого и выступает процент, все явственнее ощущалась, по выражению М.Вебера, пропасть между деловой неизбежностью и идеалом раннего христианства, отвергавшего любой процент. Эту расширяющуюся пропасть католические нормативы пытались всё же нейтрализовать. По словам кардинала Йозефа Хоффнера: «Поскольку процент — как стимул к экономии — выполняет важную народнохозяйственную функцию, он безупречен в нравственном отношении».
Вслед за средневековыми, современные католические теологи признают оправданным процент в случае инвестиционной ссуды. В начале XX века иезуитский патер Ричард М.Мак Кеон даже выдвинул тезис о том, что 60 процентов работающих по найму американцев в состоянии экономить в пользу инвестиций, и тем самым существует нравственная «обязанность покупать акции предприятий».
Нормативная оценка потребительского, а также иных видов кредитования в современной католической доктрине находится в диапазоне от осторожного до негативного.
В целом со времен схоластов католические теологи «дифференцируют» денежный кредит с одной стороны и доход от активных инвестиций с другой. Под другим углом это будит выглядеть даже так: с одной стороны есть небезопасные кредиторы и с другой, по партнёрски солидарно настроенные инвесторы. Представители новейшей католической экономической мысли критикуют в этой связи классическую экономическую теорию за то, что она «окончательно смешала» эти виды процентного дохода.
Рыночное ценообразование
Современные исследования этико-экономических взглядов католиков схоластиков позволяют выделить следующие характеристики их парадигмы, касающиеся организации самого сердцевинного элемента рыночного хозяйства – организации торгового обмена:
а) рыночные связи персонализированы и направляются мотивами милосердия и справедливости;
б) намерения важны и нельзя совершить хозяйственный поступок, полагаясь только на безличные рыночные законы;
в) каждый купец имеет обязательства перед другими купцами и обществом в целом.
Используя современную терминологию, мы можем сказать, что речь идет о хозяйствовании в условиях симметричной рыночной информации. В этом смысле разложение схоластических позиций в XV-XVI веках, даже до наступления Реформации, следует рассматривать как одобрение такой хозяйственной модели, где
односторонняя выгода, это результат использования информационной неосведомленности партнёра.
Именно этот вопрос стоял в центре моральной дискуссии, устроенной иезуитским моральным теологом Леонардом Лезью, проживавшим в Южных Нидерландах (1554-1623), в то время когда они управлялись Испанией.
Этот мыслитель обосновал деятельность по извлечению прибыли на основе фактически сложившегося неравномерного распределения информации, в чем он увидел проявление собственных законов рынка (предтеча А.Смита).
«Опытным полигоном» для преодоления схоластической парадигмы Леонардом Лезью послужила известная с античных времен притча о «Торговце с Крита», которую описывали в свое время такие видные мыслители, как Цицерон и Фома Аквинский. Речь в этой притче шла об одном купце, направлявшемся из Александрии на Крит с кораблем, наполненном зерном, в то время как критские жители умирали от голода из-за неурожая. В то же время этому торговцу было известно, что многие другие поставщики зерна шли за ним на Крит, но жители Крита об этом пока не знали. Притча описывает моральные терзания этого торговца, которому надлежало выбирать, либо заработать огромные барыши, не рассказав жителям о дополнительных поставках хлеба и продав свой хлеб по высокой цене, либо раскрыть информацию, продать зерно по умеренной цене, зато заслужить репутацию честного человека.
Цицерон сконцентрировался на обсуждении ложно понимаемого противопоставления «честности» и «пользы» и доказывал, что неправильно считать бесчестное поведение в данной ситуации залогом достижения материального успеха. Цицерон учил, что честность ведет к славе, которая, безусловно, является гораздо более ценным достижением, чем «краткосрочная прибыль», нацеленная на извлечение сиюминутной «пользы».
Лезью подошел к этой проблеме с иной, сугубо технической позиции ценообразования и оправдывал продажу зерна по высокой текущей цене, усматривая в этом высшую справедливость рынка. Итак жадность Лезью возвело ограду из слов о какой то мнимой высшей справедливости рынка, почему то главенствующего над высшим нравственным законом совести. Данный подход у «ожидавших» его купцов, поставил под сомнение схоластическую доктрину «справедливой цены», поскольку последняя исходила из равенства между тем, сколько получает и отдает каждый участвующий в торговле. Обсуждение этой «дилеммы торговца» в работах Лезью поставило перед поздними схоластами более общую проблему:
чье знание имеет больший вес и должно определять процесс ценообразования – знание индивида или общества?
Сторонники моральной ответственности индивида, обладающего тем знанием, которое недоступно обществу, считали, что торговец должен назначать цену после того, как он раскрыл покупателям всю известную ему информацию. Иначе рыночная цена не может претендовать на статус справедливой.
Лезью и другие поздние схоласты, вставшие на путь веры в «мудрость рынка», предлагали иначе трактовать способ ценообразования. Лезью стал предлагать подход «равновесной цены», основанный на оценках благоразумных и бережливых представителей покупателей. Наиболее уважаемые и компетентные члены общины покупателей должны взвесить и оценить все достоинства и пользу товара для покупателей в текущей ситуации без дополнительной информации продавца. Тем самым моральная ответственность перекладывается на общество, и информированный индивид освобождается от моральных терзаний.
Таким образом, поздняя схоластика католической моральной философии послужила отправным пунктом завершения «эры братства» и индивидуальной моральной ответственности каждого за благополучие социума. Это произошло задолго до протестантской Реформации и послужило начальным этапом формирования «экономического человека».
Современные социо-экономические мотивы католицизма.
Современная позиция Католической церкви в социо-экономических вопросах, проявленная в последние годы в Энцикликах Иоанна Павла II и Бенедикта XVI, противостоит как классическому, так и марксистскому мировоззрению, считая их одинаково материалистичными. Обе школы считают основной целью экономики накопление богатства. Обе школы игнорируют нормативную систему ценностей, которая противостоит рациональному подходу в социальных отношениях.
Центральные метафизические категории любви и милосердия приобретают социальное измерение. Идеи милосердия и социальной справедливости, находят конкретное измерение в трех сферах экономики: сфера потребления (консьюмеризм), сфера труда и глобализация.
Потребление.
Культ потребительства расценивается как выражение безбожного материализма, ведущего к распредмечиванию (demean) человечества и отступлению от этических норм жизни. Он апеллирует к животным инстинктам человека, заслоняя его качества стремления к свободе и познанию, и тем самым наносит ущерб физическому и духовному здоровью человека. Экономика сама по себе не способна отличить новые и более высокие формы человеческих потребностей от тех псевдопотребностей, которые мешают становлению личности. Поэтому от властей, гражданского общества и СМИ требуется большое чувство ответственности в пропагандировании новых потребностей, а сами производители и потребители нуждаются в изучении культуры потребления. Только вот знают ли сами производящие и потребляющие, то что они в этом нуждаются?...
Труд, капитал, собственность.
Тема труда является центральной в католической общественной мысли, т.к. церковь полагает труд центральной категорией бытия человечества. Труд людей отражает труд Бога. Этика труда состоит в том, что человек обретает собственное достоинство, укрепляет семью и общество. Центральное положение человека в процессе труда, его приоритет над капиталом обусловливает этическое основание концепций эксплуатации. Церковь однозначно выступает против эксплуатации труда капиталом, ибо капитал есть не что иное, как Дар Бога человеку, как инструмент трудового процесса, а не его цель.
Христианская мораль утверждает, что собственность на капитал морально обусловлена и не носит абсолютного и безграничного характера. Наоборот, существуют этические параметры (обязательства), ограничивающие права использования объектов частной собственности. Эти обязательства не могут быть изменены изменением формы собственности (с частной на общественную), будучи встроенными в саму природу собственности. А именно, каждый работник должен ощущать себя соучастником общечеловеческого процесса владения и пользования Даром Бога. Права частной собственности должны быть подчинены правам общего пользования, исходя из того, что блага предназначены для всех. Тем самым Католическая церковь противостоит классической догме неприкосновенности прав частной собственности. В то же время католическая мысль критикует марксистскую доктрину безусловного превосходства общественной собственности, т.к. бюрократическое воплощение коллективной организации в отсутствие этических ограничений ведет к антигуманным общественным отношениям. Лишая индивидов прав владения и использования капитала, коллективизм унижает человеческое достоинство.
***
Практический опыт протестантства и католичества, в коммерческой этике, всё же различен. И внимательный читатель уже наверняка определил некоторые основные направления развития обеих западных школ, в их заложенных основах, их истории, эволюционном развитии и их нынешней оформленности.
*******
Эволюция экономических учений католической церкви
Переустройство Западной Европы происходило под флагом западных лидеров христианства, с закрепленной за ними функцией преображения норм экономики и смежных с ней институтов.
Социальная основа церкви становится интересом земледельчества. Благодаря христианской школе благотворительности, принявшей форму дарения земель, католическая церковь закрепилось в статусе крупнейшего феодального землевладельца. Католическая церковь генерировала и интегрировала во всю структуру Западной Европы феодальную ренту, церковные налоги, церковную десятину, требы и другие хозяйственные инструменты. Неотъемлемой частью хозяйственной организации РКЦ являлись монастыри и монашеские ордена, не только показывающие пример ведения хозяйства, устроенного по христианским хозяйственно-этическим принципам, но и создававшие инфраструктуру хозяйствования средневековья. На первом этапе развития экономического учения РКЦ (V – конец XIX в.) экономическая и социально-философская мысль не были разделены, а основными ее авторами, как мы помним, были схоласты. Интерпретация общего блага Ф. Аквинского, задали мощный тон в рассмотрении экономических вопросов РКЦ ( Римской Католической Церкви). Критическое накопление противоречий в конце XIX в. обусловило переход экономического учения РКЦ на второй этап развития (1891 г. – конец 1920-х гг.), на котором в энциклике «Rerum novarum» была предложена программа институционального компромисса, связанного с возрождением институтов христианства.
На третьем этапе (конец 1920-х – конец 1950-х гг.), в период возникновения и закрепления социалистической модели хозяйствования, ведущей функцией РКЦ являлось противодействие тоталитарным идеологиям. В связи с этим развивалась новая идея, призванная обогатить институт социально-экономических отношений христианскими принципами благотворительности, милосердия и справедливости.
Утвердившаяся неравномерность хозяйственного пространства определила выдвижение на главенствующие позиции в миссии РКЦ функции идейного вдохновителя международного диалога по социально значимым проблемам.
Важнейшей задачей четвертого периода развития экономического учения РКЦ (1960-е – конец 1970-х гг.), ознаменовавшегося Вторым Ватиканским Собором и идеологией «аджорнаменто», явилась подготовка и реализация социально-экономических инициатив в целях достижения компромисса ассоциированных интересов государств.
В условиях подготовки и проведения радикальных институциональных перемен социалистического общества, важнейшей функцией РКЦ становится повышение социальной эффективности экономического развития, которая определила сущность и содержание пятого этапа эволюции ее экономического учения (конец 1970-х – н.в.). Противодействуя финансово-политической элите, РКЦ утверждает приоритет гуманитарного развития, который содействует раскрытию творческого потенциала личности.
Глобализация и мировой экономический порядок
Католическая церковь, как и атеистический марксизм, однозначно выступает против усиления эксплуатации труда и угнетения отдельных социальных слоев в ходе глобализации, однако этические основания их позиций разнятся. Католическая церковь озабочена проблемой внешнего долга бедных стран, т.к. основное население не получает никаких выгод от кредитов для коррумпированной элиты развивающихся стран, но несет обязательства по выплате долга. Поэтому церковь поднимает вопрос об усилении моральной ответственности заимодавцев в процессе кредитования малоразвитых стран, где существующие институты коррумпированы и не служат общественным интересам. В этой связи западная модель развития, основанная на безудержном и слепом эгоизме, обречена на бесславие. Экспорт данной модели развития «прогнившего капитализма», в развивающиеся страны, серьёзно угрожает этическим и духовным ценностям, к которым люди слабых и малоразвитых стран относятся серьёзно и уважительно.
****
Нравственные принципы и высокая христианская мораль уже давно перестали быть спутницами нынешнего либерально-протестантского капитализма западной Европы и почти всего запада. Это бесповоротно ведёт экономику развитых стран к неминуемым катаклизмам и потрясениям, с их волнами, расходящимися по всему миру. И это так же касается всех, без исключения областей их жизнедеятельности, стиля и образа современного бытия.
Этика Ветхого и нового заветов
Сердце Ветхого Завета, Десять заповедей, они и формулируют принципы праведности, справедливости, легализма, социальной морали, гуманизма и ответственности. Всё это утверждает универсальный институт, который и в экономике минимизирует риски для обеих сторон, участвующих в сделке, для получения выгоды. Но ориентир этики Ветхого Завета двойственен: с одной стороны, он задает жесткие рамки в отношениях со «своими», а с другой стороны, – свободу от всяких моральных обязательств по отношению к «чужим».
Хозяйственно-этические принципы справедливости и социальной морали оформились в философских учениях Платона и Аристотеля, где было сформулировано понятие «общего блага», которое в христианских учениях явилось центральным в экономических вопросах.
Новый Завет подтвердил основные хозяйственные принципы Ветхого Завета, дополнив их принципом милосердия. Помните –«В чём сердце Десяти Заповедей?» … «Возлюби Бога своего всем сердцем своим….и ближнего своего, как самого себя», да и вообще Евангелие предназначалось для язычников всех народов. Евангельские проповеди направлены на формирование доверия и эмпатии (активного желания понять, а не быть понятым) в экономических отношениях, что значительно укрепляет партнёрские отношения и минимизирует риски. Преодолев двойственность поведенческой ориентации Ветхого Завета, христианство значительно расширяет возможности верующего коммерсанта. А тот, в свою очередь, соблюдая последовательность (жертвуя средства от бизнеса), поспособствует выполнению социальной миссии Церкви.
Вместе с тем Новый Завет закрепляет модель хозяйственной деятельности, как принудительную и одновременно творческую и создает принципы свободы и ответственности, что обосновывает мотивационную модель поведения коммерсанта.
Результаты исследования коммерческо-этических принципов христианства позволяют увидеть влияние этической воли на экономическую деятельность (Рис. 1).
Труд;предпринимательство ---- Общественная польза
Собственность ---- ответственность
Богатство ---- благотворительность
Рис. 1.
Стасюк Владислав
В продолжении :
1.основы эволюции экономических учений католической и православной церкви
2. ПРАВОСЛАВНАЯ ЭТИКА (восхождение)
3. Этический кодекс православного предпринимателя
4. История коммерческой православной этики, в период с IX в. принятия христианства на Руси и до
наших дней…..
--- Авторские права на произведение принадлежат газете "Для ТЕБЯ". Публикация произведения допускается только по согласованию с редакцией газеты.
Владислав Стасюк,
Киев, Украина
Владислав Киев, Украина
Родился и живу в Киеве. В 12 лет крещен в храме Владимирского собора. Как и все учился в школе. После службы в армии (1989-1991). В 1992г. проходя мимо одного из православных храмов, меня привлекло внутреннее чувство мира и глубокой радости. После некоторых колебаний, все же в храм зашел. Внутри храма, остановился у иконы Христа....Далее личные переживания (извините сокровенно), ... это была первая пережитая встреча с Тем, в присутствии Которого что то произошло внутри, пришел мир и смысл. В доме, где я проживал, по соседству со мной проживал человек, гораздо старше меня возрастом, который посещал все возможные харизматические конференции с участием целителей и т.д. и т.д. Он меня и привёл на одно из воскресных служений общины "Живое Слово" http://lw.org.ua/ . Так, 1993г. я являлся активным служителем поместной и первой к тому времени харизматической общины "Живое Слово", пройдя путь от рядового члена общины до лидера группы прославления. В 1995 г. на совете общины пастором было совершено рукоположение. Параллельно окончил обучение в христианском центре подготовки лидеров Рика и Бетти Стромбек. Обучался в христианском институте теологии CLST http://www.clst.org.ua/wellcome.html. Одновременно собирал все журналы и другие издания ББИ Библейского Богословского Института им. апостола Андрея Первозванного, а так же Свято-Тихоновского Православного Университета http://pstgu.ru/
Часто посещал православные храмы, участвовал в литургии и таинствах, от чего более чем когда либо переживал силу покаяния, глубокую радость и мир во Христе. Покупал православную литературу, свидетельствовал в защиту православия, когда это было необходимо, (а это правда было не редкой необходимостью)... с юности ощущал (особенно с армейской службы), таинство причастности человека к церкви... И вот, летом в 1998г., после очередной воскресной службы (моего "заноса" не в ту степь), пастор отправил меня в отпуск. Так по ряду причин возврата в общину не последовало. То было время переосмыслений...хотя признаюсь и были неоднократные инерционные попытки вернуться в служение, но по ряду понятных причин (учения, богословие, таинства,...), шло внутреннее и непреодолимое отторжение. Даже вот, что было после: в 2003 г., в связи с некоторым личным осознанием и переживаниями, во мне появилось намерение о публичном покаянии перед всей общиной "о уходе из общины без пояснений". Такое решение встретило поддержку со стороны пастыря Гаврилюа А. П. http://uk.wikipedia.org/wiki/%D0%93%...B2%D0%B8%D1%87, который так же имел намерение говорить со мной на эту тему. При не случайной встрече с ним мы согласились в необходимости этого действия. Так и произошло, (на сцене каялся за выход из общины без всяких тогда на то пояснений, а главное за гордыню, которая поразила тогда меня, поскольку служение прославления на тот период было необыкновенно "заряженным", вспоминают до сих пор)..., но все же остаться в общине и служении Альфа http://sevastopolcc.org.ua/?p=2915, где мне предложено было послужить, так и не было суждено. То и естественно из-за множеств накопившихся противоречий.
...Внутренний зов в родной дом, молитвы и размышления направили меня туда, где я в 12 лет был крещён, в православное христианство....
P.S.Благодатная эволюция христианской души, для самой души есть приключение очень и очень странное, но сам этот путь полон пережитых внутренних драм, явственных драм падений, а с другой стороны захватывающих дух побед Христа в личной немощи....
Мир тебе и спасение во Христе.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Людям ли я стараюсь угодить? - Докторович Ирина «Тогда Пилат желая сделать угодное народу отпустил Варнаву, а Иисуса предал на распятие» Марк15.15
А тот народ что только не давно ходил за ним и слушал его, потом кричал распни его. Как вы думаете почему, наверно среди них были которые и верили и не хотели этого, у которых было другое мнение но они боялись его озвучить, они боялись мнения первосвещеников. Весь народ говорил то что говорили первосвещеники. Подумайте а не придаете ли вы Бога в тот момент когда пытаетесь угодить другим.
Людям ли вы стараетесь угодить или Богу?
Публицистика : Выдавая себя за Бога - Николай Николаевич «Да не обольстит вас никто никак: [ибо день тот не] [придет], доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога». (2Фесс.2:3-4)