Наверняка многие помнят содержание сказки о рукавичке невеличке. Парадокс для
«очень умных» в том, что разные по величине животные смогли укрыться в этой крохотной детской вещице. Все, что не вызывает у «знатоков всего» удивления или чувств восхищения, если последнее вообще имеет место, тут же отметается, как не имеющее практического смысла или рациональной основы. А ведь великое, это как правило долгое время незамечаемое малое, а порой действительно невзрачное и даже вызывающее отвращение. Это абсолютно справедливо, если мы вспомним хотябы одну из историй своих наблюдений. То что было неинтересным для нас, стало жизненно необходимым. Те истины, которые пролетали мимо нас, в последствии открывали наше сердце и дышали в нас полной грудью. То, что было отвратительно в нас самих, благодать преображает в подобие Сына Божьего. Разве это не великое малое? Господь не видит в нас ничего отвратительного кроме греха. И Он доказал это в Сыне Своем и нашем Господе Спасителе Христе. Достаточно вспомнить еще одну сказку «Гадкий утенок». Многие, как утенок прячутся от «прелестного» куринного мира, где важная жизнь в курятнике существует лишь для кубиков «гала бланка». В лучшем случае жизненный круг, этого безмятежного и сытого смысла существования, завершается на роскошном банкетном столе, для удовлетворения аппетита «сильного звена», которое как вы понимаете, завтра станет слабым. Не правда ли великий смысл жизни? Важный курятник считает утят гадкими, Господь видит их прекрасным из прекрасного в Своем творении…, творении во Христе. По этому нельзя поддаваться системе земных ценностей , навязывающей нам свои мерила, и оценки нас самих. Важно выработать в себе качества глубокой благодарности Богу, за все то, что происходит в вашей жизни, а так же глубокое убеждение о нераздельной Его к вам любви и заботе. Да именно лично к вам, по тому, как эта действительно истина. Его Вселенская миссия прямо и непосредственно включает каждого, в качестве части великого и вечного, за что Спасителем и была заплачена цена собственной жизни.
Итак, невеликое в нас, это как та рукавичка невеличка, которая имеет способность «растягиваться», когда мы принимаем рискованные для нас, но все же решения мотивированные любовью, а значит решения разумные и мудрые.
Всякому нашему решению, сделанному в подлинной любви Господь не откажет, но благословит по нашему прошению и Сам поможет. Прежде, чем понять о каких решениях идёт речь нам потребуется обсудить и усвоить понятия о «норме».
Это нормально, когда мы вмещаем только тех людей, кто любит нас. К таким людям мы как правило тоже не равнодушны. Мы уделяем им внимание, время, дарим им подарки, помогаем, поддерживаем в трудные времена, печёмся и заступаемся за них. Словом наше отношение к ним доказывается нашими делами, что и есть вообщем нашей обратной к ним реакцией взаимности во всём, а возможно и во много большем. И если говорить о жизненных нормах, то для нас, в рамках таких норм, это будет верхом абсолютных отношений. Так или иначе, люди по очень разным причинам отвечают друг другу взаимностью и обмениваются любезностями. Но вот какое дело. Намерения сердца в таких взаимностях различны и во многом по началу не понятны. И только спустя время, а то и многие годы в различных испытаниях, всех уровней тяжести, человек предстаёт в своём истинном обличии. Что же было в действительности важным в отношениях взаимности человека, который поступается ими в переломный момент? Карьера, деньги, власть, слава, положение, связи или просто удовольствия, в приятном времяпровождении? А может причиной стал страх, потерять принадлежность к «избранному кругу» и лишиться его, но тогда новый страх, более свирепый заставит поступится таким «кругом» ради более «важного избранного круга».
«даже война не раскрывает подлинную сущность человека так, как раскрывает её данная ему власть»
А если это страх за себя или своих близких? Тогда это определяет наивысшую ценность в системе ценностей поступающегося взаимоотношениями. Высшую цену человеческого блага, которое не имеет цены, ибо оно в родных, муже, жене, детях. Ведь предать ценности товарищества или саму дружбу ради безопасности собственной семьи не налагают абсолютной вины на предающего, но возможно и не полностью оправдывают его. Хотя для многих тема спорная.
«кожа за кожу, а за жизнь свою человек отдаст всё, что у него есть» Иов:
И в рамках общечеловеческой морали этических норм взаимоотношений это всё же остаётся суровой реальностью, если не считать наивысшую Идею, за которую человек добровольно готов отдать собственную жизнь.
«кто в мире сём сбережёт душу свою, тот потеряет её, а кто отдаст душу свою за ближнего своего, тот сбережёт её для жизни вечной»
Если вы заметили, то вышеописанные здесь ценности различны, каждая из которых имеет собственный уровень, это уровень морали, от самой низшей из них, до наивысшей. Добрая мораль, как и добрая совесть, дар свыше, они неотъемлемые условия всех основных религий. И герой не тот, кто стал великим и прославленным, а тот, кто отдал всё, что у него ради спасения ближнего. Герой не великий захватчик, а истинный защитник.
Как бы там ни было, а человеческая душа всё же потёмки, и в этом пословица верна. Верна она даже тогда, когда эта душа ест в месте с тобой один хлеб. Но не стоит обострять на этом особенного внимания. На это вообще не стоит тратить своего драгоценного времени, отведённого нам Творцом. Подозревать всех окружающих нас людей в «тёмности их душ», далеко не то, что можно назвать доброй взаимностью. И если быть откровенным до конца, то мы и сами себя толком не знаем, пока не окажемся в не привычных для себя обстоятельствах, где к тому же и решения необходимо принимать быстро. А по тому подозрение, без веских на то оснований не более, чем обычный грех невежд, всегда готовых к самооправданию и осуждению других. А вот доверие по природе своей хоть и рискованно, но благородно. Оно нацелено на созидание, а это уже признаки источника жизни.
Помните? « если не обратитесь и не станете как дети….
В отношении нас самих можно сказать, что человек существо сложное. Один богослов, говоря о сущности человека, привёл аналогию с государством со своим устройством жизнедеятельности народа и правительства. Говоря о парламенте, он указал на различные фракции, каждая из которых навязывает свои законопроекты. В этом совете есть фракция желудка, фракция ума, эмоций, воли, духа и других партий. Все эти фракции, так или иначе, деятельны в парламенте государства, но порядок и регламент поддерживается спикером всего собрания. И тут очень важно, кто же этим спикером будет. Представитель от плотского крыла парламента или духовного? Это одна из причин, когда нам просто не когда заниматься вопросами внешних отношений, в смысле суждений о другом человеке. Тогда как нам самим необходимо обустраивать наше собственное государство и либо исключительно корыстно в себе, либо в Нём. Как говорится: «будем в Бога богатеть.» Что касается внешних суждений, то на это дал ответ Сам Христос: - «Что тебе до него? ты следуй за Мной».
Теперь ещё раз обратимся к нормам этики взаимности и не смотря на некоторые радостные результаты всё же вглядимся в них повнимательней. Давайте попытаемся обнаружить, совершенно ли не погрешим дух норм вышеописанных взаимностей?
« ты мне очень нужен, полезен, ценен, как и я тебе»
«я всё что угодно отдам тебе, взамен такого же твоего ко мне отношения»
На сколько же это бесконечно радостно, видеть добровольную взаимную любовь с жертвенными и созидательными отношениями….
Но в реальном мире разевать рот не приходится, в особенности, когда тебя вдруг начинают распинать на «твоём кресте». И тогда наше отношение от «доброй» взаимности мутирует во взаимную агрессию с оппонентом или даже уже с «противником», который возможно вчера ещё был другом.
Тот ли это путь, путь норм человеческих взаимностей, что без огреха?
Ответ нет. Этика личности лицемерна без качеств характера и утверждённых принципов.
Господь наш, на кресте прощал всех, кто распинал и предавал Его, умоляя Отца о прощении всех не ведавших того, что творят. Не ведавших того, что творят, это нас с вами. Да, дорогой человек, не только тех, кто это сделал в истории прошлого. Ведь осуждая их или других, уже наших обидчиков, мы подвергаемся ещё большему осуждению нас самих. Мы говорим: «как можно их простить, негодяев и убийц, извергов, садистов и нелюдей? Они достойны смерти и не простой, а очень медленной и болезненной». Но истина в том, что это правда большинства. С таким отношением нам не понять молитвы Христа о прощении этих негодяев и убийц. Наша природа такова, что мы снова продолжаем: «но они же видели, что делают». А Христос говорит: «они не ведают, что творят». И если у нас лишь такое отношение к распинающим Христа, то не перечёркиваем ли мы Его молитву об их прощении? И если наше отношение, это отношение взаимной расчётливости или чувственной симпатии, а не подлинной любви (к нашим обидчикам и палачам), то не распинаем ли и мы в себе Господа славы? Как мы сможем молиться Господней молитвой Отче наш, где просим: «прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». Ведь как просим, так по тому и получим.
И если по нашему определению не ведающие того, что творят окажутся из другой конфессии или Церкви, то что мы будем делать? У вас есть план? Концепция или тактика? Может за ранее выработанная этика норм поведения? Как в этой ситуации мы смогли бы угодить небу? А не ведающим того, что творят - тронуть сердца и кто знает, может их жизнь после того изменится навсегда.
«перемен требуют наши сердца» пел когда-то Виктор Цой, выражая так дефицит в сердечности человеческой и желание людей жить для себя, не замечая чужой боли.
Итак надеюсь мы видим, что путь лишь к нормам взаимного отношения друг ко другу не ведёт к совершенной любви и единству. А ведёт он к реально действующей практике межконфессионального расстройства, при первой же возникшей дилемме. А мы знаем, что бывает от расстройства желудка… Взгляните на разногласия, споры, раздоры, распри, расколы, замкнутость на своём, насилие над Святым Писанием, претензии на истинность своей конфессиональной повозки, которую пытаются увезти в свои владения, лебедь, рак и щука. Неужели мы думаем, что люди в миру этого не наблюдают? Как раз на оборот. Этим мы подаём повод противникам, а они обращают на это внимание остальных. И оказываясь у разбитого корыта, мы вновь пред лицом нашей действительности – состояния нашего сердца. Дальше всё заново и снова выбор. Продолжая тему взаимности, как любви тех, кто любит нас, обратим внимание на слова Христа. Что Сам Господь говорит о нормах человеческой взаимности?
« Какая польза вам от того, если вы любите тех, кто вас любит, не то ли делают и язычники? По тому говорю вам, любите врагов ваших, обижающих вас и ненавидящих вас и гонящих вас. И тогда велика награда ваша будет на небесах».
Не это ли то, что зовётся узкой дорогой? Ни это ли то, что часто мы избегаем в своей повседневной христианской жизни? Ни это ли то, что делает соль солёной, а свечу, стоящей на столе светом во тьме? Не делается ли наша любовь взаимовыгодной и эгоистичной, следуя по широкой дороге и пространному пути? Не эта ли та чёрствость с гробовой ухмылкой, что возводит «хрустальный терем» для себя и для выгодных своих и не замечая «рукавичку невеличку», оставляет её в пренебрежении. Или может это похоже на подмененную истиной любовью во Христе гуманистическую сентиментальность, которая при первых же испытаниях поплывет как воск при слабом огне?
Рукавичка невеличка, это то место, где у вместившихся в ней живущих существ не было возможности заниматься «своими» эго-вопросами. В ней все они были хоть и в тесноте, да не в обиде. Там они вместе прятались от одной беды, стихии мира, укрываясь в «Невеликом – сокровенном Христе» « и мы видели Его, и не было в Нём вида и величия и того, что привлекало бы нас к Нему» Исая:53
И каковы же наши с вами «нормы» представления о единстве друг с другом и другими христианами, из других конфессий и церквей? Подумаем над этим друзья и не только умом…..
« Господи! Дай мне тело не скверное, сердце чистое, ум добрый и разум светлый»
Владислав Стасюк,
Киев, Украина
Владислав Киев, Украина
Родился и живу в Киеве. В 12 лет крещен в храме Владимирского собора. Как и все учился в школе. После службы в армии (1989-1991). В 1992г. проходя мимо одного из православных храмов, меня привлекло внутреннее чувство мира и глубокой радости. После некоторых колебаний, все же в храм зашел. Внутри храма, остановился у иконы Христа....Далее личные переживания (извините сокровенно), ... это была первая пережитая встреча с Тем, в присутствии Которого что то произошло внутри, пришел мир и смысл. В доме, где я проживал, по соседству со мной проживал человек, гораздо старше меня возрастом, который посещал все возможные харизматические конференции с участием целителей и т.д. и т.д. Он меня и привёл на одно из воскресных служений общины "Живое Слово" http://lw.org.ua/ . Так, 1993г. я являлся активным служителем поместной и первой к тому времени харизматической общины "Живое Слово", пройдя путь от рядового члена общины до лидера группы прославления. В 1995 г. на совете общины пастором было совершено рукоположение. Параллельно окончил обучение в христианском центре подготовки лидеров Рика и Бетти Стромбек. Обучался в христианском институте теологии CLST http://www.clst.org.ua/wellcome.html. Одновременно собирал все журналы и другие издания ББИ Библейского Богословского Института им. апостола Андрея Первозванного, а так же Свято-Тихоновского Православного Университета http://pstgu.ru/
Часто посещал православные храмы, участвовал в литургии и таинствах, от чего более чем когда либо переживал силу покаяния, глубокую радость и мир во Христе. Покупал православную литературу, свидетельствовал в защиту православия, когда это было необходимо, (а это правда было не редкой необходимостью)... с юности ощущал (особенно с армейской службы), таинство причастности человека к церкви... И вот, летом в 1998г., после очередной воскресной службы (моего "заноса" не в ту степь), пастор отправил меня в отпуск. Так по ряду причин возврата в общину не последовало. То было время переосмыслений...хотя признаюсь и были неоднократные инерционные попытки вернуться в служение, но по ряду понятных причин (учения, богословие, таинства,...), шло внутреннее и непреодолимое отторжение. Даже вот, что было после: в 2003 г., в связи с некоторым личным осознанием и переживаниями, во мне появилось намерение о публичном покаянии перед всей общиной "о уходе из общины без пояснений". Такое решение встретило поддержку со стороны пастыря Гаврилюа А. П. http://uk.wikipedia.org/wiki/%D0%93%...B2%D0%B8%D1%87, который так же имел намерение говорить со мной на эту тему. При не случайной встрече с ним мы согласились в необходимости этого действия. Так и произошло, (на сцене каялся за выход из общины без всяких тогда на то пояснений, а главное за гордыню, которая поразила тогда меня, поскольку служение прославления на тот период было необыкновенно "заряженным", вспоминают до сих пор)..., но все же остаться в общине и служении Альфа http://sevastopolcc.org.ua/?p=2915, где мне предложено было послужить, так и не было суждено. То и естественно из-за множеств накопившихся противоречий.
...Внутренний зов в родной дом, молитвы и размышления направили меня туда, где я в 12 лет был крещён, в православное христианство....
P.S.Благодатная эволюция христианской души, для самой души есть приключение очень и очень странное, но сам этот путь полон пережитых внутренних драм, явственных драм падений, а с другой стороны захватывающих дух побед Христа в личной немощи....
Мир тебе и спасение во Христе.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности