Хочу поделиться своими размышлениями по поводу веры. Многие говорят – мы верим в Бога, мы верим в Иисуса, мы христиане, и тому подобное, и они искренне считают что верят. Потому что в библейский термин «вера» вкладывают совсем не то, что вкладывали в него «авторы» библии, те, кто ее записывал.
На взгляд многих христиан существует некий парадокс, когда вроде бы в посланиях Павла упор делается на веру, что мол оправдание не по делам, а по вере, а в послании Иакова упор делается на дела, потому что вера без дел мертва. На самом деле они говорят об одном и том же. О вере рождающей дела, о вере, меняющей жизнь, и о делах, оттачивающих веру. В 28 главе книги Второзаконие перечислены благословения и проклятия. Многие видят только их, но не видят, что Бог там поставил условия, при соблюдении которых приходили благословения, а при нарушении которых приходили проклятия. И ведь условия были поставлены не абы кому, а людям которые видели славу Бога, которые не могли не верить ни в то, что Бог есть, ни в то, что именно Он творил дела, ставшие легендами. И если поглядеть на историю Израиля от времен Моисея и до времен Христа, то Бог очень часто обновлял их память о Своих делах, так что не верить в то, что Бог есть, им было очень трудно. Ко времени Христа в Израиле были несколько сильных религиозных течений – фарисеи, саддукеи, ессеи. Толковали Закон и то, что мы сейчас считаем ветхим заветом, они каждый по своему, но в одном они были едины – Бог есть, и именно Бог дал народу Иакова(Израиля) Закон. То есть на словах они были верующими.
Почему же история Израиля является историей глобального поражения, за исключением первых лет тридцати-сорока, когда шла экспансия на палестинские земли? Никогда Израиль не был даже региональным доминирующим государством, влияя лишь на страны лежащие в сотне километров от его границ. Да и то, влияние это было не слишком сильным, и те же филистимляне за всю историю даже полтысячи лет не были полноправной иудейской колонией. А ведь на стороне Израиля был Бог. И им были обещаны в том числе великие воинские победы. Хотя справедливости ради стоит отметить, что победы в битвах были, и порой очень серьезные, но это слабо влияло на общую картину. Тот же Рим начинал развиваться в куда более худших условиях, та же империя Александра Великого начинала в намного более худших условиях, те же Ассирия, Вавилон, Персия начинали в намного худших условиях. В чем же причина?
На самом деле причин всего три.
1) Богу никогда не было нужно чтобы народ Авраама, Исаака и Иакова владел миром, был мировой державой.
2) Закон данный израильтянам вел их к Богу а не к славе и мировому господству
3) Израильтяне видели закон, верили в Бога и закон, и закон стал для них важней Бога
В 28 главе второзакония Бог ставит условием благословения не веру, а дела. В то же время Иисус, когда начал Свое служение, говорил примерно тоже самое – «покайтесь, и веруйте в евангелие». В седьмой главе Матфей описывает слова Христа, где Иисус обращается к верующим в Него, и которых Он не знает. А не знает потому, что они делают беззаконие. И в 25 главе Матфей приводит слова Христа о том, как Он будет делить людей. Не по принципу «верю – не верю», а по принципу «делаю – не делаю». В 14 главе Иоанн описывает примерно это же, когда Иисус сказал, что кто любит Его, тот будет делать то, что Он говорит. И в седьмой главе своего евангелия Матфей приводит интересное высказывание Иисуса – по плодам их узнаете их. Не по вере, не по словам, а именно по плодам. То есть по делам. И эта мысль много раз встречается у всех евангелистов.
Все это подводит к одному интересному выводу. Во что верят люди, «верящие в Христа»? они верят в то, что Он был? Ну так и бесы верят в то, что Он был. В то, что Он умер и воскрес? Бесы не только в это верят, они этому свидетели. В то, что Он Сын Божий? Бесам даже верить в это не надо, они это знают. В то, что Иисус правду сказал? Бесы и это знают. Так во что же верят те, кто «верит во Христа»?
Иоанн в восьмой главе описывает очень интересную беседу Иисуса и иудеев, о которых написано – «уверовавшие в Него». И я часто задаюсь вопросом, во что же они поверили? В то, что Он и есть обещанный Спаситель-Мессия? Эта история говорит, что это было не так. В то, что Он Божий пророк? Но даже в это они не поверили, иначе не захотели бы Его убить. Так во что они поверили? У меня есть предположение, что «поверили» означает – «стали внимательно слушать». Однако дальше «слушать» дело не пошло. Как только Иисус переступил через то, что они считали константой, они назвали Его безумным. И никто из них не стал жить по Его словам. В четвертной главе Марк описывает, как ученики плыли по озеру и попали в бурю. Ученики вроде бы настолько поверили Иисусу, что оставили свои дома, своих жен и детей, которых кто-то должен был кормить, и пошли за «Учителем». Кем они тогда Его считали? Пророком, учителем, чудотворцем. Матфей в 16 главе описывает, как после чуда с кормежкой нескольких тысяч людей с помощью нескольких лепешек и рыбок Петр назвал Иисуса Христом, Сыном Бога Живого. Но когда Иисуса казнили, даже Петр был в растерянности. Лучше всего состояние апостолов отражают слова, записанные Лукой «мы надеялись было, что Он есть Тот, Который должен избавить Израиля»
то есть они хотели верить, но даже сами не знали во что.
Последние главы всех евангелий и первая глава книги деяний показывают произошедшую в них перемену. Они уже не разбегались. Они уже набирались смелости приходить в Храм, прекрасно зная, чем это может закончиться. Ведь фарисеи и саддукеи, как политические партии, ради спокойствия народа вполне могли начать давить на них. Хотя скорее всего в тот момент Бог хранил их, и власти их не трогали. Но все равно, перемены были на лицо. А вот во второй главе происходит еще более глобальная перемена. Дух Божий наполняет апостолов и учеников. И Петр начинает говорить людям о Христе. Причем не где-то а в храме. В великой святые иудейской веры. И когда их начинают гнать за это, они реагируют совсем иначе, чем в конце евангельской истории. Потому что тут они уже знают во что верят. И тут они на самом деле верят.
В 11 главе послания к Евреям автор описывает что такое вера. Синодальный перевод тут вносит путаницу, и перевод первого стиха как «уверенность в невидимом и осуществление ожидаемого не согласуются со всей главой, в которой пишется о тех, кто верил, но ожидаемое так и не осуществилось.
Мне лично больше по душе это место в переводе «Современный Перевод»
1 Вера же означает, что мы уверены в том, на что надеемся, она означает, что мы верим в то, что некоторые вещи существуют, хотя мы их и не видим.
(Евр.11:1)
Во всяком случае, этот перевод не расходится со смыслом всей главы, целиком послания, да и посланий других авторов.
А отсюда вывод: вера это уверенность в том, во что веришь, значимость того, во что веришь, все свои жизненные ценности ты меняешь в соответствии с тем, во что веришь, все свои поступки оцениваешь по тому, во что веришь, поступаешь не по тому, как хочется, как вынуждают обстоятельства, а потому, во что веришь, и ценишь то, во что веришь намного выше всего остального. Именно так верили Авраам, Моисей, Давид, Ездра, Неемия, Павел, Петр.
И несколько слов о практическом применении этого вывода(потому что любая теория является полезной и прогрессирующей лишь в том случае, если ее применяют на практике)
Если человек считает что верит в Христа, но поступать по словам Христа для него менее важно, чем по тому, как он привык, как он считает правильным, как ему хочется, то это вера только в его глазах. Бог видит это все иначе. И такая вера ничего не даст человеку кроме самообмана.
Если человек поступает по словам Христа, тем, которые записаны в Евангелии, но ему все равно что на самом деле означает сказанное Христом, то это не вера, а самообман.
Если для человека важно докопаться до сути – что же означало сказанное Христом тогда, и что означает сегодня, и найдя ответ на этот вопрос, он лишь знает его, но по нему не поступает в своей личной жизни, он лишь сам себя обманывает.
А если для человека важна суть сказанного Иисусом, если человек это ищет, и найдя хотя бы немногое начинает жить по этому, начинает поступать по этому, вопреки своим желаниям, чувствам, привычкам, традициям, вопреки общественному мнению, то Господь исполнит в его жизни то, что обещал, и что записал евангелист Иоанн
23 Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим.
24 Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца.
25 Сие сказал Я вам, находясь с вами.
26 Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.
27 Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается.
28 Вы слышали, что Я сказал вам: иду от вас и приду к вам. Если бы вы любили Меня, то возрадовались бы, что Я сказал: иду к Отцу; ибо Отец Мой более Меня.
29 И вот, Я сказал вам [о том], прежде нежели сбылось, дабы вы поверили, когда сбудется.
(Иоан.14:23-29)
И в жизнь этого человека Бог приведет праведность, мир и радость в Духе Святом, потому что это и есть Его Царство.
Комментарий автора: решил изложить то, что вижу в библии и что применяю в своей жизни о вере. это произведение навеяно общением со многими христианами, которые уверены что они верят Богу, но которые то ли по незнанию, то ли по каким-то другим причинам считают что достаточно просто верить, а как живешь, не так важно. а ведь Иисус учил совсем другому.
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
Мир вам! Как считают: "Достаточно просто верить, а как живёшь не важно".А что значит "просто верить?"- неизвестно как?
Вот это неизвестность в христианстве "просто верю" многим непонятно. Сижу и слушаю проповедь, пение. А зачем? Ритуал.А где вера? "А как живу, не важно", - а веры? Что? На это не станут и беседовать, если это не в плане заложено. Прийдите помолитесь за больного? Что. Для христиан это непонятно, что им говорят, о чём просят. А где вера, какая вера? "Плод духа...вера"-/Гал.5.20/.Приносящий плод, - значит пойди и помолись. А разве в христианстве о таком плоде вере слышали или делали. Это вопрос на который нужет ответ в христианстве.
Владимир Молоканов
2013-07-08 18:37:07
Валерий, вы правы, есть такая проблема в христианстве, когда вера в ритуал заменяет не только отношение к людям, за которых умер Христос, но и Бога. как с этим бороться? можно попробовать пересадку головы, а если серьезно, единственное что вам доступно - самому жить не по обряду, а по словам Христа, ежедневно выполняя то, что Он говорил. и тогда ваша жизнь будет примером и обличением. а убеждением, словами, криками, статьями, ничего не изменить. можно лишь немного помочь тому, кто ищет ответ. а кому ответ не нужен, кто доволен обрядами и ритуалами, как вы ему поможете? никак. разве только о милости Божьей к нему молиться.