Ох уж эта древняя человеческая страсть – искать всему объяснение. Историки уверяют, что именно благодаря ей зародилась однажды опаснейшая ересь – гностицизм (от греческого слова «гносис» - знание). Конечно, движение это было неоднородным, но его последователей объединяло неуемное желание философствовать, а также открытая неприязнь к Богу евреев и Израилю непосредственно. Гностики по-своему объяснили происхождение зла, лихо разделив мир на духовный и материальный. Над Церковью нависла страшная угроза (что уже странно), но как уверяют ученые люди, благодаря бдительности руководства, ересь в принципе была ликвидирована.
Казалось бы, тему можно закрыть. На первый взгляд она кажется такой несовременной, что вызывает у большинства христиан откровенную зевоту. Но вот что настораживает. Если глубокое человеческое желание – все знать – неистребимо, то, как поверить, что опасность гностицизма миновала? Вообще то, первым гностиком стал Адам, когда съел от дерева познания добра и зла. Он был обречен на постоянный поиск знания, ведь неизвестность пугала новоиспеченного бога. А мы от «яблоньки» недалеко упали, все в папу. И «гносис» у нас в почете. Недаром, среди христианских служителей самой непопулярной фразой является: «Я не знаю». А еще кто-то утверждает, что с ересью покончено…
Если вернуться к древним векам, то Маркион (один из выдающихся гностиков 2 века), бледнеет по сравнению с мужами, которые через несколько веков после него утвердили на многочисленных соборах замаскированную гностическую ересь. Им, наконец, удалось «узаконить» антисемитизм, внести в Церковь многобожие, заставив поверить других, что истинное знание принадлежит только им, избранным «пневматикам».
Хочу процитировать отрывок из книги Р.Д. Хайдлера «Мессианская Церковь восстанавливается», который ярко иллюстрирует обстановку тех времен. «Греческое мышление… обожествляет человеческий интеллект, ставя его выше Бога. Предполагают, что человеческий разум может полностью понять Бога, и верят тому, что если ты можешь что-то понять, то можешь и контролировать это… они смотрят на Бога вселенной как на предмет, который можно подвергнуть научным исследованиям, поставить под духовный микроскоп и расчленить Его скальпелем человеческого интеллекта. Когда Церковь потеряла свои еврейские корни, она прониклась интеллектуальным греческим стремлением проанализировать Бога. Это привело Церковь ко многим векам непродуктивных человеческих дебатов. Хорошим примером тому является Собор в Халкидоне в 451 году, который был устроен, чтобы утрясти противоречия, касающиеся божественной и человеческой природы Иисуса. Обе стороны верили в Него и соглашались с тем, что Он был Богом и человеком. Их задачей было в точности определить, как Его человеческая и божественная природа соотносились друг с другом… Меня поражает то, что кто-то на этих дебатах мог даже предположить, что наш человеческий разум способен понять – как сочетаются в Мессии его божественная и человеческая природа, или, что каким-то образом эти дебаты могут принести хоть какую-то пользу».
Вот так, а нам это чудное прошлое преподносится как сплошные победы над ересями и вероотступниками. Зачастую еретиками объявлялись те, кто просто думал иначе. Естественно, подобная практика внесла раскол, присутствующий до сего дня. Дуализм, в котором обвиняли гностиков – идея деления мира на злой, материальный и добрый, духовный, изуродовала Церковь, поделив ее на духовных, обладающих «гносисом» клириков и приземленных, бестолковых прихожан. Человеческая радость была объявлена плотским проявлением. Тело олицетворялось со злом, с которым нужно бороться. Так утвердился аскетизм, став фундаментом для монашества. Писание разделили на Ветхий и Новый Завет, привив людям пренебрежение к Слову. Сатана навязал верующим мысль, что Писание может частично устареть, лишиться значения. Израиль объявили «вне игры».
Думаете, я говорю только о средневековье? Но ведь именно сегодня мы разделены на секции, каждая из которой уверена, что обладает уникальным знанием о Боге, с чувством превосходства поглядывая на других. Аскетизм так глубоко проник в сознание, что людям намного проще скорбеть на любую тему, чем радоваться о Господе. Поэтому верующие малосильны. Говоря исключительно о добром Иисусе, мы автоматически противопоставляем Его непредсказуемому, суровому Богу так называемого Ветхого Завета. Чем вам не демиург? Создается впечатление, что есть два бога, один добрый, а другой – злой. Чем не политеизм? А многие вообще уверены, что у христиан три бога… Мы учим, что наше будущее – быть бессменными хористами перед Престолом, хотя Отец предназначил нам жизнь в прославленных телах на новой земле, как и было задумано.
А теперь под конец, несколько слов о современном докетизме. Только в отличие от глубокой старины, он у нас присутствует не в виде еретического учения, а как данность. Прежние гностики утверждали, что Христос не мог жить в «злом» материальном теле, а значит, был фантомом и якобы, Его задачей было передать знание избранной элите, а не спасение – всем нам. Так вот, к сожалению, во многом это сбылось. Бессильная элита ничего кроме «гносиса», предложить не может. А Христос в такой среде больше напоминает фантом, нежели реально действующую личность.
Догадываюсь, что буду обвинен в поверхностном отношении к истории, невежестве, пренебрежении к признанным авторитетам и в том, что пишу штампами. Только дела это не меняет. Гностики среди нас. Гностики – это мы. И единственное утешение в том, что я, слава Богу, не знаю, как это изменить.
Игорь Корниец,
Керчь, Украина
Пресвитер церкви "Путь Господень"
Прочитано 3264 раза. Голосов 2. Средняя оценка: 2.5
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы,
замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать
оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам
совершенствовать свои творческие способности
1Кор.8:2 Кто думает, что он знает что-нибудь, тот ничего еще не знает так, как должно знать. 3 НО КТО ЛЮБИТ БОГА, ТОМУ ДАНО ЗНАНИЕ ОТ НЕГО.
Главное - не усложнять простоту Христову.
Да благословит Господь. Комментарий автора: Да уж точно, знание человеческое надмевает. Так что не будем усложнять, согласен. Мир.
Борисовский.
2010-05-13 06:13:22
"истинное идолопоклонство"-идолопоклонство интеллектуальное,придумать Богу имя-Троица и поклоняться этому?!
Адам бы нами гордился. Комментарий автора: Да уж Александр, тут вы заглянули в самое корневое корневище вопроса:)
Иван
2010-05-13 09:05:59
Одно дело - знать Бога, другое - знать о Боге. Любящие знают Бога, как Отца, как личность, имея с Ним отношения, но как Творца и Бога будут познавать Его бесконечно. Комментарий автора: Любящие Отца будут также познавать Его Отцовство бесконечно.
Иван
2010-05-13 09:40:11
Получается "Я знаю и не знаю одновременно".
Михаил
2010-05-13 12:48:22
зачем нам обьяснения!и гностицизм зачем? да здравствует христианский ислам, проявляющий себя в покорности! Комментарий автора: Что это было?
Иван
2010-05-13 13:37:24
Это были эксКрОМЕНТЫ супермандрита Михпилуса.
Виктор
2010-05-13 14:20:24
"Гностики по-своему объяснили происхождение зла, лихо разделив мир на духовный и материальный".
Вы сего деления не признаете?
"А Христос в такой среде больше напоминает фантом, нежели реально действующую личность".
Если Вы лично встречались с живым Христом, то почему бы Вам не рассказать об этом поподробнее? Комментарий автора: Не признаю. То, к чему прикоснулась Божья Рука при сотворении, то, что было задумано Им как благословение для людей, то, что Им и для Него сотворено, - не может быть злом, ошибкой и недуховным. Так же, как нет духовных и недуховных дел, профессий и пр. Отдых духовен, работа духовна и т.д. как задуманные Самим Творцом.
Христос живет в Доме, а Дом Его - мы. Там Он реален, силен.
В кругах умников Его не встретить. Что же касается моей личной встречи со Христом, как это случилось с Павлом, то ее не было.
Михаил
2010-05-13 16:01:21
со времён своего грехопадения человек живёт во враждебном ему мире. Мир этот оккупирован князем зла, который способен принимать даже "вид ангела света".
Сегодня эпоха посмодернизма. Едва ли не самая хитрая и коварная уловка лукавого, когда неискушённые искатели истины особо часто попадают в различные заблуждения и обольщения.
Налицо размытие ЛИЧНОСТНОГО НАЧАЛА, масссовая стандартизация и глобализация общества.
Сегодня коренным образом изменяется социумный тип, и на арену вышел новый феномен - человек-масса, или на сленге "хавающий пипл".
Это не социальный класс или составной элемент какого то класса. это образ мышления, адепты которого составляют большинство (массы).
Ему чужда какая-либо ответсвенность за те культурные или социальные институты, частью которых он является.
Его главный критерий - собственная выгода(корысть).
Это по сути, продукт технологий маскультуры. Маскультура - это производство, включающее в себя имитацию искусства, философии, науки и... христианства...
ну как, уже лучше? благодарю за внимание! Комментарий автора: Думаю, что хавающий пипл - очень древнее явление.
Виктор
2010-05-13 22:11:33
"Не признаю".
Т.е. мира духа для Вас не существует?
"...то, что Им и для Него сотворено, - не может быть злом, ошибкой и недуховным".
Что ж, значит сатана и ангелы его живут и действуют вполне по делу, безошибочно как духи, сотворенные Господом Богом и ни кем иным.
"Христос живет в Доме, а Дом Его - мы. Там Он реален, силен".
А вне нас разве нет? Комментарий автора: Виктор, похоже я вызываю у вас подозрение. В данном констексте я использую слово "духовный" применительно к Святому Духу и духу человека, с ним сотрудничающего.
Тоже самое касается и проявлений Христа именно в Церкви и через нее. Попробуйте читать не из "укрытия" собственных убеждений, оттуда обзор ограниченный. Мир.
Иван
2010-05-14 06:26:25
А в духе-то вы со Христом встречались или нет? Комментарий автора: http://www.foru.ru/slovo.25270.1.html
Попробуйте прочитать это, если угодно. Думаю, там есть ответ на этот вопрос, хотя я могу и просто ответить: Да.
Виктор
2010-05-14 20:11:30
Подозрения не существенны. Духов много на самом деле. Даже очень.
Читать можно с самых разнообразных позиций.
Никогда не пробовали выйти из "укрытия" убеждений церковных? Они тоже ограничивают обзор... Комментарий автора: Если называть церковными убеждениями деноминационные, то из них более-менее вышел...
Иван
2010-05-15 07:21:23
Хех, обвинять в поверхностном отношении к истории и т.д. ??? Ни за что, разве что в неграмотности и аконтекстуальном употреблении терминов, либо в попытке хитрой манипуляции незнакомыми широкому кругу читателей терминами
Полтавченко Ярослав
2010-05-18 20:23:28
С миром Божиим, брат.
То евреев гнали и вынуждали отрекаться от еврейства, чтобы стать христианами, то к евреям относятся как к христианам особого благословения и особо благословленные и служащие им.
К счастью в теле нет суперчленов или недочленов.
Я хотел, Вас, Игорь спросить не как противопоставление, а для понимания, для выяснения сути: если Вы цитируете книгу, в которой еврейское мышление считается правильным, я греческое - неверным, то как Вы считаете, почему оригинал Нового Завета написан на греческом, а не на еврейском? Почему евреям нужно вникать в понятия греческого языка и переводить на свой? И многие имена имеют духовный смысл в греческом звучании: Петр, Воаенергес, Теофил, Гаий...
Мне неоднократно приходилось встречаться с противопоставлением любви и знания, в том числе с пророчествами типа: Познавай Бога не разумом, а сердцем.
Хотя Писание говорит нам о полноте и целостности служения Богу:
любить сердцем, душой, разумением, крепостью...
дал свет и разум, да познаем Бога истинного...
за то, что не заботились иметь Бога в разуме...
Знание не должно становиться самоцелью, но даяние знания равно как и даяние ведения - есть неотъемлимая часть действия любви, равно как и любовью есть истинное использование знания Бога.
А если учесть, что во Христе нет ни еврея, ни язычника, то может во Христе нет и ни еврейского мышления и ни греческого мышления, а Его, Божие?
Как Вы мыслите? Комментарий автора: Привет, Ярослав.
Знаете, когда я противопоставляю еврейское мышление греческому, то говорю скорее о тенденциях. У евреев взаимоотношения с Богом имеют мноковековую историю, они пропитали культуру этого народа. Ну и конечно повлияли на их мышление. Язычники с еллинистским образом мысли не захотели правильно войти в вековое течение, а приступили к Богу с микроскопом. В языческой культуре не было принято любить какого-то бога, нужно было понять - как его задобрить. А у евреев, взаимоотношения были первичней, чем выгода. Этому надо учиться смиренно и долго.
Что касается оригинального языка написания Нового Завета, то это спорный вопрос. Во первых, НЗ состоит из разных книг, написанных разными людьми в разное время. Есть стойкое убеждение среди некоторых ученых, что оригиналом новозаветных рукописей был иврит, впоследствии переведенный на греческий. Иначе, как бы нееврейский мир услышал Евангелие? А что касается мысли, что евреи узнавали о Христе, переводя Евангелие с греческого, то эта она меня даже не смешит, Ярослав. Скорее печалит. Просто это нереально, даже исходя из контекста времен, не говоря об историческом прошлом иудаизма. Евреи бы никогда этого не делали. А имена в греческом звучании имеют смысл лишь потому, что потому, что они имеют смысл вообще.
Согласен в том, что мы имеем ум Христов. Но во Христе нет еще и мужчины и женщины, а также раба и свободного. Но ведь мы с вами, Ярослав, по нужде заходим именно в мужской туалет, извините. И будучи слесарем, человек в директорское кресло не садится. Несмотря на то, что во Христе нет ни слесаря, ни директора:)
Вот так я мыслю. А вообще, спасибо, Вам за внимание и написанные строки. Не сердитесь, если что.
Мир.
Кстати, возможно это Вас заинтересует, как мыслящего человека http://www.4oru.org/slovo.19580.html
Полтавченко Ярослав
2010-05-19 17:19:39
Искренне благодарю, брат Игорь, за ответ.
Насчет перевода с греческого на еврейский.
Я, признаюсь, не силен во многих аспектах истории, мне горазда более нравится вникать в красоту Божиего Слова, его логику, его полноту.
Я понимаю, что Иисус говорил на иврите, равно как и апостолы.
Но, насколько я знаю, существующий еврейский новый завет - это перевод с греческого, возможно, не дословный, с добавлением еврейской терминологии.
При создании этого перевода, еврейским переводчикам необходимо было вникать в суть, изложенную по-гречески и передать ее на еврейском?
Или, на самом деле, у меня не та информация? Я буду рад узнать правильную.
А на счет того, что во Христе нет ни мужеского пола ни женского и т.д., я на 100% согласен, но ведь эти различия обусловлены плотью и различной одарованностью.
А разве мысль имеет пол? Имеет национальность? Имеет социальный статус?
Разве Слово Божие не открывается через откровение одинаково женщине-уборщице-гречанке и мужчине-директору банка-еврею и зарождает мышление нового творения в Иисусе Христе?
Благодарю за внимание, насмотря на Ваш пасторский труд. Буду рад дальнейшему общению.
p.s. Сердиться не буду -на это нет времени и желания (тем более Вы нормальный собеседник).
Комментарий автора: Ярослав, тут вы правы, современным переводчиком пришлось читать греческий перевод, чтобы перевести на иврит. Я думал, вы имеете в виду, что в первых веках мессианским евреям нужно было читать на греческом.