Православие и протестантизм. Внутрицерковный
опыт.
ВСТУПЛЕНИЕ.
Самое трудное – это
давать определения, потому что, утверждая что-либо,
ты берёшь на себя ответственность за точность
своего утверждения. Ты говоришь, что увидел это
так, и твоя точка зрения имеет право на
существование. Если ты что-то утверждаешь, ты
также ставишь подпись под своими словами, и это
накладывает на тебя груз ответственности за тех,
кто поверит твоему слову, и последует тем выводам,
которые сделает, прочитав твои мысли изложенные
на бумаге, либо сказанные во всеуслышание. Если
они (твои слова) несут в себе ошибку, и её никто не
заметил, ты становишься причиной тех, порой
трагических последствий, которые ожидают
последовавших по ложному пути. В жизни не так
много, как порой это кажется, возможностей выбора.
Самые главные дороги, как правило, одиноко
тянутся через пустыни нашей жизни, это не
лабиринты, это скорее хайвеи, скоростные трассы,
с которых порой так сложно свернуть, набрав
максимальную скорость и выбрав основное
направление. Да, от этих широких трасс берут
начало не мало менее значительных, но способных
вывести нас на другие маршруты, дорог. Я не верю в
идею о том, что все дороги ведут в одном
направлении. Мы можем двигаться в одну и ту же
сторону, но всё-таки, по разным, не пересекающимся
дорогам, что в итоге не гарантирует, что мы
попадём в одну и ту же точку. Да наш путь – Иисус
Христос. Но знаете, что можно сказать по этому
поводу? Мне не нужен никто, кроме Него! Ни Церковь,
ни священник, ни пастор, ни братья с сёстрами. Это
будет правильно? Нет, что-то здесь не так. Всё-таки
вера в Иисуса Христа это больше чем вера в Него
одного. Вы никогда не задумывались над этим? Вера
в Иисуса Христа подразумевает веру и в пастора, и
в священника, и в братьев и сестёр по вере, и в то,
что мир именно таков, каким его мы видим, каким мы
его увидели после встречи с Богом. Эта встреча
произошла никак иначе, как через посредничество
людей, донесших до нас эту Благую Весть о
Спасителе, через Послания, книги, проповеди,
слова, услышанные нами от друзей, СМИ или просто
случайного разговора на улице.
Если все эти люди идут
одним путём, они все верят в одного Иисуса Христа,
то почему многие из них не пересекаются друг с
другом, больше того, не хотят иметь чего-либо
общего? Я наблюдаю эту картину уже 11 лет, при этом
в себе я не чувствую ненависти, злобы или
противления даже к отъявленным сектантам, не
исповедующим Иисуса Христа Богом, считающим что
Его жертвы недостаточно для спасения. Но речь не
о них, речь о нас, «нормальных», правильных
христианах, претендующих на знание истины. Что
мешает нам быть в одном духе и в одних мыслях?
Посмотрите на наши конфессии и деноминации, (я не
говорю даже о различиях между ними) загляните
внутрь своих Церквей, и вы увидите разделения, о
которых писал уже Апостол Павел (1-Кор.3:5)
Странно, неужели
именно вера в Бога, любовь к Нему и есть причина
этих разделений? Посмотрите на Каина и Авеля. Их
первые религиозные поступки закончились
трагически. Бог избрал жертвоприношение Авеля,
Каин же видя это – убивает своего брата Авеля.
Это были братья, рождённые одной матерью. Что
побудило Каина поднять руку на Авеля? Найдя ответ
на этот вопрос, я думаю, мы найдём ответ на вопрос
о том, что же является причиной столь неудержимой
религиозной ненависти, которая позволяла одним
верующим в Бога людям поднимать руку на других.
Скажу честно – я не знаю ответа на этот вопрос. Я
мог бы сказать, что это испорченная грешная
человеческая природа, что это работа дьявола в
человеческих сердцах, но, говоря так, невольно
задаёшься вопросом, ПОЧЕМУ люди не считают для
себя возможным каяться в этих грехах
нетерпимости и ненависти, считая себя вправе
поступать именно таким образом.
Апостол Павел, до
своего обращения к вере во Христа, был именно
таким, религиозно нетерпимым человеком, о
котором написано: «А Савл (будущий Павел) терзал
церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин,
отдавал в темницу.» (Деян. 8:3). Иисус предупреждал
своих учеников, что настанет время, когда убивающие
вас будут считать, что этим они служат Богу. Потом
Он добавил: «Так будут поступать, потому что не
познали ни Отца, ни Меня». (Иоан.16:3) Задумайтесь
над этим. Люди ДУМАЮТ, что ЭТИМ служат Богу, в то
время как они не познали ни Отца, ни посланного Им
Иисуса Христа. Задумайтесь ещё над тем, что, читая
эти строки (ведь они никуда из Библии не исчезали),
Церковь отдавала на сожжение тысячи «неверных»,
устраивала Крестовые походы; иконопочитатели и
те, кто считал иконы идолами, убивали друг друга;
другие, например староверы, сжигали сами себя;
Кальвин и Лютер, и те не избежали жестокости по
отношению к несогласным с ними, при чём порой не
меньшей, чем католики и православные. Да, можно
говорить о том, что времена были такие. Но как мы
видим, всё это было уже со времён Адама. И даже мы,
в наше «цивилизованное» время, всё ещё слышим то
здесь то там новости о жестокости, проявляемой на
религиозной почве, а самым ярким примером
являются всем известные шахиды, готовые умирать
за Бога(?!?) и уносить с собой как можно больше душ
неверных. И ведь это именно та религия, которая
называет христиан «людьми Писания», в Писании
которой написано, что силой никого в веру
обращать нельзя. Да, большинство мусульман
понимают, что такие акты жестокости неверное
понимание заповедей Аллаха, но, тем не менее, и мы
христиане, тоже понимаем, что всё происходившее в
истории Церкви – это НЕПРАВИЛЬНОЕ понимание
заповедей Бога. Понимаем ли мы Бога сейчас? Любим
ли мы так, как должны любить.. прощаем ли мы, как
должны прощать, живём ли мы так, как должны были
бы жить, поступаем ли мы согласно нашей вере?
Верим ли мы сами в то, что провозглашаем? Верим ли
мы в то, о чём размышляем, что считаем правильным,
о чём мечтаем? Можем ли мы изменить что-то, или мы
не верим уже в возможность положительных
изменений? Нам проще наблюдать на всё по
телевизору. Вы знаете, что происходит? Мы теряем
то, что нам кажется, будет существовать всегда.
Иисус Христос сказал как-то: найду ли Я веру на
земле когда вернусь? Мы смотрим телевизор,
анализируем ситуацию в мире, мы наблюдаем, в то
время как кто-то другой, вместо нас, делает
историю. Мне понравилось то, что в своей книге «Изменяя
мир для Христа» пишет брат Андрей. Он написал, что
люди бывают похожи либо на термометры, либо на
термостаты. Разница между двумя этими
устройствами такова, что одни только измеряют
температуру (реагируют на неё), а другие
регулируют температуру (влияют на её понижение
или повышение).
Вы считаете, что
слишком слабы, чтобы влиять на «температуру»
даже на своей работе или в своей группе в
институте? Но правда такова, что мир обязан
своему нынешнему положению лишь небольшой
горстке людей, чьи имена можно пересчитать по
пальцам. Разве нет? Энштейн, Фрейд, Энгельс, Ленин,
Дизель (создатель двигателя внутреннего
сгорания), Гейтс (да-да, его программами
пользуется весь мир), а возможно и автор Гарри
Поттера (мы ведь не знаем, как отзовётся на
будущем детей чтение этих книг). Может быть
Гитлер? Возможно. Но даже он не формировал мир на
столько, на сколько это делает до сих пор дедушка
Фрейд. Он (Гитлер) был не малой фигурой своего
времени и о том зле, которое он причинил матушке
земле, помнят все, но тем не менее,
фундаментальные изменения в обществе совершили
порой не заметные люди. Посмотрите на мать Терезу,
эта маленькая женщина смогла сделать больше чем
любая гуманитарная миссия в странах третьего
мира. Всё что она сделала, это сказала «Да»
Божьему призыву. Иногда мы думаем, что мы ещё
молодые, или о том, что нужно завершить кое-какие
личные дела, после чего можно будет начать что-то
большее для Бога, чем просто хождение по
воскресеньям в Церковь и жертвование немного
денег на её нужды. Но правда такова, что это
завтра может не прийти никогда, и когда мы
соберёмся что-то делать для этого общества,
будет слишком поздно, если вообще соберёмся. Мы
не постоянны, и тот призыв, который мы слышали
вчера внутри себя, мы можем не услышать завтра.
Что вы будете делать тогда? Искать Бога? Конечно!
И данная статья как раз попытка сказать тем, кто
уже не помнит тех обещаний Богу, данных вначале
своего следования за Ним, что время пришло начать
жать (хотел написать «жить», но опечатка в тему),
жать то, что Бог сеял в Вас, то, что Вы сеяли в мире,
то, что сеяли другие. И время всё-таки жить не в
пол силы. Я например часто задаюсь вопросом, что
собственно не так в моей жизни, почему меня не
удовлетворяет тот уровень жизни который я имею.
Ответ простой – я не исполняю того призвания,
которое Бог возложил на меня, и я знаю какое это
призвание, мы все знаем своё призвание. У каждого
из нас есть таланты, и каждый из нас знает, в чём
он более эффективен, чем другие. Задайтесь
вопросом, что не могли бы делать другие так же,
как и я, например? Если вы получили ясный ответ, то
значит то, о чём вы подумали – это и есть ваш
талант. Я не могу хорошо готовить, не могу,
например, так легко находить общий язык с
подростками, не могу побеждать в спортивных
соревнованиях во славу Божью (да так, чтоб
сказать всем, что Иисус настоящий Чемпион!!), не
могу лечить людей от серьёзных заболеваний, не
знаю иностранных языков, не имею большой
физической силы, не могу представить себя в
ухаживании за лежачими больными и много другого..
но есть то, что не могут другие, что могу я, и я
точно знаю что это. Ваши таланты, это не моё призвание,
а мои таланты – не ваше. В одном мы призваны
одинаково – любить ближних и Бога, в остальном же
мы дополняем друга. Все, даже такие пожилые,
маленькие женщины как Мать Тереза, способны
иметь большое сердце и твёрдый дух, чистоту
помыслов, святость в желаниях. Если бы мы сами
поверили в то, что мы способны достичь в
собственной жизни тех высот, о которых возможно
будут знать немногие, но которые вы ни с чем не
спутаете, то эта духовная высота, сама по себе, была бы
способна привлечь людей и заставить задуматься о
том, что вы им говорите и
просто делаете то, к чему Бог вас призвал.
Я начал свои
размышления с не очень радостной, но правдивой
картины разделений внутри христианства. Я всегда
считал, что только тогда, когда мы переведём
взгляд с себя самих, на этот мир, мы сможем начать
служить людям и Богу. Всё что касается внутрицерковных
разборок – всё это не служит Богу, это проявление
нашей плоти, нашего эгоизма нежелающего уступать,
смиряться, порой отступать. Апостол Павел сказал:
«для чего бы вам не оставаться обиженными?». Это
трудное дело, не отвечать обидой на обиду, но ещё
труднее вообще не обращать внимание на попытки
нас уколоть. Это мученический путь, да никуда от
этого не деться, но этим путём идут не многие.
Боль физическая порой не так сильно переживается,
как боль душевная. Но если Бог наше утешение, если
мы Его ищем, если тем более мы Его знаем, то
никакая стрела, пущенная в наше сердце, не
достигнет цели. Моё глубокое убеждение в том, что
нам пора осознать всю глубину тех последствий,
которые явились результатом разделений и
расколов, раздирающих Церковь на множество
враждующих друг с другом партий гонимых ветрами
учений, амбициями и претензиями друг к другу.
Истина Божья всё ещё привлекает людей, слова
Христа имеют силу, и они зовут людей в любовь
Божью. И люди откликаются на этот призыв, и только
НА ЭТОТ призыв. Часто они не знают ничего о Боге,
кроме Божьей любви и прощения, и приходят в
Церковь с совершенно открытым сердцем. Хотя
сказать, что они приходят в Церковь не совсем
правильно, они сами становятся Церковью, они
становятся каплей, которая вливается в общий
океан, и эта капля сливается со всеми остальными,
принимая всё, все элементы той среды, в которую
попадает. Какова эта среда - зависит от нас!
Бытует такое мнение,
что человек приходящий из мира, приносит с собой
те мирские парадигмы, ту грязь, которую успел
накопить в миру. Если принять такой образ, то
Церковь в таком случае должна стать
очистительным сооружением, отфильтровывающим
все нечистоты и примеси, с которыми человек «вливается»
в Церковь. Однако по моим наблюдениям, человек,
только-только пришедший к Богу, порой имеет более
чистые представления о Нём, его вера ещё имеет
хоть и младенческий, но всё же более искренний
характер. В этой вере нет разделения на «наших и
ваших», «чистых и нечистых». Для младенца в вере,
конечно, важно понимать, что он попал в семью, но
это не должно означать того, что его семья чем-то
лучше или хуже других семей. Конечно, внутри
своих семей мы можем думать о себе как об
идеальном месте для развития и роста ребёнка, но
при этом не нужно забывать о том, что у других
семей мы тоже вполне могли бы многому поучиться,
и если мы учимся не только на ошибках других,
значит, мы должны уметь замечать и то, что
достойно для подражания, что нам стоило бы взять
на вооружение. Хуже, когда мы, видя ошибки,
радуемся им, указывая на них младенцам в вере
желая тем самым как бы подчеркнуть «вот видишь
КАК ТЕБЕ ПОВЕЗЛО, что ты попал к нам, а не к ним»,
порой утрируя ошибки других, для большей
контрастности.
Это слово сейчас я
обращаю ко всем, кто себя называет христианином,
как бы мы друг о друге не думали, и специально
избегаю какой-либо конфессиональной
приверженности. Я не могу сказать что есть
универсальное средство, для того чтобы климат в
межконфессиональных отношениях улучшился, и тем
более не могу сказать что моя статья имеет целью
этот климат улучшить, но всё таки надеюсь на то,
что чем больше людей задумаются, по крайней мере о том, каким образом можно
повлиять на общую атмосферу сложившуюся на
сегодняшний день в христианстве, и поймут что
именно недостаток понимания Бога, любви к Нему не
даёт нам право утверждать, что мы более истинные
христиане, чем другие, тем больше мы будем
стремиться познавать Бога, тем больше будет тех,
кто идёт в Церковь по причине желания познать
истину, которую познаём мы, истину о Боге,
Которому имя Любовь. Если мы верим в такого Бога,
то эта вера должна нас всё-таки делать теми, кто
любит людей, любит даже тех, кого мы можем считать
врагами христианства. Если мы любим по-настоящему, то эта
любовь способна побеждать и разрушать многие
твердыни и стены, разделяющие общество. Пусть
такую веру называют как угодно, но к такой вере
действующей любовью призывает нас Бог. Пусть Бог
будет единственным, Кто побуждает нас идти в этот
мир с Евангельской вестью.
1.ПРАВОСЛАВИЕ, КОТОРОЕ
МЫ ИСПОВЕДУЕМ.
А теперь я хотел бы всё
таки показать то положительное, что я вынес из
своего внутри-церковного опыта, и что является
фундаментом моей веры до сих пор. Конечно, этим
фундаментом изначально стало для меня Слово
Божье, которое я начал читать почти за год до того
как пришёл на богослужение в Церковь,
православную Церковь. Когда я вошёл в храм, я
принял всё, что в нём происходило, как должное.
Именно так и должно было быть, видимо подумал я, и
остался. Мне понравился священник,
молодой и искренне верующий человек, смиренно
служащий Богу и восстанавливающий
полуразрушенный храм. Несмотря на то, что приход
составляли в основном бабушки, тем не менее, я с
удовольствием влился в столь незатейливый
коллектив, пел в хоре, читал Псалмы, помогал в
Алтаре священнику, носил кирпичи для
восстановления купола храма. У меня был огромный
энтузиазм, и я очень живо всё помню до сих пор.
Само моё существование рядом с молодым
священником и десятком бабушек, казалось чем-то
неординарным. Представьте процессию, идущую за
гробом умершего, и среди поющих «Вечную память»
бабушек, 17-летнего паренька, также поющего. Я
воспринимал это двояко. Во-первых, я боролся со
стеснительностью, т.к. редко можно было бы
увидеть в таком возрасте убеждённого верующего (в
94 году, по крайней мере, в православных храмах я
не наблюдал особого наплыва молодых верующих), а
во-вторых, я считал это свидетельством о своей
вере видящим меня людям. Отец Вячеслав (так звали
священника, с которым я впервые встретился),
обычно говорил проповедь во время похорон, порой
не особо ожидаемую всеми приглашёнными и
родственниками покойного. От священника, как
правило, ждали одного – выполнения обряда по
всем канонам, остальное, как говорится, дело
техники. Но священник, во-первых, проповедовал, да
так, что все умолкали и слушали, во-вторых
практически не брал денег за похороны (как
правило половину возвращал родственникам), и
совершенно не пил спиртного. Конечно к о.Вячеславу
относились не однозначно, но за неимением
другого, более «вменяемого» батюшки, терпели его.
Первый год я ни о чём,
кроме как о Боге и не думал. Я радовался тому, что
занимаюсь добрым делом, помогаю при храме, читаю,
пою, молюсь и даже свидетельствую неверующим о
своей вере.. моей мечтой стало также посвятить
себя на служение Богу, как и о.Вячеслав. Но моим
мечтам не суждено было сбыться. В один прекрасный
день мне сказали, что я нахожусь в
раскольнической Церкви Киевского патриархата.
Мне и раньше говорили об этом, даже сам о.
Вячеслав что-то пытался мне рассказать о
внутрицерковных разделениях, но тогда я даже
слушать его не стал, удивившись как вообще можно
допускать саму мысль о разделениях между
братьями и сёстрами. Я принял крещение у о.Вячеслава,
но теперь, по какой-то неведомой мне причине, меня
смутили-таки слова людей о том, что Церковь к
которой я присоединился, не имеет благодати, и
крещение моё не истинное. Если раньше я даже не
придал бы этому значение, то спустя год, я очень
был обескуражен. Как же так? Я не имел права
причащаться в храмах Московского патриархата, я
должен был покаяться в том, что имел вообще какое-либо
общение с о.Вячеславом, т.к. он раскольник, и
прочее. Так начались мои христианские будни,
связанные с постоянным отстаиванием своей веры,
и отстаиванием не перед кем-то, а перед такими же
верующими во Христа людьми. Я не знал что мнений
внутри Церкви столько, что свои убеждения нужно
защищать, поскольку если нечего отстаивать, то и
убеждений, собственно, нет. Я знал, например и
таких людей, которые верили в реинкарнацию, чакры
и пр., и при этом считали себя православными
христианами. Детство прошло, и я благодарен Богу,
что моё христианское детство прошло в здоровых,
правильных христианских взаимоотношениях, и я
увидел в самом начале своего пути пример
достойный для подражания. Я увидел любящее и не
осуждающее отношение к другим христианам, даже
к враждебно настроенным против них.
После этого, я
практически сразу переехал в С-Петербург, и здесь
я наученный опытом на Украине, был настроен более
критично к православию, видя во всём политику,
карьеризм, властолюбие и пр. В итоге через
некоторое время я впервые столкнулся с
протестантской Церковью, харизматического
направления, можно сказать, натолкнулся на неё.
Сначала мне дали послушать проповедь на
аудиокассете. Мне было любопытно и интересно. Во-первых,
я никогда не видел протестантских богослужений,
во-вторых, мне хотелось видеть идеальную Церковь,
какой я увидел её в Деяниях Апостолов. И мне
казалось, что я нашёл то, что искал. Например, я не
знал даже о том, что дары Святого Духа могут
действовать и сегодня у всех верующих. Я также не
видел на одном богослужении сразу столько
молодых людей собранных вместе, поющих на
понятном мне языке, о понятных вещах, эти песни
тронули моё сердце. Проповедь звучала живо и
убедительно, она касалась самых разных насущных
проблем и основывалась на слове Божьем.
Проповедник держал в руках Библию, и казалось,
что кроме неё в его жизни нет большего авторитета.
Великолепно! - подумал я, и пришёл на следующее
богослужение.
Я не терял связи с
православием никогда, я не думал разрывать с ним
отношения. Я увидел православие по-другому, но
всё-таки оно для меня продолжало оставаться
авторитетом. Я поехал на Украину и встретился с о.Вячеславом.
Он принял меня радушно и очень радовался моему
духовному росту, сказав, что и протестантская
Церковь есть Церковь. Однако он отметил, что кто
до конца понял православие, никогда его не
покинет, на что я ему ответил, что тот, кто понял
протестантство, никогда его
не покинет. О. Вячеслав очень был заинтересован
моим рассказом о Святом Духе, что Его дары
действуют в людях, так что они говорят на иных
языках, пророчествуют, возлагают руки на больных,
и они исцеляются. Однако перед моим отъездом, он
сказал мне, что и православные имеют Святого Духа
также, просто Он проявляет Себя в них иначе. Такая
вот у нас получилась встреча. О.Вячеслав спросил
меня, что мешает мне служить Богу в православии с
таким же энтузиазмом и огнём, как я это делаю в
харизматической Церкви, но я тогда считал, что
слишком было бы неумно менять такую свободу в
Духе Святом, на Церковные ритуалы, поклоны, иконы,
унылые песни. Нет, это всё не вдохновляло. Конечно,
я отказался.
Прошло несколько лет,
и я уже был женат, у нас родилась дочь. Мы с женой
были в той же самой Церкви. Однажды летом мы снова
поехали на Украину, и снова я встретился с о.Вячеславом.
Но в этот раз, я уже обдумывал все «за» и «против»
служения в православной Церкви. Ведь не всё
оказалось таким радужным, т.к. основное моё
желание, проповедь Евангелия, мною до сих пор не
было реализовано в том объёме, в котором я бы
хотел, ведь именно проповедническая
деятельность меня привлекала больше всего, я
хотел говорить людям о Боге, нести
Евангелие, и именно у православного священника в
нашей стране имеются все возможности
беспрепятственно проповедовать, имея доступ
практически к 90% русских людей, которые рано или
поздно обращаются за помощью к православной
Церкви, будь то крещение, венчание или отпевание
умершего, а также по массам других треб. Это
уникальное положение, завоёванное (и здесь мы
должны это признать) сотнями и тысячами
священников, несущими христианские истины на
протяжение практически тысячи лет. И если
взглянуть серьёзно на само понимание
священнического сана в нашей стране, то это всё-таки
немалая честь быть призванным встать в ряды с
теми, кто приходит на смену тех тысяч убитых за
христианскую веру в нашей стране. Цифры приводят
в трепет, это сотни тысяч священнослужителей. Да,
конечно и протестантские христиане умирали в
России тысячами, но тем не менее, я не принадлежал
к такой Церкви, которая могла бы рассказать о
своей истории что-либо далее 80-ых годов..
Взглянув на само
учение протестантских Церквей, мы не можем не
увидеть, что основные догматы были унаследованы
именно от православной Церкви. В Библии нет
такого слова как Троица, также догмат о двух
природах Христа (Божественной и человеческой),
был сформулирован отцами Церкви на третьем
вселенском соборе, в 431 году. Мы строим свою
теологию на православных догматах, и это нужно
признать. Да, мы можем как протестанты выступать
против каких-то частных богословских мнений, но тем
не менее, если разбираться в основах, лежащих в
фундаменте нашей веры, то даже иконы не покажутся
нам идолами, поскольку и сам православный догмат
об их почитании, не даёт оснований для такого их
понимания. Мы сами прекрасно знаем, что ни
изображения, ни печатные материалы, посвящённые
Богу, не могут быть предметами низкого
употребления, никто из нас не рискнёт
заворачивать в христианскую газету продукты, не
говоря уже о Библии. У нас также есть
представления о святыне, которое мы видим и в
Священном Писании. Почему же мы отказываем в этой
святыне тем предметам, которые не словесно, а
художественно описывают священные для христиан
события и личности. Я не вдавался в подробности
богословия иконы, но это целая наука, каждый цвет,
жест, знак, имеет определённое значение, в
котором можно именно прочитать серьёзнейшие
теологические доктрины. То что иконам стали
придавать больше значения, чем назидательно-просветительское,
конечно привело к перегибу, но тем не менее,
осуждать людей в том, что их ритуал выглядит не
так, как наш, не стоит. Упрёки в адрес
православных в отношении того, что они нарушают
заповедь о не изображении Бога, мягко говоря, не
выдерживают критики просто ввиду того, что и мы
изображаем Иисуса Христа, а второй момент, это то,
что в самом Храме Соломоновом были изображения.
Изображения херувимов были начертаны, вырезаны,
вышиты и вылиты практически повсюду внутри Храма
(см. 3-Царств 6:23-29; 7:29; 8:7). Конечно, многое в
православных традициях не может не вызывать
недоумения, например мощи, молитвы святым, или
возведение Марии, матери Иисуса Христа, до
практически «Спасительницы рода христианского».
Да, такое отношение к святым развивалось
столетиями, и нам невозможно вполне понять, своим
цивилизованным, современным и образованным умом
столь замысловатые, и совершенно неподдающиеся
логическому объяснению формы
почитания святых Церкви. Я лично, по крайней мере,
удерживаюсь от однозначных оценок и выводов
окончательных делать не тороплюсь. Мне с
трудом вериться в то, что Церковь, Епископы
которой утверждают, что рукоположения в
священники совершаются непрерывно со времён
Апостолов, и это Апостольское помазание через
возложение рук передаётся вот уже 2000 лет,
настолько отошла от истины, что позволила себе
впасть в идолопоклонство, и прочие, Богу
противные заблуждения. Если считать так, то
слова Иисуса Христа о том, что врата ада не
одолеют Церковь, не вполне исполнились, потому
что получается около 1500 лет, пока не появился
Лютер, Церковь пребывала под полным демоническим
контролем, была подчинена ложным доктринам и
ересям. Но в таком случае, если быть до конца
последовательным, то и догматы о Троице, и двух
природах Христа, и сам символ веры, стоит
пересмотреть, потому что он формировался под
влиянием людей уже подверженных заблуждению.
Именно эта странная,
двоякая ситуация в отношении истории Церкви
удерживает меня от однозначных выводов. С одной
стороны мы обязаны традиционной Церкви всем
нашим фундаментальным истинам, и даже самому
существованию канона Священного Писания,
дошедшего до нас в том самом виде, в котором мы
все его читаем, и даже не подвергаем его
подлинность сомнению, и одновременно, с другой
стороны, столь огромная разница между нашими
представлениями о Церкви и о том, как правильно
поклоняться Богу. Этот контраст, просто
разителен, мы убрали всё, оставив себе только
Библию и немного православных догматов. Но
напрашивается вполне резонное желание
разобраться в том, что происходит. Либо мы каким-то
образом вернулись к богословию начала третьего
века, и повторяем, например такого проповедника
радости в Духе Святом, ожидавшего близкое
пришествие Христа, как Монтан, либо всё-таки
создаём что-то новое, имея при этом совершенно
чётко православные представления в теологии? Мы
не изобретаем велосипед, как часто упрекают
православные протестантов, поскольку велосипед
протестанты получили от православных. Но
протестанты нашли на этом велосипеде массу
ненужных деталей, решив, что они ни к чему. Им не
нужен ни освежитель воздуха, ни красивая
позолота, им не нужен внушительный размер этого
велосипеда и изысканность форм, потому что им
нужна в первую очередь маневренность и скорость.
Но всё же, что мы имеем
против традиционных Церквей? Если мы признали,
пусть даже частично, доброкачественность их
доктрин, то почему же мы отказываем в доверии
этим Церквям в целом. Иисус Христос сказал: «Или
признайте дерево хорошим и плод его хорошим; или
признайте дерево худым и плод его худым, ибо
дерево познается по плоду.» (Матф.12:33) Какой плод
имеет ортодоксальная Церковь в мире? Возможно,
меня многие не поддержат, но даже мы, с нашими
деноминациями – плод ортодоксальной, соборной и
Апостольской Церкви. Если же мы будем сравнивать
плоды деятельности наших Церквей, то я могу
сказать так же непопулярную вещь, но всё-таки
объективную – мы имеем не больше плода, чем
православные. Мы трудимся на ниве Божьей, и имеем
одни и те же цели и задачи. Мы можем говорить и
думать друг о друге плохо, мы можем поступать по
отношению друг ко другу не подобающим христианам
образом, но всему этому я могу найти лишь одно
логическое объяснение – мы все думаем что стоим
в истине, и хотим этой истиной поделиться с как
можно большим количеством людей живущих вокруг
нас. Мы являемся, друг для друга здоровой
конкуренцией, и я не знаю, стоит ли этой
конкуренции бояться, стесняться и стараться её
избегать. Ведь разнообразие подразумевает и
больше возможностей завладеть аудиторией,
обратить к Христу сердца самых разнообразных
групп. Мы порой не понимаем этого, но всё таки
именно эта самая конкуренция, придаёт ту
динамику, которую мы имеем в нашей деятельности,
и от этого, как правило, православие только
выигрывает, поскольку примерно 80-90% тех, кто
приходит к вере на массовых мероприятиях
устраиваемых протестантскими Церквями, приходят
в итоге в православные храмы, а дальше, либо
остаются и возрастают в вере, либо уходят обратно
в мир. Это похоже на то, о чём говорил Апостол
Павел, что один насаждает, другой поливает,
третий собирает урожай, но взращивает Бог.
Но конечно, если более
гибкие протестанты могут принять такую точку
зрения, то консервативные православные не смогут
согласиться с такими мыслями, во-первых, по той
причине, что кроме православной, других Церквей
просто быть не может, есть только одна Церковь. Во-вторых,
именно по той причине, что протестанты не
участвуют в жизни истинной православной Церкви,
они лишены благодати Святого Духа, подаваемой
всем членам православной Церкви через таинства,
совершаемые священниками. И здесь всё приходит в
тупик. Логика железная. Как бы мы ни говорили о
том, что наше догматическое богословие
практически не имеет какого-то особо
протестантского начала, а именно начало в нём
сугубо православное (хоть и урезанное по
максимуму), тем не менее, именно участие в жизни
православной Церкви, личное участие в таинствах,
даёт человеку спасение. Вне Церкви – нет
спасения, нет прощения грехов, нет причастия
истинного тела и крови Христовых, нет истинного
Апостольского рукоположения в священники и
пастыри, нет, таким образом, и крещения Святым
Духом. Мы (протестанты, по мнению православных)
являемся только носителями имени Христа,
имеющими веру в Него, жизни же Его в себе мы не
имеем, Духа Его мы не стяжаем, и без покаяния на
небо вход для нас закрыт.
И здесь я хотел бы
стать лучше не имеющим знания этих жёстких доктринальных
постановлений, лишающих всякой надежды на
спасение кого-либо вне православия, чем зная их, постоянно жить в сомнении, относительно собственного спасения. Это ТРИУМФ
православия. У нас, протестантов, нет никаких
других аргументов, кроме как защищаться,
огрызаться, отстаивать право на спасение только
по вере в Иисуса Христа. Разве не с этой
проповедью пришёл Иисус Христос? Да, - скажут
православные – но кто не будет есть Его плоти и
пить Крови, не может иметь жизнь вечную! Но, -
оправдывается протестант – верующий в Меня (Иисуса
Христа) на суд не приходит, но перешёл, от смерти в
жизнь! Верующий в Меня – имеет жизнь вечную!
Разве вы не видите этого? Православные найдут для
вас массу контраргументов, и либо поставят вас
буквально на колени, либо побьют. Конечно, я
утрирую, не побьют, и я надеюсь, что православных
добрых, всё-таки больше чем злых (злые видят всех
протестантов в аду). Но всё-таки спор
православных и протестантов вращается вокруг,
наверное, одного из ключевых взаимозависимых
христианских понятия - вера и дела, закон и
благодать. Ведь если благодать, то всякое
действие направленное на наше спасение, кроме
веры в Спасителя, будет делом (хотя Иисус Христос
веру также назвал делом в Ин.6:29). Если нужно
совершать таинства для того чтобы спастись, то
это спасение также можно считать делами, однако
не стоит забывать, что когда речь идёт о делах и
вере, речь идёт исключительно о тех самых добрых
поступках, которыми мы должны ДОКАЗАТЬ свою веру.
Доказывает ли протестант свою веру поступками?
Доказывает, я верю в это. Уповает ли протестант на
то, что эти поступки его спасут – нет, не уповает,
потому что его вера только в то, что спасает Иисус
Христос, независимо от дел. А как же разделение на
«козлов и овец», на тех, кто только говорит «Господи,
Господи!» но при этом НЕ ТВОРИТ волю Божью? Ох.. И
зачем я эту статью затеял. Вот она, эта граница
прошедшая посередине моего сердца, одним
полушарием я верю только в одно – что меня,
грешника, спасёт только Иисус Христос, и нет у
меня надежды ни на что другое и ни на кого, ни на
священника благодатного, ни на десятины с
пожертвованиями. А другим полушарием, я всё-таки
осознаю, что если только признавать себя грешным,
и при этом с этим ничего не делать – можно со всем
своим упованием на Христа и постоянным взыванием
«Господи, Господи!» в ад попасть. Вот так дилемма. На самом деле было бы может и
весело, если бы не было всё так грустно. Ведь
неуверенность эта постигает многих, кто
сталкивается с зубодробильной логикой
православных богословов, и некоторые
предпочитают поступиться некоторыми свободами,
имеющимися в протестантстве, в обмен на возможно
суровые, но надёжные доктринальные стены
православной Церкви. Уж лучше в платочках и без
накрашенных губ в рай, чем и с губами, и с глазами,
и с ногтями, но не туда. Кстати, эти суровые
доктринальные стены есть не только в православии
надо заметить, они есть и в некоторых протестантских
Церквях. Ведь сложность ситуации подчёркивается
и словам Иисуса Христа о том, что всё на столько
серьёзно, что лучше вырвать глаз, отрезать руку,
чем с обеими руками и глазами попасть в геенну
огненную.
Что
же делать? Мы лично на воскресных богослужениях
всегда радуемся и поём победоносные песни, факт
спасения уже свершился в нашей поместной Церкви,
и во многих других поместных Церквях, однако мы
ещё не на небе, и нас всё ещё только 250 человек (хотя
в общей сложности протестантов много, в конце
концов, не в количествах дело). Сам факт спасения
происходит в момент покаяния, когда человек
обращается к Иисусу Христу с просьбой о прощении
грехов. После такой «молитвы грешника», человек
считается спасённым. Хотя всё-таки спасаемый, и
спасённый – это два разных состояния, если можно
так выразиться. В Библии я лично вижу как раз таки
увещевания совершать спасение в страхе и трепете
(Флп. 2:12), а также «Так [поступайте], зная время, что
наступил уже час пробудиться нам от сна. Ибо ныне
ближе к нам спасение, нежели когда мы уверовали.»
(Рим.13:11) Как видно из этого стиха, спасение в
момент уверования ещё не является свершившимся
фактом. Однако, мы можем говорить о многом с верой,
как о свершившимся факте. Однако вера и факт, всё-таки
разные понятия. Мы можем верить в исцеление, и
говорить «я здоров и мне не больно», однако при
этом фактически болеть и не выздоравливать,
разве мы не сталкивались с подобными реалиями
жизни? А что если и спасение, однажды
провозглашённое, нами не совершается, а
происходит медленное умирание и засыхание тех
даров, которые мы получили от Бога? Посмотрите
вокруг себя. Скольких братьев и сестёр вы уже
потеряли за время своего следования за Христом,
сколько людей покинуло Церковь, вернувшись в мир.
Это случайность, или определённая
закономерность? И что же означает совершать
спасение, да ещё и в страхе? Может быть нужно
больше людей приводить в Церковное собрание?
Может быть, приносить десятину? Павел пишет: «Итак,
возлюбленные, имея такие обетования, очистим
себя от всякой скверны плоти и духа, совершая
святыню в страхе Божием.» (2Кор.7:1) Православные,
конечно, могут тут же сказать - это, значит,
совершать таинства в страхе Божьем. Но всё-таки
слово «совершать святыню» в данном контексте,
подразумевает буквальную святость, отделение от
нечистоты и греха, нравственную чистоту. И вот
здесь, мы все, православные, католики,
протестанты, теряем все наши аргументы, мы либо
смиряемся перед этим фактом христианской жизни,
либо пытаемся заменить его чем-либо, однако
против этого [следующего] аргумента не действуют
никакие доктрины, а именно: «Старайтесь иметь мир
со всеми и святость, без которой никто не увидит
Господа.» (Евр.12:14) Мы не увидим Господа, если
будем враждовать со всеми и не иметь святости, не
зависимо от того православные мы, католики, или
протестанты.
2. ЧЕМУ ПРАВОСЛАВНЫМ
МОЖНО ПОУЧИТЬСЯ У ПРОТЕСТАНТОВ
Однажды мне приснился
интересный сон. В нём я увидел рыбака, который
ловил рыбу на блесну. Когда я проснулся, то мне
пришла в голову интересная интерпретация этого
сна. Блесна – это приманка для крупной рыбы,
которая блестит, и очень похожа на настоящую
рыбку, на настоящую еду, однако таковой не
является. Она, конечно, привлекает к себе хищных
рыб, которые, заглатывая её, попадаются на крючок.
Кто подумал, что это лекция о рыбалке, или что я
любитель рыбной ловли, тот ошибся. Речь идёт о
православии, и тех методах, которыми Церковь
проповедует в этом мире. Красота – это первое что
бросается в глаза, когда видишь православные
храмы, православное искусство. Красота в слове
также отличает православие от порой
схоластического и рационального, прагматичного протестантского богословия.
Мистика, красота горнего мира, таинственность –
это всё очень притягательно, но не всегда
безопасно, особенно если это всё лишь средство
для ловли. Вот человек идёт, слышит малиновый
звон колоколов, и душу его охватывает некоторым
волнением, человек может задуматься о вечном,
особенно этот контраст виден в наших больших
городах, когда в суете вдруг слышишь звон
колокола, который как будто говорит «куда бежишь,
что ищешь, остановись, подумай о вечном».
Возможно, человек даже остановится, и подумает «а
не зайти ли мне в храм, свечку поставить.. чтоб
бизнес в гору пошёл». И вот он подходит к храму,
входит внутрь, видит высоту куполов, взирающие
лики Апостолов, святых; запах ладана,
потрескивание свечей, тихие разговоры, где-то
слышны молитвы священника. И вот она, первая
встреча с Церковью, первая встреча с религиозным
опытом. Пока стоял в очереди за свечкой, читал
названия книг продающихся в Церковном ларьке. «О
встрече», Антоний Сурожский. Почитал пару
абзацев, посмотрел цену, недорогая, возьму, почитаю.
Может, конечно, я
идеализирую, но всё же такое видение формально
совпадает с разными похожими случаями. Где-то
просто на крещение ребёнка попал в храм, где-то
родители самого уговорили креститься, но встреча
эта происходит.
А теперь о «рыбной
ловле» у протестантов. Как ни странно, у
протестантов отношение к ловле «чем проще, тем
лучше». Есть крючок, и есть наживка, живая пища, то,
что можно съесть тут же, или другими словами,
применить к жизни. Этой наживкой может быть как
реальные, материальные вещи, которыми
привлекается человек, которого приглашают в
собрание (книги, брошюры, аудио и видеопродукция,
или буквальная пища, как помощь нуждающимся);
либо это нематериальные, но всё таки полезные
мероприятия, которые являются также весьма
привлекательными, такие как просмотр
христианского кино, семейные семинары, массовые
Евангелизации (в принципе материальная и
интеллектуальная пища как правило идут вместе, т.к.
одна часть играет роль наживки, другая – роль
крючка); либо это обещанные благословения,
привязанные к существованию именно данной
протестантской общины, такие как освобождение от
зависимостей, финансовый прорыв, разрешение
семейных проблем, исцеление физическое и
душевное и пр. Если всё это отделить от проповеди
Евангелия, то конечно с виду может показаться что
я рассказываю о какой-нибудь мультилевеловской
компании, типа Vision или Herbalife.
Ведь и там есть и финансовый прорыв, и улучшение
здоровья, и радость общения с новыми людьми, и
бесплатные семинары, но есть одно НО. Всё-таки,
протестантские Церкви проповедуют Евангелие,
пусть простое, пусть легкоусвояемое, пусть оно
похоже на fast food (спасение
в 4 шага), но, тем не менее, это проповедь о Христе.
И если бы я смотрел снаружи на всё мною
описываемое, а не изнутри, не будучи сам
участником и организатором многих
евангелизационных проектов, я бы мог тоже
заподозрить все эти попытки привлечь людей в
Церковь, как завлекаловку с корыстными целями. Но
у меня, например ни одной корыстной цели, кроме
желания того, чтобы люди услышали Евангелие, и
открыли своё сердце Богу, не было. Я не пастор, не
наставник, даже не лидер домашней группы (ячейки).
Я просто верующий. Почему я до сих пор не остыл в
отношении желания приводить людей к Богу, не знаю.
Мне совершенно всё равно с кем я буду
проповедовать о Христе, с православными,
католиками или протестантами, потому что
Евангелие, это не проповедь о вере, о Церкви, о
традициях, это проповедь о Спасителе Иисусе
Христе, и моё глубокое убеждение, что эта
проповедь во всех трёх основных христианских
конфессиях одинакова (а возможно и не только в
наших трёх конфессиях). Евангелие универсально,
поскольку сам канон Нового Завета для всех нас
един в одном – рассказе о том, как на землю пришёл
Спаситель, Который умер за всех людей, для того
чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел
жизнь вечную (Ин. 3:16), всё остальное – комментарии.
Сравнительно недавно,
протестантские церкви начали осваивать «рыбную
ловлю» при помощи сетей. Сеть состоит из ячеек,
связанных между собой «взаимоскрепляющими
связями». Этими ячейками стали небольшие группы
верующих, собирающихся по домам (как правило), и
принадлежащих к одной христианской общине. Чем
больше Церковь, тем больше ячеек. Одна такая
группа не может превышать 12-ти человек, и,
достигая такого количества, эта ячейка, как живая
клетка в растущем организме, раздваивается. Эти
взаимоотношения верующих по домам, позволяют им
приводить в такое общение своих неверующих
друзей, и самим постоянно духовно развиваться,
изучая Слово Божье, молясь друг за друга, просто
общаясь. В каждой такой группе, есть лидер, он
отвечает за эту самую связь группы с пастором,
или лидером, курирующем несколько таких вот
ячеек. Эта одна из сетевых технологий, позволяет
верующим собираться в группы, быть мобильными,
делать какие-то совместные мини-евангелизации,
общаться на неделе помимо воскресного общего
собрания. И даже если этого воскресного общего
собрания не будет, Церковь, имеющая ячеечную
структуру, не развалится. Такие Церкви широко
распространены в Китае например, где общие
собрания большинства протестантских Церквей
запрещены. Такую же ситуацию мы видим и в
Новозаветной Церкви, когда верующие собирались в
Храме и по домам (Деян. 2:46; 5:42). Я считаю, что и
этому можно было бы поучиться у протестантов,
поскольку как раз в городском обществе,
разобщённость достигает максимума, и люди с
трудом идут на контакт, однако такое вот
неформальное общение верующих, помогает
разрушать стены и быть более едиными.
Я вспоминаю свою жизнь
на Украине, когда у меня появились первые
православные друзья. Хоть мои друзья и считали
себя православными, у них было много вопросов, и
мы, длинными, зимними вечерами собирались, и
разговаривали о вере, православии, Библии, об
Иисусе Христе. Однажды нас набралась уже целая
группа, около семи человек. К нам даже стал
приходить один представитель Свидетелей Иеговы,
и я обратился к нашему священнику о.Вячеславу,
чтобы он приходил на наши встречи, и разъяснял
нам трудные вопросы (здорово когда они есть!) Но, к
сожалению, такие встречи продолжались не долго.
Это было спонтанно, и никто о регулярности и
долгосрочности таких вот встреч не думал.
Следующий момент,
который бы хотелось отметить, и который вытекает
из всего вышеперечисленного – это доступность и
понятность как богослужений, так и самих
священников. Любой пастор протестантской Церкви,
проповедуя, конечно говорит очень много из
Священного Писания, проводя с ним аналогии из
современной жизни. Мы понимаем, что времена
меняются, и современному человеку в этом мире
важно понимать и знать, что в Библии, он может
находить ответы, на все современные проблемы,
встающие перед ним. И эту самую Библию, конечно,
каждый протестант слышит на понятном языке, и уж
Новый Завет в синодальном переводе, я бы на
православных службах читал, ведь если ход службы
– это молитва, пусть даже при этом ум и остаётся
без плода, но дух молится, то Слово Божье читается
исключительно для того чтобы в него вникали, и
понимали о чём идёт речь. Кстати к самим
проповедям в православных храмах я лично нечего
не имею, порой в них есть то, чего не слышно на
протестантских служениях.
Я даже не смогу объяснить сейчас.. может
это смирение, или какая-то незамысловатость, и при
этом простота, и при всей простоте – глубина. Как
правило, эти проповеди – призыв к святой жизни, а
не разжёвывание и скрупулезный разбор Писания.
Мы можем блистать эрудицией, чрезвычайностью
откровений, но при этом, плода никакого не иметь.
А можно взять одну простую истину, и посвятить
всю жизнь тому, чтобы хотя бы одну добродетель
совершить, любовь к примеру.
Выкладывая данную
статью на сайте газеты «Для тебя», я оставляю
место для комментариев читателей моей статьи*,
оставьте их в отзывах – что бы Вы добавили к
перечню тех качеств, которым можно было бы
поучиться православным у протестантов?
*Все комментарии автора на
вопросы читателей, являются нотъемлемой
частью данной статьи. При написании отзыва к
статье, обращайте внимание на уже оставленные
сообщения читателей и мои ответы на них.
3. ЧЕМУ ПРОТЕСТАНТАМ
МОЖНО БЫЛО БЫ ПОУЧИТЬСЯ У ПРАВОСЛАВНЫХ.
Вообще-то данную главу
я посвящаю всем тем молодым в вере и горячим
протестантам, которые о православии, как правило,
слышали либо с кафедры, либо читали в книжках, или
смотрели по телевизору богослужения на
Рождество или Пасху. Однако православие это не
только Церковная утварь и обряды, как впрочем, и
протестантство – это не только воскресные
богослужения. Церковная жизнь как раз таки часто
скрыта от глаз, и именно она порой не известна из-за её незаметности для окружающих, и о Церкви в целом складываются легенды и
мифы, у православных – мифы о протестантах, у
протестантов – о православных. Да, то и дело мы
слышим очередные скандальные истории о батюшках
ведущих неподобающий образ жизни. Но и мы не
можем похвастать кристально чистыми служителями,
да и к тому же большинство из нас о падениях
только слышат, реально же лично с этими фактами
не сталкивались. Хотя Церковь православная, как
правило, никогда не скрывала свои проблемы, и
если что-то выявляется не вяжущееся с
христианскими идеалами, как правило, принимает
жёсткие меры по отношению своих служителей, как
впрочем, и любая другая, считающая себя
христианской церковь, поступила бы также.
Настоятельно рекомендую тем, кто дочитал до
этого абзаца прочесть книгу Иеромонаха Тихона «Архиерей»,
эту книгу можно найти в Интернете, но лучше
купите её печатное издание, маленькая книжка, но
прочитаете её за один присест. Книга повествует
можно сказать о православном ребцентре и о том, с
какими проблемами столкнулись служители,
которые этот центр задумали и начинали. Вы
поймёте, что сердце христианина не имеет
динаминационной окраски, оно всегда с теми, кто
нуждается в Боге, в спасении, кому необходима
помощь. Христианин – это человек, который не
может быть удовлетворён простыми ответами на
сложные вопросы, и мне нравится что у
православных можно поучиться думать.
Когда Вы последний раз
думали о смерти? О той самой секунде, когда этот
мир перестаёт для вас существовать, и начинается
тот, к которому мы все плохо ли, или хорошо, но
подготавливаемся? Я лично думаю о ней возможно
слишком много, мысли о ней мне порой не дают
спокойно уснуть, а главное они не дают мне
забывать о том, кто я есть и к чему призван. Если
вы о ней не думаете, возможно, вы ещё не теряли
близких или хорошо вам знакомых людей. А ещё мы
мало думаем о ней, потому что в наших Церквях, по
моему мнению, вообще нет похорон. И, тем не менее,
люди умирают. Возможно, мы действуем по слову «предоставьте
мёртвым погребать своих мертвецов»? Но я не думаю,
что стоит на столько забыть о смерти, что даже не
иметь такой традиции – хоронить своих прихожан.
За почти 10 лет, сколько я в протестантской Церкви,
посещая собрания каждое воскресенье, я не видел
ни одной проведённой похоронной службы (если
вообще таковая есть). К чему я всё это? Странно
даже как-то. Но по некоторым традициям, можно
делать определённые выводы. Первое что приходит
в голову – это отсутствие чётких представлений о
загробном мире. Я не слышал внятной точки зрения
о том, что происходит с человеком после смерти.
Лежит ли он в бессознательном состоянии до
страшного суда, либо он сразу попадает в рай или
ад, и если он жив, и попадает к Христу, слышит ли
человек нас и т.д. Вопросов много, и в Новом Завете
есть немало слов посвящённых посмертной участи
людей, как от самого Иисуса Христа, так и от
Апостолов.
Когда нет чётких
представлений о горнем мире, то и мысли, как
правило, о земном, сиюминутном. Посмотрите,
братья и сёстры, о чём мы думаем, о чём молимся, и
вы поймёте, что «Евангелие преуспевания» это в
чистом виде вещизм, погоня за комфортом и
материальным благополучием, а в итоге –
сребролюбие, прикрытое (а то и вовсе неприкрытое)
несколькими притянутыми местами Писания. Только
вот «горе вам богатые» не знаю я куда приладить,
не клеится оно как-то с этим соломенным
евангелием преуспевания. Я как-то вот Богом
обличён был до глубины костей. Как-то вечером,
опять предавшись тяжёлым размышлениям о житии-бытии,
обратился к Богу с детской просьбой «Господи,
приснись мне сегодня». На утро я проснулся и
понял - надо уже просто освобождение получать от
этого материализма-вещизма. Мне приснились
деньги, которые я судорожно пересчитывал,
Господь показал мне то, что я люблю больше чем Его,
по-видимому. Дай Господи нам понять, НА СКОЛЬКО мы
отходим от Тебя! В послании к Евреям написано: «Но
вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живаго,
к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к
торжествующему собору и церкви первенцев,
написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к
духам праведников, достигших совершенства, и к
Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления,
говорящей лучше, нежели Авелева.
Смотрите, не отвратитесь и вы от
говорящего. Если те, не послушав глаголавшего на
земле, не избегли [наказания], то тем более [не] [избежим]
мы, если отвратимся от [Глаголющего] с небес» (Евр.12:22-25).
В этом отрывке всё требует от нас максимальной
концентрации всех наших сил и способностей, но
хотел бы обратить внимание на тот факт, что мы не
одни в этом мире. По мнению православных, Церковь
состоит, как из тех, кто живёт сейчас на земле в
своих телах, так и из тех, кто ушёл уже к Богу, она,
как земная, так и небесная; воинствующая (на земле)
и торжествующая (на небе). Именно это её
представление о единстве двух миров (у Бога ведь
все живы, а тем паче верные Богу), даёт
возможность православным совершенно ясно
осознавать их близость к тем духам праведников
достигших совершенства, к той Церкви первенцев,
которая на небесах, в Небесном Иерусалиме. Как
можно жить, совершенно не осознавая этого, я
лично ума не приложу. Или мы действуем по
принципу «там будем, всё сами увидим»? Но ведь нам
Господь даёт повеление о горнем помышлять, а не о
земном. Вы помните ведь продолжение слов
Апостола о том, что «не видел того глаз, и не
слышало ухо человека о том, ЧТО приготовил Бог
любящим Его»? Дальше следует «а нам Бог открыл
это Духом Своим». А что же нам открывается? Только
горизонты на этой матушке земле, всё бредим
тысячными Церквями, всё круссейды собирать
мечтаем? Кстати о круссейдах. Кто прочитал этот
абзац, советую посмотреть документальный фильм о
том, как воскрес из мёртвых один темнокожий
пастор в Африке, во время проповеди Рейнхарда
Боннке. Я смотрел отрывок, очень интересный
рассказ этого пастора не оставит равнодушным
никого, даже православных.
Да, возможно о
грустном говорить никому не хочется, и о смерти
мысли слишком уж печалят, чтобы думать о ней
ежедневно, но именно по этой причине думать о ней
нужно. Что будет, если Вы вдруг только на одре
смертном поймёте «как же я мало успел в этой
жизни!!!», а чтобы таких запоздалых прозрений не
было, нужно думать об этом каждый день, это
помогает бодрствовать. А самое печальное, что
люди в наших Церквях умирают, и умирают очень
внезапно (на моей памяти три случая, первый –
человек шёл в аптеку, по дороге умер; вторая
женщина от болезни очень быстро умерла; третий
случай, девушку сбила машина во время её работы
на съёмках фильма), и всех я знал лично, ходили все
в Церковь, но как правило в Церкви об этом только
могли поговорить знающие близко этих людей,
хоронили сами родственники. Я считаю смерть –
это повод к возбуждению в нас здорового чувства
времени, что дни лукавы, а жатвы у нас непочатый
край. Давайте не замусоливать эту тему, а
достойно по христиански провожать людей в
последний путь, тем самым, показывая и своё
отношение к этим людям которое мы имели к ним при
их жизни. Мне кажется мы порой больше празднуем и
торжествуем, вместо того чтобы делом заниматься
и воинствовать, а торжествовать и праздновать
должны больше те, кто уже там, и точно знают «мы
здесь, со Христом, на небесах!» Мы тоже часто
говорим «мы посажены со Христом на небесах!»,
хотя это порой похоже на тот анекдот про
позитивное исповедание «я не в аду и мне не жарко!»
Разве от частого повторения слов о том, что мы на
небесах – мы там окажемся? Нет, но размышления о
том, куда мы стремимся, ПОБУЖДАЮТ нас к действиям,
потому что живой веры без дел не бывает.
Второй момент, на
который я очень хотел бы заострить внимание
пасторов и лидеров в Церквях, который
присутствует в православной Церкви, но который
практически отсутствует в протестантских
Церквях – это исповедь. С
исповедью непосредственно связано такое явление
в Церкви, которое также практически утрачено в
протестантизме – духовное отцовство. Не
ученичество, не наставничество, не лидерство, а
именно отцовство. Такое отцовство, которому
послушание идёт от сердца, а не по расписанию два
раза в неделю. Такое отцовство, которому
открываешь сердце, и не боишься, что в него
заглядывают только ради любопытства. И я думаю,
пастора должны быть в первую очередь отцами, а во
вторую уже очередь организаторами,
администраторами, менеджерами, лидерами,
ораторами, учителями. Вы знаете сколько людей
ходит с грехами не зная кому излить душу? Да, есть
Господь, Который слышит нас, очищает от всякой
неправды, но есть масса проблем, которыми не
поделиться, не поплакаться кому-то, просто
нереально. У меня есть сайт, с которого мне пишут
люди о своих проблемах, и верующие и неверующие. Я
удивлён тем фактом, что верующих (в основном
протестантского направления) подавляющее
большинство среди этих писем, с обращениями к
Богу о прощении, просьбами о молитве, о совете. И
невольно задумываешься, почему пастор не
является тем, к кому можно было бы прийти за этим
советом, молитвой, поддержкой?
Отличие православного
священника от протестантского пастора в очень
существенном моменте (и именно в этом моменте
протестантизм не может заменить православие),
священник знает каждого в своей пастве, знает все
болезни души и изменения в её состоянии. Церковь
это больница, и люди приходят к священнику как к
врачу, они буквально находятся под его
наблюдением, и, как правило, исцеление приходит. Я
до сих пор, когда мне реально плохо бывает, а
такое бывает, душа моя требует порой некоего
освобождения в разговоре с духовным человеком, я
прихожу в храм, к батюшке на исповедь. Последний
раз был больше года назад. Говорю: «Батюшка,
почему я, женатый человек, всё ещё бывает смотрю
по сторонам, на красивых женщин? Почему вообще
Господу не убрать из моего сердца всякое
поползновение к греху, чтоб вообще не искушаться»
Он отвечает: «а представь, что тебе вообще не
нужно сражаться с грехом, как будто ты робот, не
нужен тебе ни Господь, ни Дух Святой.. а Бог хочет,
чтобы ты побеждал искушения. Все люди грешники,
просто одни каяться в грехах, а другие не каяться..»
вот и всё, и уже легче. Иногда достаточно одного
места Писания, чтобы всё в голове прояснилось, но
кто-то должен нам указать на него, и не всегда
этим кем-то бывает Господь, Который нам высветит
это место Писания, бывает что человек со светлой
головой нам откроет (конечно не без Господа)
гораздо больше, чем мы сами со своими заморочками
до чего-то дойдём.
Стоит сделать хотя бы один день в неделю
приёмным для прихожан, чтобы все об этом знали и,
либо, записывались, либо буквально создавали
живую очередь, ведь когда грешники (мы с вами)
будем стоять в одной очереди на покаяние, это нас
породнит ещё больше, мы будем смиреннее. А почему
нет? В одном мультфильме («Супер семейка»), такая
фраза прозвучала «Когда все супер – никто не
супер». Знаете, когда все относят себя к святым,
невольно народ начинает забывать, что святость
эта не наша, а Иисуса Христа, Господа нашего,
кровь Которого очищает нас от всякого греха, она
сделала нас святыми, но при этом грешная наша
природа, всё ещё с нами, и мы наблюдаем её
ежедневно. Взять, например наши уста, мы говорим
столько всего за день, а наши помышления, порой и
поступаем мы не по-христиански. Давайте не
забывать, что всё-таки мы грешники, получившие
возможность стать святыми, стать суперлюдьми. Но
если мы только создаём видимость, а на самом деле
«суперспособности» не имеем, то нам нужно одно –
покаяние. Если бы хотя бы раз в месяц такое служение в Церкви практиковалось, думаю, многие
проблемы у людей ушли бы (а не люди вместе с
проблемами), и пастора также имели бы возможность
держать руку на пульсе, знать проблемы в Церкви, и
соответственно им, назначать лечение, как
индивидуально, так и в общем порядке, через
проповедь.
Ещё на что я обратил
внимание, что отсутствует в протестантских
Церквях, - и что мне, например не совсем понятно –
это отсутствие единообразия в богословии, и
богословия как такового. Есть масса частных
богословских мнений, но нет догм. Слово это
возможно не совсем благообразное, но догматика
похоже дело как раз богословов из традиционных
Церквей, мы же в основном черпаем идеи из массы
книжек западных авторов (судя по перечню книг
продающихся на церковных книжных столах, и в
христианских магазинах, в протестантских
отделах), чьи мнения где-то совпадают, а где-то не
выдерживают никакой критики. Это же относится к
общинам вообще. В одной Церкви отношение,
например к тому же загробному миру - одно, в
другой Церкви – другое; одни могут считать
причастие Телом Христовым духовно
присутствующим в хлебе и вине, другие считают,
что это только образы, и прочее. При этом русское
богословие я считаю одним из самых глубоких,
потому что наши авторы имеют часто очень
критичный ум, способный видеть ситуацию
нестандартно, что делает их произведения
настоящей пищей для размышлений. Хотя, может всё
по той простой причине, что мне русских легче
воспринимать т.к. мы живём в одном культурном
пространстве, говорим на одном языке, понимаем
проблемы общества одинаково. А может быть именно
оно и сформировало мои представления о том, что
есть вообще глубина в богословии. Кому-то
например вообще не интересно размышлять, а
хочется только действовать, и как можно
эффективнее, поэтому настоящей пищей для
размышлений для такого человека являются
размышления людей о практических шагах в вере, о
том, в какой последовательности что-то работает,
а что-то не заработает. Как бы то ни было, хочу
видеть на прилавках побольше книг русских
авторов.
Вот ещё что я заметил в
православной литературе, и это трудно не
заметить – читаешь Феофана Затворника (конец XIX века)
и Иоанна Златоустого (он не помню когда жил, но
точно в первой половине первого тысячелетия), и
как будто в одно время было написано, люди в одном
духе, и это думаю, неслучайно называется
святоотеческой литературой. Мало того, Библия
как-то тоже органично очень с творениями отцов
переплетается, порой даже и нет у них никаких
ссылок на Новый Завет, а читаешь и видишь что само
их слово, подтверждение Евангельских истин. Хотя
конечно не спорю, я читал не всё, а выборочно, и
наверняка можно встретить то, что будет
совершенно не вписываться в Евангелие. Но в
православии, кстати, есть чёткое разделение,
между догматом Церкви (что не подлежит сомнению и
принято как истина, а главный критерий
истинности – подтверждение догмата Св. Писанием),
и частное богословское мнение, которое может
быть высказано любым священником, но могущее
впоследствии быть отвергнуто как ересь. К
сожалению, как правило, у нас нет богословия
твёрдого, и постоянные разборы этих самых
частных мнений происходят лишь по одной причине
– мы весьма сильно раздроблены и не имеем ни
чёткой подотчётности (иерархии), при которой за
слова могли бы призвать к ответу, и при этом
повлиять на изменение этого мнения. У нас порой
нет единого символа веры, а идентификация нас,
христиан принадлежащих к одной диноманиции,
происходит лишь по формальныму появлению в
собрании, при этом богословие человека зависит
порой исключительно от прочитанных им книг,
потому что проповеди не так сильно запоминаются
как книги. К сожалению, или счастью, я за 11 лет,
будучи христианином, прочитал сравнительно мало
книг, и основная моя книга для чтения – Библия.
Как правило, книги, которые я читал, оставляли во
мне след, надеюсь этот след положительный. Основное моё пожелание к книгам – чтобы читая её,
не ты трудился над тем, как усвоить материал и
изменять жизнь по тем рецептам данным в книге, а
чтобы само чтение книги меняло тебя изнутри, в
лучшую сторону конечно. Мало таких книг мне
попадалось, но одну из них я могу назвать – Новый
Завет, именно чтение его перевернуло всю мою
жизнь, меня никто не предупреждал что чтение этой
книги не безопасно для эгоизма и греховной жизни.
А что можно сказать о
наших идеалах, есть ли они у нас? Если так много
мнений вокруг, могут ли быть у нас авторитеты, те,
кому мы хотели бы подражать, или все они умерли
ещё во времена написания Нового Завета? Есть у
нас СУПЕР люди, достойные подражания? Или всё-таки
никто не супер, потому что все супер? Вот я,
например, читая жизнь нашего современника
Антония Сурожского, вижу человека преданного
Богу и людям. Он умер совсем недавно, прожив
долгую жизнь. Вышел на пенсию, и через неделю умер.
Достойная жизнь, достойная смерть. Всего неделю
прожил без служения, хотя вся его жизнь была
служением. Не думаю что это просто совпадение.
Нам очень важно знать этих людей, говорить о них,
и они я уверен есть, те,
кто реально прошли серьёзнейшие искушения и
жизненные потрясения, выстояли, и умерли в вере. И
таких людей я уверен, именно в нашей стране, сотни.
Сколько пронесли веру (пусть даже не собирая
стадионы), через лагеря, а порой и просто через
смерть. И об этом нужно тоже писать. Мне так кажется, уже
настало время понять, что для проповеди Евангелия,
не достаточно сделать просто качественное шоу, а
нужны те, кто полезет в подвалы, пойдёт в больницы,
в тюрьмы, к бездомным и кто возьмёт за
возрастание в вере этих душ ответственность. Вообще, демонстрация Божьей силы всегда сопровождала проповедь Апостолов, и заключалась она в тех исцелениях души и тела слушающих проповедь Евангелия, сердец которых касался Дух Святой, и это воистину прекрасное шоу, но это шоу делал Сам Бог "Который, во свидетельство слову благодати Своей, творил руками их (Апостолов) знамения и чудеса."(Деян.14:3)! И вы,
те, кто служите на этих нивах, пишите книги,
статьи, создавайте фильмы, доносите эту
информацию до других, о тех Божих делах творимых через ваши руки, а те кто отвечает за распространение этих материалов - не жалейте на это средств. Только это и способно
христиан вдохновлять, а тех, кто не с Богом –
обличать. Дух Святой говори в наше сердце, когда
мы видим своё призвание, дай нам разума и воли
начать то, что, возможно, мы так долго оттягивали.
А ещё мне не хватает
соборности, когда люди собираются вместе, и
решают насущные вопросы, не просто даже
пасторские конференции, а именно когда Церкви
собираются целыми делегациями, и принимают
совместные решения (это же касается и решений принимаемых в самих поместных Церквях). В этом я думаю и есть
единство. Сейчас есть определённая тенденция к
объединению в разные союзы, но этот юридический
формализм я думаю ни к чему, главное – это добрая
воля всех кто заинтересован в том, чтобы динамика
в нашей стране была, потому что основная проблема,
которую я вижу на сегодня в христианском мире,
это самодостаточность, порой успокоенность на
достигнутом, или вовсе спячка после очередной «горячки»,
после какого-нибудь проекта, который опять не
показал ожидаемых результатов. Именно для того,
чтобы быть эффективными в деле служения, нам
нужно собираться по 10-20 церквей за раз, создавать
рабочие группы, и вырабатывать пути, новые
концепции, вплоть до определения догматов и
правил. Правил? Да, это слово в Библии встречается
не только в негативном смысле. Нам нужно чётко
высказаться о тех проблемах которые встали
сегодня перед обществом, чтобы христиане могли
определиться, а не бесконечно дебатировать на
различных христианских форумах о том, можно ли
целоваться до брака, о важности приношения
десятин, об отношении к Причастию, о том, как
относиться к умершим, к разводам, и по многим
другим вопросам.
ВЫВОД
Конечно, единого
мнения достигнуть порой очень и очень сложно, но
факт остаётся фактом – есть одно мнение, на все
наши сотни тысяч мнений, это мнение Бога. Правда
если смотреть на мнение, не как на истину, а как на
то, что только кажется истинным, то у Бога конечно
истина, в её последней инстанции. Только на
основании этой веры в существование
единственной истины, а не в сотни мнений,
кажущихся истиной, я и делаю вывод, что кто-то из
нас, более-менее знает эту истину и ближе к ней,
чем остальные, а значит, у нас всех есть надежда
быть причастниками этой истины и мы можем
согласиться с ней, или не согласиться. Ведь чьё-то
мнение Бог разделяет, чья-то точка зрения для
Бога истинна, и кто-то во всех наших межцерковных
диалогах более прав, чем мы. Однажды после такого
вот диалога, и выяснений отношений про Бога,
выяснения того, что Бог думает, и как относится к
тем или иным недоразумениям в жизни, Бог Сам
вмешался в этот диалог. Я описываю историю про
Иова и его друзей, в разговоре которых Бог
поставил следующую точку: «и ..сказал Господь
Елифазу Феманитянину: горит гнев Мой на тебя и на
двух друзей твоих за то, что вы говорили о Мне не
так верно, как раб Мой Иов. Итак возьмите себе
семь тельцов и семь овнов и пойдите к рабу Моему
Иову и принесите за себя жертву; и раб Мой Иов
помолится за вас, ибо только лице его Я приму,
дабы не отвергнуть вас за то, что вы говорили о
Мне не так верно, как раб Мой Иов.» (Иов.42:7,8) Говорить о Боге не
так верно, как это могло бы быть, может оказаться
проклятием для нас, уж лучше вообще молчать, чем
быть отвергнутым. Конечно, благодаря жертве
Иисуса Христа у нас есть надежда, что все наши
межцерковные конфликты, связанные с
отстаиванием прав на истину и доказательствами
ложности мнения оппонентов, закончатся всё-таки
всеобщим примирением, на небесах. Но опять же, это лишь мнение,
но истина ли это? Нам конечно легче в
анекдотической форме смотреть на все наши
расколы и религиозную нетерпимость, но стоит ли
за этими анекдотами истинное положение вещей.
Глядя на состояние Церкви во времена написания
Откровения Иоанном Богословом, а это всего
первый век после Рождества Христова, задаёшься
вопросом, а какие сейчас бы мы услышали из уст
Господа поводы для покаяния наших Церквей. И ведь
у каждой Церкви причин для покаяния наберётся
немало, они есть. Иоанн Павел II впервые за
историю католической Церкви принёс покаяние за
те трагические ошибки, которые были совершены
Церковью по невежеству, властолюбию, сребролюбию,
и по многим другим причинам, которые Церковь,
возможно, не замечала, или не хотела замечать.
Может быть, нам всем стоит попросить Господа,
чтобы Он смилостивился над нами, и дал нам
возможность, пусть даже во время сна, увидеть
истинное положение вещей в нашей жизни, и
пробудившись – покаяться.
Я не могу давать
готовых решений, сейчас могу
только мечтать о той Церкви, о Которой Господь
мог бы сказать – вот истинно Мои Ученики, между
которыми та любовь, по которой мир узнаёт что они
верят в Меня, и они познали и Бога и Меня,
посланного в этот мир Иисуса Христа.
Вот собственно и всё чем я хотел поделиться в моей статье. Надеюсь, она
не останется без внимания со стороны тех, чьё
поле зрения сужено шорами религиозной
нетерпимости и не желанием (а порой и страхом)
идти друг к другу навстречу, для того чтобы
Господь наш прославился и мы смогли исполнить в
полноте наше предназначение на земле, потому как
если мы не любим братьев наших, которых видим, то,
как мы можем любить тех, к кому посланы, кого мы не
видели ещё? Может, мы любим только свои фантазии,
и только говорим, что любим людей и Бога? Я
надеюсь, что для большинства из нас это не так.
P.S. Если бы я был в Армии
Спасения, в Баптисткой Церкви, Лютеранином или
кем либо ещё, я бы взял плюсы и от этих Церквей. Но
так как я был только в православии и в
харизматических Церквях (безусловно две самые
контрастирующие Церкви в России), то конечно я
пишу о них, и сравниваю их на основании того опыта
который я имел. Вполне уверен, меня можно
дополнить Вашим опытом в тех Церквях, в которых
Вы были. Буду ждать Ваши комментарии, Ваши мысли и
дополнения к уже сказанному! И критикуйте!)
P.P.S. Последние изменения в статье 16.04.2006. Поправки коснулись 27 предложений.. к примеру, одна фраза выглядела так "он не совершенно не пил"..) ну и другие мелкие опечатки..)
|